Методический доклад. Оптимизация учебного процесса в современных условиях. Теория оптимизации обучения Ю.К. Бабанского Бабанский оптимизация процесса обучения

М.: 1977. - 256 с.

В настоящей книге рассматриваются теоретические основы оптимизации учебного процесса, обосновываемся критерии и процедура выбора оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт работы школ в этом направлении.

Общие положения теории оптимизации конкретизируются на при-мере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей-студентов и учителей общеобразовательной школы.

Формат: pdf / zip

Размер: 12,7 Мб

Предисловие

ГЛАВА I.

Структура процесса обучения

1. Процесс обучения и его основные компоненты

2. Основные звенья процесса обучения 15

3. Структурные связи в процессе обучения 22

4. Принципы обучения 26

5. Формы и методы обучения 39

6. Виды обучения и определяющие их психологические и дидактические концепции 46

ГЛАВА II.

Теоретические основы оптимизации процесса обучения 55

1. Понятие «оптимизация процесса обучения» -

2. Критерии оптимизации процесса обучения 58

3. Методологические требования к выбору оптимальной структуры процесса обучения 64

4. Методика выбора оптимальной структуры процесса обучения 73

ГЛАВА III.

Анализ типичных затруднений учителей в деятельности по оптимизации...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Грустно жить, как велит другой. (Поговорка древних римлян)

Цитаты и Статусы со смыслом

У нас повара в столовой действуют по принципу: "Интересно, а это они сожрут?!

Приколы из школьных сочинений

Так как Корея знаменита своими яблоневыми садами, основная отрасль сельского хозяйства здесь - свиноводство.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………….3
I ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ…………………………………….4

II КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ……………………………...6

2.1 Оптимальность результатов обучения
2.2 Сущность и критерии оптимизации

III СИСТЕМА СПОСОБОВ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ………………….8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ……………………12

ВВЕДЕНИЕ
Концепция оптимизации обучения была разработана в конце XX века Ю. К. Бабанским.
Значительный вклад в развитие теории оптимизации обучения, наряду с автором концепции Ю. К. Бабанским, внесли ученые М. Н. Скаткин, М. М. Поташник, А. М. Моисеев и другие. Был накоплен значительный опыт исследования проблемы оптимизации обучения: определены основные принципы концепции оптимизации; предложена методика выбора оптимального варианта задач, содержания, форм и методов обучения с точки зрения определенных критериев; разработана система мер по внедрению методики оптимизации обучения в практику.
Сам исследователь полагал, что оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии педагогики и ряда других наук: нахождение максимального значения какой-то функции при минимальных значениях аргументов.
Ю.К.Бабанский неоднократно отмечал, что оптимизация педагогического процесса возникла под влиянием практики: преодоления неуспеваемости, снятия учебных перегрузок в процессе перехода к новому учебному содержанию. Устранение методических недостатков (увлеченность каким-либо одним методом), формализм в оценке результатов труда учителя и качества успеваемости.
Это был новаторский подход к постановке и решению проблем оптимального функционирования процесса обучения в педагогике 60-х - 70-х годов.
"Речь идет о принципиальной глобальной оценке уровня подготовленности школьника, пишет Ю.К.Бабанский, который складывается вследствие всей системы обучения и воспитания, в ходе которой возможны текущие неудачи, временные поражения, но обеспечена конечная и убедительная победа".
Сейчас основное внимание уделяется повышению качества обучения и воспитания, преодолению перегрузки учеников и формализма в оценке результатов труда учителей и школьников. Поэтому оптимальным для данного этапа является такой учебно-воспитательный процесс, который обеспечивает решение этих задач. В этом и заключается актуальность выбранной темы. Теория оптимизации не формулирует новых задач для школы, она учит находить наилучшие пути решения задач, выдвигаемых обществом на каждом историческом этапе его развития. Оптимальный - это наилучший для данной ситуации.
Цель: раскрыть основы теории оптимизации обучения Ю.К.Бабанского. Следовательно, задачами являются:

      Обоснование терминов «оптимальный», «оптимизация»;
      Характеристика критериев и выбора оптимальной структуры обучения;
      Система способов деятельности по оптимизации учебного процесса.
I ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

      Методологические и теоретическ ие основы

Термин «оптимальный» (от латин. слова optimus - наилучший) - наиболее соответствующий определенным условиям и задачам. Отсюда под оптимизацией в широком смысле этого слова понимают процесс выбора наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Соответственно оптимизацией обучения называют научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителей.
Теория и методика оптимизации обучения является одним из элементов общей теории научной организации педагогического труда (НОПТ), которая предполагает научно обоснованное планирование и нормирование труда, четкое распределение функций и координацию усилий, создание необходимых условий, выбор оптимального варианта деятельности, оперативное стимулирование, регулирование, контроль и учет, а также перспективность педагогического труда. Без выбора оптимального варианта научная организация обучения практически невозможна.
Принцип оптимальности требует, чтобы процесс обучения достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Он выступает против недооценки отдельных методов, приемов, средств, форм обучения, против шаблона и трафарета в обучении, против перегрузки учеников и учителей из-за сложности обучения или слишком быстрого темпа изучения учебного материала. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение.
      Психологические основы оптимизации
Развитию идей оптимизации способствовала разработка психологических основ принятия оптимальных решений. Оптимизация с психологической точки зрения представляет собой интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной учебно-воспитательной задачи.
Решению предшествует принятие педагогической задачи (например, задачи выбора наилучшего для данного класса варианта плана урока); наличие нескольких возможных вариантов решения поставленной задачи; осознание необходимости выбора из них оптимального для данных условий; ознакомление с данными о сравнительной эффективности возможных способов решения подобных задач; сокращение числа возможных вариантов до двух наиболее возможных; сравнение их эффективности и ожидаемых затрат времени; выбор одного варианта, наиболее соответствующего двум критериям оптимизации.
Выбор оптимального варианта требует проблемно-поискового стиля педагогического мышления. При репродуктивном подходе учитель просто копирует один из вариантов решения воспитательной задачи. При поисковом, творческом мышлении он выбирает из ряда возможных путей тот, который наиболее подходит для данной ситуации.
При принятии решения педагог испытывает состояние напряженности, причем тем большей, чем меньше у него развита самостоятельность мышления. Но и после выбора педагогического решения педагог нередко продолжает переживать состояние сомнения, так как реализация выбора во многом зависит от отношения к делу самих школьников. Здесь требуется мобильность мышления, позволяющая уже по ходу педагогического процесса вносить изменения, регулировать деятельность учеников.
Таким образом, оптимизация обучения имеет глубокие психологические основания. Ею нельзя овладеть путем простого запоминания алгоритма принятия решения. Она требует изменений личностного, психологического плана, отказа от стандарта и шаблона в педагогических действиях, развития самостоятельности и творческого подхода к делу, при котором педагог переживает радость методических находок.

II КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

2.1 Оптимальность результатов обучения
В современных условиях считают, что при оптимальном построении учебного процесса каждый ученик класса усваивает материал на уровне его максимальных (реально достижимых) возможностей в данный момент (на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно»), одновременно продвигаясь вперед в своей воспитанности и развитости. Оптимальный уровень успеваемости, воспитанности и развитости учеников исходит из требований новых учебных программ и конкретизируется самим педагогом на основе систематического изучения школьников путем наблюдений, опросов, проверки письменных работ, собеседований во время внеклассных занятий и общений. Поэтому оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей школьников. Она не удовлетворяется отсутствием в классе неуспевающих, а зовет всех учеников к максимально возможным успехам.
«Реальные учебные возможности» - это новое понятие, которое введено в теорию оптимизации. Реальные учебные возможности отражают в себе единство внутренних и преломляемых личностью внешних условий, непосредственно влияющих на успешность ее учения. Учителю важно знать не только сегодняшний уровень реальных учебных возможностей школьника. Ему надо знать, какие задания, какого уровня трудности могут выполнить ученики при его направляющей помощи и руководстве.
Оптимизация требует проектировать максимально возможный уровень успеваемости школьников в какой-то определенный период, например на конец учебной четверти, полугодия, года. Изучение учащихся необходимо проводить по достаточно целостной и одновременно доступной для учителей массовой школы программе. Например, для изучения реальных учебных возможностей школьников средней группы классов полезно знать: состояние здоровья, общественную и трудовую активность, выполнение правил поведения, отношение к учению, ведущие учебные и внеучебные интересы, сформированность навыков учебного труда (планирование, выделение главного, темп чтения и письма, самоконтроль), настойчивость в учении, начитанность, влияние семьи и сверстников, по каким предметам испытывает затруднения в учебе, ожидаемый в ближайшем будущем уровень успеваемости по основным учебным предметам, основные причины отставания в учебе или недостатков в поведении (если они обнаруживаются).
Эта программа при ее внешней простоте и доступности в то же время является относительно целостной, так как включает в себя основные характеристики образованности, воспитанности и развитости, данные о всех психических сферах личности - интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной, о всех сторонах воспитанности личности. Значимость этой программы обоснована методом корреляций и сравнения характеристик отличников учебы и неуспевающих школьников.
2.2 Сущность и критерии оптимизации
На каждом этапе развития школы, помимо общих принципов обучения, формулировались актуальные требования к современному уроку и процессу обучения. Разработка специальной теории оптимизации позволяет теперь сформулировать более целостную и логически взаимосвязанную систему критериев и способов оптимальной организации учебного процесса
Итак, первым критерием оптимальности обучения является достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, воспитанности и развитости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития.
Вторым критерием оптимальности обучения является соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу. Известно, что для каждого класса научно обоснованы нормы затрат времени на выполнение урочной и домашней работы.
Так, ученики должны затрачивать на домашнюю работу не более 1 ч в I классе, 1,5 ч во II классе, 2 ч в III и IV классах, 2,5 ч в V и VI классах, 3 ч в VII классе и 4 ч в VIII-XI классах. Установлены также нормативы затрат времени учеников на внеклассные занятия. Оптимальные затраты времени учителей IV-X классов на учебную работу - 18 ч в неделю и примерно 3 ч на подготовку к ним ежедневно, в начальных классах соответственно 24 ч в неделю и 2 ч на подготовку ежедневно. В эти 6 часов не входит время затрачиваемое на общественную работу, которая во всех учреждениях проводится после рабочего дня.
Применение в единстве критериев результативности и времени отличает оптимизацию от простой активизации обучения, при которой не обязательно учитываются затраты времени учителей и учеников.
Оптимизация указывает учителю кратчайшие, менее трудоемкие пути достижения более высоких учебно- воспитательных результатов. Она направлена на освобождение учителей от многих привычных для них, но непроизводительных действий, проб и ошибок, доделывания и переделывания, излишних затрат времени, возникающих из-за несовершенства методики обучения.
Помимо двух названных критериев оптимальности учебного процесса, могут быть и другие критерии: минимально необходимых затрат усилий, средств и др.
Оценка оптимальности обучения осуществляется в несколько этапов. Сначала оценивается начальный уровень успеваемости, воспитанности и развитости учеников. Затем примерно планируется возможный уровень роста их через определенное время (как может и должен успевать этот ученик). После этого применяется система учебно-воспитательных мер и оцениваются изменения в характеристиках учеников. В итоге происходит сравнение достигнутых результатов с оптимально возможными, сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклассную работу с нормативами и делается вывод о степени оптимальности осуществленной системы мер.

III СИСТЕМА СПОСОБОВ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Теория оптимизации Ю.К. Бабанского вводит в дидактику новую категорию - систему способов оптимизации обучения, которая органически вытекает из закономерностей и принципов обучения, но носит более конкретный характер.
Способом оптимизации обучения называют такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат времени (или даже меньше их), т. е. без перегрузки школьников и учителей.
Целостный процесс оптимизации процесса обучения состоит из совокупности способов выбора оптимального варианта каждого из его основных элементов - задач, содержания, методов, средств, форм и др.
Очень важно осознать новизну системы способов обучения, так как сами по себе отдельные способы деятельности учителя, ведущие к оптимизации обучения, в той или иной мере уже знакомы, особенно опытным педагогам. Но здесь происходит как бы качественный скачок. Когда учитель овладевает всей совокупностью способов оптимального построения учебного процесса, он достигает значительно больших результатов при том же расходе времени, предусмотренном Уставом школы.
Обратим внимание на то, что в одних случаях можно говорить о способах оптимизации, в других - об умениях оптимизировать учебный процесс. Умение в данном случае понимается как овладение учителем определенным способом оптимизации. Можно также выделить и определенные этапы оптимизации, так как сами способы ее расположены не случайно, а поэтапно.
В теории научной организации педагогического труда выделяют четыре основных уровня деятельности учителя: недостаточный, критический, доступный и оптимальный (И. П. Раченко).
Чем же характерен более высокий, т. е. оптимальный, уровень обучения, что нового вносит он в элементы обучающей деятельности, каковы основные способы его оптимизации?
Остановимся вначале на подготовительном этапе к обучению, который начинается с планирования его задач. Оптимальное планирование требует комплексного подхода к проектированию задач обучения и не допускает их односторонности. На одном и том же уроке учитель должен решать в единстве задачи образования, воспитания и развития. Такой подход повышает эффективность обучения, не требуя дополнительного времени на решение всего комплекса учебно-воспитательных задач.
Оптимальное планирование предполагает обязательную конкретизацию задач с учетом особенностей системы, в которой протекает учебный процесс. Конкретизация задач обучения невозможна б
и т.д.................

Оптимизация процесса обучения. Бабанский Ю.К.

М.: 1977. - 256 с.

В настоящей книге рассматриваются теоретические основы оптимизации учебного процесса, обосновываемся критерии и процедура выбора оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт работы школ в этом направлении.
Общие положения теории оптимизации конкретизируются на при-мере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей-студентов и учителей общеобразовательной школы.

Формат: pdf

Размер: 13,4 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ГЛАВА I.
Структура процесса обучения
1. Процесс обучения и его основные компоненты
2. Основные звенья процесса обучения 15
3. Структурные связи в процессе обучения 22
4. Принципы обучения 26
5. Формы и методы обучения 39
6. Виды обучения и определяющие их психологические и дидактические концепции 46
ГЛАВА II.
Теоретические основы оптимизации процесса обучения 55
1. Понятие «оптимизация процесса обучения» -
2. Критерии оптимизации процесса обучения 58
3. Методологические требования к выбору оптимальной структуры процесса обучения 64
4. Методика выбора оптимальной структуры процесса обучения 73
ГЛАВА III.
Анализ типичных затруднений учителей в деятельности по оптимизации учебно-воспитательного процесса 85
1. Программа изучения деятельности учителей -
2. Типичные недостатки и затруднения в деятельности учителей 91
ГЛАВА IV.
Условия оптимального построения процесса обучения 104
1. Специальная научно-методическая подготовка учителей
2. Совершенствование методики изучения школьников 119
3. Обеспечение должных учебно-материальных, гигиенических и морально-психологических условий 146
ГЛАВА V.
Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников 154
1. Программа изучения причин неуспеваемости -
2. Анализ типичных причин неуспеваемости школьников 162
3. Характеристика системы мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников loo
4. Пути преодоления неуспеваемости школьников 191
ГЛАВА VI.
О путях оптимизации процесса обучения наиболее подготовленных школьников 226
Заключение 241
Литература 249

Преподаватель как организатор процесса обучения постоянно сталкивается с проблемой эффективности, которая зависит и от сложности задач, решаемых педагогом, и от содержания учебного процесса, и от темпа обучения, и от выбора педагогом методов, средств, форм обучения, и от степени самоорганизации студентов на учебном занятии. В связи с этим для преподавателя становится особенно важным овладение механизмами научной организации труда. Одним из принципов НОТ является принцип оптимизации.

Термин «оптимизация» употребляется в двух значениях. В широком понимании это процесс выбора наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Узкое значение предполагает определение педагогического понятия.

С психологической точней зрения оптимизация - это интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной учебно-воспитательной задачи, имеющий такой алгоритм: принятие; выбор вариантов решения от двух и более; осознание необходимости выбора в конкретных условиях; сокращение вариантов до двух; их сравнение и выбор наилучшего варианта; принятие оптимального варианта как единственного и внедрение его в практику.

Методологическую основу оптимизации составляют системный подход, при котором принятие решения осуществляется с учетом всех закономерных связей между компонентами системы, и опора на выделение главного звена в деятельности.

Оптимизация обучения реализуется за счет следующих принципов: развивающего обучения, разумного сочетания методов обучения, разумной организации «детской жизни» (С. Т. Шацкий), интенсификации.

Оптимизация строится на личностном принятии преподавателем необходимости поиска наилучшего варианта; на изживании шаблона в педагогических действиях; на развитии самостоятельности и творческого подхода к делу.

Оптимизация обусловлена особенностями учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимосвязь обучения, образования, воспитания и развития; зависимостью результатов учебно-воспитательной деятельности от реальных возможностей студентов, от условий, в которых она протекает, от наилучшего сочетания всех элементов учебно-воспитательного процесса; взаимозависимостью процессов преподавания и учения, которая строится на комплексном использовании педагогом целей, содержания, методов, средств и форм обучения.

Оптимизация направлена на освобождение преподавателя и обучаемого от исправления дефектов обучения в виде дополнительных занятий, малоэффективных внеаудиторных занятий, опросов для накопления оценок к концу семестра, от периодических собеседований со слабоуспевающими студентами как контрольного мероприятия.

Оптимизация процесса обучения может быть достигнута при соблюдении единства деятельности преподавателя, т.е. преподавания, и деятельности студентов, т.е. учения. Поэтому нужно выделить педагогические условия и правила, возможные затруднения, сопровождающие этот процесс, а также процедуру оптимизации содержания учебного занятия. Разберем каждую из составляющих.

Педагогические условия оптимизации процесса обучения можно условно разделить на две группы. Первая касается подготовки преподавателя к организации самого процесса. Здесь следует выделить следующее:

  • анализ и оценку педагогом своих возможностей;
  • анализ и систематизацию преподавателем передового педагогического опыта;
  • самообразование педагога;
  • использование преподавателями при совместном обсуждении результатов оптимизации диалоговых форм (например, консилиумов, семинаров-практикумов, которые позволяют осуществить единый подход к студентам в учебно-воспитательной работе всех преподавателей, работающих в конкретной учебной группе; помогают выявить общие причины затруднений и перегрузок студентов; содействуют обмену опытом по внедрению в практику работы с конкретной учебной группой индивидуального подхода и дифференцированных заданий).

Ко второй группе следует отнести условия, непосредственно оптимизирующие процесс обучения на учебном занятии:

  • выбор оптимального варианта вида учебного занятия;
  • использование преподавателем дифференцированного подхода к студентам на основе учета их реальных учебных возможностей;
  • создание на учебном занятии атмосферы психологического комфорта;
  • продумывание способов педагогического стимулирования учебной деятельности студентов;
  • учет преподавателем санитарно-гигиенических требований проведения учебного занятия и оптимальной учебной нагрузки студентов;
  • рациональное сочетание управления и самоуправления учебной деятельностью и оперативное регулирование и корректировка учебного процесса в рамках конкретного учебного занятия.

Данные условия выполнимы при соблюдении педагогом основных правил в процедуре оптимизации учебного занятия.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Горловский колледж городского хозяйства »

преподавателей дисциплин математической и

естественно-научной подготовки

Протокол №____ от «___»______20____ г.

Председатель цикловой комиссии

_________________ Г.А.Коренюк

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему «Оптимизация учебного процесса в современных условиях»

Составитель_________Е.К.Светличная

2016

Оптимизация учебного процесса в современных условиях

В настоящее время основной задачей в подготовке специалистов становится обеспечение качественного образования, соответствующего потребностям личности и государства. Обучаясь в колледже, студент должен получить не только определенный объем учебной информации, но и приобрести навыки учебных действий, на основе которых будет строиться его профессиональная деятельность. Основным результатом обучения студентов в колледже должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций» в области профессиональной деятельности. А.В. Хуторской утверждает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. При возрастающем объеме информации, которую должен усвоить студент, актуальным становится вопрос об оптимизации процесса обучения, а в связи с ней и о выборе средств, при помощи которых подобный процесс осуществим.

Анализ многочисленных исследований показывает, что проблема оптимизации процесса обучения не снята с «повестки дня» ни в школе, ни в ВУЗе, и приобретает все большую актуальность в системе непрерывного образования.

В своих работах Ю.К. Бабанский определяет термин «оптимальный» как «наилучший для данных условий с точки зрения определенных критериев», а оптимизацию процесса обучения как управление, организованное на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения, а также особенностей данной системы, ее внутренних и внешних условий с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса с точки зрения заданных критериев. В качестве критериев оптимальности могут выступать эффективность и время решения поставленных задач. Следует отметить, что термин «оптимальный» не идентичен термину «идеальный». Когда говорят об оптимальности, то обязательно подчеркивают, что речь идет о максимально возможных результатах не вообще, а именно в данных, конкретных условиях учебного заведения, определенной группы обучаемых, то есть имеют в виду весь круг возможностей, которыми располагают в данном случае учащиеся и педагоги.

Говоря в целом о педагогическом процессе, Ю.К. Бабанский пишет, что «под оптимизацией учебно-воспитательного процесса понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников».

Рассмотрим компоненты процесса обучения и попробуем выяснить, что можно сделать в плане оптимизации на уровне преподавателя. Воспользуемся выделенными Ю.К. Бабанским компонентами процесса обучения:

1) социально детерминированные цели обучения;

2) содержание обучения;

3) формы деятельности педагогов и обучаемых;

4) методы и средства деятельности педагогов и обучаемых;

5) анализ результатов обучения;

6) самоанализ результатов обучения.

Цели и содержание обучения, которыми руководствуется преподаватель, изначально заложены в ГОСО и типовой учебной программе по дисциплине. То есть их оптимизация относится к республиканскому уровню. Анализ и самоанализ результатов обучения подразумевает выявление соответствия между целью, ресурсами и результатами учебного процесса, и поскольку связан с оцениванием собственной работы самим преподавателем, то в этом компоненте присутствует элемент субъективности. Поэтому, хоть он и относится к деятельности преподавателя, но всегда дублируется на более высших уровнях, например, на уровне руководства факультета. Следовательно, говорить об оптимальности этого компонента применительно к деятельности преподавателя представляется некорректным.

Таким образом, доступными преподавателю для оптимизации компонентами, которые не выдаются ему в качестве внешних условий, являются формы, методы и средства обучения студентов. Однако, чтобы оценить действительно ли оптимальным будет использование той или иной формы обучения или их сочетания, педагогу должны быть предоставлены методики такой оценки. Наиболее эффективные методы и средства обучения для данных условий, безусловно, выбирает преподаватель. Таким образом, «задачи оптимизации должны решаться всеми участниками учебно-воспитательного процесса» на всех уровнях. По крайней мере, к этому надо стремиться.

Основными элементами процесса обучения в ВУЗе являются: лекционное и практическое (лабораторное) занятия. Преподаватель ВУЗа должен организовать эти занятия таким образом, чтобы студенты достигли наилучших результатов.

В условиях кредитной системы обучения оптимизировать процесс обучения преподаватель может с помощью учебно-методического комплекса дисциплины (в дальнейшем УМКД), основными составляющими компонентами которого являются:

силлабус;

карта учебно-методической обеспеченности дисциплины;

лекционный комплекс;

план практических (лабораторных) занятий;

материалы для СРС;

материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся.

Силлабус – рабочая учебная программа для студентов, в которой определены цель и задачи учебной дисциплины, указаны пререквизиты и постреквезиты, организация и планирование курса. Лекционный комплекс содержит тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся включают семестровые задания с решенным нулевым вариантом, примерные самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания.

И спользование УМКД позволяет частично компенсировать недостаток часов для аудиторной работы, улучшить усвоение материала, организовать активную самостоятельную работу студентов, повысить эффективность процесса контроля знаний, умений и навыков.

Рассмотрим процесс оптимизации обучения на примере дисциплины «Электротехника и электроника». Преподаватель на лекции кратко излагает теоретический материал по изучаемой теме согласно рабочей учебной программе, расширяя материал, изложенный в УМКД. На занятиях СРСП (лекция) студенты дополняют теоретический материал доказательствами некоторых теорем, иллюстрациями, схемами-чертежами, алгоритмами решения уравнений, то есть обобщают и систематизируют изученный материал, приобретают навыки работы с учебной и учебно-методической литературой.

Основными этапами практического занятия являются:

теоретический опрос;

решение типовых задач;

самостоятельное решение задач;

разбор типовых ошибок при решении задач;

домашнее задание.

Теоретический опрос можно организовать в устной или письменной форме. Для этого преподаватель разрабатывает в УМКД перечень вопросов или тестовых заданий по теме занятия.

Преподаватель на занятии предлагает для решения задачи, которые студенты могут решать как самостоятельно с последующей проверкой, так и консультируясь с преподавателем.

В конце текущего занятия преподаватель выдает семестровое задание, для решения которого студент может использовать нулевой вариант, приведенный в УМКД.

Таким образом, использование УМКД в учебном процессе позволяет, в рамках отведенного времени, организовать обучение каждого студента по индивидуальной траектории и оптимизировать процесс обучения.

Литература:

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование.- 2003.- №2. – с.58-63.

    Бабанский Ю.К., Сластенин В.А. и др. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479с.

    Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М.: Педагогика, 1977. –256с.

    Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.