Ко дню рождения А.С. Даргомыжского. Опера "Русалка". Опера «русалка» — психологическая музыкальная драма Опера «русалка» - психологическая музыкальная драма

А.С. Даргомыжский опера «Русалка»

Литературной основой «Русалки » - оперы Даргомыжского, стало одноименное сочинение А.С. Пушкина. Над созданием этого произведения композитор работал на протяжении семи лет – трепетно, с душой, бережно воссоздавая и углубляя образы пушкинской драмы. И так, нота за нотой, сцена за сценой трагическая история любви дочери мельника была воссоздана композитором в оперном жанре , чтобы с годами стать самым известным и любимым творением в его наследии.

Краткое содержание оперы Даргомыжского «Русалка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Наташа сопрано дочь мельника, русалка, царица подводного царства.
Мельник бас жадный прагматик, любящий отец.
Князь тенор возлюбленный Наташи
Княгиня меццо-сопрано невеста и жена Князя
Ольга сопрано приближенная к Княгине сирота
Маленькая Русалочка без вокала дочь русалки Наташи, 12 лет

Краткое содержание «Русалки»


Дочь мельника Наташа безумно влюблена в Князя, каждый день она с тоской вглядывается вдаль, ожидая своего возлюбленного. Но Князь приезжает все реже и реже, и девушка начинает догадываться о причине его отсутствия. Он вынужден жениться на другой, знатной и богатой девушке, о чем и сообщает Наташе на последней встрече. Князь уходит, так и не узнав, что вскоре у нее должен родиться ребенок. Девушка не может жить без любимого и в отчаянии бросается в воды Днепра.

Но Князю не суждено обрести счастье с новой возлюбленной. Смерть Наташи обрекает на несчастную жизнь всех участников этой драмы. И на княжеской свадьбе, в самый разгар пиршества, страшным предзнаменованием этого прозвучит чья-то жалобная песня о трагической и обманутой девичьей любви. Княгиня все замужество проведет в одиночестве, отец Наташи сойдет с ума и возомнит себя вороном, а вот Князь… Князь встретит на берегу ночного Днепра маленькую Русалочку, которая расскажет ему о несчастной девушке, ее матери, бросившейся в воду 12 лет назад и ставшей Царицей подводного царства. А затем, под воздействием каких-то таинственных чар, он уйдет вслед за Русалочкой под воду…





Интересные факты

  • Как известно, свою драму «Русалка» А.С. Пушкин завершить не успел. Возможно, произведение бы и не закончилось смертью Князя, если бы поэт не погиб, но сделать финал таким решил сам Даргомыжский . «Русалка», таким образом, благодаря композитору обрела еще и идею мести, которой не было у Пушкина.
  • Премьерный спектакль успеха не имел. Причинами этого стали: сюжет – аристократы не оценили страданий дочери Мельника, сокращение многих сцен, а также совершенно неподходящие декорации и костюмы из другой оперной постановки под названием «Русская свадьба».
  • Опера «Русалка» Даргомыжского - не единичная в истории русского музыкального театра. «Русалочий бум» пришелся на XIX столетие, когда была поставлена целая серия оперных спектаклей о Днепровской русалке (например, «Леста, или Днепровская русалка» С.И. Давыдова, «Дунайская русалка» Ф. Кауэра» и др.


  • В. Белинский считал, что основной особенностью музыкального творчества Даргомыжского была идея сближения возвышеного с реалиями жизни. Тема, которой пронизаны многие его произведения "натуральная (настоящая) школа" - эта тема подразумевает жизнь простых людей из бедного сословия, в реальных очертаниях. Он также поднимает вопрос о "маленьком" человеке и раскрывает его психологические аспекты. Именно эти темы волновали Дагомыжского и были им серьезно задействованы в опере «Русалка», а также во многих романсах.
  • Суммарно, с учетом перерывов, композитор писал оперу около 10 лет.
  • Сочинив оперу «Русалка» Даргомыжский внес новое направление в русское оперное искусство: лирико-драматическую бытовую драму. Суть в сложных человеческих характерах, которые переплетены с остроконфликтными взаимоотношениями, а в конечном счете случается большая трагедия.
  • Данная опера не единственная работа композитора, написанная по произведению А.С. Пушкина. Многие романсы и некоторые оперы Даргомыжского также написаны на стихи и поэмы великого писателя. (Опера "Каменный гость", романсы: "Я вас любил...", "Вертоград", и мн.другие).
  • Знаменитый оперный певец Леонид Витальевич Собинов собирал свои сценические костюмы, театральные аксессуары и реквизиты - создавая из этого целую эксклюзивную коллекцию. Народный артист очень щепетильно относился к созданию костюмов, и практически всегда принимал личное участие в процессе шитья одеяний. В числе его первых личных театральных костюмов - образ Князя из оперы «Русалка».
  • В 1971 году был снят великолепный черно-белый фильм-опера «Русалка». Среди актеров можно встретить таких известных личностей, как: Е. Супонева, О. Новак, А. Кривченя, Г. Королеву и др. Как известно, в подобных фильмах актеры и исполнители вокальных партий - это разные люди. Поэтому смотря оперу вы услышите: И. Козловского, В. Борисенко, Е. Смоленскую и др. Интересно, что Алексей Кривченя - оперный певец, оказался таким хорошим актером, что звучит не только его бас, но и в фильме он играет самого Мельника.

Популярные арии и номера

Ария Мельника "Ох, то-то все вы, девки молоды" - слушать

Ария Русалки - слушать

Каватина Князя - слушать

Хор ""Сватушка"" - слушать

Музыка

Драматургию «Русалки» композитор воссоздал, продемонстрировав в либретто большую жизненную правду и показав глубокие проникновенные душевные миры главных персонажей. Даргомыжскому удается передать музыкой характерные черты героев, а также показать все душевные переживания. Диалогические сцены в опере встречаются довольно часто, и с их помощью, композитору удается показать напряженные взаимоотношения между действующими лицами. За счет такой особенности сцен, они занимают особо значимое место (наподобие арий, ансамблей). Все действие произведения протекает на фоне обычной, непримечательной картины быта того времени.


Даргомыжский выделил в «Русалке» значительное место хоровым эпизодам. В действиях есть картины, где показывается народный быт. Большинство хоров крестьян композитор писал используя подлинные народные тексты.

Ансамбли в музыкальной драме чаще всего имеют гибкую форму ариозо, усиливается ценность слова и смысла в речитативах, характеризующие пиковые, кульминационные драматические фрагменты. Даргомыжский пишет оперу по принципу "номерной" партитуры, т.е. он обозначает отдельные номера привычными наименованиями - ариями, дуэтами, терцетами и т.д.. Но, композитор все равно зачастую расширяет ансамбли в "Русалке" до масштабных сцен. В таких сценах наблюдается переплетение песенно-ариозных элементов с речитативно-декламационными.

История создания

Идея о написании оперы на сюжет «Русалки» по поэме А.С. Пушкина возникла у композитора в конце середины 19 века. Уже в 1848 году Даргомыжский сделал первые наброски на нотных листах. Через 7 лет, в 1855 году, музыкальный творец закончил оперу.

Даргомыжский сам писал либретто для оперы «Русалка». Несмотря на то, что досочинить конец поэмы ему пришлось самому, много авторского текста композитор сохранил неизменным. В том числе он добавил заключительную сцену гибели Князя. И с изменениями трактовал образы Пушкина, например, в образе Князя он убрал чрезмерное лицемерие, которое ему присуще в авторском тексте. Поэт не уделил должного внимания душевной драме Княгини, а композитор широко развил эту тему. Мельник в пушкинском варианте корыстный, Даргомыжский же показал его еще и хорошим, любящим отцом. Образ Наташи, композитор сохранил, показав линию характерных перемен такими же, как в поэме писателя.

Постановки

4 мая 1856 года была первая постановка оперы «Русалка» в Мариинском театре (Санкт-Петербурга). Премьера получилась небрежной, неаккуратной (несоответствующие костюмы, декорации). Из-за этого театральная дирекция была недовольна и враждебно настроена к этой музыкальной драме, да и зрителям опера не понравилась. Меньше, чем через 10 спектаклей "Русалку" сняли со сцены. Только в 1865 году возобновили спектакль, который был восторженно принят новой публикой, в том числе и интеллигенцией.

Эта опера и по сей день пользуется популярностью на оперных сценах России. Уже свыше 150 лет «Русалка» входит в репертуар Российских театров.

В заключении хочется сказать, что «» безумно актуальна для реалий любого времени. Такие ситуации случаются и в наше время, когда происходят такие казусы в отношениях между мужчиной и женщиной. Даргомыжский сумел своей музыкой выразить всю палитру эмоций так, что слушая эту музыкальную драму, невольно вливаешься в предложенную историю и сопереживаешь вместе с главными героями.

А.С. Даргомыжский «Русалка»

; либретто композитора по драматической поэме А. С. Пушкина.
Первая постановка: Петербург, 4 мая 1856 года.

Действующие лица: Князь (тенор), Княгиня (меццо-сопрано), Мельник (бас), Наташа, его дочь, потом Русалка (сопрано), Ольга, сирота, преданная Княгине (сопрано), Сват (баритон), Русалочка, 12 лет.
Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.

Увертюра

Опера открывается полной драматизма увертюрой. В ней мастерски слиты в одно музыкальное целое темы и мотивы, которые будут разработаны далее в опере и которые характеризуют главных персонажей и главные события этой драмы. Сначала мы слышим звуки свадьбы князя, затем вырисовывается образ грусти княгини, мелькают фантастические фразы из подводного царства, мелодии у скрипок из той сцены, когда дочь мельника в большом волнении объявляет князю, что скоро будет матерью, и тотчас же за этим - таинственные переливы мелодии и гармонии из последней сцены оперы.

Действие первое

На берегу Днепра в задумчивости сидит Наташа. Тревожно у нее на сердце, и нелегко ей слушать наставления отца - старого Мельника. Вот уже несколько дней к Наташе не приезжает Князь, ее возлюбленный. Мельник учит ее, как вести себя с Князем. Неплохо было бы подарок богатый или деньги получить от Князя. С трепетом встречает Наташа приехавшего Князя. Он ласково приветствует ее, но сразу же говорит, что скоро должен уехать. Князь кажется смущенным, он чего-то не договаривает. Наташа замечает в нем перемену. Даже дорогое ожерелье, которое дарит ей Князь, ненадолго отвлекает ее от недобрых предчувствий. Набравшись мужества, Князь сообщает Наташе о предстоящей разлуке и о своей женитьбе. Наташа цепенеет от горя. Мучительно пьггается она вспомнить что-то важное, о чем хотела сказать Князю. Наконец это важное ярко вспыхивает в памяти - она скоро должна стать матерью. Князь просит Наташу поберечь себя и быстро уходит. Безгранично горе Наташи. В отчаянии разрывает она на себе жемчужное ожерелье, срывает с головы повязку в дорогих камнях и с мыслью о мщении бросается в Днепр.

Действие второе

В богатых хоромах празднуется свадьба Князя. Все поздравляют молодых и желают им счастья. И лишь один голос на веселом празднике затягивает грустную песню о том, как в реке утопилась девушка, брошенная милым. Князь узнает голос Наташи. Веселье нарушено. Однако все пытаются сделать вид, что ничего не произошло. Гости поднимают чарки. Князь целует жену, в тот же миг в толпе раздается громкий женский стон. Все в замешательстве.

Действие третье

Картина первая. В тоске и постоянном ожидании Князя проходят дни Княгини. Князь пропадает на охоте. Княгиня вспоминает о промелькнувших безвозвратно первых радостных днях замужества. Возвращается ловчий и сообщает, что Князь один остался на берегу Днепра.

Картина вторая. Вечер. На берег Днепра выходят русалки, но заслышав чьи-то шаги, поспешно кидаются в воду и исчезают. Около развалившейся мельницы останавливается Князь. С грустью думает он о Наташе которую горячо любил. Неожиданно появляется безумный старик, называющий себя вороном,- в нем Князь не без труда узнает старого Мельника. Желая помочь бедному старику, Князь приглашает его в свой терем, но тот с диким криком "Отдай мне дочь!" бросается на него. Подоспевшие слуги спасают Князя.

Действие четвертое

Картина первая. Подводный терем русалок. Прошло двенадцать лет с тех пор, как Наташа, бросившись в Днепр, превратилacь в Русалку, но жажда мести не угасла в ней. И вот час ее настал - Князь здесь, близко. Подозвав свою дочь, Русалка велит ей выйти на берег и заманить Князя в Днепр.

Картина вторая. Задумчиво стоит на берегу Днепра Князь, думая о Наташе. Внезапно появляется Русалочка. Она рассказывает Князю о своей матери, ставшей царицей вод днепровских, и приглашает к ней в терем на дне речном. Во власти непонятных чар Князь послушно идет за Русалочкой. Из-за мельницы выбегают Княгиня и Ольга. Они пытаются удержать Князя, но призывный голос Русалки его манит. Подоспевший Мельник сталкивает Князя в воду. Русалки влекут Князя к стопам своей царицы.

В. Панкратова, Л. Полякова

РУСАЛКА - опера А. Даргомыжского в 4 д. (7 к.), либретто композитора по одноименной драме А. Пушкина. Премьера: Петербург, Театр-цирк, 4 мая 1856 г., под управлением К. Лядова.

Характеризуя свой творческий замысел, композитор писал В. Одоевскому: «Что больше изучаю наши народные музыкальные элементы, то больше открываю в них разнообразных сторон. <...> По силе и возможности я в „Русалке" своей работаю над развитием наших драматических элементов». Даргомыжский верно определил характер и направление будущей оперы, в которой психологическая драма раскрывается как драма социальная. Композитор не идеализирует Мельника. Сначала он рисует его человеком корыстным, лукавым, заискивающим перед Князем. Но таким его сделали условия жизни, изуродовав его нравственную природу. Когда с дочерью Мельника приключается беда, в нем пробуждается горячее отцовское чувство, а самоубийство Наташи доводит его до безумия. Образ достигает трагической силы. Глубокой правдой, поэзией, лиризмом овеян образ Наташи - один из лучших женских образов русской оперы.

Драма героев показана на ярком фоне. Композитор многообразно использовал обрядовую сторону русской жизни, введя игровые и песенные элементы. Характер музыки народный. Стремясь правдиво передать жизнь во всех ее проявлениях, композитор органически сочетает драматические и комедийные, жанрово-бытовые и лирические элементы. Отсюда богатство содержания музыки, ее впечатляющая сила.

Новым словом в русской и мировой музыке был речитатив «Русалки» - правдивый, поэтический и эмоционально-выразительный. Все переживания героев, в том числе тонкие и едва уловимые, выражены правдиво и просто. Речитатив проникнут широкой распевностью, песенностью; в то же время он верен принципу декламационности. Менее удались сцены фантастические (на дне Днепра). В сфере сказки композитор чувствовал себя менее свободно. Сохраняя верность Пушкину в центральных и поворотных сценах, Даргомыжский психологически углубил драму простых людей. Весь опыт композитора в области изучения народного быта, русской песни, опыт творца романсов и песен, как и возросшее по сравнению с Эсмеральдой мастерство музыкального драматурга, проявились в «Русалке».

Вокруг оперы разгорались яростные споры. Демократическая музыкальная общественность и критика горячо ее приветствовали, консервативная же печать отнеслась к ней враждебно. Справедливость восторжествовала, хотя и не сразу. Поначалу оперу оценили немногие. С горечью писал композитор в 1857 г. своей ученице, певице Л. Беленицыной (Кармалиной): «Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признает во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гоняюсь. Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. Они этого понять не умеют». Позицию консервативной печати, отвергшей «Русалку», разделяла и дирекция императорских театров. Несмотря на гениальное исполнение партии Мельника Петровым и общий успех оперы, она шла редко. Спектакль был поставлен неряшливо.

Заслуга возрождения «Русалки» принадлежит артистам Ф. Комиссаржевскому (в чей бенефис 17 декабря 1865 г. опера была возобновлена в Петербурге), О. Петрову и Ю. Платоновой. «Русалка» на этот раз имела огромный успех и навсегда вошла в репертуар. А. Серов и Ц. Кюи определили ее роль в истории национального театра. Серов посвятил разбору оперы десять статей. Он писал: «Одна из драгоценнейших сторон таланта композитора „Русалки" - именно „правда" музыкального выражения. Этой правде он служит постоянно, честно и нередко в ущерб внешнему эффекту, которого достигнуть было бы вовсе не трудно иными, более обыкновенными средствами. Но там, где все требования эффектности по драматизму положения сливаются с „правдой" музыкальной,- там для автора „Русалки" полное торжество. Музыка его действует тогда глубоко, неотразимо даже на тех, которые по многим причинам не могут сочувствовать красотам его стиля».

О. Петров создал ярчайший и, быть может, только Шаляпиным превзойденный образ Мельника. Он заложил основу сценической традиции исполнения этой роли, подобно тому как Ю. Платонова создала потрясающий по драматизму образ Наташи. Основные партии исполнялись крупнейшими русскими артистами, в том числе И. Мельниковым, М. Карякиным, К. Серебряковым, Н. Салиной, Ф. Литвин, Л. Собиновым, Д. Смирновым; мастерами советской сцены - К. Держинской, А. Пироговым, М. Рейзеном и др.

Не знал соперников в роли Мельника Ф. Шаляпин. Над ней он работал начиная с молодости (1893). По словам одного современника, Мельник Шаляпина - «добрый, недалекий человек, твердо знающий показные правила обыденной морали, но невзыскательный по отношению к истинной нравственности, по-своему горячо любящий дочь, но не желающий упускать выгоды, плывущей ему в руки при ее помощи, вообще натура непосредственная, с хитрецой и лукавством. И тем страшнее должен был оказаться для него неожиданный удар... удар, погашающий в нем рассудок. Сила мимики и драматического переживания достигает у Шаляпина в последней сцене I д. такой степени, что трудно удержаться от слез, когда слышишь обращенные к дочери слова Мельника: „Стыдилась бы хоть при народе так упрекать отца родного!" Вся скорбь отцовской души выливается в этих словах».

Кульминация развития образа - III д. «Вместо почтенного, благоразумного Мельника на поляну выскакивает что-то страшное: человек - не человек, какое-то лесное чудище. Потухший взор, длинная, беспорядочно растрепанная и выцветшая борода, развевающиеся по ветру жидкие седые космы волос, в которых запутались соломинки; бестолково вытянутые вбок, наподобие крыльев, руки со скрюченными пальцами, на плечах лохмотья». Критик писал далее: «Достойна удивления... неуловимая смена безумного бреда... и вообще большая мягкость исполнения, особенно когда он начинает петь: „Да, стар и шаловлив я стал, за мной смотреть не худо". Какая-то детская кротость и беспомощность прорывается порою, точно этот несчастный, потерявший рассудок от горя, и впрямь лишь большой, старый, беспомощный ребенок». Однако в безумном Мельнике Шаляпин раскрывал не только черты детскости, беспомощности, вызывая сочувствие и жалость. Была в этом образе трагическая сила. Мгновенные и резкие переходы из одного состояния в другое подчеркивали нарастающее безумие. Безмерность горя, надломившего силы Мельника, глубина его любви к погибшей дочери раскрывались с неповторимой правдивостью.

Традиция, идущая от Петрова - Шаляпина, продолжена их преемниками, и прежде всего А. Пироговым.

«Русалка» - одна из самых популярных и любимых опер нашего зрителя. Она входила в репертуар многих отечественных театров, исполнялась и за рубежом - сначала русскими, потом артистами национальных театров. В 1888 г. ее исполнили русские певцы в Копенгагене, в 1908-м - в Берлине, в 1909-м - в Монте-Карло (Шаляпин, Смирнов, Литвин), в 1922-м - в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Постановки силами зарубежных певцов были осуществлены в Париже (1911), Иерусалиме (1926), Хельсинки (1937), Бухаресте (1958) и т. д. В 1899 г. в Петербурге в «Русалке» выступили итальянские певцы (А. Мазини - Князь). В последние годы опера в ведущих театрах нашей страны ставится редко (в Большом - в 2000 г., под управлением М. Эрмлера).

Действие оперы происходит на берегу Днепра. Наташа, дочь мельника встречает своего возлюбленного князя. Их отношения уже год, молодые люди любят друг друга. Отец Натальи, старый мельник рад их роману, и постоянно хочет извлечь из этой любви свою выгоду.

Время идет, князь все реже стал наведываться к своей возлюбленной. Наташа очень тоскует по нему, и с нетерпением ждет встречи. Однажды, услышав топот копыт, девушка спешит на встречу к любимому. Мельник, тем временем напоминает дочке о необходимости этих отношений. Но, не все так просто, князь приехал, чтобы расстаться с Наташей. Он полюбил другую девушку, о чем и сообщил дочери мельника. Прощаясь, князь одаривает Наташу подарками. Девушка расстроена, она говорит возлюбленному, что ждет их ребенка. Князь обещает не забывать их и помогать материально. Наташа не может пережить такого горя, она побежала к реке и бросилась в воду. Мельник не смог ее удержать.

Князь устроил пышный пир, по поводу своей свадьбы. Веселье в самом разгаре, все поют и радуются. Вдруг, средь веселых песен, слышится заунывный голос Наташи. Князь просит слугу найти девушку и увести со двора. Молодая княгиня опечалена, ей неприятны грустные песни на свадьбе, она считает, что это к беде. Когда молодожены поцеловались, из толпы гостей раздался протяжный женский стон. Свадьба окончательно испорчена.

Прошло почти двенадцать лет. У князя так и не сложился брак. Княгиня считает, что у него есть другая.

Однажды, князь приехал к Днепру. Его давно туда тянула непреодолимая тоска. Вдруг он увидел человека в лохмотьях, это был мельник. Старик совсем лишился разума после гибели дочери. Он бросился с претензиями к князю. А тому, стало еще хуже от услышанного.

Где-то на дне Днепра живет царица русалок, у нее есть прелестная дочь русалочка. Ей двенадцать лет. Она поведала матери, что частенько бывает на берегу, общается с дедушкой. Царица попросила дочь заманить на дно князя, сказав, что он ее отец. Русалка Наталья так и не справилась со своими чувствами, она по-прежнему любит князя.

Придя на берег, князь встретил маленькую русалочку, она рассказала ему о своем происхождении и позвала с собой. За мужчиной следила его жена, и вот княгиня заговорила с ним. В это время послышался голос царицы русалок, а старый мельник толкнул неудавшегося зятя в воду. Подданные царицы доставили тело князя к своей повелительнице.

Это произведение учит отвечать за свои поступки.

Картинка или рисунок Даргомыжский - Русалка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Та сторона, где ветер Крапивина

    Генке на протяжении долгого времени не удается сдать английский. Обстоятельство может обернуться для него неприятными последствиями. Его могут оставить на второй год, к тому же при не исправлении ситуации отец грозит его сурово наказать.

  • Краткое содержание Жизнь господина де Мольера Булгаков

    Комедиограф Жан Батист Поклен оказал влияние на творчество Михаила Булгакова и также на его жизнь настолько сильное, что писатель решил посвятить ему книгу.

  • Краткое содержание Гоголь Рим

    Молодой князь, который родился и вырос в старом Риме, уезжает учиться в Париж. Прогрессивный европейский город поражает и захватывает юношу своим блеском, кипением страстей, наук, политики. Рестораны, кафе, магазины, театры – все сверкало, манило.

  • Краткое содержание Пища богов Уэллс

    Это произведение в жанре фантастики. В нем описана история горе - изобретателей, которые создали чудодейственную пищу. Эта еда преобразовывала все живые организмы.

  • Петрушевская

    Людмила Стефановна Петрушевская - одна из самых популярных российских писательниц. Она известна как автор книг, сценариев для театра и кино, стихов, переводов. Писать Петрушевская начала в ранней юности.

Опера А. С. Даргомыжского «Русалка»

Опера Даргомыжского — «Русалка» — стала значительным явлением в истории русской музыки — это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

В основу сюжета легла неоконченная драма А. С. Пушкина, опубликованная после смерти поэта под названием «Русалка».
А. С. Даргомыжский начал работать над оперой со второй половины 40-х годов. Опера «Русалка» была окончена в 1855 г.
Премьера состоялась в мае 1856 года в Петербурге.
Отношение к опере было двойственным: аристократия — презрительно, демократически настроенные посетители театра — восторженно.

Опера замечательная. Психологическая драма разыгрывается здесь не хуже, чем в опере "Риголетто." Прекрасные арии, и вся музыка. Музыка, игра и пение артистов Большого театра делают оперу просто потрясающей.

Краткое содержание оперы.

Дочь Мельника Наташа ожидает страстно любимого ею Князя. Рассеянно выслушивает она наскучившие поучения отца-старика, твердящего ей о необходимости извлечь выгоду из благосклонности Князя. Появляется Князь. Однако он приехал лишь для того, чтобы навсегда проститься: он женится на девушке знатного происхождения. Князь пытается откупиться роскошными подарками Наташе и денежными подарками её отцу. Потрясённая Наташа признаётся Князю, что скоро должна стать матерью. Князь уезжает. Покинутая девушка даёт волю своему горю. Она горько упрекает отца за то, что, движимый алчностью, он потакал её связи. В отчаянии она кидается в реку.

Прошло 12 лет. Княжеский терем. Княгиня в одиночестве грустит. Муж охладел к ней, он неласков, подолгу отлучается из дому. Приближённая Княгини, резвушка Ольга, пытается развлечь её весёлой песней. Узнав, что Князь решил остаться ночью один на берегу Днепра, Княгиня вместе с Ольгой отправляется на его розыски.
Ночь. Берег Днепра у разрушенной мельницы. Русалки водят хороводы. Приходит Князь. Он терзается мыслью об утраченной любви Наташи. Внезапно из-за деревьев появляется страшная фигура в лохмотьях. Это безумный Мельник, ведущий бродячую жизнь в лесу и вообразивший себя вороном. Бред старика производит угнетающее действие на Князя. Мельник пытается задушить убийцу дочери. Подоспевшие охотники спасают своего господина.
Гордая и могучая царица русалок, Наташа посылает свою дочку на берег и поручает ей лаской и хитростью заманить в воду отца. Оставшись одна, она торжествует по поводу приближающегося часа давно замышляемой мести.
Сопровождаемая Ольгой, Княгиня выслеживает мужа. Навстречу появляющемуся Князю выходит маленькая Русалочка и зовёт его на дно реки, уверяя, что его там ожидает прежняя любовь. Охваченный воспоминаниями о Наташе, Князь готов последовать за дочкой. Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Из Днепра доносится манящий зов русалки. Девочка увлекает Князя, подоспевший Мельник сталкивает его в воду.

Большой театр - опера "Русалка"



АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ
РУСАЛКА
Опера в четырех действиях (шести картинах)
Либретто по драматической поэме А. С. Пушкина написано А. С. Даргомыжским.
Первое представление состоялось 16 мая 1856 г. на сцене Большого театра в
Петербурге.
Действующие лица
Князь тенор
Княгиня меццо-сопрано
Мельник бас
Наташа, его дочь, потом Русалка сопрано
Ольга, сирота, преданная Княгине сопрано
Сват баритон
Русалочка, 12 лет
Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.


Действие первое
. На берегу Днепра в задумчивости сидит Наташа. Тревожно у нее на сердце, и нелегко ей слушать наставления отца - старого Мельника. Вот уже несколько дней к Наташе не приезжает Князь, ее возлюбленный. Мельник учит ее, как вести себя с Князем. Неплохо было бы подарок богатый или деньги получить от Князя. С трепетом встречает Наташа приехавшего Князя. Он ласково Приветствует ее, но сразу же говорит, что скоро должен уехать. Князь кажется смущенным, он чего-то не договаривает. Наташа замечает в нем перемену. Даже дорогое ожерелье, которое дарит ей
Князь, ненадолго отвлекает ее от недобрых предчувствий. Набравшись мужества, Князь сообщает Наташе о предстоящей разлуке и о своей женитьбе.
Наташа цепенеет от горя. Мучительно пытается она вспомнить что-то важное, о чем хотела сказать Князю. Наконец это важное ярко вспыхивает в памяти - она скоро должна стать матерью. Князь просит Наташу поберечь себя и быстро уходит. Безгранично горе Наташи. В отчаянии разрывает она на
себе жемчужное ожерелье, срывает с головы повязку в дорогих камнях и с мыслью о мщении бросается в Днепр.
Действие второе . В богатых хоромах празднуется свадьба Князя. Все поздравляют молодых и желают им счастья. И лишь один голос на веселом
празднике затягивает грустную песню о том, как в реке утопилась девушка, брошенная милым. Князь узнает голос Наташи. Веселье нарушено. Однако
все пытаются сделать вид, что ничего не произошло. Гости поднимают чарки. Князь целует жену, в тот же миг в толпе раздается громкий женский стон.
Все в замешательстве.
Действие третье. Картина первая .В тоске и постоянном ожидании Князя проходят дни Княгини. Князь пропадает на охоте. Княгиня вспоминает о
промелькнувших безвозвратно первых радостных днях замужества. Возвращается ловчий и сообщает, что Князь один остался на берегу Днепра.

Картина вторая. Вечер. На берег Днепра выходят русалки, но, заслышав чьи-то шаги, поспешно кидаются в воду и исчезают. Около развалившейся мельницы останавливается Князь. С грустью думает он о Наташе, которую горячо любил. Неожиданно появляется безумный старик, называющий себя вороном,- в нем Князь не без труда узнает старого Мельника. Желая помочь бедному старику, Князь приглашает его в свой терем, но тот с диким криком «Отдай мне дочь!» бросается на него. Подоспевшие слуги спасают Князя.
Действие четвертое. Картина первая . Подводный терем русалок. Прошло двенадцать лет с тех пор, как Наташа, бросившись в Днепр, превратилась в Русалку, но жажда мести не угасла в ней. И вот час ее настал - Князь здесь, близко. Подозвав свою дочь, Русалка велит ей выйти на берег и заманить Князя в Днепр.
Картина вторая . Задумчиво стоит на берегу Днепра Князь, думая о Наташе. Внезапно появляется Русалочка. Она рассказывает Князю о своей матери, ставшей царицей вод днепровских, и приглашает к ней в терем на дне речном. Во власти непонятных чар Князь послушно идет за Русалочкой. Из-за мельницы выбегают Княгиня и Ольга. Они пытаются удержать Князя, но призывный голос Русалки его манит. Подоспевший Мельник сталкивает Князя в воду. Русалки влекут Князя к стопам своей царицы.