Дайте характеристику одной из отраслей промышленности мира. Структура промышленности в современной мировой экономике. Динамика показателей мировой промышленности

>> Общая характеристика промышленности мира

Глава 5

География промышленности мира

§ 1. Общая характеристика промышленности мира

С переходом от индустриальной к постиндустриальной стадии развития мирового хозяйства темпы роста промышленного производства стали снижаться. В результате доля его в структуре ВМП уменьшилась с 38% в 1980 г. до 32 % в 2008 г. Тем не менее промышленность остается ведущей отраслью материального производства. В ней (вместе со строительством) заняты 500 млн человек. Промышленные изделия составляют 80-90% всей мировой торговли товарами.

В отраслевой структуре промышленности мира можно выделить три группы отраслей. Во-первых, старые отрасли, возникшие в XIX в., - каменноугольная, железорудная, металлургическая, судостроительная, текстильная. Во- вторых, новые отрасли, определявшие научно-технический прогресс в первой половине XX в., - автомобильная, алюминиевая, некоторые подотрасли химической промышленности. В-третьих, новейшие отрасли, возникшие уже в эпоху НТР и большей частью относящиеся к наукоемким отраслям или отраслям высокой технологии, - это микроэлектроника, вычислительная техника , роботостроение, индустрия информатики, атомное и аэрокосмическое производства, химия органического синтеза, микробиологическая промышленность - подлинные «катализаторы» НТР. Как правило, в наши дни они растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами. Поэтому и доля их в мировом промышленном производстве возрастает, тогда как доля новых и в особенности старых отраслей уменьшается.

Изменения наступили и в географии промышленности мира. Они связаны в первую очередь с меняющимся соотношением между странами Севера и Юга. В последние два-три десятилетия промышленность в развивающихся странах растет значительно более высокими темпами, чем в экономически развитых, особенно вступивших в постиндустриальную стадию развития. Поэтому и доля развивающихся стран в мировом промышленном производстве выросла с 15 % в 1950 г. до 40 % в 2005 г. Тем не менее ведущие позиции остаются за экономически развитыми странами (табл. 26).

Таблица 26

Десять стран, лидирующих в мировом промышленном производстве (2006 г.)

Из данных таблицы следует, что на ведущую десятку стран в мировом промышленном производстве приходится 47 % всей продукции. Но пока в нее входят только две развивающиеся страны, суммарно дающие около 11 % мировой промышленной продукции.

Надо иметь также в виду, что страны Севера занимают внеконкурентное первое место по выпуску продукции наукоемких отраслей, тогда как в странах Юга (за исключением новых индустриальных и четырех ключевых развивающихся стран) преобладают отрасли горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. В странах Севера расположено и большинство промышленных районов мира, определяющих территориальную структуру мирового хозяйства . В странах Юга резко преобладают промышленные районы с ведущей ролью горнодобывающих производств.

Максаковский В.П., Петрова Н.Н., Физическая и экономическая география мира. - М.:Айрис-пресс, 2010. - 368с.:ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Топливная промышленность - включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Этапы развития:

  1. угольный этап (первая половина XX века);
  2. нефтегазовый этап (со второй половины XX века).

Угольная промышленность Места добычи - Китай (месторождение - Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда).
Экспортёры угля - США, Австралия, ЮАР.
Импортёры - Япония, Западная Европа.
Нефтяная промышленность. Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай.
Газовая промышленность. Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.

Проблемы топливной промышленности:

  • истощение запасов минерального топлива (запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти - на 50 лет, газа - 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Электроэнергетика мира
Роль

- обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства.
Лидеры по выработке - Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч.
Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии.
ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии.
ГЭС - в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии.
АЭС - во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания.

Основными проблемами электроэнергетики являются:

  • истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание;
  • загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы - в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность

Металлургия - одна из базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами).
Cостав - две отрасли: черная и цветная.
Черная металлургия. Железная руда добывается в 50 странах мира.
Факторы размещения:

Природно-ресурсные (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа);
Транспортные (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды);
Потребительские (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали - Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

Цветная металлургия.

Факторы размещения:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 - 2%) - меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетический (выплавка легких металлов из богатой руды - энергоемкое производство - алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортный (доставка сырья);
  • потребительский (использование вторичного сырья).

Наибольшее развитие - Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. В Японии и странах Европы - на привозном сырье.
По выплавке меди лидируют - Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные экспортеры алюминия - Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Фактор размещения - сырьевой фактор.

Характеризуется наличием двух лесных поясов.

В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить - Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырьё - джут, сизаль, тростник.
Главными импортеры древесины - Япония, страны Западной Европы, отчасти США.

Лёгкая промышленность
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами.

Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы:
первичная переработка сырья;
текстильная промышленность;
швейная промышленность;
обувная промышленность.
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная.

Главными факторами размещения являются:

  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место - производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных - Россия, Италия.

Главные экспортёры - Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия.

Машиностроение
Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики.
Главные отрасли - электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение.

Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли. Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими.
Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения.

В мире сложилось 4 крупных региона машиностроения :
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать - производство ракетно-космической техники, ЭВМ.
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения.
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий.
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение.
Химическая промышленность
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:
горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
химию органического синтеза (производство полимеров - пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
Факторы размещения:

  • Для горнохимической - природно-ресурсный фактор определяющий,
  • для основной и химии органического синтеза - потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:
Зарубежная Европа (лидирует Германия);
Северная Америка (США);
Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

Если рассматривать политическую или экономическую карты мира, можно проследить одну существенную закономерность в размещении стран с показателями экономического развития выше среднестатистического. Эти страны создают несколько групп, территории которых близко расположены. И это не просто интересный географический факт, а важная закономерность географии современного мирового хозяйства.

Промышленность является важнейшей отраслью производстве нной сферы. И хотя в эпоху НТР удельный вес промышленности в структуре занятости населения снизился за счет непроизводственной сферы, это больше говорит об успехах автоматизации и роботизации промышленного производства.

Условно промышленность делится на добывающие и обрабатывающие отрасли. Доля этих отраслей в экономике страны говорит об уровне ее экономического развития. Чем более развита экономика страны, тем шире там представлены обрабатывающие отрасли. В наши дни около $80\%$ продукции обрабатывающей промышленности приходится на страны с высоким уровнем развития – Япония, США, страны Западной Европы. Доля добывающих производств в их экономике незначительна (до $6\%$). Роль развивающихся стран в развитии промышленности постепенно возрастает. А в отдельных современных отраслях некоторые развивающиеся страны вышли на лидирующие позиции (страны новой индустриализации).

В структуре обрабатывающих отраслей доминирующую роль играют химическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, цветная металлургия . Каждой из этих отраслей характерны свои особенности размещения и развития. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Энергетика

Определение 1

Энергетика – сложный комплекс взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих добычу и переработку энергоресурсов, выработку и передачу электроэнергии.

В состав энергетики входят топливная промышленность и электроэнергетика. За последнее время в структуре топливной промышленности произошли существенные изменения. Вместо угля шире начали использовать нефть и газ.

Сегодня нефтедобывающая промышленность развита в $75$ странах мира. Благодаря нефтяным ресурсам Ближний Восток превратился в главную мировую топливно-энергетическую базу. Самые высокие показатели добычи нефти у Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, ОАЭ, Кувейта.

Ближневосточные месторождения дают около $30\%$ мировой добычи нефти. $20\%$ нефти добывают страны Северной Америки. Среди нефтедобывающих стран южной Америки лидирует Венесуэла. В Европе на шельфе Северного моря ведут добычу нефти Великобритания и Норвегия. Морские месторождения нефти разрабатывают также Дания, Испания, Нидерланды. Среди стран СНГ высокие показатели добычи нефти имеют Россия, Казахстан и Азербайджан.

Нефтеперерабатывающая промышленность сосредоточена в экономически развитых странах мира.

Возрастает роль газовой промышленности. Газ является не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Главными газодобывающими странами мира являются:

  • Россия,
  • Туркменистан,
  • Иран,
  • Индонезия,
  • Катар,
  • Великобритания,
  • Канада.

Замечание 1

Электроэнергетика – одна из наиболее ведущих отраслей НТР. В производстве и потреблении электроэнергии выделяются развитые страны мира. Среди них выделяют США, Китай, Японию, Германию, Канаду, Францию, Россию, Великобританию. Большую часть электроэнергии производят на ТЭС ($75\%$). ГЭС строятся в районах с бурными реками – в Северной Европе, Южной Америке. Сегодня ГЭС дают около $17\%$ электроэнергии. Возросла роль АЭС. Ныне на них производят почти $7\%$ мировой электроэнергии. Здесь лидируют Франция, Бельгия, Швеция. Используют также нетрадиционные источники энергии – Солнце, ветер, внутреннюю энергию Земли.

Металлургия

Горнодобывающая промышленность размещена в местах сосредоточения промышленных запасов сырья. Китай, Австралия, Бразилия, Швеция, Украина, Канада, Россия, США, Казахстан знамениты месторождениями железных руд. Медными рудами славятся Чили, США Канада . Эти же страны являются лидерами мировой цветной и черной металлургии. Черная металлургия на привозном сырье развита в Японии. В последнее время в развитых странах усиленно развивается порошковая металлургия.

Машиностроение

Мировое машиностроение состоит приблизительно из $70$ отраслей и обеспечивает $37\%$ стоимости мирового промышленного производства. В настоящее время повышается процент наукоемких отраслей машиностроения. Условно машиностроительный комплекс делится на общее машиностроение, точное и транспортное.

  • Общее машиностроение , которое основывается на металлургической базе и сырье, размещено в Приозерном районе США, в Рурском бассейне Германии, в Верхнесилезском бассейне Польши, на Урале и в северо-восточном Китае.
  • Транспортное машиностроение особо развито в таких странах, как США, Япония, Германия, Франция и Южная Корея. Авиа- и ракетостроением знамениты США, Россия, Франция, Китай. Разрабатывается ракетостроение и в КНДР.
  • Точное машиностроение получило развитие в конце $ХХ$ века, с развитием НТР. Наряду с традиционно высокоразвитыми странами (США, Японией, Германией), конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию на мировой рынок начали массово поставлять Китай, Индия и страны «новой индустриализации» - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Малайзия.

Сегодня на экономической карте мира выделяются три основных мировых центра машиностроения: Северная Америка, Западная Европа, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия.

Химическая промышленность

Химическая промышленность также считается одной из ведущих отраслей НТР. Ныне в мире используется более $400$ тыс. химических веществ. Они часто вытесняют из потребления и производства природные материалы. Успехам химической промышленности способствует то, что она имеет широкую сырьевую базу.

Традиционно ведущим регионом развития химической промышленности остается Западная Европа. На долю стран этого региона приходится около $40\%$ мировой химической продукции. Первенство здесь занимают Германия, Италия и Франция. Традиционные производства основной химии основаны на собственном сырье, а химия органического синтеза ориентируется на импортное сырье.

Химическая промышленность США, развивающаяся на базе отходов черной металлургии Приозерья и нефти Юга. По своему объему она не уступает европейскому производству. А продукция химической промышленности широко используется населением, как в производстве, так и в быту.

В странах Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, страны «новой индустриализации») быстрыми темпами развивается химия органического синтеза на импортном (за исключением Китая и Индонезии) сырье.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

В зоне лесов находятся такие страны, как США, Канада, Россия, страны Скандинавского полуострова, Бразилия. Именно там находятся крупнейшие центры размещения лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Предприятия тяготеют к источникам сырья, воды и к потребителю.

Легкая промышленность

Замечание 2

Отрасль легкой промышленности считается одной из старейших отраслей мирового хозяйства. Ее подотраслями являются текстильная, швейная, меховая, обувная и кожгалантерейная промышленности.

Главными производителями ткани выступают США, Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина.
Швейная промышленность развита в Италии, Франции, Индии, Южной Корее.
Париж, Вена и Нью-Йорк считаются центрами мировой моды.

В последнее время в географии легкой промышленности наблюдается сдвиг постепенно в сторону развивающихся стран.

Промышленность - это ведущие отрасли материального производства; предприятия, занятые добычей сырья, производством и переработкой материалов и энергии, изготовлением машин. Существует большое количество групп отраслей промышленности, выделяемых по разным признакам: по назначению выпускаемой продукции, по используемому сырью, технологии производства. Основными из них являются добывающая и обрабатывающая отрасли.

Отрасли промышленности иногда различают по другому принципу:

тяжелая промышленность: добывающая, часть производств машиностроения, химической промышленности, энергетическая, металлургическая, стройматериалов;

легкая промышленность: все виды легкой, пищевой и др.

Каждая из отраслей и производств промышленности характеризуется разной степенью капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, наукоемкости. Они могут быть даже внутри одной отрасли очень разными для отдельных производств (например, в химической промышленности материалоемкими являются добыча химического сырья, производство минеральных удобрений, многих видов кислот и щелочей, а другой полюс представляют нематериалоемкие: парфюмерно-косметическая, фармацевтическая, фотохимическая, производство реактивов и т.д.).

Исторический экскурс. Роль промышленности постоянно возрастала по мере развития капитализма, особенно в период промышленной революции конца XVIII-XIX вв., когда происходило интенсивное развитие горнодобывающей промышленности, строительство новых заводов и фабрик, наращивание производственных мощностей, рост потребления энергии всех видов и, как следствие этого, резкое обострение экологических проблем. Промышленная революция характеризовалась изобретением парового двигателя, массовым производством текстиля, строительством железных дорог, изобретением телеграфа и т.д. Быстрый рост промышленности в конце XIX и первой половине XX в. превратил ее в главную отрасль материального производства по величине стоимости продукции (по этому показателю промышленность превосходила сельское хозяйство к 1950 г. в 2 раза, а к концу XX в. в 7-8 раз). Сельское хозяйство было и остается ведущей отраслью хозяйства в странах, не прошедших процесс индустриализации. В развитых странах сельское хозяйство и добывающие производства оставались ведущими до тех пор, пока не произошли промышленные революции (в большинстве из них до начала XX в.).

В начале XXI в. наибольшая в мире доля промышленности - на уровне 50-60% ВВП характерна для развивающихся стран, обладающих запасами полезных ископаемых мирового значения, на основе которых развивается экспортоориентированная добывающая промышленность и для некоторых стран с переходной экономикой. Поиски альтернативных видов энергии, интенсификация производства, снижение его энергоемкости, а главное, приоритетное развитие сферы услуг привели к постепенному снижению доли промышленности в экономически развитых странах до уровня 20-40%. Эта тенденция характерна и для начала XXI в.: доля промышленности в ВВП развитых стран Запада уменьшится до 15-20% в 2020 г. против 23% в 2000 г.

По данным ЦРУ США, в мировой экономике в целом промышленность составляла в 2009 г. 30,6% мирового валового продукта, сфера услуг - 63,4%, а на долю сельского хозяйства и добывающих производств приходилось 6%.

Добывающая промышленность. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (горнодобывающая, нефтедобывающая, угольная и др.).

Добывающая промышленность (включает:

■ получение электроэнергии;

■ все отрасли горнодобывающей промышленности;

■ лесозаготовку, лесные промыслы;

■ охоту, рыболовство, добычу морского зверя. Иногда лесозаготовку и лесные промыслы рассматривают вместе с деревообработкой, выделяя лесную и деревообрабатывающую промышленность.

Основные предприятия добывающей промышленности: в электроэнергетике - электростанции; в горнодобывающей промышленности - карьеры, рудники, разрезы, шахты, прииски; в лесозаготовках - леспромхозы; в охотничьем и рыболовецком промыслах - охотничьи, рыболовецкие, зверобойные хозяйства и артели. Это - самая материалоемкая отрасль мировой индустрии, дающая ежегодно несколько десятков миллиардов тонн разнообразных полезных ископаемых и большое количество руд черных и цветных металлов, строительных материалов (песка, глины, сырья для цементной промышленности и т.д.). При этом количество добытых полезных ископаемых в начале XXI в. удвоилось по сравнению с 1970 г. Однако стоимость продукции добывающей промышленности составляет всего около 10% мировой индустрии, так как цена добываемого сырья в большинстве случаев невелика. На разработку карьеров и добычу полезных ископаемых приходится менее 1% валового мирового продукта. Потребление полезных ископаемых также сконцентрировано в нескольких регионах мира. США, Канада, ЕС, Япония, Австралия в которых живет 15% населения планеты, вместе потребляют большую часть металлов, производимых в мире: около 61% алюминия, 60% свинца, 59% меди, 49% стали. Показатели потребления на душу населения также в пользу развитых стран: в США на душу населения приходится 22 кг алюминия, в Индии - 2 кг, в Африке - 0,7 кг.

В составе добывающей промышленности около 75% общего объема производства приходится на горнодобывающие отрасли. Она обладает повышенной фондоемкостью и энергоемкостью - на ее долю приходится 1/5 всех производственных основных фондов, т.е. столько, сколько имеет машиностроение, и в два раза больше, чем химическая и нефтехимическая промышленность. На добычу и обогащение полезных ископаемых ежегодно расходуется 7-10% мировой добычи нефти, газа, угля, производства электроэнергии. Именно поэтому горнодобывающая промышленность оказывает отрицательное воздействие на экологию. В начале XXI в. во всем мире было добыто более 900 млн т металлов, после которых осталось 6 млрд т пустой породы. При этом количество отходов продолжает возрастать, так как снизилось процентное содержание металлов в некоторых рудах. Так, на одно золотое обручальное кольцо приходится 3 т отходов.

Таблица 10.1. Горнодобывающая промышленность в мировой экономике (в начале XXI в.)

Улучшить ситуацию в горнодобывающей промышленности может производство металлов из вторичного сырья, поскольку оно менее энергоемко, чем из руд. Но для некоторых металлов уровень переработки не только не возрастает, но продолжает снижаться.

Обрабатывающая промышленность. К этой группе относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов. В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).

Цифры и факты. Доля меди в мировом производстве, полученная после вторичной переработки, составляет всего лишь 13% в начале XXI в., в то время как этот показатель в 1980 г. был 20%. Только 4% цинка в мире производится из переработанного сырья.

По целевому назначению продукции обрабатывающая промышленность делится на основные отрасли: машиностроение, химическую, легкую промышленность и агропромышленный комплекс.

Таблица 10.2. Обрабатывающая промышленность

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу так называемой тяжелой индустрии. На их долю приходится примерно 90% общего объема продукции промышленности в мировой экономике. Специализированные отрасли, сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли: тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительные материалы и т.д.) и легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли АПК (пищевая, мясная и молочная, рыбная, лесная).

Обрабатывающая промышленность дает подавляющую часть вырабатываемой в мире продукции как по стоимости, так и по ее видам.

Ведущей среди них является машиностроение (около 40% стоимости мировой промышленной продукции). Ему значительно уступают химическая и пищевая промышленность (примерно по 15%), легкая и группа отраслей по переработке древесины -деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (9-10%), и замыкают список металлургия и электроэнергетика (по 5-7%). Таким образом, большинство отраслей обрабатывающей промышленности превосходит по стоимости продукции всю добывающую промышленность.

Машиностроение. Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят: общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII-XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промышленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более (доля общего - до 37%; транспортного - до 35%; электротехники - до 30%). Ожидается, что к 2020 г. машиностроение составит почти половину промышленного производства данных стран.

Исторический экскурс. Создание отдельных специализированных отраслей машиностроения: производство локомотивов, станков, горно-шахтного и металлургического оборудования относится еще к первой половине XIX в. На рубеже XIX и XX вв. было положено начало развитию таких отраслей как автомобильная, электротехническая, приборостроение и др. До Первой мировой войны в мировом машиностроении лидировала Западная Европа, по производству продукции машиностроения она превосходила США более чем в 2 раза. Вторая мировая война резко изменила расстановку сил в мировом машиностроении. Позиции лидера безоговорочно заняли США и удерживали их на протяжении всей второй половины прошлого века, тогда как машиностроение наиболее пострадавших в войне стран Западной Европы лишь к середине 1950-х гг. постепенно восстановило свои позиции, однако к концу XX в. на их долю приходилось в среднем лишь 19% мирового машиностроительного производства.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в развитых странах: на отрасль приходится до 35-40 % всей стоимости промышленной продукции и до 1/3 всех работающих в индустрии.

Она является самой наукоемкой отраслью современной индустрии, все достижения НТП внедряются, прежде всего, в этой отрасли. Ассортимент видов и типов продукции машиностроения насчитывает несколько миллионов наименований. Ни одна страна в мире не может вырабатывать такое количество изделий.

Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Во-первых для него характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Именно машиностроение занимает лидирующие позиции по использованию ЭВМ и другой электронной техники. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей машиностроения все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В-третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения часто ориентируются на ее центры, хотя в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости отрасли. В-четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - велика роль специализации и кооперирования, вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В-пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т.п., которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

На протяжении XX в. объем продукции мирового машиностроения увеличился примерно в 100 раз, в США - почти в 300 раз, В Западной Европе - в 33 раза, в Японии - в 5500 раз. Еще одно перераспределение сил в мировом машиностроении имело место в последней четверти XX в., когда резко увеличившая объемы машиностроительного производства Япония, а вслед за ней и некоторые страны Тихоокеанского региона заметно потеснили позиции и Западной Европы, и США.

В 2008-2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом рост мировой промышленной продукции, по данным ЦРУ США, впервые за много лет составил отрицательную величину (-2,7% в 2009 г.).

Быстрый рост машиностроения во всех ведущих странах мира в значительной мере был обусловлен ростом капиталовложений. В результате этого оказалась возможной не только существенная интенсификация традиционной техники и технологии, но, что не менее важно, форм и методов организации машиностроительного производства. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится большая часть мировой машиностроительной продукции. Второй - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидируют Япония и Китай, также сочетающие продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый - страны с переходной экономикой (в основном СНГ), отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом машиностроении незначительна: примерно 7% в начале XXI в. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в новых индустриальных странах, что в целом связано со строительством в них филиалов западных ТНК.

По стоимости продукции в мировом машиностроении вырвалась вперед такая новейшая отрасль, как электронная. Электронная промышленность - самая наукоемкая и инновационная отрасль современного машиностроения. В машиностроении отдельных стран (Япония, США, Республика Корея и др.) электронная промышленность заняла ведущие позиции. С 1997 г. в США продукция электронной промышленности учитывается отдельно от электротехнической и ее доля в машиностроительном комплексе постоянно возрастает: 20,1% в 1980 г., 28,6% в 2000 г. и по прогнозам составит 38,9% в 2020 г.

Очень велик удельный вес экспортной составляющей в производстве всех электронных товаров. В составе отрасли самую большую долю по стоимости занимает производство различных видов вычислительной техники - до 40-45 %. Основную часть этой продукции дают крупные фирмы (ТНК) США, Японии, ряда стран Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань и др.) и в меньшей степени Западной Европы. Фирмы Западной Европы специализируются на выпуске мобильных средств связи, оборудования для промышленности, научных приборов.

Транспортное машиностроение (производство наземных, водных и воздушных транспортных средств) - вторая по значению отрасль современного машиностроения. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей в мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: "Дженерал моторе", "Форд", "Фольксваген", "Тойота". Основные страны производители: Германия, США, Франция, Япония. Мировой экономический кризис затронул данную отрасль в значительной степени. Так, в январе 2009 г. производство автомобилей в Германии сократилось на 34% к январю 2008 г., а экспорт - на 39%. Сильнее всего пострадало автомобилестроение в Италии, где в декабре 2008 г. падение составило 50%. В США и Великобритании продажи упали на 37%, в Швеции - на 36%, во Франции - на 14%. Китай, Индия и Бразилия пострадали в меньшей степени, поскольку выпускаемые ими автомобили имеют доступные цены и экономичный двигатель.

Авиаракетно-космическая промышленность - (АРКП) - одна из самых современных отраслей машиностроения и включает в себя большое количество различных производств. Она является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, требующей больших научно-технических разработок и больших капиталовложений. АРКП - это отрасль машиностроения, возникшая в эпоху НТР и объединяющая созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В структуре отрасли выделяют самолето- и вертолетостроение, ракетостроение, производство космических летательных аппаратов, производство двигателей, авиационное приборостроение и др. Полным набором подотрослей обладают лишь несколько экономически высокоразвитых стран. Поэтому только промышленно развитые страны способны производить все виды ее продукции (средняя стоимость 1 кг магистрального пассажирского самолета составляет 1000 долл. США, а стоимость 1 кг автомобиля - 20 долл.).

Все производства АРКП - наукоемкие, трудоемкие с высокой долей среди персонала инженерно-технических работников и высококвалифицированных рабочих. В мире существуют только три центра - Россия, США и ЕС, - имеющие научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и промышленные предприятия, которые обеспечивают разработку и производство авиационной и космической техники в широком спектре потребностей мирового рынка. Высокая наукоемкость производственного процесса обусловлена сложностью продукции, которая выпускается в небольших количествах (авиалайнеров - в мире около 1 тыс. в год, вертолетов - 600-1000). А высокая степень капиталоемкости отрасли определяет высокую ее монополизацию (даже в ведущих странах насчитывается лишь по 3-4 фирмы).

Для размещения крупных предприятий АРКП внутри отдельных стран характерно тяготение к крупным агломерациям и городам, располагающим научно-исследовательскими учреждениями. Оказывают влияние и другие факторы, например, заинтересованность фирм, военно-стратегические соображения и пр.

В США официальная правительственная поддержка осуществляется путем бюджетного финансирования разработок новых технологий, около 50% всех государственных субсидий приходится на авиакосмическую отрасль. В результате в этой отрасли около 70% общего объема затрат на НИОКР (около 20 млрд. долл. в год) идет за счет государственного финансирования.

Авиационная промышленность формировалась первоначально как военная отрасль и лишь со временем стали производиться и гражданские самолеты (крупные пассажирские авиалайнеры и небольшие самолеты и вертолеты, необходимые для нужд народного хозяйства). В настоящее время самолеты и вертолеты делают более 20 стран мира, но лидируют в мировом авиастроении США, они контролируют 2/3 мирового рынка гражданской авиации. Крупнейшими транснациональными компаниями мира (по объемам продаж) в аэрокосмической отрасли являлись "Боинг" (США), "Локхид Мартин" (США) и "Юнайтед Текнолоджиз" (США). Лидерами в отрасли, кроме США, являются Россия, Франция, Великобритания, Германия. Россия на мировом рынке гражданской авиастроения занимает около 1% (к 2020 г. поставлена задача увеличить долю до 10-15%), а на рынке военного авиастроения - 25%.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Общее машиностроение - эта группа машиностроительных отраслей, характеризующаяся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России. Среди крупнейших машиностроительных компаний лидируют ТНК США.

Таблица 10.3. Крупнейшие мировые машиностроительные компании

Доля общего машиностроения в обшей структуре машиностроительного комплекса медленно снижается в США (с 24,2% в 1980 г. до 22,0% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.) и Японии (с 28,4% в 1980 г. до 24,1% в 2000 г. и по прогнозам снизится до 20,0% в 2020 г.). Только в Германии ожидается увеличение доли общего машиностроения (с 25,9% в 1980 г. до 27,7% в 2000 г. и по прогнозам увеличится до 28,0% в 2020 г.). В общем машиностроении этой страны функционируют свыше 4,5 тыс. фирм, в основном специализированных на мелкосерийном производстве с учетом требований заказчиков. Их положение во многом зависит от спроса на внешнем рынке.

Важные геополитические и экономические трансформации второй половины XX века — начала XXI века, быстро развивающееся мировое хозяйство, его интернационализация и интегрирование бывших социалистических стран в единое мировое хозяйство, повышение степени открытости национальных экономик, усиление взаимозависимости всех субъектов мирохозяйственных отношений открыли путь к заметным изменениям в структуре и функциях международного производства и обмена.

Общей закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства является последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей к технически относительно несложным производствам (легкая, пищевая промышленность), капитало- и материалоемким отраслям (металлургия, химическая промышленность) и, наконец, к наукоемким отраслям, создающим продукцию на основе высоких технологий. Иначе говоря, в процессе экономического развития «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство в отраслевой структуре хозяйства «вторичным» (обрабатывающая промышленность и строительство), а те - «третичным» (сфера услуг).

Развитие промышленности за два последних десятилетия привело к кардинальным изменениям в условиях и образе жизни всего человечества. Благодаря внедрению достижений научно-технического прогресса масштабы выпуска продукции в абсолютном выражении во всех отраслях промышленности мира продолжают увеличиваться. Рост объемов промышленного производства происходит при одновременном сокращении числа занятых в экономически высокоразвитых странах. Уровень производительности труда в промышленности много выше, чем в сельском хозяйстве и даже в сфере услуг.

На рубеже XX и XXI вв. исследование проблем размещения промышленности мира приобрело особое значение из-за того, что глобализация и переход к постиндустриальной стадии развития обусловили то, что мировая экономика стала реструктуризироваться и происходили сдвиги в размещении промышленного производства как на локальном, так и на региональном и планетарном уровнях.

В настоящее время всестороннее изучение особенностей размещения и структурных сдвигов в промышленности мира может способствовать поиску возможных путей структурной трансформации российской промышленности как части мирохозяйственного комплекса с целью развития и роста ее конкурентоспособности.

Анализ произошедших на рубеже XX — XXI вв. изменений в размещении производства типичных видов продукции ведущих отраслей промышленности позволил сделать важные выводы об особенностях и перспективах развития мировой промышленности.

Глава 1. Структура современной промышленности

Уровень развития любой страны определяется структурой ее экономики. Экономика современного государства подразделяется на отрасли. Она включает производственные отрасли и виды непроизводственной деятельности. Понятия «производственная» и «непроизводственная» сферы являются наиболее значимыми характеристиками структуры экономики.

Непроизводственная сфера (или сфера услуг) включает в себя такие виды деятельности, в процессе которых не создаётся никакого материального (вещественного) продукта. Как правило, выделяются следующие отрасли непроизводственной сферы:

  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • непроизводственные виды бытового обслуживания населения;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • народное образование;
  • финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
  • культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • управление;
  • общественные объединения.

Производственная сфера («реальный сектор» — в современной терминологии) представляет собой совокупность производств и видов деятельности, результатом которых является материальный продукт (товар). В состав отраслей материального производства обычно включаются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь.

Деление на отрасли обусловлено общественным разделением труда. Различают три формы общественного разделения труда: общее, частное и единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т.д.). Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства.

Например, в промышленности выделяются:

  • электроэнергетика;
  • топливная промышленность;
  • черная металлургия;
  • цветная металлургия;
  • химическая и нефтехимическая промышленность;
  • лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
  • промышленность строительных материалов;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность и др.

В свою очередь каждая из них состоит из узкоспециализированных отраслей, например, цветная металлургия включает медную, свинцово­цинковую, оловянную и другие отрасли промышленности.

Единичное разделение труда существует на предприятии, в учреждении, организации между людьми разных профессий и специальностей.

1.1 Структура общественного производства

Самой главной отраслью материального производства является промышленность, состоящая из множества отраслей и производств, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Промышленность - совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда как для самой промышленности, так и для других отраслей народного хозяйства, а также добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии, заготовкой леса и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве, производством потребительских товаров.

Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества.

Под отраслью промышленности понимается совокупность предприятий, вырабатывающих однородную по экономическому назначению продукцию и характеризующихся общностью перерабатываемого сырья, однородностью технической базы (технологических процессов и оборудования), профессиональным составом кадров.

Промышленность состоит из двух больших групп отраслей:

  1. добывающей
  2. обрабатывающей промышленности.

К добывающей промышленности относятся предприятия по добыче горно-химического сырья, руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья для металлургии, неметаллических руд, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, лёгких природных заполнителей и известняка, а также гидроэлектростанции, водопроводы, предприятия лесоэксплуатации, по лову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относятся предприятия по производству чёрных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятия по ремонту промышленных изделий (паровозоремонтная, локомотиворемонтная) и теплоэлектростанции.

1.2 Классификация отраслей промышленности и её отраслевая структура в современном мировом хозяйстве

Промышленность - ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть ВВП и национального дохода. В современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%.

Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, родственных предприятий и производственных объединений. В её отраслевой структуре отражается уровень индустриального развития страны и её экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:

  • доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
  • доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
  • коэффициент опережения;
  • соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями.

К прогрессивным относятся отрасли, развитие которых обеспечивает ускорение научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит эффективность общественного производства. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.

Коэффициент опережения выражает темп роста отрасли или отдельного комплекса Т отр к темпу роста всей промышленности Т пром:

Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими отраслями обычно характеризует положительные тенденции в экономике страны (табл. 1).

Взаимосвязи отраслей промышленности, пропорции, сложившиеся между ними, обусловлены способом производства, а также совокупным действием на его основе многих других факторов, определяющих изменения в отраслевой структуре промышленности. К таким факторам относятся:

  • научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов в производстве;
  • уровень общественного разделения труда, развитие специализации и кооперирования производства;
  • рост материальных потребностей населения;
  • общественно-исторические условия, в которых идет развитие промышленности;
  • природные ресурсы страны.

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что непременно ведет к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. Изменения сложившихся пропорций в экономике происходили по двум направлениям:

  1. во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики,
  2. во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей.

При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения.

Большие сдвиги происходят в отраслевой структуре мировой промышленности. Они выражаются, прежде всего, в изменении пропорции между добывающими и обрабатывающими отраслями. В течение всей второй половины XX в. сохранялась устойчивая тенденция к уменьшению доли добывающих отраслей в общем промышленном производстве; теперь она составляет примерно 1/10. Но изменения коснулись и внутренних пропорций в добывающей и обрабатывающей промышленности.

Добывающая промышленность представляет собой целый комплекс отраслей и подотраслей, включающий в себя не только горнодобывающую, но и лесозаготовительную промышленность. К нему относят также морской промысел, водоснабжение, охотничье-промысловое хозяйство. Примерно 3/4 суммарного выпуска продукции этой отрасли приходится на главную ее подотрасль - горнодобывающую промышленность. В свою очередь в структуре горнодобывающей промышленности 3/5 продукции (по стоимости) обеспечивает нефтегазовая промышленность, а остальную часть примерно в равных долях - угольная и рудодобывающая.

Обрабатывающая промышленность - в структурном отношении гораздо более сложный комплекс, включающий более 300 различных отраслей и подотраслей, которые принято подразделять на четыре блока:

  • производство конструкционных материалов и химических продуктов;
  • машиностроение и металлообработка;
  • легкая промышленность;
  • пищевая промышленность.

Первое место в структуре мировой обрабатывающей промышленности занимает машиностроение (40% всей продукции), на втором месте стоит химическая промышленность (более 15%). Далее следуют пищевая (14%), легкая промышленность (9%), металлургия (7%) и другие отрасли. Соотношение между ними несколько меняется со временем, но в целом остается относительно стабильным. Зато сдвиги, происходящие в структуре каждой из перечисленных отраслей, обычно бывают более заметными. Прежде всего, это относится к машиностроению, как самой диверсифицированной отрасли промышленного производства.

Самой быстрорастущей отраслью мирового машиностроения была и остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности уже выросла до 1/10. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост. Причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования; увеличивается - дорожно-транспортных машин, и в особенности роботов, конторского оборудования и т. п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.

Известны две стратегии (модели индустриализации) развивающихся стран - внутриориентированная и внешнеориентированная.

Первую из них принято называть стратегией импортозамещения. Она проводилась в основном на первом этапе индустриализации развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и заключалась в постепенном отказе от импорта промышленных изделий и в обеспечении внутреннего рынка собственной продукцией. Сначала такое импортозамещение осуществлялось в производстве потребительских товаров - тканей, одежды, обуви, мебели и т. п. Затем оно охватило и продукцию тяжелой промышленности.

Однако подобное импортозамещающее развитие в целом оказалось недостаточно эффективным. Поэтому многие страны стали приходить к другой, экспортоориентированной модели развития, в основу которой было положено продвижение местных товаров на мировой рынок. В наибольшей мере эта модель характерна для новых индустриальных стран Азии.

Обрабатывающая промышленность развивающихся стран специализируется в основном на выпуске более простой, мене техноемкой продукции.

Высокие показатели промышленного производства развивающихся стран достигнуты в первую очередь благодаря сравнительно небольшой группе этих государств - прежде всего так называемых ключевых (Китай, Индия, Бразилия, Мексика) и новых индустриальных. Важно и то, что эти успехи достигнуты не только в результате индустриализации как таковой, но и в значительной мере вследствие преднамеренного переноса («миграции») с Севера на Юг многих массовых, трудоемких, дешевых и к тому же экологически опасных «грязных» производств.

В странах Севера сосредоточено подавляющее большинство крупных промышленных ТНК, которые кроме прочего владеют значительной частью промышленного потенциала стран Юга. Неудивительно, что промышленная продукция развивающихся стран во многом предназначается для товарных рынков развитых государств. Что же касается производительности труда в промышленности, то по ее уровню страны Юга уступают странам Севера в среднем в четыре раза, хотя при расчете этого соотношения учитывают показатели только самых «продвинутых» из них.

Все это в какой-то мере характеризует и распределение промышленного производства между крупными географическими регионами мира. Среди них особо выделяются три - Европа, Азия и Северная Америка. Большой интерес для географического анализа промышленности мира представляет также определение ведущих стран, которые, по существу, задают тон в этой отрасли. Характерно, что в их перечне оказалось 14 развитых и 6 развивающихся стран. Именно с этими ведущими странами связано и размещение главных промышленных районов мира (Табл. 2) .

Страны Производство, млрд. долл. США Страны
США 2685 305 Тайвань*
Япония 1235 300 Испания
Китай 1235 270 Россия
Германия 835 250 Республика
Великобритания 600 220 Нидерланды
Италия 520 ^ 190 Бельгия
Франция 445 190 Индонезия
Бразилия 370 190 Мексика
Индия 360 170 Австралия
Канада 320 145 Таиланд

* Включая Сянган

Таблица 2. Первые двадцать стран по размерам промышленного производства в 2010 г.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы. Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).

В настоящее время отрасли промышленности объединены в основные комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной и агропромышленный.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью — удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и экспортирует топливо и энергию в значительных объемах. В настоящее время этот комплекс играет существенную роль в обеспечении страны иностранной валютой.

Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал.

Машиностроительный комплекс может быть поставлен на первое место в развитии экономики. В развитых странах на его долю приходится от 35 до 50 % общего объема промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ. Современный уровень отрасли не отвечает требованиям экономического и социального развития страны. Машиностроение занимает лишь 20 % общепромышленного производства.

Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно­бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей. По запасам древесины (около 82 млрд, м3) Россия занимает ведущее место в мире и в 3 раза превосходит США, в 30 раз — Швецию и в 40 раз — Финляндию. При этом лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает в ВВП лишь 2,6 %, а в валютной выручке от экспорта — 4,3 %.

Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.

Глава 2. Современное состояние и перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой экономики

2.1 Оценка современного состояния промышленности в мировом хозяйстве

В отраслевой структуре мировой промышленности происходит постепенное уменьшение значения добывающих и возрастание доли обрабатывающих отраслей. Отчасти это объясняется снижением материалоемкости производства, прежде всего в развитых странах, а также заменой минерального сырья искусственным. Но главной причиной данного структурного сдвига являются растущие различия в стоимости продукции этих отраслей: в обрабатывающей промышленности стоимость производимых товаров на единицу продукции значительно выше, особенно в наукоёмких отраслях.

Снижение доли добывающих отраслей в большинстве развитых стран было достигнуто за счёт увеличения добычи сырья в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Так, в развитых странах удельный вес добывающих отраслей в промышленности составляет 2%, в развивающихся странах — 14%, а в России — около 30%.

В обрабатывающей промышленности развитых стран происходит перемещение центра тяжести с капиталоемких и металлоемких отраслей (металлургия, нефтепереработка, производство строительных материалов и др.) к наукоемким (электроника, фармацевтика, малотоннажная химия, авиационная и ракетно-космическая). Доля продукции машиностроения и металлообработки растет постоянно, и на нее в последние годы приходится около 40% производства всей продукции обрабатывающей промышленности мира. Электроника вместе с электротехникой — самая быстрорастущая отрасль мировой промышленности.

Происходит дальнейшее усиление специализации развитых стран на производстве наиболее дорогостоящей промышленной продукции, прежде всего наукоёмкой (авиакосмической, биотехнологической, информационно- коммуникативной)

2.2 Динамика показателей мировой промышленности

Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.

На структуру промышленности влияют также опережающие темпы развития отраслей, в первую очередь обеспечивающих научно-технический прогресс, - машиностроения, химической промышленности и электроэнергетики.

Машиностроение - главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население — предметами потребления, в том числе и длительного пользования.

Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающей промышленности составляет 35-38 %, а в экспорте — 50% и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25-33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.

Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран - Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу

2.3 Перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой промышленности

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Отрасли ТЭК относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обычно основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся на нефтегазодобывающую промышленность и электроэнергетику (примерно в равных долях) и до 15% — на нефтепереработку и угольную промышленность. Значительное влияние на инвестиционный процесс в ТЭК в целом оказывают инвестиции в нефтяную промышленность.

В соответствии с циклическим характером развития нефтяной промышленности происходят и изменения капиталовложений не только в эту отрасль, но и в целом в ТЭК.

Все более важным источником топливно-энергетических ресурсов становится атомная энергия. В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов. Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире остается на уровне 10-11%. Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС), по крайней мере, в ближайшие 10 лет. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году приток заказов стал чрезвычайно мал.

Однако в целом зависимость энергетики ряда стран мира от АЭС весьма значительна. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте.

К 2020-2030 годам доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, по расчетам, составит 30%, а это потребует значительного увеличения добычи урана.

Лидирующую позицию в группе топливно-сырьевых товаров занимает нефть. Однако в последние годы из-за структурных сдвигов в экономике произошло снижение потребления нефти. В последние годы быстро развивается международная торговля природным газом.

Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% у Японии, 95% — у Франции и Германии, 40% — у США.

Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений в РФ от внешней торговли.

Машиностроение

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

Государственное регулирование указанных отраслей осуществляется по двум основным направлениям — по линии стимулирования инновационного процесса и путем реализации различных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

Развитие машиностроительного комплекса органически связано с интенсификацией научно-исследовательской деятельности. Активизация НИОКР обусловлена сокращением жизненного цикла товаров, обострением конкуренции, усложнением научных проектов, приобретающих в массе своей междисциплинарный характер. В настоящее время США тратят на НИОКР в машиностроении больше, чем Япония, ФРГ и Великобритания вместе взятые. По абсолютной величине годовые расходы на НИОКР в США в целом по машиностроительному комплексу сопоставимы с суммарными капиталовложениями в основной капитал машиностроения, а в отдельных отраслях даже превышают их. Наиболее быстрыми темпами растет объем научных исследований и разработок в новых, наукоемких отраслях машиностроения, таких как АРКП, электронная промышленность, производство ЭВМ, приборостроение.

В группе традиционных отраслей в Японии (общее, транспортное машиностроение) главными направлениями качественного совершенствования продукции в прогнозном периоде являются повышение надежности, безопасности, экологической чистоты, энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование автоматизированных систем управления работой основных агрегатов на базе микропроцессорной техники.

В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), приборостроения и АРКП в общем объеме продукции машиностроения, по имеющимся оценкам, в примерно 50-55% в 2015 г., в том числе собственно производство ЭВМ -15%.

Что касается мировой торговли машинами и оборудованием, то более 80% этой отрасли приходится на индустриальные страны. Доля России в мировом экспорте машин и оборудования составляет менее 1%, а в общем объеме российского экспорта машинно-технической продукции в промышленно развитые страны Запада доля машин и оборудования оценивается всего лишь в 2-2,5%. Поэтому в ближайшее время, вероятнее всего, существенного увеличения доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме не произойдет.

Агропромышленный комплекс (АПК)

АПК представляет собой единую систему сельскохозяйственных, промышленных и сервисных предприятий.

В составе АПК выделяют три сферы:

  1. Отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности (машины, оборудование, химикаты), а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства;
  2. Собственно сельскохозяйственное производство (земледелие и животноводство);
  3. Отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

Доля АПК в мировом ВВП, по оценке, составляет 20 — 25% и имеет тенденцию к увеличению за счет растущего производства машин, оборудования и химикатов, а также повышения степени переработки сырья. Соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляет в настоящее время 2:1:7. Этот сдвиг вызван не только опережающим ростом перерабатывающих отраслей, но и застоем в производстве машин и химикатов для сельского хозяйства.

В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства в структуре АПК значительно выше, чем в развитых странах, что отражает более низкий уровень развития переработки сельскохозяйственной продукции. В России соотношение сфер АПК составляет 2:4:4. Это изменение определяется вызванной рыночными преобразованиями тенденции к ускоренному росту пищевой промышленности, но также и кризисным положением сферы отраслей, поставляющих средства производства для сельского хозяйства, в российском АПК.

На мировом рынке сельскохозяйственной продукции крупнейшими экспортерами продовольствия являются США, страны ЕС, Канада, Австралия, Бразилия, КНР, а крупнейшими импортерами — Япония, США, страны ЕС, Россия. Однако следует упомянуть, что по данным Международной службы по агробиотехнологии площади под трансгенными культурами в США составляют 72%, в Аргентине — 17%, в Канаде — 10% от всей площади, занятой сельскохозяйственными культурами.

Состояние продовольственного рынка России характеризуется ростом объемов и стоимости импорта продуктов питания и сырья для их выпуска (это особенно характерно для европейской части РФ).

Транспортный комплекс

Транспортный комплекс — одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов.

Транспортные системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения.

Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного- двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.

Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.

По структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный — 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный — 11% грузооборота, на морской - 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной — 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный — менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог — в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, - к расширению.

Трубопроводный транспорт . Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).

Морской транспорт - важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:

  • Европа — Северная Америка;
  • Европа — Южная Америка;
  • Африка — Европа.

Важным звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).

Воздушный транспорт самый молодой и динамичный, он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

Крупнейшие аэропорты мира расположены в Чикаго, Далласе, Лос- Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них — в США, 8 — в Европе.

Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния по праву считается морской транспорт. Он обеспечивает более 60% объема международной торговли. Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последние десятилетия стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется в основном во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. Важную роль играют трубопроводные системы в международной торговле нефтью и газом. Кроме того, воздушный транспорт прочно занял лидирующее положение в международном пассажирском сообщении.

Заключение

Промышленность — важная составная часть единого комплекса мирового хозяйства, первая ведущая отрасль материального производства. От успехов в её развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в жизненно необходимой для всех отраслей и для всех людей продукции, обеспечения технического перевооружения и интенсификации производства. Именно промышленные изделия гарантируют удовлетворение основных современных материальных общественных потребностей. В мировой промышленности занято около 400 млн. человек. Промышленные товары составляют 70% мирового товарооборота.

Подводя итог, можно определенно сделать вывод о том, что современная промышленность характеризуется высокой степенью специализации. В мировом хозяйстве наблюдается тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит в основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной), а также за счет капиталоемких отраслей (в частности, металлургии), а подъем численности занятых — в электротехнической промышленности и приборостроении.

При ускоренном росте промышленности происходит перераспределение мировых промышленных мощностей, однако по- прежнему развитые страны специализируются на технически сложных и наукоемких производствах при опоре на качество продукции и высокую квалификацию работников. Развивающиеся же страны все в большей мере начинают специализироваться на высокотехнологичной продукции. Поэтому в настоящий момент наблюдается прямо выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноёмких производств — из менее развитых в более развитые.