Презентация по русскому языку научный стиль речи. Презентация на тему "научный стиль речи". Научный стиль имеет различного рода клише

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Особенности научного стиля речи Урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 10-11 классах Вершинина Л.В., учитель русского языка и литературы СОШ№2 г. Нерюнгри

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Стили речи Разговорный Книжный Научный Художественный Официально- деловой Публицистический

4 слайд

Описание слайда:

Научный стиль - один из книжных стилей речи, используется в научных трудах, учебных пособиях, в устных выступлениях на научные темы.

5 слайд

Описание слайда:

Задание: используя материалы учебника (стр…), заполните таблицу Сфера употребления Основные функции Разновидности научного стиля Жанры Общие стилевые черты Языковые средства

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Задание №1 Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, отметьте грамматические формы, характерные для научного стиля речи. Выполните синтаксический разбор предложения. Отростки нервных клеток окруже..ые (плазмо)лем…ой глиальных клеток называются нервными волокнами которые образуют в головном и спи…ом мозге проводящие пути а на пер…ф…рии нервы.

8 слайд

Описание слайда:

Отростки нервных клеток, окруженные плазмолеммой глиальных клеток, называются нервными волокнами, которые образуют в головном и спинном мозге проводящие пути, а на периферии - нервы.

9 слайд

Описание слайда:

Задание №2 Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины: Ультразвук, антивещество, бурение, сверление, антитело, облучение, систематизация.

10 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Выполните анализ текста. Отрывок из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» Основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка является термин. Обладая рядом специфических особенностей, он может реализовать их только внутри терминологического поля. Термины, являясь смысловым ядром специального языка, обладают определенной самостоятельностью формирования и развития. Норма в терминологии должна соответствовать нормам общелитературного языка и удовлетворять особым требованиям, которые предъявляются к термину. Они таковы: системность термина, независимость от контекста, краткость и однозначность термина, а также определенная степень укоренения термина, его современность, интернациональность и благозвучность. Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина.

11 слайд

Описание слайда:

План стилистического анализа текста: Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст. Цель сообщения. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте: официальность - непринужденность, точность – расплывчатость названия, бесстрастность - эмоциональность, конкретность - абстрактность, объективность - субъективность, отсутствие образности - образность, подчеркнутая логичность, призывность речи. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты. Сделайте вывод, к какому стилю относится текст.

12 слайд

Описание слайда:

Возможный вариант ответа: В предложенном отрывке из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» преследуется цель объективного представления точной информации об основной понятийной единице специальной сферы языка - термине, доказательства ее истинности. Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность. Данный фрагмент связан с ориентацией читателя или слушателя-профессионала или человека, заинтересованного в получении подобной информации о смысловом ядре специального языка. Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы:терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам: укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). К морфологическим особенностям фрагмента относятся принцип экономии языковых средств, использование отглагольных существительных, глаголов 3 лица ед. и мн. числа, отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа, отсутствие восклицательных частиц и междометий. Синтаксические особенности фрагмента: доминирует прямой порядок слов, преобладают простые предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. На основании краткого анализа можно сделать вывод о принадлежности отрывка из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» к научному стилю.

13 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание 1.Опишите любой предмет в кабинете, соблюдая нормы научного стиля. 2.Напишите сочинение-миниатюру, используя в качестве темы русский фразеологизм. Например: Сесть в лужу. Один из вариантов выполненного задания: В чем же заключается суть высказывания? Возможно, дело в реакции голеностопного сустава на воду при резком ее охлаждении. Возьмем инерциальную систему отсчета, которая покажет, что фраза означает размеренное морально-этическое падение человека? Нравственную деградацию? Или деструкционное воздействие на лужу тела человека? Возможно, это вопрос для исследования группы перспективных ученых. 3. Упр.173 (стилистический анализ текста)

  • Слайд 1. Научный стиль. Анализ особенностей стиля. Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.
  • Слайд 2. Наука и научные тексты. Наука — своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки — точность и объективность.
  • Слайд 3. Композиция научного текста. Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели — «введение», поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) — «основная часть», решение исследовательской задачи, получение ответа — «заключение».
  • Слайд 4. Языковые средства. В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы: обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим.
  • Слайд 5. Метатекст. Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель: фактическую, непосредственно об объекте исследования; информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию. Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста — одно из существенных свойств научного текста.
  • Слайд 6. Объективность и точность. Закономерности употребления языковых средств в научном стиле определяют факторы, о которых уже говорилось, — объективность и точность.
  • Слайд 7. Объективность. Объективность подразумевает, что информация не зависит от прихоти конкретного лица, не является результатом его чувств и эмоций. В тексте научного произведения она проявляется и в присутствии некоторых обязательных компонентов содержания, и в форме — в манере повествования.
  • Слайд 8. «Объективность формы» научного стиля. «Объективность формы» научного стиля предполагает отказ от языковых средств, которые связаны с передачей эмоций: не используются междометия и частицы, передающие эмоции и чувства, эмоционально-окрашенная лексика и экспрессивные модели предложений; явное предпочтение отдаётся нейтральному порядку слов; для научной речи не характерна восклицательная интонация, ограниченно используется вопросительная.
  • Слайд 9. Точность. Важной чертой науки является точность. Научный стиль в сознании обычного человека, безусловно, прежде всего, ассоциируется с терминами.
  • Слайд 10. Термины. Термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи — по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, тождество, сходство, противоположности и др. — они образуют терминологические системы.
  • Слайд 11. Вариации научного стиля. В зависимости от того, как автор определяет для себя возможности и потребности своего «собеседника», он может использовать одну из вариаций научного стиля: собственно научный, научно-учебный или научно-популярный подстиль. Главная разновидность — собственно научный подстиль. На его основе возникает облегчённая разновидность, предназначенная для тех, кто только постигает новую область знания, научно-учебный подстиль. Малая степень компетенции читатели или слушателя приводит к появлению научно-популярного текста.
  • Слайд 12. Основные письменные жанры. В области науки основными письменными жанрами являются тезисы, статья и монография, так как именно с их помощью передаётся новая научная информация, другие жанры представляют либо переработку этих сведений, которые они дают, преподнося информацию в адаптированном, сжатом виде (реферат, аннотация), либо дают ей оценку (рецензия, отзыв).
  • Слайд 13. Строгость научного стиля. Строгость научного стиля достигает своего апогея в жанрах, которые являются документом, а потому испытывают на себе влияние официально-делового стиля. Жёсткие требования предъявляются к итоговым студенческим работам: регламентирована композиция работы (деление на главы или параграфы, наличие плана (оглавления), разделов «Введение», «Заключение» (или «Выводы»), «Библиография», а часто и «Приложение»), её оформление (указание на титульном листе реквизитов «Научный руководитель «, «Жанр» (курсовая, дипломная работа и т.п.), » Год», «Учебное заведение».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Научный стиль речи

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Функции научного стиля: сообщение научных сведений, научное объяснение факт ов.

Характерные черты: логичность, объективность, смысловая точность, однозначность, стандартность, краткость, ясность, строгость, отвлеченность, обобщенность, безличность, некатегоричность.

Особенности стиля: Использование терминов и однозначных слов, повтор ключевых слов, прямой порядок слов, преобладание неопределенно- личных и безличных предложений, обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.

Выделяются три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных диспутах, научные доклады), научно-учебный (учебники, лекции), научно-популярный (научно-популярные сообщения, статьи, очерки).

Собственно-научный подстиль Иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества. С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста. Начиная с 2000 г. в Испанию ежегодно въезжает 500 – 600 тыс. чел. В настоящее время по притоку иммигрантов страна занимает второе место в мире (после США) и первое в Европе. По данным Министерства труда и иммиграции на начало 2008 г., численность официально зарегистрированных иммигрантов составляет 4,5 млн. чел., а общая их численность (вместе с нелегалами) оценивается в 6 млн. чел. При этом доля иммигрантов в ее населении достигла почти 10%. По этому показателю Испания также лидирует среди стран Евросоюза. К.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований И.Г Синельщикова Иммиграция и иммиграционная политика в Испании: пути решения, проблемы

Научно-учебный подстиль В фонетической литературе можно найти упоминание о 50 орфоэпических и орфофонических особенностях ленинградского произношения, относящихся к отдельным гласным и согласным, сочетаниям согласных и отдельным словам. 39 из них являются особенностями ленинградского варианта нормы и будут рассмотрены ниже, 11 - особенностями ленинградского просторечия, и потому анализироваться не будут. Л.А. Вербицкая «Давайте говорить правильно»

Научно-популярный подстиль Со времен А.М. Пешковского наша лингвистическая наука проделала огромный путь. Бурно развиваясь, она стремилась в основном к созданию строгих моделей и теорий языка, которые можно было бы применять в различных компьютерных системах переработки текстов. Но именно эта направленность на решение прикладных, не связанных напрямую с человеком целей отдалила современную лингвистику от повседневной жизни, от интересов простого человека. Эльза Флоренская «О стиле ученого»

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - "введение" ; 2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) - "основная часть" ; 3. Решение исследовательской задачи, получение ответа - " заключение« т.е. тип речи – рассуждение.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ ЦЕЛИ: 1. ОБОЩИТЬ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ 2. ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОНЯТИЕМ «НАУЧНЫЙ ПОДСТИЛЬ» 3. НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА К О НЪЮНКТУРА, Р ЕФЕ РЕНДУМ, ПРЕДВЫБОРНАЯ К А МПАНИЯ, ИНФЛЯЦИЯ, Д И СКР И МИНАЦИЯ, ПРОГРЕ СС ИВНЫЙ, Т О Т А ЛИТАРНЫЙ, ОКК УПАЦИЯ, ПР Е З И ДЕНТ, ИММИ ГРАЦИЯ, ЭМИГРАЦИОННЫЙ, Р Е ПАТР ИА ЦИЯ, ТОЛ Е РАНТНОСТЬ, АТТ АШЕ, Ф ЕДЕ Р А ТИВНЫЙ

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ КОНЪЮНКТУРА – сложившаяся обстановка, создавшееся положение, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни; ЭМИГРАЦИЯ – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными); РЕПАТРИАЦИЯ – возвращение на Родину военнопленных, беженцев, переселенцев; ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям, верованиям; ИММИГРАЦИЯ – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ СРЕДНИЕ ВЕКА ЭПОХА ФЕОДАЛИЗМА «УЧЕНЫЙ ЯЗЫК» ЛАТЫНЬ Положительная сторона: ученые разных стран могли читать сочинения друг друга. Отрицательная сторона: это препятствовало формированию научного стиля в каждой стране.

ПЕРВЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ЖУРНАЛ УЧЕНЫХ» 5 ЯНВАРЯ 1655 г. при Французской академии В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ – более 50 тысяч научных журналов

ЯЗЫК РУССКОЙ НАУКИ ПЕРВАЯ ТРЕТЬ 18 ВЕКА - ЯЗЫК НАУЧНЫХ КНИГ САМЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ: М. В. ЛОМОНОСОВ С. П. КРАШЕНИННИКОВ П. И. РАЧКОВ И. И. ЛЕПЕХИН И др.

ЗАДАЧА НАУЧНОГО СТИЛЯ ясно и четко донести до читателя сообщаемую информацию СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ НАУЧНОГО СТИЛЯ Специальная литература Повседневный обиход

ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ Статья; Монография; Учебник; Патентное описание (описание изобретения); Реферат; Аннотация; Диссертация; Лекция; Инструкция

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

СПИШИТЕ ТЕКСТ, РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ СТИЛИСТИЧЕСКУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ТЕКСТА. ДОКАЖИТЕ.

Почва это особое пр..родное тело. Она образует..ся на поверхности Земли в результате взаим..действия живой (органической) и неживой (неорганической) пр..роды. В...жнейшим свойством почвы являет..ся плодородность.

1. Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени: а) привести - б) продолжать - в) изучить - г) сконструировать - 2. Определите синтаксический строй текста, выполнив упр. 368, ч.2 «Органическая химия как наука сформировалась сравнительно недавно....»

Проверь себя № 1. а) приведен б) продолжен в) изучен г) сконструирован. № 2. а) сложные предложения б) причастные и деепричастные обороты в)однородные члены г) вводные слова

«НАУЧНЫЙ ПОДСТИЛЬ» собственно научный (диссертации, монографии,статьи научных журналов, ГОСТы, энциклопедии, инструкции); научно-популярный (статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; выступления по радио, телевидении на научные темы, специалистов перед массовой аудиторией); научно-учебный (учебная литература по предметам, справочники, пособия).

Прочитайте текст. Определите, к какому стилю речи он относится. Укажите особенности стиля речи: с точки зрения построения текста лексические морфологические синтаксические особенности. Назовите термины. Какую роль они играют в тексте?

А..томобиль это сам...ходное средство предназначе(н) (нн) ое для перевозки грузов людей и выполнения специальных операций. По назначению разл...чают грузовые па..ажирские и специальные а..томобили. По типу ша(с)(сс)и а..томобили подразделяют на рамные и (без)рамные. Рамные а..томобили имеют в качестве остова раму к которой крепят составные части и м..ханизмы. (Без)рамные а..томобили (не)имеют рамы а составные части и м..ханизмы м..нтируют к кузову. В этом случае кузов а..томобиля называют н..сущим.

Выберите правильный вариант ответа 1. Научный стиль речи отличается: а) обобщенностью а б) стереотипностью в) стандартизованностью 2. Сфера применения научного стиля речи: а) выступления на митингах б) личная переписка в) специальная литература в 3. Особенности лексики: а) устойчивые сочетания б) образные средства в) однозначность слова в 4 , Особенности синтаксиса: а) осложненные простые предложения б) обилие сложных предложений б


Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Понятие научного стиля
История научного стиля
Особенности научного стиля
Черты научного стиля
Союзы, предлоги в научном стиле
Лексические признаки научного стиля р
ечи
7. Лексическая единица в научном стиле
8. Особая лексическая единица - термин
9. Составные термины
10.Морфологические особенности
11.Синтаксические особенности
12.Подстили научного стиля
13.Жанры научного стиля

Научный стиль -
стиль научных сообщений.
Сфера использования этого стиля -
наука.
Основная его функция - сообщение
информации, а также доказательство
ее истинности.
Для него характерно наличие малых
терминов, общенаучных слов,
абстрактной лексики.
Содержание

История научного стиля
Возникновение научного
стиля связано с развитием
разных областей научного
знания, разных сфер
деятельности человека.
На первых порах стиль
научного изложения был близок
к стилю художественного
повествования.
Известно, что слишком
«художественный» характер
изложения Галилея раздражал
Кеплера. В дальнейшем
образцом научного языка стало
логическое изложение Ньютона.
Галилео Галилей
Содержание

В России научный язык и
стиль начал складываться в
первые десятилетия XVIII века,
когда авторы научных книг и
переводчики стали создавать
русскую научную терминологию.
Во второй половине этого
века благодаря работам М. В.
Ломоносова и его учеников
формирование научного стиля
сделало шаг вперед, но
окончательно он сложился во
второй половине XIX века
вместе с научной
деятельностью крупнейших
учёных этого времени.
Содержание

Особенности научного стиля
Научный стиль имеет ряд общих
черт, проявляющихся независимо от
характера определённых наук и
различий между жанрами
высказывания.
Содержание

Черты научного
стиля
Логичность
Последовательность
Ясность
Содержание

В научном стиле активны
союзы, предлоги и предложные
сочетания, в роли которых могут
выступать полнозначные слова,
прежде всего существительные:
с помощью, при помощи, в
соответствии, в качестве,
в результате, по причине,
на основе, в отношении,
в зависимости от..., в меру,
сравнительно с..., в связи с... и
другие
Содержание

Лексические признаки научного
стиля речи
1.
2.
3.
4.
Отвлеченный, обобщенный характер научного
текста проявляется на лексическом уровне в
том, что в нем широко употребляются слова с
абстрактным значением: функция, диспозиция,
секвестр.
Характерной чертой научного стиля является
его высокая терминированность
Для языка науки характерно использование
заимствованных
и
интернациональных
моделей (макро-, микро-, метр, интер-, графои т.д.)
В научном стиле частотны существительные и
прилагательные
с
определенным
типом
лексического значения и морфологическими
характеристиками.
Содержание

Почти каждая лексическая единица
в научном стиле обозначает понятие или
абстрактный предмет. Точно и
однозначно называют специальные
понятия научной сферы общения и
раскрывают их содержание особые
лексические единицы - термины.
Содержание

Термин - это слово или
словосочетание, обозначающее понятие
специальной области знания или
деятельности и являющееся элементом
определенной системы терминов.
Термины, значительная часть которых
является интернациональными словами,
- это условный язык науки.
Содержание

Научный стиль имеет и свою
фразеологию, включающую составные
термины:
прямой угол, наклонная плоскость;
деепричастный оборот,
сложносочиненное предложение,
а также различного рода клише:
заключается в …, представляет собой
…, состоит из … и прочие.
Содержание

Морфологические особенности
научного стиля речи
1.
2.
3.
4.
5.
Содержание
Специфично употребляется в научном стиле
глагол.
Большое распространение в научных текстах
имеют краткие страдательные причастия.
В научной речи чаще, чем в других стилях
речи, употребляются краткие прилагательные.
Своеобразно проявляется в языке науки
категория лица (в научной речи не принято
употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. Я.
Его заменяют местоимением МЫ)
В научной речи часто встречаются формы
множественного числа существительных,
которые в других типах речи не встречаются

Отвлеченность и обобщенность
научной речи проявляется в
особенностях употребления
категории вида глагола:
около 80% составляют формы
несовершенного вида, являясь более
отвлеченно-обобщенными.
Содержание

Синтаксические особенности научного
стиля речи
Современный научный стиль
характеризуется стремлением к
синтаксической компрессии.
Типичным для данного стиля является
употребление именного сказуемого.
Широко употребительными в научном
синтаксисе являются предложения с
краткими причастиями.
Вопросительные предложения выполняют
в научной речи специфические функции.
Содержание

Для научных текстов характерны
сложные предложения с различными
типами союзов.
Для рассматриваемого стиля
характерно широкое распространение
безличных предложений.
Используется в научной речи и группа
вводных слов и словосочетаний,
содержащих указание на источник
сообщения.
Содержание

Для синтаксиса научного стиля
речи характерна тенденция к сложным
построениям. Для этой цели
используются предложения с
однородными членами и обобщающими
словами.
Содержание

Подстили научного стиля
Научный.
Научно-учебный.
Научно-популярный.
В зависимости от того, как автор
определяет для себя возможности и
потребности своего "собеседника", он
может использовать одну из вариаций
научного стиля: собственно научный,
научно-учебный или научнопопулярный подстиль.
Содержание

Жанры научного стиля речи
Можно выделить следующие жанры
научной прозы:
монография, журнальная статья,
рецензия, учебник, лекция, доклад,
информационное сообщение, устное
выступление, диссертация, научный
отчёт.
Содержание