Воля выполняет следующие функции. Понятие «воля» и её основные функции. Воля как «свободный выбор»

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Понятие воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Функции воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Произвольные и непроизвольные волевые действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

Структура волевого действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Волевые качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Теории воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Патология воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Введение

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание "я хочу", а переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию.

Слабость воли, неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости – все это свойственно человеку.

Мы не всегда можем отличить настойчивость от упрямства, следование определенным принципам от стремления, во что бы то ни стало добиться своего, видя во всем этом равные проявления воли. Поэтому необходимо учиться отделять подлинные проявления воли от ложных.

Понятие воли

Воля - сложнейшее явление в человеческой психологии. Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

Воля - высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ - воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля - субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Функции воли

В целом волевые процессы выполняют три основные функции.

Первая - инициирующая (непосредственно связанная с мотивационными факторами) заключается в том, чтобы заставить начать то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия.

Вторая - стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

Третья - ингибирующая состоит в оттормаживании других, часто сильных мотивов и желаний, других вариантов поведения.

Воля как процесс - это не только одна из высших форм организации всех других психических процессов. В волевых процессах личность и ее психические процессы не только проявляются, но и формируются, развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли - генетическую, продуктивную. В результате ее действия повышается уровень осознаваемости и организованности иных психических процессов, а также формируются так называемые волевые свойства личности - самостоятельность, решительность, настойчивость, самообладание, целеустремленность и др.

Произвольные и непроизвольные

волевые действия

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью - утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п. К этому же классу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т. д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при гневе мы непроизвольно стискиваем зубы; при удивлении поднимаем брови или приоткрываем рот; когда чему-то радуемся, то начинаем улыбаться и т. д.

Структура волевого действия

Структуру волевого действия можно представить в виде схемы:

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. В этом действии можно отчетливо выделить следующие простые этапы:

1) побуждение;

3) принятие решения;

4) волевое усилие.

Нередко 1, 2 и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, а 4-й этап при этом называют исполнительным звеном. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевые качества

Волевые качества - это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой. В волевых качествах сочетаются моральные компоненты воли, которые формируются в процессе воспитания, и генетические, тесно связанные с типологическими особенностями нервной системы. Например, страх, неспособность долго терпеть усталость, быстро принимать решение в большой мере зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности).

Волевые качества включают в себя три компонента: собственно психологический (моральный), физиологический (волевое усилие) и нейродинамический (типологические особенности нервной системы).

Исходя из этого все волевые качества делятся на «базальные» (первичные) и системные (вторичные). К первичным относятся собственно волевые качества, которые, в свою очередь, делятся на две группы. Первая группа характеризуется целеустремленностью, способностью удерживать волевое усилие, это - терпеливость, упорство, настойчивость.

Вторая группа характеризует самообладание и включает такие качества, как смелость, выдержка, решительность. Важное значение для воспитания воли имеет предъявление к ребенку требований, соответствующих и посильных для его возраста, с обязательным контролем за их выполнением. Отсутствие контроля может создать привычку бросать начатое, не доводя до конца. Проявление силы воли обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека стойких убеждений и целостного мировоззрения является основой волевой организации личности.

Теории воли

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.

1. Воля как волюнтаризм

В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883 году, с легкой руки немецкого социолога Ф. Тенниса, название «волюнтаризм» и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли. Спиноза отрицал беспричинное поведение, поскольку сама «воля, как и все остальное, нуждается в причине». И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис о свободе воли, так и антитезис о том, что воля неспособна. Решая проблему человеческой свободы, Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма.

2. Воля как «свободный выбор»

Голландский философ Б. Спиноза борьбу побуждений рассматривал как борьбу идей. Воля у Спинозы выступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается как собственное добровольное решение, как внутренняя свобода.

Однако английский мыслитель Дж. Локк пытался вычленить вопрос о свободном выборе из общей проблемы свободы воли. Свобода же состоит «именно в том, что мы можем действовать или не действовать согласно нашему выбору или желанию».

Американский психолог У. Джемс считал главной функцией воли принятие решения о действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения. Поэтому волевое усилие состоит в направлении человеком своего сознания на непривлекательный, но нужный объект и сосредоточении на нем внимания. Причисляя себя к волюнтаристам, У. Джемс считал волю самостоятельной силой души, обладающей способностью к принятию решений о действии.

Л.С. Выготский при обсуждении проблемы воли также связывал это понятие со свободой выбора.

3. Воля как «произвольная мотивация»

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые, было явно сформулировано Аристотелем. Философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного соединения со стремлением, придающим решению побудительную силу.

Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Воля может затормозить движения, обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли.

Г.И. Челпанов выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. К.Н. Корнилов прочеркивал, что в основе волевых действий всегда лежит мотив.

Л.С. Выготский выделял в волевом действии два отдельных процесса: первый соответствует решению, замыканию новой мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй - исполнительный - заключается в работе созданного аппарата, в действии по инструкции, в выполнении решения.

4. Воля как долженствование

Спецификой этого подхода к понимаю воли является то, что волю рассматривают как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью.

Патология воли

Выделяют патологию высшей и низшей волевой деятельности. К патологии высшей волевой деятельности относятся гипербулии. При этом обнаруживается патологическое искажение мотивации волевой активности. Проявляется необычайное упорство в достижении целей любыми средствами.

Гипобулия - понижение волевой активности, сопровождающаяся бедностью побуждений, вялостью, бездеятельностью, скудной речью, ослаблением внимания, обеднением мышления, снижением двигательной активности, ограничением общения. Абулия - отсутствие побуждений, желаний влечений. Наблюдается при хроническихзаболеваниях со снижением интеллекта и ослаблением аффективной деятельности. Часто сочетается с такими симптомами, как: снижение социальной продуктивности - ухудшение в выполнении социальных ролей и навыков, снижение профессиональной продуктивности - ухудшение выполнения профессиональных обязанностей и навыков, т. е. специфических задач и обязанностей, знаний и стандартов в профессиональной области и ее продуктивности (материальное производство, обслуживание, сфера науки и искусства), социальное отчуждение - форма поведения, характеризующаяся настойчивой тенденцией к отказу от социальных взаимодействий и связей и т.д.

К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов в форме их усиления, ослабления или извращения. Например: патология пищевого инстинкта (булимия - усиление влечения к пище, связанное с отсутствием чувства насыщения; анорексия - ослабление или отсутствие чувства голода), патология инстинкта самосохранения: фобии - беспричинное чувство страха за свою жизнь; агорафобия - страх открытых пространств, близких к ним ситуаций, таких, как наличие толпы и невозможность сразу же вернуться в безопасное место (обычно - домой); патология полового инстинкта (гиперсексуальность, расстройства половой идентификации)

Также бывают расстройства привычек и влечений (склонность к азартным играм).

Заключение

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. В целом волевые процессы выполняют три основные функции: инициирующая, стабилизирующая, ингибирующая.

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Структуру воли можно представить в виде следующих этапов:

1) побуждение;

2) осознание возможностей достижения цели;

3) принятие решения;

4) волевое усилие.

Патологию воли делят на низшую и высшую. К патологии высшей волевой деятельности относятся гипербулии. К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов в форме их усиления, ослабления или извращения.

Волевая функция как функция тормозная, задерживающая была впервые предложена Рибо Т. . Она, по его мнению, проявляется в условиях недостаточно сильного возбуждения (задержка невозможна, если сильное возбуждение сразу же приводит к действию), ассоциации между двумя состояниями (например, ужас вызывает оцепенение), возникновения антагонистических состояний сознания (например, гнев задерживается идеей долга). Суть этой функции заключается в подавлении конкурирующих в сознании мотивов с целью обеспечения победы одного из них. В современной трактовке Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе. - 1990 - №3. - с. 49-54обращается внимание на функцию воли (общую и для произвольности в целом) торможения спонтанной активности и преодоления сложившихся стереотипов.

Басовым М.Я. были выделены 5 функций психических явлений: перцептивные, репродуктивные, ассоциативные (интеллект), реактивные (эмоции), регулятивные (воля). Таким образом, за волей монопольно закрепилась регулятивная функция, суть которой Басов видел в управлении течением других психических процессов (вызов, ускорение, замедление, усиление, ослабление, остановка, координация) и в их оценке личностью. Человека как личность характеризует наличие и выраженность регулятивной функции воли. Эта функция была названа Басовым "волево-функция", формой существования которой объявлялось волевое внимание. В форме внимания воля регулирует восприятие, память, мышление, эмоции. Таким образом, регулирующая функция закреплялась за волей, рассматривалась как воплощенная во внимании, а собственно регуляция трактовалась как преимущественно осуществляемая в адрес психических процессов, а не в адрес поведения личности в целом.

Регулирующая функция воли в настоящее время признается всеми авторами. Исследователи считают, что волевая регуляция - это сознательная саморегуляция или самодетерминация поведения и деятельности человека, которая осуществляется в отношении движений и их параметров, эмоционального поведения, действий и их параметров, мотивов, различных психических состояний. Она предупреждает, преодолевает либо смягчает действие уже возникшего препятствия .

Функцию организации волей психических функций и мобилизации психических ресурсов выделяет Калин В.К. . Цитируемый автор трактует волю как систему механизмов сознания, обеспечивающих самоуправление организацией психических функций. "Процессуальный аспект воли - волевая регуляция - есть выбор и реализация субъектом деятельности наиболее эффективного способа (формы) преобразования исходной, актуальной организации психических функций в необходимую, наиболее адекватную целям деятельности.

Функцию побуждений или инициации действий традиционно относили к воле большинство исследователей. Обращалось внимание на условия актуализации функции побуждения: наличие препятствий и конкурирующих мотивов, отсутствие актуально переживаемого желания для осуществления действия.

Отражательная функция воли обсуждалась в советской психологии в связи с волевыми действиями. Постулировалось, что объектами отражения являются как цель деятельности в соотношении с фактически выполняемой деятельности, так и условия и обстановка действий , а также такие феномены, как борьба мотивов, принятие решения, целеустремленность, уровень притязаний, волевое усилие. К свойствам так называемого волевого отражения относили опосредованность, избирательность, активно-личностный характер и отнесенность к высшей регуляции, направленной на достижение цели.

Функция "свободы от" и "свободы для", реализуемой волей, выделял Франкл В. , подчеркивая свободу человека в реализации им смысла жизни в условиях ограничения этой свободы объективными обстоятельствами. Человек свободен по отношению к своим влечениям, наследственности и факторам и обстоятельствам внешней среды. Человек свободен для того, чтобы взять на себя ответственность за собственную судьбу, прислушиваться к голосу своей совести, принимать решения в адрес своей судьбы и изменяться самому.

Репрессивная функция воли проявляется как способ борьбы человека с удовлетворением его собственных желаний. При акцентировании этой функции возникает репрессивный тип силы воли, приводящий к обеднению воображения и стремлений, к наличию у человека подавленности, враждебности, самонеприятия.

Функция борьбы с борьбой мотивов, выделенная Василюком Ф.Е. , заключается в предотвращении (посредством "ценностного внимания и особых содержательно-временных трансформаций мотивации") остановки или отклонения активности субъекта вследствие борьбы мотивов, характерной для модели внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира. Благодаря воле происходит практическое увязывание идеально-ценностных и временно-пространственных перспектив жизни в единство конкретно-ситуативного реально осуществляемого поведения личности, воплощение замыслов личности в конкретной практической деятельности.

Воля проявляется в двух взаимосвязанных функциях - побудительной и тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; находясь в глубокой печали, человек жалуется на всех вокруг и т.д.). Активности присущи самопроизвольность и произвольность протекания действий и поведения. Если активность является свойством воли, то она характеризуется произвольностью, то есть обусловленностью действий и поведения сознательно поставленной целью. Такая активность не подчиняется актуальным побуждением, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (надситуативнистю).

Можно указать еще на одну особенность побудительной функции. Если у человека нет актуальной потребности выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее она осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым), вызывая переживания, связанные с предсказуемыми последствиями действия. Так, после длительного выполнения неинтересной работы ребенок отказывается продолжать ее. Но достаточно было экспериментатору попросить поработать еще, аргументируя это тем, что таким действиям надо будет научить других детей, что они хотят этого, и ребенок охотно соглашается и длительное время выполняет монотонную работу. В таком случае ребенок увидел себя в роли "учителя" и смысл ситуация для нее изменилась.

Побуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему - иерархию мотивов - от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживанием моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из того воли как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности. Основным проявлением воли становится поступок.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве с побудительной. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведение, которые противоречат представлениям о образец, эталон и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности. Волевое регулирование поведения было 6 невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности. Так, взять на себя ответственность в сложном деле, зная, что соучастник может "сломаться", чтобы дать ему шанс подняться; выдержать осуждение других, если дело, осуждается, принесет пользу в будущем. Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение воздержаться в принципиальной для человека споре; не дать выхода агрессии; доказать неинтересную, но необходимое дело до конца; устоять перед развлечением для занятий и тому подобное.

Итак, в понятии "свобода" отчетливо прослеживается целостный характер психики человека. По мнению Л.С. Выготского, генеральный путь развития психики пролегает сквозь межфункциональные связи. Поэтому изучение феномена свободы выводит нас на исследование личности, сознания, самосознания личности, ее мотивов и потребностей, эмоций и мышления, памяти и воображения. В проблеме свободы, как в никакой другой, нужна реализация принципа единства психики.

Заслуга традиционной психологии заключается не только во внимании к проблеме свободы, но и в определении важных положений, касающихся этого феномена.

1. Воля является продуктом общественно-исторического развития человека, его формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.

2. Свобода не является врожденной или генетически заданной способностью, она формируется в процессе жизни, в реальной деятельности, которая требует определенных волевых качеств и навыков волевого регулирования.

3. Волевое регулирование - это сознательная деятельность, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможности, на основании которых осуществляются предсказания и оценки последствий активности личности.

4. Развитие воли тесно связан с развитием мышления, воображения, эмоций, мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях – стимулирующей и тормозной .

Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.).

Активности присущи мимовольность и произвольность хода действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Такая активность не подчиняется актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (над ситуативностью).

Можно указать еще на одну особенность стимулирующей функции. Если у человека отсутствует актуальная потребность выполнять действие, но при этом необходимость выполнения ее он осознает, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия (делает его более значимым, вызывая переживания, связанные с предполагаемыми последствиями действия).

Принуждение человека к действиям создают определенную упорядоченную систему – иерархию мотивов – от естественных потребностей до высших побуждений, связанных с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. Если исходить из понимания свободы как моральной саморегуляции, тогда основной ее характеристикой станет подчинение личных мотивов социально значимым, а акцент переносится на проблему направленности личности. Основным проявлением воли становится поступок.

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Примерами тормозной функции могут быть отдельные проявления человеческой воспитанности. Да, взять на себя ответственность в сложном деле, зная, что соучастник может «сломаться», чтобы дать ему шанс подняться, выдержать осуждение окружающих, если дело, которое осуждается, принесет пользу в будущем. Особенно часто тормозная функция необходима в повседневной жизни. Это может быть решение сдержаться в принципиальном для человека споре; не дать выхода агрессии; довести неинтересное, но необходимое дело до конца; воздержаться от развлечения ради занятий и т.п.



В ряде случаев само принятие решения связано с большим внутренним напряжением, почти приобретающим стрессовый характер, с необходимостью победить в себе влияние других сильных потребностей. Такая необходимость преодоления препятствий в себе самом (борьба с некоторыми своими желаниями, с укоренившимися дурными привычками, с привычным, но не оправдываемым моральными принципами подходом к бытовым явлениям) связана с наличием волевого усилия , переживание которого является характерным качеством волевого акта.

Что же заставляет человека подавлять в себе некоторые весьма интенсивные стремления? Одного лишь понимания того, что данное решение отвечает моральным принципам или же является общественно полезным, недостаточно, чтобы подвигнуть человека на трудное дело. Но если понимание подкрепляется острым переживанием необходимости поступить, например, в соответствии с чувством долга, тогда это порождает усилие, позволяющее подавить многие другие стремления. Чувство долга является выражением того, что требования морали интериоризировались, превратившись в достояние личности, стали для нее внутренним побуждением к поведению в любой ситуации, где возникает коллизия между эгоистическими устремлениями и общественными интересами. Это чувство долга и определяет, куда опустится чаша весов при борьбе мотивов.

Когда мы говорим о волевом акте, то следует помнить, что переживание усилия возникает не только при принятии решения. Очень часто наибольшего усилия требует исполнение принятого решения. Это происходит потому, что выполнение решения нередко наталкивается на ряд препятствий субъективного и объективного порядка. Так, исполнению решения, например, начать подготовку к экзаменам, могут в большой степени мешать укоренившиеся привычки, стойкие склонности проводить свой день вне всякого режима. Тогда изменение установившегося уклада жизни наталкивается на серьезные препятствия в самом человеке. Нужны усилия, чтобы преодолеть настойчивую потребность вечером отправляться гулять, утром вставать поздно и т.д. Все это требует известного напряжения, внимания к тому, что ранее почти не требовало заботы. Это связано с невольно возникающим внутренним сопротивлением, с появлением отрицательных эмоций, с фрустрациями. Правда, победа в борьбе с самим собой вызывает чувства положительного характера: переживание власти над собой, сознание собственной силы, сознание, что можешь добиваться поставленных перед собой существенных целей. Тем не менее напряжение может быть значительным и переживание усилия большим.



Наряду с преодолением препятствий в самом себе мы встречаемся с волевой деятельностью , которая связана с преодолением серьезных внешних препятствий. Цель ясна, сомнений в необходимости ее достижения не возникает, решение принято без большой борьбы мотивов, однако само исполнение решения наталкивается на трудности. Их требуется преодолеть, проявляя при этом терпение, настойчивость, учитывая неожиданно появившиеся новые обстоятельства. Надо осуществлять усилия не один раз, не два, а длительное время, постоянно. Необходимо поддерживать состояние готовности преодолевать препятствия. Все это, конечно, заставляет человека продолжительное время пребывать в состоянии напряжения, которое переносить бывает нелегко.

Таким образом, характерное для волевой деятельности усилие возникает часто не только потому, что появляется конфликт противоборствующих мотивов (иногда такого конфликта нет), но потому, что приходится преодолевать препятствия объективного характера для окончательного осуществления принятого решения.

Анализ структуры волевого акта позволяет увидеть и ряд особенностей волевой деятельности в целом. Нельзя забывать, что волевая деятельность выполняет в общем поведении человека целый ряд существенных функций, которые поднимают организацию этого поведения на более высокий уровень, делают человека более приспособленным к решению важных для его жизни и деятельности задач.

Волевая деятельность регулирует поведение человека в соответствии с теми значимыми целями, которые он ставит перед собой как сознательная личность. Человек тормозит возникновение таких побуждений и осуществление таких действий, которые не соответствуют его идеалам, убеждениям, оценкам и самооценке. Таким образом, воля обнаруживает одну из своих важнейший функций – функцию торможения, контроля, регулирования поведения.

Регулирование поведения заключается не только в торможении и сдерживании нежела­тельных для личности побуждений и действий, оно выражается и в том, что человек направляет свою активность по определенному руслу, внося необходимую энергию в свои действия.

Волевая сфера постоянно стимулирует активность человека. Осуществление ряда успешных действий вызывает у него состояние уверенности. Каждое успешно осуществленное волевое действие не только проторяет дорогу и облегчает выполнение нового волевого действия (человек тренируется в выполнении действий, требующих от него усилий), но и стимулирует человека на дальнейшее развитие его волевых качеств.

Все мы с детства слышим такие фразы, как «сила воли», «безвольный человек» или «собери волю в кулак». Каждый из нас приблизительно представляет, что именно имеет в виду собеседник, когда говорит эти слова. Однако дать точное определение понятий «воли» и «функций воли» может обычно только специалист в области психологии или философии. Это тем более удивительно, что без этого термина трудно представить человека в целом и все аспекты его жизни. Поэтому в данной статье мы рассмотрим понятие воли, и функции воли.

Трактовка понятия в философии и психологии

С древних времен философов и психологов волновали вопросы воли и Они рассматривались под многочисленными углами и трактовались абсолютно по-разному. Например, исследования воли в психологии вел еще Шопенгауэр. Он выявил рациональную природу воли, но отнес ее к самым потаенным уголкам души. В это период времени считалось, что она представляет собой силу, которая связывает человека и обязывает его к совершению тех или иных поступков. Поэтому, чтобы иметь надежду на счастливую и свободную жизнь, личность должна была избавиться от пут воли.

Хотелось бы отметить, что в психологи выделяют три главных сферы человеческой деятельности:

  • эмоциональную;
  • интеллектуальную;
  • волевую.

Специалисты считают, что последняя сфера изучена менее всего, и часто именно ее преподносят в искаженном варианте. К примеру, психологи в Советском Союзе, давая определение функции воли и самому понятию, утверждали, что ее можно понимать как довление общественных целей и интересов над индивидуальными. Примечательно, что при такой трактовке индивидуальные ценности, сформированные волевой природой, становились всего лишь совокупностью принятых ценностных ориентиров общества в целом. Подобный подход вырастил несколько поколений граждан, чья воля полностью и безоговорочно была подчинена общественным и государственным интересам.

Примечательно, что до сих пор философы ведут диспуты о свободе воли. Одни авторы трудов придерживаются идей детерминзма. Их смысл в нескольких словах можно выразить в отсутствии свободы воли в принципе. То есть человек не может самостоятельно выбирать тот или иной путь, исходя из собственных убеждений и Другая группа философов продвигает теорию индетерминизма. Представители данного течения приводят доказательную базу идей свободы воли. Они утверждают, что каждая личность от рождения свободна и в подобном контексте воля только способствует развитию и движению вперед.

В психологии существуют определенные характеристики, через которые определяют волю:

  • качества личности - целеустремленность, настойчивость, самообладание и так далее;
  • умение регулировать психические и поведенческие реакции;
  • волевые действия, имеющие ряд четких признаков - преодоление моральных и других видов препятствий, осознанность и тому подобное.

Конечно, все вышеперечисленное не дает точного определения структуре воли и функции. Однако в целом становится понятен механизм ее действия в тех или иных условиях. В следующих разделах статьи мы более подробно рассмотрим волю, ее основные признаки и функции.

Определение

В современном научном мире понятие воли считается одним из самых сложных и многогранных. Ведь, рассматривая его, приходится учитывать, что воля может выступать самостоятельным процессом, непременным аспектом тех или иных действий, а также умением личности подчинять и контролировать свои действия и эмоции.

Если ссылаться на терминологию психологии, то можно сказать, что воля - это умение личности регулировать свое поведение путем преодоления ряда трудностей и препятствий. Данный процесс протекает осознанно и обладает рядом функций и признаков. Воля в этом случае предстает как определенное свойство психики человека. Ведь для достижения своей цели личность должна не просто преодолеть ряд препятствий, но и приложить для этого все свои эмоциональные и физические силы. Поэтому трудно представить себе человеческую деятельность без волевого аспекта.

Волевой акт

Раскрыть признаки воли и функции можно только через понимание волевого акта. Этот процесс является крайне сложным, он включает в себя несколько последовательных этапов, которые можно представить следующим образом:

  • потребность, выполняющая мотивационную функцию;
  • осознание возникшей потребности;
  • внутреннее определение мотивов, побуждающих к действию;
  • подбор вариантов для реализации потребности;
  • первые шаги к цели;
  • контроль за процессом реализации продуманного плана.

Примечательно, что каждый этап сопровождается напряжением воли. Она участвует во всех вышеописанных процессах. Психологи считают, что каждый раз свое действие личность сверяет с нарисованной в голове картинкой, принятой за идеал. Реальный план корректируется и вновь запускается в действие.

Все пункты нашего списка специалисты еще называют «волевыми действиями» и считают, что именно в них личность раскрывается наиболее полно, а также выходит на новый этап развития.

Признаки

Прежде чем говорить о функциях воли, необходимо рассмотреть ее признаки. Их существует несколько:

  • концентрация усилий для волевого акта;
  • наличие детального плана действий;
  • внимание к собственным усилиям;
  • отсутствие положительных эмоций в процессе своих действий;
  • мобилизация всех сил организма;
  • предельная концентрация на поставленной цели и пути к ней.

Перечисленные признаки раскрывают психологическую основу воли. Ведь подобные действия направлены в первую очередь на преодоление собственных страхов и немощей. В процессе реализации волевого действия человек настроен на борьбу с самим собой, что считается характерным только для высокоразвитой личности.

Признаки волевого действия

Мы уже говорили, что воля - это основной аспект всей деятельности человека. Она незаметно проникает во все сферы жизни и подчас подчиняет их себе. У данного процесса существует три основных признака, объясняющие, что воля и волевые процессы и функции воли - это тесно взаимосвязанные понятия:

  • Обеспечение целью любой деятельности человека, а также упорядочивание жизни. Волевые действия способны изменить мир вокруг той или иной личности, подчинив его определенным целям.
  • Способность контролировать себя с помощью воли дает человеку свободу. Ведь в этом случае внешние обстоятельства не могут оказывать решающее влияние и личность превращается в активного субъекта, имеющего возможность принимать сознательные решения.
  • Осознанное преодоление преград на пути к цели активизирует все волевые процессы. Ведь при столкновении с трудностями только сам человек может решить, стоит ли ему продолжать движение вперед или пришла пора остановиться. Воля дает ему толчок для принятия решения.

Стоит отметить, что проявляется описываемая нами психическая функция в различных свойствах человеческой личности. О них стоит рассказать более подробно.

Проявление воли

Каждая личность обладает теми или иными качествами. Многие из них являются четким отражением воли:

  • Настойчивость . Ее можно интерпретировать как умение собрать все силы и сконцентрироваться на поставленной задаче.
  • Выдержка . Подчинение и сдерживание ума, эмоций и действий ради одной-единственной цели.
  • Решительность . Стремление к наиболее быстрому принятию решения и претворению в жизнь плана действий.
  • Обязательность . Выполнение всех действий в срок и в полном объеме.

Конечно, это далеко не все качества личности. В реальности их гораздо больше, однако уже из этого небольшого списка становится понятно, что воля буквально пронизывает всю деятельность человека, его мысли и мечты. Без нее личность не смогла бы реализовать ни одну из возникших идей. В этом полностью раскрывается воля и волевые процессы.

Функции воли

Наука выделяет их уже давно. Изначально психологи говорили о наличии двух функций воли, но сейчас их количество увеличилось до трех. Это считается наиболее верным определением функциональной роли данного психического аспекта. Сегодня мы можем выделить:

  • побудительную функцию;
  • тормозную;
  • стабилизирующую.

В следующих разделах статьи мы подробно рассмотрим основные функции воли.

Побудительная

Многие научные деятели считают именно ее главной функцией воли. Она обеспечивает активность человека, причем произвольную и осознанную. Примечательно, что данную функцию часто путают с реактивностью. Однако между ними существуют серьезные отличия, которые заметны даже новичкам в психологии. Реактивность вызывает действие в ответ на ту или иную ситуацию. К примеру, идущий человек практически всегда оборачивается на окрик, а дразнилка однозначно вызовет обиду и негатив. В отличие от этого процесса побудительная функция выражается в действии, вызываемом определенными состояниями внутри личности. В качестве примера можно привести ситуацию, когда необходимость в каких-либо сведениях вынуждает человека окрикнуть и начать разговор с приятелем или однокурсником. Именно это в первую очередь отличает основную функцию воли, как ее называют, от описанной реактивности.

Примечательно, что активность, вызванная побуждением воли, дает подняться над ситуацией. Действие может быть тщательно продумано заранее и выходить за рамки происходящего сию минуту.

Стоит иметь в виду, что побудительная функция часто провоцирует личность на активность, которая не является обязательной. Ее никто не ждет от человека и не осудит его за невыполнение каких-либо действий. Но, несмотря на это, план действий выстраивается и реализуется.

Побудительная функция способствует мобилизации всех сил даже тогда, когда потребности в активности сию минуту не существует. К примеру, выпускнику школы бывает сложно усердно заниматься каждый день в течение года, но мысли об итоговом экзамене и поступлении в заветный вуз, заставляют его мобилизоваться и приступить к занятиям.

Тормозная функция

Функции воли в психологии изучаются уже давно, поэтому специалисты утверждают, что тормозная и побудительная функции выступают в единстве и работают на одну и ту же цель в жизни человека. Любая личность способна приостанавливать действия, которые противоречат ее принципам, моральным устоям и сформированному в результате воспитания мировоззрению. Примечательно, что тормозная функция может даже приостановить развитие нежелательных идей. Без нее ни один человек не смог бы регулировать свое поведение в обществе.

Особенно важна привычка контролировать себя именно в коллективе. Она воспитывается в личности еще с младенчества. Сначала родители, а потом и воспитатели в детском саду учат малыша тормозить себя в различных негативных проявлениях. Еще Антон Семенович Макаренко в своих работах не единожды выделял, насколько важно воспитать в подрастающей личности саморегуляцию. Причем контроль должен войти в привычку и быть максимально естественен. К примеру, одним из проявлений тормозной функции считается банальная вежливость. Она одновременно является определенными рамками, которые регулируют взаимоотношения человека с социумом.

Мы уже говорили о том, что личность не может существовать без побуждений к действиям. Их можно поделить на низшие и высшие. Первые формируют нашу потребность в самых простых и необходимых вещах: пище, питье, одежде и тому подобном. А вот высшие дают нам возможность переживать широкую гамму эмоций и чувств, связанных с нравственными переживаниями. Воля позволяет личности сдерживать свои низшие потребности ради высших. Благодаря ей человек может довести до логического завершения начатое дело вопреки всем соблазнам и трудностям.

Побудительная и тормозная функции в своем единстве работают на достижение цели, несмотря на все проблемы, встречающиеся на пути.

Стабилизирующая

Определение функций воли невозможно без описания стабилизирующей функции. Она выполняет свою, очень значимую роль в развитии и становлении личности. Благодаря ей поддерживается необходимая степень активности при столкновении с препятствиями. В тот момент, когда человек осознает ряд проблем, которые ему придется преодолеть для достижения поставленной цели, и уже готов отступить, именно стабилизирующая функция не дает активности снизиться и мотивирует личность на продолжение борьбы.

Определение функции воли: произвольная и волевая регуляция

Рассказывая о воле и ее функциях, невозможно не упомянуть о произвольной и волевой регуляции. Это не самая простая тема, ведь до сих пор в психологии не существует единства между специалистами относительно терминологии. Примечательно, что большая часть психологов ставят знак равенства между произвольной и волевой регуляцией, однако применяют эти определения в различных ситуациях.

В широком смысле слова под произвольной регуляцией понимается контроль за поведением и деятельностью человека в целом. Данный процесс имеет свои особенности, однако стоит учитывать, что не каждое действие, которое подлежит саморегуляции, является волевым. Например, человек, который злоупотребляет алкоголем делает это произвольно. То есть, он осознанно ежедневно губит себя, но ему не хватает чтобы радикально изменить ситуацию. Однако в других жизненных ситуациях именно произвольная регуляция поведения становится тем самым механизмом, который запускает процесс доминирования высших мотивов и потребностей над низшими. Это зависит от уровня развития самой личности и условий, в которых должны происходить те или иные действия.

Когда психологи упоминают волевую регуляцию, то чаще всего под этим понимается действие в критической либо сложной для конкретной личности ситуации, требующей концентрации физических и в первую очередь моральных сил. Любое волевое действие включает в себя борьбу мотивов и сопровождается непрерывным движением к сознательно поставленной цели. регуляции можно рассмотреть на простейшем примере. Многие люди активно занимаются спортом и делают утренние пробежки. Что мотивирует их совершать эти действия практически ежедневно? Давайте выясним:

  • В первую очередь определяется потребность в необходимости физической нагрузки, которая преобразовывается в конкретную и ясную цель.
  • Каждое утро происходит борьба мотивов, ведь часто поспать хочется гораздо больше, чем выходить на свежий воздух в самые ранние часы, когда все домочадцы еще сладко дремлют.
  • На данном этапе вступает в действие волевая регуляция, заставляющая личность подняться из постели и выйти на пробежку.
  • Параллельно данный процесс ослабляет мотивацию, склоняющую человека отказаться от своих намерений относительно утреннего бега.
  • До возвращения домой личность четко регулирует свои действия, чтобы не соблазниться заходом в магазин, например, или пробежкой на меньшее расстояние, чем планировалось изначально.

Исходя из всего вышесказанного, можно понять, что волевая регуляция способствует проявлению, формированию и развитию различных психических процессов. Благодаря им волевые качества личности становятся более заметными. Повышается сознательность, целеустремленность, решительность и самообладание человека. Некоторые психологи называют этот механизм генетической функцией воли. Однако с подобным термином согласны далеко не все ученые, поэтому он применяется в научных работах крайне редко.

Подводя итоги, хочется сказать, что воля - это еще не до конца изученный психический процесс. Но о его значимости трудно спорить, ведь именно благодаря ему человечество еще живет и развивается.