Презентация на тему: Искусство в годы Великой Отечественной войны. Презентация "Искусство в годы Великой Отечественной войны" по мхк – проект, доклад Теряли мы друзей, родных, но веры

  • Рабочий день детей, стоявших у станка длился по 12 часов и сопровождался тяжёлым трудом, от которого немела спина, не слушались руки, смыкались от усталости веки.
100 млн. гимнастёрок
  • 100 млн. гимнастёрок
  • 35 млн.шинелей
  • 64 млн. пар обуви
Будет холодно – перетерпим
  • Будет холодно – перетерпим
  • Будет голодно – туже затянем ремни
  • Будет трудно – выдержим
  • Выдержим и победим!
2 страничка
  • Город – крепость,
  • город – герой,
  • в который так и не вошли завоеватели.
  • 900 дней Мужества, Воли, Силы Духа…
  • А.Ф.Пахомов «На Неву за водой»
Родилась в Петербурге. Умерла в Ленинграде. Закончив филфак ЛГУ, работала в комсомольских газетах. Берггольц стала радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказаны Ольгой Берггольц.
  • Родилась в Петербурге. Умерла в Ленинграде. Закончив филфак ЛГУ, работала в комсомольских газетах. Берггольц стала радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказаны Ольгой Берггольц.
  • Боим С.С. Вода с Невы.
  • Серия «Ленинград в блокаде». 1942.
  • А. Пахомов. «На постах». Литография. 1942.
  • Боим С.С.
  • Артобстрел на площади Труда.
  • А. Пахомов.
  • «Пленные немцы в Ленинграде»
  • И. Масленникова
  • «Ленинград в блокаде» 1941 г.
3 страничка
  • О красках войны…
  • Ир. Тоидзе (1941г.)
  • 24 июня 1941год.
  • 1941 год
  • 1941 год
Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, вскрывали истинное лицо фашизма. Они были злободневны, исполнены оптимизма, глубоко созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы остросатирического характера, беспощадно бичующие врага, развеивающие миф о его непобедимости. Художникам нередко приходили письма. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»
  • Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, вскрывали истинное лицо фашизма. Они были злободневны, исполнены оптимизма, глубоко созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы остросатирического характера, беспощадно бичующие врага, развеивающие миф о его непобедимости. Художникам нередко приходили письма. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»
  • Маврина
4 страничка
  • Строка, оборванная пулей.
Родился 21 января 1919 года в г. Иркутске. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского института, но писать не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом.
  • Родился 21 января 1919 года в г. Иркутске. Уже в школе он пробует писать стихи. Затем поступает на физико-математический факультет Иркутского института, но писать не бросает. Он мог стать физиком, математиком, поэтом.
  • Но уже от моря до моря гремит невиданная в истории битва с фашизмом – началась Отечественная война, и юноша, не колеблясь, становится солдатом.
  • Он погиб в возрасте 24 –х лет.
С первых дней Великой Отечественной войны в ответ на заявление с просьбой об отправке на фронт был направлен в редакцию газеты 12-ой армии Юго-Западного направления; пользовался большой популярностью в воинской среде. Первым из писателей был награждён орденом Красного Знамени; погиб в 1942 в районе Харькова, пробиваясь из окружения.
  • С первых дней Великой Отечественной войны в ответ на заявление с просьбой об отправке на фронт был направлен в редакцию газеты 12-ой армии Юго-Западного направления; пользовался большой популярностью в воинской среде. Первым из писателей был награждён орденом Красного Знамени; погиб в 1942 в районе Харькова, пробиваясь из окружения.
  • Военный корреспондент Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944 году.
  • Лейтенант Павел Коган, 23 сентября 1942года, получил приказ пробраться на станцию и взорвать бензоцистерны противника... Фашистская пуля попала ему в грудь.
  • Талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий. Погиб в январе 1943 года под стенами Сталинграда.
  • Гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову.
5 страничка
  • «А песня ходит на войну…»
  • «Бьётся в тесной печурке огонь»
6 страничка
  • « Никто не забыт, ничто не забыто»
  • Обелиск около деревни Журково. Этот обелиск единственное упоминание о деревни Барсуки, уничтоженной вместе с жителями 8 марта 1943 года.
  • В центре села Миритиницы находится мемориальный комплекс, который состоит из памятника, стелы,мемориальных надгробных плит, поклонного креста. Скульптор памятника Крушинин Александр Петрович.
Наши ветераны. Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
  • Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
  • 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
  • 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

Искусство в годы
Великой Отечественной
войны
В годы Великой Отечественной войны не ослабевал
интерес и к настоящему искусству. Артисты
драматических и музыкальных театров, филармоний
и концертных групп вносили свой вклад в общее дело
борьбы с врагом. Огромной популярностью
пользовались фронтовые театры и концертные
бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими
выступлениями доказывали, что красота искусства
жива, что убить ее невозможно. Среди фронтовых
артистов выступала и мама одного из наших
преподавателей. Мы приводим её воспоминания о тех
незабываемых концертах.

Из письма Константина Михайловича Симонова читателю (1969 год): «У
стихотворения „Жди меня“ нет никакой особой истории. Просто я уехал на
войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в
стихах…»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Фронтовые Концертные бригады
За годы войны артисты
провели для советских
воинов 1 миллион 350
тысяч спектаклей,
концертов, творческих
встреч - не было ни
одной части, где бы ни
побывали фронтовые
театры и бригады.
Вместе с Красной
Армией артисты прошли
весь путь войны.

Лидия Русланова - артистка фронтового
театра
Вместе со своими товарищами по
концертной бригаде почти весь этот год
я провела на передовых линиях.
Недавно мы вернулись с Юго-Западного
фронта, а в ближайшие дни мне снова
предстоит поездка на фронт – седьмая.
Как много было пережито за это время.
Как много было различных встреч,
впечатлений. Столько друзей теперь у
меня на всех фронтах. Столько довелось
перевидать и услышать!

Музыка и песни в годы войны

Седьмая симфония Д. Шостаковича

СЛУШАТЬ
7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые
исполненная, сразу стала символом сопротивления советского народа
фашистским агрессорам и веры в грядущую победу над врагом. Так
воспринимали ее не только на Родине, но и во многих странах мира.
Гениальный “эпизод нашествия”, мужественные и волевые темы
сопротивления, скорбный монолог фагота (“реквием жертвам войны”) при всей
своей публицистичности и плакатной простоте музыкального языка и в самом
деле обладают огромной силой художественного воздействия.

"Священная война"
(интересная информация)
СЛУШАТЬ
Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. ЛебедеваКумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной
Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за
рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления
перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа
заполнены военными.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение:
можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего,
который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле.
Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй
куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых
лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня
утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль
«Священную войну».
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на
вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Во время Великой Отечественной Войны, руководству СССР было как никогда важно взыскать в сердцах народа патриотические чувства. Инструментом взыскания, был СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ. Со своей задачей, плакаты и его создатели справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата, ни остальные слои населения страны. Каждый старался на благо общей победы.


Н.ВАТОЛИНА И Н.ДЕНИСОВ «НЕ БОЛТАЙ!» С первых дней войны в плакат прочно вошла тема бдительности. В июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым был исполнен плакат «Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и на многие десятилетия пережил время своего создания. Основой для плаката послужили стихи С. Маршака, приведенные на листе: «Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены». Тогда же настоящим народным фольклором стал лозунг: «Болтун – находка для шпиона!». К поимке вражеских шпионов и диверсантов были привлечены все городские и сельские жители. Ленинградский художник А. Пахомов сделал героями плаката пионеров, зорко охраняющих родную землю от врагов(Ребята, защищайте Родину!Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым!»)


Д. ШМАРИНОВ «ОТОМСТИ» С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование отомсти!


В. КОРЕЦКИЙ «ВОИН КРАСНОЙ АРМИИ, СПАСИ!» Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий....Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи. Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам. Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно- красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.


РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ Родина-мать зовёт Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг защитить Отечество.


П.КОРИН «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» Образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине, создал художник П. Д. Корин (1942). «Я писал его, рассказывает художник, в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».


Д. МООР «ТЫ ЧЕМ ПОМОГ ФРОНТУ?» Художник Д. Моор использовал композицию плаката периода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?». Актуальность и действенность плаката была так высока, что его перепечатали в других городах страны с переводом лозунга на языки народов СССР. Старейший плакатист блестяще владел оружием сатиры. Уже в плакате «Все на "Г"» Д. Моор определил свое отношение к врагу – уничтожать его кистью и словом.


КОКОРЕКИН «ГРУДЬЮ НА ЗАЩИТУ ЛЕНИНГРАДА»,СЕРОВ «ЗАЩИТИМ ГОРОД ЛЕНИНА»,БОЙМ «БЕЙ ВРАГА…». Пафосом борьбы наполнены плакаты А. Кокорекина «Грудью на защиту Ленинграда!»; В. Серова «Защитим город Ленина»; С. Боима «Бей врага, как его били отцы и старшие братья – матросы Октября!».


Ответом на фашистскую агрессию также стали работы В. Иванова «За Родину,за честь,за свободу!»; И. Серебряного «Бей крепче, сынок!»; А. Страхова- Браславского «Смерть фашизму»;; С. Боима и Ф. Бочкова «Разгромим фашистских налетчиков!»; Д. Шмаринова «Фашисты не пройдут!» и другие. Л. Лисицкий создал замечательный плакат «Все для фронта! Все для победы!», который был отпечатан после смерти автора зимой 1941 – 1942 года.


В СЕРОВ «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ» Наиболее значительные работы, изображавшие защитников Отечества, были созданы летом 1941 года ленинградскими художниками В. Серовым и А. Ситаровым. В. Серов передал в плакате «Наше дело правое – победа будет за нами» решимость пожилого бойца-ополченца защищать родной город от приближающегося врага.


В.ИВАНОВ «ПЬЁМ ВОДУ ИЗ ДНЕПРА» После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед. Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра»....Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком. Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа.


ЗАСЛУГА ХУДОЖНИКОВ- ПЛАКАТИСТОВ Плакаты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла – армию и народ – для Победы над фашизмом. Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.


ЛИТЕРАТУРА Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей». Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом:.мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали.


Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики годов. Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского. Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов


В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико- эпическую (баллады, поэмы). В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СОЗДАВАЛИСЬ И ТАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, В КОТОРЫХ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАЩАЛОСЬ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ И ВОЙНА – ТАК МОЖНО СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ТАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, КАК "ПРОСТО ЛЮБОВЬ" В. ВАСИЛЕВСКОЙ, "ЭТО БЫЛО В ЛЕНИНГРАДЕ" А. ЧАКОВСКОГО, "ТРЕТЬЯ ПАЛАТА" ЛЕОНИДОВА. В 1942 ГОДУ ПОЯВИЛАСЬ ПОВЕСТЬ О ВОЙНЕ В. НЕКРАСОВА «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА».


БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Особое место в белорусской литературе занимает творчество поэтов- фронтовиков, в котором раскрываются темы мужества, подвига, жертвы, патриотизма (Алексей Пысин,Аркадий Кулешов) В стихотворении «Зноў буздем шчасце мець I волю» Я.Купала не только высказал веру в скорую победу, но и предвидел то время, когда восстановятся разрушенные города и деревни, стихнет кононнада,мирно вздохнут люди: Так дзень збліжаецца расплаты За ўсё,што выцерплі гэтак, За нашы спаленыя хаты, За нашых выразаных дзетак. Ачысцім нашы лес і поле Ад Гітлера, ад яго бандаў, Зноў будзем шчасце мець і волю Ў сваіх адноўленных прысадах. Загоім раны,адбудуем Свае сялібы зруйнаваныя, Сваю краіну маладую Святлом асвецім. Зірнуць зноў нашы ўвысь палацы, Святочна прыбяруцца людзі, Як красаваўся,красавацца Чырвоны сцяг над намі будзе.


Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны. На руінах, папялішчах, На крывавых іх слядах Хай груган іх косці ліча, На бяседу соваў кліча Баль спраўляць на іх касцях. Няхай Гітлеру-вампіру Клююць сэрца, смокчуць кроў; Сыты быў людскім ён жырам, Пяны быў крывавым вірам, – Хай жа гіне звер звяроў! Выразаў ён старцам вочы, Рэзаў матак і дзяцей, Дзікай зданню, патарочай Засланяў дні чорнай ночай, – Хай жа гіне ліхадзей! Обращается в своём стихотворении к белорусским партизанам Я.Купала: Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны. Клічу вас я на пабеду, Хай вам шчасцем свецяць дні, Выразайце людаедаў, Каб не стала іх і следу На святой нашай зямлі. Цень забітых матак, дзетак, Дзедаў вашых і бацькоў, Акрываўлены палетак Клічуць мсціць крывава гэтак, Як не мсцілі ад вякоў. Не давайце гадам сілы На сабою распасцерць, Рыйце загадзя магілы, Вырывайце з жывых жылы, Кроў за кроў, а смерць за смерць! Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны. Няхай ваша перамога Не кідае вас нідзе, Не пужае хай трывога, – Ваша чыстая дарога Да свабоды давядзе... Так ад нечысцяў ачысцім Нашы нівы і лясы, Фашыстоўскіх псоў панішчым, І схіснуцца, як калісьці, Для нас нашы каласы. Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны.


МУЗЫКА СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ШОСТАКОВИЧА 7 симфония была создана композитором Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в 1941году. Первые три части написаны им в доме Бенуа в Ленинграде(закончены в августе 1941 года, а с 8 сентября началась блокада Ленинграда). Финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза ССР под управлением С.А.Самосуда. Московская премьера (дирижёр С. А. Самосуд) состоялась 29 марта 1942 года.


ИСПОЛНЕНИЕ СИМФОНИИ 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром оркестра Ленинградского радиокомитета был Карл Ильич Элиасберг. Исполнению придавалось исключительное значение. Несмотря на бомбежку и авиаудары в филармонии были зажжены все люстры. Виктор Козлов, кларнетист: «Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку. « Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»


ОРКЕСТР Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в в апреле. В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта. Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, Пааво Берглунд, Леонард Бернстайн, Кирилл Кондрашин, Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, Евгений Светданов, Карл Элиасберг и др. Мемориальная доска в честь Дмитрия Шостаковича в Самаре

Великая Отечественная война

в произведениях художников


"Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью,

но и гневом".

художник А. Дейнека.


Я буду мстить за русскую культуру,

За каждый на земле кровавый след,

За каждую разбитую скульптуру,

За Пушкина простреленный портрет.


22 июня 1941г. началась война. А уже 24 июня на стенах домов Москвы был расклеен первый плакат – лист художников Кукрыниксов (Куприянова, Крылова, Соколова) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»

На нем – вероломно напавший на нашу страну Гитлер и красноармеец, вонзивший штык в его голову.

Кукрыниксы.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (1941).


«Родина-мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро

А в середине июля- плакат был известен уже всей стране...

«Родина-мать зовет»

Ираклий Моисеевич Тоид зе.


Военный плакат - словно стрелок: он безошибочно бьет своим видом и своим словом прямо в цель.

Плакат сам по себе звучит громко. Когда речь о военном плакате - громко вдвойне, потому что он кричит (иногда почти буквально). Он обращается к чувствам.

Прильнувшие друг другу, сжавшиеся в одно целое мать и сын перед окровавленным фашистским оружием. В глазах ребенка ужас, во взгляде матери - ненависть.

В.Г.Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»



"Мать партизана"


В 1943 году

картина Пластова "Фашист пролетел" по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции.

По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом,

что это повлияло

на их решение

об открытии

второго фронта.

Пластов Аркадий Александрович

«Фашист пролетел.»


А. А. Дейнека «Оборона Севастополя»

Картина создавалась по горячим следам событий. Художник написал ее в 1942 году, в самый тяжелый момент войны, когда Севастополь был еще в руках врага. Теперь, спустя много лет, мы воспринимаем это полотно как историческую эпопею о беспримерном героизме народа, вставшего на защиту Родины.


В.Е.Памфилов. «Подвиг А.Матросова»

Нам было все отпущено сверх меры -

Любовь, и гнев, и мужество в бою.

Теряли мы друзей, родных, но веры

Не потеряли в Родину свою.


Картина «Письмо с фронта» Александра Лактионова пронизана солнечным светом Художник сумел передать переполняющее людей счастье: семья фронтовика получила от него долгожданную весточку.

А.И. Лактионов «Письмо с фронта»


7 ноября 1942 года на первой большой выставке военных лет Павел Корин впервые выставил свой

Триптих « Александр Невский» .



У Бабьего Яра

«За колючей проволокой»


Перед нами солдат в преклонные годы жизни, в гимнастерке, увенчанной орденами и медалями.

19-летним юношей вернулся с фронта без обеих ног этот человек.

Ему потребовалось мужество жить, не поддаться жалости к себе, огромная духовная сила преодоления себя, ради достойной человека жизни. Мужество и сила духа, боль и горечь прожитой жизни передана художником во взгляде этого человека.

Весь образ полон подлинного величия, перед которым все мы должны низко склонять наши головы.

А.Шилов

«В день Победы. Пулеметчик П.П. Шорин»


Помните! Через века, через года - Помните! О тех, Кто уже не придет никогда, - Помните! Покуда сердца стучатся, - Помните. Какою ценой Завоевано счастье, - Пожалуйста, помните! Встречайте трепетную весну. Люди земли, Убейте войну, Прокляните войну, Люди земли!



Вам, ребята, принадлежит будущее.

Но без памяти о прошлом,

без чуткого отношения к героической истории нашего народа не занять в нем достойного места.

Вот почему нас, взрослых, радуют искренне исполняемые вами песни о войне, сочинения, рисунки.



Зенькович В.В. Букет в зеленой кружке. 1943

В суровые военные годы было важно не только снабжение фронта оружием и продовольствием, но и поддержание высокого боевого духа в войсках. Психологическая и идеологическая поддержка - мощное оружие победы, и в этом немалую роль сыграло искусство. В то время важным было каждое направление: живопись, кинематограф, литература, музыка - все это внесло свой вклад в преодолении силы захватчиков.

Фронтовое творчество

Художники, артисты и музыканты уходили на фронт, записывались в ополчение и партизанские отряды, отдавали жизни на полях сражений, но не забывали о своем творчестве. Именно в это время была как никогда важна патриотическая тема:

  • В годы войны огромную популярность приобрел кинематограф. Советские хроникеры работали буквально под пулями, снимая уникальные кадры, которые в дальнейшем стали свидетелями мировой истории. Из короткометражных лент монтировали боевые киносборники, которые демонстрировались и в годы войны, и позже.
  • Сложно переоценить значение музыки в военное время. Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски давал концерты на фронте, в 1941 году на Белорусском вокзале впервые прозвучала песня «Священная война». Песня «Катюша» Михаила Исаковского быстро стала известной всей стране. Многие бойцы писали ее героине письма, появилось множество поэтических народных версий. Другие песенные шедевры того времени, такие как «Синий платочек», «Случайный вальс» и многие другие, знакомы каждому россиянину до сих пор. Сильнейшим музыкальным произведением военных лет стала седьмая симфония Шостаковича, завершенная в блокадном Ленинграде.
  • Нельзя не отметить заслуги музыкальных и драматических театров. На фронте за годы войны выступали более 4000 артистических бригад, приносивших солдатам радость, улыбки и надежду на скорую победу.

Искусство в эвакуации

В эвакуации, вдали от фронтовой полосы, усилия людей искусства были направлены на помощь бойцам. В это время в живописи особое значение приобретает плакат. Именно плакатная живопись поднимала дух, помогала мужественно встречать врага и призывала к преодолению трудностей. Плакат «Родина-мать зовет», известный каждому, принадлежит Ираклию Тоидзе. Он же стал автором ряда шедевров плакатной живописи.

Литература была неразрывно связана с фронтом. Многие писатели и поэты принимали участие в боях, но и те, кто находился в эвакуации, отдавали всю силу своего пера борьбе за победу. Стихи транслировались по радио, издавались в сборниках. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало выражением чувств и мыслей многих бойцов, мечтавших о возвращении домой.

Военное искусство представляет особый пласт в русской культуре, ведь в то время вся творческая энергия людей была подчинена единым целям - помочь фронту, поднять боевой дух советских солдат и защитить родную страну от захватчиков.