Школа или домашнее обучение плюсы и минусы. Плюсы и минусы домашнего (семейного) обучения. Как принимать решение о домашнем обучении

Чтобы принять взвешенное решение о переходе на новую форму образования, необходимо все тщательно продумать, взвесив плюсы и минусы домашнего обучения.

Что же может дать домашнее обучение Вам и Вашему ребенку?

1. Индивидуальную программу – индивидуальное, а не стандартизированное обучение. На домашнем обучении Вы можете самостоятельно выстроить и образовательную программу, и учебный план, основываясь на интересах, особенностях характера и успеваемости Вашего ребенка. Вы можете углубиться в изучение одной темы и пройти интенсивно другую, поставить сами эксперимент, сделать проект, провести исследование или отправиться в познавательное путешествие. Никто больше не будет указывать Вам, когда и какую тему проходить, какие задания делать и по каким учебникам учиться. Обучение станет захватывающим процессом, полным удивительных открытий и неожиданностей. Конечно, не стоит забывать о сроках аттестации, чтобы подготовиться к этому времени.

2. Более высокие по сравнению с традиционной формой обучения результаты. Доказанный факт – дети на домашнем обучении учатся лучше своих школьных сверстников и получают лучшие результаты. И наш опыт подтверждает это. Наши учащиеся проходили тестирование Московского центра качества образования, участвовали во Всероссийских проверочных работах, сдавали ОГЭ и ЕГЭ. Все результаты стабильно выше средних московских результатов. Среди наших выпускников есть стобалльники, медалисты, призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

3. Возможность посвятить учебное время только учебе. Ни у кого не вызывает сомнений, что огромное количество учебного времени в школе тратится не просто неэффективно, а просто-напросто впустую. А если прибавить к этому классные и школьные мероприятия, время на дорогу, то получается, что домашнее обучение можно построить намного эффективнее школьного.

4. Использование новейших технологий и подходов. Домашнее обучение – самая быстро растущая альтернативная форма обучения. Поскольку семейное обучение выбирают родители, по-настоящему заинтересованные в образовании своего ребенка, то и предлагаемые программы, материалы и методики – наивысшего стандарта. Современные технологии способны сделать обучение более гибким и разнообразным. Дети сейчас осваивают новейшие технологии зачастую быстрее родителей, поэтому новые формы обучения воспринимаются «на ура».

5. На занятия тратится существенно меньше времени, чем в школе. Это тот плюс, который отмечают почти все дети на домашнем обучении. И причина совсем не в том, что семейные ученики проходят какую-то «сокращенную» программу или относятся к учебе несерьезно. Как раз напротив. Именно ответственный подход к занятиям позволяет пройти за учебное время существенно больше, чем в традиционной школе. Как результат, дети осваивают темы быстрее своих школьных товарищей.

6. Больше творчества, меньше скуки. Кто сказал, что обучение – это то, что происходит в стенах школы, за партой, с учебником в руках и учительницей у доски? И пусть большинство учится именно так. Что мешает Вам пойти в парк для изучения ботаники или посетить планетарий, когда проходите звездную систему? Вы не ограничены школьными рамками, и для Вас весь мир – образовательное пространство. Возможность получать знания не из учебников, а из первоисточников не только повышает эффективность, но и развивает «увлеченность» предметом.

7. Учёба – это нечто большее. В школе все измеряется оценками в дневнике и баллами за ОГЭ и ЕГЭ. На домашнем обучении дети учатся формировать собственное портфолио, которое показывает реальные знания и умения. А наглядные результаты становятся все более важными и для ВУЗов, и в последующем для работодателей.

8. Цели и задачи ставите Вы сами. В школе дети изучают то, что сформулировал кто-то, не знающий Вашего ребенка и его потребностей, для целей, поставленных безликой государственной машиной. На домашнем обучении Вы сами выбираете, что, как и когда Вы будете изучать.

9. Бессмысленные тесты, задания и отчеты останутся в прошлом . Сухой язык школьных учебников, формальный подход к подаче материала и скучные задания, оторванные от реальной жизни – это знакомо, пожалуй, каждому школьнику. Разве может у школьников возникнуть желание учиться, если их заставляют выполнять однотипные задания и бессмысленные тесты? А при домашнем обучении дети после прочтения интересной книги могут написать отзыв-пост в блогах или на форуме и почитать мнения других, узнать больше об авторе и прочитать другие его произведения.

10. Гибкость и удобство. Вам больше не нужно в определенное время отвозить, а затем забирать ребенка из школы. А отпуск можно запланировать на любое время, а не только на «горячий сезон» летних каникул.

Однако могут возникнуть и определенные сложности:

1. Ответственность . При переходе на домашнее обучение Вы будете полностью отвечать за образование детей. Если что-то пойдет не так, Вы уже не сможете обвинить плохих учителей или закостенелую систему. Хотя родители детей в традиционных школах тоже несут ответственность за обучение своих детей, но, во-первых, разделяют ее со школой, во-вторых, у них в разы меньше возможностей повлиять на результат.

2. Время . Кроме редкого вечера или выходного, когда дети у бабушек или дедушек, они будут вместе с Вами: каждый день, целый день. Но это - и одно из достоинств семейного образования. У Вас наконец-то появится время построить тесные отношения с детьми, по-настоящему сблизиться и узнать друг друга.

3. Свобода . Сейчас Вы можете отправить детей в школу и уехать по своим делам. С другой стороны, домашнее обучение поможет Вам научиться лучше распоряжаться своим временем и стать креативнее. Можно воспользоваться сопровождением домашнего обучения, обратиться к специалистам, которые предложат оптимальную для Вашего ребенка программу обучения, а Вы сможете работать удаленно и находить время и для себя.

4. Квалификация . Многие родители не уверены, что им хватит знаний, умений и терпения учить своих детей. Но ведь всему можно научиться. Домашнее обучение научило уже стольких родителей сохранять спокойствие, когда дети шумят, проявлять гибкость, если они устали, становиться волшебниками, если им скучно. Нет идеальных родителей, как нет и идеальных учителей, но все мы развиваемся и учимся на собственном опыте.

5. Нехватка знаний . Вы боитесь, что у Ваших детей будут пробелы в знаниях, что в итоге они что-то, да не будут знать? Что они будут задавать Вам вопросы, на которые Вы не знаете ответа? Вы не можете знать все, да это и не нужно. Главное - дать детям инструменты поиска необходимой информации и научить с ней работать. К тому же это так интересно – искать ответы и учиться вместе с детьми!

6. Ограничения дома . Скорее всего, в Вашем доме нет игровой площадки, бассейна или музыкального класса, но ведь жизнь не ограничивается только домом. Вы можете выбрать те площадки и кружки, которые наиболее полно отвечают потребностям Ваших детей.

7. Независимость . Рано или поздно Вам будет нужно «оторвать ребенка от фартука», но не в 7 лет. Резкий толчок к самостоятельной жизни в школе заставляет детей полагаться друг на друга, а ведь у сверстников Вашего ребенка так же мало жизненного опыта. Как результат «слепой ведет слепого». Семейное обучение предоставляет родителям возможность дольше служить авторитетом для детей и сохранять на них свое влияние, давая им столько свободы и независимости, сколько они способны понести.

8. Критика . Скорее всего, часть Ваших знакомых и родственников не поддержит Ваше решение. Что ж, всем угодить невозможно. Просто помните, что школьное обучение очень далеко от идеала и подвергается еще большей критике. Но большинство привыкло идти по проторенной дорожке и не пытается искать лучших путей.

9. Отсутствие социализации . Некоторые полагают, что дети на домашнем обучении целые сутки проводят в четырех стенах и, как результат, не умеют общаться со сверстниками. Безусловно, при переходе на семейное обучение вся ответственность за социализацию ребенка ложится на Ваши плечи. Но есть огромное количество мест, где Ваш ребенок может общаться со сверстниками и не чувствовать себя изолированным от общества. Кружки и секции, развивающие центры и дома творчества - у Вас выбор будет намного шире, чем у родителей, предпочитающих традиционное обучение, ведь у Вас будет намного больше возможностей самим построить график занятий своего ребенка. К тому же, школьный опыт не всегда бывает положительным, а домашнее обучение позволит Вам оградить ребенка от негативного влияния и дать ему возможность развиваться полноценно.

10. Переход на очное обучение . Может получиться так, что с семейного обучения Вам нужно будет вновь перевести ребенка на традиционное. Это процесс сложный, но он пройдет легче, если ребенок владеет навыками самостоятельной работы. К тому же эти навыки помогут ему на очном обучении добиться более высоких по сравнению со сверстниками результатов.

Как и в любом вопросе, плюсы и минусы - понятие относительное. Даже если возникают трудности, их преодоление может стать плюсом в будущем, ведь при поступлении в вуз у ребёнка будут развиты все навыки для успешного обучения. самообразования, развития карьеры.

Рассмотрим подробнее домашнее образование, плюсы и минусы этого явления. Как правило, переход на домашнее образование потребует поисков школы, в которой существует такая форма обучения. Вам нужно будет зачислить ребенка именно в такую школу. Учителя данной школы смогут помочь вам и с учебниками, и с методическими материалами. Именно в этой школе ваш ребенок будет проходить аттестацию для перевода его в следующий класс, а также сдавать все обязательные экзамены.

Безусловно, как и всякая система, эта имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества

Конечно, при домашнем образовании все внимание уделяется только вашему ребенку. Он становится как бы единственным учеником в классе. И это не может не привести к хорошему результату, ведь вы можете тщательно контролировать подготовку ребенка по любому предмету, сможете сразу заметить пробелы в знаниях, вы можете разъяснять непонятый материал столько, сколько потребуется.

Кроме того, родители, как правило, это именно те люди, которые знают ребенка лучше всего. Им будет намного проще сделать процесс обучения эффективным. Тем более, что именно они в этом и заинтересованы.

Если вы достаточно образованный человек, на начальном уровне обучения вам вполне хватит собственных знаний. В дальнейшем, вы можете не только преподавать ребенку сами, но и приглашать необходимых преподавателей.

Вы сможете направлять и развивать своего ребенка именно в том направлении, которое считаете наиболее подходящим именно для него. Вам не нужно будет ориентироваться только на школьную программу, - вы всегда сможете внести в план обучения те предметы, которые считаете необходимыми.

При домашнем обучении ребенка не придется принуждать к выполнению неких общих, обязательных для всех правил, если для него они тягостны и неприемлемы (речь, конечно, здесь идет только о правилах организации процесса обучения; правила поведении или морально-этические нормы - это тема другого разговора).

Вы сможете легко контролировать учебную нагрузку и состояние вашего ребенка. Учебный процесс будет организован так, чтобы не было никакого негативного воздействия на здоровье вашего ребенка. Дети, обучающиеся дома, имеют больше возможностей для нормального отдыха. Вашему ребенку не придется мучительно просыпаться или подстраиваться под стандартное расписание школы.

Ребенок сможет максимально развить свои творческие способности, ведь у него никто не будет требовать выбирать шаблонные решения и стандартные варианты. И ему, например, не придется прерывать творческие занятия только потому, что для всех прозвенел звонок. И если он пытается реализовать какие-то свои творческие порывы, идеи или замыслы, - у него будет на это достаточно времени.

Ваш ребенок будет защищен от необходимости вступать в конфликты со сверстниками во время учебы. Его привычки и особенности не будут причиной для насмешек и давления со стороны других детей.

Домашнее обучение позволит еще больше сплотиться вашей семье. Совместные занятия, общие интересы, - это поможет избежать (или значительно сгладить) возникающие при взрослении ребенка конфликты с родителями.

Недостатки

Домашнее обучение вашего ребенка потребует от вас много сил и времени. Ведь вам придется не только заниматься самим обучением как таковым, - вам придется находить материал для занятий, прорабатывать его, продумывать дополнительные занятия и мероприятия. Как правило, домашнее обучение требует полной загрузки одного из родителей этим процессом, без возможности отвлечься на что-то другое.

Невозможно быть действительно компетентным во всех областях и по всем предметам, которые требуются вашему ребенку для изучения. Может оказаться, что ребенок не может пройти аттестацию (или сдать экзамены), потому что вам не хватило знаний для качественного обучения.

Кроме того, даже если вы действительно обладаете всеми знаниями, необходимыми ребенку, может оказаться, что вы недостаточно хороший педагог. Если возникнет проблема, - например, сложности с пониманием какой-либо темы, - могут понадобиться специальные навыки и приемы по тому, как донести до ребенка нужную информацию или передать нужный опыт.

Многие думают, что обучение дома дешевле школьного. Это не совсем верно. Конечно, вы будете избавлены от многих трат, которых потребуются при обучении ребенка в школе. Но, если вы хотите дать своему сыну или дочери качественные знания, вам потребуется множество методических материалов. И стоимость их может составлять сумму, вполне сравнимую с дорогим обучением в европейских странах.

Один из очень серьезных моментов - общение. Ребенку требуется не просто любое общение, он должен учиться взаимодействовать со сверстниками. Формирование социальных навыков - не менее важная часть процесса обучения. Сможет ли ребенок завести себе настоящих друзей, если круг его общения будет ограничен? Сможете ли вы компенсировать каким-то образом отсутствие детей рядом с вашим ребенком, отсутствие совместных детских занятий, игр, праздников, разговоров и т. п. ? Впрочем, этого можно не слишком опасаться, если круг вашего собственного общения велик и в него входят семьи с детьми подходящего возраста. Также, как вариант, вы можете отправлять своего ребенка в детские учреждения «нешкольного» характера - например, различные кружки и секции, детские лагеря (летние оздоровительные, спортивные), языковые школы и т. п.

Поговорили с экспертами, чтобы взвесить аргументы «за» и «против» этой формы образования.

Против: социализация ребенка

Первый аргумент противников домашнего обучения - отсутствие у детей условий для социализации. Сейчас дети почти не проводят время на улице самостоятельно: жителей мегаполисов нельзя назвать сторонниками прогулок детей без сопровождения. При этом, и, возможно, как раз благодаря этому, индустрия детских развлечений, несмотря на кризис, переживает бурный расцвет. Отсутствие социализации может быть частично нивелировано походами в кружки, развивающие центры, регулярными прогулками на укомплектованных детских площадках.

Тем не менее для овладения навыками работы в команде ребенку действительно недостаточно комфортной семейной среды и даже спортивной секции.

Выделяя ребенка из общей массы, организуя ему индивидуальное пространство для получения знаний, родители тоже идут на определенный риск, замечает основатель и руководитель модельного агентства и школы эстетического развития Queen Models Studio Kids Елена Шерипова. «Согласно последним исследованиям, дети, находящиеся на домашнем обучении, гораздо чаще подвержены страху публичных выступлений. Если родители решили обучать ребенка на дому, они должны восполнить пробелы в его общении с социумом».

Кроме того, по мнению экспертов, у ребенка может не сформироваться навык, а, соответственно, и стимул отстаивать свое мнение перед сверстниками.

Важно не только решить вопрос с всесторонним развитием ребенка, записывая его в кружки, спортивные секции, на дополнительные занятия творчеством в детских центрах. Хотя бы одно из направлений дополнительного образования вне дома должно предусматривать командную работу.

За: психологический комфорт

На другой чаше весов принудительной социализации - психологическое спокойствие ребенка: отсутствие лишних нагрузок, конфликтов с учителями, сверстниками или старшими школьниками. Нерешенные вовремя конфликты, в худшем случае - психологическая «травля» в стенах школы могут преследовать из года в год.

«Главное достижение семейного обучения - возможность высыпаться утром. Все обучение дома строится на основе ритма жизни каждого ребенка. Кому-то легко учиться утром, кому-то вечером. Правильное распределение нагрузки улучшает усвоение материала, увеличивает мотивацию к учебе. Возможность сдавать предметы в свободном режиме помогает строить обучение так, как удобно. Наличие свободного времени позволяет сконцентрироваться на увлечениях ребенка, на его интересах. И дает больше возможности проводить время вместе с родителями или друзьями», - отмечает эксперт по семейному и альтернативному образованию Алексей Семёнычев.

Против: самоорганизация

Второй после социализации распространенный вопрос, вызывающий беспокойство родителей, изучающих вопрос перехода на семейное обучение - не будет ли ребенок «отлынивать» от занятий вне жестких рамок расписания и обязательной посещаемости в ситуации изобилия свободного времени.

Главный принцип семейного обучения - следование за ребенком, его интересами. Понятие учебного года приобретает индивидуальность: процесс обучения может как растягиваться, так и ускоряться, когда программу нескольких классов ребенок проходит за один год.

Как уверяют эксперты, ненавязчивый родительский контроль и учебный план нужны в любом случае. Кроме того, серьезную роль играют совместные ежедневные занятия родителей с ребенком. Взрослый должен быть включен в процесс как соратник, проводник, не демонстрируя желание учить, поучать или контролировать. Такая позиция позволит ненавязчиво отслеживать прогресс в обучении. Совместные занятия в случае с семейным обучением - это не помощь в подготовке домашнего задания в традиционном смысле, а, скорее. наставничество. Обучение происходит повсюду. Это могут быть тематические прогулки по лесу или парку, совместный просмотр обучающих или художественных фильмов по заинтересовавшей теме, совместные театральные постановки, а также бытовые и творческие занятия - мыловарение, закатывание банок, сбор грибов, рисование и все, что угодно.

«Ребенок, учащийся дома, будет чувствовать себя лучше, высыпаться и заниматься уроками столько времени, сколько потребуется - от одного часа в день до обычного школьного многочасового дня. С другой стороны, домашний режим чада ограничит личную свободу родителей, так как кому-то придется уделять все свое время на составление интересной программы обучения, культпоходы и другие образовательные мероприятия», - замечает сооснователь и СЕО интернет-платформы для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай.

« часто на первое место ставят свободу образования, то есть ребенок может выбирать что, когда и как долго изучать. Вопрос в следующем - исходя из чего, ребенок должен сделать такой выбор? Личность ребенка, его интересы и ценности еще не сформированы, они как раз и должны формироваться относительно границ, которые задают ребенку взрослые, в том числе и во время обучения. Необходимо помнить об еще одном компоненте обучения - мотивации; она, к сожалению, у ребенка далеко не всегда стабильна», - подчеркивает директор семейного комплекса «Центр Родительства», перинатальный психолог Виктория Тимофеева.

И все же, как отмечают эксперты, выспавшийся ребенок, овладевающий новой информацией в комфортном темпе, с искренним интересом, а не «из-под палки» - это совсем не тот, который вырвался на каникулы и не хочет слышать о дополнительных занятиях или чтении.

За/против: внутрисемейные связи

Дом - изначально место уюта, спокойствия и радости. Создать условия, способствующие максимальной концентрации в месте, где человеку свойственно расслабляться - задача не из простых. Нивелировать эту сложность поможет создание обучающей среды, открывающей дополнительные возможности саморазвития и выбора дела по душе: наличие в свободном доступе энциклопедий, книг, наборов для творчества, музыкальных инструментов, спортивных снарядов, конструкторов, приборов для изучения окружающей среды (микроскоп, подзорная труба, телескоп и пр.).

Родитель, конечно, не может равноценно заменить 12–15 профессиональных педагогов, но изучить глубже детскую психологию и педагогические приемы под силу каждой любящей маме. Дети легко «зажигаются», видя искренний интерес взрослого. Творческий подход и совместные попытки разобраться подстегивают ребенка на дальнейшее освоение сложного материала и компенсируют недостаток знаний по предмету взрослого и тем более отсутствие педагогического образования. В предмете, вызывающем сложности при изучения внутри семьи, помогут разобраться репетиторы или тематические кружки, школы.

«Канадские родители, по словам доктора Брайана Д. Рэя из американского Национального института исследований домашнего образования, считают, что, не посещая школу, ребенок лучше усваивает семейные традиции и ценности и живет более полной жизнью. Вероятно, они правы, учитывая стремительно растущий процент семей, отказавшихся от посещения школ, - комментирует Кирилл Бигай. - Но не стоит забывать: рано или поздно каждому человеку приходится учиться находиться в обществе, и проще это сделать в юном возрасте. Если сейчас ребенку достаточно общения с родителями и близкими родственниками, то по мере взросления он все больше будет нуждаться во внимании сверстников. К тому же может возникнуть проблема непринятия „неформатного“ человека детским обществом».

За/против: качество образования

Если в школе занятия организованы в соответствии с четкими инструкциями, планами и требованиями с подобранным учебникам, то дома родители и дети вольны задействовать любой источник информации, а также углубленно изучать интересующие предметы в комфортном темпе. Эксперты уверены, что это благоприятно отображается на качестве полученного образования.

«Школы в большинстве своем ориентированы на среднего ученика. „Сильному“ ребенку там нечему учиться, а „слабый“ не дотягивает даже до „середнячка“. Многое зависит и от учителя. Кроме того, сейчас в школах на учеников налагается колоссальная нагрузка. Родители жалуются, что с предметом их детей знакомят поверхностно, а остальной материал детям приходится осваивать дома с родителями. Тогда у последних возникает вопрос: а стоит ли вообще ходить в школу? И они переводят детей на полное домашнее обучение», - подчеркивает Елена Шерипова.

«Дети, которые обучаются на дому не из-за вынужденных обстоятельств или по состоянию здоровья, уже могут составить достойную конкуренцию по уровню знаний сверстникам, посещающим школы, - замечает Кирилл Бигай. - Доктор Брайан Рэй еще в 2012 году заявил, что все существующие достоверные исследования сводятся к одному выводу: и в академическом, и в социальном плане результаты домашнего обучения, как минимум, не хуже, а нередко - лучше, чем у школы».

Эксперты отмечают, что в системе семейного образования актуален принцип «Главное - не знать, а знать, где узнать». По любому вопросу можно найти специалиста, готового делиться информацией. Свободные формы образования, лишая ребенка принципа получения информации «получил разжеванное - переварил», стимулируют его на поиски и более глубинное изучение материала, вызвавшего интерес.

Домашнее образование - не волшебная таблетка. Оно не может идеально подходить большинству детей, тем более каждому. Есть те, чья потребность в тесной сплоченности с коллективом и широком круге общения исключительно высока, и домашняя среда не способна удовлетворить этот запрос в полной мере. Играет роль и готовность родителя, которому кроме высокой эрудированности, наличия свободного времени, понадобится и жажда собственного развития и совершенствования.

Каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее, обеспечить самые благоприятные условия для его развития - как интеллектуального, так и личностного. Как организовать воспитание и обучение ребенка, кому доверить формирование его личности и развитие способностей? Заниматься самостоятельно, обратиться к помощи няни , сделать ставку на индивидуальное репетиторство профессионалов или воспользоваться возможностями частного или государственного общественного образования?

Семейное образование - что это?

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника - ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам "домашнее" качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают - вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п. Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением - как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять или репетиторов, которые дополнят "образовательное" окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование - основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи - это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе.

Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера. Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка - выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, "подтягивании" знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе - это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах.

Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми - воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на "социальной дистанции" - благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах.

Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно. По началу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми - и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация - понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе.

Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды - и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка, так и воспитательные и образовательные цели его родителей.

Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей.

Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное - построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу.

Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннему развитию или дошкольному педагогу 1) в возрасте:
1 К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

  • около двух лет , когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет , когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка, которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет , когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу - чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка, составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка, нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия.

Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка, одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок, не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают.

Другая сфера приложения индивидуального обучения - работа с так называемыми "сложными", "особыми" детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе.

Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок, несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у "среднестатистических" детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим.

Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка. Во-первых, общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых, при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка, способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

Так что же выбрать - , репетиторов, детский сад или пансион? Как сочетать возможности разных форм обучения и воспитания?

Наверное, у каждого родителя есть четкое представление о том, как надо обучать ребенка, каких ошибок следует избегать. При этом мы основываемся в первую очередь на негативном или позитивном опыте, вспоминая свои школьные годы. Многое зависит и от финансовых возможностей семьи дать ребенку приличное образование. Но при прочих равных условиях можно выделить общие возрастные особенности организации обучения ребенка, которые вносят свои коррективы в построение индивидуального плана развития ребенка.

В разном возрасте ребенок нуждается в разных формах общения и обучения, и это надо учитывать при организации развивающей среды. Наилучшие результаты дает гибкое и гармоничное сочетание развивающих возможностей семьи и усилий профессиональных педагогов.

Обучение, как и воспитание, начинается с рождения ребенка. С первых дней, общаясь с близкими взрослыми младенец учится - смотреть и видеть, слушать и слушать, быть внимательным, просить помощи и действовать самому. В младенчестве складывается не только стиль взаимоотношений с окружающими, но и стиль интеллектуальной активности ребенка, которая прямым образом влияет на последующие успехи ребенка в обучении. Младенцу важнее всего близкие отношения с мамой. Именно мама, общение с ней становится для него источником новых впечатлений, новых интересов и сил исследовать этот мир. Вообще-то говоря, в этом возрасте любые игры, любое взаимодействие с ребенком можно рассматривать как настоящее развивающее занятие. Собственно образование в этом возрасте реализуется через организацию развивающей среды и общение со взрослыми. При этом участие профессионального педагога может ограничиться консультированием по созданию игровой развивающей среды, подборе игрушек и организации режима дня ребенка.

Ребенок подрастает, с каждым днем его возможности расширяются, и внимательный родитель видит, как быстро малыш схватывает все новое, что появляется в его окружении. Такой быстрый темп развития нередко просто завораживает. Маленькие дети поражают воображение взрослых своими способностями - около полутора лет становится видно, что у ребенка масса задатков. Многим мамам и папам хочется использовать момент, начать систематическое обучение ребенка. Тем более, что возраст от 1,5 до 2,5 лет в силу целого ряда факторов весьма благоприятен для овладения различными навыками - дети легко овладевают разговорной речью на иностранных языках, учатся тонкому восприятию оттенков цвета, звуков музыки, способны без всякой робости самовыражаться в движении под музыку.

Но развивающая работа с малышами - задача не самая простая. В отличие от школьника, и тем более взрослого, у ребенка нет стремления учиться, делать правильно, лучше, чем обычно у него получается. До трех лет большинство детей хотят не учиться у взрослого, а стремятся просто действовать - не говорить правильно, а разговаривать, не запоминать названия геометрических фигур, а строить из них домик, не рассматривать картинки, а перелистывать странички, не рисовать аккуратно, а играть с красками и т.п. Ограничение активности, требование аккуратности, внимательного отношения к тому, что делает взрослый, нередко, вызывает бурю возмущения у ребенка - ведь взрослый мешает ему действовать так, как хочется! Вообще при занятиях с маленькими детьми всегда следует помнить о том, что интеллектуальный потенциал малыша, как правило, сильно опережает его возможности управлять своим поведением, поэтому "несобранность" двухлеток надо принимать как данность.

Обучение в этом возрасте возможно только через игру с ребенком, при этом полезно идти за замыслом малыша и очень корректно предлагать новое видение ситуации, новые способы действия, еще не знакомые крохе. Ребенок развивается, познает окружающий мир, его закономерности через собственные исследовательские действия и взрослые могут помочь ему в этом, предоставив возможность совместного исследования возможностей предметов в видах деятельности, доступных малышу - в рисовании - красками (кисточкой или пальчиками), карандашами, фломастерами, мелками, в лепке, в аппликации, в играх с водой, песком, палочками и камешками, крупами, тестом, мукой и т.п.. Каждой маме знакома непоседливость юного исследователя, как настойчиво он требует новых игр и как быстро переходит от одного занятия к другому. Усидчивость, концентрация внимания - не самые сильные стороны ребенка до трех лет. Конечно, надо развивать способность заниматься одним делом продолжительное время, но заставить малыша невозможно - он быстро устает, может раздражаться, или вовсе теряет интерес к навязываемым занятиям. С другой стороны, для развивающих занятий в этом возрасте очень важна регулярность. Ребенок качественно овладевает новыми умениями постепенно, только если постоянно создаются похожие ситуации, в которых вновь и вновь повторяется то, что заинтересовало его в прошлый раз.

Кроме того, не стоит забывать про личностную незрелость малыша. Не смотря на все свои таланты, он еще не готов самостоятельно общаться с педагогами вне семьи. Помещение ребенка в самые замечательные ясли, с прекрасными педагогами и чудной развивающей средой, продолжительный по времени отрыв от матери, нередко становятся настолько тяжелым стрессом, что его последствия продолжают сказываться еще многие годы, мешая ребенку не только гармонично строить свои отношения с окружающими, но и успешно учиться. Поэтому воспитание и обучение малыша в этом возрасте вне семейного окружения вряд ли можно рассматривать как благоприятный вариант.

Организовать систематические занятия с ребенком дома можно, но сложно.

Во-первых, потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто - нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей.

Во-вторых, вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям. Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны "своего" взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек. И ради поддержания контакта с интересным человеком ребенок готов действовать по тем правилам, которые ему предлагают: "Ты хочешь рисовать вместе со мной, тогда одевай фартучек и садись за столик, иначе дать тебе кисточки я не могу", "Ты уже устал, но давай доклеим этот домик, он нам нужен, чтобы поиграть с тобой в новую игру". Соответственно и эффект для развития ребенка от таких занятий как правило выше. Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество.

В-третьих, так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка, не превышали его энергетических возможностей. Поэтому кроме хорошей обучающей программы важен и профессиональный подход к занятиям. Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему - не делать за него, и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки.

Для ребенка раннего возраста, от года до трех лет идеальным вариантом развивающих занятий является посещение несколько раз в неделю занятий в группах развития, где профессионализм педагогов сочетается с возможностью индивидуального подхода к каждому ребенку (так как детей в группе не больше шести-восьми) и плюсами от общения ребенка со сверстниками. Присутствие других детей, их участие в занятиях не только дает малышу возможность совершенствоваться в навыках общения, но и заставляет с большим интересом относиться к обучению, расширяет его кругозор. А присутствие сопровождающего взрослого - мамы или няни, позволяет крохе чувствовать себя уверенно и защищено. При этом очень важно, чтобы занятия с малышами перемежались совместными играми, общением, а не превращались в рутинную "познавательную" работу. Больше возможностей для развития ребенка дают не занятия "кружкового" типа - по 30-45 минут, а более продолжительные программы кратковременного пребывания, которые предусматривают полноценную работу группы детей как в направлении получения новых знаний, так и в совершенствовании навыков общения.

После четырех лет большинству детей полезно продолжить свое образование в детском дошкольном учреждении или регулярно посещать длительные занятия в развивающих группах. Связано это с тем, что программа обучения в школе, да и в дошкольном возрасте, постепенно усложняется, заниматься надо много и качественно. Кроме того, после четырех лет значительно возрастает роль регулярного общения с другими детьми - как для формирования социальных навыков, так и для интеллектуального развития и общей психической активации ребенка, что весьма сильно сказывается на его психическом развитии. Но при этом не стоит забывать и про роль семейного окружения. Именно общение с родителями, бабушками и дедушками, старшими братьями и сестрами расширяет кругозор ребенка, не только обеспечивает ему уверенность, но и активно влияет на развитие его интеллектуальных интересов, стремление учиться и добиваться своих целей в жизни.

12.03.2007 22:24:55, Дарья

Спасибо за интересную, полезную, нужную и своевременную статью- почерпнула интересную информацию, она как раз подходит к нашей ситуации-ребенок сильно опережает в развитии сверстников. Пойдем к психологу за консультацией по индивидуальной программе!
Еще раз спасибо!

03.10.2006 23:47:17, Nadia

03.10.2006 23:43:23, Надия

не понятно к чему вы это написали?
статья вполне адекватная

Индивидуальный подход,семейное воспитание..А в результате-мимозы,тепличные создания,маменькины сынки-дочки,пупы Земли.Раньше не было никакого индивидуального подхода,была цель-и все.Хочешь стать человеком-учись,не хочешь,не можешь-живи как знаешь.И все вырастали нормальными людьми,большинство.Отбросы были всегда.А сейчас над этими"отбросами",не желающими учиться,трясутся,индивидуальный подход ищут!Выдрать пару раз,и сразу мозги на место встанут,никакой подход не потребуется.

03.10.2006 19:15:27, 111