"рекомендации начинающему учителю иностранного языка". Должностные обязанности учителя иностранного языка Хочу быть учителем английского языка

Алиса Резникова

Руководитель школы иностранных языков, преподаватель, автор программы изучения разговорного английского и французского за три месяца.

Вы взяли себя в руки и в очередной раз решили выучить английский язык. Вы в поисках педагога, и в глазах рябит от изобилия вариантов. Вам обещают репетитора с многолетним стажем и тремя образованиями, моментальные результаты, королевское произношение, подготовку к кембриджским экзаменам и обучение вашей ручной собачки. Перед вами первая сложность - выбор преподавателя. Впрочем, если на этом этапе принять правильное решение, эта же сложность станет и последней на пути к долгожданному понятному английскому.

На что же обратить внимание при выборе специалиста? Перед вами 11 основных аспектов.

1. Образование

Международные дипломы и сертификаты действительно подтверждают отличный уровень владения современным английским, а вот диплом лингвиста зачастую может быть тревожным звоночком. Важно понять, интересуется ли преподаватель развитием языка или он ограничен тем, что было изучено по учебнику много лет назад.

Помните, как в школе вас учили говорить we shall для передачи будущего времени? В современном английском эта форма давно считается устаревшей и практически не используется. К сожалению, с преподаванием английского во многих вузах ситуация аналогична той, что сложилась в школах.

В то же время, если у вашего преподавателя есть психолого-педагогическое образование, это может оказаться ощутимым преимуществом, так как педагог будет лучше чувствовать особенности вашего восприятия и сможет найти к вам подход, независимо от личных симпатий.

2. Опыт работы

Ни один диплом не может гарантировать того, что педагог будет слышать ваши вопросы, чутко адаптировать свои материалы и оперативно находить решения нестандартных проблем, которые могут возникнуть в ходе обучения. Это приходит с практикой. Кроме того, только опытный педагог сможет определить, что именно мешает вам на пути к освоению языка, и подобрать материалы, точно отвечающие вашим целям.

Даже если вы выбираете преподавателя, для которого английский - родной язык, его опыт работы всё ещё остаётся одним из важнейших критериев. Особенно сейчас, когда любой носитель языка может начать преподавать просто потому, что это востребовано на рынке образования. А ведь человеку, мыслящему с вами на одном языке, гораздо легче понять ваши проблемы и предложить способы их решения. Попробуйте сами придумать, как бы вы объяснили иностранцу, изучающему русский, произношение звука [ы]? А тот факт, что в почти идентичных фразах «Я иду из офиса» и «Я иду с работы» нужны разные предлоги?

Носитель языка всегда использует его правила интуитивно, не задумываясь о том, как они на самом деле работают. Помните об этом, когда вам покажется, что полностью англоязычный курс с иностранцем - это простое решение всех проблем.

3. Честность и профессионализм


giphy.com

Не стоит отказываться от преподавателя, который на один из ваших вопросов ответил: «Не знаю». Ведь и своим родным языком вы не владеете в совершенстве. Знаком ли вам смысл этих исконно русских слов: рундук, скарб, орарь? Вряд ли. Но эти пробелы в знаниях, скорее, являются вашими возможностями для роста и наверняка не мешают вам свободно общаться, работать, получать образование на русском языке.

Важная поправка: хороший педагог никогда не оставит вас один на один с проблемой и после его «не знаю» обязательно последует «я уточню информацию и отвечу вам в следующий раз».

4. Вовлечённость

Любой популярный язык в современном мире изменяется молниеносно. Ещё 15 лет назад мы недоумевали бы, услышав фразы вроде «Вышли на мыло» или «Кинь денег на мобильник». Теперь же они норма нашей повседневной жизни.

С английским ситуация обстоит даже интереснее. Благодаря тому, что это язык международного общения, он изменяется ещё более стремительно. Каждый год в английском языке появляется около 4 тысяч ! Причём изменения происходят так быстро, что российская школа не всегда успевает за ними: до сих пор на уроках английского можно встретить использование слова supper для обозначения ужина, хотя в реальности его уже давно вытеснил dinner.

Преподаватель может отлично владеть английским, но, если он не влюблён в этот язык, он сможет обучить вас только тому, что написано в учебниках, а не живому языку, с которым вы столкнётесь по окончании занятий. Спросите потенциального педагога о новых тенденциях в лексике или грамматике. И будьте уверены, если преподаватель не просто выучил язык когда-то, а действительно живёт им каждый день, ему будет что вам рассказать.

5. Программа обучения

Очевидно, что обещания из серии «выучи английский, пока спишь» мало соответствуют реальности. Если бы и был универсальный метод, работающий легко, быстро и для всех, весь мир уже давно говорил бы по-английски.

Суть в том, что идеального метода не существует, зато всегда есть метод, который будет подходить именно вам.

Согласитесь, было бы бесполезно учить ужа плавать брассом. Однако ужи отлично плавают, несмотря на свои «недостатки» в виде отсутствия лап. Ровно так же дела обстоят с английским: научиться общаться может любой человек, несмотря на свои «недостатки» в виде персональных особенностей восприятия информации. Ваша задача - найти преподавателя, готового адаптировать свой курс под вас, а не убеждающего вас в необходимости идти чётко по общей структуре.

6. Специализация

В английском языке очень популярна поговорка «Jack of all trades, master of none», которая описывает человека, берущегося за всё, но не являющегося мастером ни в чём. Очень часто в своих объявлениях преподаватели указывают, что могут подготовить вас и к ЕГЭ, и к международным экзаменам, и ко вступительным в медицинский вуз, и к командировке, и к туристической поездке в ЮАР.

Да, действительно, во всех этих случаях вам понадобится один язык - английский. Но разница может быть существенной, причём как в терминологии, так и в грамматике. Если у педагога в резюме указан такой разброс программ, обязательно уточните, преподаёт он все эти специальности сам или сотрудничает с другими преподавателями. Если он работает один, поинтересуйтесь его опытом именно в вашей целевой сфере.

7. Цена

Стоимость занятий английским может варьироваться от 5 до 225 долларов за академический час. Как ни парадоксально, совсем не факт, что дорогостоящие занятия приведут вас к желаемой цели. Основным критерием для вас должна стать не сама стоимость обучения, а соотношение цены и качества. Вряд ли вам хочется учить английский много лет, пусть это и будут занятия всего по 5 долларов.

8. Сроки

Этот критерий очень часто не указывается в объявлениях преподавателей по простой причине: они не готовы брать на себя ответственность за ваш результат. Скорее всего, на вопрос о сроках обучения вам ответят, что всё очень индивидуально, ведь у всех разная обучаемость. Это действительно так, но фокус в том, что ваша обучаемость станет очевидна для хорошего преподавателя за первые 2–4 встречи. Поэтому идеально, если на вопрос о длительности курса педагог называет приблизительные сроки и указывает, что точные цифры сможет сообщить вам примерно через неделю занятий.

9. Результаты

Неуверенный в своих силах преподаватель будет уходить от обсуждения ваших результатов в пространные размышления о том, насколько сильно они будут зависеть от вас, от частоты занятий и от положения Луны в третьем доме. Опытный же педагог лаконично представит вам возможные варианты развития событий: какие усилия и за какой срок смогут привести к тем или иным результатам.giphy.com

Хороший педагог не будет заставлять вас краснеть от незнания простых вещей - вместо этого он сделает их для вас таковыми. Не смотреть свысока, быть понятным и доходчивым - норма общения такого преподавателя.

11. Любовь и ненависть

Насколько важно, чтобы вас привлекала и вдохновляла личность педагога, ровно настолько же не важно, чтобы вам было легко и приятно на занятиях с этим педагогом. Истинный учитель не будет стараться понравиться вам, не будет следовать вашим прихотям. Он будет делать ровно то, что поможет вам прийти к выбранной цели. В процессе вам могут быть непонятны его мотивы, вас может раздражать его придирчивость. Но надо всем этим вы посмеётесь вместе, когда к концу курса будете по-английски обсуждать, как начинались ваши занятия.

Сложно преувеличить важность осознанного выбора педагога для эффективного изучения иностранного языка. Ведь именно здесь, в самом начале пути, решается, потратите ли вы свои ресурсы впустую, упав в собственных глазах и затаив обиды на учителя, или влюбитесь в язык, достигнете намеченного уровня и с помощью нового мощного инструмента в ваших руках добьётесь целей, о которых раньше только мечтали.

Просто профессия или все же призвание? Давайте разберемся, что представляет собой по-настоящему хороший преподаватель английского языка . Преподаватель, способный передать свои знания и проконтролировать, чтобы они были поняты и приняты учениками, способный увлечь за собой в мир новых знаний, сделать из обычных занятий нечто феерическое, интересное, способный превратить обычный учебный класс в место, куда хочется возвращаться снова и снова.

И почему просто «хороший » преподаватель, почему не «идеальный »? Потому что идеала не существует, он недостижим и в этом вся его прелесть. Идеал, это свет, к которому, как мотылек, человек может лишь стремиться на пути своего самосовершенствования. Возможно, вы найдете для себя идеального преподавателя (что будет просто замечательно!), но для вашего друга или подруги он может показаться не столь безупречным. Потому что методики обучения и критерии оценки у всех разные, кому-то по душе строгость и порядок во всем, а кому шоу, сюрпризы и увлекательные беседы в непринужденной атмосфере. Тем не менее, есть некоторые особенности и качества, которыми должен обладать каждый преподаватель, претендующий на наше звание «хорошего ».

Но для начала необходимо отметить, что преподавать, это все же призвание. Один из наших студентов, достигнув уровня «intermediate», решил, что ему хватит знаний, чтобы немного подтянуть в английском своего младшего брата (забегая вперед, для старта знаний бы ему хватило). Но попробовав объяснить простейшие грамматические конструкции и базовые правила, наш студент столкнулся с каменной стеной непонимания. Не потому, что братик был глуп или не хотел ничего слушать – даже наоборот, хотел! Однако выяснилось, что обучить чему-то совсем не так легко, как казалось на первый взгляд. Наш студент, примеряя профессию преподавателя (пусть и на любительском уровне, но все же), в течение недели пытался учить своего брата так, как на учили его самого. Использовал те же учебники, упражнения, пытался копировать манеру и методики наших преподавателей – все без толку. Не будем гадать, чего ему не хватило – терпения, фантазии, харизмы, энтузиазма, познаний в психологии или чего-то еще. Но не хватило. И тогда наш студент по-настоящему оценил навыки и профессионализм преподавателей ACE, и сказал им спасибо. А брата заниматься привел к нам.

Эта история из жизни, и она наглядно демонстрирует, что преподавать – в первую очередь призвание, а потом уже знания и опыт. Однако, кроме расплывчатого «призвание», хороший преподаватель должен обладать определенными навыками и качествами. Мы решили кратко сформулировать их. Итак, хороший преподаватель – это прежде всего:

  1. Тонкий психолог

    Он знает, когда нужно быть строже, а когда можно дать студентам расслабиться и даже немного «повалять дурака». Он без труда может создать комфортную, непринужденную и творческую атмосферу в классе, помочь раскрыться тем, у кого самостоятельно это не получилось. В процессе вашего обучения он сможет найти и поддерживать равновесие между кнутом и пряником, без крайностей, достигая гармонии.

  2. Сильная личность.

    Он должен быть лояльным, но обладать своими убеждениями, позицией и индивидуальностью. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией, когда студенты приходят заниматься к конкретному преподавателю. Это не значит, что другие хуже, это значит, что студент ценит личностные качества определенного преподавателя, они ему близки, ему комфортно. И студент хочет учить язык именно в этой атмосфере и именно с этим человеком.

  3. Терпеливый и отзывчивый человек

    Преподавание и терпение – понятия смежные. Усвоить новые знания с первого, второго и даже с третьего раза получается далеко не у всех. Преподаватель должен легко относиться к этому, учитывая особенности своих учеников. Он должен проводить работу над ошибками, разнообразить способы подачи информации и уж ни в коем случае не кричать и не злиться на студентов.

  4. Профессионал с глубокими знаниями английского языка

    Понимание и чувство языка играют важную роль. Даже если преподаватель не является носителем языка, он должен научиться чувствовать английский язык, проникнуться им, усвоив и пропустив через себя его тонкости, ментальные и культурные особенности.

  5. Это вечный энтузиаст с огоньком в глазах

    Он по-настоящему любит свою работу, ему доставляет радость делиться своими знаниями с другими, обучать их. Радость при виде успеха своих учеников – совершенно особое чувство. Грамотный специалист всегда сумеет вселить в студентов оптимизм и веру в свои силы, но никогда не станет вводить в заблуждение, обещая недостижимые результаты в невероятные сроки.

  6. Это практик!

    Хороший преподаватель не станет мучить вас ненужной теорией, сделав упор на том, что вам действительно пригодится в реальной жизни. Если вам нужны профессиональные термины, то на специальных программах American Club of Education вас научат профессиональной лексике, и это будет та лексика, которая актуальна на сегодняшний день. Если вы выбрали курс разговорного английского , то это будет настоящий «spoken language », со всем сленгом и наиболее полезными фразовыми глаголами, устойчивыми выражениями, и т.д.

Преподавать – это в первую очередь призвание. В некотором смысле с этим действительно нужно родиться. Опыт и знания – факторы, безусловно, важные, но приобретаемые. Талант обучать и искреннее желание это делать приобрести практически невозможно. Мы желаем, чтобы на протяжении всего вашего обучения вам попадались только хорошие преподаватели , среди которых вы в итоге найдете идеального для себя. А чтобы упростить вам задачу в American Club of Education работает команда опытных менеджеров, которые направят вас к учителям в соответствии с вашими пожеланиями и уровнем знаний. Ну а нам пора прощаться. Успехов вам в обучении, дорогие друзья! Good luck!

Выберите материал, который заинтересует ваших студентов. В то время как классики, такие как Моби Дик , невероятно важны с исторической точки зрения, есть много ценной литературы. Произведения могут быть слишком длинными, скучными, и, казалось бы, неуместными, чтобы долго удерживать интерес ваших студентов. Вместо этого, выберите более короткие или более современные работы, или работы, которыми, как вы знаете, ваши студенты будут наслаждаться.

  • Ищите литературные или учебные материалы в неожиданных местах: даже роман «Зомби-Апокалипсис», «Зона 1» Колсона Уайтхеда затрагивают сложные и важные темы, которые прекрасно дополняют классику, вроде «In Our Time» Хемингуэя, оставаясь актуальными для современной аудитории.

Выбирайте разумные объемы домашних заданий. Хотя это может показаться хорошим, когда ваши студенты читают длинный роман в течение недели, но все же может быть неразумной надеждой. Ваши студенты могут не закончить чтение и бегло прочитать его, взамен прочитают краткое изложение, или не будут читать вообще. Поощряйте своих студентов, чтобы закончить свою домашнюю работу и выполнить ее хорошо, назначив только разумные объемы работы.

  • Краткие рассказы - отличные составляющие способов определения крайне необходимого материала для чтения. И только потому, что там меньший объем для чтения, не означает, что ваши студенты не могут научиться ключевым понятиям. Найдите рассказы, иллюстрирующие то, что вы обсуждаете со своими учениками, и используйте их, чтобы занять своих студентов.
  • Давайте домашние задания, которые помогают студентам понять материал. Попросите учащихся написать короткий ответ на задание по чтению, в том числе его интерпретацию или вопросы по чтению материала. Эти задания должны заставить студентов мыслить критически и вдумываться в важные вопросы, или сделайте связи между темами урока.

    • Не назначайте бесполезной работы. Задания, которые скучные и утомительные, не помогают студентам осмыслить и понять свои уроки, и их раздражает делать что-то и постепенно меняться. Будьте осторожны в том, чтобы назначать только те задания, которые помогут вашим студентам учиться.
  • Сосредоточьтесь на понимании общей картины. Хотя важно, чтобы ваши студенты учили много новых слов и понимали мельчайшие детали текста, но это не то, что они собираются вынести из вашего урока. Сосредоточьтесь на общем понимании ими темы, которую вы преподаете. Внушите им большую значимость того, что они изучают, и как это может помочь им в жизни где-то в другом месте. Научите их, как учиться, а не простым фактам. Это поможет им выйти с вашего урока с более прочным пониманием и благоприятным отзывом на эту тему.

  • Упорядочите свои уроки, чтобы сделать их слаженными. Вместо того, чтобы прыгать с темы на тему как угодно, упорядочите свои уроки в хронологическом порядке или тематически. Свяжите различные темы вместе с своими дискуссиями, чтобы ваши студенты понимали, как каждая тема связана. Помогите им установить связи и предлагайте рассматривать свои идеи в различных контекстах. "Какую связь Уитмену с природой нужно установить: Теннисона или Хемингуэя?". Насколько они одинаковые или разные, и почему?

    • Упорядочение своих уроков в хронологическом порядке может сделать переход от одной темы к другой естественной - имеет смысл изучать писателей 18 века перед писателями 19-го века. Также учитывайте упорядочение тем тематически, так что вы будете изучать развитие темы или идеи по нескольким текстам.
  • Любой начинающий преподаватель обязательно сталкивается с проблемой выбора методики обучения. Непросто, оказывается, организовать занятие таким образом, чтобы и время летело незаметно, и ученики (да и сам педагог) по окончании урока были довольны результатом. В данной статье даются некоторые советы начинающему преподавателю иностранного (английского) языка.

    Известная китайская пословица гласит: «Что я слышал – забыл, что я видел – помню, что я сделал – знаю». Применительно к процессу обучения смысл данной пословицы может быть выражен следующим образом: новая информация усваивается лучше и запоминается быстрее, если в процессе её изучения учащиеся вовлечены в какую-либо деятельность. Ни о какой зубрёжке не может быть и речи. Конечно, начинающему преподавателю сложно ставить эксперименты, однако это не может служить поводом для отказа с его стороны применять на практике другие (отличные от традиционной) технологии проведения занятий и, в частности, интерактивные уроки с привлечением интернет (подразумевают общение учащихся с их зарубежными сверстниками, online-уроки и т.д.), а также уже ставшие популярными проектные методики , рассматривающие язык в первую очередь как средство для достижения учащимися заданных целей (Перед учениками ставится конкретная задача, например, в процессе дискуссии выявить проблемы, которые существуют у молодёжи заданной англоязычной страны, и по окончании обсуждения представить тезисный план решения данных проблем в виде схемы или таблицы. При этом важно помнить, что подобные проекты могут иметь не только различное содержание, но и длительность – от 1 – 2 занятий до нескольких недель и даже месяцев. Все зависит от поставленной задачи и степени самостоятельности учащихся в процессе её выполнения). Помимо этого, на практике широко применяется информационно-поисковый метод , суть которого заключается в том, что по заданию учителя учащиеся сначала ищут требуемую информацию (обращаясь при этом ко многим источникам), а затем (на следующем занятии) представляют её на проверку преподавателю в определённой (предусмотренной заданием) форме: в виде доклада, реферата, списка ответов на вопросы, мини-сценки и т.д. Дополнительно можно использовать такие нетрадиционные виды уроков как экскурсии в музеи, библиотеки и просто прогулки по городу. Однако необходимо учитывать, что такие занятия требуют длительной подготовки и, конечно же, согласования с администрацией образовательного учреждения. Также интересными для детей и их родителей были бы мини-спектакли, проводимые на английском языке и посвящённые каким-либо праздникам или событиям из жизни школы.

    Главное для любого преподавателя – пробудить у своих подопечных интерес к изучаемому предмету (в данном случае – к английскому языку) и тем самым добиться от них активной работы на уроках. Учитывая тот факт, что наличие у учащихся интереса к учебному предмету способствует лучшему и более быстрому усвоению нового материала, хотелось бы порекомендовать всем преподавателям стремиться к тому, чтобы каждый проводимый ими урок был по-своему уникален (иными словами, имел изюминку). Собственно, для этого и нужны эксперименты.

    Однако, какими бы интересными и занимательными ни были уроки, в какие бы игры ни играли ученики, и какие бы методики ни применялись, хорошего результата не добиться без систематического контроля процесса обучения. Главное, чтобы этот контроль был не только постоянным, но также и методически обоснованным (Не стоит злоупотреблять им, превращая каждое занятие в тест проверки знаний). Тем не менее каждый ученик должен знать, что преподаватель помнит о всех выполненных им заданиях, оценивает их и на основе этого определяет общий уровень его знаний по предмету.

    К любому занятию начинающий преподаватель должен тщательно готовиться: писать подробный план-конспект (рассчитанный поминутно), искать дополнительный материал (имеется в виду информация, которой нет в учебнике и методических рекомендациях к нему) и т.д. При этом хороший преподаватель всегда должен иметь в запасе 1 – 2 задания для наиболее способных учеников, а также на случай, если какое-либо из заданий будет выполнено раньше срока.

    Важный совет: не стоит давать учащимся домашнее задание в самом конце урока и тем более после звонка! К этому времени дети устают, становятся невнимательными и, как следствие, плохо воспринимают информацию. В результате на следующем занятии выясняется, что кто-то что-то не понял и не так выполнил, а кто-то не сделал, потому что не успел записать.

    И наконец, поведение педагога на занятиях. На уроках необходимо соблюдать дисциплину! Вместе с тем у учеников не должно быть страха перед учителем (Как известно, с помощью только жёстких методов авторитет не заработать). Начинающему преподавателю также не стоит бросаться в другую крайность, когда он не контролирует ситуацию, и дети становятся «хозяевами» положения. Какими бы дружественными ни были отношения педагога с учениками, между ними всегда должна быть некоторая дистанция (учащиеся должны чувствовать, что с ними взрослый, опытный человек). В любом случае главное – это терпение, настойчивость, последовательность действий, любовь к предмету и ученикам, и у Вас всё получится!

    Хоть и большая часть успеха в изучении английского зависит от самого студента, не стоит недооценивать роль преподавателя в обучающем процессе. Именно от правильно выбранной программы, от умения учителя доступно объяснить материал, заинтересовать в учебе и помочь справиться со сложностями зависит очень многое. Давайте попробуем разобраться, как выбрать хорошего преподавателя по английскому языку.

    Сертификация и опыт

    Сейчас на разных ресурсах очень много «специалистов» предлагают научить вас владеть английским. Но, если на чистоту, многие из них просто неплохо знают английский и решают на этих знаниях подзаработать, при чем, нехило так. И казалось бы, ну что здесь такого, если человек решил заработать, поделившись своими знаниями? А дело в том, что лучше отдать предпочтение тому специалисту, чьи знания в области преподавания подтверждаются сертификатами. Понимать английский и уметь его использовать для себя — одно, преподавать — совсем другое дело.

    В современном мире есть очень много курсов, которые учат как именно преподавать английский. При этом, на хороших курсах студенты, для которых английских не родной язык, обучаются наравне с носителями языка, что уже свидетельствует о качестве их знаний.

    Можно возразить, мол, у человека может быть талант к преподаванию и отличное знание языка, безо всяких там бумажек. Да, действительно это так. Но в таком случае искать такого учителя нужно по рекомендациям знакомых, которые сами занимались с ним. В других случаях лучше убедиться в профессионализме.

    Приведу два примера из собственного опыта, из-за которых я убедилась, что на такие «бумажки» стоит обращать внимание.

    Как-то я решила подтянуть английский. На тот момент мой уровень был upper-intermediate, и мне нужно было усовершенствовать разговорный английский и умение писать эссе. По факту, мне нужен был человек, который бы просто общался со мной на разные темы на занятии, и давал задания для эссе, а потом проверял бы их. Для этой цели я на доске объявлений нашла носителя английского из африканской страны (простите, уже не помню какой).

    За уроки он брал немного меньше своих коллег из Британии и США, а на доске объявления выложил свой сертификат CAE, который подтверждал его знание английского на уровне Advanced. Во многих странах, которые были британскими колониями, свой, немного специфический, вариант английского, поэтому люди из этих стран часто сдают экзамены на уровень английского, чтобы показать, насколько грамотно владеют ним, если им для какой-то цели нужно хорошее знание английского. Я решила, раз преподаватель владеет английским на высоком уровне, тем более, большую часть жизни прожил в стране, где английский — официальный язык, — значит, он умеет и хорошо преподавать.

    Что было не так:

    1. Отсутствие системы : На занятии мой уровень знаний никак не определили. Мне дали просто текст о путешествии на самолете с набором лексики к нему, а потом мы смотрели видео на ту же тему. Текст был рассчитан где-то на средний уровень, тему я уже проходила несколько раз. Мне было скучно, а занятие для меня было малоэффективным, ведь хотелось выучить что-то новое, а не топтаться на месте.
    2. Эссе было проверено некачественно :Были подчеркнуты некоторые ошибки, которые и ошибками то не были. При этом, когда разбирались с преподавателем, оказалось, что он сам не знал, что так можно было написать. Например, в одном из предложений я упустила that, там где это было допустимо (преподаватель не знал, что его не всегда обязательно употреблять), также преподаватель счел за ошибку употребление деепричастного оборота. Зато когда перечитывала эссе самостоятельно обнаружила несколько действительно серьезных ошибок, которые не были исправлены. Например, неправильное употребление предлога после глагола.

    В итоге все закончилось одним уроком. Я подыскала другого преподавателя. На этот раз я нашла преподавателя из Австралии, и в объявлении он выложил свой сертификат по преподаванию, (насколько помню, CELTA). Он сначала немного пообщался со мной, чтобы понять мой уровень, а затем дал небольшой тест. Благодаря этому, он составил программу так, что я на постоянно занятиях узнавала что-то новое.

    Какой сертификат должен быть у хорошего учителя

    TEFL / TESOL — эти сертификаты дают право преподавать английский, приравнивается к ВУЗовскому диплому. Как правило, его получают люди, для которых английский не является родным;

    CELTA — сертификат немного престижней предыдущего. На курсах будущие учителя изучают и практикуют разные современные методики. Часто эти курсы проходят как преподаватели, для которых английский не родной, так и носители английского из Британии, США, Канады, Австралии;

    DELTA — этот диплом обычно получают люди, у которых уже есть опыт преподавания, но они хотят усовершенствовать свои навыки. Обычно услуги преподавателей с таким дипломом стоят дороже, так как он считается высококлассным специалистом и может не только преподавать язык, но и работать методистом. Зачастую его получают те, у кого уже есть диплом CELTA, и кто хочет углубить свои знания или заняться разработкой собственной методики.

    Уровень знаний преподавателя должен быть не ниже Advanced. Иногда встречается такое, что студентам с уровнем ниже среднего ставят преподавателя, знающего английский на уровне Intermediate (средний уровень). Intermediate — это хорошая база, которая позволяет неплохо общаться, писать, начинать что-то смотреть и читать в оригинале. Но для преподавания этого не достаточно. Даже Upper-Intermediate — недостаточный уровень для преподавателя. Люди с таким уровнем могут неплохо объяснять учебные материалы, которые проходятся по программе, но очень часто они не в состоянии объяснить что-то несвязанное с обучающей программой.

    Когда я обучалась на курсах (уровень Pre-Intermediate), у нас была система двух преподавателей. То есть, один урок вела одна учительница, второй — другая. У первый был уровень Upper-Intermediate, у второй — Proficiency.

    Помимо курсов, я старалась уделять время и самообучению, занимаясь по разными ресурсам и смотря мультики. И в дополнительных материалах часто сталкивалась с информацией, которую мы еще не учили. Естественно, у меня возникало много вопросов. А к кому обратиться с ними как не к преподавателю? Первая обычно говорила что-то вроде: «Ну… это материал для уровня выше, мы пока этого не учим…». Вторая всегда отвечала на вопросы, при этом делала это так, чтобы человеку, который еще не дошел до данного учебного материала, было все понятно.

    Например, в мультике «Черный котел» я встретила выражение «I do hope». Для меня do в этом предложении было загадкой. И преподавательница смогла объяснить значение этого do просто и доступно, не углубляясь в тему инверсии, которая проходится на высоких уровнях.

    Также она часто находила хорошие материалы с разными правилами и приносила мне распечатки. Благодаря ей, я очень многое смогла выучить и открыть в себе интерес к английскому, хотя раньше всегда считала, что никогда не смогу хорошо знать его. Несмотря на то, что занятие было групповым, и помимо нас было еще много других групп, человек уделял внимание каждому, помогал с дополнительными материалами и поддерживал. Если не это профессионализм, тогда что?

    Важные качества хорошего преподавателя

    Опыт проживания в англоязычной стране

    помогает разобраться в том, как действительно говорят иностранцы. Это помогает учителю давать не только школьный, иногда неактуальный, материал, но и делиться полезными знаниями, рассказывать, как можно говорить в неформальном английском, а что стоит поберечь для общения в деловой среде. Также те, кто жил в англоязычной стране, часто говорят с лучшим акцентом. Конечно, легкий акцент остается всегда, но профессионал совершенствуется, сводя его к минимуму. У такого человека вы будете перенимать «качественную» речь.

    Любовь к английскому и стремление развиваться

    Любой язык сложен и многогранен, поэтому даже профессионалам есть куда расти. Хороший преподаватель любит свое дело и стремиться узнавать что-то новое, как по языку, так и по педагогике. Понять, что учитель, влюблен в свою работу очень легко. Он будет заражать этой любовью своих студентов. Как бы странно это ни звучало, но это так. Он будет стараться всячески заинтересовать своих учеников и вдохновить их. Также хороший преподаватель всегда ищет интересные материалы для студентов, посещает различные курсы и тренинги, чтобы узнать о новых методиках, программах и повысить свою квалификацию.

    Умение находить интересные материалы

    Хороший преподаватель умеет немного «отойти» от программы, и помимо материалов из учебника, находить интересные ресурсы. Такие материалы (видео, статьи, игры, задания) помогают отвлечься и закрепить тему, поэтому важно учиться не только по учебникам, но и дополнительным ресурсам. Хороший учитель понимает, что не у каждого есть силы/желание/время самостоятельно искать материалы для самостоятельной работы. К тому же далеко не все знают, что именно искать: какой ресурс хороший, а какой нет. Учитель постарается найти интересные программы, игры, книги, видео и посоветует их своим ученикам. Также большой плюс, если работа с дополнительными ресурсами дается в качестве домашнего задания или разбирается на занятии. В общем, хороший учитель сделает все, чтобы вы занимались дополнительно, развивали свой английский, и вам было интересно это делать.

    Чувство юмора

    Казалось бы, это личные качества, которые не имеют особого отношения к профессионализму. Но проблема в том, что у многих людей, помимо английского много дел и забот. На занятия многие приходят уставшими после работы. И если в дополнение к этому, еще и сам урок будет проходить скучно и монотонно, то даже у самого волевого человека, может пропасть желание ходить на занятия. Хороший преподаватель — это еще и отличный психолог, который умеет понимать своих учеников, и исходя из этого, планировать урок.

    Программа должна включать разные виды активностей (чтение, просмотр видео, диалог в группе или с учителем. При этом, сам преподаватель умеет разрядить обстановку и превратить учебный процесс в интересное занятие.

    Хороший преподаватель умеет и игру интересную придумать, и рассказать, и пошутить, где это уместно. Это снимает напряжение и помогает студентам вовлечься в учебный процесс. Когда занималась в группе, именно такие личные качества преподавательницы стимулировали приходить на уроки. Просто потому что занятия были не только полезными, но и веселыми. И даже после тяжелых рабочих будней, у поднималось на уроке настроение. Отходила на те курсы, кстати, 2 года, пройдя 4 уровня, и ни разу не задумавшись о смене учебного центра.

    Умение подбодрить

    Профессиональный преподаватель умеет подбодрить и заставить поверить в свои силы. Очень часто, студенты, которые еще не достигли среднего уровня, жалуются, что им тяжело учить язык, что они не понимают акцента, грамматики, что английский, наверное, не для них. Преподаватель должен понимать состояние студента и сложности, с которыми он сталкивается. Он должен уметь вдохновлять и мотивировать. Например, рассказать истории о людях, у которых получилось выучить английский, наперекор сложностям. Или даже о том, с какими трудностями столкнулся он сам. Это очень помогает взбодриться и поверить в свои силы.

    Умение корректно исправлять ошибки

    Это последний, но очень важный пункт. Хороший преподаватель исправляет ошибки, но делает это очень корректно. Если человеку в грубой манере сказать, что у него не так, то можно очень сильно обидеть, а то и вовсе «обломать крылья». Как уже писалось выше, хороший преподаватель — это еще и тонкий психолог. Именно поэтому он понимает, что все ученики разные, и исправлять ошибки нужно максимально корректно, чтобы это принесло пользу и не навредило.

    Когда занималась на уровне Pre-Intermediate, мечтала научиться говорить красиво, с минимальным акцентом. Некоторые слова я знала, как пишутся, но понятия не имела, как их произносить. Где-то в сочинении использовала, но учить слово не было необходимости, вот и запомнилось только написание. Однажды на уроке проходили тему «окружающая среда», и отвечая на вопрос, я хотела сказать слово «area». Вот только получалось что-то по типу «эрия» или «ариа». Из контекста было очевидно, какое слово я пытаюсь произнести. Но вместо того, чтобы помочь, учитель, который был тогда на замене, поступил очень некрасиво: он передразнил, сделал вид, что не понимает, что я хочу сказать, и обратил это в шутку для всей группы. После этого я две недели ходила в состоянии «может, английский — это не для меня». Я сильно расстроилась, ведь мне тогда так хотелось говорить на нем хорошо, а тут вот тебе на — даже простое слово не могла выговорить.

    Кстати, из-за такого небольшого инцидента начались проблемы с речью: сильно боялась сказать что-то неправильно, что приводило к еще большим ошибкам и нечеткости речи.

    Еще один случай произошел со знакомой, которая хотела записаться на курсы: уже на пробном уроке преподавательница грубо высмеивала акцент студентов. Стоит ли говорить, что после этого школа получила весьма негативный отзыв и анти-рекламу в соц. сетях? Поэтому чувство такта и умение работать со студентами — крайне важно.

    Как должен поступать хороший преподаватель? Он понимает, что ошибки неизбежны, что сложно произносить иностранные слова правильно, особенно когда человек только принялся за изучение языка. Он поправит так, что человек этого даже не заметит. Человек учтет свою ошибку, но ему не будет обидно, что он ее допустил. Например, преподаватель может аккуратно повторить слово за студентом, произнеся его правильно, и предложить студенту попробовать повторить. Также можно дать послушать это слово в словаре, попросив повторить.

    Еще очень хорошая система: не перебивать студента, а тихонько выписывать все ошибки на листочек. Затем переспросить учащегося, чтобы убедиться, действительно ли он не знает, как правильно, или это была автоматическая ошибка, после — предложить ему исправить себя самостоятельно. Если студент не может сам себя исправить — объяснить ошибку. Такой подход очень корректен и эффективен.

    Приходя на курсы, обязательно обращайте внимание не только на удобство местоположения школы, стоимость и количество людей в группе, но и обязательно присмотритесь к человеку, который будет вас учить. Именно от этого человека во многом зависит успешность обучения. Не соглашайтесь платить за весь месяц или семестр сразу — для начала оплатите несколько занятий, чтобы иметь возможность оценить профессионализм учителя. Не стесняйтесь узнать в администрации о квалификации преподавателя: спросить о его дипломах, опыте работы, достижениях — все это важно.