Презентация педагогическое общение техники общения. Презентация на тему "педагогическое общение". Этика в профессии педагога






Педагогическое мастерство Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Творческое применение в тесной связи педагогических знаний, педагогического опыта и педагогической техники на основе любви к детям. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей. Высокий профессионализм учителя проявляется в его умении учить всех детей.


Педагогическая техника В основе педагогической техники лежит психология общения. В основе педагогической техники лежит психология общения. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Для того, чтобы овладеть конкретными педагогическими умениями, нужно понимать их психологические механизмы. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения. Чтобы овладеть педагогической техникой, нужно овладеть психологией общения.


Функции общения: информационная информационная контактная - состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; контактная - состояние обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; побудительная - стимуляция активности учащегося, направляющая его на выполнение тех или иных учебных действий; эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др. эмотивная - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.


Характеристики общения (по Климову Е. А.): Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей". Умение слушать и выслушивать. Широкий кругозор. Речевая (коммуникативная) культура. "Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно смоделировать внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту". "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше". Способность сопереживать. Наблюдательность и др.








Свойства общения По американскому психотерапевту Э. Берну, в человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо) Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Родитель (напротив, независимый, не подчиняемый и берущий ответственность не только за себя, но и за окружающих). Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.) Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, помнить интересы, других и распределять ответственность между собой и другими.)


Свойства общения Примитивный уровень Примитивный уровень Манипулятивный уровень Манипулятивный уровень Стандартизированный уровень Стандартизированный уровень Конвенциональный уровень Конвенциональный уровень Деловой уровень Деловой уровень Игровой уровень Игровой уровень Духовный уровень Духовный уровень












Модели педагогического общения Учебно-дисциплинарная модель общения - авторитарный стиль общения, где: Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика общения: диктат или опека. Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.




Личностно-ориентированная модель общения Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности. Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.


В социальной психологии принято выделять три основные стороны общения (Андреева Г.М.): взаимное восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект общения) -адекватное оценивание индивидуальных особенностей детей, их интересы, склонности, настроения; обмен информацией (коммуникативный аспект); осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).


Механизмами межличностного восприятия проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания). стереотипизация (механизм межличностного познания).


Социально-перцептивные стереотипы: Антропологические - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика. Этнонациональные - психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе. Социально-статусные - оценка личностных качеств человека от его социального статуса. Социально-ролевые - оценка человека от его социальной роли. Экспрессивно-эстетические - оценка личности от внешней привлекательности человека (эффект красоты). Вербально-поведенческие - оценка личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики и др.).


Психологические условия умения убеждать Поставить психологическую проблему. Поставить психологическую проблему. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Убедитесь сами в том, в чем убеждаете. Подберите логику. Подберите логику. Найдите аргументы. Найдите аргументы. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Выделите противоположные точки зрения и столкните их. Подведите итог. Подведите итог. Сделайте вывод. Сделайте вывод. 26 1. Чтобы ты взял с собой на необитаемый остров? 2. Если бы тебе пришлось превратиться в животное и ты мог бы выбирать в какое, то кем бы ты стал? 3. Твоя любимая пословица, поговорка или афоризм? 4. Продолжите предложение: «Когда на меня кричат, то я...» 5. Какое качество в человеке тебе очень неприятно? 6. Что бы ты сделал с выигрышем в один миллион рублей? 7. Если бы ты мог выбирать, сколько бы тебе было лет? 8. Что нельзя купить за деньги? 9. От какого качества личности ты хотел бы избавиться? 10. Продолжите предложение: «Когда я стану педагогом, я буду...» Ответьте письменно на следующие вопросы:


  • а втократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов
  • авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни
  • демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов
  • игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов
  • попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов
  • непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства

Стили педагогического общения классификация (психолог В.А. Кан-Калик):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога

2. Общение на основе дружеского расположения

3. Общение-дистанция

4. Общение-устрашение

5. Общение-заигрывание


Модели поведения преподавателя

  • Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов .

  • Модель неконтактная ("Китайская стена") между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь

Следствие : слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

  • Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть

Следствие : нарушается целостность взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов


Модель гипорефлексная ("Тетерев") преподаватель в общении как бы замкнут на себя

Следствие : практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума

Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми

Следствие : возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.


Функции взаимодействия

  • конструктивная
  • организационная
  • коммуникативно-стимулирующая
  • информационно-обучающая
  • эмоционально-корригирующая
  • контрольно-оценочная

Причины препятствующие педагогическому общению

  • педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;
  • студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;
  • действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
  • преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
  • студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива .

  • ПОТРЕБНОСТИ и умений общения
  • способность ЭМПАТИИ и понимания людей
  • ГИБКОСТЬ
  • Умение поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
  • умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
  • способность к СПОНТАННОСТИ
  • умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
  • владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
  • способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии. Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – смысл вашей работы. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим представлением о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами. Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.



















1 из 18

Презентация на тему: Технология педагогического общения

№ слайда 1

№ слайда 2

Описание слайда:

Понятие общение Общение - одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Б. Ф.Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками.

№ слайда 3

Описание слайда:

Общение и деятельность Исторически общение между людьми возникало и складывалось, прежде всего, непосредственно в совместной трудовой деятельности. В большинстве случаев межличностное общение оказывается вплетенным в ту или иную деятельность, выступает в качестве существенного и неотъемлемого ее атрибута, важного условия ее успешности. Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывает определенное влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между ее участниками.

№ слайда 4

Описание слайда:

Общение и отношение Понятие «общение» находится в тесной связи с понятием «отношение». Эти понятия необходимо рассматривать в сопряжении, поскольку отношения проявляются и формируются, прежде всего, непосредственно в общении. В то же время сложившиеся между партнерами отношения оказывают существенное влияние на процесс протекания общения между ними.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Профессионально-педагогическое общение Педагогическое общение- это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива

№ слайда 7

Описание слайда:

Цели профессионально-педагогического общения По целям общение можно разделить на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями (Р.С. Немов):Биологическое общение направлено на удовлетворение биологических потребностей, поддержание, сохранение и развитие организма человека.Социальное общение нацелено на удовлетворение познавательных, творческих, эстетических, нравственных и иных чисто человеческих потребностей.

№ слайда 8

Описание слайда:

Функции профессионально-педагогического общения ИнформативнаяВоспитательнаяФункция познания людьми друг друга Функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности Реализация потребности в контакте с другим человеком Функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения Функция приобщения инициатора общения к ценностям партнера Функция открытия ребенка на общение Функция соучастия Функция возвышения личности ученика

№ слайда 9

Описание слайда:

Содержание профессионально-педагогического общения Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное и деятельностное общение (Р.С.Немов).

№ слайда 10

Описание слайда:

Структура профессионально-педагогического общения В структуре педагогического общения можно выделить ряд этапов:1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, с иной другой аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап).2. Организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения).3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности.

№ слайда 11

Описание слайда:

Средства профессионально-педагогического общения Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.

№ слайда 12

Описание слайда:

Особенности профессиональной позиции и стилей педагогического воздействия Можно определить пять основных видов профессиональной позиции педагога:Учитель может видеть свою основную задачу в том, чтобы быть источником нужной и полезной информации для своих учеников. Учитель может предстать перед учениками в роли человека, бдительно следящего за порядком в классе, в роли своеобразного надзирателя. Учитель может занимать позицию опекуна своих учениковПозиция невмешательства Позиция старшего товарища, мудрого и заботливого друга и наставника учащихсяДля педагогов, которым свойствен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричными, не терпящими возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах отдачи приказов и распоряжений. Для педагогов, ориентирующихся на демократический стиль руководства, характерно стремление к опоре на мнения своих подопечных, к учету их интересов, желаний и особенностей, к тактичному и корректному решению с ними всех возникающих вопросов и противоречий. Для представителей либерального стиля педагогического руководства характерно стремление к уходу от конфликтных ситуаций, от столкновений с окружающими, в том числе и со своими учениками.

№ слайда 13

Описание слайда:

Социальные роли субъектов профессионально-педагогического общения Формальные роли. Под формальной ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек в соответствии с усвоенными им ожиданиями общества при выполнении конкретной социальной функции. Внутригрупповые роли. Под внутригрупповой ролью понимается линия поведения, которую выстраивает человек с членами конкретной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Межличностные роли. Межличностная роль - это линия поведения, которую мы выстраиваем в общении со знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений. Индивидуальные роли. Под индивидуальной ролью понимается поведение, которое выстраивает человек в соответствии с собственными ожиданиями. "Ролевой веер". Актуальная роль. У каждого из нас существует довольно богатый набор различных социальных ролей, которые можно представить в виде своеобразного "ролевого веера«. Одни лепестки этого "веера" могут соответствовать различным формальным ролям, другие - внутригрупповым ролям, третьи – межличностным, четвертые – индивидуальным, например: Директор. Компетентный специалист. Смелый и решительный человек. Веселый рассказчик. Друг. Спаситель. Лидер.

№ слайда 14

Описание слайда:

Уровни общения педагогов и школьников Примитивный уровень. При общении на примитивном уровне хотя бы один из его участников (а возможно, что и оба) задается простыми вопросами, главное, что интересует автора подобных вопросов, - кто сильнее: он или его партнер по общению? В зависимости от этого выбирается тактика взаимодействия с собеседником, причем, как правило, также довольно примитивная. Манипулятивный уровень. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партнеров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень общения иначе называют контактом масок. При общении на этом уровне хотя бы один из партнеров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спрятать свое лицо за воображаемую маску.Конвенциональный уровень. Партнеры по общению могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о правилах общения и придерживаться этих условных правил при взаимодействии. Если это происходит, то говорят, что общение осуществляется на конвенциальном уровне. Игровой уровень. На игровом уровне человеку хочется быть интересным для своего партнера, хочется произвести на него впечатление, понравиться ему. Деловой уровень. На деловом уровне для партнеров не столь важны внешние атрибуты, на первый план здесь выступают его деловая или умственная активность, компетентность в совместно решаемых вопросах, способность делать дело. Духовный уровень. Для общения на этом уровне характерна определенная устремленность партнеров друг к другу, желание видеть партнера, говорить с ним, задавать ему вопросы, делиться сокровенными мыслями, делать что-то важное для него. Многоуровневый характер общения заключается в том, что в реальных жизненных ситуациях партнеры обычно не задумываются о том, на каком уровне протекает их общение. К тому же этот процесс, как правило, осуществляется не на одном, а на нескольких уровнях. При этом один из партнеров может быть не заинтересован в том, чтобы проинформировать другого о своих истинных намерениях.

Описание слайда:

Способы разрешения конфликтов Разрешение конфликта - это творческий процесс, то можно говорить лишь об определенной последовательности условных шагов, позволяющих понимать особенности противоречий и процессов между конфликтующими сторонами, намечать реальные действия по снижению напряженности между ними, прогнозировать создание и разрешение конфликтных ситуаций. Обнаружение конфликтаАнализ особенностей протекания и развития конфликта Непосредственное разрешение конфликта Способы:ЮморПризнание достоинствКомпромисс Третейский суд

№ слайда 17

Описание слайда:

Манипуляции в общении педагогов и школьников. Типы манипуляций В зависимости от сложности манипулятивных приемов можно выделить простые и сложные манипуляции. Простые манипуляции представляют собой небольшое действие или несложную систему манипулятивных приемов. Такие манипуляции затеваются с целью отвлечения партнера по общению от нежелательной для манипулятора проблемы, для переключения его внимания на другой объект. Сложные манипуляции представляют собой достаточно тонкую игру, достаточно искусное сплетение различных манипулятивных приемов. Основная цель манипуляции тщательно скрывается. Корыстные манипуляции направлены на получение манипулятором определенной материальной выгоды для себя. Бескорыстные (безобидные) манипуляции - это очевидные действия, где манипулятор не очень-то пытается скрыть свои цели, свое желание получить определенный выигрыш.Благородные манипуляции - это действия, осуществляя которые манипулятор преследует благородные цели.

№ слайда 18

Описание слайда:

Характерные особенности некоторых манипуляторов 1. Диктатор. Манипулятор такого типа стремится показать партнеру по общению свою силу, свою власть, свой авторитет, своих высоких покровителей. 2. Тряпка. Манипулирование строится на том, что манипулятор подает себя как жертву Диктатора. Манипулятор демонстрирует всем окружающим и конкретному партнеру по общению, что вообще-то он нормальный человек, хороший ученик или работник. Все у него обычно получается. Но в данной ситуации он не смог хорошо сработать из-за Диктатора Иванова. 3. Калькулятор. Суть манипулирования заключается в том, что манипулятор сознательно преувеличивает важность неукоснительного соблюдения установленного порядка, определенных правил и инструкций. 4. Прилипала. Этот манипулятор всеми средствами демонстрирует, что он является жертвой обстоятельств. Он несчастный человек, которому постоянно не везет в жизни. 5. Хулиган. Он сознательно демонстрирует партнеру недоброжелательность, может использовать угрозы, оскорбления и хамство для нагнетания напряженности в общении. 6. Славный парень. Этот манипулятор демонстрирует вам свою внимательность, заботу и любовь, в расчете, что вы отплатите ему тем же. 7. Судья. Этот манипулятор предстает перед партнером всезнающим критиком, бесцеремонным обличителем и обвинителем. 8. Защитник. В своем поведении делает акцент на утешение партнера, совершившего ошибку или попавшего в неприятную ситуацию. Если партнер прислушается к советам Защитника и станет следовать его рекомендациям, то это будет психологическим выигрышем манипулятора. А если партнер к тому же пообещает не забыть чуткости и заботы Защитника, то последний вполне может рассчитывать на получение материального вознаграждения за свою чуткость.



Функции общения

Характеристика

Информационная

Обмен сообщениями, т.е. приём-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями.

Контактная

Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения.

Побудительная

Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

Координационная

Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Понимания

Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимания партнёрами друг друга.

Установление отношений

Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу.


  • Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор.
  • Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
  • Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.

  • Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
  • Общение на основе дружеского расположения.
  • Общение-диалог.
  • Общение-дистанция.
  • Общение-устрашение.
  • Общение-заигрывание.

название моделей

характеристика

1. Модель дикторская ("Монблан").

следствие

Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия.

2. Модель неконтактная ("Китайская стена").

отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия.

3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор")

4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев").

слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.

Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров.

нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет").

практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).

Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение.

обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.

название моделей

характеристика

6. Модель негибкого реагирования ("Робот").

Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

следствие

Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.

8. Модель активного взаимодействия ("Союз").

низкий эффект социального взаимодействия.

Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.





  • Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном

построении высказываний;

  • Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
  • Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;
  • Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.

  • Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
  • Мотивирование перед группой поощрений за проявленную инициативу;
  • Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
  • «Игровая провокация».

Выбор учащимися личностных качеств преподавателя.

  • Справедливость
  • Умение поставить себя на место другого
  • Доброта
  • Сдержанность
  • Терпимость
  • Красота, стиль
  • Хорошие вербальные способности
  • Доступность изложения материала
  • Строгость
  • Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой; Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
  • Интерес к людям и работе с ними;
  • Гибкость, оперативно-творческое мышление;
  • Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  • Умение управлять собой;
  • Эмпатия (способность поставить себя на место другого);
  • Способность к спонтанности коммуникаций;
  • Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  • Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  • Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)