Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить Эссе на тему плохой учитель преподносит истину

Эссе

Моя педагогическая философия

Работу выполнила

школы с углублённым изучением

А. Дистервег


5 классе , ребёнок, открыв глаза, с восторгом смотрит на древнейших людей, а в 6 – 7 классе , чтобы он не узнал, чтобы не увидел, ничему не удивляется!? Получается, чем больше учимся, тем меньше творим? В связи с этим люблю повторять своим ученикам слова Г. Гегеля, который точно подметил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит». Поэтому вижу свою миссию, как учителя – не в том, чтобы преподать материал, а научить мыслить творчески, делать выбор, принимать нестандартные решения и быть ответственными за них. При этом стараюсь помнить о том, что дети – это дети, у них всё ещё впереди, они могут ошибаться, но они могут ещё всё начать сначала.

| Контент-платформа сайт

Эссе Моя педагогическая философия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

Эссе

Моя педагогическая философия


Работу выполнила

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы с углублённым изучением

отдельных предметов пгт Пиажнка

«Плохой учитель преподносит истину,

а хороший учит находить её самостоятельно»

А. Дистервег

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. В стекло стучатся снежинки, навевая какие-то далёкие, но до боли родные образы. Выхожу на улицу. Снег хрустит под ногами, небо серое, тяжёлое, ввергающее в уныние. Зима, зима во всём мире…

Через 15 минут всё меняется. Буйство красок, искрящиеся глаза и звенящий смех затмевают уныние зимы. Распахиваю дверь в этот необычный мир. Вокруг всё оживает, куда-то бежит, топает по лестницам, заливается звенящим, как колокольчик, смехом и затихает только со звонком.

Это – мой мир, это – моя школа, в которую ещё 15 лет назад я входила как ученица.

В детстве я очень хотела быть юристом. Но жизнь распорядилась иначе. Пролетело время, и вот я уже в своём любимом кабинете истории, начинаю урок… Я – учитель!

Учитель… Он и наставник, и советчик, и критик. Учитель, как и доктор, не имеет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия, детской души.

Врезались в душу слова моего преподавателя: «Ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Легко любить детей послушных, выполняющих все требования. Но идеальных людей не существует, а дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше». Как же он был прав. Во всём прав!

Человек добивается чего-то только тогда, когда верит в свои силы. Поэтому стараюсь видеть каждый робкий шаг к успеху своих учеников, отмечать их достижения. А история помогает «обогатить душу опытом иных поколений».

Мы любим спорить друг с другом, это и хорошо, ведь «в споре рождается истина». Мы задаём друг другу вопросы и ищем ответы. А, открывая книги, мчимся вглубь тысячелетий, и нашими спутниками становятся Александр Македонский, Пётр I, Екатерина II.

Что же я могу дать своим ученикам? Научить истине? И как же был прав

А. Дистервег, когда сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить её самостоятельно».

Мир стремительно меняется, наше время требует, чтобы человек умел решать проблемы, исследовать их, мог презентовать себя, умел креативно мыслить. Поэтому воспитательный метод – «делай, как я» - уже не срабатывает, вызывая реакцию с точностью наоборот.

Они испытывают счастье оттого, что любимы, умеют забывать свои обиды. Пусть на уроке истории ребёнок на 45 минут станет полководцем, императором, артистом, философом, мудрецом, чьё мнение интересно учителю и сверстником.

Дети своей энергией побуждают меня работать творчески, ведь профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Я – учитель. Я учу и учусь сама. И я счастлива, что каждый день мне предоставляется возможность вновь познавать мир истории вместе с моими учениками.

Каждый из моих учеников выберет свой путь в жизни, пойдёт своей дорогой. И я надеюсь, что при этом все они станут хорошими людьми, что они не превратятся в «Иванов, не помнящих родства».

Уходят во взрослую жизнь выпускники. Приходят пятиклассники, с широко распахнутыми глазами, в ожидании чуда. Я помогу им поверить в себя, постараюсь не обмануть в ожидании чуда, не потушить огонёк в их сердцах. Ради этого стоит идти вперёд, забыв о своих проблемах и плохом настроении.

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. Я вхожу в класс… Урок продолжается… Жизнь продолжается… Я счастлива.

Эссе Моя педагогическая философия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

Эссе

Моя педагогическая философия

Работу выполнила

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы с углублённым изучением

отдельных предметов пгт Пиажнка

«Плохой учитель преподносит истину,

а хороший учит находить её самостоятельно»

А. Дистервег

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. В стекло стучатся снежинки, навевая какие-то далёкие, но до боли родные образы. Выхожу на улицу. Снег хрустит под ногами, небо серое, тяжёлое, ввергающее в уныние. Зима, зима во всём мире…

Через 15 минут всё меняется. Буйство красок, искрящиеся глаза и звенящий смех затмевают уныние зимы. Распахиваю дверь в этот необычный мир. Вокруг всё оживает, куда-то бежит, топает по лестницам, заливается звенящим, как колокольчик, смехом и затихает только со звонком.

Это – мой мир, это – моя школа, в которую ещё 15 лет назад я входила как ученица.

В детстве я очень хотела быть юристом. Но жизнь распорядилась иначе. Пролетело время, и вот я уже в своём любимом кабинете истории, начинаю урок… Я – учитель!

Учитель… Он и наставник, и советчик, и критик. Учитель, как и доктор, не имеет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия, детской души.

Врезались в душу слова моего преподавателя: «Ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Легко любить детей послушных, выполняющих все требования. Но идеальных людей не существует, а дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше». Как же он был прав. Во всём прав!

Человек добивается чего-то только тогда, когда верит в свои силы. Поэтому стараюсь видеть каждый робкий шаг к успеху своих учеников, отмечать их достижения. А история помогает «обогатить душу опытом иных поколений».

Мы любим спорить друг с другом, это и хорошо, ведь «в споре рождается истина». Мы задаём друг другу вопросы и ищем ответы. А, открывая книги, мчимся вглубь тысячелетий, и нашими спутниками становятся Александр Македонский, Пётр I, Екатерина II.

Что же я могу дать своим ученикам? Научить истине? И как же был прав

А. Дистервег, когда сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить её самостоятельно».

Мир стремительно меняется, наше время требует, чтобы человек умел решать проблемы, исследовать их, мог презентовать себя, умел креативно мыслить. Поэтому воспитательный метод – «делай, как я» - уже не срабатывает, вызывая реакцию с точностью наоборот.

Куда же исчезает любознательность и ожидание чуда в глазах? Почему в 5 классе, ребёнок, открыв глаза, с восторгом смотрит на древнейших людей, а в 6 – 7 классе, чтобы он не узнал, чтобы не увидел, ничему не удивляется!? Получается, чем больше учимся, тем меньше творим? В связи с этим люблю повторять своим ученикам слова Г. Гегеля, который точно подметил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит». Поэтому вижу свою миссию, как учителя – не в том, чтобы преподать материал, а научить мыслить творчески, делать выбор, принимать нестандартные решения и быть ответственными за них. При этом стараюсь помнить о том, что дети – это дети, у них всё ещё впереди, они могут ошибаться, но они могут ещё всё начать сначала.

Они испытывают счастье оттого, что любимы, умеют забывать свои обиды. Пусть на уроке истории ребёнок на 45 минут станет полководцем, императором, артистом, философом, мудрецом, чьё мнение интересно учителю и сверстником.

Дети своей энергией побуждают меня работать творчески, ведь профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Я – учитель. Я учу и учусь сама. И я счастлива, что каждый день мне предоставляется возможность вновь познавать мир истории вместе с моими учениками.

Каждый из моих учеников выберет свой путь в жизни, пойдёт своей дорогой. И я надеюсь, что при этом все они станут хорошими людьми, что они не превратятся в «Иванов, не помнящих родства».

Уходят во взрослую жизнь выпускники. Приходят пятиклассники, с широко распахнутыми глазами, в ожидании чуда. Я помогу им поверить в себя, постараюсь не обмануть в ожидании чуда, не потушить огонёк в их сердцах. Ради этого стоит идти вперёд, забыв о своих проблемах и плохом настроении.

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. Я вхожу в класс… Урок продолжается… Жизнь продолжается… Я счастлива.

Эссе Моя педагогическая философия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

пгт. Пижанка Кировской области

Эссе

Моя педагогическая философия

Работу выполнила

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы с углублённым изучением

отдельных предметов пгт Пиажнка

«Плохой учитель преподносит истину,

а хороший учит находить её самостоятельно»

А. Дистервег

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. В стекло стучатся снежинки, навевая какие-то далёкие, но до боли родные образы. Выхожу на улицу. Снег хрустит под ногами, небо серое, тяжёлое, ввергающее в уныние. Зима, зима во всём мире…

Через 15 минут всё меняется. Буйство красок, искрящиеся глаза и звенящий смех затмевают уныние зимы. Распахиваю дверь в этот необычный мир. Вокруг всё оживает, куда-то бежит, топает по лестницам, заливается звенящим, как колокольчик, смехом и затихает только со звонком.

Это – мой мир, это – моя школа, в которую ещё 15 лет назад я входила как ученица.

В детстве я очень хотела быть юристом. Но жизнь распорядилась иначе. Пролетело время, и вот я уже в своём любимом кабинете истории, начинаю урок… Я – учитель!

Учитель… Он и наставник, и советчик, и критик. Учитель, как и доктор, не имеет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия, детской души.

Врезались в душу слова моего преподавателя: «Ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Легко любить детей послушных, выполняющих все требования. Но идеальных людей не существует, а дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше». Как же он был прав. Во всём прав!

Человек добивается чего-то только тогда, когда верит в свои силы. Поэтому стараюсь видеть каждый робкий шаг к успеху своих учеников, отмечать их достижения. А история помогает «обогатить душу опытом иных поколений».

Мы любим спорить друг с другом, это и хорошо, ведь «в споре рождается истина». Мы задаём друг другу вопросы и ищем ответы. А, открывая книги, мчимся вглубь тысячелетий, и нашими спутниками становятся Александр Македонский, Пётр I, Екатерина II.

Что же я могу дать своим ученикам? Научить истине? И как же был прав

А. Дистервег, когда сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить её самостоятельно».

Мир стремительно меняется, наше время требует, чтобы человек умел решать проблемы, исследовать их, мог презентовать себя, умел креативно мыслить. Поэтому воспитательный метод – «делай, как я» - уже не срабатывает, вызывая реакцию с точностью наоборот.

Куда же исчезает любознательность и ожидание чуда в глазах? Почему в 5 классе, ребёнок, открыв глаза, с восторгом смотрит на древнейших людей, а в 6 – 7 классе, чтобы он не узнал, чтобы не увидел, ничему не удивляется!? Получается, чем больше учимся, тем меньше творим? В связи с этим люблю повторять своим ученикам слова Г. Гегеля, который точно подметил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит». Поэтому вижу свою миссию, как учителя – не в том, чтобы преподать материал, а научить мыслить творчески, делать выбор, принимать нестандартные решения и быть ответственными за них. При этом стараюсь помнить о том, что дети – это дети, у них всё ещё впереди, они могут ошибаться, но они могут ещё всё начать сначала.

Они испытывают счастье оттого, что любимы, умеют забывать свои обиды. Пусть на уроке истории ребёнок на 45 минут станет полководцем, императором, артистом, философом, мудрецом, чьё мнение интересно учителю и сверстником.

Дети своей энергией побуждают меня работать творчески, ведь профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Я – учитель. Я учу и учусь сама. И я счастлива, что каждый день мне предоставляется возможность вновь познавать мир истории вместе с моими учениками.

Каждый из моих учеников выберет свой путь в жизни, пойдёт своей дорогой. И я надеюсь, что при этом все они станут хорошими людьми, что они не превратятся в «Иванов, не помнящих родства».

Уходят во взрослую жизнь выпускники. Приходят пятиклассники, с широко распахнутыми глазами, в ожидании чуда. Я помогу им поверить в себя, постараюсь не обмануть в ожидании чуда, не потушить огонёк в их сердцах. Ради этого стоит идти вперёд, забыв о своих проблемах и плохом настроении.

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. Я вхожу в класс… Урок продолжается… Жизнь продолжается… Я счастлива.

Эссе Моя педагогическая философия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

Эссе

Моя педагогическая философия

Работу выполнила

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы с углублённым изучением

отдельных предметов пгт Пиажнка

«Плохой учитель преподносит истину,

а хороший учит находить её самостоятельно»

А. Дистервег

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. В стекло стучатся снежинки, навевая какие-то далёкие, но до боли родные образы. Выхожу на улицу. Снег хрустит под ногами, небо серое, тяжёлое, ввергающее в уныние. Зима, зима во всём мире…

Через 15 минут всё меняется. Буйство красок, искрящиеся глаза и звенящий смех затмевают уныние зимы. Распахиваю дверь в этот необычный мир. Вокруг всё оживает, куда-то бежит, топает по лестницам, заливается звенящим, как колокольчик, смехом и затихает только со звонком.

Это – мой мир, это – моя школа, в которую ещё 15 лет назад я входила как ученица.

В детстве я очень хотела быть юристом. Но жизнь распорядилась иначе. Пролетело время, и вот я уже в своём любимом кабинете истории, начинаю урок… Я – учитель!

Учитель… Он и наставник, и советчик, и критик. Учитель, как и доктор, не имеет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия, детской души.

Врезались в душу слова моего преподавателя: «Ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Легко любить детей послушных, выполняющих все требования. Но идеальных людей не существует, а дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше». Как же он был прав. Во всём прав!

Человек добивается чего-то только тогда, когда верит в свои силы. Поэтому стараюсь видеть каждый робкий шаг к успеху своих учеников, отмечать их достижения. А история помогает «обогатить душу опытом иных поколений».

Мы любим спорить друг с другом, это и хорошо, ведь «в споре рождается истина». Мы задаём друг другу вопросы и ищем ответы. А, открывая книги, мчимся вглубь тысячелетий, и нашими спутниками становятся Александр Македонский, Пётр I, Екатерина II.

Что же я могу дать своим ученикам? Научить истине? И как же был прав

А. Дистервег, когда сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить её самостоятельно».

Мир стремительно меняется, наше время требует, чтобы человек умел решать проблемы, исследовать их, мог презентовать себя, умел креативно мыслить. Поэтому воспитательный метод – «делай, как я» - уже не срабатывает, вызывая реакцию с точностью наоборот.

Куда же исчезает любознательность и ожидание чуда в глазах? Почему в 5 классе , ребёнок, открыв глаза, с восторгом смотрит на древнейших людей, а в 6 – 7 классе, чтобы он не узнал, чтобы не увидел, ничему не удивляется!? Получается, чем больше учимся, тем меньше творим? В связи с этим люблю повторять своим ученикам слова Г. Гегеля, который точно подметил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит». Поэтому вижу свою миссию, как учителя – не в том, чтобы преподать материал, а научить мыслить творчески, делать выбор, принимать нестандартные решения и быть ответственными за них. При этом стараюсь помнить о том, что дети – это дети, у них всё ещё впереди, они могут ошибаться, но они могут ещё всё начать сначала.

Они испытывают счастье оттого, что любимы, умеют забывать свои обиды. Пусть на уроке истории ребёнок на 45 минут станет полководцем, императором, артистом, философом, мудрецом, чьё мнение интересно учителю и сверстником.

Дети своей энергией побуждают меня работать творчески, ведь профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Я – учитель. Я учу и учусь сама. И я счастлива, что каждый день мне предоставляется возможность вновь познавать мир истории вместе с моими учениками.

Каждый из моих учеников выберет свой путь в жизни, пойдёт своей дорогой. И я надеюсь, что при этом все они станут хорошими людьми, что они не превратятся в «Иванов, не помнящих родства».

Уходят во взрослую жизнь выпускники. Приходят пятиклассники, с широко распахнутыми глазами, в ожидании чуда. Я помогу им поверить в себя, постараюсь не обмануть в ожидании чуда, не потушить огонёк в их сердцах. Ради этого стоит идти вперёд, забыв о своих проблемах и плохом настроении.

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. Я вхожу в класс… Урок продолжается… Жизнь продолжается… Я счастлива.

Эссе Моя педагогическая философия | Контент-платформа сайт

Эссе Моя педагогическая философия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

пгт. Пижанка Кировской области

Эссе

Моя педагогическая философия

Работу выполнила

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы с углублённым изучением

отдельных предметов пгт Пиажнка

«Плохой учитель преподносит истину,

а хороший учит находить её самостоятельно»

А. Дистервег

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. В стекло стучатся снежинки, навевая какие-то далёкие, но до боли родные образы. Выхожу на улицу. Снег хрустит под ногами, небо серое, тяжёлое, ввергающее в уныние. Зима, зима во всём мире…

Через 15 минут всё меняется. Буйство красок, искрящиеся глаза и звенящий смех затмевают уныние зимы. Распахиваю дверь в этот необычный мир. Вокруг всё оживает, куда-то бежит, топает по лестницам, заливается звенящим, как колокольчик, смехом и затихает только со звонком.

Это – мой мир, это – моя школа, в которую ещё 15 лет назад я входила как ученица.

В детстве я очень хотела быть юристом. Но жизнь распорядилась иначе. Пролетело время, и вот я уже в своём любимом кабинете истории, начинаю урок… Я – учитель!

Учитель… Он и наставник, и советчик, и критик. Учитель, как и доктор, не имеет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия, детской души.

Врезались в душу слова моего преподавателя: «Ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Легко любить детей послушных, выполняющих все требования. Но идеальных людей не существует, а дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше». Как же он был прав. Во всём прав!

Человек добивается чего-то только тогда, когда верит в свои силы. Поэтому стараюсь видеть каждый робкий шаг к успеху своих учеников, отмечать их достижения. А история помогает «обогатить душу опытом иных поколений».

Мы любим спорить друг с другом, это и хорошо, ведь «в споре рождается истина». Мы задаём друг другу вопросы и ищем ответы. А, открывая книги, мчимся вглубь тысячелетий, и нашими спутниками становятся Александр Македонский, Пётр I, Екатерина II.

Что же я могу дать своим ученикам? Научить истине? И как же был прав

А. Дистервег, когда сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить её самостоятельно».

Мир стремительно меняется, наше время требует, чтобы человек умел решать проблемы, исследовать их, мог презентовать себя, умел креативно мыслить. Поэтому воспитательный метод – «делай, как я» - уже не срабатывает, вызывая реакцию с точностью наоборот.

Куда же исчезает любознательность и ожидание чуда в глазах? Почему в 5 классе, ребёнок, открыв глаза, с восторгом смотрит на древнейших людей, а в 6 – 7 классе, чтобы он не узнал, чтобы не увидел, ничему не удивляется!? Получается, чем больше учимся, тем меньше творим? В связи с этим люблю повторять своим ученикам слова Г. Гегеля, который точно подметил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит». Поэтому вижу свою миссию, как учителя – не в том, чтобы преподать материал, а научить мыслить творчески, делать выбор, принимать нестандартные решения и быть ответственными за них. При этом стараюсь помнить о том, что дети – это дети, у них всё ещё впереди, они могут ошибаться, но они могут ещё всё начать сначала.

Они испытывают счастье оттого, что любимы, умеют забывать свои обиды. Пусть на уроке истории ребёнок на 45 минут станет полководцем, императором, артистом, философом, мудрецом, чьё мнение интересно учителю и сверстником.

Дети своей энергией побуждают меня работать творчески, ведь профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Я – учитель. Я учу и учусь сама. И я счастлива, что каждый день мне предоставляется возможность вновь познавать мир истории вместе с моими учениками.

Каждый из моих учеников выберет свой путь в жизни, пойдёт своей дорогой. И я надеюсь, что при этом все они станут хорошими людьми, что они не превратятся в «Иванов, не помнящих родства».

Уходят во взрослую жизнь выпускники. Приходят пятиклассники, с широко распахнутыми глазами, в ожидании чуда. Я помогу им поверить в себя, постараюсь не обмануть в ожидании чуда, не потушить огонёк в их сердцах. Ради этого стоит идти вперёд, забыв о своих проблемах и плохом настроении.

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. Я вхожу в класс… Урок продолжается… Жизнь продолжается… Я счастлива.

Эссе Моя педагогическая философия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

Эссе

Моя педагогическая философия

Работу выполнила

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы с углублённым изучением

отдельных предметов пгт Пиажнка

«Плохой учитель преподносит истину,

а хороший учит находить её самостоятельно»

А. Дистервег

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. В стекло стучатся снежинки, навевая какие-то далёкие, но до боли родные образы. Выхожу на улицу. Снег хрустит под ногами, небо серое, тяжёлое, ввергающее в уныние. Зима, зима во всём мире…

Через 15 минут всё меняется. Буйство красок, искрящиеся глаза и звенящий смех затмевают уныние зимы. Распахиваю дверь в этот необычный мир. Вокруг всё оживает, куда-то бежит, топает по лестницам, заливается звенящим, как колокольчик, смехом и затихает только со звонком.

Это – мой мир, это – моя школа, в которую ещё 15 лет назад я входила как ученица.

В детстве я очень хотела быть юристом. Но жизнь распорядилась иначе. Пролетело время, и вот я уже в своём любимом кабинете истории, начинаю урок… Я – учитель!

Учитель… Он и наставник, и советчик, и критик. Учитель, как и доктор, не имеет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия, детской души.

Врезались в душу слова моего преподавателя: «Ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Легко любить детей послушных, выполняющих все требования. Но идеальных людей не существует, а дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше». Как же он был прав. Во всём прав!

Человек добивается чего-то только тогда, когда верит в свои силы. Поэтому стараюсь видеть каждый робкий шаг к успеху своих учеников, отмечать их достижения. А история помогает «обогатить душу опытом иных поколений».

Мы любим спорить друг с другом, это и хорошо, ведь «в споре рождается истина». Мы задаём друг другу вопросы и ищем ответы. А, открывая книги, мчимся вглубь тысячелетий, и нашими спутниками становятся Александр Македонский, Пётр I, Екатерина II.

Что же я могу дать своим ученикам? Научить истине? И как же был прав

А. Дистервег, когда сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить её самостоятельно».

Мир стремительно меняется, наше время требует, чтобы человек умел решать проблемы, исследовать их, мог презентовать себя, умел креативно мыслить. Поэтому воспитательный метод – «делай, как я» - уже не срабатывает, вызывая реакцию с точностью наоборот.

Куда же исчезает любознательность и ожидание чуда в глазах? Почему в 5 классе, ребёнок, открыв глаза, с восторгом смотрит на древнейших людей, а в 6 – 7 классе, чтобы он не узнал, чтобы не увидел, ничему не удивляется!? Получается, чем больше учимся, тем меньше творим? В связи с этим люблю повторять своим ученикам слова Г. Гегеля, который точно подметил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит». Поэтому вижу свою миссию, как учителя – не в том, чтобы преподать материал, а научить мыслить творчески, делать выбор, принимать нестандартные решения и быть ответственными за них. При этом стараюсь помнить о том, что дети – это дети, у них всё ещё впереди, они могут ошибаться, но они могут ещё всё начать сначала.

Они испытывают счастье оттого, что любимы, умеют забывать свои обиды. Пусть на уроке истории ребёнок на 45 минут станет полководцем, императором, артистом, философом, мудрецом, чьё мнение интересно учителю и сверстником.

Дети своей энергией побуждают меня работать творчески, ведь профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Я – учитель. Я учу и учусь сама. И я счастлива, что каждый день мне предоставляется возможность вновь познавать мир истории вместе с моими учениками.

Каждый из моих учеников выберет свой путь в жизни, пойдёт своей дорогой. И я надеюсь, что при этом все они станут хорошими людьми, что они не превратятся в «Иванов, не помнящих родства».

Уходят во взрослую жизнь выпускники. Приходят пятиклассники, с широко распахнутыми глазами, в ожидании чуда. Я помогу им поверить в себя, постараюсь не обмануть в ожидании чуда, не потушить огонёк в их сердцах. Ради этого стоит идти вперёд, забыв о своих проблемах и плохом настроении.

школы с углублённым изучением

отдельных предметов пгт Пиажнка

«Плохой учитель преподносит истину,

а хороший учит находить её самостоятельно»

А. Дистервег

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. В стекло стучатся снежинки, навевая какие-то далёкие, но до боли родные образы. Выхожу на улицу. Снег хрустит под ногами, небо серое, тяжёлое, ввергающее в уныние. Зима, зима во всём мире…

Через 15 минут всё меняется. Буйство красок, искрящиеся глаза и звенящий смех затмевают уныние зимы. Распахиваю дверь в этот необычный мир. Вокруг всё оживает, куда-то бежит, топает по лестницам, заливается звенящим, как колокольчик, смехом и затихает только со звонком.

Это – мой мир, это – моя школа, в которую ещё 15 лет назад я входила как ученица.

В детстве я очень хотела быть юристом. Но жизнь распорядилась иначе. Пролетело время, и вот я уже в своём любимом кабинете истории, начинаю урок… Я – учитель!

Учитель… Он и наставник, и советчик, и критик. Учитель, как и доктор, не имеет права на ошибку. Слишком дорогой может оказаться её цена – цена детского доверия, детской души.

Врезались в душу слова моего преподавателя: «Ребёнок как зеркало, он отражает любовь, но не начинает любить первым. Легко любить детей послушных, выполняющих все требования. Но идеальных людей не существует, а дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше». Как же он был прав. Во всём прав!

Человек добивается чего-то только тогда, когда верит в свои силы. Поэтому стараюсь видеть каждый робкий шаг к успеху своих учеников, отмечать их достижения. А история помогает «обогатить душу опытом иных поколений».

Мы любим спорить друг с другом, это и хорошо, ведь «в споре рождается истина». Мы задаём друг другу вопросы и ищем ответы. А, открывая книги, мчимся вглубь тысячелетий, и нашими спутниками становятся Александр Македонский, Пётр I, Екатерина II.

Что же я могу дать своим ученикам? Научить истине? И как же был прав

А. Дистервег, когда сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить её самостоятельно».

Мир стремительно меняется, наше время требует, чтобы человек умел решать проблемы, исследовать их, мог презентовать себя, умел креативно мыслить. Поэтому воспитательный метод – «делай, как я» - уже не срабатывает, вызывая реакцию с точностью наоборот.

Куда же исчезает любознательность и ожидание чуда в глазах? Почему в 5 классе, ребёнок, открыв глаза, с восторгом смотрит на древнейших людей, а в 6 – 7 классе, чтобы он не узнал, чтобы не увидел, ничему не удивляется!? Получается, чем больше учимся, тем меньше творим? В связи с этим люблю повторять своим ученикам слова Г. Гегеля, который точно подметил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит». Поэтому вижу свою миссию, как учителя – не в том, чтобы преподать материал, а научить мыслить творчески, делать выбор, принимать нестандартные решения и быть ответственными за них. При этом стараюсь помнить о том, что дети – это дети, у них всё ещё впереди, они могут ошибаться, но они могут ещё всё начать сначала.

Они испытывают счастье оттого, что любимы, умеют забывать свои обиды. Пусть на уроке истории ребёнок на 45 минут станет полководцем, императором, артистом, философом, мудрецом, чьё мнение интересно учителю и сверстником.

Дети своей энергией побуждают меня работать творчески, ведь профессия учителя начинается с творчества самого педагога. Я – учитель. Я учу и учусь сама. И я счастлива, что каждый день мне предоставляется возможность вновь познавать мир истории вместе с моими учениками.

Каждый из моих учеников выберет свой путь в жизни, пойдёт своей дорогой. И я надеюсь, что при этом все они станут хорошими людьми, что они не превратятся в «Иванов, не помнящих родства».

Уходят во взрослую жизнь выпускники. Приходят пятиклассники, с широко распахнутыми глазами, в ожидании чуда. Я помогу им поверить в себя, постараюсь не обмануть в ожидании чуда, не потушить огонёк в их сердцах. Ради этого стоит идти вперёд, забыв о своих проблемах и плохом настроении.

За окном зима. Леденящая, однообразная, изматывающая. Я вхожу в класс… Урок продолжается… Жизнь продолжается… Я счастлива.

Эссе «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег

На вопрос, что такое истина, любой из нас не задумываясь ответит – правда! Причём, правда абсолютная, не зависящая от чьего – либо мнения или от каких – либо обстоятельств. Однако, как подтверждает история развития человечества, нельзя не признавать и элемент относительности истины, потому что стремление к познанию нового, неизведанного заложено в человеке самой природой. Если же истинность научных знаний, проверенных практикой, непреложна, то в социальной сфере всё обстоит иначе: во имя достижения определённых целей в общественное сознание зачастую внедряются заведомо ложные истины, что, как известно, приводит к трагическим последствиям. Ярким примером этого может служить фашистская идеология, а также события, происходящие сейчас в Украине. Конечно, больше всего подвержена внушению молодёжь, которая ещё не имеет жизненного опыта, поэтому склонна принимать на веру всё, что «вещается» из уст авторитетных для неё людей. Вот почему на Учителе во все времена лежала огромнейшая ответственность за то, какой выбор сделают его ученики в будущем: окажутся ли они на стороне Добра или примкнут к силам Зла. Направить ребёнка на путь истины – задача неимоверно сложная, требующая от учителя высочайшего профессионализма и величайшего терпения.

Бесспорно, школа как один из социальных институтов, направленных на формирование, развитие и укрепление интеллектуальных, моральных и духовных начал подрастающего поколения, прежде всего призвана подготовить учеников к будущей самостоятельной жизни, то есть помочь каждому из них осознать себя самодостаточной личностью, готовой к принятию самостоятельных решений по любой проблеме. Но чтобы научить ребёнка самому «находить истину», учитель должен быть мудрым наставником, а не диктатором, навязывающим своим воспитанникам прописные истины, принимаемые ими на веру и не побуждающие их к познанию.

Познание ребёнком истины начинается с того мгновения, когда он впервые переступает порог школы и садится за парту. Первое слово, сказанное учителем, должно заронить в душе маленького человека, ещё в полной мере не осознающего важность происходящего, зерно доверия между ним и наставником, из которого постепенно начнут пробиваться ростки понимания. Именно доверие к учителю и понимание его требований являются залогом успешного усвоения учащимися знаний. Каждую минуту общения с учениками учитель обязан помнить о том, что всякий ребёнок индивидуален, поэтому и воспринимать услышанное и увиденное ученики будут по – разному. Но есть у них нечто общее – любознательность, и она неудержимо влечёт детей к познанию нового, к познанию истины. Но каким образом преподнести эту истину, зависит как от степени мастерства учителя, так и от его личностных приоритетов: либо он прежде всего заботится об интеллектуальном развитии детей, либо его интересуют лишь хорошие оценки учащихся.В первом случае учитель будет учить детей «находить истину», а во втором – просто «преподносить» её им.И тогда он не зажжёт в сердцах учеников «уважение к истине», а оно, по мнению А.И. Герцена, есть «начало мудрости». Мудрый же человек, как известно, никогда ничего не принимает на веру, подвергая сомнению всё, что всесторонне не исследовано и не подтверждено практикой. Именно поэтому на уроке должны быть созданы условия, при которых ученик мог бы ощутить себя исследователем рассматриваемой проблемы. И не важно, какого предмета она касается: выбора пропущенной в слове орфограммы, оценки поступков литературного героя или решения математической задачи. Лишь в этом случае ребёнок почувствует личную ответственность за конечный результат и удовлетворение от проделанной работы. Каждый урок станет для него открытием и новой ступенью к вершине знаний. Конечно, восхождение на эту «вершину» будет нелёгким: на пути к ней встретится немало препятствий, но достигший её обретёт уверенность в собственных силах, и когда придёт время для принятия важного решения, то он, с высокой долей вероятности, сделает выбор в пользу истины. Однако, к сожалению, следует признать, что в жизни мы нередко встречаем пассивных, равнодушных людей, не имеющих собственного мнения и предпочитающих оставаться в стороне от происходящего вокруг них. Можно предположить, что в момент формирования их личностных качеств рядом с ними не оказалось «хорошего» учителя, который бы способствовал воспитанию у своих учеников активной жизненной позиции. Учитель, дающий детям готовые выводы, лишает их самостоятельности, подавляет у учащихся инициативу, заглушает в них познавательный интерес и заражает их скукой, а один из основателей научной педагогики Иоганн Гербарт считал скуку «смертным грехом учителя». Значит, основная задача учителя – побуждать детей к действию. Успех обучения и воспитания зависит от осознания учащимися значимости цели рассматриваемого на уроке учебного материала. «Хороший» учитель, понимая это, словно опытный капитан, ведущий корабль через рифы, умело направляет детей, убеждая их в том, что они первооткрыватели, а не созерцатели.

Любой педагог, без сомнения, не раз задумывался над тем, какой он учитель: «хороший» или «плохой». Я тоже не являюсь исключением, и этот вопрос преследует меня уже четверть века, то есть с самого начала моей педагогической деятельности. О работе в школе я мечтала с детства и часто представляла себе, как вхожу в класс и начинаю свой первый урок. Конечно, учительские будни оказались не такими радужными, какими я их себе представляла, но радость общения с детьми помогает забыть о тех неприятных моментах, которые неизбежны в нашей профессии. Будучи классным руководителем десятого класса (всего у меня было три выпуска), я остро ощущаю ответственность за судьбу каждого ученика, поэтому стараюсь помочь детям обрести необходимые для будущей успешной жизни личностные качества: самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели, ответственность за принимаемые решения, умение находить компромиссы в спорных ситуациях, стремление к познанию нового, желание делать добро. Я никогда не навязываю им собственного мнения, а оставляю решение за ними. Приятно видеть результаты нашей совместной с ребятами работы: по итогам прошлого учебного года класс стал «Классом года» в старшем звене, А Дорогинина Софья победила в номинации «Интеллектуал» в городском конкурсе о грантовой поддержке одарённых учащихся. Особенно меня радует сплочённость классного коллектива, умение детей искренне радоваться успехам товарищей и сопереживать им. Не передать словами то, какое душевное удовлетворение я испытала, когда узнала о решении детей участвовать в волонтёрском движении, чтобы своими руками творить добро. Значит, мои усилия не пропали даром!

Несмотря на эти успехи в работе с классом, я понимаю, что мне, как и любому современному учителю, надо постоянно совершенствовать свои педагогические навыки, чтобы когда – нибудь можно было сказать себе: «Я хороший учитель, потому что сумела научить детей находить истину».

Вопреки расхожему мнению, учителя тоже учатся. Они тоже иногда садятся за парты и учатся у своих коллег. Чем больше будет мероприятий, на которых учителя разных школ могут обмениваться опытом, тем лучше для нас, тем качественнее образование в целом. Мастер-классы помогают учителям расти - и тем, кто их проводит, и тем, кто их смотрит.
Я отлично помню своих учителей и благодарен им, за науку, за то, что научили меня не только отвечать на поставленные вопросы, но и думать и сомневаться, искать ответы и нестандартно мыслить.


В пятницу, 4 сентября 2015 года, на территории образовательного комплекса «Воробьевы горы» состоялся III съезд учителей Москвы под эгидой Департамента образования города Москвы, основная цель которого - это обмен опытом, знаниями, методами преподавания, а также обсуждение наиболее важных и актуальных проблем в сфере образования на сегодняшний день, его сверхзадача заключается в позиционировании системы образования как социального института, определяющего приоритетные направления общественного развития города.

В первый раз видел столько учителей в одном месте.



Такие проекты необходимы, чтобы развивать дополнительно обучать учителей, определять приоритетные направления общественного развития и образования города.

На съезде учителей были открыты четыре секции по различным направлениям: «Культура», «Национальная политика, межрегиональные связи и туризм», «Природопользование и охрана окружающей среды», «Экономика и финансы» и «Физическая культура и спорт». Более 15 различных мастер-классов провели лауреаты и победители конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России». Все мастер-классы объединили в восемь тематических блоков, основанных на фундаментальных понятиях: «вопрос», «пространство», «измерение», «метод», «альтернатива», «диалог», «идея» и «среда».

Уже не секрет, что в последние годы московские школы, московские учителя и ученики очень много работают не только в классах. Образовательным пространством стал сам город. Огромное кол-во уроков, которые ребята посещают, проходят на заводах, фабриках, в музеях даже на улицах города.

Поэтому на мероприятие были также приглашены другие департаменты Правительства Москвы, для того, чтобы они в рамках мастер-классов могли рассказать о том, чем интересен город как образовательное и научное развивающее пространство.

Самые интересные, самые прорывные, самые важные проекты сегодня - это проекты, которые позволяют объединять знания и получать такие, которые можно использовать в будущей реальной жизни. Чтобы дети не говорили: "Я это в школе учил, но не понял зачем мне это нужно." Важно чтобы все знания, полученные в школе, были полезны для будущей жизни.

Не секрет, что за последние 5 лет произошли огромные изменения в сфере образования. Столичное образование очень много дает возможностей развиваться учителям, делиться опытом, проводить мастер-классы, черпать новое для воспитания и образования детей. Но и для детей процесс образования теперь стал более интересным, увлекательным и эффективным.

Все это активно обсуждалось на открытом августовском педагогическом совете. В прямом эфире, на мониторе компьютера можно было оценить итоги 2014/2015 учебного года и узнать ключевые направления развития на новый учебный год.

И что же изменилось за последнее время в школах?
Во-первых, школьные классы. Появились современные компьютеры, доски, мебель. Также отремонтировали здания самих школ и построили новые.

Теперь школьники учатся в классах с современным оборудованием, а родители следят за успехами детей с помощью электронных ресурсов. Улучшилась работа электронного дневника - теперь реализована мгновенная синхронизация и система оповещения, о новой оценке. т.е. уже скрыть двойку у ребенка никак не получится. Но и о пятерке родители узнают в ту же секунду, а не после школы.

Но в некоторых школах больше нет даже двоек и пятерок, потому что теперь появилась возможность выбрать шкалу оценки. Это может быть привычная нам пятибалльная, а также десятибалльная, 100-балльная и даже буквенная. Выбирает свою шкалу сама школа.

А в некоторых школах уже появились электронные учебники.
Пилотный проект по внедрению электронных учебников стартовал ещё год назад в шести московских школах. Результаты оказались положительными - успеваемость учащихся выросла на 10%. И уже сейчас к некоторым урокам не допускают пособия, которые не имеют цифровых аналогов. А в 30 школах уже на базе электронных учебников создана электронная библиотека.

Также важным моментом является появление электронных карт ученика. Уже 700 школ активно пользуются этим изобретением. Карта не только обеспечивает доступ ученика в помещение школы, но и делает возможным безналичный расчет в школьном питании.

Учителя, кстати, тоже не прочь делать фото на смартфон.

Столичные власти не планируют сокращать финансирование сферы образования в 2016 г. Об этом на III съезде учителей Москвы сообщил председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Воистину верны слова Льва Толстого о том, что « знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью ». « Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать » Р. Декарт


В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения технология проблемного обучения становится наиболее приоритетной в организации учебного процесса, так как не даёт готовые задания, но актуализирует - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования обучения. Цели и задачи технологии проблемного обучения полностью отвечают целям и задачам образования: способность к становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.


Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие интеллектуальных способностей.


Ведет за собой развитие ребенка, - ориентировано на зону ближайшего развития - обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта, - направлено на формирование новых качеств личности; - обеспечивает развитие творческих способностей и их применение в жизни.



Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Признаки учебной проблемы: 1. Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний; 2. Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного. Например: почему кузнец Архип губит подъячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? 3. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). – предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Например: предположим, что Андрий и Остап встретились в бою, что произошло бы дальше?



При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Признаки проблемной ситуации: - Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании. - Наличие неизвестного для учащегося. - Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска. - Например: почему, по мнению Л. Толстого, ничтожны те, кто живет собой, своим счастьем, построенном на несчастье других?


Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Например: Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви? Победитель или побежденный Чацкий? Почему Гринева можно назвать антиподом Швабрина? Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.


Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Творческие задачи позволяют: - обобщать, повторять и усваивать учебный материал; - развивать творческие способности учащихся, - формировать навыки совместной работы; - устанавливать метапредметные связи. При изучении повести М. А. Булгакова « Собачье сердце » учащимся был предложен вопрос: « Нужны ли нам Шариковы?» Урок проводился в форме интервью с Шариковым, предположив, что он остался « человеком ». Учащиеся задавали самые разнообразные вопросы. А в заключении было высказано общее мнение: « Хорошо, что профессор Преображенский снова превратил Шарикова в собаку ». Тем самым решенная учебная проблема позволила увидеть и понять проблему социальных экспериментов, происходивших в масштабах нашей страны после революции 1917 года.


1. Урок - сообщение новых знаний. Виды: урок – лекция, урок - беседа, урок - рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная 2. Урок - изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов. Например: урок в 9 классе по теме: « Пути русской литературы 20 века ». Учитель в ходе обзорной лекции ставит проблемный вопрос: может ли человек устраниться от хода истории; какими путями надо идти, чтобы стать лучше, добрее, гуманнее?


3. Урок - решение познавательных задач. В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности. Например: Почему рукопись повести М. Булгакова « Собачье сердце » была изъята сотрудниками ОГПУ в 1926 году и почему повесть не издавалась в России до 1987 года? Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных высказываний. Например: А. С. Пушкин в письме к П. А. Вяземскому писал: « Чацкий совсем не умный человек ». И. А. Гончаров утверждал обратное: « Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён ». Кто из них прав?


1. Учитель сам ставит проблему « В жизни всегда есть место подвигам », - говорит М. Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде? Можно ли назвать подвигом готовность умереть во имя бесчеловечной идеи? 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому - либо вопросу. При изучении комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума » учитель, знакомя учеников с образом Молчалина, говорит: « Чацкий считает Молчалина глупцом. По словам В. Г. Белинского, Молчалин умен, как дьявол, когда речь идет о его личных выгодах ». Кто прав? Какое у вас мнение на этот счет?


З. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения литературных фактов. Сравниваться могут художественные произведения близкие по теме, по жизненному материалу, в них отраженному, но различные по истолкованию и оценке. Например: сопоставьте стихотворения К. Ф. Рылеева « Гражданин » и стихотворение М. Ю. Лермонтова « Дума ». Какие общие мотивы есть в них? Чем можно объяснить разницу настроения в каждом из этих произведений?


4. Проблемную ситуацию можно создать, сопоставляя литературные произведения с иллюстрациями к нему или иллюстрации нескольких художников к произведению, или музыкальные произведения, содержащие разную интерпретацию поэтического творения, исполнения артистами одной и той же роли и т. п. Например: сопоставьте образ Манилова на иллюстрациях П. Боклевского и А. Лаптева. Кто из художников, по - вашему мнению, точнее воспроизводит внешность и характер Манилова?


5. Проблемное задание, целью которого является раскрытие идейного содержания. Например: почему пушкинское стихотворение « Узник » стало песней, очень популярной в народе? 6. Исследовательское наблюдение за языком произведения, за повторами развития действия с целью более глубокого восприятия картин и характеров, созданных автором. Например: почему в 3 явлении II действия в комедии Н. В. Гоголя « Ревизор » у городничего много реплик « в сторону », а у Хлестакова их нет?


7. Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора. Например: Проблема обновления в повести М. Булгакова « Собачье сердце ».. 8. Проблемные задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах. Например: сделайте сопоставительный анализ стиля двух отрывков: Чичиков покидает уездный город (гл.11) и следующее за тем лирическое отступление « Русь! Русь! Вижу тебя …». Как связаны две разные стилевые линии в повествовании с идейным содержанием поэмы?


« Коммуникативная атака » (вызов к проблемному общению). Смысл этого приема состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать что - то такое, что заставило бы учеников мгновенно « включиться » в урок. Например: фрагмент видеозаписи телепрограммы (урок посвящен творчеству А. С. Грибоедова). Телепередача начинается с того, что на экране сверкает огромный бриллиант, а закадровый голос произносит: « Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть русского писателя Грибоедова, Вазир - Мухтара …».


Моделирование ситуации. Одним из эффективных приемов продуктивного обучения является моделирование. « Что могло произойти, если бы …» Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование. - Если бы Маша Троекурова уехала с Дубровским … - Как поступили бы вы, если в разговоре оскорбительно отозвались о вашей стране, матери, подруге …


Учебный мозговой штурм (УМШ) Технология УМШ Группу перед штурмом инструктируют. Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи. Первый этап. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше возможных решений. Второй этап. Анализ идей. Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что - то полезное, рациональное. Третий этап. Обработка результатов. Как выбрать задачу для УМШ? Задача должна иметь большое число возможных решений. Например: Предложите идею создания оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни) Создать проект помощи семье Тыбурция (со стороны государства, отца Васи, самого Тыбурция).


Актуализация знаний. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Определение темы исследования. Формулирование целей исследования. Выдвижение гипотезы. Интерпретация полученных данных. Вывод по результатам исследовательской работы. Применение новых знаний в учебной деятельности. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


Из опыта работы мы можем сделать вывод, что в ходе систематического применения технологии проблемного обучения учащиеся лучше ориентируются не только в содержании отдельного урока, но и в целом по всему изучаемому разделу, умеют самостоятельно сформулировать тему и выделить главное в ней, найти источники получения нужной информации, построить свой ответ в соответствии с темой: начав с утверждений, делать предположения, основываясь на теории, утверждении; умеют спланировать свою деятельность для проверки выдвинутой гипотезы, разрешить проблему, сделать вывод, сравнив свои утверждения с теоретическим материалом.

Хороший – учит её находить.

А. Дистервег

качество урока .

традиционные.

Почему?

Так может и не стоит ничего менять?

Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

Когда урок делают вместе учитель и ученик, когда к нему готовы и учитель, и ученики, можно говорить о его эффективности.

Виды организации деятельности на уроке:

  • лекция
  • дискуссия
  • ролевая игра
  • телемост
  • Гостиная
  • Беседа,
  • ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника
  • конспектирование
  • эксперимент, опыты
  • работа в парах
  • программирование
  • совместная деятельность по достижению цели урока
  • путешествие
  • пресс-конференция
  • «крестики-нолики»
  • «морской бой»
  • Пересказ текста
  • Групповая работа
  • Творческие задания
  • Самостоятельная работа
  • Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва, реферата
  • Работа с картами, контурными картами
  • Дидактический материал
  • Работа с иллюстрациями
  • Составление кроссвордов
  • Исследование
  • Музыкальная пауза
  • Фронтальный опрос
  • Взаимопроверка, самопроверка
  • Аукцион идей
  • Тестирование
  • Практическая деятельность
  • Сочинения
  • сказки по предмету
  • карточки для устной работы
  • самостоятельное составление заданий
  • составление тренажеров для устной и самостоятельной работы
  • задания для самостоятельной работы товарищей
  • наглядные пособия
  • модели фигур, развертки, графики
  • доклады
  • презентации
  • Составление памяток
  • издание книг, брошюр
  • составление тестов и др.

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.

Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся.

Важно будоражить ребят, заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.

Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

Змиа.

Впыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтоаю оп лсеу.

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.

Цель дидактической игры “Логическое домино“ заключается в закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким- либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

Совершенствовать вычислительные умения поможет игра “Кормление рыбок“ Наглядный материал, в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовлен для работы на магнитной доске. На каждой рыбке написан пример на сложение и вычитание. Имеются кормушки с цифрами 5 и 10.

Здесь будет рисунок!

Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

Дидактические игры на развитие мыслительных процессов используются и на уроках природоведения.

Игра «Овощи- фрукты» имеет цель закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы

«класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным количеством игроков.

Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача мяча сопровождается диалогом:

1-й ученик: Положи в корзину овощ.

2-й ученик: Кладу огурец. (Поворачивается к соседу, передает мяч и произносит: «Положи в корзину овощ».).

3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется, отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

Игра «Каждому овощу – его листву» состоит из двух наборов карточек:

1) с картинками овощей;

2) с гербарными листьями этих овощей.

Необходимо быстро соединить соответствующие овощ и листву.

Использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению.

Цель развивающая – «как?»

Примеры приемов для реализации личностно-ориентированного обучения

  • Задания, с учётом степеней трудности, должны подбираться учителем, но выбираться учащимися индивидуально, самостоятельно, по своим силам. В данном случае дифференциация будет осуществляться не от учителя, а от ученика. Такую дифференциацию можно осуществить как при опросе, так и при усвоении и закреплении знаний учащихся.
  • самоопрос или самоконтроль
  • Для осуществления дифференцированного подхода при опросе применяется два переносных стенда, на которых расположены в 4 ряда ячейки-кармашки. Все ячейки пронумерованы. К примеру, верхний ряд от 1 до 13, второй сверху от 14 до 27 и т.д. В ячейки первого стенда кладутся задания. Обычно это определения какого-либо термина. Необходимо этот термин назвать. Ответ на это задание в основном рассчитан на узнавание . Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия. В третьем ряду задания даются, к примеру, на нахождение соотношений между какими-либо явлениями. Четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера . Нетрудно заметить, что задания I и II рядов рассчитаны в основном на работу памяти, задания III и IV рядов - работу мышления, на умение рассуждать, находить сходство и различие.

Если же учащийся не справился с заданием, то он может его обменять на более лёгкие задания нижележащих рядов. Эти задания в своей сумме должны дать количество баллов, соответствующих нерешенному заданию.

Правильность ответов учащиеся сверяют на доске самоконтроля, в которой в кармашках под такими же номерами даны ответы на задания. Если ответ правильный, учащийся ставит себе на листочке, где он выполнял задание, соответствующее количество баллов, если нет - разменивает на более лёгкие задания. В это время учитель может осуществлять другие формы актуализации знаний.

  • Одновременно у стенда самоопроса может работать любое количество человек.
  • Задания подготовлены не для конкретной личности, а для общей массы учащихся. Дифференциацию заданий осуществляют сами учащиеся. Индивидуальный подход осуществляется не “в лоб”, не навязчиво, а незаметно для самого ученика.
  • Обычно при использовании такого дифференцированно подхода учащиеся получают хорошие отметки. Но отметка отметке рознь. И четвёрка, полученная на заданиях первого ряда, в глазах учащихся имеет совсем иную ценность, чем четвёрка, полученная на задании четвёртого ряда. Это побуждает учащихся брать более сложные задания, но для того, чтобы их выполнить, надо хорошо знать материал, а значит, надо быть внимательным при объяснении материала, хорошо готовиться дома. Обычно учащиеся начинают с лёгких заданий, а затем переходят на более сложные, а задания нижнего ряда берут лишь в крайнем случае.
  • Данный подход снимает известную всем психологическую напряжённость у учащихся перед опросом - напряженность ожидания: вызовут или не вызовут? Исчезает страх перед вопросами учителя, перед возможностью получения отрицательной отметки. Данный подход позволяет ученику почувствовать себя равным со всеми, даёт возможность к самосовершенствованию. Кроме того, такой подход освобождает учителя от работы по подбору заданий, рассчитанных на конкретного ученика. Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, он должен следить, чтобы ученики не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперед.

Личностно-ориентированный подход предполагает наличие учебных пособий и дидактических материалов для индивидуализированной работы (рабочие тетради, задачник, учебники); заданий различной степени трудности; адаптированных программ; учет факторов, которые обуславливают неуспеваемость; поиск путей преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях; преодоление неразвитости мотивации; сочетание приемов учебной работы и приемов преподавания; индивидуальную работу с книгой, учителем; самостоятельную работу в школе и дома; свободное самообразование.

В процессе индивидуально-личностного обучения педагогу нужно опираться на такие индивидуальные особенности, как особенности восприятия, мышления, памяти, речи, темперамента, характера, воли. Доминирующим качеством педагога, на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня), является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии. От индивидуальных особенностей, от способности к самоанализу, самооценке зависит развитие склонностей и способностей личности в разных областях, поэтому очень важно найти к каждому ребенку особый подход, дать возможность каждому проявить себя. В процессе обучения учитель должен выявить сильные стороны личности каждого ребенка, и, опираясь на них, помочь ему справиться с его слабыми качествами. При каждом достигнутом успехе в учебе необходимо похвалить ученика, что даст ему импульс на дальнейшие успехи. Обучение следует проводить исходя из запросов и интересов детей.

Ученик – учитель

  • Есть вопрос ученика + ответ учителя = повторение пройденного и изучение нового.
  • Задачи, предложенные учениками с опорой на их интерес = развитие учеников.
  • Само и взаимооценка учеников + позитив со стороны учителя = развитие критичности и желание работать.
  • Мониторинг успешности ученика + личностный подход в преподавании = выход учеников на творческий уровень.
  • Результаты деятельности ученика для работы всего класса + опора на действительность = мотивированность учения.

Учитель – ученик

Алгоритм построения уроков по предмету + эффект новизны +

+Позитив для каждого ученика + свобода выбора заданий +

+Поощрение креатива =

Интерес, мотивация, деятельность, знания!

План проведения современного эффективного урока

  1. Подготовка учителя к уроку (планирование урока с учетом разных форм работы с учащимися: тема, цель, задачи, наглядный материал, дополнительная литература, подготовка заданий разного уровня и с учетом индивидуальных особенностей учащихся)
  2. Ход урока:
  • Организационный момент (учитель проверяет готовность учащихся к уроку - учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности у уч-ся) (1мин.)
  • Проверка домашнего задания (2 мин.)
  • Устные упражнения (решение примеров, скороговорок и т.д. на слух) (3мин.)
  • Работа по карточкам (задания разного уровня) (5мин.)
  • Повторение пройденного (учитель задает вопросы «С чем вы познакомились на прошлом уроке? и т.д.) (3мин.)
  • Физкультминутка пражнения для глаз) (1мин.)
  • Изучение нового материала (на доске записывается тема урока; Ребята, какая тема сегодняшнего урока? Поставьте для себя цели урока. (например: Мы сегодня используя …, сделаем... Читая тексты из…, мы станем ещё умнее, мудрее и т. д.); включение каждого ученика в деятельность по достижению цели, здесь должно присутствовать степень новизны, проблемности, поиска, творчества и привлекательности учебного материала, с помощью наглядных пособий) (14 мин.)
  • Физкультминутка пражнения для рук, спины, шеи) (2мин.)
  • Закрепление нового материала (решение задач, упражнений) (11 мин.)
  • Домашнее задание (1мин.)
  • Итог урока. Рефлексия (Ребята, какая была тема нашего урока? Какую мы ставили для себя цель? Вы смогли это сделать? Что вы узнали интересного? Что было для вас самым трудным и сложным (не понравилось)? Похвалите своих товарищей и себя за работу на уроке. Я хвалю вас, ребята, за работу на уроке. Спасибо вам! Наш урок закончен) (2 мин.)

Существует такая формула:

Т-П-П-П

Заключение

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Все ли мы делаем, чтобы на наших уроках детям было интересно, комфортно?

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Урок можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее, на будущую профессию. Иными словами, урок должен быть жизненным.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Решение семинара:

  1. Классным руководителям провести исследование уровня и особенностей развития различных видов памяти у школьников – зрительной, слуховой, моторной, составить таблицу с составляющими индивидуального способа учения учащихся и ознакомить всех учителей.
  2. Учителям
  • применять план проведения современного урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

обобщить опыт работы через систему открытых уроков, семинаров, педсоветов.

Плохой учитель преподносит истину,

Хороший – учит её находить.

А. Дистервег

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока . Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения?

С ними урок богаче, ярче, разнообразнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания , возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Из анализа посещения уроков можно выделить несколько основных проблем на сегодняшний день:

Большинство учителей уроки проводят традиционные.

Почему?

Да потому, что к ним не надо предварительно готовиться; готовить какие-то карточки, ведь в карточках должны быть задания не для всех одинаковые, а разного уровня, учитывать при этом еще индивидуальные особенности учащихся, которых не знают; наглядные пособия. А зачем? Можно же все записать на доске. Поймите, разве при этом можно вызвать у учащихся какой-то интерес к предмету, к знаниям. А еще хотим хорошей дисциплины на уроке. А будет ли она, если нет заинтересованности? Естественно учащиеся начинают шуметь на уроках, разговаривать, смеяться. А учитель еще может и не заметить, и продолжает вести урок, несмотря на все, что происходит вокруг него, продолжает дальше объяснять тему. Мы всегда задаем вопрос, почему дети не умеют разговаривать, правильно отвечать на вопросы, молчат, когда их спрашивают? А мы им даем возможность научиться это делать? Мы задаем вопрос, и сами на них отвечаем. Кто говорит большую часть времени на уроках? Учитель. А когда же учащимся научиться этому.

С этими проблемами нельзя добиться эффективности урока.