Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков. Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях логопункта. Игровой комплекс для свистящих звуков

Консультация

Формирование навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях логопункта

Проблема формирования речевого самоконтроля – одна из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина так называемой «кабинетной речи», при которой сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета. В данной статье освящается опыт работы по проблеме формирования навыков самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков.

Так что же такое речевой самоконтроль?

В словаре практического психолога приводится следующее определение:

«Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний»

Как отмечает Л.Н. Смирнова , самый трудный и длительный этап – автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата, «поставить» звуки, чем автоматизировать их в повседневной речи детей.

В силу того, что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях у логопеда. Поэтому так необходим навык речевого самоконтроля.

Самоконтроль не появляется сам по себе. Как отмечает Л.С. Выготский , истоки произвольного поведения ребенка как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортные условия его не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимость в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Все это он может научиться делать только вместе со взрослым: в общении, в совместной деятельности.

Результаты наблюдений за выполнением речевых заданий показали, что лишь 23% детей владеют навыками самоконтроля, а 77% детей присуща «шаблонная речь» (механическое повторение за логопедом). При этом процесс автоматизации поставленного звука затягивается на длительный период, несмотря на помощь родителей.

Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательно-речевой характер. Для достижения максимально положительного эффекта в коррекции нарушений речи у дошкольников была разработана система интерактивных игр и упражнений на развитие самоконтроля в процессе автоматизации звуков:

    Играем вместе с Машей;

    Космическое путешествие Лунтика и его друзей;

    В гостях у Смешариков.

Данные игры должны ограниченно включаться в систему логопедических занятий и использоваться для решения поставленных коррекционно-речевых задач. Все комплексы имеют определенный игровой сюжет, который облегчает ребенку процесс ежедневной работы по автоматизации звуков. Каждый комплекс построен с учетом основных этапов автоматизации звука (сначала в слогах, потом в словах, словосочетаниях, предложениях и в речи) и включает в себя элементы самоконтроля.

Игровые комплексы максимально насыщены изучаемым звуком. Материал для закрепления правильного произношения звука подобран таким образом, чтобы он одновременно способствовал развитию фонематического восприятия, расширению и уточнению словаря, формированию связной речи. Применение игровых комплексов по автоматизации звуков с использованием элементов самоконтроля у детей с нарушением речи способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений:

    повышение эффективности коррекционного обучения;

    обеспечение качественного индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;

    положительного прогноза развития дошкольников с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей.

В ходе коррекционной работы с использованием интерактивных игр 80% детей овладели навыками самоконтроля над качественным использованием поставленных звуков в самостоятельной речи. У 19% детей недостаточно сформированы навыки самоконтроля. Они нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. У 1% детей с ОНР III уровня на фоне стертой дизартрии наблюдались незначительные улучшения в формировании навыков самоконтроля.

Таким образом, поэтапное использование интерактивных игр и упражнений на развитие самоконтроля в процессе автоматизации поставленных звуков позволило активизировать слуховое внимание, способствовало формированию навыков самоконтроля, закреплению полученных знаний и умений в различных речевых ситуациях.

1. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1997.
2. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушениями речи/ Лизунова Л. Р., Левенчук А. Б./ж-л «Логопед», №1/2013.
3. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М., 2005.
4. Выготский Л.С. Психология, Москва, 2000г

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами». Поэтому в логопедическом процессе на этапе автоматизации звуков также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

Пальчиковые игры можно разнообразить за счет кинезиологических упражнений (Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение). Целью этих упражнений будет развитие межполушарного взаимодействия, развитие мелкой моторики, развитие памяти, мышления, внимания и речи, устранение дислексии (у младших школьников).

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8--10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом -- левой, затем -- двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак--ребро--ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6--8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой -- за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы артикуляций звуков. Это поможет не только сформировать правильную артикуляцию и произношение звука, но и познакомить ребенка со способами контроля за произношением звука. Образцы схем и систему условных обозначений можно найти в книге Е.А. Ивановой «Слышу, вижу, ощущаю - правильно говорю!».

Обязательно нужно уделить внимание тренировке в переключение с одного движения на другое, используя при этом традиционные артикуляционные упражнения, например, «Рупор-улыбка-трубочка», а также любые другие, выкладывая для этого серию из карточек-символов или предъявляя задание на слух.

Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряжено с движениями руками, дублирующими движения языка.

Вот еще необычные упражнения при проведении артикуляционной гимнастики. Логопед выполняет артикуляционные упражнения, а ребенок повторяет, но с «запаздыванием» на одно упражнение. Упражнение «Зеркало», когда два ребенка, или ребенок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой все повторяет.

В процессе автоматизации звука на материале слогов можно использовать такие приемы. Произносить слоги и одновременно выполнять несложные движения пальцами рук или рисовать пальцем повторяющиеся фигуры. Произносить слоги с различной интонацией и соответствующим выражением лица (игра «Передай настроение»).

Пальчиковые игры следует использовать также на этапе автоматизации звуков, с целью развития мелкой моторики и тренировки распределения внимания.

Интересная многоплановая игра, которая может использоваться на этапе автоматизации звука называется «Считалочка-бормоталочка». Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качается» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками. Можно использовать другие варианты игры, например где хлопком заменяется только одно слово, но каждый раз разное.

Отрабатывая произнесение звука в самостоятельной речи можно использовать психогимнастические этюды. Двое детей с помощью мимики и жестов разыгрывают небольшую сценку, а другие должны понять и рассказать с помощью слов, так как понял (необходимо выслушать несколько вариантов).

Таким образом, обучение контролю за речью происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребенка контролировать чужую речь. С этой целью следует проводить подгрупповые занятия и давать задания по контролю за речью друг друга (игра «Заметь ошибку»), задания по исправлению неправильно произнесенных предложений логопедом (игра «Пойми малыша»), большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребенка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребенка исправлять ошибки в речи самостоятельно, в плане громкой речи (игры «Ошибся? Исправься!», «Правильно ли ты сказал?»).


Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. В программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I -II вида формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии выделено в качестве основной задачи по разделу «Обучение произношению».
перед педагогами коррекционной школы стоят следующие задачи:
- дать знания по школьным предметам;
- тренировка речевого слуха у детей;
- формирование речевых навыков;
Обучение глухих учащихся произношению составляет часть общей образовательно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы.
От качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит интенсификация учебного процесса. Действительно, замедленная, с большим количеством дефектов речь тормозит нормальное течение урока. Невнятная или малоразборчивая речь, естественно, препятствует установлению контакта глухого школьника с окружающими его слышащими людьми.
С другой стороны, само качество обучения произношению обусловливается организацией всей жизни школы, в частности речевым режимом, под которым понимается «совокупность единых организованных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала.
Произносительные навыки формируются как при непосредственном общении с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий с использованием специальных приемов. Известно, что при нормальном развитии ребенок осваивает речь спонтанно, без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным анализаторами. Очевидно, что при контроле за собственным произношением слуху принадлежит ведущая роль. Слуховой самоконтроль - не врожденное качество, он формируется постепенно в процессе общения. Его нарушение обусловливает различные отклонения в формировании и развитии речевой деятельности, в результате чего возникает необходимость специального обучения таких детей произношению. Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков. Таким образом, при обучении детей с нарушенной слуховой функцией одним из наиболее сложных направлений работы является формирование произносительной стороны устной речи и умений самоконтроля. Существуют различные подходы к определению понятия «самоконтроль». Но при всем их многообразии основная его функция едина: умение предупредить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат.Поскольку слуховой анализатор, как средство контроля за собственным произношением у детей с нарушенным слухом не может качественно выполнять свою функцию, то обучение обеспечивается компенсаторной деятельностью сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха.
Для полноценного усвоения соответствующих навыков со стороны педагога требуется систематический контроль за произношением учащихся на индивидуальных и фронтальных занятиях, предметных уроках и во внеклассное время.
Коррекционная работа на уроке осложняется тем обстоятельством, что группа учащихся (в классе) весьма разнообразна: они имеют неодинаковые остаточный слух, возможности восприятия фонетических элементов устной речи, уровень речевого и психического развития, моторные трудности.
Формирование навыков самоконтроля происходит постепенно. Основой развития самоконтроля служит внешний контроль, осуществляемый другим человеком, который инструктирует, оценивает действия, указывает ошибки и способы их устранения. На основе внешнего контроля развиваются навыки самоконтроля. Его уровень зависит от умения обнаружить и исправить допущенную ошибку.
Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение ряда условий.- Усвоение произносительных умений и навыков, сравнение собственного произношения с образцом.-Существование внешнего контроля со стороны педагога и технических средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля.- Знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их. -Развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е. осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.- Соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и фронтальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, и во внеклассное время).

Условно выделены три стадии формирования самоконтроля произношения в процессе коррекционно-педагогической работы:
подготовительная,
основная,
завершающая.На первых двух стадиях с ребенком работает сурдопедагог.
На завершающей стадии работы приобретенные навыки закрепляются в условиях естественной коммуникации (на фронтальных занятиях, общеобразовательных уроках, в игре, в повседневном общении и т.д.). Здесь значимая роль принадлежит не только сурдопедагогу, но и окружающим ребенка людям: учителям – предметникам, воспитателям, родителям, которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в самостоятельную речь.
Выделяют три уровня самоконтроля.
Первый самый низкий, когда ученик допускает большое количество ошибок, но не замечает их. На этом уровне требуется указание учителя на ошибки. (мл. шк.)
На втором уровне ошибки замечаются, но допускаются повторно.
На третьем уровне ошибки предупреждаются.
Для формирования и развития самоконтроля речи школьников необходимо соблюдать фонетический режим - систему мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных глухими школьниками правильных произносительных навыков.
К этим мероприятиям относятся:
1. Контроль за произношением учащихся.
Такой контроль осуществляется не только на индивидуальных занятиях по обучению произношению и фонетических зарядках. Он производится во время уроков по любому предмету, а также на занятиях во внеклассное время.
Учитель может и должен на уроке следить как говорят учащиеся. Все ошибки, которые допускают учащиеся по теме урока, зарядки или индивидуального занятия, непременно должны быть исправлены. Требования к исправлению произносительных ошибок варьируют в зависимости от того, насколько усвоена та или иная артикуляция, тот или иной навык.
1.Развитие навыков самоконтроля происходит на речевом уроке при проведении фонетической зарядки. Дежурные звуки для фонетической зарядки дают сурдопедагоги. Учитель обращает внимание в первую очередь на то, как воспроизводится материал по теме. Дежурные звуки говорят о наличии у учащихся умения правильно произносить эти звуки (иначе материал нельзя включать в зарядку). Отсюда следует, что ученик может и должен произнести их правильно. Поэтому допускаемые во время зарядки ошибки должны быть исправлены учителем обязательно. В противном случае пропадает весь смысл проведения фонетических зарядок.
Само исправление ошибок может осуществляться по-разному. Приведем несколько примеров соответствующих оценок и инструкций: «Ты сказал неправильно. Повтори хорошо», «Ты сказал неправильно. Послушай, как надо сказать (учитель дает образец правильного произношения). Повтори», «Ты сказал неправильно. Убери кончик языка вниз (учитель показывает) и повтори правильно».
Если этих мер не хватает для того, чтобы добиться необходимого результата, задерживаться не следует. Случаи неудач, особенно когда ошибку не удалось исправить, обязательно должны быть сообщены сурдопедагогу. Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей.
В конце фонетической зарядки следует подвести итог. При этом надо одобрить тех, кто хорошо работал.
План фонетической зарядки записывается в плане урока, на котором проводится зарядка.
В ходе учебного процесса на любом из уроков учитель дает ученику установку перед его ответом, например: «Говори хорошо», «Говори с ударением» (соответствующие таблички имеются у всех учителей на доске). Подобные замечания учителя определенным образом настраивают ученика, заставляют его мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно поддержать ребенка, одобрить его, положительно оценить его успех: «Молодец! Говорил хорошо» и т. д. и т. п.
Если ученик говорит небрежно, хуже своих возможностей, учитель делает ему соответствующее замечание, например: «Говоришь плохо, повтори», «Говоришь неправильно, без ударения. Послушай, как надо. Повтори», «Говоришь плохо, пропускаешь звук... Послушай, как надо. Повтори».
Если у ученика есть навыки самоконтроля, бывает достаточно покачивания головой или движения пальца (дактильный знак), чтобы ученик, допустивший фонетическую ошибку, спохватился и повторил сказанное уже правильно. Но для этого совершенно необходимо знание учителем особенностей произношения каждого из учеников класса (связь с сурдопедагогом класса).
Ошибки подлежат исправлению только в том случае, если ученик по требованию или указанию учителя может правильно произнести соответствующее слово. Иначе говоря, исправляются такие случаи ошибочного произнесения, которые в профиле произношения ученика отмечены как +.
При исправлении произносительных ошибок очень большое значение имеет соблюдение учителем такта. Со стороны ученика может последовать негативная реакция.
Эти требования распространяются и на воспитателей, ведущих работу с детьми вне класса.
Фонетическая обработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в графическом виде - написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии (в подобном виде представляются все новые термины или трудные для произношения слова всеми учителями-предметниками).
Учитель дает образец правильного произнесения. Это относится ко всем периодам обучения - с I до XI класс.
Важной стороной работы над произношением является воспитание у учащихся навыка улавливать произносительные ошибки в речи товарищей.
Этому следует учить детей с I класса. Сначала учитель постоянно привлекает их внимание к тому, как говорит отвечающий («Ира говорила хорошо», «Слушайте, как говорит Вова. Правильно? Нет, неправильно. Вова сказал спа - си - бо, а надо сказать спасибо», «Как сказал Витя?», «Какую ошибку сделала Лара?» и т. д.). Любую попытку оценить речь товарища, указать на допущенную им ошибку в произношении следует всячески поддержать. Надо одобрить ученика словами или положить ему фишку и т. п. Постепенно ученики привыкают к тому, что нужно слушать, как говорит отвечающий. Сначала, как правило, они замечают нарушения в слитности, затем ошибки в словесном ударении и темпе. При наличии определенного опыта слушать, как говорят другие, дети оказываются в состоянии находить и ошибки в воспроизведении звукового состава слов (пропуски звуков, замена звонких согласных глухими и наоборот, призвуки).
Умение вслушиваться в речь товарищей, замечать ошибки в их произношении имеет большое значение для оценки и собственной речи. Ведь именно способность оценить качество собственной речи, сопоставить ее с образцом, которым служит речь учителя, лежит в основе самоисправления, которое, в свою очередь, является предпосылкой совершенствования произносительных навыков у глухих.
Важнейшей предпосылкой успешного формирования устной речи у глухих является общая педагогическая культура учителя и его достаточно высокая квалификация в области обучения произношению. Это относится прежде всего к учителям младших классов, преподавателям языка в старших классах и сурдопедагогам, ведущим индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения.
Достаточно надежный самоконтроль может быть лишь тогда, когда собственные действия правильно оцениваются. Но у многих глухих учащихся оценка своего произношения не всегда правильно отражает качество речи.
Исследования показывают, что у значительной части глухих детей (около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны и могут быть использованы в процессе обучения. В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры) остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется. При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления анатомо-физиологических механизмов слуха, а путем активизации и выработки у ребенка навыков использования уже имеющихся остатков слуха. Интенсивное развитие остаточного слуха и широкое его использование в работе над произношением значительно повышает возможности слухового самоконтроля. В результате специальной тренировки остатки слуха у детей развиваются. Ребенок начинает воспринимать или различать такие фонетические элементы речи, которые прежде не различал. Примером развития остаточного слуха является восприятие речевого материала, который предъявляется на слух в различных условиях обучения на общеобразовательных уроках.
На каждом уроке часть речевого материала предъявляется только на слух
(за экраном). Для этого материал тщательно продумывается. Он должен быть знаком детям. Новый по значению речевой материал предъявляется слухо-зрительно, далее условия предъявления речевого материала усложняются.
При использовании остатков слуха ребенок слышит каждое произносимое им слово, что является важным для слухового самоконтроля. Слуховое восприятие при резком снижении слуха дополняется зрительным восприятием видимых артикуляций (чтение с губ).
Таким образом, для закрепления правильного произношения и развития самоконтроля речи учителя используют различные способы предупреждения ошибок в речи учащихся, которым мы учимся на семинарах по коррекции произношения. К ним относятся:
-напоминание ученику перед уроком или в начале урока о необходимости правильно говорить слова с определенным звуком, использование нотирования.
-требовательность учителя, выражающаяся в общей установке не принимать от учащихся высказываний при плохом произношении, в настоянии повторного проговаривания фраз или отдельных слов, в которых допущены ошибки. Применять отраженное и сопряженное проговаривание, давать образец правильной речи. Это формирует установку на хорошее произношение. У всех учителей есть профили произношения учащихся каждого класса с отметкой рабочих звуков каждого ученика.
-пока еще недостаточно сформировано умение быстро, на ходу исправлять допущенную ошибку. На уроках нет возможности долго задерживаться на исправлении ошибок у отдельных учащихся, поэтому необходимо владеть приемами беглого исправления. К числу таких приемов относятся прежде всего требования сказать лучше, показ дактильным знаком, показ отдельных признаков артикуляции звука (кистями рук, вибрации носа, гортани, отодвигание языка, выдох через рот и т.д.), краткие словесные указания (подними язык, опусти язык, не вытягивай губы и т.д.). Учащиеся старших классов знают приемы самоконтроля и умеют себя контролировать. Но и учитель должен знать приемы самоконтроля и иметь профиль произношения учащихся.
Следует отметить, что работа над произношением - это не самоцель, она органично включена в деятельность по формированию общеобразовательных и коммуникативных умений и навыков.
Для соблюдения единого фонетического режима необходима взаимосвязь учителей, воспитателей и сурдопедагогов. Не нужно стесняться обращаться за помощью и консультацией к сурдопедагогам. Умение придет с опытом и желанием работы с детьми, имеющими нарушения слуховой функции.
Следовательно, формирование и развитие навыка самоконтроля фонетической стороны речи у детей с недостатками слуха на специальных коррекционных занятиях, их совершенствование на общеобразовательных уроках и во внеклассное время повышает качество устной речи учащихся, способствует более эффективному осуществлению процесса коммуникации.

Список использованной литературы1. Андреева Е.И. Психологические основы обучения глухих детей произношению: Метод. указ. для студ. дефектол. фак. Л., 1977.2. Багрова И.Г. Роль остаточного слуха в формировании у глухих школьников самоконтроля над произношением // Дефектология. 1973. № 6. С. 3-8
3.Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. -191 с, ил.
4.Щепилова Е.А., ст. преподаватель Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, Санкт Петербург
Формирование навыков самоконтроля над произношением
у неслышащих школьников.
Сурдопедагог Казакова Е.В.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

1. Игра "Сделай так же".

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец).

Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:


Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.


Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:

5 - красный
4 - синий
3 - желтый
2 - коричневый
1 - черный

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

2. Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:


Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:


Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

3. Игра "Число-контролер".

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10 .

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

4. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание для родителей.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р] ;
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4- нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

5. Игра "Спрячь букву от буквоежки".

За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а" .

Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы" .

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

А здесь вставляй точки вместо буквы "р" .

2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание для родителей.

Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е" , вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

6. Как превратить "о" в "и".

Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о] , меняй его на [и] .

Столбики со слогами:


Примечание для родителей.

Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:

1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний" ;
2 менять в слогах звук [п] на звук [с] ;
3 слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

7. Помоги пчёлке собрать урожай.

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Примечание для родителей.

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Пчелка сидела на букве Ш . Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2.

Пчелка сидела на букве Г . Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.
Направо, направо, направо, вверх, остановка.
Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

8. Можешь ли ты делать два дела сразу?

Сказка об умном мышонке.
В это время по дорожке
Шел зверёк страшнее кошки,
Был на щётку он похож.
Это был, конечно, ёж.
А навстречу шла ежиха,
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку ёж:
- От ежей ты не уйдёшь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною - в чехарду.
Выходи скорей - я жду.
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел
- Не хочу я в чехарду, -
На иголки попаду.
Долго ждали ёж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов,
Прошмыгнул - и был таков.

С. Маршак

Примечание для родителей.

Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и в упражнении №5, а также небольшие рассказы из учебника по чтению.

Правила чтения также можно менять:

1. называть вслух каждое 3 слово;
2. произносить вслух последнее слово в предложении;
3. произносить вслух все имена собственные;
4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

9. Как сказать слово, не произнося ни звука.

Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.


Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ" . Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА" .

А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.

Примечание для родителей.

Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д. Варианты сокращенных алфавитов:


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовил: Должикова В.И., учитель-логопед МБДОУ д/с 9 1

2 Современный этап развития образования характеризуется, усилением внимания к актуальнейшей проблеме преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников и имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорной кропотливой, коррекционно-образовательной деятельности, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционно-образовательной деятельности. Как отмечает Л.Н. Смирнова , самый трудный и длительный этап автоматизация звуков. Как правило, быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, особенно если отсутствует контроль со стороны специалистов и родителей. В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только в процессе образовательной деятельности с логопедом. Поэтому так необходим навык самоконтроля за собственной речью с целью скорейшего избавления от речевого нарушения. Появление самоконтроля и его развитие определяются требованиями общества к поведению человека. Изучением этой проблемы занимались Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Нижегородцева Н.В., Гальперин П.Я. В словаре практического психолога приводятся следующие определения: Самоконтроль осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление самоконтроля и его развитие определяются требованиями общества к поведению человека. Самоконтроль выступает как компонент саморегуляции. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Саморегуляция психическая один из уровней регуляции активности, выражающих специфику реализующих средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева, формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Л.С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребенка как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные комфортные условия его не помещали, никогда не сможет научиться 2

3 управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимость в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Все это он может научиться делать только со взрослым: в общении, в совместной деятельности. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В качестве воспитания самоконтроля использую метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Успех в формировании действия самоконтроля у детей зависит от следующих педагогических условий: - применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности, последовательности усложнения материала; - использование индивидуального контроля; - последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля; - использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания; - целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля; - изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ. Конечной целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком. Учитывая особенности психического развития, внимания, неумение планировать свою деятельность, формирование самоконтроля осуществляю поэтапно: I - этап - ориентировка в задании; II - выполнение задания; III - оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания. На 1 этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи: - активизация слухового внимания оптимальными средствами; - подбором специальных заданий, упрощенных и интересных для детей, заставляющих ребенка вслушиваться в задание взрослого. Основная цель совершенствовать умение внимательно слушать задания и запоминать их. Используя различные приемы: «Скажи громче, чем я», «Повтори мое задание своему соседу», «Скажем вместе дружно, что нам делать нужно», «Поправь товарища», «Повтори задание по частям», и др. 3

4 Выбор алгоритма действия, позволяющего ребенку вдумываться в задание; -планирование его выполнения с ребенком по первоначальному образцу и последовательности действий педагога: «Давайте подумаем, как мы будем делать (рисовать, выкладывать и т.д.) С чего начнем, что дальше делать будем, чем закончим?»; -активизация действий ребенка с помощью параллельного использования методов поощрения и контроля. Постепенно взрослые помогают ребенку сконструировать действия в определенной последовательности: «Подумай и расскажи, как ты будешь делать?» На 2 этапе выполнения задания необходимо совершенствовать умения ребенка: - сверять свои действия с правилами выполнения задания или образцом; - оценивать правильность своих действий; - исправлять допущенные ошибки в ходе выполнения задания. Здесь эффективны приемы, побуждающие ребенка к самоконтролю. Проверка правильности выполнения действий («Вспомни, какие правила нужно было соблюдать, и проверь, правильно ли ты делаешь?») и помощь в случае необходимости. В последствии можно напомнить ребенку о его действиях («А ты вспомни, как нужно проверить себя?»). Конечная цель работы на этом этапе состоит в том, чтобы научить в любой момент и на любом этапе выполнения задания, самостоятельно, молча проверить качество выполнения, исправить допущенные ошибки. На 3 этапе оценка полученного результата. Показатель сформированности действий контроля - умение ребенка давать адекватную оценку выполненной им работе на основе сличения с образцом, делать это в плане громкой, шепотной и внутренней речи. Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами". Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить. Психологом З.М. Истоминой установлено, что в игре, как и в самостоятельной деятельности, дети в 1,5-2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его. Игра занимает 4

5 большое место при автоматизации звуков, требующей много повторений, утомляющих детей. Во избежание этого игры следует разнообразить. При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие. Системное формирование способности ребенка к саморегуляции и самоконтролю посредством развития конкретных контролируемых умений и широкого использования игровой мотивации в процессе логопедической работы (в частности, в процессе автоматизации звуков) способствует скорейшему исправлению речевого дефекта и развитию навыков самоконтроля как важного компонента учебной деятельности. Занимательно-игровой характер речевых упражнений в игровых комплексах повышает речевую мотивацию детей, позволяет в процессе автоматизации звуков развивать навык фонематического анализа и синтеза, укрепляет психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывает интерес, уважение и любовь к русскому языку. В игровых комплексах используется большое разнообразие речевых упражнений: слоговые цепочки; ряды слов, близких по звучанию; чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционноразвивающие упражнения. Применение игровых комплексов по автоматизации звуков с использованием игровой мотивации у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи способствует внесению в образовательный процесс следующих изменений: Интеграции содержания основной образовательной и коррекционной программы; Повышение эффективности коррекционного обучения; Обеспечение качественной индивидуализации и дифференциации процесса обучения и прогноза развития дошкольников с учетом особенностей их личностных качеств и запросов родителей. Игры и упражнения для развития навыков самоконтроля у детей. Игра "Сохрани слово в секрете". Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вам нужно молча хлопнуть один раз в ладоши. Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р]. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука. Нельзя повторять названия животных. Нельзя повторять имена девочек. Нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием 5

6 двух правил. Например: 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками. Выполняя задание, дошкольник периодически проверяет сам себя, рассказывая себе или другим детям, что и как нужно делать. Например, когда ребенок рисует узор, он сравнивает его с чужими рисунками, находит и исправляет ошибки. Особенности детской психологии таковы, что дополнительным стимулом может стать элемент соревнования, когда дети, работающие самостоятельно и практически безошибочно, поощряются тем или иным образом. Самоконтроль также используется как один из критериев оценки работы дошкольника. Далее приводятся игры, упражнения и приемы работы, направленные не только на развитие самоконтроля, но и на развитие различных свойств внимания и двигательных функций, с учетом этапа коррекционной работы. Пальчиковые игры можно разнообразить за счет кинезиологических упражнений (Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение). Целью этих упражнений будет развитие межполушарного взаимодействия, развитие мелкой моторики, развитие памяти, мышления, внимания и речи. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак ребро ладонь»), произносимыми вслух или про себя. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».] Обязательно нужно уделить внимание тренировке в переключение с одного движения на другое, используя при этом традиционные 6

7 артикуляционные упражнения, например, «Рупор-улыбка-трубочка», а также любые другие, выкладывая для этого серию из карточек-символов или предъявляя задание на слух. Артикуляционные упражнения хорошо выполнять сопряжено с движениями руками, дублирующими движения языка. Вот еще необычные упражнения при проведении артикуляционной гимнастики. Логопед выполняет артикуляционные упражнения, а ребенок повторяет, но с «запаздыванием» на одно упражнение. Упражнение «Зеркало», когда два ребенка, или ребенок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой все повторяет. В процессе автоматизации звука на материале слогов можно использовать такие приемы. Произносить слоги и одновременно выполнять несложные движения пальцами рук или рисовать пальцем повторяющиеся фигуры. Пальчиковые игры следует использовать также на этапе автоматизации звуков, с целью развития мелкой моторики и тренировки распределения внимания. Опыт показывает, что одной из эффективных форм работы по формированию у дошкольников навыков самоконтроля, является создание логопедической странички. Зафиксированный результат легче воспринимается и запоминается. Ребенок может осознанно зафиксировать и наглядно увидеть свои достижения в преодолении неправильного произношения. Для ведения логопедической странички необходимо научить детей определять и фиксировать собственные достижения в речи, стремиться к их улучшению. Договорились с ребятами, что достижения будем отмечать на ступеньках «лестницы успеха» или на этажах дома в конце каждого занятия, и когда по этой лестнице они поднимутся вверх - тогда они станут «чемпионами». Установили правило, которое должно было стать основной точкой опоры, с помощью которой ребята смогут осознать и оценить свои действия, поставив значок на соответствующую ступень: -если правильно произносишь звук только изолированно, становись на ступень под номером 3, -если произносишь звук в слогах, словах, но еще не до конца правильно, на ступень под номером 2, -если звук произносишь совершенно правильно ни делая ни одной ошибки, то ты чемпион, становись на ступень под номером 1. Сначала использовала прием вручения фишек, которые давались только за правильно выполненные задания. Зарабатывали фишки на всех этапах автоматизации в течение образовательной деятельности. Условие было такое: не спешить и внимательно слушать себя, сравни свое произношение с тем, как говорит взрослый, и если все задания выполнил 7

8 правильно и заработал больше всех фишек, поставь свой значок на соответствующую ступень «лестницы успеха». Для этого на протяжении образовательной деятельности нужно следить за своим произношением. При выполнении задания одним ребенком другие учились внимательно слушать, и при необходимости приходили на помощь другу. После оценки ребенком своего произношения, и определения, на какую ступеньку сегодня он себя поставит, обсуждали с детьми, согласны ли они с этой оценкой. Прием совместной оценки результатов мотивировал детей на то, чтобы внимательно слушать сверстников, выявлять причины трудностей, помог детям научиться правильно, оценивать себя. Когда дети научились оценивать свое произношение, помогать своим сверстникам, слышать ошибки и исправлять их, приступила к следующему этапу. Давала детям задание: оцени себя сам в логопедической страничкепоставь значок на соответствующую ступень пьедестала. Если дети оценивали себя адекватно, мы обсуждали с ними, что нужно сделать, чтобы подняться на очередную ступень. Основная мысль, которая прозвучала в размышлениях, детей заключалась в том, что нужно всегда помнить правила произношения и стараться соблюдать дома. У некоторых детей самооценка была завышенной, они возводили себя в «чемпионы». В этом случае показывала радость за ребенка, но напоминала, что чемпион должен произносить звук [Л], не делая ни одной ошибки, и предлагала соответствовать этому уровню на протяжении всей образовательной деятельности. Такая поддержка способствовала тому, что дети, прислушиваясь к себе, всеми силами старались не делать ошибок, следили за своей артикуляцией, выдерживали спокойный темп работы. Тем детям, у кого все же были замечены ошибки, и не за каждое задание они получали фишку, эта ситуация помогла осознать, и помочь оценить собственные действия: они осознанно меняли самооценку. Дети постепенно привыкали постоянно следить за своим произношением, управлять артикуляционным аппаратом. Изменилась рефлексивная позиция: начали правильно оценивать себя, фиксируя в логопедической страничке результат, предъявляя определенные требования. Когда дети делали значительные успехи и поднимались на следующую ступень, начиналась главная работа - оформление логопедической странички самостоятельно: букву, обозначающую тот звук, который они научились правильно произносить, рисовали на нужной ступеньке. Таким образом, ведение логопедической странички способствует не только формированию навыков самоконтроля, но и помогает формированию успешности через преодоление неуверенности в собственных силах, боязнью 8

9 перед предстоящей деятельностью, осознание своих достижений в речи. Ребенок становится уверенным в своих силах и возможностях. Собственные действия: они осознанно меняли самооценку. Дети постепенно привыкли постоянно следить за своим произношением, управлять артикуляционным аппаратом. Изменилась рефлексивная позиция: начали правильно оценивать себя, фиксируя в логопедической страничке результат, предъявляя определенные требования. Ребенок становится уверенным в своих силах и возможностях. Библиографический список 1. Лебедева Л.И. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М., с. 2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М., с. 3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: Пособие для логопедов. СПБ., с. 4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков./ М.: Владос с. 5. Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников посредством игровой мотивации.// Логопед с. 6. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М., с. 7. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. СПб с. Тест самоконтроля и произвольности Для диагностики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может быть использован тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди четыре картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем. 9

10 Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамейке, качелях, горке, краске, т. е. неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контролировать свои действия. Если ребенок видит причину неудач в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит, у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причины неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации Методика «Цепочка действий» Для диагностики самоконтроля и произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста может быть использована методика «Цепочка действий». Ребенку в непринужденной форме, но медленно и четко предлагают выполнить ряд последовательных действий. 10

11 Инструкция: «Сядь за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место, а рисунок возьми с собой и вернись ко мне». Можно повторить инструкцию еще раз, после чего ребенка просят воспроизвести ее и приступать к действиям. Инструкция дается только до выполнения задания, по ходу выполнения действий никакие подсказки и комментарии не допускаются. Фиксируются только те, из допущенных ребенком ошибок, которые он не заметил и не исправил. Оценка выполнения: Отсутствие ошибок 3 1 ошибка 2 2 и более ошибок 1 Вообще не выполнил задание 0 Данная проба позволяет выявить способность ребенка к пониманию, принятию и удержанию задания, являющуюся одним из основных показателей готовности ребенка к систематическому обучению. Одновременно может быть проанализирован рисунок «Фигура человека» в качестве дополнительного показателя уровня общего психического развития ребенка. 11


1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.) 2. Вырезание по контуру фигур из бумаги (плавное, без отрыва ножниц от бумаги) 3. Лабиринты и

«Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста методом кинезиологии» выполнила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад 38» Елена Леонидовна

Консультация для родителей. Речевые игры для дошкольников. Одним из самых важных, самых необходимых для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Очень важно,

Иванова Елена Анатольевна Чермных Мария Михайловна Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Колпинского района Санкт-Петербурга

МБДОУ ДС 1 «Сказка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район Мастер-класс «Веселая кинезиология» Подготовила: инструктор по физической культуре Кулакова Татьяна Валерьевна АКТУАЛЬНОСТЬ

Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Фонетико-фонематическое недоразвитие нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными

Методическая тема: «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ НЕДОСТАТКИ В ЗВУКОВОМ АНАЛИЗЕ СЛОВ» ГБОУ СОШ 215 учитель начальных классов, первая квалификационная категория Лобанова

Работа учителя-логопеда с родителями. Никакая самая тщательная работа дошкольного учреждения не исключает необходимость домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопед и воспитатель

Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока

Занятия по устранению нарушенного звукопроизношения у детей дошкольников Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения

Хаева Ралина Рифкатовна, учитель-логопед, МАДОУ 42, г. Казань, Республика Татарстан ********************************************************************************************** ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» «Утверждено» Директор МБОУ СОШ 5 Афанасьева Е.В. Приказ от 2013 г. Рабочая программа «Коррекция речи учащихся

Условия, способствующие формированию правильного звукопроизношения у детей. «Игра и разговор вот стихия, вот стихия в которой живет теперь ребенок» Фребель Ф. Речь любого нормально развивающегося ребенка

Психолог советует! Какого ребенка ждет сегодня школа? Одна из проблем наших будущих первоклассников - это неравномерная готовность к школе. Если Ваш ребенок обладает достаточным уровнем знаний, это еще

Пояснительная записка. Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим

Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков» Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно

«Мой ребёнок будущий первоклассник. Как подготовить ребёнка к школе» Подготовила: педагог-психолог Лебабина О.В. «Быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе значит

Скоро в школу! Дисграфия: что это и методы ее предупреждения. Учитель-логопед Корогодина Е. Н. Дисграфия частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических

Аннотация к программе дополнительного образования «Умный язычок» Красивая, правильная речь залог успешного обучения. Детям, у которых отсутствует четкая дикция, значительно сложнее выражать свои мысли,

Маслюкова Анастасия Михайловна, учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад 460», г. Екатеринбург, Свердловская обл., Россия Формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ограниченными

«Роль семьи в развитии речи детей» Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность. Л.С. Выгодский

Артикуляционная гимнастика основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика

2 Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ермаковский детский сад 2 комбинированного вида» Кружок «Мозаика движений» c.ермаковское 2017 г. Лапина Наталья Михайловна, учитель логопед,

А ВЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ? ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития общества как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» Отчет учителя логопеда за 2015-2016 уч. г. Учитель логопед I квалификационной категории Сироткина Елена Павловна

Исследование готовности первоклассников к обучению в школе Познавательная сфера Хабаровский край, 2017 год Общее развитие первоклассника Показатель, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность

Система логопедической работы по преодолению дислексии. Игровые приемы в диагностике и коррекции предпосылок дислексии у обучающихся дошкольного возраста. Подготовила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад

СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка. Учебный тематический план 4 3. Литература 9 . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое

Учитель-логопед ГБДОУ 45 Санкт-Петербург К.п.н. Туркина Анна Валентиновна Использование технологии моделирования в коррекции звукопроизношения дошкольников с задержкой психического развития. Коррекция

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста Учитель-логопед Нестерова Е.А. Учитель, знакомый с основами логопедии и заинтересованный в работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, может оказать

Советы родителям будущих первоклассников Подготовил материал педагог высшей категории Длужевская Елена Николаевна Дети очень быстро растут. И вот ваш ребенок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Радость» Мастер класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 273» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Заведующим МБДОУ 273 протокол 1 от 31.08.2018 С.Б. Кирюшиной Приказ 169 от 31.08.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 213» Учитель логопед Захаревич Т.В. Актуальность темы В настоящее время растет число детей с минимальными

МДОУ комбинированного вида детский сад 26 «Колосок» г.мичуринск Тамбовской области Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности (к вопросу о преемственности)

Презентация опыта работы учителя-логопеда Масленко Н.В Здоровье это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко Здоровьесберегающие технологии это комплекс разнообразных форм и видов деятельности,

РОЛЬ СЕМЬИ В ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень

Рецензия работы участника проекта «Электронная публикация» Домарковой Натальи Владимировны, учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 20» Дидактический материал «Комплекс сопряженных упражнений

Гузовская Юлия Юрьевна учитель-логопед первой категории Д/С «Дружная семейка» СП ГБОУ ООШ 21 г. Новокуйбышевск, Самарская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ

Пояснительная записка Задачей дошкольных образовательных учреждений, являющихся первой ступенью образовательного процесса, является воспитание и развитие подрастающего поколения, создание условий, для

Пояснительная записка. Адаптированная Рабочая программа «Коррекция нарушений письма и чтения у учащихся с системным недоразвитием речи» составлена на основании следующих нормативных документов: - Федеральный

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР 4-5 ЛЕТ Лексическая сторона Грамматический строй Общее недоразвитие речи Звукопроиз ношение Связная речь ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со стандартом обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с: - Законом Российской Федерации от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании

Реестр затруднений первоклассников по результатам внешней оценки готовности к обучению в школе В мониторинговом исследовании готовности первоклассников к обучению в школе для оценки сформированности познавательной

Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для

Каждый родитель мечтает о правильной, чистой речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению достаточно сложен и трудоёмок. УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ! Если ваш ребенок посещает логопедические

Готовность ребенка к школьному обучению Готовность ребенка к школьному обучению Это необходимый и достаточный уровень личностного, социально-психологического и интеллектуального развития ребенка для освоения

Пришѐл ли срок идти на урок? Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она

Индивидуальный образовательный маршрут на 2016-2017 учебный год период действия маршрута Ф.И.О. ребенка: Огурцов Александр Иванович Группа: подготовительная группа 9 комбинированного вида Дата рождения

«Готовность к школьному обучению» (Адаптация первоклассников) Всем известная пословица «Готовь сани зимой...», как нельзя кстати подходит к теме поступления в 1-й класс! Очень важно, что бы ребенок, был

«Применение игровых приёмов коррекции речи у детей дошкольного возраста» Материал для практикума подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории: Куляк Светлана Сергеевна Компоненты речи

Программа по внеурочной деятельности СИСТЕМА ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Автор методических рекомендаций: Буров Александр Николаевич, кандидат физикоматематических наук; директор Центра интенсивных

Оглавление 1.Паспорт Программы.3 2.Пояснительная записка.6 2.1.Цель и задачи...7 2.2.Планируемые результаты 8 3.Содержание программы 8 4.Педагогическая диагностика.9 5.Организационно-педагогические условия..10

Зайцева Лилия Николаевна студентка Дегальцева Валентина Александровна старший преподаватель ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край УСТРАНЕНИЕ ДИСЛАЛИИ

Артикуляционная Гимнастика Учитель-логопед Н.В. Савинская ГБОУ СОШ 89 им. А.П. Маресьева Значение Даже если ребёнок не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» города Аши Челябинской области КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,

Серия «По совету логопеда» Логоминутки для педагогов Упражнения для проведения логопедических пятиминуток Уважаемые педагоги! Логопедическая пятиминутка комплекс специально подобранных логопедических упражнений,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 с.арзгир Арзгирского района Ставропольского края Рассмотрено Руководитель МО / / подпись Протокол от 20 г. Согласовано

1 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 157» «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми.» Учитель-логопед Костицына И.Г. Инновационные

Эффективные приемы коррекции звукопроизношения. В настоящее время одна из самых актуальных проблем среди детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушение звукопроизношения. Это нарушение может

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального

Отчет учителя-логопеда Кудымовой Татьяны Владимировны, подтверждающий целесообразность и обоснованность выбора программ и технологий, сочетаемость которых отвечает образовательным потребностям детей с

Государственное образовательное учреждение Тульской области «Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Годовой план работы по коррекции речи учащихся учителя-логопеда Хрусловой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 12 города Г^но-Алтайска» Рассмотрено на МО школы Протокол 1 от «28» августа 2018г. Согласовано на Методическом

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Консультация на тему: «Формирование интеллектуальных основ дошкольников с помощью дидактических игр» Воспитатель: Манухина Марина Михайловна г. Уварово 1 Интеллектуальное

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы действий на начальном этапе коррекции звукопроизношения. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по подготовке к обучению чтению и письму «Весёлые звуки» В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных