Индивидуальные способности к усвоению материала. Что такое обучаемость и как её повысить? различных задач среди зарубежных ученных изучал

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения . Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как сиособность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая - специальной одаренности индивида. О. как к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Обучаемость

Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Различаются:

1 ) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;

2 ) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.

Первая - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

1 ) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2 ) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

3 ) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности).

Специфика.

Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, - метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и , проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОБУЧАЕМОСТЬ

(англ. docility , educational ability , learning ability ) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности , в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач , выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина «обучаемость» в применении к организациям см. . - Ред .)

О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний , действий , сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).

Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти , внимания , мышления и речи ), особенности личности - мотивации, характера , эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения , и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).

О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования .

Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.

О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки , в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "обучаемость" в других словарях:

    Обучаемость - способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорн … Психологический словарь

    ОБУЧАЕМОСТЬ - англ. learnability/trainability; нем. Lernfahigkeit. Способность индивида к восприятию знаний, умений и поведенческих моделей. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ОБУЧАЕМОСТЬ - (англ. learning ability). Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Способность к усвоению нового, в том числе учебного материала (новых знаний, действий, новых форм… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Обучаемость - индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его быстрому и сознательному запоминанию, анализу, применению. Обучаемость – это общая способность человека к постоянному развитию в процессе… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) общую обучаемость способность усвоения любого материала; 2) специальную обучаемость способность усвоения отдельных видов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    обучаемость - ▲ адаптация в живом мире обучаемость свойственна теплокровным, деятельность насекомых регулируется инстинктами; зачатки ее наблюдаются уже у червей. воспитуемость. научение … Идеографический словарь русского языка

    Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком содержания обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала, и специальную О. как способность усвоения отдельных видов учебного материала (разделов курсов… … Педагогический терминологический словарь

    обучаемость - mokslumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Gebėjimas mokytis, išmokti. Mokslumas – viena iš intelektinio aktyvumo rūšių. Mokiniai gali turėti stiprų praktinį intelektą, bet silpną teorinį. Žemo mokslumo mokiniai yra menkesnio intelekto,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    обучаемость - mokslumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Individualūs rodikliai, rodantys, kaip sparčiai žmogus mokydamasis įgyja žinių, mokėjimų, įgūdžių ir kokia to, ką įgyja, kokybė. Skiriamas bendrasis mokslumas – gebėjimas išmokti bet… … Sporto terminų žodynas

    Обучаемость - (дрессируемость) восприимчивость собак к научению и накоплению опыта, скорость формирования навыка. Зависит от многих факторов, основные из них: соответствие задач научения особенностям породы (формирование той или иной породы связано с… … Словарь дрессировщика

Обучаемость – способность личности к обучению. Это совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения ребенком или взрослым человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Понятие об обучаемости связывается с умственным развитием и интеллектом человека, но они не тождественные. Высокая обучаемость способствует умственному развитию, однако, высокий уровень умственного развития может сочетаться с низкой обучаемостью.

Различают общую и специальную обучаемость.

Общая обучаемость предполагает способность усвоения любого материала, способность обучаться как таковую.

Специальная обучаемость зависит от науки, искусства или практической деятельности, которую хочет освоить ученик. Как различают способности к изучению математики, физики, игре на музыкальном инструменте и так далее, так и советующие виды специальной обучаемости.

Высокие показатели общей обучаемости не исключает того, что ученик не может освоить ту или иную область знаний. К примеру, если человек не может выучить какой-либо язык, это не исключает его общей эрудированности.

Уже в дошкольном возрасте можно заметить направленность интересов ребенка на ту или иную область знаний, науки и практики. В школе одни предметы нравятся, а другие нет потому, что одни из них интересны, а другие – не вызывают интереса. Сложный предмет для ребенка не исключает живой интерес к нему, и наоборот, легкий – не исключает отсутствие интереса.

Обучаемость характеризуется тремя показателями:

  1. уровень развития психических познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи;
  2. уровень развития эмоционально-волевой сферы, который описывается как усидчивость, целеустремленность, уравновешенность и так далее;
  3. уровень развития сопутствующих познавательной способности умений: воспринимать, запоминать, уяснять, воспроизводить, применять полученные знания.

Помимо способности к обучению выделяют способность к самообучению . Уровни этих способностей могут существенно разниться. Один человек легко овладеет знаниями самостоятельно, а другой не справится без помощи преподавателя.

Развитие способности к обучению

Так как на обучаемость влияет множество факторов, подход к ее развитию должен быть комплексным. Одна только тренировка памяти, внимания, мышления и усидчивости не даст должных результатов.

Рекомендации по развитию способностей к обучению у детей и взрослых совпадают. Различия лишь в том, что в силу возраста ребенок не может сам справиться и решить трудности, стоящие на пути к обучению, помочь ему в этом должны родители и учителя.

Повысить способность к обучению можно такими способами :

Слабая способность к обучению компенсируется трудоспособностью и другими личностными характеристиками ученика. Если человеку тяжело даются знания, это совсем не означает, что он не сможет стать успешным и счастливым.

Обучаемость – это общая способность индивида к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков. Обучаемость характеризует уровень психического развития человека, сформированность у него обобщенных способов действий. Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важно при этом эффективно использовать сензитивные периоды развития личности – периоды наибольшей предрасположенности человека к усвоению определенных сфер социального опыта.

Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями: различения или узнавания предмета (явления, события, факта); запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

– степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;

– темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

– уровень образованности или профессионального мастерства;

– готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

Обучаемость – способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях(в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи) и познавательной активности субъекта, по разному проявляется в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

по курсу: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Педагогическая психология - это наука:

а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;

б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

2. Основной задачей образования является:

а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

б) формирование умений и навыков;

в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

г) овладение социокультурным опытом.

3. Под обучением понимают:

а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;

в) предпринимаемые учеником учебные действия;

г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:

а) научение; б) учение; в) обучение; г) обученность.

5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:

а) принцип социального моделирования;

б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

в) принцип личностно - деятельностного подхода;

г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

д) принцип упражняемости.

6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:

а) воспроизведение; б) понимание; в) узнавание; г) усвоение.

7. В качестве методов исследования педагогическая психология использует:

а) методы педагогики;

б) методы общей психологии;

в) обучающий эксперимент;

г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.

8. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент:

а) не подразумевает обучение;

б) требует специальных лабораторных условий;

в) предполагает - планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий;

г) ориентирован на развитие познавательных процессов.

9. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:

а) отождествляя процессы обучения и развития;

б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

10. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:

а) низкий уровень знаний;

б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;

в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

11. Целью развивающего обучения является:

а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;

б) достижение высокого уровня обученности учащихся;

в) формирование умственных действий и понятий;

г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

12. Учебная деятельность состоит из:

а) учебной задачи и учебных действий;

б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;

в) работы познавательных процессов;

г) действий внутреннего контроля и оценки.

13. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:

а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;

б) потребность получать одобрение и признание;

в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;

г) стремление приобрести новые знания и умения.

14. В качестве основного принципа организации процесса

обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает:

а) организация обучения от частного к общему;

б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

в) овладение большой суммой знаний;

г) принцип усвоения логических форм.

15. Недостатком программированного обучения является:

а) отсутствие четких критериев контроля знаний;

б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

16. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:

а) программированного обучения;

б) проблемного обучения;

в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

г) традиционного обучения.

17. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:

а) материальное действие;

б) создание ориентировочной основы действия;

в) речевую форму выполнения действия;

г) внутреннюю речь.

18. Основным показателем готовности ребенка к обучению

в школе является:

а) овладение основными навыками чтения и счета;

б) развитие у ребенка мелкой моторики;

в) желание ребенка ходить в школу;

г) зрелость психических функций и саморегуляция;

д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.

19. Понятие «обучаемость» определяется:

а) существующим уровнем знаний и умений учащегося;

б) способностью учителя научить ребенка;

в) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;

г) зоной актуального развития учащегося.

20. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):

а) восприятие;

б) мотивация;

в) внутренний план действия;

г) сравнение;

д) рефлексия;

е) внимание;

ж) теоретический анализ.

21. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) - это:

а) взаимодействие учащихся в процессе обучения;

б) процесс взаимодействия педагога с учеником;

в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.

22. Основной функцией педагогической оценки является:

а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;

б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;

в) развитие мотивационной сферы учащегося.

23. Воспитанность характеризуется:

а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;

б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;

в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.

24. Педагогическая направленность - это:

а) любовь к детям;

б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;

в) желание освоить профессию педагога.

25. Знание педагогом своего предмета относится к классу:

а) академических способностей;

6) перцептивных способностей;

в) дидактических способностей.

26. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется:

а) педагогической направленностью;

б) педагогической деятельностью;

в) педагогическим общением;

г) педагогической компетентностью.

27. Педагогическая деятельность начинается с:

а) отбора учебного содержания;

б) выбора методов и форм обучения;

в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.

28. Основоположником русской педагогической психологии является .

а) К.Д. Ушинский; б) А.П. Нечаев; в) П.Ф. Каптерев; г) А.Ф. Лазурский.

29. Расставьте по порядку этапы становления педагогической психологии:

б) обще дидактические этапы;

в) оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.

а) разработка теоретических основ психологии теории обучения;

30. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже Х I Х-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогика; б) педология; в) дидактика; г) психопедагогика.

31. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относиться к:

а) организационным методам;

б) эмпирическим методам;

в) способам обработки данных;

г) интерпретационным методам.

32. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

а) о наличии явления;

б) о наличии связи между явлениями;

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;

г) о наличии причинной связи между явлениями.

33. Соотнесите:

1. Объединение в единое целое тех компонентов, факторов, которые способствуют развитию учащихся, педагогов в их непосредственном взаимодействии. б) педагогическое управление;

2. Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активности учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями и навыками. а) обучение;

3. Процесс перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. в) педагогический процесс.

34. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:

а) физиологии ; б) социологии; в) биологии; г) психологии.

35. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это:

а) научение навыкам;

б) научение действиям;

в) сенсомоторное научение;

г) научение знаниям.

36. Учение как приобретение знаний и умений по решению

различных задач среди зарубежных ученных изучал:

а) Я.А. Коменский; б) И. Гербарт; в) Б. Скиннер; г) К. Коффка.

37. Учение в отечественной науке П.Я Гальперин трактовал как:

а) приобретение знаний, умений и навыков;

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;

в) специфический вид учебной деятельности;

г) вид деятельности.

38. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития.

39. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

а) Л.С. Выготский ; б) С.Л. Рубинштейн; в) Б.Г. Ананьев; г) Дж. Брунер.

40. Уровень актуального развития характеризует:

а) обученность, воспитанность, развитость ;

б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;

в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;

г) обученность, обучаемость.

41. Расставьте по порядку структурные этапы педагогического процесса:

г) цель; а) принципы; д) содержание; е) методы; в) средства; б) формы;

42. Соотнесите:

1. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса. в) педагогическое конструирование.

2. Объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их взаимодействии . б) педагогический процесс;

3. Характеризует состояние в определенное время и в определенном пространстве. а) педагогическая ситуация;

43. Расставьте в порядке следования этапы психолого-педагогического исследования:

б) подготовительный этап;

г) исследовательский этап.

а) этап качественного и количественного анализа;

в) этап интерпретации;

44. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:

а) одна из форм проявления усвоения;

б) разновидность усвоения;

в) уровень усвоения;

г) этап усвоения.

45. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:

а) разумность; б) осознанность; в) прочность; г) освоенность.

46. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

а) меру развернутости;

б) меру освоения;

в) меру самостоятельности;

г) меру обобщенности.

47. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:

а) широкими познавательными мотивами;

б) широкими социальными мотивами;

в) учебно-познавательными мотивами;

г) узкими социальными мотивами.

48. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:

а) Я.А. Коменский; б) А. Дистервег; в) К.Д. Ушинский; г) Ж.Ж. Руссо.

49. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.

а) традиционный ; б) проблемный; в) программированный; г) догматический.

50. Соотнесите следующую классификацию методов воспитания:

1. Производиться оценка поступков и стимулируется к деятельности. в) метод оценки и самооценки;

2. Организуется деятельность воспитателя и стимулируются позитивные мотивы. б) метод упражнений;

3. Формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией . а) метод убеждений;

51. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:

а) организационной;

б) конструктивной;

в) коммуникативно-стимулирующей;

г) информационно-обучающей.

52. Соотнесите приемы воспитания:

1. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования. а) самообязательство;

2. Систематическая фиксация своего состояния и поведения. г) самоконтроль.

3. Выявление причин успехов и неудач. в) осмысление собственных действий;

4. Ретроспективный взгляд на пройденный день за определенный временной путь. б) самоотчет;

53. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:

а) межличностной коммуникации;

б) восприятия и понимания друг друга;

в) межличностного взаимодействия;

г) передачи информации.

54. …как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:

а) социально-психологическая рефлексия;

б) стереотипизация;

в) эмпатия;

г) идентификация.

55. Соотнесите планы соответствия психологических характеристик человека к деятельности педагога (И.А. Зимняя):

1. Определенное биологические, анатомо-физиологические и психологические особенности человека. Отсутствие противопоказаний к деятельности «человек-человек»- б) предрасположенность;

2. Отрефлексированная направленность на профессию типа «человек-человек»- в) готовность.

3. Взаимодействие с другими людьми в процессе педагогического общения, легкость в установлении контактов с собеседником в педагогическом общении - а) включаемость;

56. Расставьте по порядку следования этапы профессионального самоопределения:

б) первичный выбор профессии;

а) этап профессионального самоопределения;

г) профессиональное обучение;

в) профессиональная адаптация;

д) самореализация в труде.

57. Интересы и склонности учителя выступают показателями… плана общения.

а) коммуникативного;

б) индивидуально-личностного;

в) общего социально-психологического;

г) морально-политического.

58. Расставьте в порядке следования этапы и компоненты педагогической деятельности:

а) подготовительный этап;

е) конструктивная деятельность;

в) этап осуществления педагогического процесса;

б) организаторская деятельность;

ж) коммуникативная деятельность.

г) этап анализа результатов;

д) гностическая деятельность;

59. Соотнесите:

1. Деятельность человека направлена на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями - в) самовоспитание;

2. Система внутренней саморганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие - г) самообразование.

3. Процесс целенаправленного формирования личности - а) воспитание;

4. Адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах- б) педагогические закономерности воспитания;

60. Соотнесите педагогические способности по В.А. Крутецкому:

1. Способность к соответствующей области наук - б) академические способности;

2. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи - г) организаторские способности.

3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность - в) перцептивные способности;

4. Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей - а) дидактические способности;

Обученность и обучаемость образуют четвертый блок профессиональной компетентности учителя, в котором фиксируются результаты его труда, т. е. качественные изменения в психическом развитии учащихся, происшедшие под влиянием педагогической деятельности, педагогического общения, личности учителя.

Оценивание учителем результатов своего труда требует новых граней его компетентности, прежде всего диагностического мышления и диагностического мастерства. Сейчас психодиагностическую функцию учителя принято рассматривать не как побочную, а как лежащую в самой основе педагогической профессии, ибо, чтобы развивать личность и индивидуальность учащихся, надо прежде всего уметь их изучать.

Этот блок профессиональной компетентности, как и предыдущие, будем рассматривать по тому же плану: профессиональные знания учителя, используемые для анализа обученности и обучаемости; необходимые педагогические умения, профессиональные позиции и психологические качества. Начнем с профессиональных знаний.

В школе достаточно широко используется термин «обучаемость», реже «обученность». Содержание каждого из этих понятий лучше выявляется при их сопоставлении.

Обученность - это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения. Из чего же она складывается?

Обученность, в нашем понимании, включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучили. Обученность - это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.

Обучаемость - это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Обучаемость - это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Если обученность - это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

Начиная работу с учеником (классом), учителю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости учеников, поставить на этой основе обучающие и развивающие задачи и затем, после завершения определенного этапа работы (например, в конце учебного года), вновь оценить состояние обученности и обучаемости учащихся и изменения в них.

Раскроем подробнее содержание названных выше компонентов обученности.

1. Знания (образы предметов, явлений материального мира, действий человека с этими предметами) - это первый итог обучения. В школе этому компоненту обученности придают центральное значение, для психологов же порой характерен недоучет их роли.

2. Но знания не существуют в голове ребенка вне той деятельности, которая привела к их усвоению. Поэтому при анализе обученности надо обязательно знать состояние тех видов активной деятельности (учебной, мыслительной, мне-мической и др.) ученика, которые обеспечили их усвоение. Этому пласту, компоненту обученности психологи придают большое значение, в школе же его роль оценивают недостаточно.

Учителю, изучающему состояние знаний у ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, а важно определить, чего именно в знаниях данного ученика не хватает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний. К ним относятся:

1) виды знаний (знания фактов, понятий и терминов, знания законов и теорий, знания о способах деятельности и методах познания и др.);

2) этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание,

понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание) ;

3) уровни усвоения знаний (репродуктивный, состоящий в воспроизведении образцов, и продуктивный поиск новых способов решения);

4) качества знаний и их группы: а) научность, системность, систематичность, обобщенность, осознанность; б) гибкость, мобильность, оперативность; в) действенность, направленность на практическое использование; г) полнота, объем, прочность (см. работы И. Я. Лернера). Изучая знания школьника, можно выявить, например, что ученик владеет только фактами, преобладает уровень буквального запоминания, а не понимания и применения, что хотя знания полные и прочные, но негибкие и т. д.

Следующий «пласт» обученности - состояние видов деятельности - также имеет свои психологические показатели. Покажем это на материале учебной деятельности учащихся, включающей в себя такие звенья, как учебная задача, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

1. Учебная задача как процесс понимания учеником смысла заданий и упражнений на уроке проходит следующие этапы: понимание учеником готовой задачи, поставленной учителем; принятие и переопределение задачи для себя в соответствии с уровнем своих притязаний; самостоятельная постановка учеником одной или нескольких учебных задач.

2. Становление учебных действий как преобразований учеником изучаемого материала (языкового, математического и т. д.) также проходит ряд этапов:

1) выполнение отдельных учебных действий (изменение, сравнение, моделирование и др.) и операций внутри них;

2) выполнение нескольких учебных действий, осуществляемых с одной задачей и слитно объединенных в крупные блоки (приемы, способы, методы учебной работы).

Овладение приемом выражается, по Н. А. Менчинской, в умении ученика рассказать своими словами о последовательности действий и применить их. По Д. Б. Эльконину, важным показателем усвоения является поиск и сопоставление школьниками нескольких вариантов способов решения одной задачи, различение способа решения и результата;

3) осуществление этих способов, приемов, методов должно быть быстрым, правильным и автоматическим (умения и навыки) ;

4) устойчивое сочетание ряда индивидуально окрашенных способов учебной работы и их повторение может привести к

появлению индивидуального стиля учения школьника, тесно связанного с его психофизиологическими особенностями.

Таким образом, выполнение каждого действия учителю важно проводить от отдельных операций и действий к приемам, способам и затем к умениям, навыкам. Несформи-рованность умений и навыков свидетельствует о пропуске предыдущих звеньев в их формировании.

3. Действия самоконтроля и самооценки направлены учеником на самого себя.

Существуют разные виды самоконтроля:

самоконтроль итоговый, как оценка учеником полученного им результата на основе сопоставления с образцом;

самоконтроль пошаговый, следящий, состоящий в умении школьника в процессе работы оценить свой путь решения, сопоставить его с возможными, своевременно устранять ошибки;

самоконтроль планирующий, предваряющий (умение школьника до начала работы наметить ее этапы, предвидеть мысленно ее предполагаемый результат).

Самооценка бывает: адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной); общей, глобальной (оценка учеником своей работы в целом) и детальной, дифференцированной (оценка учеником отдельных сторон и аспектов своей работы) .

Учебные действия, как и знания, могут быть реализованы на разных уровнях (репродуктивный - как выполнение типовых действий по инструкции или по образцу, и продуктивный - как самостоятельный выбор или обнаружение учеником нового способа решения или нового знания). Учебные действия также могут обладать разными качествами: материальные действия с предметами, материализованные действия с заместителями предметов, громкоречевые действия, умственные действия.

Важной характеристикой учебной деятельности школьника, которую также надо учитывать при анализе его обученно-сти, является результат этой деятельности. Объективный результат выражается в правильности решения задачи, числе «шагов» до результата, расходе времени, решении задач разного уровня сложности. Субъективный результат - в значимости итога работы для данного ученика, субъективной удовлетворенности результатом, его психологической цене (расходе его усилий, соотношении возможностей ребенка и его реальных успехов, сопоставлении способностей ребенка в целом и усилий при выполнении данного задания и т. д.).

Характеризуя в целом учебную деятельность ученика, можно выявить, например, что у данного ученика усвоение учебной задачи находится на этапе понимания готовой задачи

учителя, что учебные действия выполняются на уровне отдельных операций, самоконтроль имеет простейшие формы - по результату, субъективная удовлетворенность работой очень низка и т. д.

Обратимся к психологическим показателям обучаемости. Как отмечалось выше, обучаемость - это восприимчивость, готовность к переходу на новые уровни обученности, т. е. к овладению новыми знаниями, способами их добывания, к переходу на новые уровни умственного развития.

Имеются различные подходы к обучаемости. Одним из наиболее продуктивных является, на наш взгляд, такой, при котором обучаемость трактуется как понятие, весьма близкое к понятию «зона ближайшего развития». Так, Б. В. Зейгарник писала: «Наиболее существенным критерием умственного развития детей является... диапазон их потенциальных возможностей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Это качество было названо обучаемостью».

Чтобы убедиться в близости этого к понятию Л. С. Выготского, приведем два его положения. По мысли Л. С. Выготского, в обучении надо опираться не столько на уже достигнутые, сколько на развивающиеся, формирующиеся процессы: область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития. Когда мы применяем принцип сотрудничества для установления зоны ближайшего развития, мы тем самым получаем возможность непосредственно исследовать то, что и определяет точнее всего умственное созревание, которое должно завершиться в ближайшем и последующем периоде его (ученика) возрастного развития. Таким образом, обучаемость в таком понимании есть зона ближайшего развития, а обученность можно соотнести с зоной актуального, наличного умственного развития.

В другом подходе обучаемость понимается более узко - как обучаемость в одной области. Так, А. А. Бодалев вслед за Б. Г. Ананьевым понимает обучаемость как подготовленность психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, в котором человек быстрее овладевает знаниями и умениями, чем в другом. Здесь, таким образом, речь идет не об общей обучаемости, а о специальной.

Психологические показатели обучаемости включают готовность, открытость к дальнейшему обучению (мотивацион-но-целевой аспект) и реальную возможность к дальнейшему усвоению новых знаний, новых видов активной деятельности, к переходу на новые уровни обученности (операциональный аспект).

Психологическими показателями обучаемости являются:

активность ориентировки в новых условиях;

инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям;

настойчивость в достижении учебной цели, умение работать в ситуациях помех, препятствий, монотонной деятельности, «трудных» задач и др.;

восприимчивость к помощи другого человека и чувствительность к подсказке, готовность принять помощь другого человека и отсутствие сопротивления.

При этом уровень обучаемости определяется характером дозированной помощи: общее подкрепление («это вы можете»), наводящие вопросы («на какое правило эта задача?»), показ начала действия, показ всего действия до конца и др. В целом, чем меньше дозированной помощи нужно ученику для решения, тем выше уровень его обучаемости;

суммарным показателем обучаемости, по 3. И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления: количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение;

способность к самообучению;

работоспособность, выносливость.

Таким образом, для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать «в уме», осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения. Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности.

Обучаемость является, по-видимому, психологически более весомым результатом труда учителя, чем обученность.

У учащихся возможны индивидуальные варианты соотношения обученности и обучаемости. Так, обученность может быть низкой (например, у педагогически запущенных детей), а обучаемость достаточно высокой. У других обученность достаточно высока (вследствие прилежания), а обучаемость низкая. Обучаемость обеспечивается разными путями: один ученик учится за счет хороших способностей, но быстро устает; другой понимает материал с большим трудом, но зато более работоспособен.

Теперь рассмотрим педагогические диагностические умения, которые необходимы учителю для анализа и развития обученности и обучаемости школьников.

Восьмая группа умений:

умение определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; умение определять состояние

деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости (активность ориентировки, количество дозированной помощи, необходимой для продвижения данному ученику, или определить на этой основе причины отставания и осуществить индивидуальный и дифференцированный подход); умение осуществлять поэтапную отработку всех компонентов обученности и обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Осуществление этих умений формирует у учителя профессиональные позиции диагноста, консультанта, психолога.

Необходимые педагогические умения и позиции реализуются при наличии ряда психологических качеств учителя: его мотивации к психологической диагностике учащихся в самом процессе обучения (например, в ходе опроса), специфического диагностического мышления и диагностических способностей, прогнозирования возможностей учащихся. Суть диагностического мышления учителя состоит в том, чтобы увязать воедино все проявления ученика, увидеть между ними причинно-следственные отношения, наметить пути развития и коррекции.

Ниже мы приводим (бланк 4) психологическую программу изучения обученности и обучаемости. Она предполагает теоретическое изучение учителем их показателей, эталонов (графы 1, 2, 3), применение диагностического приема (графа 4), сопоставление полученных данных с возрастными нормами обучения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте (графа 5), определение индивидуального варианта соотношения обучения и умственного развития данного ученика (графа 6), затем определение приемов развития, формирования и коррекции (графа 7), реализацию этих приемов.

Если учитель хочет соотнести изучение обученности и обучаемости с анализом мотивации учения, то его диагностическая программа (в графах 1-3) может расширяться и выглядеть следующим образом: 1. Что знает ученик (виды, уровни, этапы, качества знаний). 2. Как умеет ученик учиться (понимание и принятие учебной задачи, выполнение учебных действий, действий самоконтроля и самооценки). 3. Как может ученик учиться (обучаемость, умственное развитие, умственные способности). 4. Ради чего ученик учится, что его побуждает (мотивы учения, их виды, уровни). 5. Какие цели ставит школьник в учении. 6. Как переживает школьник учение (эмоции, их виды).

Программа психологического изучения учителем обученности и обучаемости школьников

Компоненты Уровни и показатели Диагностические приемы Индивидуальные варианты
Обученность (диагноз) 1. Знания Виды Этапы Уровни Качества Приемы диагностики типичных затруднений в ходе учебного опроса, письменных контрольных работ, индивидуальных обучающих занятий, в том числе: графическая запись системы понятий раздела и их связей, задачи с несколькими решениями, самостоятельное составление задач данного типа, задания на самоконтроль и самооценку Младший школьный возраст: вхождение в учебную деятельность и овладение ее отдельными компонентами Средний школьный возраст: осознание в целом строения учебной деятельности и самостоятельный переход от одного звена к другому, интерес к взаимоконтролю Старший школьный возраст: индивидуальный стиль учебной деятельности, самообразование Индивидуальные различия в уровне сформированности разных компонентов учебной деятельности, разная форма выполнения действий. Индивидуальный стиль учебной деятельности Организация учебной деятельности, полная структура учебной деятельности, учебная деятельность - главный объект управления на уроке, организация самостоятельной работы через формирование самоконтроля и самооценки, новые технологии обучения - крупные единицы учебного материала, различение способа и результата на основе поиска нескольких способов, развитие индивидуальности
2. Учебная деятельность (умение учиться) Учебная задача Учебные действия Действия самоконтроля и самооценки результатов

Продолжение

Компоненты Уровни и показатели Диагностические приемы Возрастные особенности и нормы Индивидуальные варианты Приемы развития, формирования, коррекции
Обучаемость (прогноз) 1 . Восприимчивость к усвоению новых знаний и способов (как может ученик учиться в сотрудничестве со взрослым) Активность ориентировки, перенос, принятие дозированной помощи взрослого Задания повышенной трудности с дозированной помощью взрослого (разные виды помощи) . Задачи со скрытыми возможностями и неопределенной инструкцией Стимулирование обучаемости как главная задача обучения, активность ориентировки в новых условиях, переход от одного звена решения к другому, поощрение всех видов самодеятельности, решение нестандартных задач, постановка в позицию оценивающего и оцениваемого, развитие готовности к самообучению, стимулирование реалистической самооценки и уровня притязаний, постановка новых задач саморазвития. Главная
2. Способность к самообучению и саморазвитию (как может обучаться и развиваться самостоятельно) Умение действовать в уме, познавательная инициатива (выход за пределы обязательного) , познавательная самостоятельность, осознанность (рефлексия), преднамеренность (произвольность) , креативность Задачи на умение решать в уме, задачи, требующие нестандартного решения

Продолжение

Литература

1. Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. Школьная психодиагностика: Достижения и перспективы. - Киев, 1980.

2. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. - М., 1989.

3. Гильбух Ю. 3. Психодиагностическая функция учителя: Пути ее реализации / / Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

4. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.

5. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1981.

6. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1987.

7. Зак А. 3. Как определить уровень развития младших школьников. - М., 1982.

8. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М., 1975.

9. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. - М., 1979.

10. Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. - М., 1989.

11. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся: Какими они должны быть. - М., 1978.

12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

13. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1987.

14. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Р. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. - М., 1990.

15. Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя// Вопросы психологии. - 1984. - № 4.

16. Талызина Н. Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. - М., 1987.

17. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

18. Шванцара И. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.

19. Якиманская И. С. Знания и мышление школьников. - М., 1985.

Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с. - (Психол. наука - школе) .