Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с онр. Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Конусный театр «Колобок»

Бухолова Валентина Саввична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад им. А.Я.Овчинниковой
Населённый пункт: село Чаппанда Нюрбинского района Республики Саха(Я)
Наименование материала: публикация
Тема: "Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр"
Дата публикации: 26.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Бухолова Валентина Саввична

воспитатель МБДОУ детского сада им. А.Я.Овчинниковой с.Чаппанда

Нюрбинского района Республики Саха(Якутия)

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованных игр

Аннотация: в данной статье раскрывается тема развития словаря детей

старшего дошкольного возраста через театрализованные игры, основаны на

пробуждение желаний вступать в контакт: научиться общаться, поддерживать

процессе

достижения

Делается

театрализованная игра является средством развития словаря детей.

Ключевые слова: ФГОС ДО коммуникативные навыки детей,развитие

театрализованные,

организация

коммуникативные

способности дошкольников, руководство театрализованной игрой.

Актуальность

исследования.

Дошкольное

образовательное

учреждение

ответственное

образования.

Овладение

является

приобретений ребенка в дошкольном детстве. Из-за сензитивности возраста к

усвоению речи процесс речевого развития рассматривается в дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В общей системе

обогащение

закрепление

активизация занимают очень большое место. Ведь словарная работа в детском

планомерное

расширение

активного

незнакомых или трудных для них слов.Её важность связана с тем, что судить

о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его

речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет

исключительное значение. С развитием словаря связано формирование как

личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому

определение

направлений

развития

относится

к числу важнейших педагогических задач. Эта проблема является одной из

актуальных.

Известно,

развитие

дошкольников

одновременно

ознакомлением

окружающей

действительностью,

воспитанием

правильного отношения к окружающему. Вычленяя обогащение, закрепление

и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, М.М. Конина

писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения

детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них

словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Слово -

основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно

без расширения словарного запаса ребенка старшего дошкольного возраста.

В детском саду старшие дошкольники, усваивая родной язык, овладевают

важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его

понимание

активизация

развивается

постепенно.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, развитие словарного

запаса и умение с его помощью доводить свои мысли до других людей, вот

важнейшая задача для воспитателей детей старшего дошкольного возраста.

Чем больше словарный запас ребенка, тем выше его возможности при умении

пользоваться.

познавательное

развитие,

развитие

понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих

усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания

представления.

эффективных

активизации

дошкольников

служит театрализованная

способствует общему развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву

для успешной деятельности в реальной жизни.

помогает повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению

речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует

с л о в а р ь

п о п о л н я е т

р а с ш и р я е т

з н а н и я

об окружающих их предметах и явлениях.

Объект

исследования: процесс

развития

старшего

дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие словаря детей старшего дошкольного

возраста посредством театрализованных игр.

Цель исследования: выявлениеэффективности театрализованных игр в

активизации

словарного

старшего

дошкольного

возраста

Гипотеза

исследования. Развитие

старшего

дошкольного

возраста

посредством театрализованных

осуществляться

эффективно, если:

организовать

Маленькая

коммуникативно-деятельностного подхода, реализации принципов речевого

действия, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

Разработать картотеку театрализованных игр;

Систематически проводить театрализованные игры на природе.

Задачи исследования:

Проанализировать

психолого-педагогическую

литературу

проблеме исследования.

2. Изучать уровень развития

словаря у детей старшего дошкольного

возраста.

Обосновать

экспериментально

проверить

комплекс

театрализованных

развитию

старшего

дошкольного

возраста.

Теоретико–методологической

основой исследования являются труды

Выготского, А.В.

Запорожца, А.А.

Люблинской,

Смирновой,

Урунтаевой,

Эльконина;

педагогической направленности процесса развития речи детей дошкольного

возраста М.Н. Алексеевой, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Т.Н. Гризик, Ф.А.

А.Н.Гвоздев

подчеркнуть

Республики Саха (Якутия) И.И.Каратаева, Т.В.Старостину, П.В.Неустроеву,

Л.С.Ядрихинскую, М.Н.Саввину, М.П.Андросову, Ю.Н.Трофимову.

М е тод ы

и с с л е д ов а н и я: теоретический

психолого–

педагогической

методической

литературы

исследования,

педагогический эксперимент, тестирование, изучение педагогического опыта

ДОО, обработка результатов.

Новизна

исследования связана

разработкой

развитию

старшего

дошкольного

возраста

посредством

театрализованных игр.

Практическая

значимость

исследования:

разработанные

эффективные

методы развития словаря детей дошкольного возраста могут

быть использованы педагогами, психологами ДОО и родителями в работе

по данной проблеме.

Экспериментальная

база

исследования:

Овчинниковой с. Чаппанда Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия).

Методологической основой методики развития речи является положение

материалистической

философии

продукте

общественно

исторического развития как важнейшем средстве общения и социального

взаимодействия

мышлением.

опирается

мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения

языковой

обоснования

методики

лексической работы требуются знания о физиологической и психологической

особенностях

количественного

качественного

развития

смысловой

детского

лексикона.

предлагаются

фрагменты

Кольцовой,

изучавшей

формирования обобщений и А.Р. Лурии, анализировавшего развитие значений

слов в онтогенезе, а также работы ряда ученых – методистов, которые по

материалам

педагогических

исследований

характеристику

особенностей усвоения детьми разных тематических групп и пластов лексики.

Обогащение

жизненного

усложнение

деятельности

расширение

окружающими

приводит

постепенному

количественному росту словаря. В литературе приводятся некоторые данные в

отношении объема словаря детей.

развития

дошкольников

эффективно

применение театрализованных игр.

Театрализованная

представляет

многоплановое,

многофункциональное

педагогическое

является

средством

всестороннего

воспитания

личности

обучения,

и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью детей. Это –

самый распространенный вид детского речевого творчества.

Театрализованная игра как средство развития словаря детей старшего

дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

Активизирует словарь

Формирует навыки точного выбора слова при формулировании мысли

и правильного его употребления;

Вводит детей в жизненные ситуации;

Учит их действовать по правилам, развивает коммуникативные навыки;

Закрепляет речевые умения.

структура театрализованной

содержит

следующие

компоненты:

мотивационный

потребности,

интересы,

определяющие

желания детей принимать участие в игре;

Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности;

исполнительный

действия,

операции,

позволяющие

реализовать

поставленную игровую цель;

контрольно-оценочный

коррекция

стимулирование

активности

игровой деятельности.

В театрализованных играх перед детьми ставятся те или иные задачи,

решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия,

осмыслить

последовательность

действий,

преодолеть

трудности. Они содействуют развитию у детей активного словаря, умений

беседовать на различные темы, общаться в паре, использовать мимику и

формированию

представлений,

усвоению

возможность

разнообразным

экономным

рациональным

способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их

развивающая роль.

Структурным

элементом театрализованной

является

осуществляемая

деятельности.

коммуникативная

отражают

взаимосвязь

обучения

постановки

занятиях

осуществляется

определяет

действия,

становится

возбуждает

потребность

решить ее, активизирует игровые действия. Наличие коммуникативной задачи

подчеркивает обучающий характер такой игры, направленность обучающего

возраста.

Театрализованная игра в ДОО – это творческая деятельность, которая

служит важнейшим средством развития у детей эмпатии, т.е. способности

распознавать

эмоциональное

состояние

человека

интонации,

различных

ситуациях,

находить адекватные способы содействия.

Театрализованная

действия

заданной

художественным

произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.

е. она может носить репродуктивный характер.

Театрализованная

сюжетной

Сюжетно-ролевая

театрализованная

структуру:

проявляется

передаёт

в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё

поведение

по-своему

использует

предметы

заменитель

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том,

сюжетно-ролевой

отражают

жизненные

театрализованной

литературных

произведений.

сюжетно-ролевой

конечного

продукта,

результата

а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль,

инсценировка.

В работе с дошкольниками важно, чтобы новое слово вошло в активный

словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено

воспроизведено

воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии

участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще

мускульно-двигательный

кинестетический

анализаторы.

должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли

употреблять их в нужных случаях.

Особенностью

активного

дошкольников

является

значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как

объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему

взрослого

человека. Следует

обращать

внимание

уточнение

значения слов на основе противопоставления антонимов и

сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков

значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной

речи, в речевой практике.

Эти особенности позволяют определить задачи работы по развитию

словаря старших дошкольников.

Обеспечить

количественное

накопление

необходимых

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов.

Решение этой задачи предполагает:

овладение

значением

соотнесения

к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

освоение

обобщающего

значения

выделения

существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация лексикона, т.е. не только знание слов, но и введение

их в практику общения.

Особенности

активного

дошкольников

словарной работы определяют принципы, на которых строится программа

и методика словарной работы.

Прежде всего, используется опора при активизации словаря старших

дошкольников

активное

действенное

познание

окружающей

действительности.

В структуре программы детского сада этот принцип реализуется таким

словарной

включено

посвященные

деятельности

деятельность).

Следующим принципом является связь содержания словарной работы

постепенно

развивающимися

возможностями

познания

ребенком

окружающего

словарной

усложняется при переходе от одной возрастной группы к другой.

Усложнение

программы

словарной

проследить в трех следующих направлениях.

1. Расширение лексикона ребенка на основе ознакомления с постепенно

увеличивающимся кругом предметов и явлений.

Введение

обозначающих

качества,

свойства,

отношения,

на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение

обозначающих

элементарные

различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти направления словарной работы имеют место во всех возрастных

прослеживаются

ознакомлении

объектами

явлениями

предметами

материальной

культуры,

явлениями общественной жизни и т.д.

дошкольном

возрасте

продолжают

формировать

характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение

занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так,

дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла

цветного

пластмассы,

закрепляют

и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.

Активизация словаря старших дошкольников заключается в том, что

детей учат различать, называть и использовать части предметов (части тела у

животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья,

крышка у чайника и т.п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета,

некоторые

вкусовые

качества;

некоторые

физические

качества

(холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется).

Активный

старшего

дошкольника

пополняется

названиями

предметов,

которыми

сталкиваются

действуют

затрудняются

допускают

назывании

предметов

игрушек),

транспортных

средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, не дифференцированностью

восприятия

представлений

существенное

значение

возрастном

приобретают

ознакомление

с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний

предметах.

дошкольников

знакомят

названиями

предметов,

с их назначением, особенностями строения; учат различать материалы (глина,

древесина),

вычленять

качества

свойства

твердый);

определять

соответствие,

которого

его назначению. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить

и назвать его размер, цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и

пространстве, умение использовать соответствующий словарь.

В круг задач развития словаря старших дошкольников входит также

такая задача: учить детей различать сходные предметы по существенным

признакам отличия и точно обозначать их словом. Под руководством педагога

дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку –

по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия

обозначающие

(игрушки,

продукты,

Группировка

предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще не

доступна. Одним из важных методов, которые используется для закрепления и

активизации словаря являются театрализованные игры.

Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная

зрителей. В

театрализованные

вовлекаются

личности

дошкольников:

двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе этой игры активно

работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые

проявления. Постепенно коммуникативные действия сокращаются, и ребенок

начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Игровое общение

способствует

переходит

мышлению

и представлениях. В таком игровом общении формируется характер старшего

дошкольника,

появляются

эффективные

в общении со сверстниками.

Формирование

смысловых

отношений,

составляющих

во внутренней речи и обеспечивается не только словами и фразами, а также

единицами универсального предметно-изобразительного кода (масками).

дошкольников

выделяется

игра-драматизация.

драматизация – это разновидность театрализованных игр. Игра-драматизация

является эффективным

средством

развития

навыков монологической речи,

в ней старшие дошкольники усваивают нормы и правила общения, учатся

полноценно

сотрудничать

партнером,

помогать

содействовать

находясь с ним на равноправных, содержательно сопряженных позициях.

признаком,

отличающим

большинство

является

сознательный

характер.

играющим

ставится

выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя

определенных

способов

достижения,

позволяют

играющим

выбирать

находить

сообразно

возможностям

зависимости

постоянно

меняющейся

ситуации. Воспитателям важно творчески подходить к проведению игр детей

и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания.

Развитие

лексических

представлений

дошкольников

направлено на подведение детей к пониманию значения слов, обогащение их

по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств,

действий (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

расширение,

углубление

обобщение

предметном

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний, соответствующий

словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение

со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле-

и радиопередач и т.п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики,

в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в

дошкольного

достаточно

и выразительной.

Эффективным

средством

развития

дошкольников

является театрализованная

Многие театрализованные игры не имеют

сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих

черпается

представлений

окружающем

задачами

речевого

развития.

вводится

художественный образ, например, загадки загадывает сказочный персонаж.

применение театрализованной

принципах

развития

дошкольников

предоставляет

педагогам

широчайшие

возможности

совершенствования

деятельности. Театрализованная игра как материал для речевого общения

позволяет

постановку

самостоятельное

разрешение

ребенком

развития

дошкольников

активизируется

лексический

развивается

познавательный интерес. В условиях театрализованных игр дети совместно

с педагогом закрепляют сознательное употребление слов в речи.

Таким образом театрализованные игры позволяют не только обогатить

старшего

дошкольника

количеством

отобранных,

соответствующим

организованных

активизировать словарь, формировать словообразовательные знания и умения,

повышать качество рассказывания, перессказывания. Развитие словаря у детей

является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает

пронизывает

отношения,

является

развивающейся личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному

языку дошкольников – М.: Академия, 2008. - 400с

Алексеева

развитие

дошкольников.

Академия, 2009. - 106с.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития

речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2007. - 560с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1988. -

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1994. –

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и

обучения в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 1983. - 32с.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Речь, 2007. -322с.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №5 Воспитатель: Попова Ольга Анатольевна г. Озёры 2014г.

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)

Занятия по театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки

Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

Перед педагогами возникают проблемы:

Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?

Как заставить их душу трудиться?

Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?

Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.

А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать»

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И. №4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.) . Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений.

Яркие, положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка». Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередование функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.

Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений) .

Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов. На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.) . Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей) .

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

«Преодоление трудного начинается с легкого,
осуществление великого начинается с малого,
ибо в мире трудное образуется из легкого,
а великое – из малого».
Лао-Цзы

Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет Щеткин Анатолий Васильевич

Приложение 3 Словарь театральных терминов

Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер – деятельный, действующий (акт – действие) участник игры.

Амфитеатр – места для зрителей, расположенные за портером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей.

Афиша – объявление о представлении.

Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация – украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма – сочинение для сцены.

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Занавес – полотнище, которое закрывает сцену от зрительного зала.

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Опера – музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.

Оперетта – веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговорами.

Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик – накладные волосы.

Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.

Режиссер – управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр – место для зрелищ.

Штанкет – металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.

Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.

Из книги Дочковедение. Отцы, воспитывающие дочерей автора Латта Найджел

Из книги Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Приложение «Мой любимый дождик» «Ласковое солнышко» «У ежа иголки» «Огромный кит» «Падающий снег» «Окно для петушка» «Погремушка» «Праздничный салют» «Волны» «Клубки ниток» «Осьминог» «Колеса поезда» «Весенняя капель» «Нос для

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Из книги Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках автора Новиковская Ольга Андреевна

Учимся говорить грамотно и красиво (расширяем словарь и формируем грамматические навыки) Речь человека может быть понятной и приятной окружающим лишь в том случае, если она грамотна и лексически разнообразна. Вот почему взрослым необходимо следить за тем, чтобы их речь

Из книги В чем нуждается ваш ребенок автора Дрешер Джон М.

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Разъяснение терминов Мотивация бывает двух типов: экстринсивная (extrinsic) и интринсивная (intrinsic). Первая предполагает, что цель работы – одобрение, награда или избежание наказания. Мотивирующая сила находится вне человека. Второй тип характерен для тех ситуаций, когда люди

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Краткий словарь терминов Гипогликемия – снижение уровня сахара в крови.Гипоксия – кислородное голодание.ГКС – гиперкинетический синдром.Глютамин (глиадилин, глютен) – белок, содержащийся в клейковине зерна.Дизартрия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве

Из книги Цветы и плоды нашей жизни автора Автор неизвестен

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович

Словарь основных понятий АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio – ускорение) – естественное ускорение созревания и увеличение размеров тела у детей и подростков; в педагогике и психологии – искусственная стимуляция отдельных сторон психического развития путем сверхраннего

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Право на лень автора Лафарг Поль

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Приложение Наши моралисты - очень скромные люди; хотя они и придумали догму труда, однако они все еще сомневаются в его способности успокаивать душу, возвышать ум и помогать правильным отправлениям почек и других органов человеческого организма; они хотели сначала

Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна

Приложение Колыбельные Байки-побайки, Прискакали зайки. Стали в скрипочку играть И сыночка забавлять. Стали люльку качать. Стал сыночек засыпать. Ай, люли, люли, люли, Спи, сыночек мой, усни. Скоро ноченька пройдет. Солнце красное взойдет, Росы свежие падут, В поле

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Словарь терминов стр. 25 Депривация (в буквальном переводе означает «лишение», «лишенность») – термин, ставший широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в эмоциональном,

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

Направление Дошкольное образование

Профиль - Дошкольная педагогика

КУРСОВАЯ РАБОТА

Театрализованные игры, их характеристика. Методика руководства театрализованными играми

Баранова Татьяна Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

1 Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

2 Характеристика театрализованных игр

3 Разновидности театрализованных игр

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ

1 Технология организации театрализованными играми

2 Основные требования к организации театрализованных игр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

театрализованный игра дошкольный

ВВЕДЕНИЕ

«Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»

А.С.Макаренко

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.

Исследованиями в данной области занимались многие отечественные психологи и педагоги. Теоретические вопросы становления игры и развития игровой деятельности изучали Л.C.Выготский, Д.Б.Эльконин. Развитие игры детей раннего возраста исследовали С.Л.Новоселова, А.Н.Фролова и др. Психологические основы игры даны в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др. Основные положения - определения игры как личностного понятия, средства социализации, приобщение ребенка к миру взрослых, культуре общества.

Игра широко применяется в педагогическом процессе ДОУ. Это - форма организации жизни и деятельности детей: средство гармонического, всестороннего развития личности: метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка в детском игровом сообществе; средство самообучения, самоорганизации, саморегуляции.

В дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры, иначе вместо управления получится ее ломка.

Для дошкольника игра является самым важным видом деятельности. В этом возрасте ребенок живет в игре. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

1 Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

2 Характеристика театрализованных игр

Советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески».

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, и т.д. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения.

Игра наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие. Театр. игра это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер.

Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно -ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно - ролевой и театрализовано игрой состоит в том, что в сюжетно -ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно - ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие: предмет, костюм или кукла имеют большое значение, т.к. облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

Сами по себе театрализованные игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках

Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

1.3.Разновидности театрализованных игр

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

настольный театр

театр на руке

напольные куклы

стендовый театр

верховые куклы

театр живой куклы

игры-драматизации:

инсценирование потешек

инсценирование небольших

инсценирование песен, сказок

инсценирование небольших литературных текстов

творчество детей

игры-спектакли:

драматический спектакль

музыкально-драматический спектакль

детская опера

спектакль на хореографической основе

спектакль ритмопластики

пантомима

театрализованное действие:

праздники

развлечения

театрализованные шоу

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Существуют такие виды театрализованной игры, как: кукольный, пальчиковый, теневой, настольный театр, игра-драматизация, музыкальные спектакли.

В одних играх дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа Петрушки - театр Петрушки (в практике часто называется театр би-ба-бо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.

В последние годы в дошкольных учреждениях появлялись куклы, устроенные по принципу марионетки.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Воспитатель учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.

Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями. Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессе воспитания. Организация театрализованного представления поможет в некоторой мере решить эту проблему.

Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания. Всестороннее влияние на развитие основных психических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика рук, фантазия, воображение, мышление, концентрация внимание), совершенствование навыков общения, происходит в процессе изготовления персонажей-кукол, управления ими в процессе театрализованной игры.

2. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМИ ИГРАМИ

1 Технология организации театрализованными играми

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра - коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе но приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

2 Основные требования к организации театрализованных игр

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.

Она учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выготский Л.С. Психология. - СПб.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2000.

Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трёх до семи лет. - СПб.: Речь; М.:Сфера, 2011.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:Академия, 2001.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1981.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

Недоспасова В.А. Растём, играя. - М.: Просвещение, 2000.

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. - СПб.: Речь, 2002.

Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. - М.: Скрипторий 2003, 2011.

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс - диагностика в детском саду. - М.: Генезис, 2008.

Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. - СПб.: Речь, 2011.

Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009.

Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа,1994.

Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Ольга Абузярова
Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста»

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада : от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Участвуя в театрализованных играх , дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Особенность театрализованных игр состоит в том , что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка , звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем , который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей , вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи , умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Для того, чтобы оказывала благоприятное воздействие на развитие детей , а в частности, формировании словаря нужно , чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Поэтому необходимо использовать разнообразные приемы :

Выбор детьми роли по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей ;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей ;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.

В заключение различными способами вызывать у детей радость .

Также большое значение на активизацию словаря , развитию воображения, обогащения речи детей отводится сказке и кукольному театру . Именно их дети лучше запоминают, любят слушать и смотреть. Сказка должна рассказываться детям ежедневно не только в детском саду, но и дома. Дети должны выступать в ней не только слушателями, но и рассказчиками.

Вот наши советы :

Предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его;

Предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес

для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки;

Предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого

медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы : театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.

В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Формирование речевой активности , диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр .

Публикации по теме:

В мою группу ходят малыши в возрасте от 2 до 3 лет. Некоторые дети еще плохо говорят,поэтому одной из основных задач нашей работы с малышами.

дидактическая игра-активный вид учебной деятельности, игра направленная на обучение и развитие детей. конкретные сведения об окружающем мире.

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря.

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора Доклад «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм». Актуальность. Основная цель.

Театрализованная деятельность как способ формирования социальных навыков дошкольников ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ Здравствуйте Уважаемые коллеги! 1-2 слайд «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей,.