Механизмы взаимопонимания и эффекты межличностного восприятия. Механизмы восприятия и взаимопонимание в процессе общения. Эффекты межличностной перцепции

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ.

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются:

эмпатия, аттаракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.

Аттаракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Существует на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Важна и в деловом общении, что проявляется в выражении доброжелательности к клиенту.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сходства поведения объекта восприятия с поведением какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.

При этом если объекту приписываются негативные черты, то себя человек оценивает, как правило, с положительной стороны.

Характер атрибуций зависит от того, является ли субъект участником какого-либо события или его наблюдателем. Г. Келли выделил три типа атрибуции: личностный (когда причина приписывается лично совершающему поступок), стимульный (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственный (когда причина приписывается обстоятельствам). Установлено, что если субъект выступает с позиции наблюдателя, то он чаще использует личностную атрибуцию, если с позиции участника – то обстоятельственную.

Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

Социальная рефлексия – понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявлений внутреннего состояния, но и даже внешнего облика.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Экспериментально установлено, что одни люди чаще обращают внимание на физические черты, другие – на психологические характеристики, которые зависят от предшествующей оценки объектов восприятия. Субъективная характеристика объекта восприятия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации. Эти искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.

По А. А.Бодалеву, эффект установки формирует первое впечатление о незнакомом человеке, которое затем может принимать характер устойчивого. Эксперименты показали, что при первой встрече, как правило, обращают внимание на внешний вид, речь, невербальные реакции.

Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.

Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.

Следствием стереотипизации может быть:

1) упрощение процесса познания другого человека;

2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).

"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ковровская государственная технологическая академия

Имени В. А. Дегтярева»

Кафедра Менеджмента

Механизм межличностного восприятия

Исполнитель: студент гр. МБ-115

Макаров Сергей Сергеевич

Руководитель: Музафаров А.А.

Ковров 2015

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Известно множество различных интерпретаций того факта, что человек ищет общество себе подобных. У человека поиск контактов с другими людьми связан с возникающей потребностью в общении. В отличие от животных у человека потребность в общении, контакте, является вполне самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пище, в одежде и так далее). Она возникает у человека чуть ли не с рождения и наиболее отчетливо проявляется в полтора - два месяца. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В наблюдаемом нам доступны лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему (это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится - не нравится»). Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции.

Социальной перцепцией называют процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Таким образом, восприятие человеком человека относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Если говорить о проблеме взаимопонимания партнеров по общению, то более уместным будет термин «межличностная перцепция», или межличностное восприятие. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что даже употребление самого слова «восприятие» кажется не совсем точным, так как ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное определение перцептивного процесса. В этом случае в качестве синонима «восприятию другого человека» употребляют выражение «познание другого человека».

Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится не только восприятие физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и так далее. Подход к проблемам восприятия, связанный с так называемой транзактной (трансактной) психологией, особенно подчеркивает мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации.

В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции:

познание себя

познание партнера по общению

организация совместной деятельности

установление эмоциональных отношений

Структура межличностного восприятия обычно описывается как трёхкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. В связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и тому подобное) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и тому подобное. Во втором - механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например, эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.

1. Содержание межличностного восприятия

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и так далее). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общин характеристики. Предположение о том, что специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента причинной интерпретации поведения другого человека, привело к построению целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации. Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований, посвящённым этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции.

2. Роль установки при восприятии человека человеком

О важной роли установок как факторов, определяющих межличностное восприятие и притяжение говорил Г. Бирн. Он дифференцирует установки на важные и второстепенные, что позволяет определить иерархию личностных качеств в большей или меньшей мере определяющих межличностное притяжение. Используя процедуру «подставного» влияния личностных характеристик (представленными вопросниками, заполненными экспериментатором определенным образом), он обнаружил, что сходство в установках усиливает чувство симпатии к мнимым незнакомцам. Причем симпатия проявляется в большей мере тогда, когда сходство обнаруживается по важным качествам, а различие - по второстепенным. Таким образом, каждый человек не только оценивает свои качества и качества других людей как положительные и отрицательные, но и как важные, значимые и второстепенные.

Большое значение при восприятии людьми друг друга имеют не только сходные между собой установки каждого из участников, но и наличие установки у субъекта восприятия относительно воспринимаемого. Особенно большой вес они имеют при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. М. Ротбарт и П. Биррелл просили оценить выражение лица человека, изображенного на фотографии, причем одной половине людей предварительно было сказано, что он лидер гестапо, виновный в варварских медицинских экспериментах на заключенных концентрационного лагеря, а другой - что это лидер подпольного антинацистского движения, чье мужество спасло жизни тысячам людей. Те, кто принадлежал к первой половине опрашиваемых, интуитивно оценили его как жестокого человека, и нашли подтверждающие это мнения черты лица. Другие сказали, что видят на фотографии человека доброго и сердечного. Сходные эксперименты проводил и отечественный психолог А.А. Бодалев. Он показывал фотографию одного и того же человека двум группам студентов. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе - что он крупный ученый. Каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе. Выдающийся подбородок - о решимости идти до конца в преступлении и так далее. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а подбородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания. Одна из трудностей, связанных с установками в межличностном восприятии связана с тем, что многие из наших установок обусловлены предубеждениями относительно тех или иных явлений или людей, рационально обсуждать которые слишком трудно.

Надо сказать, предубеждения отличаются от стереотипов. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «плохой» или «хороший», которое мы выносим о людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

Формирование предубеждений связано с потребностью человека определить свое положение по отношению к другим людям (особенно в плане превосходства). Следует заметить, что из всей информации об интересующей нас группе людей мы склонны принимать к сведению лишь ту, которая согласуется с нашими ожиданиями. Благодаря этому мы можем укрепляться в своих заблуждениях на основании лишь отдельных эпизодов. Например, если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходиться хотя бы одна женщина, то это автоматически «подтверждает» предубеждение, что женщины не умеют водить.

3. Механизмы и эффекты межличностного восприятия

восприятие межличностный установка предубеждение

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

- познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия);

- познания самого себя (рефлексия);

- формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция).

Идентификация, эмпатия и рефлексия в процессе межличностного восприятия.

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В процесс включены два человека, каждый из которых является активным субъектом, и в действительности осуществляется одновременно как бы «двойной» процесс - взаимного восприятия и познания (поэтому само противопоставление субъекта и объекта здесь не вполне корректно). При построении стратегии взаимодействия двух людей, находящихся в условиях этого взаимопознания, каждому из партнёров приходится принимать в расчёт не только свои собственные потребности, мотивы, установки но и потребности, мотивы, установки другого. Всё это приводит к тому, что на уровне каждого отдельного акта взаимного познания двумя людьми друг друга могут быть выделены такие стороны этого процесса, как идентификация и рефлексия.

Существует большое количество исследований каждой из этих сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация понимается здесь не в том её значении, как она первоначально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изучения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания другого человека есть уподобления себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальном общении между собой люди часто пользуются этим способом: предложение о внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией.

Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии. То есть если я проявляю эмпатию к другому человеку, я просто понимаю его чувства и линию поведения, но свою собственную могу строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой человек полностью отождествляет себя с партнером по общению и, соответственно, испытывает те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.

Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов понимания исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения), требует своего решения ещё один вопрос: как будет в каждом случае тот, «другой», воспринимать меня, понимать линию моего поведения. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами процесс взаимодействия осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня.

Эффекты межличностного восприятия.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три: эффект ореола (галоэффект), эффект новизны и первичности а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, играет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок (когда речь идет о положительной переоценке качеств этот эффект называют еще «эффектом Полианны», а когда речь идет об отрицательной оценке - «дьявольским» эффектом). В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» (или «порядка») и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности. Он состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Противоположный эффекту первичности эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого

человека.

Известен также эффект проекции, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект - эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации.

Явление стереотипизации в межличностном восприятии.

Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их классифицируем - подростки, женщины, преподаватели, негры, гомосексуалисты, политические деятели и так далее. Подобно тому, как восприятие отдельных предметов или событий со сходными особенностями позволяет нам формировать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и так далее).

Однако эти два типа категоризации существенно различаются, поскольку в последнем речь идет о социальной реальности и о бесконечном разнообразии типов людей, составляющих общество. Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 году, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления делать какие-то выводы в условиях ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии распространяются на всех представителей данной профессии. Здесь проявляется тенденция извлекать смысл из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не взирая на его ограниченность.

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами (родителей, учителей), а так же из средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями.

Само по себе явление стереотипизации - ни плохо, ни хорошо. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, тем не менее, необходим, так как значительно сокращает процесс познания. Особенно легко и эффективно полагаться на стереотипы при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие. Другими словами, процесс стереотипизации выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида. Этот процесс можно сравнить с устройством грубой настройки в таких оптических приборах, как микроскоп или телескоп, наряду с которыми существует и устройство тонкой настройки, аналогом которого в сфере межличностного восприятия выступают такие тонкие и гибкие механизмы, как идентификация, эмпатия, социально-психологическая рефлексия. Во втором случае стереотипизация ведет к возникновению предубеждений. Если суждение строиться на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, они особенно влияют не в условиях лабораторных опытов, а в реальной жизни, когда могут нанести ущерб общению людей и их взаимоотношениям. Особенно распространены этнические стереотипы - образы типичных представителей определенной нации, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном. При этом под непосредственным общением понимается естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

В общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психологические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.

В общении открываются, реализуются все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.

Список литературы

1. Алавидзе Т.А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.

3. Аронсон Э. Социальная психология. - М., 2002.

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология

5. личности: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2005.

7. Куницына В.П., Кулагина Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное

8. общение: Учебник для вузов. - С-Пб.: Питер, 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие межличностной перцепции. Четыре основных функции межличностного восприятия. Физические и социальные характеристики субъекта восприятия. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Ошибки межличностного восприятия. Механизмы межличностной перцепции.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Механизмы межличностного восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция. Три типа атрибуции по Келли. Две группы исследований межличностного восприятия и существующие эффекты. Четыре уровня диспозиций, их отличия и значение.

    презентация , добавлен 22.08.2015

    Понятие аттракции как процесса взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования ее приемов. Психофизиологическая природа восприятия внешнего облика человека. Особенности межличностного восприятия и понимания человека в процессе общения.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    реферат , добавлен 25.02.2006

    Социальная перцепция как процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие общности. Содержание межличностного восприятия. Роль установки при восприятии человека человеком. Явление аттракции.

    реферат , добавлен 26.05.2013

    Ряд психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия и отношение к другому человеку. Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку. Понятие аттракции, казуальной атрибуции. Содержание рефлексии. Проявления процесса стереотипизации.

    презентация , добавлен 10.11.2011

    Причины столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Объективные и субъективные факторы возникновения конфликта, структура процесса межличностного восприятия. Варианты исхода межличностного конфликта, его предупреждение и пути разрешения.

    реферат , добавлен 10.03.2010

    Общее представление о межличностном восприятии. Межличностное восприятие как перцептивная сторона общения. Механизмы межличностного восприятия. Феномен первого впечатления о человеке. Установки в формировании первого впечатления. Эффекты восприятия.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    курсовая работа , добавлен 17.12.2015

    Механизмы взаимопонимания в процессе общения, факторы восприятия. Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей. Формирование первого впечатления о другом человеке. Эффекты межличностного восприятия. Реализация функции обратной связи.

При общении с другим человеком мы формируем о нем какие-то представления. Но формирование этих представлений о других очень тесно связано с нашим представлением о себе (своим самосознанием). Анализ осознания себя через другого подразумевает: 1)идентификацию; 2)рефлексию; 3)каузальную атрибуцию.

1.Идентификация: отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека - уподобление себя ему. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. 2.Рефлексия: осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.

3.Каузальная атрибуция : процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: 1)от степени уникальности или типичности поступка и 2)от степени его социальной «желательности» или «нежелательности.

Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: 1)личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), 2)стимульную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и 3)обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Соответственно этому обозначаются две группы исследований: 1)в одном случае пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия (какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д.). Именно субъект восприятия как бы «читает», по выражению С.Л. Рубинштейна, другого человека. Суть этого «чтения» заключается в том, что «читаются» внешние данные человека, составляющие как бы «текст», а затем они расшифровываются, за ними раскрывается смысл. «Чтение» осуществляется бегло, автоматически, а последующая расшифровка во многом зависит от особенностей читающего. 2)другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятия. Индивидуальные психологические особенности разных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми.



Эффекты: 1.Эффект установки: играет роль при формировании первого впечатления о незнакомце). ЭКСП. Бодалева: 2 группам студентов показывали фото одного и того же человека, но с разной инструкцией: что это крупный ученый и преступник. Потом просили составить словесный портрет. Они и говорили о том, что глубоко посаженные глаза – это признак затаенной злобы (1 вариант) или глубина мысли (2 вариант).



2.Эффект ореола: тенденция переносить предварительно полученную благоприятную / неблагоприятную информацию о человеке на реальное его восприятие (например, общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого)

ЭКСП : воспринимающий субъект оценивал выполнение заданий у 2 групп детей. Группа, составленная из его любимчиков, намеренно ошибалась. А группа нелюбимчиков все решала правильно. А он все равно любимчикам поставил высокие баллы.

Другой эксп. показал перенос физически привлекательных черт на психологические. Мужчины наделили красивых женщин (путем оценивания их фотографий) чертами искренности, внимательности и пр.

3.Эффект «первичности и новизны»: касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке.

Примечание 1 : 4 группам студентов рассказали о незнакомце . Группе 1 сказали, что он интроверт, группе 2- экстраверт, группе 3 – что он интроверт, а потом исправились и сказали, что экстраверт. И группе 4 – наоборот (сначала экстраверт, потом – интроверт). В итоге группы 1 и 2 все нормально рассказали, а в 3 и 4 сработал эффект первичности (они сказали об этом человеке то, что им рассказали о нем в первый раз).

Примечание 2 : а вот при восприятии знакомого человека работает эффект новизны: более новая информация оказывается более значимой.

4.Стереотипизация : это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Сопровождает все процессы социальной перцепции, возникает на основе ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. Во втором случае, стереотипизаuия приводит к возникновению предубеждения.

5.Эффект снисходительности: тенденция оценивать себя и других людей выше по положительной шкале.

Межличностная аттракция: (дружба, любовь, симпатия, привязанность, отвращение и тд) – процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Аттракция – эмоция, имеющая своим предметом другого человека, определённый вид социальной установки, отношение одного человека к другому. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции: внешние и внутренние .

Внешние факторы аттракции (не связанные непосредственно с процессом взаимодействия): 1)степень выраженности у человека потребности в аффилиации – потребности создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми. 2)эмоциональное состояние партнёров по общению (хорошее настроение человека). 3)пространственная близость (способствует социальным контактам).Эти факторы выступают в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми.

Внутренние факторы межличностной аттракции: 1)физическая привлекательность партнёра по общению (связи межличностной аттракции и привлекательности партнёра находится в опосредованных отношениях. Если человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого из возможных претендентов. Влияние физич привлекат-ти выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаём человека). 2)демонстрируемый стиль общения (манера поведения). 3)фактор сходства между партнёрами по общению (нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и наоборот).

Факторы, усиливающие воздействие сходства на аттракцию: 1) число вопросов, по которым люди достигают согласия; 2) важность, значимость тех или иных взглядов; 3) взаимность (если мы нравимся тому ч-ку, кот нравится нам, влечение станет сильнее).

Теория дополнительности: подчёркивает влияние различий между людьми на межличностную аттракцию. 2 типа дополнительности: удовлетворение людьми разных потребностей или одной и той же, но в разной степени выраженности.

Две теории межличностной аттракции: 1)теория социального обмена: чем больше социальных наград сулит нам дружба или любовь другого человека (и чем меньше требуется затрат), тем больше мы его будем любить. Если же взаимоотношения стоят затрат, и эти затраты больше вознаграждений, то есть вероятность, что они будут недолгими. 2)Теория справедливости: люди чувствуют себя счастливее всего в таких взаимоотношениях, когда вознаграждения и затраты человека и его вклад в отношения приблизительно равны вознаграждениям, затратам и вкладу другого человека.

Способы измерения м\л аттракции: 1) шкала социальной дистанции Е. Богардус: вопросник, выявляющий степень приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы. 2)Социометрия Дж. Морено. 3)Также используют графические приемы (напр, на крайней точке отрезка поставить точку «Я» и субъективно определить расстояние до другого).

Механизмы социальной перцепции - это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека.

Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия:

  1. механизмы межличностного восприятия ;
  2. механизмы межгруппового восприятия .

Наиболее распространенные механизмы межличностного восприятия - идентификация, эмпатия, децентрация, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Идентификация . Существует несколько толкований данного понятия.

А. А. Бодалев под идентификацией подразумевает способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека. А. А. Реан считает, что это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнера по взаимодействию. По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека.

Децентрация - способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он оказывается одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.

Социальная рефлексия - осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависят от субъективной значимости партнера.

Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека; как результат данного процесса; как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь. Д. Майерс (2011) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции: географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.); взаимодействие и антиципация взаимодействия; простое нахождение в поле зрения; физическая привлекательность; сходство мировоззрения; хорошее отношение к субъекту восприятия.

Н. В. Казаринова, В. Н. Куницына (2001) делят все факторы, стимулирующие аттракцию, на две группы:

  1. внешние факторы , т. е. существующие до того, как начался процесс общения, такие как потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнеров по общению, пространственная близость;
  2. внутренние факторы , возникающие в процессе взаимодействия. Это физическая привлекательность партнера по общению, стиль общения, фактор сходства между партнерами, выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).

В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей :

  1. от степени типичности или уникальности поступка;
  2. от социальной желательности или нежелательности поступка;
  3. от того, является ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем.

Г. Келли (Келли, 1984) выделил три типа атрибуции:

  • личностная - причина приписывается тому, кто лично совершил поступок;
  • объективная - причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
  • обстоятельственная - причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.

Рефлексия, идентификация, эмпатия

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов , обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной перцепции относят:

1) познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;

2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других». Как мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ «генерализованного другого».

Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения,

Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией.

Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей», но действуя по-своему.

Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлениемрефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

Традиция исследования рефлексии в социальной психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения двоих людей утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят предложенные модели рефлексий в общем виде. Они обозначают участников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом: Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация A ٱ B и обратная информация о реакции Б на А, БА. Кроме этого, у А и Б есть представление о самих себе А" и Б", а также представление о «другом»; у А представление о Б - Б" и у Б представление об А - А". Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А", обращаясь к Б". Б реагирует в качестве Б" на А". Насколько все это оказывается близко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеются несовпадающие с объективной реальностью А", Б", А" и Б", при этом между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях

А - А" - А" и Б - Б" - Б"

Значение этого совпадения легко показать на примере взаимодействия оратора с аудиторией. Если оратор (А) имеет неверное представление о себе (А"), о слушателях (Б") и, главное, о том, как его воспринимают слушатели (А"), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено и, следовательно, взаимодействие тоже. Приближение всего комплекса этих представлений друг к другу - сложный процесс, требующий специальных усилий. Одним из средств является здесь разновидность социально-психологического тренинга, ориентированного на повышение перцептивной компетентности.

Построение моделей типа рассмотренной играет важную роль. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений.

Аттракция и стереотипизация

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция также является процессом формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продуктом этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать также как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот “другой” оценивается преимущественно в аффективных категориях.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Эмпирические исследования аттракции главным образом посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли “экологических” характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях “помогающего” поведения.

Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации (стремление быть в обществе, здесь – вместе с другом, друзьями), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Симпатия (от греч. Sympatheia – влечение, внутреннее расположение) – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.п.

Любовь – высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

Теоретические данные не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования, посвященные аттракции немногочисленны.

Процесс стереотипизации . Впервые термин “социальный стереотип” был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, свя­занный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стерео­тип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным “сокращением” при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возни­кающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл.

Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы – образы ти­пичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности италь­янцев).

Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из народных сказок четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам. Естественно, что у враждебных классов стереотипы одного и того же явления совершенно разные.

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они вы­полняют функцию упрощения и сокращения процесса воспри­ятия другого человека. Стереотипы представляют собой инстру­мент “грубой настройки”, позволяющий человеку “экономить” психологические ресурсы. Они имеют свою “разрешенную” сферу социального применения (например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или про­фессиональной принадлежности человека).

Как пра­вило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например при­надлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представите­лей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всяко­му представителю этой профессии (“все учительницы назидатель­ны”, “все бухгалтеры – педанты” и т.д.). Здесь проявляется тен­денция “извлекать смысл” из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не сму­щаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга мо­жет привести к двум различным следствиям:

А. К определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит “сдвига” в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точ­ности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо по­могает сокращать процесс познания.

Б. К возникновению предубеждения. Если сужде­ние строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Одним из разновидностей стереотипов является педагогический стереотип восприятия учителем своих учеников, в основе которого лежит процесс формирования в его сознании модели идеального уче­ника. Это такой ученик, который подтверждает собой успеш­ную роль педагога, делая его работу приятной: готовый к со­трудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный. Существенно, что ожидания, формирующиеся у учителей по от­ношению к ребенку, и в самом деле определяют его реальные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется само­восприятие ребенка. Например, в исследованиях было показа­но, что дети, носящие имена, которые нравятся учителю, обла­дают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, чьи имена не принимаются педагогом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успеха­ми в учебе данного ребенка.


Каузальная атрибуция.

Каузальная атрибуция (англ. attribute - приписывать, наделять) – интерпретация субъектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им.

Каждый из участников взаимодействия, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. В условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Таким образом, интерпретация своего и чужого поведения путем приписывания (причин, мотивов, чувств и т.п.) выступает составной частью межличностного восприятия и познания.

Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Ф. Хайдер, Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд). Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменять ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей, а именно от степени:

уникальности или типичности поступка (имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации; напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик);

его социальной желательности или нежелательности (под социально “желательным” понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и поэтому сравнительно легко и однозначно объясняемое, однако, при нарушении таких норм диапазон возможных объяснений значительно расширяется).