Информационный проект творчество поэта. Исследовательский проект на тему "Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина". Проблемный вопрос проекта

"Поэты военной поры..."(Посвящается Омским поэтам, участникам Великой Отечественной войны)

Автор и координатор проекта

[Наталья Аргат - заведующая библиотекой МОУ "Таврическая СОШ №1" координатор Марина Чухачёва - зам директора по УВР МОУ "Таврическая СОШ №1"]

Участники проекта

учащиеся 8-9 классов

Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей

Цели и задачи проекта

Первое, с чего мы начинаем - это определение целей и задач своего проекта.

Цель проекта: формирование у школьников Омской области чувства патриотизма, интереса к истории страны и области.

Задачи проекта: - собрать материал о судьбах омских поэтов, участниках Великой Отечественной войны; - подчеркнуть значимую роль поэтического пера в жизни общества; - способствовать развитию творческих возможностей учащихся; - мотивировать интерес к исследовательской деятельности.

Краткая аннотация проекта

Здравствуйте, дорогие друзья! Человеческая память вечна!В этом году наша страна и все человечество будет отмечать 68-ю годовщину окончания самой страшной, кровопролитной войны. Много лет прошло с той победной минуты, но каждый из нас с глубоким волнением и болью в сердце слышит слова "Великая Отечественная война". Дороги войны... Они были суровы для всех. Не стали исключением и для поэтов. Многие из них не успели стать мастерами. Но это не главное... Главное, что их судьбу определила война. Известны ли вам имена поэтов-фронтовиков? Как сложилась их судьба? Знакомы ли вы с их творчеством? Ответы на эти и многие другие вопросы мы предлагаем вам найти, погрузившись в мир литературы и истории родного края. Вам предстоит поработать со справочной, художественной, публицистической литературой, выполнить увлекательные творческие задания. Ваш интерес к истории, литературе Омского края, творческое воображение, желание стать лучшими приведут к победе. Спешите! Мы желаем вам интересной, плодотворной, увлекательной работы и открытий!

Ключевые слова

  • Подберите 10 слов, характеризующих содержание книги о писателе Сибири
  • Запишите их непосредственно здесь
  • Используя сервис Wordle.net создайте "Облако слов" как рекламу книги
  • Картинку "облака слов" разместите на этой странице

Проблемный вопрос проекта

Как отразилась Великая Отечественная война в жизни и творчестве Омских поэтов?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

Вопросы для исследований школьниками жизни и творчества писателя/поэта связаны с проблемным вопросом, который формулируется автором-координатором проекта. Вот, напр., тема исследования школьника: Какие жизненные ориентиры мальчика из бедной семьи далекой глухой сибирской деревеньки помогли ему так многого добиться (о Ломоносове)?

1. Тема:

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Лента времени

2. Тема

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Варианты представления результатов исследования учащимся (выполняется библиотекарем-участником обучения): 3D-книга

3. Тема:

Вопрос для исследования:

Цель исследования:

Варианты представления результатов исследования (выполняется библиотекарей-участником обучения): Литературная анкета

Продолжительность работы над проектом

  • Здесь надо указать примерные сроки, на которые автор-координатор проекта рассчитывает - начало и завершение всех работ детей в проекте
  • Продумайте этапы проекта и сроки реализации каждого этапа - составьте задания для каждого этапа

Критерии оценивания работ учащихся

Необходимо продумать, как Вы будете оценивать работы учащихся. Для этого продумайте критерии оценок/самооценок. Например:

  • полнота раскрытия темы,
  • аккуратность и эстетичность проектной работы,
  • грамотность и др.

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Современные читатели не только посещают детские и школьные библиотеки, берут книжки домой или читают в просторных залах библиотек. Это - читатели электронных книг и виртуальных библиотек, активно использующие цифровые источники информации и специальные устройства (букридеры). С помощью любой поисковой системы найдите 4-5 электронных полнотекстовых библиотек, которые содержат тексты произведений согласно теме Вашего проекта. Пример электронной библиотеки: Мировая цифровая библиотека Разместите список электронных библиотек на странице проекта

Рефлексия:Что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

Во время проведения сетевого проекта невозможно обойтись без рефлексии участников, то есть мнения о том, понравилось или не понравилось ребенку работа, что именно понравилось или нет. Её можно проводить в разных формах. Наиболее простая форма проведения - это опрос в вики, или тот, который можно провести используя Google-форму. Что такое рефлексия можно прочитать в статье

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа «Сборник стихов юных поэтов»
Автор работы: учащаяся 7а класса Санаева Дарья Руководитель: Учитель русского языка и литературы Владыкина Марина Леонидовна
п. Балезино-3, 2015 год

Слайд 2

Актуальность проекта
Актуальность нашего проекта заключается в том, чтобы дать возможность учащимся и учителям узнать больше о творческих способностях наших детей
Нам также хочется уделить особое внимание слову, поэтическому слову, и обратить взоры детей и учителей на живое общение, на общение с юными поэтами, чьи первые пробы пера появятся в сборнике.

Слайд 3

Цель проекта: создание сборника стихотворений учащихся нашей школы «Яркие звездочки». Задачи: «найти» начинающих поэтов среди учащихся нашей школы; изучить общественное мнение по поводу издания сборника стихов; включить юных поэтов школы в практическую деятельность по созданию сборника; отобрать лучшие стихотворения поэтов для публикации в сборнике; продумать дизайн сборника, создать его электронный вариант; подсчитать материальные затраты на издание сборника; обратиться к заинтересованным лицам с просьбой поддержать проект сборника.

Слайд 4

План реализации проекта Исходя из поставленных целей и задач, мы составили следующий план работы над проектом: I.ПРОБЛЕМА: определение темы, цели, задач проекта, его актуальности. II. ПЛАНИРОВАНИЕ: изучение этапов работы над проектом. III. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ: информацию, необходимую для проекта, нужно найти и систематизировать. IV.ПРОДУКТ - создание сборника стихов юных поэтов нашей школы. V.ПРЕЗЕНТАЦИЯ: защита проекта - представление, показ своего проекта. VI. ПОРТФОЛИО - сбор папки с рабочими материалами проекта.

Слайд 5


1 Поиски начинаются… Много ли у нас в школе юных поэтов? Нужен ли сборник со стихами наших учащихся? 1)Поиск среди учащихся нашей школы ребят, которые пишут стихи. 2)Изучение мнений учащихся по поводу издания сборника ученических стихотворений. С 26 по 30 января 2015 года

Слайд 6

Этапы работы над созданием сборника
№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
2 Собираем материал… Что мы узнали о наших юных поэтах? Что из себя будет представлять сборник? 1) Интервью с юными поэтами. 2) Отбор и редактирование стихотворений для сборника. 3) Выбор дизайна сборника. 4) Набор и вёрстка стихотворений для сборника. 5) Окончательная обработка подготовленных для сборника материалов. Февраль 2015 года

Слайд 7

№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
3 Издаем сборник со стихами… Сколько будет стоить издание нашего сборника? Кто нам поможет в его издании? 1)Подсчёт материальных затрат на издание сборника. 2)Обращение к заинтересованным лицам с просьбой поддержать проект сборника. 3)Издание сборника ученических стихотворений. Март 2015 года
Этапы работы над созданием сборника

Слайд 8

Бюджет сборника стихов
С учетом количества листов в сборнике и с учетом стоимости его распечатки стоимость одного сборника составила 66 рублей 24 копейки. Тираж нашего сборника – 11 экземпляров: 9 штук получают в подарок наши юные поэты, 1 сборник предназначен для школьной библиотеки, 1 – для музея. Итак, бюджет издания нашего сборника тиражом 11 экземпляров - 728 рублей 64 копейки.

Слайд 9

№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
4 Делимся своими успехами… Как презентовать проектную работу и его продукт? 1)Подготовка и защита проекта на научно-практической конференции. 2)Презентация сборника стихов юных поэтов «Яркие звездочки» в литературной гостиной «Паруса надежды», посвященной Дню поэзии. 28 марта 2015 года 31 марта 2015 года
Этапы работы над созданием сборника

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Инновационный творческий проект по теме

Выполнила: Надешкина Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 45 города Карталы»

г. Карталы

Аннотация к инновационному творческому проекту

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Тип проекта : творческий

Участники проекта : учащиеся 9 классов МОУ «СОШ № 45 города Карталы», учителя литературы, истории, музыки.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап: распределение задач для участников проекта;

Конструкторский этап: создание сценария, распределение ролей, определение необходимого реквизита;

Деятельностный этап: выполнение технологических операций(репетиции), контроль качества;

Заключительный этап: защита проекта.

Гипотеза

Если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

развитию речи обучающихся,

Ожидаемые результаты:

Развитие креативных способностей обучающихся старшего школьного возраста во внеклассной деятельности по литературе;

Повышение читательских компетенций обучающихся;

Развитие познавательных универсальных учебных действий;

Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Основной идеей моего проекта стало совершенствование межпредметного партнёрства в условиях разработки и реализации проекта «Литературный салон. Золотой век русской поэзии", приобщение учащихся к вершинам русской культуры, повышение мотивации к чтению.

В современном обществе технологические возможности позволяют многое: в каждом доме имеется доступ в Интернет, телевидением и видео уже давно никого не удивишь. Именно в это время перед учителями литературы встаёт проблема падения интереса к чтению. Учащиеся увлекаются фэнтези, комиксами, а произведения школьной программы изучают посредством чтения краткого содержания. Конечно, невозможно понять, прочувствовать произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», пересказ которого занимает буквально полторы страницы печатного текста. Но ещё сложнее обстоит дело с поэзией.

Ребята не просто не любят читать, часто они на долгие годы сохраняют отвращение к литературным произведениям. Задача учителей-словесников, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь учащимся воспринимать литературные произведения; заинтересовать ребёнка, чтобы он не просто прочитал книгу, а получил эстетическое наслаждение, задумался над её содержанием. Читательский опыт обогащает эмоционально, духовно, повышает культурный уровень, воспитывает всесторонне развитого, гармоничного человека. А это и есть первоочередная задача учителя.

На первом заседании методического объединения учителей русского языка и литературы было озвучено предложение о разработке проекта, направленного на развитие читательских компетенций, творческих способностей учащихся. Были определены цели и задачи данного проекта, продуманы этапы его реализации. Было решено, что к разработке проекта необходимо привлечь учителей истории, МХК, музыки, а в реализации проекта задействовать учащихся девятых классов.

Разработка и реализация данного проекта видится мне в настоящее время особенно актуальной, потому что на фоне стремительного технического прогресса наблюдается не менее стремительный регресс общей культуры современного человека, переоценка им ценностей, слабое владение творческими умениями и навыками.

Совместная работа преподавателей разных дисциплин обогащает каждого участника творческого процесса, открывает широкие возможности для развития творческих способностей тандема: учитель- ученик, позволяет сделать процесс обучения более эффективным, контролируемым, позволяет выявить индивидуальные способности обучающихся. Проявление творческих способностей - пожалуй, самых действенных из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Анализируя проблемную ситуацию, можно определить следующие противоречия существующей практики реализации проектов:

1.Между большим объёмом изучаемого материала и неумением обучающихся самостоятельно строить свою работу, систематизировать полученный материал, делать выводы;

2.Между традиционными формами, направленными на передачу готовой информации и необходимостью формирования компетенций, направленных на развитие у учащихся творческих способностей;

3.Между требованиями к знаниям, умениям и навыкам современной программы и разным уровнем подготовки обучающихся по литературе.

Пути решения проблемы.

Совместная работа ученика и учителя над подготовкой и реализацией проекта;

Использование на уроках и во время внеурочной деятельности информационно-коммуникационных и других современных технологий;

Применение метапредметных связей, привлечение к сотрудничеству учителей истории, музыки, МХК;

Чередование различных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

Цели:

1.Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.

2.Побудить интерес к культуре своего народа.

3.Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Формировать целостное представление о культуре России 19 века;

Активизировать познавательный уровень обучающихся;

Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах;

Приобщить к созданию творческих проектов по литературе;

Основное содержание проекта

Проект «Литературный салон. Золотой век русской поэзии» представляет собой внеклассное мероприятие.

Проект рассчитан на 1 год. Он включает в себя 4 этапа, в каждом из которых чётко прописаны действия, технологии, контроль за качеством выполнения работы и возможная корректировка проектной деятельности.

Как показывает опыт, совместная творческая работа сближает участников проекта, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Участники проекта обсуждают подобранный материал, обмениваются мнениями. Их роль в данном процессе возрастает: они не просто «исполнители», они соавторы проекта. Этот факт способствует более ответственному подходу к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.

На первом этапе, где происходит планирование проекта, осуществляется постановка целей и задач, очень важен мониторинг участников. У каждого человека свои интересы и пристрастия, поэтому необходимо объединение обучающихся в творческие группы, роль координатора в которых отводится учителю. На этом этапе ученики распределяют между собой направления в работе, что позволит им «примерить» на себя новую роль.

Именно на первом этапе проводится опрос- тестирование, целью которого является выявление читательских пристрастий. Предполагается выяснить, что читают школьники, насколько им интересны произведения школьной программы?

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской культуры в мировом масштабе. Время славы, открытий, побед. Время пышных балов. Выражение «золотой век» ребята слышать на многих уроках, но для некоторых оно остаётся непонятым. Необходимо разъяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры? Познакомить с культурой 19 века и с людьми, её создавшими.

Понятие «Золотой век» включает в себя развитие многих направлений в искусстве 19 века, поэтому нельзя добиться понимания поэзии того времени вне знаний о развитии архитектуры, музыки, живописи, исторических предпосылок к их развитию.

Особое место на втором этапе занимает работа семинаров-консультаций. Актуально посещение центра дополнительного образования, детской школы искусств, просмотр фильмов, посещение спектаклей. Этот этап предполагает сбор, анализ и переработку полученной информации. Происходит корректировка и согласование текстов выступлений, просмотр презентаций, определяется схема их взаимодействия. Данная работа учит ребят координировать планы своей творческой группы с другими группами, анализировать проделанную работу; ученики проявляют коммуникативные навыки.

На третьем этапе происходит контроль качества, происходит корректировка сценария.

На заключительном этапе предстоит представление творческого проекта.

Рассмотрим ход работы творческих групп на этапе поиска и обработки информации.

Творческая группа «Историки» занимается изучением исторических предпосылок для развития русской культуры. Экскурсом к нашему проекту станет историческая справка, составленная группой.

Задача творческой группы «Архитекторы» составить альбом архитектурных шедевров 19 века, созданных в традиционном русском стиле: Исаакиевский собор, Смольный собор, дом московского купца Петра Третьякова, собравшего самую крупную в мире коллекцию изобразительного искусства русских художников.

Заглянуть внутрь Третьяковской галереи поможет группа «Художники», которые подготовили сообщение- презентацию о художниках 19 века и их творчестве.

(Предполагаемое количество участников группы-4 человека)

Творческая группа «Литераторы» поможет ответить нам на вопрос: что же вдохновляло поэтов, писателей, художников и музыкантов на создание удивительных произведений искусства. В их исполнении мы услышим замечательные стихи авторов 19 века, наполненные любовью, щемящей грустью и тоской, от которой сжимается сердце, безграничной тягой к свободе. Работа этой группы связывает воедино мини- проекты остальных творческих групп.

(Предполагаемое количество участников группы-11 человек)

Настроение литературной гостиной в стиле 19 века поддержит группа «Музыканты». Величайшие композиторы писали картины при помощи музыки, они и сейчас тревожат сердца миллионов слушателей во всём мире. Особое внимание уделяем творчеству А. С. Пушкина и его поэме «Руслан и Людмила», которая стала основой для оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Возможно исполнение увертюры к опере учащимся.

(Предполагаемое количество участников группы-3 человека)

Проекты всех творческих групп продемонстрируют, что Россия в 19 веке просто ворвалась в мировую культуру и заняла там одно из самых почётных, можно сказать, первых мест. Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.

Ресурсы проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год. В случае успешной реализации проекта, заинтересованности со стороны обучающихся и учителей, возможно продолжение работы над проектами типа «Литературный салон», создание новых форм проектов. Так как воплощение проекта не требует больших вложений, мне это представляется вполне возможным.

В дальнейшем предполагается задействовать в реализации проекта обучающихся других возрастных групп.

Материально- техническое обеспечение школы позволяет осуществить анонс предстоящего мероприятия, осветить подготовку и реализацию проекта. Работа творческих групп облегчена стабильным доступом в Интернет, богатым библиотечным фондом.

Целевая аудитория и партнёры

Целевой аудиторией, на которую рассчитан данный проект, являются учащиеся 8-11 классов. К обсуждению результатов проекта привлекаются учителя-предметники, задействованные в реализации проекта, руководители методических секций школы, ребята, обучающиеся в старших классах (предполагается проведение тестирования).

Социальными партнёрами данного проекта являются краеведческий музей г. Карталы, Дом культуры железнодорожников, родители.

Перспективный план реализации инновационного проекта

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Первый этап (2016 -2017 учебный год) -организационный

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ожидаемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сентябрь

Подготовка. Разработка проекта

Определение темы и целей проекта

Разработка проекта, составление плана работы

Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, осмысливают полученные сведения

Знакомит с методикой проекта, мотивирует учащихся к совместной работе. Устанавливает цели и ставит задачи, проводит мониторинг участников с целью выявления их пристрастий.

Октябрь-ноябрь

Планирование. Изучение теоретического материала по организации творческого пространства

Объединение участников проекта в творческие группы

определение источников информации, способов сбора и систематизации информации, определение способа представления отчёта о проделанной работе, распределение обязанностей между членами творческих групп

Вырабатывают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, координирует работу.

Второй этап (2016-2017 учебный год) - конструкторский

Декабрь- январь

Создание сценария литературного салона

Сбор информации от творческих групп, систематизация, полученного материала, решение промежуточных задач

Сценарий

Решают поставленные задачи, распределяют обязанности, готовят презентации, сообщения, анализируют, подбирают реквизит

Собирает полученную информацию, анализирует, создаёт сценарий

Третий этап (2016-2017 учебный год) - деятельностный

Февраль-апрель

Репетиции

Отработка материала, корректировка сценария (по необходимости)

Творческая работа всех участников проекта

Участвуют в проекте

Наблюдает, советует, координирует.

Четвёртый этап (2016-2017 учебный год) - заключительный

май

Защита проекта

Продемонстрировать творческую работу на должном уровне

Интересное, познавательное мероприятие

Проявляют свои творческие способности

Поддерживает, координирует ход программы

май

Мониторинг и обсуждение результатов проекта

Получение оценки проделанной работы

Привлечение к процессу создания подобных проектов учителей других предметных дисциплин

Участвуют в оценке проделанной работы путём обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, свою деятельность, качество исполнения, неиспользование возможностей, потенциал продолжения работы над проектами

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Совместная работа учителей и учащихся над созданием и реализацией проекта во внеурочное время, конечно же имеет положительные результаты. Данная работа не ограничивается рамками урока. Значительный объём работы ребятам предстоит выполнить самостоятельно, что дисциплинирует, подстёгивает к дальнейшим продуктивным действиям. Возможность проявить себя, выступить в новой для себя роли развивает креативные способности детей, учит их строить взаимоотношения, преодолевать трудности. Ребята ощущают свою значимость, что также повышает мотивацию к дальнейшему обучению.

Сценарий «Литературного салона» в дальнейшем может использоваться не только как цельное мероприятие. Предполагается использование отдельных фрагментов (презентации, сообщения, чтение произведений поэтов 19 века) сценария на уроках разных предметных дисциплин, во время проведения предметных недель.

Таким образом, если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

повышению познавательной активности,

повышению качества знаний по предмету,

развитию речи обучающихся,

воспитанию чувства толерантности, ответственности,

формированию любви и уважения к культурному наследию своей страны.

За время работы над данным проектом, мы не только углубились в изучение культуры 19 века, но и прониклись атмосферой того времени, ощутили величие русской культуры. В подготовке литературного салона проявили таланты не только ученики, чтецы, музыканты, историки, но и учителя, которые выступили на равных с учениками при защите проекта. Надеюсь, что наш проект не завершён, но мы уже можем наблюдать его результаты. Положительная динамика участия наших ребят в конкурсах, олимпиадах, повышение интереса к чтению, рост числа учителей, участвующих в методических конкурсах. Вот основные показатели успеха данного проекта.

Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

В планах на будущее создание мини-проектов, посвященных литературному наследию («Русские баснописцы», «Поэзия серебряного века», «Мой Достоевский», «Поэты и писатели родного края», «Экспедиция в прошлое» (по текстам древнерусской литературы)). Разрабатывается проект «Я пишу…», в котором будут собраны произведения, созданные учащимися школы. Проект «Литературный салон» станет отправной точкой для создания последующих работ. Слайдовые презентации, созданные творческими группами, станут подспорьем учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков. В перспективе возможна корректировка содержания проекта, включение новых текстов, обогащение материала.

Желание продолжить данный вид работы, в первую очередь, изъявляют учащиеся. А это значит, что у нашей совместной работы большие перспективы

Конечными продуктами проекта стали:

Презентации

Сценарий литературного салона

Тестовые вопросы для мониторинга литературных предпочтений обучающихся

Открытые уроки.

Список литературы

Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2007. - 399 с.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

История России. Часть 3. С конца ХVIII по 90-е годы ХIХ века. Электронный образовательный комплекс (Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19в. и Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7).

CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы

Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.

  1. Жизненный путь поэтов.
  2. Альбом стихотворений поэтов.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.
  5. Приложение.

“Поэты нашего края”.

(Устный журнал.)

Ведущий. Менделеевская земля богата на творческих людей, особенно мастеров художественного слова. Неиссякаемые поэтические родники нашего края дали народу таких талантливых и неповторимых поэтов и писателей как Егор Уткин, Марсель Гимазетдинов, Дифкат Сирай, Михаил Гоголев, Ильгиз Абдуллин, Виктор Колпаков и многие другие.

Ведущий . Начать наш журнал хотелось бы с рассказа о творчестве Егора Васильевича Уткина. Настоящая поэзия – подобна Солнцу. Её целительные лучи благотворно освещают душу людей, наставляют их на путь добра и любви. В этом то и сила поэтического слова.

Ведущий . Вот послушайте, что ещё расскажут нам об этом авторе.

(Биография, показ сборников стихотворений.)

(Рассказ стихотворения “ Глухой родник ”.)

Ведущий. Виктор Николаевич Колпаков он пришёл в этот мир в зимнюю стужу 41 года и ушёл трагически в ноябре 97 г. Поэт из Тат. – Челнов – его называли “менделеевским Есениным” за “половодье чувств”, за умение передавать в стихах неповторимость человеческой жизни, красоту родной природы.

(Биография о нём, фото, показ сборников стихотворений)

(Рассказ стихотворения “ Берёзовый сок”.)

Ведущий. Замечательный человек, писатель, поэт, художник, философ, член союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а также тонких, изящных по своей красоте стихосложений – верлибров – Михаил Николаевич Гоголев.

(Биография поэта, фото, показ книг.)

(Рассказ стихотворения “Детство”.)

Ведущий . Роберт Латыпович Ясавеев журналист, удивительный в своей талантливости человек – решился на новое для себя и читателей открытие мира в поэтическом слове.

– Биография, фото, показ сборников со стихами.

(Стихотворение “Земляничная поляна”.)

Ведущий. Нельзя обойти внимание Менделеевского татарского поэта Абдуллина Ильгиза Исмагиловича , детство и юность которого прошли в д. Тойгузино.

(Биография, фото, показ книг.)

(Стихотворение “Яз”.)

Ведущий. Можно продолжить разговор о творческих людях, поэтах и писателях Бондюжского края очень долго. Среди них также Гайше Сегдиева, Альберт Талыпов, Назип Фатыхов, Надежда Симулина, Андрей Черняев, Рустам Рузметов, Евгений Вахонин, Радик Ахунзянов . Есть и юное поколение талантов. Так учащийся Тихоновской сельской школы Медведев Сергей стал победителем республиканского конкурса “ Золотое перо”.

Ведущий. С творчеством этих замечательных людей, вы можете ознакомиться в нашей центральной городской библиотеке.

Объект исследования: творчество поэтов родного края.

Предмет исследования: стихотворения для детского круга чтения.

Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного края”.

Задачи исследования:
– изучить творчество поэтов в литературных источниках;
– выявить стихотворения для детей;
– оформить альбом с содержанием: фотография поэта, его биография, стихи для детей с иллюстрированием учащихся.

Методы исследования:
– анализ, обобщение;
– анкетирование учащихся.

Практическая значимость: создание альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения.

Анкетирование учащихся (3–5 классы).

1. Каких поэтов нашего района вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Глухой родник”, “Берёзовый сок”, “Детство”, “Земляничная поляна”.

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?

Этапы исследования.

1. Посещение школьной, детской и взрослой районной библиотек.

2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева.

3. Вырезки из местных газет.

Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения:
– доступность языка и содержание;
– выбранные стихотворения прочитать в классах, где проводили анкетирование;
– отобрать стихотворения для своего альбома;

Перспективы дальнейшей работы.

1. Прослеживать публикацию о них, быть на встречах, посвященные памяти поэтов Уткина и Колпакова.

2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города.

3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов.

4. Практическая значимость данной работы заключается в создании альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения и татарского литературного чтения.

Результаты анкетирования учащихся 3–5 классов.

Из 50 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю – 50 чел.
– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 50 чел.
– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 50 чел.

Заключение.

Нас привлек слог поэтов: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строчке к своим землякам, родному краю, проблемам современности.

Изучение жизненного пути и творческих направлений этих поэтов являлось для нас удовольствием. Думаю, что их стихи понравятся и вам. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэтов в течение их жизни.

И не горе – мало жил,
И не горечь – мало дал.
Много жил кто в наши дни,
Всё отдал, кто песню дал!

Все эти поэты стали поистине народными поэтами. Как колос в ростке, так и о себе, о Родине и природе, о любви и радости, о своём поколении, о земле.

Список используемой литературы:

  1. Газета “Менделеевские новости” 1996 г., 2001 г., 2009 г.
  2. Е.В. Уткин “Краса весны”, 1961г., “Привет с полей”, 1967г., “Песни родной стороны”, 1987г.
  3. В.Н. Колпаков “Опоздавшее счастье”.
  4. М.Н. Гоголев роман “Ясень на краю обрыва”.
  5. Р.Л. Ясавеев “Белый вальс”, “Бежит волна”.