Ксенофонт из афин. Учения ксенофонта Ксенофонт биография кратко

Дата рождения Ксенофонта официально неизвестна; большинство историков, впрочем, сходится в том, что родился он примерно в 431-м году до нашей эры, в окрестностях Афин (Athens). Семья его принадлежала к высшим слоям афинского общества, что дало Ксенофонту доступ к целому ряду привилегий, обычно положенным одним лишь аристократам. В молодости Ксенофонт участвовал в военном походе, предпринятом Киром Младшим (Cyrus the Younger) против своего брата Артаксеркса II (Artaxerxes II). Еще до вступления в ряды армии Ксенофонт попросил совет у Сократа – стоит ли ему вообще связываться с Киром. Сократ отправил Ксенофонта к Дельфийскому Оракулу; Оракулу, однако, Ксенофонт – к вящему неудовольствию своего наставника – задал вопрос совершенно иной – "какому богу следует молиться и жертвовать, чтоб наилучшим способом закончить начатое дело и вернуться домой в безопасности и с хорошим барышом".

Армию наемников Кир использовал фактически втемную – греки довольно долго не подозревали о том, что им придется иметь дело со столь крупной армией. Раскрылся обман при Тарсусе (Tarsus); наемники подумывали о том, чтоб бросить столь нечестного нанимателя, однако спартанский генерал Клеарх (Clearchus) смог их переубедить.

В битве при Кунаксе (Battle of Cunaxa) войска Кира были разбиты, а сам Кир погиб; вскоре после этого Клеарх – вместе с еще четырьмя генералами и целым рядом офицеров – был вероломно пленен и казнен на мирных переговорах. Наемники остались без командования и были вынуждены выбрать новых руководителей; одним из них и стал Ксенофонт. С руководством Ксенофонт справился просто отлично. Позже персидский поход и возвращение домой Ксенофонт описал в своем труде "Анабасис" ("Anabasis"; дословный перевод – "Экспедиция"). Известно, что в будущем сам Александр Македонский (Alexander the Great) использовал этот труд в качестве руководства во время вторжения в Персию (Persia).

Одной лишь персидской кампанией военные приключения Ксенофонта отнюдь не ограничились; некоторое время он работал на спартанцев. Есть основания полагать, что именно за это Ксенофонта и изгнали из Афин; впрочем, причин было немало – Ксенофонт поддерживал не особо популярного среди афинян Сократа, да и работа на персов тоже сыграла отнюдь не в его пользу.

Новый дом наемник нашел себе во все той же Спарте – ему дали поместье в Сцилле (Scillus), близ Олимпии (Olympia). Именно в этом поместье Ксенофонт, кстати, и завершил "Анабасис".

Где именно скончался Ксенофонт, точно неизвестно. Сын его, Грилл (Gryllus), в битве при Мантинее (Battle of Mantinea) сражался на стороне Афин, так что из изгнания историк, похоже, все же вернулся. Некоторые данные утверждают, что умер Ксенофонт в Афинах, другие говорят про Коринф (Corinth). Неизвестно также, когда скончался Ксенофонт; точно можно сказать лишь, что он пережил своего начальника и покровителя Агесилая Второго (Agesilaus II).

На протяжении всей своей жизни Ксенофонт не раз выражал любовь к Афинам; не устраивало его в родных землях лишь политическое устройство – судя по косвенным данным, Ксенофонт был олигархом. Впрочем, довольно активно Ксенофонт поддерживал и Спарту – так уж сложилось, что там ему пришлось провести немалую часть своей жизни.

древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого - «Анабасис Кира» - высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу

Биография

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопонесской войне в 404 г. до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Вместе с греческими наемниками он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна - спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом . Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвёргся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем , вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин . Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта.

Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе . Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив . Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

Мировоззрение Ксенофонта

Философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Сочинения его, перечисляемые его биографом Диогеном, все дошли до нас.

  • Лучшее из них - «Анабасис Кира» (или «Поход Кира» - ????? ????????), где рассказывается о неудачной экспедиции Кира Младшего и отступлении 10 000 греков. Рассказ ведётся от третьего лица, одним из персонажей является сам Ксенофонт. По литературным достоинствам и правдивости «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне. В «Греческой истории» (кн. III, гл. 1, 2), называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом.
  • «Греческая история» охватывает период с 411 года до битвы при Мантинее в 362 году, период становления и расцвета греческой государственности.
  • Дидактический характер носит «Киропедия» (????? ???????, «О воспитании Кира»), род тенденциозного исторического романа, выставляющего Кира Старшего образцом хорошего правителя; с исторической точки зрения в нем много фактов передано неверно.

Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа , стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.

  • После него остались также «Воспоминания о Сократе» (????????????? ?????????), «Апология Сократа» (???????? ????????? ???? ???? ????????), «Пир» в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.
  • В число этих т. н. «Сократических сочинений» входит и весьма интересный трактат «Домострой» (другой перевод - «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящен изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. Отдельные места «Домостроя» способны и по сей день вызвать интерес экономиста.

Список работ

Произведения Ксенофонта, из перечисленных Диогеном Лаэртским сохранились практически полностью. Их обычно делят на несколько типов

  • Исторические
  • «Анабасис»
  • «Греческая история»
  • «Киропедия»
  • «Агесилай»
  • Философские (Сократические произведения и диалог «Гиерон»)
  • «Воспоминания о Сократе»
  • «Защита Сократа на суде»
  • «Пир»
  • «Домострой»
  • «Гиерон»
  • «Лакедемонская полития»
  • «Афинская полития» (spuria; анонимное сочинение, Ксенофонту не принадлежит, включена в корпус его сочинений по ошибке еще в древности)
  • «Доходы города Афин»
  • «О коннице»
  • «Охота»
  • «Гиппарх»

Ксенофонт – известный древнегреческий писатель, философ, историк, полководец, политический деятель. Его творчество очень ценилось античными риторами, к тому же оно оказало огромное влияние на латинскую прозу. Главным сочинением Ксенофонта является «Анабасис Кира».

Родился Ксенофонт в Афинах примерно в 444 году до нашей эры. Семья его была состоятельной, принадлежала к сословию всадников. Детство и юность прошли в обстановке Пелопоннесской войны, но это не помешало получить ему широкое общее образование вместе с военным. С юного возраста он был последователем Сократа.

После того, как Пелопонесская война была проиграна Спарте в 404 году до нашей эры, Ксенофонт покинул родину, присоединившись к экспедиции Кира. После смерти самого Кира, Ксенофонт смело и умело руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Ксенофонт проделал полностью весь поход – начиная от наступления на Вавилон и битву при Кунаксе, заканчивая отступлением через Армению к Трапезунту, а потом на Запад в Византий, Фракию и Пергам. Именно в Пергаме Ксенофонт стал одним из стратегов греческого войска. Так как он сблизился со спартанским царем Агесилаем, а потом еще и отправился с ним в Грецию, то в Афинах его осудили за государственную измену и конфисковали имущество. Ксенофонт стал служить под начальством Агесилая, принимал участие в битвах и походах против врагов Спарты – даже против Афин. Когда спартанцы подарили ему небольшое имение около элидского города Скиллунта, то он там поседлился в уединении, стал заниматься литературными трудами. Во время борьбы фиванцев со Спартой, в 370 году до нашей эры он бежал из Скиллунта и поселился в Коринфе. Практически перед смертью он стал общаться со своей родиной, где отменила приговор об его изгнании.

Биографом Ксенофонта был Диоген. Все философские идеи того времени, также, как и учение Сократа – все это оказали на философа небольшое влияние. Но это довольно ярко сказалось в его религиозных взглядах – для них, прежде всего, характерна вера во вмешательство богов в дела людей, а также вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным волю. Правда, этические взгляды Ксенофонта вовсе не возвышаются над прописной моралью, а вот политические его симпатии полностью на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Умер Ксенофонт приблизительно в 369 году до нашей эры.

Список работ Ксенофонта

Исторические: «Анабасис», «Греческая история», «Киропедия», «Агесилай».

Философские: «Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой», «Гиерон», Эссе, «Лакедемонская полития», «Афинская полития» (вообще-то, это анонимное сочинение и оно не принадлежит Ксенофонту, но оно было по ошибке еще в древности включено в корпус его сочинений), «Доходы города Афин», «О коннице», «Охота», «Гиппарх».

- 121.50 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет информатики и робототехники

по дисциплине

«история экономических учений»

Учения Ксенофонта

Выполнил: студент группы ФЭБ-206

Дубянская А.С

Проверил: преподаватель

Якшибаева Г.В.

_____________________

(дата и подпись)

Введение………………………………………………………… .3

Глава 1.Общие сведения ……………………………………4

2.3 «Домострой» или «Экономика» (ойкономика)…… …...9

Заключение…………………………………………………… …11

Введение

Считается, что именно Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков.Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинными мудрым в то время.

Глава 1. Общие сведения

    1. Биография

Ксенофо́нт (греч. Ξενοφῶν) (не позже 444 до н. э. - не ранее 356 до н. э. ) - древнегреческий писат ель и историкафинского происхо ждения, полководец и политичес кий деятель, главное сочинение которого - «Анабасис Кира» - высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу.

Родился он в Афинах около 444 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны, что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопонесск ой войны в 404 г. до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последовавших затем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт с большой смелостью и уменьем руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Вместе с греческими наемниками он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию иПергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна - спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа, он подвергся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царемАгесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близэлидского города Скиллунта.

Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

    1. Мировоззрение Ксенофонта

Философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Сочинения его, перечисляемые его биографом Ди огеном, все дошли до нас.

  • Лучшее из них - «Анабасис Кира» (или «Поход Кира» - Κύρου ἀνάβασις), где рассказывается о неудачной экспедиции Кира Младшего и отступлении 10 000 греков. Рассказ ведётся от третьего лица, одним из персонажей является сам Ксенофонт. По литературным достоинствам и правдивости «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльск ой войне. В «Греческой истории» (кн. III, гл. 1, 2), называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом.
  • «Греческая история» охватывает период с 411 года до битвы при Мантинее в 362 году, период становления и расцвета греческой государственности.
  • Дидактический характер носит «Киропедия» (Κύρου παιδεία, «О воспитании Кира»), род тенденциозного исторического романа, выставляющего Кира Старшегообразцом хорошего правителя; с исторической точки зрения в нем много фактов передано неверно.

Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.

  • После него остались также «Воспоминания о Сократе» (Ἀπομηονεύματα Σωκράτους), «Апология Сократа» (Ἀπολογία Σωκράτους πρός τούς δικαστάς), «Пир» в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.
  • В число этих т. н. «Сократических сочинений» входит и весьма интересный трактат «Домострой» (другой перевод - «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящен изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. Отдельные места «Домостроя» способны и по сей день вызвать интерес экономиста.

Глава 2. Ксенофонт и его Самовыражение

2.1 Творчество Ксенофонта

Творчество Ксенофонта в последнее время стало привлекать к себе гораздо больше внимания историков, чем это было ранее, в век безусловного господства классической филологии. Современные исследования показали, что Ксенофонт обладал особым дарованием политического писателя, что он привнес в традиционную область исторической и философской литературы новые актуальные идеи. Именно он способствовал развитию новых политических доктрин - монархической и панэллинской, которые в духовном плане отразили существо предэллинизма. Он внедрил в политическую литературу важнейший элемент новейшей социологии – тему социального и политического руководства (leadership), т.е. тему отношений полководца, политика и монарха с подчиненным ему окружением.

Наконец, развивая эпистемологические традиции сократической школы, он много усилий потратил на уточнение фундаментальных понятий и терминов, относящихся к области социально-политической жизни (понятия государства и его элементов - povli", a}