Презентация на тему «Социальные, психологические и речевые нормы общения. Социальные нормы Правильно поставленная речь

Понятие социальной роли

Социальной ролью называется ожидаемое поведение, связанное с определенным социальным статусом и функцией человека в общественном разделении труда.

Социальная роль фиксирует для человека и окружающих задачи и обязанности, связанные со статусом, обеспечивая тем самым предсказуемость социального поведения.

Исполнение роли представляет само себя, то есть роль. Роль демонстрирует институциональную обусловленность поведения, то есть связь с другими ролями.

Роли и статусы

Роли и статусы можно разделить на:

Аскриптивные (предписанные по естеству, т. е. определяемые рождением, полом, статусом, сословием)

Достижительные, т.е. приобретаемые личными усилиями, напр., профессиональные роли в современном обществе

Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Роли, связанные с повседневным общением в социальной группе, осваиваются в процессе первичной социализации. Профессиональные роли - в процессе вторичной социализации (3-5 лет).

Ролевой конфликт возникает, когда:

К одному и тому же человеку предъявляются ожидания, связанные с одновременным исполнением различных ролей. Стратегия разрешения конфликта: комбинирование ролей;

Когда к поведению в роли разными группами предъявляются противоречащие друг другу ожидания. Стратегия разрешения такого конфликта: сегментация ролей по времени.

Ролевые теории

1. Родоначальник теории социальной роли - американский социолог Р. Линтон (1936 г.) относил к ролевому поведению регулярное воспроизведение определенного стереотипа поведения в ситуациях социального взаимодействия. Он выделил во взаимодействии статусы и связал с ними роли как динамический аспект статуса. По Линтону социальная роль ― это «совокупность культурных образцов, которые связаны с определенной позицией и не зависят от конкретного человека». Он писал в 1945 г., что «социальная система сохраняется, если индивиды, которые занимают в ней ограниченные позиции, могут ходить, передвигаться».

2. Зигмунд Фрейд в теории утраченных объектов (объектов удовольствия - катексиса) объяснил усвоение ролей Другого через усилия индивида сохранить в своей фантазии отношение, приносящее удовольствие.

3.Согласно Парсонсу, ребенок приобретает первичное представление о ролевой структуре общества посредством попыток решения проблем, тем самым в раннем детстве закладываются связи личности и социальной системы. Функция социальных ролей ― нормативная интеграция общества.

4. Представители символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер) и их последователи (Бергер и Лукман, И. Гофман) в противоположность структурному функционализму подчеркивают социальный конструктивизм ролевого поведения.

Нормативные регуляторы поведения

Социальные нормы

Социальными нормами называются всеобщие предписания в отношении поведения людей, которые прямо или косвенно ориентированы на систему культурных ценностей и их реализацию в социальной жизни. Нормы определяют поведение человека в повседневной жизни, устанавливая его границы. Поведение, выходящее за границы норм, является отклоняющимся.

Нормы образуют взаимосвязанную систему, они не противоречивы. Функция социальных норм - согласование поведенческих ожиданий в социальном взаимодействии людей.

Нормы обладают общезначимостью, но они связаны с социальным статусом (невозможно следовать норме заботы о детях, не имея их).

Традиции

Традиции - исторически сложившиеся нерефлектируемые поведенческие комплексы, имеющие большое значение для сохранения общества в силу их исторической значимости. Передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе, социальных группах длительное время. Нарушение традиций влечет за собой моральное осуждение.

Привычки

Привычка - это индивидуальное автоматическое действие, детали и смысл которого не осознаются (квазиавтоматизм, напр., при открывании замка). Привычка может приобрести характер потребности. Тем не менее, люди ориентируются на привычки других людей в социальном взаимодействии. Отступление от привычек не влечет за собой санкций.

Привычки, распространившиеся в социальной группе, называются обычаями. Переход от обычаев к нормам является нечетким. За нарушение обычаев могут быть потребованы объяснения. Частое отклонение от обычаев порождает недоверие к человеку.

Нравы и обычаи - близкие термины. Различие состоит в том, что нравы относятся к моральным обычаям. Например, существует нравственная норма не злоупотреблять алкогольными напитками. Употребление таких напитков не карается, осуждается лишь непристойное поведение на основе пьянства. Однако если человек постоянно выпивает, то соседи осуждают его, даже если он ведет себя спокойно.

Долговременные интересы

Согласно М. Вебер человек, особенно в сфере экономического поведения, осознает, что определенное поведение лучше всего соответствует его интересам. В случае рационального поведения в сфере экономики поведение приобретает «единоообразие, регулятивность и длительность установки и поведения», зачатую более сильные, чем поведение, ориентированное на нормы.

Мода также является регулятором поведения наподобие нормативного. Например, если 90% студентов носит обувь на толстой подошве, то отдельному студенту, скорее всего, не захочется принадлежать к оставшимся 10%.

Понятие социального контроля

Для того, чтобы обеспечить не только знание норм, но и нормативное поведение, общество располагает системой социального контроля.

Социальным контролем называется совокупность средств воздействия общества на человека для обеспечения поведения, соответствующего ролевым ожиданиям.

Социальный контроль осуществляется на формальной (законы) и неформальной (мораль, нравственность) основе.

Структура социального контроля

Ролевые ожидания

Поведенческие предписания

Нормативное ролевое поведение/фактическое ролевое поведение

Санкции: поощрения и наказания

Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем. Нормы ударения управляют выбором вариантов размещения и движения каждого ударного слога среди неударных. Подвижность и разноместность русского ударения делают его трудным для усвоения, особенно людям, которые учат русский язык как иностранный. Нормы морфологические регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и способов его сцепления с другими. Нормы синтаксические обусловливают правильность построения предложений – простых и сложных. Нормы лексические регулируют выбор слов и их значений, характерных и подходящих для данного речевого акта. Этот выбор объясняется прежде всего целесообразностью употребления того или иного слова в каком-либо его значении. Нормы стилистические регулируют соответствие выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения и господствующему стилю изложения. Здесь тоже руководствуются не просто принятыми нормами, а целесообразностью в речевом общении. Для соблюдения стилистических норм недостаточно просто их знать, нужны «вкус» и «талант», чтобы уметь их применить.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социальные, психологические и речевые нормы общения ГБОУ СО СПО " Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова Работу выполнила студентка группы 2Н Каримова Равиля Давлятовна 2013 г.

1.Речевые нормы Прежде чем говорить о речевых нормах, необходимо ввести понятие правильности речи. Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам. Правильность речи обеспечивает взаимопонимание между носителями какого-либо языка, а также образует единство речи. Начнем с понятия языковой нормы.

Языковая норма – это «совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных общественной языковой практикой» Помимо нормы, действуют и иные регуляторы речевого поведения: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие), уместность речи. Однако норма, является основополагающим регулятором речевой деятельности.

В ыделяют несколько структурно-языковых типов норм: Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем. Нормы ударения управляют выбором вариантов размещения и движения каждого ударного слога среди неударных. Подвижность и разноместность русского ударения делают его трудным для усвоения, особенно людям, которые учат русский язык как иностранный. Нормы морфологические регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и способов его сцепления с другими. Нормы синтаксические обусловливают правильность построения предложений – простых и сложных. Нормы лексические регулируют выбор слов и их значений, характерных и подходящих для данного речевого акта. Этот выбор объясняется прежде всего целесообразностью употребления того или иного слова в каком-либо его значении. Нормы стилистические регулируют соответствие выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения и господствующему стилю изложения. Здесь тоже руководствуются не просто принятыми нормами, а целесообразностью в речевом общении. Для соблюдения стилистических норм недостаточно просто их знать, нужны «вкус» и «талант», чтобы уметь их применить.

2.Социальные нормы общения Человеческое общение в любой стране обязательно проходит в условиях социального контроля, поэтому подчиняется определенным нормам и правилам, установленным в данном обществе. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы.

Этикет как ядро культуры общения, образец коммуникативного поведения Современный речевой этикет стал более простым и демократичным, так как деление на классы стало менее очевидным, но нормы общения от этого менее определенными не стали. Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы. В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Для культуры каждой страны речевой этикет индивидуален.

Речевой этикет – средство достижения коммуникативной цели В современной, особенно городской культуре, культуре индустриального и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения. Этим задачам подчиняются и реликты иерархических представлений; ср., например, историю обращения «Господин» и соответствующие ему обращения в других языках: элемент речевого этикета, который некогда возник как знак статуса адресата, впоследствии становится общенациональной формой вежливого обращения.

3.Психологические нормы общения Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации – обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют « языком жестов », но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами. Некоторые данные свидетельствуют о том, что в процессе взаимодействия людей только 20-40% информации передается с помощью речи, т.е. общение во многом осуществляется за счет жеста, мимики, движений, поз и т.д., которые сопровождают речь человека и делают ее более выразительной. Невербальные коммуникации очень значительны, поэтому этикет общения основывается в первую очередь на них.

Язык жестов и интуиция Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% – через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.

Вывод: Учитывая все вышеизложенное, можно дать такое определение нормы: норма – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из функциональных и синтагматических вариантов языкового знака. П равильность речи и соблюдение речевого этикета – залог понимания собеседником и его положительного отношения к вам. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.


Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных.

Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости. К поведению, соответствующему социальной норме, относится и максимальная отдача в труде и выполнение только что усвоенного первоклассником правила вставать из-за парты при появлении учителя в классе.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного и чужого поведения.

Тесная связь эмоций и чувств была положена в основу информационной концепции эмоций, сформулированной П.В. Симоновым.

Сущность этой концепции сводится к тому, что человек, сознательно или неосознанно, сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения.

Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются в большей или меньшей мере осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности. Информационная концепция эмоций обладает несомненной доказательностью, хотя и не охватывает объяснением всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему.

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств тесно связаны с деятельностью мозга и физиологическими реакциями. Именно физиологические реакции можно измерить, оценить: учащение сердцебиений, потоотделение, кожно-гальваническая реакция и др. Однако связь эта очень сложна и неоднозначна. Совершенно одинаковые физиологические проявления могут быть следствием самых разных эмоций, например сильного страха или бурной радости.

Теоретическая и экспериментальная разработка проблем обусловленности общением психических процессов, функций, состояний, а также специфики психической деятельности в ситуации общения обогатила психологию многими принципи­ально новыми и важными данными, которые позволили, в част­ности, поставить вопрос о необходимости пересмотра положений относительно сущности и характера качественных преобразо­ваний психической сферы человека, о факторах, определяю­щих формирование высших психических функций и т. п. Если ранее предполагалось, что психика формируется прежде всего на основе предметной деятельности, а формирование высших функций определяется в основном использованием знаковых-средств и речи, то в настоящее время становится очевидным, что для человека исходной является ситуация общения и в развитии психики решающая роль должна быть отведена об­щению и взаимодействию людей.

Однако именно те данные, которые уже получены психо­логией в этой области, показывают, как нам кажется, необхо­димость дальнейшего уточнения проблемы и отказа от неко­торых сложившихся представлений.

Мы видим специфику психических процессов в ситуации общения и особенности психологических механизмов обще­ния именно в вовлеченности в общение не абстрагированных психических функций или свойств человека, а целостной лич­ности. При таком подходе необходимо уделить особое внима­ние важнейшему проявлению личности - воле. Мы не намере­ны предпринимать здесь критический разбор попыток тради­ционной психологии втиснуть феномен воления в принятые схемы анализа, так как считаем этот вопрос риторическим. Заметим лишь, что о таком явлении внутреннего мира лично­сти, как «добрая воля», традиционная психология не только не могла сообщить что-либо существенное, но и вообще не включала в сферу своего исследования, относя к так называе­мому содержанию психики, якобы не подлежащему ведению психологии. Но очевидно, что при исследовании процессов


355

общения, как, впрочем, и всех сфер жизнедеятельности чело­века, необходимо не только изучение воли, воления, но и ана­лиз категории «доброй воли», без которого нельзя обойтись по крайней мере при выяснении механизмов личностного об­щения. Однако в настоящее время психологи недостаточно методологически и методически подготовлены к изучению по­добных личностных феноменов.

С нашей точки зрения, именно установка на роль общения позволяет выявить существенные особенности и закономерно­сти, специфические процессы и функции. В качестве примера остановимся на явлениях антиципации, ожидания и воления.

Насколько нам известно, соотнесение в едином ряду и в общей связи явлений антиципации, ожидания и воления ранее не осуществлялось. Способности к антиципации как к фунда­ментальному свойству психики длительное время не уделя­лось должного внимания в психологии 1 . Тем не менее извест­но, что именно благодаря возможности упреждения, прогно­зирования, предвидения, опережения событий, акцептации будущего результата деятельности, ожидаемости и прочим явлениям, соотносимым с этой способностью, реализуется важ­нейшая функция психического - регуляторная.

Большое значение для понимания этих явлений имеют исследования акцептора действия (П. К. Анохин), установ­ки (Д. Н. Узнадзе), активности и вероятностного прогнозиро­вания (Н. А. Бернштейн), антиципирующих схем (С. Г. Гел-лерштейн), уверенности (А. С. Прангишвили) и т. д. Не менее важны и исследования состояний ожидаемости, проводивши­еся, в частности, зарубежными психологами в русле инженер­ной психологии, и даже некоторые положения теории «опе-рантного обусловливания» и «опережающего подкрепления» Б. Ф. Скиннера. Однако - и это нам кажется весьма симпто­матичным - даже специальные работы в этой области, опуб­ликованные в последнее время, мало что добавляют к понима­нию природы и механизмов собственно антиципации.

" В настоящее время положение меняется. Отметим, в частности, работу: Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980.


356 _______________

Социальная психология, часто обращающаяся к явлениям ожидания, в частности к ролевым ожиданиям, также не вскры­вает их психологических механизмов и не прослеживает свя­зи явлений социально-психологического порядка с общепси­хологическими закономерностями этих процессов. И уж во всяком случае ни в психофизиологии и общей психологии, ни в социальной психологии нет работ, в которых антиципация и ожидание ставились в какое-то отношение к явлениям воления. В свое время, анализируя значение данных инженерной психологии для теоретических и методологических основ пси­хологии в целом, мы рассмотрели целый ряд механизмов про­цессов ожидания и состояния ожидаемое™, возникающего у человека в сложной стохастической ситуации в лабораторных и естественных условиях. Особое значение имеют явления так называемой субъективной вероятности. Разнообразные абер­рации при определении человеком вероятности наступления событий, пониженной или повышенной точности вероятност­ного прогнозирования, своеобразное отклонение поведения 4 человека от законов математического и машинного прогнозиро­вания и т. п. показывают достаточно явно, что процессы ожи­дания у человека весьма специфичны. В обширной литерату­ре, посвященной изучению субъективной вероятности и ожи­данию, можно обнаружить данные, не объяснимые полностью даже в рамках принятой большинством психологов концепции ожидания. Отметим лишь один пример. В работе А. Г. Асмо-лова приводятся данные исследования Соллея и Хайга. В пред­рождественский период детей просили нарисовать Сайта-Кла­уса. Чем ближе был праздник, тем больше места на карточке занимал Сайта-Клаус, тем больше набухал его мешок с по­дарками. Соллей и Хайг, а вслед за ними и Асмолов оценива­ют данные в соответствии с принятыми представлениями о том, что «люди часто завышают оценку желаемых событий и недооценивают вероятность неприятных», а образ «транс­формируется под влиянием мотивированного ожидания». Подобные «трансформации» и «отклонения», как мы уже от­мечали, были установлены фактически как закономерность в сходных условиях в большом числе работ (в том числе и при полевых исследованиях). Мы склонны видеть в этих данных


М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 357

проявление более сложных закономерностей внутреннего мира личности.

Если рассматривать неабстрагированную способность чело­века к вероятностному прогнозированию и не сводить ее лишь к работе мозга, а изучать поведение личности, наделенной слож­ным внутренним миром, то явления ожидания не следует от­рывать и даже противопоставлять ведению. В приведенном примере «образ» Сайта-Клауса не сам собой «трансформиру­ется под влиянием мотивированного ожидания», он изменяется волей ребенка, его волевым желанием приблизить праздник, уско­рить наступление желаемого события, сделать его реальным, т. е. прямо повлиять на него. Такое проявление воления наблю­дается практически во всех случаях «значимого ожидания» - при ожидании наступления желаемого и значимого события или при стремлении отсрочить, устранить нежелательное.

Мы не склонны видеть в подобных актах воления в ситуа­ции ожидания проявление неких рудиментов «магического» сознания или «магической» стадии развития психики, подоб­но тому, как это полагали в отношении некоторых аберраций субъективных вероятностей Дж. Коэн и М. Хэнсел. Мы счита­ем, что в этих случаях мы прямо выходим на факты обуслов­ленности психических процессов, свойств и состояний соци­альными факторами - общением и его нормами. Чтобы уточ­нить это положение, рассмотрим некоторые примеры.

Купив лотерейный билет, мы активно желаем, чтобы выиг­рал наш номер. Но вряд ли кто-либо будет стремиться оказать влияние на вращение барабана с шарами. Однако достаточно легко можно выявить людей, высказывающих «мысленно» или шутливо пожелания лицам, вытаскивающим шары, «вы­тащить нужный номер». Вряд ли необходима эксперименталь­ная проверка гипотезы 6 том, что ведение в отношени»фмзгг-ческого объекта - стремление «заставить» его подчиниться нашей воле, поступить согласно нашему желанию - встреча­ется несопоставимо реже, нежели воление в отношении чело­века, участвующего - пусть в роли «орудия» - в осуществле­нии даже известной водящему математической закономерности наступления вероятностного события. И если в первом случае подобное воление человека будет оценено большинством людей


358 Раздел VI. Психология общения

скорей всего как аномальное, то второй представляется чуть ли не типичным. Можно предположить, что коллективный и индивидуальный опыт поведения и действия в социальной среде, и прежде всего опыт непосредственных контактов, фор­мирует у человека определенные знания, навыки активного воздействия на окружение, способность проявлять и навязы­вать свою волю, организовывать события в этой социальной среде в соответствии со своим собственным волением.

В социальной среде, в общении фактически нет места пас­сивному и абстрактному ожиданию, человек ожидает активно, как волевое и деятельное существо, способное как проявить волю, так и (что непременно связано с первым) поступать в соответствии с волей другого лица. Физический, предметный мир неподатлив для непосредственной волевой активности человека, тогда как сам человек и окружающие его люди спо­собны и склонны постоянно проявлять волевые качества и учитывать воления окружающих.

На психику человека решающее влияние оказывает не опыт его предметной деятельности, но именно общение.

В упомянутых опытах Соллея и Хайга и в аналогичных ис­следованиях мы имеем дело, очевидно, с еще не сформировав­шимся у детей определением ситуаций, в которых возможно воление, и переносом уже имеющегося у них опыта общения с окружающими в условия предъявленной задачи.

Способность к антиципации, процессы ожидания и связан­ные с ними явления формируются у человека не по законам физического, предметного мира, а под влиянием особенностей общения и взаимодействия с человеческим окружением, т. е. в непосредственной связи с проявлениями воли и воления (причем не только собственных, но, что еще важнее, других лиц, противостоящих в общении). Возможно, в этих актах вза­имного воления и согласования с ними поведения и пережи­ваний особенно действенно проявляется для индивида суще­ствование других личностей, наделенных собственным внут­ренним миром.

В этих условиях человек усваивает основную норму лично­стного общения - необходимость преобразования изначаль­ной способности к волению в человеческую «добрую волю»,


М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 359

без чего немыслимо никакое личностное общение. Существен­но, что «добрая воля» должна быть направлена не только и не столько на другое лицо =** партнера по общению, сколько на саму проявляющую волю личность. Мы полагаем, что именно в ходе этих сложных преобразований в ситуации общения фор­мируется и совершенствуется способность к антиципации и ожиданию как социальная способность, реализующаяся в лич­ностном общении и затем генерализуемая человеком и исполь­зуемая им во всех сферах его деятельности.

Эти положения представляются весьма существенными для понимания природы и закономерностей как феноменов социального ожидания, гак и социальных норм. Все соци­альные нормы (в том числе и запрещающие) носят предписа-тельный характер. Очевидно, вырабатывая и используя их, общество и группы исходят из того (ожидают), что предписа­ния должны и будут выполняться. В то же время невозможно представить себе использование предписательных норм в от­ношении явлений физического, предметного мира или в отно­шении человеческих существ, способность которых к антици-пации-волению (по крайней мере, к подчинению волению) не принимается в расчет. Разумеется, существует библейское ска­зание об Иисусе Навине, пытавшемся своей волей остановить солнце, народные сказки (например, «По щучьему велению» и т. д.), в которых волеизъявление в отношении природных объектов осуществляется не непосредственно (что характер­но для детей), а через «сверхъестественную» силу. Мы до­пускаем, что именно такова основа некоторых магических обрядов, «заклинаний» и т. д. Во всех подобных явлениях мы видим смешение природного, предметного и человеческого, неспособность вычленить"специфику человеческой социаль­ной среды.

Отметим, что, хотя в воле, как сложном проявлении челове­ка, несомненно присутствуют и природные компоненты (воле­вой аспект инстинктов жизни, продолжения рода и т. д.), тем не менее это качество не только интерсубъективно, но и социально.

В сфере социального поведения предписательный характер социальных норм проявляется прежде всего в вероятностном, обязательном и должном ожиданиях группой (общностью,


360 Раздел VI. Психология общения

обществом) определенного вида поведения того или иного чле­на группы, обычно поведения ролевого.

Социальные, или ролевые, ожидания по своей психологи­ческой природе и механизмам несомненно явления иного по­рядка, чем состояния ожидаемости, формирующиеся у чело­века в ситуации, определяемой лишь по одному параметру (стохастичности). Социальные ожидания связаны с модальным характером социального поведения человека в деонтической ситуации. Следует также особо подчеркнуть такую характе­ристику социальных ожиданий, как их обязывающий характер. Различные виды социального ожидания: вероятностное, обя­зательное и должное - отличны друг от друга по степени обя­зательности для члена группы предписанного ему ролью и ожидаемого группой в связи с этими предписаниями поведе­ния индивида. Но при всех видах ожидания заранее задана форма поведения, а это означает, что результат изначально представлен в «ожидающих» субъектах. При усвоении члена­ми группы социальных ожиданий как норм результат пред­ставлен и в действующем согласно этим нормам субъекте.

Описанный механизм поведения и взаимодействия в соци­альной среде согласуется с высказанным нами выше предпо­ложением о том, что явления антиципации хотя и связаны с психобиологическими возможностями живой особи, напри­мер с экстраполяционными рефлексами (С. В. Крушинский), но у человека они по природе своей сугубо социальны. Спо­собность к антиципации у человека формируется под воздей­ствием социальных факторов и в условиях социального, меж­личностного взаимодействия.

Очевидно, что способность к сложным формам антиципа­ции, упреждения, опережения событий может развиваться только в среде, где результат может быть смещен по отноше­нию к осуществляемому действию, в среде более податливой, чем природная, в среде, где возможно предписание - диктат, где могут быть заранее заданы субъекту деятельность, ее вид и результат. Таковой является именно социальная среда, и прежде всего непосредственное, контактное общение. .

В свете этих общих предположений правдоподобной пред­ставляется гипотеза начального усвоения ребенком навыков


М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 361

и норм поведения в человеческой среде, в своем непосред­ственном окружении, в общении и последующего переноса этих навыков опыта и форм деятельности в сферу взаимодей­ствия с природной и предметной средой. Здесь необходимо указать, что предметная среда является, по сути, преобразо­ванной формой реализации структуры и норм.общения, пре­образованной средой общения. Ребенок достаточно легко на собственном опыте убеждается в том, что предметная среда (по крайней мере, предметная среда его бытия) в принципе может быть организована окружающими его людьми, пере­строена в соответствии с их (а через них и его, ребенка) воле-нием и желанием. В силу особенностей своей психики ребенок обычно стремится избежать опосредованных путей достиже­ния цели (в том числе и воздействия на предметную среду че­рез человеческое окружение) и пытается воздействовать на нее прямым путем, непосредственным образом. Таким пря­мым путем в структуре детского общения со взрослыми и слу­жит изъявление своего желания, ведение.

Заметим, что на более поздних стадиях развития личности изъявление желания и ведение фактически крайне редко ис­пользуются в качестве прямых путей воздействия не только в предметной, а тем более природной, но и в социальной среде. Механизмы косвенного целеполагания, а также общение с по­мощью намеков, иносказаний и т. п. - наиболее типичные фор­мы воздействия, замещающие и устраняющие прямое воле­изъявление.

Не менее существенны и процессы социального влияния. Ребенок прибегает к привычному способу общения с окружа­ющими людьми, пытаясь повлиять на время и содержание на­ступающих событий. Аналогичное поведение взрослых в обы­денных стохастических ситуациях, например в лотерее и т. п., мы.склонны объяснять «снижением» уровня регуляции пове­дения, «раскованностью» и тому подобными субъективными факторами, действующими в этих ситуациях.

В связи с изложенными положениями следует с новых по­зиций оценить происхождение, характер и содержание, неко­торых форм и норм общения. Антиподом личностного обще­ния мы считаем отношение к человеку, с которым устанавли-


362 Раздел VI. Психология общения

вается контакт, как к предмету, вещи, к объекту, лишенному внутреннего мира, «неличности». Между этими крайними по­люсами можно разместить многочисленные переходные фор­мы искаженного личностного общения, они характеризуются степенью убывания «предметных» определений человека.

Нормы, действующие во всех этих видах искаженного об­щения, кроме крайнего в этом ряду - личностного, мы счита­ем вторичными, т. е. не обусловленными собственно сущно­стью общения, а порожденными неблагоприятной социальной средой, макросоциальными факторами, искажающими под­линную природу человека и социальной среды. Использова­ние норм этих искаженных форм общения сказывается край­не неблагоприятно на формировании внутреннего мира всех лиц, попадающих в сферу их действия. Но анализ механизмов действия таких норм, механизмов искаженного общения, абер­раций, деформаций внутреннего мира личности в этих усло­виях,- задача самостоятельной работы.

Приведенные данные показывают, на наш взгляд, что и при постановке проблемы общения как сугубо психологической социальным факторам и социальной среде следует отводить первостепенное значение, и это значение должно стать доми­нирующим при выходе психологии общения на прикладные аспекты проблемы.

В. Н. Панферов

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ 1

В любом акте общественно-трудового взаимодействия с себе подобными человек является одновременно субъектом предметно-практической деятельности, познания и общения. Логично предположить, что каждому из этих аспектов прояв­ления личности присуще некоторое своеобразие, которое от­ражается в ее функциональной структуре. Вопросу своеобра- 1 Психологический журнал. - 1987. - Т. 8, № 4. - С. 51-60.


363

зия функций человека как субъекта общения посвящена дан­ная статья.

Актуальность этой проблемы определяется тем, что много­численные результаты конкретных исследований совместной деятельности людей не могут быть до конца объяснены на осно­ве известных концепций психологии познания и психологии тру­да. В них опускается важнейший момент общественной жизни - взаимодействие одного человека с другим, изучаемое в основном социальной психологией. Нужно подчеркнуть, что именно соци­ально-психологические факторы максимально мобилизуются для осуществления глубоких преобразований в стране.

В связи с этим проблема общения выдвигается на передний план в психологической науке; особое внимание уделяется при этом вопросу функциональной характеристики общения. Теоретические и экспериментальные исследования этого во­проса раскрывают большое разнообразие функций общения, что свидетельствует о многокачественности этого феномена и в то же время об определенной логической неупорядоченно­сти в его истолкованиях. Каждый из исследователей акценти­рует внимание на отдельных функциях общения, оставляя в большинстве случаев без ответа вопрос об их классификации, из-за чего снижается теоретико-методологическая ценность научных разработок проблемы общения и становится затруд­нительной их практическая реализация. Кроме того, характе­ристика основных функций общения производится прежде всего в отрыве от анализа других функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятель­ности. Это приводит к потере объективированных оснований классификации, которые заключены в свойствах человека - исполнителя функций в совместной предметно-практической деятельности, а также к разрыву органического единства че­ловеческой деятельности и общения.

Продуктивная разработка проблемы классификации фун­кций общения содержится в трудах Б. Ф. Ломова. В них, по его собственной оценке, предпринята попытка пока еще не­полной классификации некоторых из основных функций об­щения, в частности выделены два ряда функций по разным основаниям. Первый включает три класса следующих функций:


364 Раздел VI. Психология общения

информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуни-кативную, аффективно-коммуникативную; второй определя­ется по другой системе оснований и включает организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, фор­мирование и развитие межличностных отношений.

Однако остаются открытыми следующие вопросы. Во-пер­вых, исчерпаны ли ряды функций по их числу? Во-вторых, как-много может быть таких рядов? В-третьих, о каких основани­ях классификации может идти речь? В-четвертых, как различ­ные основания связаны между собой?

Если допустить, что все функции человека являются его функциями как субъекта психической деятельности, то по пер­вому вопросу можно сказать, что в число основных функций общения следует включить еще эмотивную, конативную и кре­ативную функции. Они рассматривались в работах Б. Г. Ана­ньева, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, правда, не всегда с использованием этих терминов, поскольку в их работах на­званные функции затрагивались в связи с проблемой влияния общения на психическую деятельность и психическое разви­тие личности в целом. На наш взгляд, можно говорить о шести функциях: коммуникативной, информативной, когнитивной, эмотивной, конативной, креативной.

Эти функции в целом и каждая в отдельности получили бо­лее или менее удовлетворительное теоретическое объяснение как функции общения в трудах многих психологов, а также яви­лись предметом экспериментальных исследований как в совет­ской, так и в зарубежной психологии. В результате рассмотре­ния этих и некоторых других исследований субъекта общения напрашивается вывод о том, что все указанные функции транс­формируются в одну главную функцию общения -регилятор-ную, которая проявляется во взаимодействии человека с други­ми людьми. В этом смысле общение является механизмом со­циально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Основные шесть функций человека не теряют самостоятельного значения в процессе общения, и каждая из них может стать доминирующей в зависимости от содержательного контекста совместной деятельности.

Данные функции следует рассматривать в качестве одного из оснований для классификации всех других функций чело-


В. Н. Панферов. Классификация функций человека как субъекта... 365

века как субъекта общения. При этом важно отметить, что на­званные функции в теоретических воззрениях определялись как общие функции психической деятельности человека, ко­торые реализуются в субъектно-объектном взаимодействии человека с предметами естественной и искусственной среды. Поскольку эти функции имеют место и в процессах взаи­модействия человека с человеком, и. в процессах взаимодей­ствия человека с предметами, постольку их можно считать все­общими функциями в структуре целостного акта совместной деятельности.

В первом случае они выступают как основные функции субъекта общения, направленные на партнера, его физические и психологические качества, чтобы отрегулировать свое взаи­модействие с ним с учетом его и своих личностных особенно­стей. В этом смысле данный аспект взаимодействия приобре­тает характер социально-психологической деятельности, осо­бенность которой состоит во встречном влиянии партнеров друг на друга. Во втором - как функции субъекта предметной деятельности, направленные на вещественный объект, чтобы отрегулировать свои действия в соответствии с физическими свойствами объекта. В данном случае речь может идти всего лишь об уровне психических регуляций. Несмотря на каче­ственные различия этих аспектов взаимодействия, между ними в целостной структуре совместной деятельности устанавлива­ются отношения взаимосвязи при решении практических задач. Каждый из аспектов взаимодействия имеет содержание, соотнесенное со всеобщими функциями совместной деятель­ности, связанными с социальными целями, где человек вы­ступает в роли субъекта общественно-трудовой деятельности. В этом аспекте проявляются социальные особенности функ­циональных характеристик человека.

Следовательно, ответ на второй и третий вопросы предпо­лагает определение еще трех рядов функций в структуре че­ловека как субъекта общения. Речь должна идти о свойствах человека, которые включаются в процесс общения в виде пси­хических отправлений как функции мозга, социально-психо­логических явлений как функции человеческих взаимоотно­шений, социальных проявлений человека как функций обще­ственно-трудовой жизнедеятельности.


366 Раздел VI. Психология общения

Таблица 6.1 Классификация функций человека как субъекта общения

Основные Коммуни- Информа- Когни- Эмотив- Конатив- Креатив-
функции кативные ционные тивные ные ные ные