Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии. Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М". план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему Дифференциация л м на письме упражнения

Алеся Королькова

Дифференциация звуков Н-М.

Подготовительная группа

Задачи:

1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М.

2. Учить детей различать звуки Н, М в слогах, словах, на слух.

3. Учить зрительно различать буквы Н и М.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Ход занятия:

Сегодня в гостях у нас две куклы. И обе без имени.

Ребята поможем куклам придумать имена. Имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой – со звука Н (Наташа и Маша). Эти звуки мы будем сегодня учиться различать.

Дайте характеристику звука Н. (Звук Н – согласный, твердый, звонкий).

А теперь характеристику звука М. (Звук М - согласный, твердый, звонкий).

В чем сходство? Чем отличаются?

Сейчас проверим, как вы умеете их различать. Возьмите в руки буквы М и Н. Я буду говорить слоги и слова, если вы услышите звук М или Н, то показываете соответствующую букву.

Слоги: ан, ам, ом, ут, ын, ма, на, па, му.

Слова: Наташа, мак, ум, кино, ком, кон.

Подбор слов со звуками М и Н: Подарим картинки кукле Маше и кукле Наташе:

мак, нож, майка, макака, слон, звон, сом, ком, поклон, книга, смех, сумка, санки.

А теперь поменяйте в слове звук М на звук Н:

Маша - наша Мыть - ныть Рамы - раны

Мил - нил Мытье - нытье Комок - конек

Миг - Ник Мука - наука Самки - санки

Дама - дано Дом - Дон Сама - Саня

Рама - рано Ком - сон Дима - Дина

Миша - ниша Там - тон Моль - ноль

Назовите картинки. Определите место звука Н, М в названии картинок:

мак, нож, майка, макака, слон, звон, сом, ком, поклон, книга, смех, сумка, санки .

Молодцы все сделали!

На что похожа буква Н? а буква М?

Выложите буквы из счетных палочек.

А сейчас выполните задания в тетрадях. Раскрасьте букву М и Н в синий цвет.

Определите, какой звук М или Н спрятался в каждом слове. Впишите буквы М или Н в квадратики. Раскрасьте картинки.

Какие звуки мы научились различать? Дайте им характеристику.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [т]-[д]. Наша Родина» Тема: Звуки [т - д]. Цель: Дифференциация звуков [т - д] Задачи: Коррекционно - образовательные: 1) уточнить акустические особенности звуков.

Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков [с-ш]" Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] - [М]; связь звукового образа [Л] - [М] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.

Конспект логопедического занятия (для 2-3 классов).

Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация букв Л-М.

Подготовила учитель-логопед БОУ «СОШ №160»
Шуманкова Ольга Викторовна.

Омск-2012 год

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
- закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- обогащение и активизация словаря.
Коррекционно - развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Л,М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент.
Аутотренинг:
На занятии кто слушает внимательно,
Кто пишет, используя секреты грамотного письма,
Кто соблюдает порядок в тетради.
(Дети повторяют вместе с логопедом слова).

На занятии мы слушает внимательно,
пишем, используя секреты грамотного письма,
соблюдаем порядок в тетради.

2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3.Сообщение темы занятия.
-Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается [ л].
-Линейка, пенал, фломастер.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, пятое, второе.
Назовите урок,в названии которого есть звук [ м].
-Математика.
-Сколько раз в слове слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) О каких буквах будем говорить на занятии?
-Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
- Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.(Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».

(слайд с изображение языка).

Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз-и два»

(слайд с изображением губ).

Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.
5.Выбор буквы
-Сегодня к нам пришла сказочная героиня(Показывает изображение Мальвины) В её имени потерялись буквы. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
.....а..ьвина.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-Ребята, вспомните,из какой сказки эта девочка?
-Мальвина сказочный персонаж из сказки «Приключения Буратино».
-Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником?
Ученики отвечаю на вопросы.
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите.(Показывает таблички)

МЕЛ (слайд с изображение геометрических фигур - овал- М; треугольник- Е; прямоугольник - Л).

Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите героев сказки «Приключения Буратино»? В именах которых встречаются буквы Л,М.
-папа Карло, Артемон.
6.Слоговой анализ и синтез
-Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.
А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например, лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).

Ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

Покажите в таблице второй слог слов. Поел, поём, колол, вымыл, помял, налил, сломал, белым.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочку слов каждому ученику)
Мел -мил- мыл- мыло- смыл- смело- мелок- мелко
-Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя подсказку. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
Мама- лама- мало- Мила- милый- налим- лимон-линия- лилия.
-Закройте слова.Запишите их в порядке названий.
Фрукт, цветок, рыба, животное.
Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались?
-мама,мало,Мила,линия.
10.Дифференциация в словосочетаниях и предложениях
Мальвина получила письмо от Буратино.
Дорогая Лальвина!
Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!
-Какие буквы перепутал Буратино? В каких словах ошибки? Как наши подсказки помогут Буратино различать м и л.
11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л,м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой (\/), . У нас получается тропинка,по которой мы придём в гости к Буратино.
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/\ Л --- Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
--- МЛ Л -- Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л
12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
....ёд, ...ята, ..и..он, ...о око.

За чаем Буратино рассказал, что он сделал за день. Составьте словосочетания, назовите слова, которые различаются буквами Л,М. (Запись на доске).

Надел Л айку
Позвал М

Сел к ка Л ину
Посадил М

13.Закрепление букв в предложении.
Буратино так понравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.
Чтоб полы покрыть, нам нужен......
Чтобы сад украсить,мы посадим..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.....
Резать лук такая... (мука, лука).

14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (Запись слов на доске).

Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое
-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.

* Не пропустил ли ты букву?


15.Закрепление букв в тексте.
-Буратино научился различать буквы л,м и даже составил предложения. (Запись на доске.) Какие слова пропустил Буратино? Запишите любое предложение, добавьте нужные слова.
....всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила......

Памятка. Проверь свою работу.

* Не пропустил ли ты букву?

16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
- Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?

17.Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [Л] - [М]; связь звукового образа [Л] - [М] с их графическим изображением; навыки оптического анализа и синтеза букв; звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; правильное написание букв в слогах, словах, предложении, тексте; закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста. Активизация словарного запаса. развитие лексико-грамматического строя речи.

Конспект логопедического занятия (для 2-3 классов).

Тема: Преодоление смешений букв по кинетическому сходству.
Дифференциация Л-М.

Подготовила учитель-логопед БОУ «СОШ №160»
Шуманкова Ольга Викторовна.

Омск-2012 год

Цель занятия: Совершенствование навыков дифференциации букв Л-М.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепление знаний о механизме образования звуков;
- закрепление правильных движений руки при написании букв л,м;
- обогащение и активизация словаря.
Коррекционно - развивающие:
-развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
-развитие слухового внимания, памяти.
-увеличение объёма зрительного восприятия.
-закрепление навыков чтения и письма слогов, слов, предложений, текста;
Коррекционно- воспитательные:
-формирование интереса к логопедическим занятиям;
-формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование : индивидуальные зеркала, тетради, артикуляционные профили, схема анализа звуков, буквы Л,М, картинки, слова –карточки.
1.Организационный момент.
Аутотренинг:
На занятии кто слушает внимательно,
Кто пишет, используя секреты грамотного письма,
Кто соблюдает порядок в тетради.
(Дети повторяют вместе с логопедом слова).

На занятии мы слушает внимательно,
пишем, используя секреты грамотного письма,
соблюдаем порядок в тетради.

2.Артикуляционная гимнастика.
-Для того чтобы верно,четко, правильно говорить мы должны подготовить артикуляционный аппарат и выполнить артикуляционную гимнастику.
3.Сообщение темы занятия.
-Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается [ л].
-Линейка, пенал, фломастер.
-Определите место звука [ л] в каждом слове.
-Первое, пятое, второе.
Назовите урок,в названии которого есть звук [ м].
-Математика.
-Сколько раз в слове слышится [ м]?
-Два раза.
-Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л,М.) О каких буквах будем говорить на занятии?
-Сегодня мы будем говорить о буквах М и Л.
-Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент.
- Какой вывод мы можем сделать отсюда?
-Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать.
-Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу её на доске: «Различай Л-М».
4.Установление связи артикулема-кинема-графема
-Какой орган речи помогает произнести звук [ л].
-Язык.
-Язык у нас один.(
Показывает карточку-опору).
Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счёт «раз-и».

(слайд с изображение языка) .

Теперь произнесём звук [ м]. В его произнесении участвуют губы,
Их две. Напишите пальчиком букву М на счёт «раз-и два»

(слайд с изображением губ).

Какой вывод мы можем сделать?
-Л-«одинарная» буква, звук произносим языком, М- «двойная» буква, звук произносим губами.
5.Выбор буквы
-Сегодня к нам пришла сказочная героиня(Показывает изображение Мальвины) В её имени потерялись буквы. Вернём их на место, используя наши подсказки. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
.....а..ьвина.
Вспомните, как пишутся имена.
-Имена пишутся с большой буквы. (Выполняют задание).
-Ребята, вспомните,из какой сказки эта девочка?
-Мальвина сказочный персонаж из сказки «Приключения Буратино».
-Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником?
Ученики отвечаю на вопросы.
-А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите.(Показывает таблички)

МЕЛ ( слайд с изображение геометрических фигур - овал- М; треугольник- Е; прямоугольник - Л).

Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы?
(Ученики отвечают на вопросы).
-В названиях каких фигур есть л,м?
-Овал, треугольник, прямоугольник.
-Назовите героев сказки «Приключения Буратино»? В именах которых встречаются буквы Л,М.
-папа Карло, Артемон.
6.Слоговой анализ и синтез
-Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова?
-Слоги.
-Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует)
Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка.
Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует)
ла,Ми
мон,ли
мал,сло
ло,мы
лок,ме
ля,зем
-Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов?
-В каждом слове есть буквы л,м.
7.Пальчиковая гимнастика
Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними.
Пальчик, пальчик – непоседа, где ты бегал, где обедал?
Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами.
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным ел малинку,
Ел со средним землянику,
С указательным- клубнику.
Поочередно соединяют пальцы с большим.
А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберём карточки к картинкам.
Л3 Л2 М1Л3 М3Л4
8.Графический диктант
-Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, жёлтый, ароматный, крупный?
-Лимон.
-Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л,м и их порядковый номер в слове. Например, лимон –л1м3. Используйте подсказки –опоры при написании л,м.
Его даёт корова (молоко- м1л3)
Грядка для цветков (клумба-л2м4).
(Дети выполняют задание).
9.Работа со слоговой таблицей
-А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу, ученики читают хором, выборочно по одному).

ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

Покажите в таблице второй слог слов. Поел, поём, колол, вымыл, помял, налил, сломал, белым.
(Дети выполняют задание).
-Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочку слов каждому ученику)
Мел -мил- мыл- мыло- смыл- смело- мелок- мелко
-Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя подсказку. М- две губы- «двойная буква –ведём руку на счёт «раз –и два» .Л – один язык- «одинарная»- «раз- и».
Мама- лама- мало- Мила- милый- налим- лимон-линия- лилия.
-Закройте слова.Запишите их в порядке названий.
Фрукт, цветок, рыба, животное.
Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались?
-
мама,мало,Мила,линия.
10.Дифференциация в словосочетаниях и предложениях
Мальвина получила письмо от Буратино.
Дорогая Лальвина!
Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!

-Какие буквы перепутал Буратино? В каких словах ошибки? Как наши подсказки помогут Буратино различать м и л.
11.Дидактическая игра « Проложи тропинку».
-Прослушайте предложение. В каждом слове ищите букву л,м и записывайте их, пользуясь подсказками. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте галочкой (\/), . У нас получается тропинка,по которой мы придём в гости к Буратино.
На лесной опушке встретились молодые ёлочки.
/\ Л --- Л МЛ Л
Вечерняя мгла покрыла все поля.
--- МЛ Л -- Л
Послышался мелодический голосок иволги.
Лл МЛ Л Л
12.Закрепление букв в словах и совосочетаниях.
-С чем мы пьём чай?
(Дети перечисляют).
Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения. (Записывает логопед слова на доске).
....
ёд, ...ята, ..и..он, ...о око.

За чаем Буратино рассказал, что он сделал за день. Составьте словосочетания, назовите слова, которые различаются буквами Л,М. (Запись на доске).

Надел Л айку
Позвал М

Сел к ка Л ину
Посадил М

13.Закрепление букв в предложении.
Буратино так понравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.
Чтоб полы покрыть, нам нужен......
Чтобы сад украсить,мы посадим..(лак, мак).
Кто бы нам порезал.....
Резать лук такая... (мука, лука).

14.Дидактическая игра « Пара к паре»
-Сейчас мы будем составлять предложения на основе установления простых аналогий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (
Запись слов на доске).

Лимон ___ яблоко___________________
Кислый круглое, сладкое, зелёное, большое
-Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кислый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.
Лимон у нас кислый, а яблоко сладкое.

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты - молодец!
15.Закрепление букв в тексте.
-Буратино научился различать буквы л,м и даже составил предложения. (Запись на доске.) Какие слова пропустил Буратино? Запишите любое предложение, добавьте нужные слова.
....всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила......

Памятка. Проверь свою работу.
Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
* Не пропустил ли ты букву?
*Не написал ли вместо одной буквы другую?
*Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты - молодец!

16.Итог занятия.
-Какие буквы мы сегодня учились различать?
-Мы учились различать буквы Л и М.
- Чем отличаются эти буквы?
Какие подсказки и как нам помогали? Какие задания были самыми интересными?

17.Рефлексия.
-Ребята изобразите собой шкалу успеха. Покажите,на сколько вы разобрались с темой занятия? Если плохо, слабо- сидите за партой, если хорошо – то встаньте, если отлично - то встаньте и поднимите руки вверх. (дети определяют шкалу успеха).
Занятие окончено.

Конспекты занятий Тема: Дифференциация л – м в слогах и словах ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ Отработка и закрепление правильных движений руки при написании букв л, м. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Развитие слухового внимания, памяти. Увеличение объема зрительного восприятия. Обогащение и активизация словаря. Формирование интереса к логопедическим занятиям. ОБОРУДОВАНИЕ 1. Демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л и М, карточки-опоры Л и М. 2. Слоговая таблица, изображения Мальвины и Буратино, таблички М, Е, Л для тренировки распределения внимания. 3. Предметные картинки с изображением ягод. 4. Цепочки слов для каждого ученика, карточки. *** Организационный момент Логопед. Назовите учебные принадлежности, в названиях которых встречается звук [л]. Ученики. Линейка, пенал, фломастер. Логопед. Определите место звука [л] в каждом слове. Ученики. Первое, пятое, второе. Логопед. Назовите урок, в названии которого есть звук [м]. Ученики. Математика. Логопед. Сколько раз в слове слышится [м]? Ученики. Два раза. Логопед. Правильно. Теперь посмотрите на карточки. (Вывешивает на доску демонстрационные карточки с изображением прописных букв Л, М.) О каких буквах будем говорить на занятии? Ученики отвечают, ищут сходства и различия букв. Обратите внимание на одинаковые первые элементы букв: Л как бы «прячется» в М, а в М есть добавочный элемент. Какой вывод мы можем сделать отсюда? Ученики. Буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать. Логопед. Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях. А я запишу ее на доске: «Различай Л - М». Установление связи артикулема - кинема - графема Логопед. Какой орган речи помогает произнести звук [л]? Ученики. Язык. Логопед. Язык у нас один. (Показывает карточку-опору.) Напишите пальчиком на столе и в воздухе букву Л на счет «раз - и». Теперь произнесем звук [м]. В его произнесении участвуют губы, их две. (Показывает карточку-опору.) Напишите пальчиком букву М на счет «раз - и - два». Какой вывод мы можем сделать? Ученики. Л - «одинарная» буква, звук произносим языком, М - «двойная» буква, звук произносим губами. Выбор буквы Логопед. Сегодня к нам пришла сказочная героиня. (Показывает изображение Мальвины.) В ее имени потерялись буквы. Вернем их на место, используя наши подсказки. М - две губы - «двойная» буква - ведем руку на счет «раз - и - два». Л - один язык - «одинарная» - «раз - и». ..а..ьвина. Вспомните, как пишутся имена. Ученики. С большой буквы. (Выполняют задание.) Логопед. Ребята, вспомните, из какой сказки эта девочка? Мальвина учила Буратино писать без ошибок. Был ли он внимательным учеником? Ученики отвечают на вопросы. А сейчас проверим, внимательны ли вы? Посмотрите на таблички и запомните все, что увидите. (Показывает таблички 3-4 с) Какое слово вы прочли? В какой фигуре пряталась первая, вторая, третья буквы? Ученики отвечают на вопросы. В названиях каких фигур есть л, м? Ученики. Овал, треугольник, прямоугольник. Логопед. Назовите героев сказки «Приключения Буратино». Запишите четвертую по счету букву в слове Карло, соедините ее с буквой, пятой по счету в слове Артемон. Ученики выполняют задание. В именах каких героев сказки встречаются буквы л, м? Ученики. Лиса Алиса, кот Базилио, Дуремар, Тортилла. Слоговой анализ и синтез Логопед. Мальвина приглашает вас на урок русского языка. Как называются части, на которые мы делим слова? Ученики. Слоги. Логопед. Запишите первый и последний слоги слов на слух. (Диктует.) Первый слог: лето, месяц, луна, муха, минута, линейка. Последний слог: зима, читала, апрель, камень, карамель. Мальвина просила Буратино записать слова, но он перепутал все слоги. Верните их на место и составьте слова из двух слогов. Для этого меняем слоги местами. (Диктует.) ла, Ми мон, ли мал, сло ло, мы лок, ме ля, зем Теперь запишем слова с опорой на артикуляцию и графические символы. Что общего у всех слов? Ученики. В каждом есть буквы л, м. Пальчиковая гимнастика Логопед. Ваши пальчики устали, давайте поиграем с ними. Пальчик, пальчик-непоседа, Где ты бегал, где обедал? Ученики сгибают, разгибают пальчики, вращают большими пальцами. Я с мизинцем ел калинку, С безымянным ел малинку, Ел со средним землянику, С указательным - клубнику. Поочередно соединяют пальцы с большим. Какие ягоды ел пальчик? Ученики называют ягоды, логопед выставляет предметные картинки с их изображением на доску. А теперь мы отгадаем названия ягод. Цифры показывают номер буквы в слове по порядку. Давайте подберем карточки к картинкам. (Карточки по одной прикрепляет к доске.) Графический диктант Логопед. Отгадайте о каком предмете Мальвина сказала кислый, желтый, ароматный, крупный? Ученики. О лимоне. Логопед. Повторите каким бывает лимон. Зашифруйте это слово так, как названия ягод. Записывайте только буквы л, м и их порядковый номер в слове. Например, лимон - л1м3. Используйте подсказки-опоры при написании л, м. То же сделайте с другими словами. Свежее, коровье, сливочное (масло - м1л4). Высокая, кокосовая, стройная (пальма - л3м5). Теперь мы повторим признаки предметов. Зашифруем слова, определяя предмет по подсказкам: Его дает корова (молоко - м1л3). Грядка для цветов (клумба - л2м4). Материал для лепки (пластилин - л2л7). Древние ископаемые животные, похожие на слонов (мамонты - м1м3). Полное имя Люды (Людмила - Л1м4л6). Работа со слоговой таблицей Логопед. А теперь у нас будет урок чтения. Давайте прочитаем слоги парами и по три. (Вывешивает слоговую таблицу на доске.) Придумайте и запишите слово по начальному слогу. (Показывает слог в таблице.) Ул.., ле.., ме.., юл.. и т.д. Покажите в таблице второй слог слов. (Значение незнакомых слов объясняет.) Поел, поем, колол, вымыл, помял, налил, налим, сломал, белым. Мальвина учила Буратино читать целыми словами. Попробуйте прочитать и вы. (Выдает цепочки слов каждому ученику.) Мел - мил - мыл - мыло - смыл - смел - смело - мелок - мелко. Цепочки читают 2-3 ученика. Теперь закройте карточки. Назовите слова в два слога. Запишите их, используя наши подсказки. Какие слова различаются одной буквой? Мама - лама - мало - Мила - милый - налим - лимон - линия - лилия. Закройте слова. Запишите их в порядке названий. Фрукт. Цветок. Рыба. Животное. Слово, которое отвечает на вопрос какой? Какие слова остались? Ученики. Мама, мало, Ми-ла, линия. Итог занятия Логопед. Молодцы! Сегодня мы попали к Мальвине сразу на два урока. Что мы учились делать на занятии? Как губы и язык помогают различать буквы л, м? Какие задания Мальвины больше всего понравились? Ученики отвечают на вопросы.

1. Вставь в слова пропущенные буквы И или Ш.

Р__ска мы__ка __гру__ка

Гла пу__ка __збу__ка

2. Вставь пропущенные буквы И или Ш. Запиши словосочетания.

х__трая ко__ка

мам__на ча__ка

р__совая ка__а

Шарф, бабушка, вяжет, Саше.


Самостоятельная работа № 27

Дифференциация Л – М

1. Вставь в слова пропущенные буквы Л или М.

ко__ар __одка __е__кий

по__ощь __арка __а__ина

2. Вставь пропущенные буквы Л или М. Запиши словосочетания.

Е__кий __ук

И__оный сок

Исья __орда

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Кисель, Марина, малиновый, любит.


Самостоятельная работа № 28

Дифференциация К – Н

1. Вставь в слова пропущенные буквы К или Н.

ба__ти__ клоу__ __озлё__о__

Анава __и__ка __и__о

2. Вставь пропущенные буквы К или Н. Запиши словосочетания.

Лубо__ __ито__

и__терес__ое __и__о

крас__ый ба__ти__

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Купила, бант, красный, Марина.


Самостоятельная работа № 29

Дифференциация Н – П

1. Вставь в слова пропущенные буквы Н или П.

Ушка ка__ава __авли__

А__ка к__ига __а__ама

2. Вставь пропущенные буквы Н или П. Запиши словосочетания.

си__яя __а__ама

зуб__ая __аста

шерстя__ые __оски

3. Составь из данных слов предложение и запиши его.

Получил, папа, письмо, заказное.


Литература

1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.: 2005.

2. Ефименкова Л.Н.

Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Книголоюб, 2003.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголоюб, 2005.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с НВОНР или ОНР на первом этапе обучения. – Воронеж: Изд-во «Учитель», 2000.

6. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

7. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

8. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные.

Тетрадь для логопедических занятий № 3.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

9. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие… Тетрадь для логопедических занятий № 4.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

10. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 1. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»


11. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 5. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

12. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 2. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

13. Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

15. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

16. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии / Е.В.Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

17. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

19. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.

VI. Итог занятия

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук

Составление рассказа об овощах или фруктах

Классификация названий овощей и фруктов

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».

ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС

Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лис полам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фруктов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.

Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.

Например:

помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, перец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.

В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а? (лук, редис, перец)

- Выполните шифровку букв о, а (о возьмите в овал, букву а подчерк одной чертой)

А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью нашего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще фрукте.

Схема рассказа (описания предмета)

1. ... - это овощ или фрукт?

2. Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).

5. Размер.

Например. Послушайте мой рассказ о яблоке (я следую схеме рассказа).

1. Яблоко - это фрукт.

2. Он растет в саду на дереве (яблоне).

3. Яблоко может быть зеленым, красным, жёлтым.

4. Яблоко - круглое или овальное.

5. По размеру оно большое, а может быть маленькое.

6. У яблока сладкий вкус, но оно может быть и кисло-сладким.

7. У яблока приятный, ароматный запах.

Кто попробует составить свой рассказ? (варианты ответов детей)

Логопед раздает карточки с изображением наложенных контуров предметов «Овощи и фрукты» (рис. 7).

На карточке находятся изображения овощей и фруктов, по желанию красьте либо фрукты, либо овощи.

Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Что общего у звуков [о], Чем они различаются? Какой общий элемент у букв о, а? Чем различается написание?

и букв л, м в словах

Задачи:

1. Совершенствовать оптико-пространственные и кинетические представления.

2. Развивать умение анализировать предложения на слова (называть слова в определенной последовательности, выделять первое и последнее слова, закреплять знания о написании предложений с помощью схем) и навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.



3. Формировать грамматически правильную речь, слуховую память.

4. Совершенствовать двигательные навыки пальцев рук

Материал:

игра «Буквенные цепочки» –> м –> и –> у –> ц);

Игра «Паутинка» («Слова»);

Игра «Улитка» (для каждого ребенка);

Призовые жетоны;

Наложенные изображения («Различные предметы») (для каждого ребенка).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [л], [м], написания букв л, л.

2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слого­вого анализа и синтеза.

3. Анализ предложений.

4. Формирование звукобуквенного анализа,

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшитель­но-ласкательных суффиксов.

2. Изменение предложения, содержащего субъективно-оценочные формы

V. азвитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.