«Профилактика подростковой преступности как социальная проблема». Детская преступность и пути ее предупреждения Предупреждение подростковой преступности и правонарушений

Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.

Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних

Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:

1. Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.

2. Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).

3. Отсутствие занятости ребенка.

А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.

Методы профилактики детской преступности

Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.

Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.

Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.

Ранняя профилактика детской преступности

Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:

Выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;

Выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;

Корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.

Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:

Прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;

Анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.

Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком

Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.

Данный уровень профилактических мер включает в себя:

Исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;

Ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.

Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.

Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних

В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014г.

Согласно данным законодательным актам, в России определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.

При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.

Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.

Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

Профилактика преступлений несовершеннолетних в РФ осуществляется следующими организациями:

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Органами по управлению социальной защитой населения;

Федеральным органом гос. власти, органами власти регионов РФ и муниципалитетов, которые осуществляют государственное регулирование в области образования;

Органами опеки и попечительства;

Учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);

Органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;

Органами по делам молодежи;

Органами управления здравоохранением;

Службами занятости.

Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности. Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РФ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.

Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики

Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:

Предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;

Защита прав и интересов ребенка;

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;

Обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.

Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.

Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.

Субъекты индивидуальной профилактики

К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:

Беспризорные и безнадзорные;

Занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;

Находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;

Употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;

Ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;

Ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;

Освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;

Обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;

Отбывающие наказание в воспитательных колониях;

Те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;

Освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.

Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.

Основания проведения индивидуальной профилактики

Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:

В заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);

В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;

В приговоре, постановлении или определении суда;

В документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;

В заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.

Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности

Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:

Оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации. При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение. Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;

Получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;

Обжалование решений работников рассматриваемых организаций;

Достойное, не унижающее достоинство обращение;

Телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;

Получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;

Бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;

Бесплатную юридическую помощь.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РФ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика преступлений

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение - это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность - уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:

Неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

Порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

Девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

Предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

Противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие :

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность :

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления :

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо:

Создать уклад норм школьной жизни;

Помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

Помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

Помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

Воспитать навыки правовой культуры.

«В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

Применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

Изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

Применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель - не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

  1. осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
  2. выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
  3. оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
  4. группы риска;
  5. консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим; приложение 9.
  6. методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления действия:

  1. диагностическое;
  2. психокоррекционное;
  3. оздоровительное;
  4. учебно-воспитательное;
  5. социально-правовое;
  6. консультационное;
  7. научно-методическое;
  8. социально-аналитическое и просветительское.

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

Учебно-воспитательное направление деятельности - это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно - развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

N п/п

Мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

1.1.

Выявление семьи и детей
группы социального риска

Социальный педагог, психолог,

1.2.

Выявление детей, занимающихся
бродяжничеством, попрошайничеством и другой противоправной деятельностью

Социальный педагог, психолог

В течение года (запросы не реже одного раза в месяц)

Выявление учащихся, длительное
время не посещающих школу, принятие мер по возвращению их в школу

Социальный педагог, классные руководители

По факту пропуска занятий

1.4.

Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социальный педагог

По отдельному плану
(не реже 4 раз в год)

1.5.

Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Заместитель директора по ВР

По отдельному плану (не реже 2 раз в год)

1.6.

Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.)

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители

В течение года (ежемесячно)

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

1. Диагностическая деятельность

Выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

Изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

Наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

Определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

Проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

Определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

Выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

Изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

Изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

Определение мотивов поведения и общения;

Учет состояния здоровья ребенка;

Наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

2. Индивидуально-коррекционная работа

Индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

Изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

Ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

Индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

Создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

Вовлечение учащихся в активную общественную работу;

Ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

Проведение тренингов общения;

Проведение тренингов психологической разгрузки;

Привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

Индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

3. Работа с семьей

Изучение социального положения ребенка в семье;

Выступление учителей на родительских собраниях;

Посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

Встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

Индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

Вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

Привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

Проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

Привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

Приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

Сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

Сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

Сотрудничество с городским Центром детского творчества.

5. Информационная, организационно-методическая деятельность

Проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

Взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

Разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;

Разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

Составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;

Разработка материалов в помощь классному руководителю;

Составление психолого-педагогической характеристики класса;

Организация выставок литературы, плакатов;

Проведение социометрического исследования классов.

6. Правовое просвещение учащихся

Изучение и обсуждение Правил для учащихся;

Изучение Закона «О правах ребенка»;

Изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;

Организация встреч с работниками ОВД, ИДН;

Проведение месячника правовых знаний;

Проведение тематических кинолекториев;

Проведение диспутов, конференций.


Молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте, рассматриваются как отдельная социальная категория. Это особенный возраст, когда на формирование идеалов и ценностей оказывают влияние самые различные факторы. Причем взгляды подростка нередко расходятся теми нормами, которые приняты в обществе. В связи с этим в поведении молодых людей возникают так называемые девиации и отклонения, выражающиеся в совершении ими противоправных действий.

Именно поэтому особой значимостью обладает профилактика преступности несовершеннолетних. Подобная деятельность позволяет самым неустойчивым членам нашего общества не свернуть с правильного пути.

Определение понятия

Преступность - это явление, для которого характерно отклоняющееся поведение, весьма опасное для людей, находящихся в окружении нарушителя. Именно поэтому подобное деяние преследуется по закону.

И если преступность считают наиболее опасным видом отклоняющегося поведения, то стоит иметь в виду, что противоправные действия, совершенные подростками и детьми, являются ее составной частью. Нарушение закона молодыми людьми обладает рядом специфических особенностей. По сравнению со взрослой, характеризуется высокой динамичностью и имеет большую степень активности. Тот, кто стал на кривую дорожку в столь раннем возрасте, исправлению поддается весьма трудно. Очень сложно перевоспитать подобных подростков. Так и появляется резерв для взрослой преступности.

Основные мотивы

Из-за чего совершают преступления подростки 14-16 лет?

Молодые люди могут иметь либо корыстную, либо насильственно-эгоистическую мотивацию. Рассмотрим каждую из них подробнее:

  1. Корыстные мотивы. Подобные причины носят «детский» незавершенный характер. Основная масса подростковых правонарушений совершается из-за любопытства или озорства, желания показать ловкость, смелость и силу, а также «развлечься» и получить признание сверстников, утвердив себя в их глазах. Порой молодые люди совершают противоправные поступки, стремясь к чему-то необычному, мечтая об острых ощущениях и приключениях. Однако подобные мотивации в этом возрасте отличаются незрелостью. Ведь большая часть правонарушений совершается в составе группы и обладает ситуативно-импульсивной формой. Мотивация в подростковом возрасте предметна. У молодых людей, как правило, особый интерес вызывают вещи, относящиеся к молодежной моде, музыкальные инструменты, радиоаппаратура, вино и сладости, спортивные принадлежности, незначительные суммы денег и табачные изделия. В последнее время отмечаются случаи хищения медицинских препаратов наркосодержащего типа, а также больше стало угоняться мотоциклов и автомобилей.
  2. Насильственно-эгоистические мотивы. К данной причине стоит присмотреться повнимательнее при проведении профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних. Ведь у молодых людей существует острая потребность к самоутверждению. Она и является главным фактором, способствующим возникновению насильственно-эгоистической мотивации. Порой подобная мотивация идет параллельно с жестоким поведением.

Психологические причины совершения правонарушений

Подростковая преступность может быть вызвана целым рядом факторов. Всех их можно распределить по двум группам. К одной из них относят причины психологические, а ко второй - социального характера. Первые из них характеризуются:

  • деформацией нравственной и правовой ориентации со смещением ценностей в направлении сиюминутных удовольствий;
  • ослаблением чувства стыда, которое наблюдается в эмоционально-волевой сфере, а также равнодушным отношением к переживанию других людей;
  • отягощенностью нервно-психических аномалий, как правило, из-за неблагоприятных условий воспитания и жизни;
  • высокой ;
  • пониженной самооценкой.

Малолетние преступники нередко обладают нервно-психическими аномалиями. В основном (в 80-85% случаев) они являются приобретенными по причине неблагоприятных условий воспитания и жизни.

В качестве дефектов интеллектуального и психофизического развития у подростков-преступников специалистами фиксируются:

  • различного рода нарушения, имеющие место в психофизическом развитии, которые произошли в период внутриутробного развития плода, родов, а также в раннем детском возрасте;
  • заболевание алкоголизмом;
  • физическая инфантильность, выражающаяся в форме вялости и быстрой утомляемости, пониженной работоспособности и т.д., а также отставание организма в физическом развитии, в том числе и дефекты внешности.

По данным психиатров и психологов, чаще всего принятие мер по профилактике преступности несовершеннолетних требуется по отношению к мальчикам, а не к девочкам. И этому есть объяснения психологического и биологического характера. Дело в том, что мальчики обладают более уязвимой нервной системой. Именно поэтому они чаще всего страдают от различных травмирующих обстоятельств и семейной нестабильности. Особенно опасной для мальчиков является тот момент, когда отцы не принимают участие в их воспитании. Если сын полностью зависит от энергичной и сильной матери, то он вырастает боящимся жизни, нерешительным и беспомощным.

Девочки же, напротив, становятся агрессивными и драчливыми. Они начинают стремиться к лидерству и к руководству другими детьми, что указывает на развитие в них традиционных мужских черт характера. Порой у них возникает даже склонность к сквернословию и курению.

Проводя профилактику преступности среди несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что ни робких мальчиков, ни чересчур активных девочек нельзя высмеивать и критиковать. Взрослые должны серьезно относиться к процессу формирования психологического пола детей. От этого во многом будет зависеть моральное здоровье подрастающего человека.

Социальные причины совершения правонарушений

Как объяснить явление преступности в подростковой среде? Для этого необходимо выяснить, как социальные факторы приводят к ее формированию. Их знание поможет в принятии эффективных мер профилактики преступности несовершеннолетних.

Все социальные факторы, которые влияют на развитие негативного явления, подразделяют на две больших группы. Одна из них - макросоциальные, а вторая - микросоциальные. В первую из этих двух групп входит непосредственно само общество, в котором живет молодой человек, включая его нравственные ценности, мораль, культурные традиции и историю, экономические и политические проблемы и т.д. К микросоциальным причинам относят непосредственное окружение подростка. Это, прежде всего, его друзья и семья, школьные товарищи и т.д. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.

Макросоциальные факторы

Профилактика преступности несовершеннолетних требуется там, где у большей части населения отмечен низкий уровень жизни, и где существует резкий контраст по распределению доходов в обществе. В среде малообеспеченных граждан, как правило, имеет место ярко выраженный уровень алкоголизации и наркотизации. Это в большинстве случаев и является причиной, приводящей к преступности. Нередко подростки из бедных семей совершают преступления только для того, чтобы выжить.

Проведение профилактики преступности несовершеннолетних особенно актуально и в тех регионах, где имеются недостатки в развитии системы развлечений и досуга. Это выражается в слабой организации сети кружков, спортивных клубов и секций, а также в отсутствии мероприятий по привлечению и закреплению в них тех несовершеннолетних, у которых имеют место неблагоприятные условия воспитания и жизни. Очень часто за посещение подобных учреждений приходится платить. Следовательно, они недоступны детям, проживающим в бедных семьях.

Меры по профилактике преступности несовершеннолетних должны приниматься и в случае имеющихся недостатков учебно-воспитательной работы, проводимой в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических обучающих заведениях. Ведь в том случае, когда педагогами проявляется формализм и не учитывается индивидуальный подход к каждой личности, у подростков не возникает чувства гражданской ответственности и необходимости управлять своим поведением. Очень часто молодые люди отчуждаются от коллектива и утрачивают всякий интерес к учебе. При этом контингент среды несовершеннолетних преступников начинает пополняться за счет тех молодых людей, которые бросили школу, а также являются отстающими и второгодниками. Дело в том, что подобные обстоятельства ослабляют социальные связи и даже приводят к их утере. Это значительно облегчает контакт подростков с источниками негативных влияний.

Профилактика и предупреждение преступности несовершеннолетних должны проводиться и там, где имеются недостатки при организации трудоустройства молодых людей. Необходима она и в тех случаях, когда не проводится их воспитание в производственных коллективах.

Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних должна осуществляться с целью ограничений проникновения в молодежную среду тех стереотипов поведения, которые являются антогонистами общественным ценностям. В их числе культивирование жестокости, насилия, половой распущенности, а также пропаганда наркотиков.

Микросоциальные факторы

Возникновению преступности среди несовершеннолетних способствуют:

  1. Негативное влияние семьи. Эта ячейка общества считается самым важным для человека социальным институтом. Становление личности подрастающего человека происходит именно в семье. Но если она является для этого процесса неблагоприятным фоном, то это и способно привести подростка в криминогенную среду. Такими неблагоприятными факторами являются неполная семья или те случаи, когда у родителей отмечен Негативно влияет на формирование подростка неудовлетворительное материальное положение, а также постоянные конфликтные ситуации.
  2. Негативное воздействие неформальной группы. Под влияние асоциальных сверстников чаще всего попадает подросток, которого отличает плохая успеваемость и низкая дисциплина. Такие молодые люди не способны установить нормальные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для подростков-правонарушителей влияние друзей и высказываемые ими мнения оказываются более значимыми, чем замечания взрослых.
  3. Подстрекательство взрослых преступников. Подобная причина выявляется практически в 30 % случаев подростковых правонарушений. Нередко молодых людей предварительно вовлекают в азартные игры, пьянство, а также прочие формы антиобщественного поведения. Подобные действия сопровождаются пропагандой тех «преимуществ», которыми обладает жизнь преступников. Стоит отметить, что при целенаправленном воздействии преступной среды все большее распространение получает уголовный жаргон и обычаи, существующие на «зоне». Наиболее престижным при этом становится доход, полученный противоправными способами.

Социальная профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться в направлении устранения всех вышеперечисленных причин.

Личностные характеристики правонарушителей

Каковы объекты профилактики преступности несовершеннолетних? Если рассматривать выраженность и направленность волевых качеств, то подростки-правонарушители могут быть условно разделены на три типа. Знание подобной классификации позволит проводить максимально эффективные мероприятия по профилактике и предупреждению преступности несовершеннолетних. Это:

  • подростки прирожденные организаторы, отличающиеся сильной волей;
  • молодые люди с высокими волевыми качествами, которые имеют отрицательную направленность и используемые при подготовке к совершению преступлений;
  • слабовольные подростки, совершающие противозаконные поступки под влиянием других лиц.

Психологи отмечают тот факт, что социальный статус подростка практически не имеет отличий от детского. У молодых людей лишь возникает чувство взрослости, выражающееся в уровне притязаний, возвышающих положение, которое ими еще не достигнуто.

Подростки постоянно стремятся к самоутверждению. Они приравнивают свою личность к взрослой и начинают требовать, чтобы с ними считались и уважали их мнение. Подростками также начинает усваиваться внешняя взрослая атрибутика поведения. Она выражается в манере говорить и одеваться. Молодые люди начинают употреблять спиртное, курить и т.п.

Подростковый возраст считается переходным. Психологи называют его еще и критическим. Что же означает этот переходный период? В биологии под ним понимают определенную фазу в развитии организма, когда он становится особенно чувствителен к некоторым внутренним и внешним факторам.

При проведении мероприятий по профилактике преступности несовершеннолетних следует иметь в виду тот факт, что подобные правонарушители, как правило, это лица, обладающие устойчивыми стереотипами, склонностями и привычками антиобщественного поведения. Случайно преступления совершают лишь единицы. Остальные правонарушители характеризуются:

  1. Постоянной демонстрацией пренебрежения к тем нормам поведения, которые приняты в обществе. Такие подростки сквернословят, пристают к гражданам, появляются на улице в нетрезвом виде, портят государственное имущество и т.д.
  2. Обладают пристрастием к азартным играм, наркотикам и спиртному.
  3. Систематически убегают из дома и бродяжничают.
  4. Отмечены половой распущенностью и наличием ранних половых связей.
  5. Виновны в создании конфликтных ситуаций. Из-за этих подростков в семье постоянно возникают ссоры. Причем молодые люди терроризируют родителей, а также других близких им людей.
  6. Имеют привычку присваивать все то, что плохо лежит, а также то, что можно отнять у слабого, не понеся за это никакого наказания.

Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних должна проводиться с теми молодыми людьми, которые обладают эмоциональной неуравновешенностью, тщеславием, упрямством и агрессивностью. Все эти черты являются наиболее характерными для малолетних преступников.

В отличие от личностей, имеющих позитивные интересы, которые одобряются обществом, развитие потребностей правонарушителей идет чаще всего в обратном направлении. Такие молодые люди проводят свое время в основном бесцельно. Это и формирует у них негативный интерес. В дальнейшем он закрепляется в привычках, которые приводят к формированию социально чуждых для общества потребностей. На этом фоне и вырабатываются общественно опасные, противоправные способы их удовлетворения.

Принимая меры по профилактике групповой преступности несовершеннолетних, стоит иметь в виду, что подобные противоправные поступки совершаются по причине низкого самоуважения молодого человека. Подрастающая личность стремится найти способ самоутверждения. И он, как правило, не одобряется так называемой позитивной средой.

Когда проводится представителями ОВД профилактика преступности несовершеннолетних, то отмечается болезненно-агрессивное отношение молодых людей к сверстникам, имеющим заслуженную позитивную самооценку. Это также приводит молодых людей в криминогенную среду.

Субъекты профилактики противоправных действий

Какие мероприятия необходимо проводить по недопущению преступности среди несовершеннолетних? Для этого производятся действия, называемые профилактикой. Данный термин означает предупреждение любых нежелательных явлений. Профилактика преступности и правонарушений среди несовершеннолетних считается особым видом социальной практики. Ее осуществление позволяет обеспечить такие преобразования общественных отношений, которые устраняют или нейтрализуют факторы (причины, условия), приводящие к отклоняющемуся поведению.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних проводится конкретными учреждениями и органами, составляющими целостную систему. В нее входят, прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних. Также роль субъектов профилактики преступности несовершеннолетних выполняют учреждения и органы попечительства и опеки, подразделения ОВД, организации здравоохранения, социальной защиты граждан, службы занятости и другие.

Рассмотрим функции каждого из них подробнее:

  1. Комиссии по делам несовершеннолетних. В числе функций этого органа находится оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве, а также в социальной реабилитации тех подростков, которые нуждаются в помощи. Стоит иметь в виду, что эти комиссии не наделены прямыми полномочиями для решения проблем профилактики преступности среди несовершеннолетних. Они, как правило, лишь взаимодействуют с иными организациями, которые занимаются «неблагополучными» молодыми людьми.
  2. Органы социальной защиты. Эти субъекты профилактики преступности несовершеннолетних представляют собой территориальные центры, в которых оказывается экстренная психологическая, психолого-педагогическая и социальная помощь. Основной особенностью данных органов является то, что в большей степени их деятельность направлена на проведение индивидуальной работы с подростками, оказавшимися в непростой жизненной ситуации. Это выражается в оказании бесплатных социальных услуг, а также в тесном сотрудничестве с семьей, в организации занятости и досуга несовершеннолетних.
  3. Спецучреждения для нуждающихся в проведении социальной реабилитации. Подобные организации призваны оказывать экстренную помощь подросткам, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. В списке таких учреждений находятся социальные приюты, центры помощи детям, которые остались без попечения родителей, и т.д.
  4. Органы управления и учреждения образования. Подобные институты вводят и реализуют различные методики, направленные на формирование у молодых людей законопослушного поведения, а также проводят комплексные психолого-медико-педагогические обследования, что позволяет выявить необходимую форму воспитания и обучения детей, отстающих в учебе, пропускающих занятия и т.д. К таким учреждениям образования относят школы-интернаты, а также детские дома, в которых проживают дети-сироты и те, которые остались без попечения родителей.
  5. Органы по делам молодежи, учреждения туризма, спорта и культуры, различные молодежные объединения, а также прочие общественные движения и организации. Все они принимают участие в организации занятости, досуга и воспитания молодежи.
  6. Органы здравоохранения. Проведение лечебно-восстановительного процесса становится особенно актуальным в наше время, когда имеет место постоянный рост процента наркотизации и алкоголизации, а также психических отклонений у молодых людей. Помимо этого, органами здравоохранения организуются мероприятия по распространению санитарно-гигиенических знаний, по пропаганде ЗОЖ и оказанию медицинской помощи подросткам.
  7. Подразделения ОВД по делам несовершеннолетних. Какова компетенция данных органов? Они осуществляют профилактику преступности и безнадзорности несовершеннолетних, представляющих особую опасность для общества. Помимо этого ОППН проводят работу с теми законными представителями подростков, которые не в полной мере исполняют свои обязанности по из воспитанию. Проводится органами ОВД и профилактика повторной преступности несовершеннолетних. Важной задачей ОППН является также и выявление тех лиц, которые вовлекают молодежь в антиобщественные действия и в совершение противозаконных деяний.
  8. Органы попечительства и опеки, а также службы занятости. Основные направления профилактики преступности несовершеннолетних этими элементами системы носят вспомогательный характер. Дело в том, что вся их деятельность предполагает проведение распорядительно-контрольных мероприятий, не связанных с непосредственной работой с подростками и их семьями.
  9. Возглавляет систему профилактики преступности несовершеннолетних Межведомственная комиссия, созданная при Правительстве России. Помимо этого, в перечне субъектов, выполняющих работу по предупреждению противоправных действий подростков, находится и прокуратура РФ. В ее задачи входит надзор за соблюдением свобод и прав молодых людей, а также координация работы правоохранительных органов, направленная на борьбу с преступностью.

Этапы профилактики

Те меры, которые принимаются перечисленными выше субъектами для недопущения нарушений подростками законодательных актов, осуществляются в определенной последовательности. При этом каждый из этапов профилактики преступности несовершеннолетних является уникальным и представляет собой принятие определенного комплекса мер, применяемых к трудным детям. Среди них:

  1. Ранняя профилактика. На этом этапе перед субъектами предотвращения подростковой преступности ставится задача в оказании помощи тем, кто находится в сложных условиях воспитания и жизни. Принимаются эти меры еще до того момента как на молодом человеке скажутся возникшие негативные факторы.
  2. Непосредственная профилактика. Задачей данного этапа является недопущение перехода подростка на путь преступлений, а также работа по исправлению тех лиц, которые совершают непреступные правонарушения и имеют значительную степень дезадаптации.
  3. Профилактика поведения предпреступного характера. Основная цель данного этапа состоит в недопущении перехода подростка на противоправную стезю. При этом принимаются все необходимые меры, создающие условия для исправления тех лиц, которые систематически совершают противоправные действия, что указывает на большую вероятность совершения ими преступления в самом ближайшем будущем.
  4. Предупреждение рецидива. Профилактика повторной преступности несовершеннолетних ставит своей целью не только оградить подростков от антиобщественных действий, но и защитить от них законопослушную молодежь.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

Ранняя профилактика

Данный этап является самым ответственным для предотвращения совершения подростками противоправных действий. Он подразумевает собой предупреждение и устранение имеющих место существенных нарушений в воспитании детей, а также в негативных изменениях условий их жизни. При этом устраняются источники неблагоприятного воздействия на личность и нормализуются условия как конкретных подростков, так и их групп.

Профилактика преступности несовершеннолетних в школе производится в следующей последовательности:

  • выявляются неблагополучные семьи;
  • диагностируется семейное неблагополучие;
  • осуществляются профилактические мероприятия, способствующие нормализации семейного микроклимата;
  • принимаются административные и уголовно-правовые меры воздействия на тех родителей, которые злостно нарушают обязанности, касающиеся воспитания детей.

Семьи с признаками неблагополучия выявляются учебным заведением с помощью опросов подростков, а также родителей или же близких родственников. Это мероприятие проводится силами педагогов или воспитателей.

Непосредственная профилактика

Проведение следующего этапа становится необходимой мерой только в том случае, когда склонность у подростка к правонарушениям не была ликвидирована при принятии ранних мероприятий, и он начал их совершать. На этой стадии нормализуются условия жизни и воспитания детей, а также производится оздоровление среды их обитания.

При этом усиливается непосредственное воздействие на несовершеннолетнего и, при необходимости, подключаются меры правового характера. Они состоят в контроле над поведением молодежи со стороны подразделений ОВД, а также в принятии принудительных мер, применяемых к родителям.

При этом необходимо:

  • развивать позитивную ориентацию несовершеннолетних;
  • проводить их нравственное воспитание;
  • вовлекать в секции физической подготовки;
  • проводить медицинскую профилактику и оздоровление;
  • повышать уровень правовой культуры.

Профилактика поведения предпреступного характера

На данном этапе реализуются меры в отношении подростков, которые уже находятся на грани преступления. При этом производится интенсивный и демонстративный контроль над поведением и связями молодого человека, а также над его времяпровождением. Основная задача подобных мер заключается в удержании перехода подростка на путь преступлений.

Профилактика рецидива

Как воздействовать на несовершеннолетнего, который уже совершил преступление?

Для этого может быть применена одна из следующих моделей:

  1. Карательная. Эта модель является самой распространенной в мире. Подростков наказывают, лишая их свободы, при этом мало уделяя внимание вопросам реабилитации. Например, для профилактики преступности несовершеннолетних в ХМАО открыта спецшкола. Также по стране существует целая сеть детских воспитательных колоний.
  2. Терапевтическая. Данная модель не признает наказание и предполагает вмешательство компетентных органов для исправления нарушений, имеющих место в процессе социализации.
  3. Восстановительного правосудия. При использовании этой модели борьба с преступностью осуществляется благодаря привлечению внимания к тому ущербу, который возникает при совершении противоправных действий.

Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.


Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов. Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь. И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.

Таким образом, осуществление указанных мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему. В число субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости.

Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности:


- выявление неблагополучных семей;

Диагностика семейного неблагополучия;

Осуществление профилактических мероприятий по нормализации микроклимата в семье;

Принятие административных и уголовно-правовых мер воздействия на родителей, злостно нарушающих обязанности по воспитанию детей.

Для выявления семей с признаками неблагополучия, можно рекомендовать проведение в учебном заведении опросов, как для самих подростков, так и их родителей, близких родственников с помощью педагогов, воспитателей и других лиц, подготовленных для этих целей. К разработке вопросов необходимо привлекать специалистов: психологов, педагогов, юристов, социальных работников, социологов и др.

Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучной семье предполагают осуществление различных мероприятий социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям. Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.

Планируя профилактические мероприятия, необходимо анализировать факторы, лежащие в основе семейного неблагополучия. Если неблагоприятная обстановка в семье создана в силу объективных причин, например, из-за длительной и тяжелой болезни родителей, их занятости, длительных командировок, плохих жилищных условий, то в подобных ситуациях помощь, в частности, может состоять в помещении подростков в школу-интернат, группу продленного дня, улучшении жилищных условий и т.п.

Многодетным, неполным, а также иным семьям, испытывающим материальные затруднения, необходимо оказывать в первоочередном и безусловном порядке различную материальную помощь (продуктами питания, одеждой, в денежной форме), причем в размерах, действительно необходимых .


Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это, прежде всего, семьи, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни.

Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны. В таких случаях обоснованным будет решение о лишении родителей родительских прав и передаче подростков в детское учреждение или другим лицам при условии, что такие лица смогут обеспечить их надлежащее воспитание.

Разумеется, такие меры должны применяться лишь тогда, когда окажутся безрезультатными беседы с родителями; оказанная помощь (педагогическая, материальная или иная); воздействие общественных организаций, трудовых коллективов или администраций по месту работы; применение административных мер; мер, направленных на лечение родителей от алкоголизма, наркомании; ограничение дееспособности и т.д.

Однако необходимо учесть, что оторванность от родителей делает некоторых несовершеннолетних еще более беспомощными. Может в такой ситуации более целесообразно будет применение ограничения родительских прав, предусмотренного ст. 73 Семейного кодекса РФ .

Такая мера предоставляет широкие возможности для осуществления профилактического воздействия на родителей, а так же дает им шанс изменить свое поведение.

Таким образом, профилактика подростковой преступности заключается в занятости подростков в различных кружках и секциях, в летних трудовых лагерях, в повседневной помощи своим близким и одиноким людям. В образовательных организациях, где обучается подросток, необходимо вести с семьями профилактическую работу по поводу занятости ребенка в свободное время, организовывать совместные семейные мероприятия с целью укрепления семейных отношений. Во время профилактических бесед необходимо делать упор на то, что главной ценностью в жизни являются семейные отношения, а не материальные блага.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Ее предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - это процесс устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также создание нормальных социально-педагогических условий формирования нравственной личности.

Система борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, признанных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями (См. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей ред. А.И. Долговой. - М.,2011.- С.702).

Характер преступности несовершеннолетних и ее детерминации таков, что в борьбе с ней во главу угла должны ставиться не уголовная репрессия, а профилактические меры. В числе весомых факторов профилактики правонарушений среди несовершеннолетних следует особо выделить социальную защиту подрастающего человека. Социальная защита представляет собой деятельность по социальной и экономической поддержке, оказанию материальной, медицинской и психологической помощи, создание наиболее благоприятных условий для развития каждого растущего человека, способствование социальному становлению его личности. Прежде всего - это защита подростка от неблагоприятного влияния рынка, последствия которого трудно поддаются прогнозированию.

Профилактика преступлений несовершеннолетних имеет самостоятельную законодательную основу - комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний осуществления борьбы с безнадзорностью и правонарушениями.

В последние годы принят целый ряд нормативных актов по защите детства, при использовании и внедрении в жизнь которых можно обеспечить нормальные условия развития, образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из основных документов, защищающих права детей, является Конституция Российской Федерации. Ею гарантируется общедоступность и бесплатность образования в государственных или муниципиальных образовательных учреждениях.

Улучшению социально-педагогических условий профилактики правонарушений способствуют и другие подзаконные акты, в частности, постановления правительства и указы президента.

1 июня 2009 года Президент РФ издал Указ «О первоочередных мерах по реализации «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в которой проблема защиты детей, их развитие определена как приоритетная. А в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в социальной политике был Указ Президента РФ от 18 августа 1994 года, по № 1696, в котором федеральная программа «Дети России» утверждена в качестве президентской.

Важное значение для защиты детства имеет и указ Президента РФ от 14 сентября 2015 года «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2014 года» (национального плана в интересах детей), в котором определены основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ.

Принимая во внимание рост безнадзорности и беспризорности детей и подростков, и их влияние на преступность среди несовершеннолетних, в целях улучшения их положения и профилактики преступлений приняты Указ Президента от 6 сентября 2007 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав» и Указ от 16 сентября 2009 года «О первоочередных мерах в области молодежной политики» - решение о создании единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

25 апреля 2015 г. под № 420 принято постановление Правительства Российской Федерации. Типовое положение «О специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением». Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением призвано обеспечить их психологическую, медицинскую и социальную реабилитацию, включая коррекцию их поведения и адаптация в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Правительство РФ 13 сентября 1996 г. утвердило Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в специальной реабилитации. Согласно Положению подобные учреждения должны создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе. При учреждениях предполагается создать попечительские советы (возводить старые, существующие в дореволюционное время).

Правительством РФ 24 июля 2012 г. принят Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которым гарантируется социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей с отклонениями в поведении.

Большинство этих учреждений действуют в республиканских краевых и областных центрах. Они имеют разную ведомственную подчиненность и создаются комитетами по делам семьи и молодежи, органами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел. Помимо этого в создании учреждений социального обслуживания семьи и детей принимают участие общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы, предприниматели, религиозные конфессии. Такое социальное партнерство позволяет расширить материальные, кадровые, финансовые возможности этих учреждений, сконцентрировать усилия на решении наиболее актуальных проблем социальной защиты семей. Однако, число этих учреждений все еще явно не соответствует масштабам проблемы, количеству детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их созданию мешают межведомственные трения и амбиции, отсутствие квалифицированных социальных работников и других специалистов для работы с несовершеннолетними правонарушителями, как и необходимых бюджетных средств.

Наблюдается явная недооценка, недопонимание роли этих учреждений и со стороны отдельных руководителей местных органов власти, и это не позволяет осуществлять должным образом профилактику безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, усиливает социальную напряженность, обрекает значительную часть детей на криминальный образ жизни, совершение преступлений.

С целью совершенствования мер профилактики, 30 июня 2013 года Государственной Думой принят Закон «Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который должен способствовать активизации всей профилактической работы среди несовершеннолетних с отклоняющим поведением. В федеральной политике продолжается линия на расширение социальной поддержки семей с детьми, детей, оставшихся без попечения родителей, других особо нуждающихся в помощи категорий детей и подростков. Внесены многие изменения в законодательные акты государства. Одним из важнейших направлений борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые вернулись из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. При этом надо учитывать, что почти половина, освобождаемых иэ этих учреждений - это сироты и несовершеннолетние, лишившиеся родительского попечения, которых никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Значит нужны новые формы их устройства и социальной защиты.

Возникает необходимость расширения сети социальных приютов, центров социальной реабилитации для несовершеннолетних, добровольно обратившихся за помощью и вниманием. Функциями таких учреждений являются снятие у ребенка психического напряжения, защита его прав, проведение первичной адаптации детей к жизни и социально здоровой среде, восстановление или компенсирование утраченных социальных связей.

С целью улучшения профилактической и реабилитационной работы учреждений социальной защиты, необходима финансовая и иная помощь со стороны федеральных органов, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, общественности. Также важна кардинальная реформа социальной системы помощи детям и подросткам, предусматривающая защиту их нравственности, здоровья и конституционных прав, предупреждение и корректировку отклонений и деформаций в поведении подростков.

Наряду с деятельностью государства, направленной на улучшение социально-правового положения детей в обществе, остается насущным вопрос о необходимости защиты детей и подростков от различного рода негативных воздействий именно уголовно-правовыми средствами. Имеются значительные резервы для более активного и эффективного использования правовых средств защиты интересов несовершеннолетних и предупреждения их виктимизации.

Необходимо обеспечить применение таких уголовно-правовых средств как ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) и антиобщественных действий (ст.151 УК РФ), за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК РФ).

Предупреждение подростковой преступности и ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей - одно из центральных направлений деятельности прежде всего школы, семьи, общественности, религиозных организаций, служб социальной защиты, правоохранительных органов.

Учреждения образования в развитом обществе являются одним из основных институтов воспитания и социализации личности молодого человека и поколения молодежи, вступающего в самостоятельную жизнь. Уровень учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, по данным исследований многих авторов, является важным условием, влияющим на формирование правомерного поведения. Одной из центральных задач, стоящих перед образованием, является создание в учебно-воспитательных учреждениях педагогически отработанной системы повышения уровня самоотдачи и прилежание школьников к учебному процессу, открытие для них перспективы получения в будущем перспективных профессий.

В этом плане важно актуализировать и новые формы организации трудовой подготовки. Труд в школьных кооперативах, мини-заводах, фермерских хозяйствах, пришкольных участках, фирмах и других формах хозяйствования станет одним из факторов борьбы с правонарушениями и преступлениями среди несовершеннолетних и ведущим звеном подготовки учащихся к суровым условиям рыночной экономики. В тех школах республики, где действуют ученические кооперативы, организованы трудовые хозрасчетные объединения, налажено взаимовыгодное сотрудничество с малыми предприятиями и фирмами, где разумно используется школьная мастерская и имеющееся в ней производственное оборудование, там, где коллективными трудовыми усилиями обеспечиваются материальные условия для активного досуга учащихся во внеурочное время, на высоком уровне находится нравственное воспитание и формирование правомерного поведения и, что не менее важно, достигаются успехи в учебе, в получении учениками полновесных и необходимых знаний.

Для формирования активной, инициативной личности с правомерным поведением важно развивать подростковое самоуправление в учебно-воспитательных учреждениях. На сегодняшний день назрела необходимость создания в школах каких-либо новых молодежных организаций наподобие комсомольской и пионерской, которые сплачивали бы ребят, занимали бы досуг несовершеннолетних. Важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетних - их правовое просвещение и воспитание. Актуальными задачами являются повышение профессионализма этой работы, подготовка квалифицированных кадров педагогов для ее проведения, обеспечение активного участия в ней юристов - научных и практических работников.

Важно повышать эффективность профилактико-воспитательной работы и средств массовой информации, направленная на формирование правомерного поведения подрастающего поколения. Для этого следует усилить нравственное воспитание с помощью специальных телепередач, вести пропаганду добра и милосердия, рекламировать предпринимательство, созидающее материальные ценности, возвышать людей труда и чести. Серьезной остается проблема изжития из средств массовой информации передач, пропагандирующих зряшное потребительство, сцен насилия и обмана, секса и порнографии. В последние годы органы управления образованием осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, образовательных учреждений, детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, а также участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимают с целью содержания, воспитания и обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случае отсутствия родительского попечения.

Органы службы занятости в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российский Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Учреждения культуры, досуга, спорта и туризма привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры.

Следует отметить, что каждый регион обладает своим потенциалом предупреждения подростковой преступности. В частности в Дагестане созданы специфические традиции, организационные формы, в которых сконцентрирован созидательный, творческий опыт людей, а также методы и способы социализации подрастающего поколения; сложились свои представления об уважении к правилам в обществе, труду и к людям труда, любви к природе. Семья и семейно-родственные отношения служат важнейшими факторами социализации личности. Эти отношения, конечно, претерпели существенные изменения, но продолжают иметь свои особенности в разных регионах.

Во многих регионах России, и особенно в Республике Дагестан, наравне с обычаями и традициями велика воспитательно-профилактическая роль религии. В последние годы ислам в общественной жизни дагестанского народа приобретает заметную роль. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных моральных норм в обществе. Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила. В этом плане положительное влияние оказывает моральная система религии.

В заключение представляется необходимым особо обратить внимание на весьма серьезную и нерешенную проблему, от решения которой зависит эффективность предупредительно-профилактической работы среди несовершеннолетних. Дело в том, что ни в уголовном законе, ни в новом кодексе об административных правонарушениях нет норм, определяющих меры реагирования и принудительного воспитательного воздействия на лиц, совершивших предусмотренные уголовным кодексом деяния по сути преступления в возрасте до 14 летнего возраста, которые общем массиве преступности несовершеннолетних прочно и заметно стали занимать свою нишу.

На наш взгляд, необходимо на государственном уровне решить вопрос об открытии для этой категории несовершеннолетних специальных исправительно-воспитательных школ (а не колоний) по примеру многих зарубежных государств, где такая практика давно существует.