Занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Невидимка воздух. Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «Воздух, вода, огонь» Экологическая сказка про воздух для малышей

Сказка о том, как три стихии поссорились. Авторская сказка с рисунками.

Колос Софья Викторовна, ученица 3 класса МБОУ Гимназии №3 г.Шарья Костромской области
Описание: данная сказка составлена к уроку окружающего мира.
Применение: Материал будет полезен педагогам начальных классов на уроках окружающего мира при изучении природных стихий.
Цель: сочинить сказку по теме природные стихии.
Задачи:
- познакомиться с понятием "природная стихия"
- развивать фантазию и воображение
Стихия -(философия) в античной и средневековой натурфилософии - одна из четырёх первооснов мира: земля, вода, воздух и огонь.
Итак, три главные стихии, по древним верованиям людей
Огонь

Вода


Воздух


(о четвёртой стихии -плодородной земле мы пока не говорим)

Сказка о том, как поссорились три стихии.

Много лет назад три природные стихии: огонь, вода и воздух жили в мире и согласии. Но однажды, вода сказала:
- Я тут самая главная!
- Это ещё почему? - спросил воздух.
- Меня часто называют самым главным веществом. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Без меня всё живое погибнет!
- А без меня всё живое задохнётся!- возразил воздух.
- Не ссорьтесь!- вмешался огонь.
- А ты вообще молчи, если захотим, сотрём тебя с лица Земли!-в один голос сказали воздух и вода.
Огонь обиделся на эти слова и ушёл.
- А давай сходим к мудрецу и спросим: "Кто из нас самый главный?" - предложил воздух.
- Я одна пойду!- заявила вода.
- Тогда и я один пойду!-ответил воздух.
И пошли они в разные стороны. Когда вода шла по пустыне, она встретила людей, которые умирали от жажды. Вода сжалилась над ними и дала им напиться, тем самым спасла им жизнь.
- Значит, я и впрямь такая важная, раз без меня люди не могут жить.- гордилась собой вода.
А тем временем, воздух тоже зря времени не терял. На своём пути он встретил мальчика, тонущего в реке. Его резиновая лодка продырявилась. Тогда воздух забрался внутрь лодки и не вылезал оттуда пока мальчик не доплыл до берега. Конечно, о его подвиге никто и догадаться не мог, но воздух, наверное, впервые почувствовал свою значимость.
Долго шли вода и воздух по свету. Наконец, оба дошли они до мудреца. Видят - и огонь тоже там.
- А ты что тут делаешь? -спросил воздух.
- Я пришёл спросить, кто из нас самый главный. -ответил огонь.
- Уважаемый мудрец, скажи так кто же из нас самый главный? -спросила вода.
- Вы все нужны человеку. Без вас нам не выжить. Поэтому вам нужно жить, как раньше - в мире и согласии. -ответил мудрец.
С тех пор огонь, вода и воздух больше никогда не ссорились!

Презентация к уроку








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи занятия:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
  • развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
  • развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
  • воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход занятия

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

НАБЛЮДЕНИЕ 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

НАБЛЮДЕНИЕ 2 (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

НАБЛЮДЕНИЕ 3. Опыт с соломинкой.

– А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

ВЫВОД : Воздух находится везде.

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Воздух есть во всех предметах.

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

НАБЛЮДЕНИЕ 5. Воздух занимает место.

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе? (слайд 3)

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут. (слайд 4)

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 5)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 6)

НАБЛЮДЕНИЕ 7. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 7)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе? (слайд 8)

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей…)

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Литература:

  1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.
  3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.
  6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
  7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.
  8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СКАЗКИ

О ВОДЕ

И ВОЗДУХЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

Путешествие капельки.

В большом красивом озере жила капелька. Она радостно плавала и ныряла. Однажды капелька увидела яркое солнышко и поднялась поближе к поверхности озера, чтобы лучше его разглядеть. Она не заметила, как стала легкой паринкой и начала подниматься вверх. Наверху было холодно, и она снова превратилась в капельку.

В небе собрались и другие капельки, из них получилось белое пушистое облако. Оно поплыло по небу. Когда собралось много капелек, облако потемнело и стало тучей. Капельки не удержались в ней и посыпались на землю. Там они соединились в ручеек. Ручеек журчал, веселился, бежал все дальше, пока не влился в озеро. Капелька узнала свое озеро и обрадовалась – она вернулась домой!

Путешествие капельки мы назовем круговоротом воды в природе.

Как паринка в снежинку превратилась.

Из маленькой лужицы вылетела воздушная капелька – паринка. Надоело ей сидеть в луже, и решила она погулять по небу. Чем выше поднималась паринка в небо, тем холоднее ей становилось. Она замерзла и высоко-высоко в небе превратилась в палочку-кристаллик.

Тучка, гулявшая по небу, увидела одинокий кристаллик и пригласила его к себе в гости. Обрадовался кристаллик, опустился в тучку и в тот же миг превратился в легкую нежную красавицу-снежинку.

«Как же здесь одиноко», - подумала снежная красавица. Вдруг она услыхала веселый смех. Оказывается, она была не единственной гостьей тучки. Снежинка быстро нашла себе подруг.

Снежинка прожила у тучки две недели. За это время в тучке появилось еще много маленьких кристалликов. Как только они опускались в тучку, сразу же объединялись, превращались в легкие красивые снежинки.

Дни шли своим чередом, и каждый новый из них был похож на предыдущий. Однажды красавица-снежинка решила покинуть уютную гостеприимную тучку. Ее подружки-снежинки тоже решили попутешествовать вместе с красавицей-снежинкой. Тихим морозным вечером посыпались они с неба на землю. Падая, они слеплялись друг с другом, образовывали красивые, узорные, пушистые хлопья снега. Наша знакомая снежинка, падая с высоты, тоже находила себе подружек и соединялась с ними.

Слой за слоем ложился снег на землю, образовывая сугробы. Но они были рыхлыми, потому что снежинки неплотно прижимались друг к другу и между ними оставался воздух.

Прошла зима. Наступила весна, которую наша снежинка очень ждала. Она желала непременно вернуться в ту лужицу, из которой однажды вылетела и поднялась вверх. Весенние лучи солнца пригревали все теплее и теплее. Вскоре сугробы стали таять. Вместо них на земле появились лужи. Их с каждым днем становилось все больше и больше. И вот, наконец, все сугробы превратились в лужи, ручейки и целые озера. А красавица-снежинка вместе со своими подружками превратилась в маленькие капельки. Вот такая история приключилась с капелькой-паринкой.

Сказка о воде.

Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром. Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца:
- Солнце, зачем ты меня высушило?
Солнце и отвечает:
- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!
Пар спрашивает:
- Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?
Солнце улыбнулось и ответило:
- Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!
Пар воскликнул:
- Точно! Спасибо тебе, Солнце!
И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы. Все люди и животные радостно закричали:
- Спасибо тебе, Дождик!
А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.
Ручеек добрался до Моря и крикнул ему:
- Здравствуй, Море!
Море ответило:
- Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?
Ручеек сказал:
-Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?
Море задумалось:
- Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.
Ручеек обрадовано ответил:
- Да, хорошо! Спасибо тебе, Море!
Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.
Вода обратилась к Природе и сказала:
- Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.
Природа отвечает:
- Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.

Жила-была река.

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался с среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая в вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла у же не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река - тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», - думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения, животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Глупый зайчик и ручеек.

Однажды задумалось зайчику убежать из дома. Он убежал далеко, но все равно знал дорогу обратно. Тут он видит – ручеек бежит. И говорит зайчонку ручеек: «Пойдем наперегонки бежать. Кто быстрее добежит до леса, тот и выиграл». Зайчик согласился. Вот они побежали к лесу.

Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка и кричит: «Где ты, ручеек?» А ручеек отвечает: «Я испарился и превратился в туман. Ну, давай бежать дальше. Где туман, там я». И они побежали. Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел тумана и закричал: «Где ты, ручеек, который туман?»

«Я тут, – говорит ручеек, – я превратился в облачко. Ну, побежали!»

Недоумевающий зайчик и ручеек продолжали свой путь. Бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка. Кричит зайчик: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко?» Ручеек отвечает: «Я превратился в дождь. Ну, побежали». И они побежали, но вдруг дождь кончился, и опять зайчик закричал: «Где ты, ручеек, который туман, которое облачко, который дождь?» Ручеек отвечает: «Я тут, под твоими лапами. Дождь кончился, и я обратно стал ручейком».

Глупый заяц и ручеек добежали вместе до леса. Но заяц так ничего и не понял.

«Добрый воздух»

В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.

Всему живому на земле известно, что воздух необходим, - говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.

Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисёнок вдруг сказал: «А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».

В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.

Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царстве, в воздушное государство.

Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.

«Как медвежонок ловил воздух»

Как-то осенним деньком Паддингтон сидел на крылечке своего дома и читал книгу. Книга была настолько интересная, что Паддингтон не мог оторваться и забыл обо всём на свете. Когда же закончил читать, то обнаружил, что очень проголодался. Ну, ничего, ведь всегда в саквояже есть любимые бутерброды с джемом! Паддингтон открыл саквояж, но там не было ни одного бутерброда! Даже крошек не было!

Что же случилось? Кто мог украсть бутерброды?

В это время мимо проходил сэр Генри, и Паддингтон кинулся к нему.

Сэр Генри, у меня бутерброды украли! – закричал он – В саквояже ничего нет!

Совсем ничего?

Да вы сами посмотрите, - сказал Паддингтон и открыл саквояж, - ничего нет!

Ну, не совсем ничего. Там есть воздух, - улыбнулся сэр Генри.

Он улетел! – засмеялся сэр Генри и пошёл дальше по своим делам.

А Паддингтон сел на ступеньку и задумался. Значит, это Воздух украл его бутерброды, а потом улетел. Надо его найти и поймать, пусть отдаёт то, что взял.

И Паддингтон отправился ловить воздух.

Шёл он шёл по тропинке, а подойдя к речке, увидел рыбку. Она беспомощно барахталась на берегу. Увидев медвежонка, она стала умолять его бросить её снова в воду, что Паддингтон с готовностью и сделал.

Спасибо тебе, медвежонок! – поблагодарила его рыбка, - А то мне на берегу уже не хватало воздуха. Ещё немного и я бы совсем задохнулась.

А разве Воздух живёт в воде? – удивился Паддингтон.

И в воде он тоже есть. Он растворён в воде, а я через жабры им дышу, – подтвердила рыбка.

Да, в воде мне его не поймать, я же плавать не умею, - подумал медвежонок, - наверное, это какой-то другой Воздух. У меня в саквояже сухо, и никакой воды нет.

Что ты делаешь? – спросил медвежонок.

Наполняю шары воздухом, - ответил мальчик.

Значит, внутри шара он и спрятался! – воскликнул Паддингтон и попросил, - дай мне, пожалуйста один шарик.

Держи, - и мальчик протянул ему красный шар.

Паддингтон немного отошёл в сторону.

Вот ты и попался, Воздух! – завопил он. – Зачем ты украл мои бутерброды с джемом? Признавайся!

А как ты говоришь тогда, если рта нет? – с сомнением спросил медвежонок.

Ну, не знаю, так получается. Звук – это ведь что? Это сотрясение воздуха. Вот я сам и сотрясаюсь, получается мой голос!

А что у тебя тогда есть? – уже с интересом начал расспрашивать Воздух Паддингтон.

Что есть-то, - задумался Воздух, - есть моя легкость. Я очень легкий, легче камня и даже легче воды. Я улетел бы вверх, но этот тяжёлый шарик, внутри которого я сижу, меня держит.

А если я тебя выпущу? – Паддингтон развязал шарик, и тот тут же сдулся. – где ты теперь, Воздух?

Я везде! Я вокруг тебя! Ты меня вдыхаешь и выдыхаешь! – так щекотно, - засмеялся Воздух.

С кем это ты разговариваешь? – услышал Паддингтон голос возвращающегося сэра Генри.

С Воздухом. Мы с ним подружились! – радостно сообщил медвежонок, - и он не брал мои бутерброды, как я сначала подумал.

Конечно, не брал, - засмеялся сэр Генри, - а ты на свой рот посмотри.

Паддингтон подошёл к стеклянной двери веранды и посмотрел на своё отражение. Весь рот его был в джеме!

Значит, это я сам его съел! – воскликнул медвежонок растерянно, - так зачитался, что и не заметил…

Так что на Воздух ты зря думал. Еда – это не для него. Хотя силы ему не занимать. Воздух очень сильный и поднять может многое! А может и выстрелить.

С этими словами сэр Генри вновь заспешил по тропинке прочь от Паддингтона, оставив медвежока в раздумьях. И как это такой лёгкий Воздух может быть сильным? Он ещё и стрелять может. Но как?

«Сказка про Дракона и ветер»

Жил в то время на пустынном острове, затерянном где-то в океане, Великий дракон. Жил он там один одинешенек, и не было у него ни одного друга. Солнце, конечно, светило на остров, и луна со звездами дарили свой свет, но пообщаться и поговорить было не с кем. Плавать и летать дракон не умел, поэтому отправиться на поиски друзей он не мог. Но однажды на на остров приплыла маленькая лодочка. В ней сидел мальчик, такой же как ты. - Лукаво улыбнулся пузырек воздуха. - У мальчика сломалось весло, и он плыл туда, куда несло его водное течение, ветра-то в то время ещё не было. Он очень устал и проголодался, а кроме того ему хотелось домой, к маме.

Когда лодку выбросило на берег, мальчик очень испугался Великого дракона, но через какое-то время они стали настоящими друзьями, много разговаривали, играли, мальчик даже научил дракона петь. Но, конечно же, мальчику очень хотелось вернуться домой, к маме. Он пытался смастерить новое весло, но ничего не получалось. Как-то раз, когда дракон раздувал костер к ужину, а мальчик сидел и грустно смотрел на искорки огня, ему пришла в голову удивительная идея.

Послушай, - обратился он к дракону, - вокруг нас полная тишина и покой, а когда ты дуешь на костер, то воздух уже не спокоен, он летит быстро-быстро, раздувая огонь. Что это?

Не знаю, - ответил дракон, - я могу на дерево так дунуть, что оно сломается. Могу сдуть целую гору песка. Когда я дую, получается… получается… Давай назовём это ветер?

Давай, - согласился мальчик, - а что такое ветер и почему он получается?

Ну, наверное, потому, что перед тем, как дунуть, я вдыхаю очень много воздуха, набираю полный рот, полную грудь и даже полный живот. Воздуху становится там тесно, давление, с которым он давит на меня изнутри больше, чем снаружи, потому назад вылетает быстро. Вот и получается ветер. Воздух же из зоны высокого давления попадает в зону низкого давления!

Как здорово! - захлопал в ладоши мальчик, - ты придумал ветер. А сможешь ты на мою лодку дуть так сильно, чтобы она поплыла по морю и доплыла до моего дома?

Наверное, да, - вздохнул дракон, - но тогда мы с тобой больше никогда не увидимся! Я снова останусь здесь один. Но, ты прав, нужно попробовать. Ведь дома тебя ждёт мама.

Чтобы дракону было легче дуть на лодочку и толкать её. мальчик смастерил для лодочки парус. Потом он попрощался со своим другом и сел в лодочку.

Я буду вспоминать о тебе! - закричал мальчик, - может, мы ещё с тобой когда-нибудь увидимся!

Дракон набрал побольше воздуха и дунул, потом ещё и ещё. Чем дальше уплывала лодочка, тем сильнее приходилось дракону дуть, чтобы она продолжала плыть. Скоро лодочка скрылась из виду, а дракон всё дул и дул. Ночь сменяла день, а он всё не прекращал дуть. Дракон очень волновался за своего друга, он остановился только через десять дней, когда совсем выдохся.

Но когда он перестал дуть, ветер не прекратился! Он дул сам! Что за чудо. Оказывается, Великий дракон так перемешал воздух за 10 дней, что теперь давление воздуха больше не было везде одинаковым. Где-то давление стало высоким, а где-то низким. И из мест с высоким давлением дул ветер. - Здорово! - восхитился дракон, - теперь мой друг точно доплывет до дому, и я не буду за него волноваться. И я теперь здесь на острове не один. Со мной ветер, такой разный, непостоянный и веселый! А ещё он гонит облака, всё время разные. Красота какая!

Давно это было! В одном королевстве жил Звездочет.

Король построил для него высокую башню, на самый верх которой вела тысяча ступеней крутой винтовой лестницы.

Каждый вечер Звездочет поднимался по этим ступеням и в подзорную трубу наблюдал за звездами и созвездиями.

Он великолепно изучил звездное небо, умело составлял карты, которые помогали мореплавателям и путешественникам не сбиться с пути.

Звездочет много лет наблюдал за Солнцем и Луной, умел предсказывать солнечные и лунные затмения, определял, когда наступит неурожайный год.

Раз в неделю он отправлялся в королевский дворец, где молодой король принимал его с неизменным уважением и почетом. Звездочета угощали лучшими винами из королевского погребка, потчевали деликатесами, привезенными из заморских стран. А надо вам сказать, что Звездочет любил вкусно поесть!

После обильной трапезы король расспрашивал Звездочета о его наблюдениях за звездами, ведь они помогали умело править страной. Затем Звездочет отправлялся домой.

Его небольшой белый с красной крышей домик стоял у подножия башни и был окружен чудесным садом, где цвели кусты роз, ограду украшал виноград, а по стенам дома вился темно-зеленый плющ.

«Очень красиво и уютно!» — скажете вы и будете, конечно, правы.

Звездочет был бы совершенно одинок, если бы не его юный друг Анри, которого он приютил, когда у мальчика умерли родители. Звездочет полюбил его как родного сына, вырастил, обучил грамоте.

Анри привязался к мудрому доброму Звездочету всей душой.

Днем он помогал Звездочету по хозяйству, ухаживал за садом. А по ночам, когда немного подрос, стал подниматься на башню, чтобы помочь старику вести наблюдения за звездами, кометами и астероидами, и проявил при этом необыкновенные способности!

Дела в королевстве шли хорошо, и только одно обстоятельство омрачало жизнь молодых короля и королевы: у них не было детей!

Король мечтал о сыне — наследнике престола, а королеве часто снилась милая, прелестная дочурка.

Однажды старый Звездочет занемог: у него разболелись ноги, и он не смог, как ни старался, одолеть тысячу крутых ступеней башни. Анри постарался утешить бедного Звездочета, заварил ему чай с целебными травами, усадил в мягкое кресло, закутал больные ноги теплым пледом.

— Я поднимусь на башню сегодня один и проведу наблюдения, а также сделаю все необходимые расчеты! — решительно заявил юноша. — А вы отдыхайте и поправляйтесь. Не стоит волноваться. Все будет хорошо.

— Ах, милый Анри! — грустно сказал старый Звездочет. — Сегодня первый раз за долгие годы я не поднимусь на башню, не увижу звездного неба: ни созвездий Большой и Малой Медведицы, ни голубой Полярной звезды, ни далекого Сириуса, ни ярчайшей Веги из созвездия Лиры. Знаешь, дорогой мой мальчик, — продолжил он, — иногда мне кажется, что звезды стали мне родными, они мерцают и дрожат, я вижу их далекий свет и чувствую, что они, словно живые, что-то шепчут мне. Я так привык к ним! Но я верю, сынок, что ты справишься со всем не хуже меня...

Бедняга склонил голову на грудь и задремал в мягком кресле у камина. Может быть, ему снилось звездное небо. А Анри быстро одолел крутые ступени лестницы и оказался на самом верху башни.

Едва юноша приник к подзорной трубе, как услышал негромкое потрескивание. Он обернулся и увидел, что к открытой стеклянной террасе башни приближается огромный, прозрачный, изумрудно- голубой шар, светящийся изнутри.

Шар повис в воздухе возле башни, сиянье его померкло, и Анри заметил внутри шара неясные тени. Молодой человек изумленно замер.

Вдруг дверь шара открылась и оттуда вышла прекрасная золотовласая девушка. Она улыбалась. Следом за ней из волшебного шара вышел юноша. Стройные, высокие, они были закутаны в легкие, переливающиеся шелковистые одежды; их головы украшали золотые короны, сверкающие крупными драгоценными камнями.

— Добрый вечер, — ответил ошеломленный ученик Звездочета.

— Мы — близнецы, прилетели к тебе с далекого созвездия Близнецов, чтобы сообщить радостную весть! Знай, что скоро у королевской четы родятся дети: мальчик и девочка — близнецы.

Сердце Анри забилось от радости. Он слушал инопланетян, стараясь не пропустить ни слова.

— Мы давно наблюдаем за вашей страной, нам нравится и ваш справедливый король, и трудолюбивый, неунывающий народ, которым он разумно управляет, — продолжал юноша. — В подарок новорожденным близнецам и всему вашему народу мы оставим свой звездолет — вот этот сверкающий шар. Когда детям исполнится по 10 лет, ты вместе с ними сможешь совершить на нем путешествие по Солнечной системе — познакомиться поближе с Луной, Солнцем, Венерой, Марсом и другими планетами. Пусть люди узнают строение Солнечной системы!

— Путешествие займет у вас всего одну ночь! Ведь наш звездолет мчится в пространстве с огромной скоростью, — добавила инопланетная красавица.

— Но как управлять этим шаром? — поинтересовался Анри.

— Очень просто! — ответила она. — Давай войдем в него.

Юноша-инопланетянин открыл дверь, и все трое шагнули внутрь звездолета. Здесь пахло какими-то удивительными благовониями, все сверкало и переливалось, словно хрусталь, озаренный голубоватым светом.

Анри заметил три удобных кресла. Дотронувшись до них, юноша почувствовал, что они мягкие, будто сделаны из овечьего пуха.

— Вот пульт управления, — сказал инопланетянин, показывая Анри небольшой пульт, на котором поблескивали металлические кнопки.

Он объяснил Анри, как управлять звездолетом. Это оказалось так просто, что справиться с управлением смог бы каждый!

— Но хочу предупредить тебя, — вступила в разговор девушка, — никогда не нажимай красную кнопку! Иначе межпланетный корабль может покинуть пределы Солнечной системы и улететь в бесконечное космическое пространство. Если с вами произойдет что-то непредвиденное, немедленно вызывай нас на помощь! Не пройдет и нескольких минут, как мы окажемся рядом и выручим вас из любой беды, — закончила девушка. — Вот аварийный вызов, — указала она на голубую кнопку.

— Спасибо! Огромное вам спасибо, дорогие близнецы. Я очень взволнован и вашим появлением, и вашим необыкновенным рассказом, и возможностью оказаться за пределами Земли. Все это похоже на чудесный сон! Может быть, я и в самом деле сплю?!

Анри зажмурился, протер глаза и потряс головой. Но и светящийся шар, и инопланетяне не исчезли. Близнецы смотрели на юношу и улыбались, жестами успокаивая его. Он почувствовал, что от них исходит волна какого-то теплого, мягкого и доброго света.

В этот момент Анри стало стыдно за свою невоспитанность! Инопланетяне принесли радостную весть королю и королеве, подарили землянам свой звездолет, а он даже не предложил пришельцам присесть, не угостил ароматным кофе, который всегда брал с собой на башню, чтобы прогнать сон.

Анри решил тут же исправить свою ошибку и предложил юноше и девушке выпить с ним по чашечке кофе с вкусными ватрушками, но те отказались.

— Пойми, дорогой Анри, — сказал юноша, — мы прилетели из другого мира. Мы никогда ничего не пьем и не едим, как это делают люди. А энергию жизни дает нам только свет.

— Свет?! — удивился Анри.

— Ну да! Свет Солнца, свет даже самых далеких звезд питает нас и дает силы жить. Сейчас мы приняли облик земных людей, чтобы стать тебе понятнее и ближе. Но мы можем принимать любой образ: цветка, бабочки, лучей света... Вот, смотри!

Девушка закружилась так быстро, что у Анри зарябило в глазах; переливающиеся одежды на секунду окутали ее с ног до головы.

И вдруг Анри увидел вместо девушки прекрасную зеленую хризантему. Он хотел прикоснуться к ее хрупким лепесткам, протянул руку, но ничего не почувствовал.

А цветок закружился и исчез. Вместо него по полу скользнул луч света.

Анри замер, пораженный увиденным чудом.

Юноша-инопланетянин поспешил успокоить его:

— Сестра превратилась в луч света, сейчас я тоже стану лучом, и мы покинем тебя. Нам пора возвращаться на созвездие Близнецов. Мы всегда путешествуем в пространстве в виде лучей, поэтому звездолет нам не нужен. Он останется у вас.

— Прощай, мы желаем тебе удачи и счастья!

Инопланетяне исчезли — два тонких луча света словно растаяли в голубой ночной темноте.

Анри несколько секунд постоял молча, потом огляделся по сторонам и увидел, что огромный прозрачный шар, слабо мерцая, висит в воздухе возле башни.

«Нужно поскорей рассказать обо всем Звездочету», — подумал юноша и быстро, перепрыгивая через ступеньки, побежал вниз.

Звездочет глубоко спал. Хотя Анри было жаль будить старика, все же пришлось нарушить его сон. Он зажег несколько ярких свечей, и Звездочет нехотя открыл глаза, потом с удивлением посмотрел на ученика.

— Что-нибудь случилось, Анри? — спросил он. — Который час?

— Три часа ночи, дорогой учитель. Я разбудил вас, потому что у нас на башне сейчас побывали пришельцы с созвездия Близнецов. Они оставили нам свой звездолет!

— Ничего не понимаю, — пробормотал старик. — Какие пришельцы? Какой звездолет? Может быть, ты заболел и бредишь? Или я брежу?

— Нет, нет! Дорогой Звездочет, никто из нас не бредит! Все произошло наяву, а не во сне. Если бы вы могли одолеть ступени и подняться на башню, то своими глазами увидели бы огромный светящийся шар звездолета.

— Ну хорошо, — сказал Звездочет, окончательно проснувшись, — рассказывай обо всем по порядку. Только не спеши, не пропусти ничего! И, пожалуйста, свари-ка кофейку покрепче!

Анри рассказал Звездочету обо всем, ничего не пропуская. Тот отхлебнул глоток горячего крепкого кофе и надолго задумался, а потом произнес:

— Однажды я видел огромный светящийся шар. Он подлетел к башне. Внутри него мелькнули какие-то неясные тени. Шар на некоторое время завис возле башни, а потом исчез в темноте. Я думал, что все это просто привиделось мне, так как я был очень утомлен бессонными ночами и работой. Но теперь я понимаю, в чем дело! Пришельцы хотели передать информацию именно тебе, Анри! Ведь ты молод, полон сил, здоровья и через десять лет сможешь совершить межпланетное путешествие. А я, к сожалению, уже стар и болен! И все же я хочу своими глазами увидеть звездолет — чего бы мне это ни стоило, поднимусь на башню!

Анри не стал отговаривать Звездочета, и они вместе, ступенька за ступенькой, стали подниматься на верх башни.

Старый Звездочет шел медленно, его мучила одышка, ноги не слушались старика, но он не сдавался. Анри как мог поддерживал его. Прошло немало времени, прежде чем они оказались на верхней площадке башни.

Прозрачный шар звездолета по-прежнему висел возле террасы.

— Да, это тот самый шар, который я видел однажды ночью.

Звездочет сел в кресло. Он долго и внимательно изучал инопланетный летательный аппарат, потом сказал юноше:

— Анри! Уже светает! Я думаю, тебе следует отправиться в королевский дворец и рассказать королю обо всем. Я напишу записку, чтобы стража пропустила тебя.

Ранним утром Анри пришел ко дворцу и попросил стражу пропустить его к королю. Начальнику стражи он передал записку Звездочета. Юношу тотчас провели в королевские покои, и он рассказал королю о посещении, пришельцев и о том, что скоро у королевской четы родятся дети: мальчик и девочка — близнецы.

Радости короля не было предела.

Анри поведал королю и о чудесном звездолете, рассказал о путешествии, которое состоится, когда близнецам исполнится по 10 лет. Ведь именно через 10 лет ожидается «парад планет», когда планеты, как по команде, выстроятся в один ряд. Не забыл Анри рассказать королю и о болезни старого Звездочета.

Встревоженный король тотчас приказал своим лучшим лекарям отправиться к Звездочету и заняться его лечением.

Прошло время, и в положенный срок у королевы родились близнецы — прелестные мальчик и девочка. Девочку назвали Мари, а мальчика Александром.

В честь рождения детей король устроил пышный бал во дворце, на который съехались короли из соседних государств. Не забыл король пригласить и старого Звездочета, верно служившего ему всю жизнь, и Анри, принесшего королю радостное известие. Он щедро наградил обоих. Звездочету пожаловал орден в виде звезды, усыпанной крупными бриллиантами. А чтобы старый Звездочет не скучал в своем уютном домике у подножия башни, король подарил ему веселую забавную обезьянку по кличке Микки.

Обезьянка скоро привыкла к старику, полюбила кататься у него на плече и лакомиться жареными каштанами в сахаре. В саду у Микки были качели, карусели, разноцветные мячики и игрушки, чтобы малышка не скучала, когда Звездочет писал свою книгу о звездном небе.

Анри же получил в подарок от короля драгоценный перстень.

Все придворные дамы мечтали потанцевать на балу с юношей и из первых уст услышать удивительный рассказ об инопланетянах и их звездолете.

На улицах и площадях городов звучала веселая музыка. Музыканты старались, не жалея сил: зажигательные мелодии сменяли одна другую. Люди танцевали и веселились от души. А столы, расставленные повсюду, ломились от яств.

Праздник удался на славу!

Незаметно пролетело несколько лет. Мари и Александр подросли. Они часто приходили в гости к старому Звездочету и слушали его увлекательные рассказы о звездном небе, рассматривали карты, на которых были изображены созвездия.

Подружились королевские дети и с Анри. Они поднимались с ним на башню, с любопытством рассматривали волшебный прозрачный шар и с нетерпением ждали того дня, когда полетят на нем.

Наконец близнецам исполнилось по 10 лет.

Вечером Анри, Мари и Александр в сопровождении короля, королевы и свиты придворных поднялись на башню. Даже Звездочета, ставшего к этому времени дряхлым стариком, слуги на носилках отнесли на самый верх башни. Впереди них скакала по ступенькам обезьянка Микки. За это время она успела сдружиться с королевскими детьми, особенно с Мари, всегда приносившей ей угощение в золотом мешочке.

Когда стемнело и на небе засверкали звезды, а полная луна выглянула в оконце между облаками, звездолет засветился изнутри изумрудно-голубым светом. Это означало, что он готов к полету.

Король и королева расцеловали детей.

Анри подошел к звездолету и открыл дверцу, приглашая их войти внутрь. Мари и Александр уселись на мягкие сиденья, расположенные рядом.

Анри занял место перед пультом управления. Старый Звездочет уже хотел захлопнуть дверь, но в этот момент Микки соскочила с его плеча и прыгнула на колени к Мари, обняла ее лапками и прижалась к девочке.

— Микки тоже хочет лететь с нами! — воскликнула Мари.

— Анри, дорогой, не прогоняй ее, пожалуйста. Пусть и она полетит с нами. Я буду держать ее на коленях, — попросила девочка.

Анри вопросительно посмотрел на Звездочета, но тот только махнул рукой и захлопнул дверь звездолета.

— Счастливого пути! — только и успели крикнуть провожающие, когда послышалось легкое потрескивание и светящийся шар качнулся и полетел сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее и скоро исчез в темноте.

Едва звездолет тронулся в путь, как зазвучала приятная музыка, а потом послышался нежный женский голос, уже знакомый Анри. Это был голос золотоволосой инопланетянки.

Дорогие друзья! Анри, Александр и Мари! Вот и наступила самая незабываемая ночь в вашей жизни! Сегодня вы увидите всю Солнечную систему. В центре ее — светящаяся звезда — Солнце, самая близкая к планете Земля. Солнце дает Земле свет и тепло, поэтому на Земле возможна жизнь! Земля вращается вокруг Солнца, но кроме Земли вокруг этого светила вращается еще восемь планет, причем у каждой своя орбита. Куда бы вы хотели полететь сначала?

— Пожалуй, на Луну. Ведь она спутник Земли и находится ближе всего к Земле, — предложил Александр.

— Ну на Луну, так на Луну! — согласился Анри и нажал соответствующую кнопку.

Скоро звездолет подлетел к Луне и дети увидели темные пятна на ее поверхности.

— Это впадины, дно их темное, ровное. Их называют «морями», хотя в них нет ни капли воды, — продолжал рассказ женский голос.

— Ого! Сколько здесь высоких гор, — воскликнул Александр.

— Да! Большую часть поверхности Луны занимают горные хребты, они очень высокие. Большинство представляют собой кольцевые валы, окружающие большие круглые равнины. Это кратеры.

— А давайте облетим Луну вокруг, ведь с Земли мы всегда видим только одну ее сторону, — предложила Мари.

— Давайте, — согласился Анри и направил звездолет к противоположной стороне спутницы Земли.

— Может быть, на Луне живут маленькие человечки-лунатики? — спросила Мари. — Хорошо бы их увидеть!

Через несколько мгновений светящийся шар подлетел к Венере. Планета была окружена облаками, отражающими солнечный свет, и казалась необыкновенно красивой.

— Ах, какая красота! — восхитилась Мари.

— Да! Венера — ближайшая к Земле планета и хорошо видна на небе после захода или восхода Солнца. А вот облака, ее окружающие, состоят из кислоты и очень ядовиты, — объяснил женский голос, — поэтому лучше не подлетать к ней близко.

— А есть ли на Венере атмосфера? — поинтересовался Анри.

— Атмосфера на Венере есть, но состоит она из углекислого газа, для дыхания людей он не пригоден. А давление атмосферы на этой планете так велико, что окажись мы на ее поверхности, оно раздавило бы нас. Кроме того, на Венеру попадает так много солнечных лучей, что на ней стоит невообразимая жара, даже жарче, чем на Меркурии — ближайшей планете к Солнцу.

— Мне бы очень хотелось посмотреть на кольца Сатурна. Звездочет говорил, что эта планета окружена кольцами.

Анри нажал кнопку, и скоро путешественники увидели огромную ярко-желтую планету, окруженную кольцами.

— Да, красивая планета! — воскликнул Александр.

— Сатурн — шестая от Солнца планета. Он относится к очень большим планетам — планетам-гигантам, так же как Юпитер и Уран. Его поверхность состоит из жидкого газа. Сатурн окружают бесчисленные кольца. Они состоят из кусков льда и камней. Плоские кольца Сатурна имеют толщину в несколько километров!

— Как интересно! — хором воскликнули дети. Они внимательно слушали рассказ инопланетянки и одновременно смотрели кругом.

В это время обезьянке Микки наскучило сидеть на коленях у Мари, и она перепрыгнула к Александру. Мальчик угостил озорницу лакомством — сладкими сушеными фруктами, та немного поиграла с ним, а потом стала скакать, кувыркаться и оказалась рядом с креслом Анри. Некоторое время обезьянка рассматривала блестящие кнопки пульта управления. Больше всего ей понравилась круглая красная кнопка. Сладкоежка-обезьянка подумала, что это вкусная конфета, и схватила ее своей маленькой, мохнатой коричневой лапкой. Но «конфетка» не поддалась, тогда обезьянка изо всех сил надавила на кнопку!

Случилось как раз то, о чем инопланетяне предупреждали Анри: космический корабль с огромной скоростью понесся в межпланетном пространстве. Мелькнул зеленоватый Уран, остался позади темно- голубой красавец Нептун.

В этот момент Анри понял, что натворила Микки. Она нажала именно на ту кнопку, о которой предостерегали его пришельцы.

Но Анри не растерялся, он ловко схватил обезьянку и передал ее Мари.

— Держи ее крепче и не отпускай!

А сам нажал на голубую аварийную кнопку.

Инопланетяне, следившие за полетом, тут же получили сигнал, и, не теряя ни секунды, два мощных пучка лучей понеслись по направлению к звездолету. Его надо было во что бы то ни стало успеть перехватить, пока корабль не покинул пределы Солнечной системы.

Через несколько секунд лучи света достигли корабля, уже поравнявшегося с Плутоном. Лучи коснулись звездолета, он засветился розово-красным светом и повернул назад.

— Вам пора возвращаться на Землю! — послышался спокойный женский голос.

Звездолет полетел к Земле.

— Как красива наша Земля из космоса! — воскликнула Мари. — Отсюда видно, что она — шар.

— Видите вон ту яркую полосу, окрашенную всеми цветами радуги? Она отделяет Землю от черного неба. Это горизонт, — пояснил женский голос.

В звездолете снова зазвучала приятная музыка и разлилось благоухание цветов.

— Мы приближаемся к Земле! — воскликнул Анри.

— Смотрите, вот уже плещутся океанские волны и видны горные вершины. Кажется, будто Земля опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который незаметно переходит в бирюзовый, а потом в синий и фиолетовый.., — Анри не успел закончить фразу, как межпланетный корабль плавно подлетел к башне Звездочета.

Дверь открылась, и Мари, Александр, Анри с Микки на руках вышли на террасу, где их ждали взволнованные король, королева, старый Звездочет и вся свита.

— Было так интересно! — хором воскликнули дети. — Теперь мы знаем, как построена Солнечная система, мы видели вблизи многие планеты.

— И все-таки самая лучшая, самая родная планета — наша голубая красавица Земля! — воскликнула Мари.

Король и королева обнимали и целовали детей.

А Микки тут же забралась на плечо старого Звездочета, запустила лапку в карман его куртки в поисках сладостей.

Вам, конечно, не терпится узнать, что же было дальше?

Светящийся шар исчез, словно растворился в бесконечном пространстве космоса.

Анри продолжил свои наблюдения за звездным небом.

Мари и Александр выросли, стали помогать королю управлять страной.

А старый Звездочет написал увлекательную книгу о звездах, созвездиях и планетах Солнечной системы. Рассказы юных путешественников очень помогли ему в этом.

Для родителей:
внимательно вместе с ребенком рассмотрите плакат.
На нем закодированы основные свойства воздуха.

  • воздух не имеет формы
  • воздух не имеет цвета
  • воздух не имеет вкуса
  • воздух невидим
  • воздух не имеет запаха.

Что бы это доказать, вам предстоит вместе с ребенком

провести ряд опытов.

Опыт №1 " Воздух не имеет формы"

Вам потребуется:

  • три шарика разной формы.

Цель:

доказать, что воздух не имеет формы.

Ход эксперимента:

Ребенок надувает три воздушных шарика, различной формы.

Что происходит:

Воздух приобретает форму того шарика, который вы только что надули.

Вывод: воздух не имеет формы.

Опыт № 2 " Воздух не имеет цвета"

Вам потребуется: лист бумаги .

Цель : показать, что воздух прозрачен.

Ход эксперимента : сравним воздух с непрозрачными предметами.

Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

Опыт №3 " Воздух не имеет вкуса"
Ход эксперимента:

Задайте ребенку следующие вопросы: а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Вывод: значит воздух не имеет вкуса.

Опыт №4 " Воздух невидимка"


Вам потребуется:

  • две миски с водой и стакан.
Ход эксперимента:
Возьмите в руки пустой стакан и спросите своего малыша:
Как ты считаешь, этот стакан пустой? Посмотри внимательно, есть ли в нем что-нибудь? А сейчас мы это проверим.
Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А теперь вы снова предлагаете опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.

Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода) А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)

Вывод : Воздух - невидимка, но окружает нас везде.

Опыт № 5 " Воздух не имеет запаха"

Вам потребуется: