Развитие речи дошкольное. Занятия для развития речи дошкольников. Занятие «Птицы зимой»

Развитие связной речи у дошкольников – один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания. По тому, как хорошо ребёнок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы), педагоги составляют мнение об общем уровне его речевого развития.

Чтобы лучше понимать, как именно происходит развитие речи в дошкольном возрасте, и как лучше развить речь у маленького ребёнка, необходимо иметь общее представление об основных этапах её формирования.

Этапы формирования речи ребёнка дошеольника

3-4 года

Для этого периода характерен невысокий уровень развития связной речи. Малыш отвечает на поставленные вопросы односложно: «да» или «нет», оперирует узким набором признаков в описании предметов или явлений, например, может обозначить, отвечая на вопрос, цвет или форму предмета.

В этом возрасте у детей ещё нет возможности самостоятельно пересказать сюжет любимого мультфильма или рассказа, описать предложенную картинку, им гораздо проще составить небольшой рассказик, если родители будут задавать наводящие вопросы. Длина такого рассказа не будет составлять более 3-4-х предложений.

4-5 лет

Ребёнок может пересказать небольшой рассказ или сказку, пробует рассуждать и анализировать. Это период активного «почемуканья», а чтобы донести до взрослого суть беспокоящего его вопроса, малыши обычно старается сформулировать интересующий их вопрос яснее.

Именно поэтому у наиболее любознательных детей навыки связной речи развиваются быстрее и эффективнее. Этот период также интересен началом активного использования диалогов. Дошкольник не только отвечает, но и спрашивает, учится поддерживать беседу, задаёт актуальные вопросы, анализирует полученные ответы.

5-6 лет

Для этого возраста характерен резкий скачок в развитии у детей связной речи. Они становятся активными участниками речевого процесса, совершенствуют диалогическую и монологическую речь, без затруднений пересказывают содержание любимой сказки либо разговор родственников.

Рассказывая о чем-либо, дошкольники пробуют составлять сложные предложения, употребляют эпитеты и фразеологические обороты. Важно следить за тем, правильно ли ребёнок подбирает нужные словоформы, ставит ударения, употребляет новые слова.

Методика описания картинок на занятиях по развитию речи в этом возрасте уже не может быть основной. Необходимо предлагать другие упражнения, стимулирующие использование в речи логических операций (анализа, обобщения), а также творческие задания, например – самостоятельно закончить прочитанный не до конца рассказ, сочинить, используя личный опыт, собственную историю.

6-7 лет

Дошкольник становится полноправным участником речевого процесса. Он переходит от использования в речи описательных конструкций к рассуждению и анализу, следит за культурой речи, активно применяет эти навыки в процессе повседневного общения.

Развиваем речь дошкольника. Как?

Что включает в себя методика, помогающая родителям и педагогам способствовать своевременному развитию связной речи у детей:

  • тренировку дыхательного аппарата дошкольника, ;
  • регулярные занятия с применением рекомендованных на данном этапе упражнений, способствующих совершенствованию связной речи ( , скороговорки, );
  • комплекс мер по .

Методика постановки правильного речевого дыхания

Очень важно научить ребёнка правильной артикуляции во время того, когда он говорит. Для этого нужно проследить за тем, чтобы у детей в начале разговора происходил плавный и сильный выдох ртом, при этом говорящий ребёнок должен правильно распределять расход выдыхаемого воздуха и контролировать время, за которое происходит выдох.

Методика по тренировке этих навыков предполагает определённый комплекс упражнений, а также контроль над общим уровнем развития лингвистического аппарата дошкольника. Желательно также проводить своевременные консультации по речевому развитию детей у профильных специалистов – дефектолога и логопеда.

Упражнения по развитию речи

Развиваем слуховую дифференциацию

Методика по тренировке слуховой дифференциации предполагает умение ребёнка на слух определять те или иные звуки в длинном потоке речи.

Назови слова

  • Предложите ребёнку назвать слова, начинающиеся с определённой буквы – А, Б, П, Т, О, М.
  • Теперь пусть дошкольник назовёт слова, заканчивающиеся на другие буквы, например: С, Т, Ж, В, К.
  • Продолжайте опыты со словами: загадайте буквы, например, О, Е, У, Л, В и попросите назвать те слова, в которых эти буквы находятся посередине.

Тренируем реакцию и анализируем состав слова

Хлопушка

Назовите букву, наличие которой в слове дошкольник должен проанализировать. Затем, перечисляя слова, предложите ему обозначить наличие буквы в них, хлопнув в ладоши. Допустим, загадана буква «С». Взрослый произносит ряд слов: СЛОН, НИТКА, СВЕТ, КОРОВА, ДЫНЯ, СТУЛ. Каждый раз, услышав нужную букву, ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Со временем скорость, с которой взрослый говорит слова, можно увеличить.

Придумай слово

В этом задании ребёнок должен придумать новое слово. Оно должно начинаться на ту букву, на которую заканчивается предложенное взрослым слово.

Например: СОВА–А РБУЗ; КРУГ–Г ВОЗДЬ, ДОМ–М ЕДВЕДЬ и т.д.

Занимаемся словообразованием

Объясните ребёнку, как образуются слова, обозначающие качества предметов и указывающие на материал их изготовления.

Например:

Стекло – стеклянный;

Дерево – деревянный;

Предложите ребёнку поэкспериментировать самостоятельно, образовав слова-определения от таких материалов:

Пух, вода, песок, бумага, свет, дрова.

Занятия с картинками

Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий.

Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные конструкции, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.

Игры для развития речевых навыков

В эти игры можно играть всей семьёй, больше удовольствия они доставят детям, достигшим 5-6 лет.

Отправляемся путешествовать

Начиная игру, взрослый сообщает детям, что вся семья отправляется в поездку. Это может быть поездка любой тематики: на море, в деревню к бабушке, в поход по горам и т.д.

Затем ведущий предлагает детям помочь ему собрать багаж, который понадобится в поездке. Необходимо уточнить задание: на какую именно букву предметы багажа должны называться. Например, взрослый предлагает назвать необходимые для похода вещи, начинающиеся на букву «К» (котелок, карта, каремат). Когда предметы, начинающиеся на предложенную букву, будут исчерпаны, можно предложить другую букву и продолжить игру. Прекрасная игра для любознательных и наблюдательных детей!

Строим мосты

Эта методика замечательно тренирует способность ребёнка подбирать нужные слова, определять лексическое значение слов, развивает смекалку.

Для такой игры понадобятся карточки детского лото или самостоятельно изготовленные картинки, изображающие предметы, с которыми дети часто сталкиваются в повседневной жизни. Задание заключается в том, чтобы дошкольник нашёл связь между двумя предложенными картинками и объяснил, что позволило ему объединить эти понятия.

Демонстрируем малышу картинку, на которой нарисована тарелка (кастрюля, супница) и другую, где изображены овощи, фрукты. Ребёнок должен «построить» мостик между этими двумя картинками, объяснив, как они могут быть связаны: в кастрюле может готовиться суп из овощей либо вариться компот из фруктов. Выполняя это задание, дети должны проиллюстрировать свои соображения словами, стараясь полно раскрыть взаимосвязь между предметами.

Скороговорки

Эта замечательная и эффективная методика поможет научиться выговаривать трудные звуки, преодолеть образование «каши» во рту и просто весело провести время, остаётся заучивание скороговорок.

Скороговорки могут быть самыми разнообразными, но для того, чтобы ребёнок получал удовольствие от этих занятий, лучше подкреплять занятия по их заучиванию яркими и красочными картинками, иллюстрирующими ту или иную скороговорку.

В этом отношении отличным пособием можно назвать книгу «Попробуй, повтори. Русские скороговорки», проиллюстрированные детским художником А. Аземшей. Огромные и яркие иллюстрации этого издания сделают занятия детей по заучиванию скороговорок весёлыми и долгожданными.

Развитие речи и общение

Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.

У ребёнка, проводящего много времени перед телевизором или экраном компьютера, рано или поздно возникают проблемы, связанные с пополнением словарного запаса, умением чётко и ясно излагать собственные мысли, анализировать и рассуждать.

Необходимо помнить, что любая методика старается активно использовать природное детское любопытство, прекрасно стимулирующее тягу у детей к познанию. Именно поэтому познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из составляющих элементов детского развития.

В процессе общения с детьми, родители не только обогащают их познавательную сферу, но и помогают им упорядочить знания об окружающем мире, создают особые условия для продуктивного роста личности растущего человека.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Задержка речевого развития и методы ее решения:

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых , усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от звука, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития. Ребенок правильно слышит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесенные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрастом меняется характер обобщений, содержащихся в слове. Напомним, что в конце первого-начале второго года жизни слово обозначает один конкретный предмет, соответствуя его чувственному образу. К концу второго года жизни слово обозначает группу однородных предметов («чашка» - это различные чашки). В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный - это тот, кто не делится игрушками, добрый - тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность словаря дошкольника описал Е.ААркин. Он показал соотношение разных существительных в речи четырехлетнего ребенка: жилище -15,2%, пища - 9,6%, одежда - 8,8%, животные - 8,8%, растения - 6,6%, городской быт - 5,1%, части тела - 4,7%, профессия, техника и инструменты - 4,6%, неживая природа - 3,3%, время -3,4%, социальные явления - 3,3%, родовые понятия -1%, геометрические фигуры - 0,9%, абстрактные слова - 0,7%.

Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи.
Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.

Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. До 3 лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, mуничижительности и увеличительности. А все остальные - в дошкольном возрасте. Причем особую трудность вызывают суффиксы, изменяющие значение слова, например -
ниц, -щик.

В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи.

Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, тхотя и не учитывают исключения из этих правил.

На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горыгород, трава-отравитъ, деревья-деревня). То есть смысловое истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без действий со словом, как с материальной единицей языка.

Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вместе с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную и серьезную работу по освоению языка.

Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной. Исследование A.M. Леушиной отразило mспецифику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в mраннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время
ситуативная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.

Ситуативная речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, при пересказе с введением картинок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.

Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.

К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь.

Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими. Объяснительная речь - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.

Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 3-7 лет. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует
воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной. Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями.

Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языковой выразительности, например сравнения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения.

Понимание инструкции взрослого проявляется в двух основных моментах: в ее отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия. Первоначально малыши, недослушав инструкцию, сразу же пытаются выполнить действие. При выполнении они следуют только тем указаниям, которые относятся к общей цели действия: что надо сделать. Выполнение указаний, относящихся к способу действий, происходит только в том случае, если они отражают каждый отдельный акт действия или группу однородных актов, а действие следует сразу за словом. Самостоятельно организовывать свою деятельность на основе инструкции малыш не может. Постепенно словесное указание взрослого превращается в основу для выполнения системы целенаправленных действий. Дети не доводят дело до конца, но направление их действий остается правильным. Они задают вопросы, уточняющие указания, обращаются ко взрослому за подтверждением правильности своих действий. Иногда дошкольники замечают, что юс действия не соответствуют инструкции. Тогда они прерывают выполнение задания или исправляют свое действие. В целом с заданием они не справляются, нужный результат ими не достигается. Переломным моментом в развитии понимания инструкции и становлении регулирующей функции речи является самостоятельная организация дошкольниками своей деятельности на основе этой инструкции. Деятельность начинает протекать по единому плану, возникающему до ее начала под влиянием инструкции взрослого, когда все его указания в отношении цели и способа действия выполняются.

Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого. Освоение дошкольниками понимания речи дает возможность взрослым мотивировать свои требования, добиваясь сознательного их выполнения. С помощью речи ребенок воздействует на взрослого и сверстника.

В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его.
Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.

О развитии знаковой функции речи у дошкольника говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения, что создает предпосылки для обучения грамоте.

Задача звукового анализа слова не возникает в практической деятельности, а ставится перед детьми в процессе специального обучения. Взрослый учит ребенка специальному способу обследования звуковой структуры слова: на основе схемы его звукового состава и обозначения звуков фишками уже в 4 года у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух твердых и мягких, звонких и глухих согласных, называние первого звука в слове. Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове.

Осознание словесного состава предложений также складывается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому. Он ориентируется на ситуацию, обозначенную в предложении. Когда его спрашивают, сколько слов в предложении «Дети играли в мяч», он отвечает: «Одно: Дети играли в мяч». Далее возникает анализ интонационно-смысловых групп: существительных и глаголов. На аналогичный вопрос ребенок отвечает: «Дети - первое слово, играли в мяч - второе слово». И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, исключая cоюзы и предлоги, то есть служебные части речи.

К 7 годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.

Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельность.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное ;
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
- складывается понимание форм языковой деятельности;
- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу,
рассуждения и рассказы;
- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;
- возникают предпосылки для освоения грамоты.

В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов, ребенок учится говорить предложениями и осваивает многие сложные грамматические структуры. То, как это происходит в действительности, до сих пор недостаточно хорошо известно, хотя ясно, что большую роль играют процессы обозначения и понимания, а не простое рефлекторное ассоциативное научение. Следует добавить, что дети также изучают правила, а не специфические автоматические конструкции. Это период постоянных вопросов, наиболее частыми среди которых вначале являются вопросы типа «что это?», затем «где?» и «кто это?», а к концу четвертого года жизни - вопрос «почему?». И хотя вопросы обычно задаются ради поиска информации, родителей раздражает частота, с которой дети спрашивают о том, что им известно. Создается впечатление, что детей интересует то, как взрослый построит свою ответную фразу, - может быть, они стремятся узнать скорее что-то о языке, а не о той вещи, которая упоминается в вопросе. Подобным образом дети проводят много времени, разговаривая сами с собой, «испытывая» различные типы словесных комбинаций и различные способы рассуждения о вещах.

Параллельно тому, как дети изучают новые слова, их произношение значительно улучшается. Приблизительно две трети детей сразу начинают говорить на понятном языке, но около трети из них проходят через фазу, когда их понять невозможно, и приблизительно у одного из 25 детей до начала шестилетнего возраста, то есть до времени поступления в школу, сохраняется косноязычие.

Ольга Барабанова
Развитие речи детей дошкольного возраста

Методическая разработка «»

МАДОУ детский сад № 6 г. Балаково Саратовской области

Введение

Развитие речи детей дошкольного возраста является необходимым компонентом нормального развития ребенка .

Благодаря речи человек общается , передает свой накопленный опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.

Развитие речи дошкольника является очень важным этом подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться как педагогами в дошкольном обучении , так и родителями в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста .

К году дети начинают произносить отдельные слова. В два года ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом году жизни ети используют практически все части речи , могут активно заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых взрослый никогда раньше не слышал. Среди важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста одной из главных задач является обучение родному языку. Эта задача состоит из нескольких задач : обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи , воспитание звуковой культуры речи , обучение разговорной речи , развитие связанной речи , воспитание интереса к художественной литературе, подготовка к обучению грамоте. Владение родным языком это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы, высказываться, уметь выслушать других детей . При развитии всех этих компонентов развития речи можно говорить о том, что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.

Основная часть

Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста . С первых дней малыш упражняет свой голосовой аппарат : он кричит, плачет, произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие малыша . При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам, но и с удовольствием слушает голос взрослого. Поэтому родителям очень важно, как можно больше общаться со своим ребенком : рассказывать ему, о том, что происходит вокруг, петь песенки, читать сказки, детские стихи.

Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания – он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова, кивать ребенку в ответ, улыбаться.

К четырем месяцам звуки, которые произносит, похожи на элемент слов, например, ма, ба и т. д. В этом возрастном периоде малыш не вкладывает в них никакого смысла, они непроизвольны. Родителям необходимо продолжать разговаривать с малышом, петь ему, показывать и назвать игрушки. Но к 8 месяцам они становятся более четкими, к 10-11 месяцам ребенок произносит первые простые слова : мама, би-би, гав-гав и т. д. Ребенок понимает и с удовольствием выполняет простые поручения. Родителям важно стараться научит ребенка первым простым словам : дай, на и т. д. Общаясь с ребенком до года, во время разговора или пения держите ребенка так, чтобы он видел ваши губы, мог их потрогать. Исследуя источник звука. Используйте потешки, пестушки, колыбельные.

На этапе 2-3 месяца родитель может выбирать часто произносимый ребенком звук и петь песенку, заменяя слова этим звуком.

В 4-5 месяцев можно показывать ребенку игрушку, называя ее несколько раз, а затем спрятать со словами : «Где зайка?» , после этого показать : «Вот зайка» .

В 6-7 месяцев нужно выкладывайте перед ребенком небольшие детские книги, пусть ребенок их рассматривает. Выбирает наиболее привлекательные для него. Родитель может прочитать ребенку книжку несколько раз, называть ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в книжке. Когда ребенку книжка хорошо знакома, попросить его показать тот или иной предмет.

В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие мелкой рук . Уровень физического и психического развития ребенка определяется уровнем развития движений малыша . Учеными доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка »

С рождения необходимо делать массаж рук, разминать пальчики малыша. Ближе к году играть с ребенком в следующие игры «Найди игрушку» (Спрятать на глазах у ребенка в крупе 2-3 некрупные игрушки, а затем попросить малыша найти, например, киску). Можно приобрести маленький массажный мячик и, начиная с года, массировать пальчики и ладошки . С года можно включать в игровую деятельность следующие игры «Крутись, карандаш» (Предложить покатать ребенку карандаш по столу вперед – назад, «Спрячь в ладошке » (Попросить ребенка спрятать в кулачке кусочек поролона или маленькую игрушку из нетвердых материалов). Игра «Ветерок» (Положите ребенку на ладошку кусочек ваты и попросите сдуть его).

К двум годам в речи детей появляются простые предложения

Взрослый может использовать игровые приемы. Например, при рассматривании игрушки лисы, зайчика, можно поиграть в игры «Лиса и зайчик» (Взрослый достает зайчика и спрашивает : «Кто это?» . Ребенок отвечает. Взрослый спрашивает : «А где у зайчика хвост, лапы, глазки, нос, уши?» , «Прятки с игрушками» (На столике стоят несколько игрушек. Взрослый предлагает ребенку выбрать одну, задает ребенку вопрос : «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку, что тебе в ней нравится?» После этого ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку в заметное место. «Пора» , - говорит взрослый, ребенок поворачивается и ищет игрушку.

Рассказывать детям о домашних животных и птицах, о некоторых диких животных, используя иллюстрации, детские произведения. Можно использовать игры типа «Угадай, кто это?» (Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с животными или птицами, ребенок должен определить, о ком идет речь.). Как подготовительный этап к рассказыванию о животных, используются игры типа «Доскажи словечко» (Взрослый предлагает детям короткие стихи известные детям, которые заканчиваются словом – названием животного, но последнее слово взрослый не говорит, его договаривает ребенок).

Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки. Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи . Для этого можно использовать игры : «Ауканье» (Взрослый предлагает ребенку представить, что они заблудились и позвать друг друга «ау» , при этом сложив руки рупором, «Ветер» (Взрослый предлагает ребенку спеть, как ветерок : в-в-в, затем как сильный ветер, ребенок усиливает громкость произнесения. Взрослый просит ребенка усиливать и снижать громкость голоса, «Комарики» (Взрослый предлагает ребенку превратиться в комариков. Произносится звуки : з-з-з, «Свисток» (Звуки : с-с-с) .

На четвертом году в занятия с детьми можно включать рассказывание сказок. Учить детей рассматривать иллюстрации, внимательно следить за содержанием сказки, отвечать на вопросы по тексту. Для развития интереса детей можно использовать игрушки (герои сказок, маски.

Один из способов развития речи детей – рассматривание игрушки. (Мяч, неваляшку, куклу) . Рассмотрев игрушку вместе с ребенком, попросить его назвать цвет, форму, величину. Учить ребенка рассказывать об игрушке. Для привлечения внимания ребенка можно использовать стихи об игрушке, сюрпризные моменты. (Показать ребенку игрушку не сразу, а коробку, в которой она спрятана, спросить : «Что же это за коробка? Что в ней?» ). Можно использовать игры «Что изменилось» (Взрослый рассаживает игрушки, ребенок рассматривает, взрослый за ширмой меняет местами игрушки и просит ребенка рассказать, что же изменилось)

Так же можно вместе с детьми рассматривать и описывать овощи. Учить детей обследовать предмет , рассказывать о том, какой он на вид, на вкус. Загадывать детям загадки об овощах и фруктах. Чтобы заинтересовать ребенка использовать игры «Посади огород» , «Угощение кукол» , «Овощи и фрукты – полезные продукты» (взрослый весте с ребенком обследуют овощи и фрукты зрительно, на ощупь, на вкус, выделяют их признаки)

На этом возрастном этапе можно рассматривать с детьми несложные по сюжету картины. Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию.

В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен отвечать развернутыми фразами . Но не следует прекращать работу по развитию речи детей .

Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня, увиденного. На прогулках с детьми следует обращать внимание детей на окружающую природу : деревья, птицы, небо и т. д., на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном, например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая детям вопросы, например, «какой у белки был хвост» , «какая была шерстка» и т. д.

В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать следующие игры : «Бывает – не бывает» (Взрослый рассказывает ребенку историю, ребенок говорит, что из этой истории может быть на самом деле, а чего не может быть, «Какая, какой, какое» (Взрослый называет предмет, а ребенок как можно больше признаков, соответствующих данному предмету, «Закончи предложение» (Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает его, подбирая слова с противоположным значением, например,

«лук горький, а арбуз» , «Загадай, я отгадаю» (Взрослый предлагает ребенку рассказать о каком-либо предмете, не называя его, а взрослый отгадывает, о чем рассказал ребенок).

В возрасте 5-6 лет словарь детей пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает 3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия, например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы. Продолжается развитие диалогической и монологической речи , но на этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков, например, сонорных (л, н, шипящих. Поэтому задачей взрослых является помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях . Родители так же могут поучаствовать в этом процессе. В этом им помогут игры «Поймай слог» (Взрослый называет слог, ребенок придумывает слово, начинающееся на этот слог, «Подбираем рифмы» , «Кузовок» , «Наоборот» и др.

Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать игры «Если я» (придумывание ситуаций, «Рифмы» , «Загадки» (Ребенок сочиняет загадку, описывает то, о чем задумал, взрослый или другой ребенок отгадывает, «Угадай сказку» (Ребенок подбирает и называет ряд слов из сказки, взрослый или другой ребенок угадывают сказку, «Кто больше» (Выбирается звук, кто из играющих придумает больше слов, начинающихся на этот звук, «Противоположности» (Взрослый говорит слово –ребенок подбирает противоположное по значению) .

Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что сказывается на психическом, речевом развитии детей . Дети становятся более самостоятельны, рассудительны. Но тем не менее взрослым необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей . Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить звуки. Расширять словарный запас

детей . Поиграть с ребенком в игры «Закончи предложение» , «Ласковые слова» (Кто подберет больше ласковых слов) . Взрослые должны как можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы, истории сказки. Взрослый может помогать ребенку, если тот затрудняется в подборе слов. Так же необходимым этапом в развитии речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте» . В данный раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине, определять гласный и согласный : мягкий, твердый, звонкий, глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать звук, если взрослый просит, например : «Назови третий звук в слове» . Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш дом» , «Построим пирамиду» (на количество звуков в слове, «Стол находок» , «Рассыпанные буквы» (Звукобуквенный анализ слов, «Как их зовут» (Умение определять первый звук в слове, «Зоопарк» (Деление на слоги, «Помоги Буратино» (Умение выделять гласный и согласный звук) .

Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться. Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент для овладения школьными знаниями.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что, если родители и педагоги стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до школы.

Литература :

С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет» ;

Г. Я. Затулина «Комплексные занятия по развитию речи » ;

О. С. Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности» .

анна логинова
Развитие речи дошкольника

Статья Краснова Нина Ефимовна.

Воспитатель детского сада №19 «Василек» г. Якутска

Развитие речи дошкольника

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.

Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.

Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка : все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии , и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей . Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников .

Формирование основы интеллектуальных способностей детей, познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Для проведения работы по познавательно-речевому развитию детей используются следующие средства речевого развития :

1. Общение взрослых и детей

2. Культурная языковая среда.

3. Обучение родной речи и языку на занятиях .

4. Художественная литература.

5. Различные виды искусства.

Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах :

«Развитие связной речи »

«Развитие словаря »

«Освоение грамматически правильной речи »

«Освоение звуковой культуры речи »

«Подготовка к обучению грамоте»

Задачи познавательно-речевого развития дошкольников решаются комплексно , с учетом возрастных особенностей детей и требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» .

На основе всего этого была разработана модель речевого развития детей .

(Приложение 1)

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.

Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих.

Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек .

Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками, редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость .

Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу, развитие речи у дошкольников , рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.

Характерные проблемы развития речи дошкольников :

1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь) . Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

2. Скудость речи . Маленький словарный запас.

3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора,

применение нелитературных выражений и слов.

4. Небогатая диалоговая речь : неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ , если это нужно и к месту.

5. Неспособность выстроить монолог : к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7. Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

8. Нехорошая дикция.

Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл.

Занятия по развитию речи обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем.

В результате этих занятий к школе ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.

Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка .

Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка.

Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома «че» и «низя» , то вся работа по развитию , проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности , важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду : общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи . Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи .

Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи .

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления :

Об окружающих предметах и их назначении;

О качествах (цвет, величина, форма) предметов;

О свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

О материале, из которого сделаны предметы

Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи . Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения

Определяется уровнем его речевого развития : именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной - ему еще только предстоит овладеть.

Простая закономерность : чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.

К сожалению, в силу разных причин, в первый класс с каждым годом приходит все больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков, скудный запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение.

Проверка речевой готовности к обучению в школе.

Правильность произношения.

До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА) . Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.

Наличие фонематического слуха.

Для его оценки предложите ребенку записать несколько слов - не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове - столько и кружков. Например, слово "дом" надо изобразить тремя кружками, слово "мама" - четырьмя.

Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.

Покажите ему картинки, на которых нарисованы животные (например, лев, волк, корова) и записаны схемы их названий в виде кружочков (по количеству звуков в слове) . Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к какому слову.

Умение различать звуки.

Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки) .

Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА.

Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком).

Состояние словарного запаса.

У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов) .

В нем должны быть представлены основные части речи : существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия , предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Для его исследования применяется ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие в "словаре" ребенка определенных слов (см. ниже) .

Сформированность грамматических систем.

Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.

Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит : "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает) .

Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи .

Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Владение связной речью.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли.

Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте .

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие.

Первые, как показывает название, передают реальные события (факты) - на основе их непосредственного восприятия, или по памяти.

Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему могут дополняться какими-то деталями, не существовавшими в реальной ситуации.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.

Описательный рассказ - описание реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например : "Щенок черный, лохматый; у него маленькие ушки и короткий хвост. "

В сюжетном рассказе есть завязка действия, его развитие , доходящее до какой-то высшей точки (кульминации, и завершение "происшествия", или развязка ; события здесь должны передаваться во временной последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Периодически предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью :

Пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю;

Расскажет, как прошел сегодняшний день;

Сочинит небольшую сказку или рассказ;

Опишет картину с изображением природы;

Опишет рисунки, на которых, например, дети играют, помогают взрослым, отдыхают у моря;

Охарактеризует свою семью, друга или домашнего питомца;

Расскажет, как, например, прошла подготовка к празднику и сам праздник, попробует выразить и описать свои впечатления.

Чистая и правильная речь является важной составляющей для формирования полноценной личности. Ведь человек с замечательно развитой речью не боится общения, а также понятно для окружающих его людей выражает собственные мысли и желания. Нечеткая речь часто является причиной развития у человека большого количества комплексов, затрудняет процесс общения и его самореализацию.

Следует отметить, что правильная речь дошкольника является основным показателем его готовности к обучению в школе. Если у ребенка существуют определенные дефекты речи, то в дальнейшем это может привести к неуспеваемости, проблемам в общении со сверстниками и формированию неуверенности в собственных силах. Таким образом, современные родители должны начинать заботиться о развитии речи своего чада с самого раннего возраста . Логопеды и дефектологи предупреждают родителей о том, что нарушения речи у малыша не исчезнут самопроизвольно по мере его роста и развития. Если вы выявили у ребенка задержку речевого развития или дефект речи, следует сразу обращаться за помощью к специалистам. Ведь со временем данные речевые проблемы могут усугубиться и перейти в стойкие нарушения.

Особое значение для развития у ребенка речи имеет общение с родителями и совместные систематические занятия с ними. Чтобы занятия для развития речи были эффективными родители должны знать основные этапы развития речи ребенка.

Этапы развития речи дошкольника

Специалисты отмечают следующие этапы развития речи у детей дошкольного возраста:

  1. 3-4 года. В данном возрастном диапазоне малыш называет форму, цвет, величину и качество предмета. Использует обобщающие слова: мебель, одежда, инструменты, овощи и т.д. В процессе рассматривания картинки или предмета на вопросы взрослого отвечает односложно. Может с родителями составить 3-4 предложения описательного характера по иллюстрации. Малыш активно пересказывает любимые сказки.
  2. 4-5 лет. Малыш употребляет в процессе общения прилагательные, которые обозначают свойства предметов, глаголы, характеризующие трудовые действия, а также существительные. Легко ориентируется в месторасположении предметов, времени суток, а также отлично описывает настроение людей. Малыш в этот период совершенствует навыки общения с помощью диалога, а также активно задает вопросы и на них отвечает. Ребенок уже умеет пересказывать небольшие рассказы и составлять по сюжетной картинке короткие истории.
  3. 5-6 лет. Дети в этом возрастом диапазоне употребляют в правильной форме и точно по смыслу все части речи. Кроме этого, ребенок связно и последовательно пересказывает литературные произведения небольших объемов, а также составляет самостоятельно маленькие рассказы. Может непринужденно общаться с взрослым, задавая вопросы по теме и правильно на них отвечать.
  4. 6-7 лет. Для этого возрастного периода характерен богатый словарный запас, а также использование в процессе общения антонимов и синонимов. У ребенка вырабатывается культура речевого общения. Он может самостоятельно и с выразительностью передать содержание услышанного произведения. Кроме этого, ребенок легко составляет по картинке или серии картинок связный рассказ творческого характера.

Следует отметить, что данные этапы развития речи являются условными и не учитывают индивидуальные особенности каждого малыша.

Если вы зафиксировали у ребенка определенные проблемы формирования речи, то систематические занятия помогут исправить ситуацию.

Занятия для развития речи дошкольников: игра

Каждый родитель должен обязательно найти время для своего чада и в легкой игровой форме проводить короткие занятия для развития речи . Педагоги рекомендуют в процессе занятия преследовать следующие цели:

  • формировать и пополнять словарный запас ребенка, развивать его логическое мышление;
  • помочь овладеть навыками связной речи и научить строить предложения;
  • корректировать звуковую сторону речи в тесной взаимосвязи с развитием звукового анализа слов и формировании фонематического слуха.

С ребенком лучше всего осуществлять занятия в игровой форме.

Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка:

Игры с разными словами

Данная подборка занимательных игр поможет ребенку развить речь, научит сравнивать и анализировать, а также будет способствовать развитию внимания и памяти. Кроме этого, малыш сможет в будущем самостоятельно описывать и характеризовать по внешним признакам различные предметы.

«Выбираем прилагательные»

Эта игра пользуется у детей большой популярностью, независимо от возрастной категории. Суть игры состоит в том, что родители демонстрируют малышу игрушку или картинку, а он должен назвать максимальное количество признаков, характеризующие данный объект. Например, «лиса» - рыжая, хитрая, быстрая, красивая и т.д. Игру рекомендуется со временем усложнить. Ребенок должен подобрать к исходному прилагательному актуальные существительные. Например: «красный» - томат, мак, роза, яблоко и т.д.

«Кто что делает»

Данная игра помогает обогатить словарный запас глаголами. Для занятия нужно приготовить тематические карточки. Далее родитель демонстрирует ребенку карточку и задает вопрос: «Что можно с ним делать?» или «Для чего это необходимо?». Игру через время рекомендуется усложнить, добавив в нее мимику и жесты. Например. Дети должны назвать род деятельности по определенным действиям взрослого.

«Объект и его действия»

Игра способствует интенсивному развитию речи ребенка. Ее смысл заключается в том, что малышу предлагается определить объекты, совершающие определенные действия. Например: «Что и кто летает?» - птица, самолет, муха, снежинка, пух и т.д.

Игры на тему: «На что похоже»

Данная категория игр является эффективным методом развития речи у детей любой возрастной категории. На первоначальном этапе для занятия потребуется определенный игровой материал: муляжи овощей, ракушка, сосновая шишка, лоскуток ткани, кусочек меха и т.д. В дальнейшем для игры можно использовать только слова. Правила игры заключаются в том, что ребенок отвечает на вопросы, аргументируя собственный ответ. Например: «На что похож сухой листок или кусочек меха?». Далее родители задают дополнительные вопросы: «Почему?», «Чем?». Вариаций этой игры большое количество. Рассмотрим самые популярные из них.

«Буквы и цифры»

Эта игра замечательно развивает речь, образное мышление, фантазию и умение концентрировать внимание на необходимом объекте. Для занятия потребуются изображения букв и цифр, которые находятся на отдельных больших листах. Ребенку предлагается рассмотреть сначала одну букву или цифру, а потом назвать предметы, явления, на которые данные изображения похожи. Кроме этого, малыш может нарисовать собственные ассоциации или придумать историю об увиденном объекте. Далее количество детских ассоциаций на один объект должно постепенно увеличиваться.

«Дорисуй картинку»

Смысл этой игры заключается в следующем: ребенку предлагают рассмотреть нарисованную на альбомном листе какую-либо незаконченную геометрическую фигуру и просят по-своему усмотрению дорисовать необходимые элементы к фигуре. На следующем занятии можно увеличить количество фигур или линий на рисунке.

«Аргументируй»

Эта игра используется на занятиях для развития речи с дошкольниками возрастной категории 5-7 лет. Для занятия потребуются предметные карточки разнообразной тематики. Лучше всего проводить данную игру с небольшой группой детей. Ведущий выбирает одну предметную карточку и, никому не показывая, рассматривает изображение. Далее ребенок задает участникам игры ряд вопросов: «На что это похоже?», «Какой у него цвет?» и т.д. Каждый из детей должен предложить собственный вариант ответа. После этого, ведущий открывает перевернутое изображение и предлагает игрокам «защитить» свои версии с помощью аргументаций.

Эта игра замечательно развивает речь, а также формирует умения правильно строить предложения, делать выводы и учит навыкам доказывать собственную точку зрения с помощью конкретных фактов.

Игра на тему: «Кто откуда»

Эта игра эффективно развивает речевые навыки ребенка, учит определять взаимосвязь и общие закономерности между объектами. Для этого нужно подготовить тематические карточки и ознакомить ребенка с ними. Например, если вы демонстрируете малышу изображения животных, то обратите внимание на их внешние характеристики, среду обитания и умения к ней приспосабливаться. Птицы используют крылья, рыбы - плавники и т.д.

Занятие для развития речи проводится следующим образом: ребенку показывают изображения моря и леса, на данные среды обитания нужно выбрать и распределить картинки с различными животными, аргументируя собственные действия. Далее покажите ребенку часть какого-либо животного: хвост, лапы, уши, и предложить ему определить данное животное и место его обитание. После аргументаций ребенку демонстрируют целостную картинку этого животного, и он формулирует вывод о правильности собственных доводов.

Игра на тему «Лавина слов»

«В корзину я положил…»

Взрослый начинает игру следующей фразой: «В корзину я положил грушу». Малыш повторяет это предложение и добавляет собственный вариант: «В корзину я положил грушу и персик». Следующий игрок добавляет свой вариант, повторяя предыдущую фразу.

Для детей старшего возраста рекомендуется добавлять слова, начинающие на одну букву: «В корзину я положил ананас, абрикос, авокадо…». Кроме этого, играть можно, сохраняя последовательность букв в алфавите: «В корзину я положил апельсин, баклажан, виноград…». Для наглядности перед ребенком должен находиться плакат с изображениями букв алфавита.

«Бесконечная история»

Данная игра направлена не только на запоминание слов и их последовательности , но и сохранения смысла предложения . Для игры выбирается любое слово и к нему добавляются другие слова, которые формируют небольшой рассказ. Новые слова можно ставить в любой части предложения. Например: выбираем слово - цветок. Один ребенок придумывает начало истории - вырос цветок. Другой ребенок продолжает - на поляне вырос цветок. Третий малыш - на поляне вырос прекрасный цветок и т.д.

Все занятия для развития речи, которые проводятся в игровой форме разнообразные и носят творческий характер.

Благодаря играм у ребенка формируется культура речи, стимулируется речевая активность и навыки общения.

Малыш также учится грамотно произносить слова и четко ставить в них ударения.

Чтобы занятия для развития речи дошкольников были эффективными и приносили максимум пользы, родители должны следить за настроением ребенка, не подавлять его эмоции и учитывать его речевые возможности. Взрослые не должны думать, что после нескольких игр малыш начнет использовать в процессе общения правильные формы слова на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровне. Данный процесс является постепенным и требует определенного времени.

Занятия для развития речи дошкольников: скороговорки, детские стихи, загадки

Для развития, активизации речевого аппарата ребенка и избавления от «каши во рту» рекомендуется на занятиях проговаривать скороговорки . Родители первоначально должны малышу прочитать скороговорку медленно и выговаривая четко каждый звук. Далее предложите проговорить ее вместе с вами, а потом попросите рассказать скороговорку самостоятельно. Не ругайте ребенка, если у него не будет получаться. Превратите ваше занятие в увлекательную игру, чтобы ребенку хотелось много раз повторять скороговорку. Останавливайте свой выбор на простых, коротких и несложных в произношении скороговорках.

Например: У нашего мишки в мешке большие шишки или Серая кошка сидит на окошке. Через время можно учить более усложненные в произношении скороговорки.

Кроме этого, для развития речи чаще читайте ребенку детские стихи и загадки, которые расширяют его кругозор, помогают развивать мышление, внимание, память.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики

Одним из основных условий красивой и правильной речи у человека является ненапряженная артикуляция с плавным, длительным выдохом. У детей с различными дефектами речи дыхание аритмичное и поверхностное. Логопеды рекомендуют родителям выполнять с ребенком систематически несложную дыхательную гимнастику , которая будет способствовать формированию длительного выдоха и как следствие, правильному развитию речи.

Например, можно выполнить упражнение «Снегопад» . Для этого нужно скатать из ваты маленькие комочки и положить их ребенку на ладонь. Далее предложите малышу сдуть вату с ладошки, как снежинку. Затем поместите комочек ваты ребенку под нос и попросите его подуть вверх.

Для развития правильного дыхания замечательно подойдет упражнение «Буря в стакане» . Для его выполнения приготовьте стакан с водой и трубочку для коктейлей. Ребенок должен поместить один конец трубочки по центру широкой части языка, а другой конец - в стакан с водой. Потом малыш начинает дуть через трубочку, делая настоящую бурю. Родители должны контролировать данный процесс, чтобы щеки у ребенка не надувались, а губы находились в неподвижном состоянии.

Следует отметить, что автором дыхательной гимнастики является известный педагог и вокалист А.Н. Стрельникова. Ее авторская методика не только восстанавливает дыхание, но и положительно влияет на функционирование всех систем организма.

Для развития речи дошкольников также популярна артикуляционная гимнастика, направленная на основной мышечный орган речи - язык . Гимнастика для языка просто необходима, так как способствует формированию правильного звукопроизношения . Ведь дефекты звукопроизношения нарушают эмоционально-психическое равновесие ребенка, а также отрицательно влияют на полноценное общение со сверстниками.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом , чтобы ребенок видел движения собственного языка. Длительность занятия не должна быть больше 10 минут в день . При этом не предлагайте ребенку сразу выполнить большое количество упражнений. Для одного занятия подойдет 2-3 упражнения . Не расстраивайтесь, если у ребенка не получилось повторить за вами упражнение. Будьте спокойны, последовательны и терпеливы с малышом и у него обязательно все получится. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме . Положительные эмоции от занятия помогут ребенку быстрее освоить новые упражнения.

Логопеды и педагоги для развития речи у дошкольников используют пальчиковую гимнастику , способствующую активному развитию мелкой моторики рук и , соответственно, речи у ребенка. Суть данной гимнастики заключается в том, что ребенок с родителями проговаривает небольшие стихи, сопровождая их определенными движениями пальчиков . Данные упражнения важны для ребенка, так как улучшают согласованную работу речевых центров, способствуют развитию внимания, памяти и воображения, а также усиливают гибкость пальцев.

Таким образом, современная логопедия и педагогика предлагают родителям богатый выбор разнообразных занятий для развития речи дошкольников. Систематически играйте с ребенком, не критикуйте его за неправильные ответы и обязательно поддерживайте на эмоциональном уровне.