Объединяет даты 1949 1953 г. Задания для повторения. А.7. Причина начала «холодной войны»

Ссср в 1945-1953 гг. Даты: 1946, 1949, 1952 Термины: «План Маршалла» - страница №1/1

СССР в 1945-1953 гг.

Даты: 1946, 1949, 1952

Термины: «План Маршалла», «Холодная война»

1. Восстановление экономики

Демографические потери: официальные данные: людские потери СССР: 8,6 млн. военнослужащих убитыми, и 4,4 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести. Общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) - 26,6 млн. человек

Людские потери Германии – 4,046 млн. военнослужащих погибшими, умершими от ран, пропавшими без вести

Имущественные потери: разрушено 1710 городов и посёлков городского типа и более 70 тыс. сёл и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов. Материальный ущерб - около 30% национального богатства Советского Союза, а в районах, подвергшихся оккупации,- около двух третей. В целом материальные потери оцениваются в 2 трлн. 600 млрд. рублей

Национальное богатство Англии уменьшилось на 0,8 процента, Франции - на 1,5 процента, а США материальных потерь избежали

Экономические дискуссии 1945-1946 гг.: Предложения председателя Госплана Н. Вознесенского: ослабление давления государства на производителя, разрешение кустарного производства, НЭП – как образец

Предложение И. Сталина: сверхцентрализация экономики

Восстановление экономики: прогнозы – 25 лет, реальность – 5

Снятие ограничений для рабочих: 8-часовой рабочий день, выходные, отпуск, отмена принудительных сверхурочных работ, 1947 – денежная реформа, отмена карточной системы, новые цены: цены на продовольствие выросли от 2 (мясо) до 3 раз (сахар, сливочное масло)

Сохранение системы госзайма (облигации) – принудительное изъятие денежных средств у населения

Внедрение изобретений на предприятиях ВПК

Сельское хозяйство

1946 – сильная засуха. Покупка государством продуктов у колхозов: Молоко – 20%; зерно – 10%; мясо – 5% от себестоимости, насильственное сокращение приусадебных участков. Налоги на крестьян: обязательная сдача мяса, шкур, шерсти, масла, яиц, денег

Социальное положение – беспаспортные, отсутствие социальных гарантий, пенсий, зарплат, сохранение системы трудодней

Уничтожение частной собственности в с\х, запрещение рыночной торговли

2. Курс на закручивание гаек

1952 – издание работы И. Сталина «Экономические проблемы социализма»: вопрос о распаде единого мирового рынка и углублении кризиса мировой капиталистической системы, неизбежность войн между капиталистическими странами, основные экономические законы современного капитализма и социализма: «Потребности обгоняют производство»

Преимущественное развитие тяжмаша, в ущерб развитию лёгкой и пищевой промышленности

Новый виток репрессий: из фашистских лагерей в советские: пленные и угнанные в Германию, ссылка народов в Сибирь и Казахстан: литовцы, эстонцы, латвийцы, чеченцы, калмыки, турки-месхетинцы, крымские татары и др. Восстановление «железного занавеса»

Восстания заключённых в лагерях: Печора (1948), Салехард (1950), Кингир (1952), Экибастуз (1952), Норильск (1953), Воркута (1953)

1946 – начало наступления на культуру, выступление А. Жданова с критикой творчества А. Ахматовой и М. Зощенко. Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»: один закрыть, в другом – сменить редакцию

15 марта 1947 - Указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами»: забота о советских женщинах, которые «В непривычных условиях за границей чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации».

1948 – начало борьбы с космополитизмом (официальный антисемитизм)

Научные дискуссии:

Дискуссии историков, философов, экономистов, кибернетиков, биологов, физиков: кибернетика – буржуазная наука.

Генетика: академик Д. Лысенко против «мухолюбов»-генетиков, объявление генетики буржуазной наукой

Дискуссия о языкознании: государство не отмирает (К. Маркс), оно усиливается (И. Сталин)

3. План Маршалла. Начало «Холодной войны»

Условия предоставления помощи

Отказ от национализации промышленности

Свобода предпринимательства

Снижение таможенных тарифов

Ограничение торговли с соцстранами

Предоставление территории для размещения военных баз

Размер помощи – 13 млрд. долларов, Великобритания – 3,297 млрд., Франция – 2,296 млрд., другие страны – значительно меньше (Португалия – 0,07 млрд.)

1946 - Речь У. Черчилля в Фултоне:

Основные положения речи:

«Железный занавес» отделил Восточную Европу от европейской цивилизации;

Опасность складывающейся ситуации в Европе для судеб западной демократии;

Стремление советского руководства к неограниченной экспансии;

Необходимость объединения усилий Великобритании и США для того, чтобы показать «силу русским».

Доктрина Г. Трумэна

Право США вмешиваться во внутренние дела стран, «народы которых сопротивляются попыткам захвата власти вооружённым меньшинством»;

Подержание начинающегося соперничества СССР и США – конфликт демократии и тоталитаризма.

1949 – создание NATO (Североатлантический блок)

1949 – раздел Германии на Федеративную республику Германия (ФРГ, зоны оккупации США, Великобритании, Франции) и Германскую демократическую республику (ГДР, советская зона оккупации)

4. Итоги международного развития

Формирование военно-политических блоков вокруг сверхдержав, раскол мира на две противоположные системы

Усиление милитаризма. Высокая роль военно-промышленного комплекса

Формирование «образа врага» в средствах массовой информации

Тест:

А) Начало и окончание «холодной войны»

Б) Образование NATO и ОВД

В) Начало и окончание Корейской войны

Г) Создание ЕЭС и СЭВ

А) В. Ленин

Б) Л. Троцкий

В) С. Киров

Г) И. Сталин

3. Принудительное изъятие денежных средств у населения государством называется:

А) Госзайм

Б) Трудодень

В) Конфискация

Г) Продналог

4. Тезис «Потребности обгоняют производство» был высказан И. Сталины в его работе:

А) «Головокружение от успехов»

Б) «Марксизм и вопросы языкознания»

В) «Экономические проблемы социализма»

Г) «Письмо Ленину»

5. О каком слое населения СССР идёт речь:

Получал в 4 раза меньше, чем рабочий и служащий;

Платил натуральный налог с подсобного хозяйства

Не имел пенсии, паспорта

А) Пролетариат

Б) Буржуазия

В) Крестьянство

Г) Интеллигенция

Ответы:
2) Г

«Политика «холодной войны»» - Президент США Гарри Трумэн. Идеологическая конфронтация. Холодная война. План операции. Создание НАТО. Угроза мировой войны. Начало холодной войны. Социалистический плюрализм. США и СССР. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Обострение. Средства передового базирования США. Скандал с американским самолётом-шпионом.

«Холодная война» - Последствия «холодной войны» для СССР. Холодная война. Начало «холодной войны». Причины «холодной войны». В развязывании «холодной войны» в равной степени ответственны СССР и США. Доктрина Трумэна предполагала: 2-я точка зрения: виновен СССР. Степень вины сверхдержав в развязывании «холодной войны».

«Карибский кризис 1962» - Политика США по отношению к СССР. Военно-полицейская диктатура. Крупные учения. Самолет-разведчик. Карибский кризис. Давление на Кубу. Операция «Анадырь». Белый Дом. Д. Эйзенхауэр. Предпосылки кризиса. Зона охвата советских ракет. Действия СССР. Дипломатические переговоры. Взаимные условия. Размещение на Кубе наших ракет.

«Причины «холодной войны»» - Личные переговоры. "Горячие” точки "холодной" войны. Гонка вооружений. Начало Холодной войны. Последствия «Холодной войны». Мир был разделен на два лагеря. Афганская война. Причины Холодной войны. Основные принципы политики «сдерживания». Программа экономического возрождения. Возведение Берлинской стены.

«Уроки холодной войны» - Карикатура на И.Тито. Американские войска в Южной Корее. Высадка десанта США в Инчхоу. И.Сталин и Г.Димитров. У.Черчилль. План урока. XX век. История России. Внешняя политика СССР. Какие цели преследовала внешняя политика СССР в к.40-н.50-хх годов? Начало"Холодной войны". Г.Трумен. В.Говорков Фразы и базы.

«СССР и Холодная война» - «Любая война есть непонимание». Корейская война 1950 – 1953 г.г. Схема «Холодная война». Сформулируйте собственную позицию. Т.Карлейль. Тема урока: «Холодная война». Выбор политического курса СССР. Понятия: «Холодная война», «план Маршалла», колониальная система, локальные войны.

Вариант 3

(ответы в конце теста)

А1. К какому веку относится княжение Ивана III, государя всея Руси?

1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVII в.

А2. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич

2) Александр Невский 4) Иван Калита

А3. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?

1) полюдье 2) десятина 3) выкуп 4) оброк

А4. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е гг. XVI в.?

1) введение рекрутчины

2) создание полков «иноземного строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание стрелецкого войска

А5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»?

1) Лжедмитрия II

2) Василия Шуйского

3) Ивана Болотникова

4) Ивана Заруцкого

А6. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержалось в

1) Соборном уложении

2) кондициях

3) Табели о рангах

4) Духовном регламенте

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что

1) Россия получила Левобережную Украину и Киев

2) Россия получила выход к Балтийскому морю

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

4) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.

«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».

1) «Апостол» 3) «Изборник»

2) «Русская Правда» 4) «Повесть временных лет»

А9. Какое из названных событий произошло позже остальных?

1) основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

2) строительство Транссибирской железной дороги

3) основание Печатного двора в Москве

4) строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом

А10. А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев

4) Южное общество декабристов

А11. Какой орган исполнительной власти, созданный в годы правления Николая I, осуществлял организацию политического сыска и следствия, выполнял функции цензуры?

1) Тайная экспедиция

2) Правительственный сенат

3) приказ Тайных дел

4) III отделение императорской канцелярии

А12. Понятие «крестьянский вопрос» в 1890-х годах включало, в частности, положение о необходимости

1) ограничения размеров оброка

2) отмены личной зависимости крестьян от помещиков

3) перевода крестьян на месячину

4) ликвидации малоземелья крестьян

А13. Идеи французских и русских просветителей конца XVIII века, знакомство с Европой во время Заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг. оказали непосредственное влияние на идейное становление

2) народников 4) социал-демократов

А14. Прочтите отрывок из письма Н.М.Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».

1) государственные 3) крепостные

2) удельные 4) посессионные

А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П.А.Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

А16. Как называется характерная для НЭПа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?

1) акционирование 3) синдицирование

2) приватизация 4) концессия

А17. Приоритетным направлением внешней политики большевиков в 1918-1921 годах было

1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада

2) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции

3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны

4) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке

А18. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства

2) заменить продразверстку продналогом

3) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством

4) найти средства для финансирования индустриализации

А19. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) С.И.Мамонтов 3) С.П.Дягилев

2) С.В.Рахманинов 4) Ф.И.Шаляпин

А20. В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны?

1) В.И.Чапаев, С.М.Буденный

2) А.П.Маресьев, А.М.Матросов

3) Д.В.Давыдов, В.Кожина

4) А.Г.Стаханов, П.Н.Ангелина

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битве на Орловско-Курской дуге

2) форсировании Днепра

3) битве за Москву

4) Сталинградской битве

А22. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности

2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3) ввод советских войск в другие страны

4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

А23. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В.Сталин

2) Н.С.Хрущев

3) Л.И.Брежнев

4) М.С.Горбачев

А24. Что из названного свидетельствует о трудностях в проведении перестройки в СССР?

1) принятие решения о децентрализации управления промышленностью

2) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

3) освоение целинных и залежных земель

4) проведение шахтерских забастовок в Кузбассе и других регионах СССР

А25. Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е годы состояла в

1) укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н.Косыгина

2) достижении СССР военно-стратегического паритета с США

3) упрочении отношений между СССР и Китаем

4) испытании в СССР первой водородной бомбы

А26. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

1) 1954 г. 3) 1975 г.

2) 1962 г. 4) 1985 г.

А27. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е годы?

1) преимущественное развитие тяжелой промышленности

2) усиление военно-промышленного комплекса

3) развитие различных форм собственности

4) финансовая поддержка государственных предприятий

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) стояние на реке Угре

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) Полтавская битва

В2. Какие три из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России XVII в.?

1) Филарет

2) Аввакум

4) Иосиф Волоцкий

5) царь Алексей Михайлович

6) царь Федор Иоаннович

В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.

В4. Прочтите отрывок из историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика.

«Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе.

Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».

В5. Расположите следующие явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности.

А) возникновение первых мануфактур

Б) отмена крепостного права

В) начало промышленного переворота в России

Г) возникновение первых монополистических объединений

В6. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?

1) открытие первого профессионального театра в Ярославле

2) основание Московского художественного общедоступного театра (МХТ)

3) основание Московского университета

4) учреждение Товарищества передвижных художественных выставок

5) открытие Высших женских курсов

6) основание Царскосельского лицея

В7. Установите соответствие между именами российских императоров XIX – XX вв. и событиями внешней политики.

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь.

«Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, В.Валуев…»

В9. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX века?

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

В10. Установите соответствие между датами и событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России,- говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».

В12. Какие три из перечисленных черт характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 – 1953 гг.?

1) нормализация отношений со странами Запада

2) усиление влияния в странах Восточной Европы

3) разрыв отношений с Югославией

4) достижение военно-стратегического паритета с США

5) расхождение интересов с союзниками по борьбе с фашизмом

6) проведение политики разрядки международной напряженности

В13. Установите соответствие между событиями в истории СССР и годами, в которые они происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

В14. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) принятие Конституции «развитого социализма»

Б) первые выборы в Государственную Думу РФ

В) подписание Беловежских соглашений

Г) избрание М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из писем участник событий.

«С каждым часом делается все труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел <неприятели> отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет все, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…».

Из воспоминаний участника обороны Севастополя.

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Приведением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…».

С1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идет речь.

С2. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.

С3. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов писем и воспоминаний, объясняется это чувство?

С4.

В 1722 году Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

ПетрПервый

славянофилы

Столыпин

Горбачев

№ вопроса

Ответы

Крымская война

Дата начала войны: 1853 г.

Дата окончания войны: 1856 г.

1) нехватка вооружений

2) недостаточность снарядов

3) устарелое вооружение

4) просчеты главнокомандующих

5) неразвитость средств сообщения

Горечь, досада, грусть.

1) защитники города оставляли родной город;

2) они оставляли город, несмотря на колоссальные жертвы

3) поражение всегда трудно пережить по-человечески

Причины принятия Указа :

1) конфликт между Петром I и его сыном Алексеем

2) сторонники Алексея стали ядром оппозиции Петру I

3) царевич Алексей встал во главе заговора против царя

4) на Алексея делали ставку европейские противники царя

Последствия принятия Указа :

1) ослабление правящей династии

2) усиление борьбы за власть между придворными группировками

3) дворцовые перевороты

Причины споров :

1) Петр I не успел назначить наследника престола в соответствии со своим Указом о престолонаследии;

2) придворные группировки не могли прийти к единому мнению о том, кому быть царем – в результате между ними вспыхнули серьезные разногласия

Вопрос решился в пользу Екатерины .

1) на стороне Екатерины были ближайшие соратники Петра I

2) в решающий момент Екатерину, по указанию Меншикова, поддержала гвардия.

Общие характеристики:

1) привилегированное сословное положение дворян

2) существование потомственного и личного дворянства

3) сохранение помещичьего землевладения

4) лишение дворянского звания по суду (по воле царя)

5) дворяне не подлежали телесным наказаниям

Различия :


1. Речь какого политического деятеля считается точной отсчета Холодной войны?

1. И.В. Сталин

2. У. Черчилль

3. Ф. Рузвельт

4. Н. Хрущев


2. Кем бы Уинстон Черчилль?

1. Министр Великобритании

2. Премьер-министр Великобритании

3. Президент США

4. Секретарь КПСС


3.Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1. проведение экономических реформ в промышленности

2. проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3. первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

4 ввод советских войск в другие страны


4. Какое событие произошло раньше остальных:

1. Потсдамская конференция

2. испытание СССР первой ядерной бомбы

3. создание министерств вместо наркоматов

4. Создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)


5. Какой город во время Холодной войны был разделен на 2 части?

1. Москва

2. Нью-Йорк

3. Берлин

4. Вашингтон


6. «Железный занавес» -это:

  • стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного
  • пограничная система стран социализма
  • раскол мира на два враждебных лагеря
  • трудности обмена со странами «третьего мира»

7. В 1945 году ядерное оружие было только у:

  • СССР
  • Германии

4. Японии


8. Теория мирного сосуществования принадлежит...

  • Н.С. Хрущеву
  • Л. И. Брежневу
  • И. В. Сталину
  • М.С Горбачеву

9. В результате Карибского кризиса произошло разоружение баллистических ракет со стран...

  • Кубы и Европы
  • Африки и Азии
  • Австралии и Индонезии
  • Южной Америки и Африки

10. Первое «неофициальное» военное столкновение СССР и США в эпоху «холодной войны» произошло в:

  • Берлине
  • Вьетнаме
  • Корее
  • Кубе

11. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца(буквы) подберите соответствующую позицию второго (цифры) и запишите получившуюся комбинацию цифр

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

А) разрыв отношений с Югославией Б) Карибский кризис В) ввод советских войск в Афганистан Г) прекращение гонки вооружений

РУКОВОДИТЕЛИ

1.М.С. Горбачев 2.Л.И. Брежнев 3.И.В. Сталин 4.Н.С. Хрущев 5.Б.Н. Ельцин


12. В какие годы была «поставлена» Берлинская стена и разразился Карибский кризис

1. 1961,1962.

2. 1957, 1964

3.1955, 1960

4. 1964, 1965.


13. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР?

1) 1946 г., 1960 г.

2) 1949 г., 1955 г.

3) 1953 г., 1965 г.

4) 1961 г., 1967 г.



15. Какое событие объединяет этих людей:

Джон Кеннеди, Фидель Кастро, Н.С. Хрущев?


16. О ком идет речь?

Российский физик, академик, один из создателей водородной бомбы в СССР. Общественный деятель, лидер правозащитного движения. Предупреждал о таких угрозах человечеству, как ядерная война, голод, экологическая и демографическая катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм и террористические режимы. В 1980 г. лишен всех государственных наград, находился в ссылке до 1986 г. Лауреат Нобелевской премии мира.


17. Когда был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

  • 1975 г
  • 1979 г
  • 1982 г.
  • 1991 г.

18. В чем выразилась новая расстановка сил в мире после окончания Второй мировой войны?

1. Германия по-прежнему представляла опасность миру;

2. произошло перемещение политического, военного и экономического центра из Европы в США;

3. Европа сохраняла свое лидирующее положение в мире.


19. Какие государства первоначально входили в блок НАТО?

  • Франция
  • Канада
  • Польша
  • Албания
  • Англия
  • Швеция
  • Норвегия.

Вопрос №20

  • Сравните внешнюю политику СССР в 1945-1953 и в 1953-1964 г.г. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
  • Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

11. 3421

14. Холодная война

15. Карибский

16. Сахаров

5-8 января - Экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии; решение о создании СЭВ.
***
5 января 1949 года на совещании руководителей социалистических стран в Софии было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).

Первоначально договор о создании этой организации в январе 1949 года подписали представители правительств Советского Союза и только вставших на путь строительства социализма Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. В начале февраля в СЭВ вступила Народная Республика Албания. Впоследствии, по мере укрепления содружества стран социализма, в СЭВ вступили ГДР (1950 г.), Монголия (1962 г.), Республика Куба (1972 г.). Наконец, вскоре после исторического разгрома американских оккупантов и их южновьетнамских пособников к работе СЭВ в 1978 году подключилась уже единая Социалистическая Республика Вьетнам.

К сожалению, в истории СЭВ были и потери. В условиях авантюристической политики, проводимой Хрущёвым и приведшей к резкому ухудшению отношений Советского Союза и других социалистических стран с Компартией Китая и Китайской Народной Республикой, албанские коммунисты заняли твёрдую позицию неприятия нападок на И.В. Сталина и поддержали в этом вопросе китайское руководство. С 1961 года, когда антисталинские действия Хрущёва приобрели совершенно разнузданный характер, Албания, формально продолжавшая входить в СЭВ, в знак протеста фактически прекратила участие в его деятельности. Таким образом, реально с конца 1970-х годов Совет Экономической Взаимопомощи объединял 10 социалистических стран Европы, Азии и Латинской Америки.

В основу его деятельности были положены разработанные после войны под личным руководством Сталина невиданные ранее в истории человечества принципы межгосударственных экономических отношений – принципы социалистического интернационализма, равенства, дружбы и взаимной помощи. В экономическом сотрудничестве стран СЭВ были в полной мере реализованы преимущества социализма как общественного строя, развивающегося на научной основе: планомерный характер развития общества, долгосрочное и перспективное планирование как общехозяйственного, так и отраслевого развития, государственный контроль за ценообразованием, целенаправленная инвестиционная политика. Национальные экономические комплексы стран СЭВ во всё большей мере развивались по согласованным долгосрочным программам.

Всё это не замедлило сказаться на общих результатах развития социалистических стран, входивших в состав СЭВ. Так, за 35 лет, с 1950 по 1985 год (то есть до начала так называемой перестройки), национальный доход этих стран увеличился более чем в 13 раз, а объём промышленного производства - более чем в 22,5 раза. Это означало, что средние темпы роста национального дохода в странах социалистического содружества были в три раза, а промышленного производства - в четыре раза выше, чем в развитых капиталистических государствах.

Не менее важен качественный результат социалистической экономической интеграции. Так, к середине 1980-х годов на страны СЭВ в целом приходилось более 1/3 мирового производства продукции машиностроения. Но и это ещё не всё. Социалистическая интеграция, заложенная И.В. Сталиным, способствовала не только изменению облика целых стран - она изменила самоощущение народов. Один из самых ярких примеров - Республика Куба. За короткий период, всего менее чем за 15 лет, прошедших с момента присоединения страны к СЭВ до начала развальной горбачёвской «перестройки», объём ВВП на острове Свободы увеличился в 2,6 раза, валовое производство промышленности возросло в 2,4 раза. Это, кстати, в основном и способствовало тому, что Куба смогла выжить в тяжелейший период после 1991 года, когда сначала Горбачёв, а потом и Ельцин сознательно, в угоду США, на долгие годы фактически прервали с ней экономические отношения. Но главное то, что интеграция с братскими странами социализма помогла Кубе не просто нарастить, а структурно изменить свою промышленность, заложить основы наукоёмкого производства, особенно в области медицинской техники, технологий и лекарственных препаратов. Объём капитальных вложений, в том числе в наиболее передовые отрасли экономики, вырос на Кубе в 4,3 раза. По недавнему признанию даже официальной правительственной «Российской газеты», «сегодня на Кубе производят уникальные лекарства, которым нет равных в лечении онкологических заболеваний». И уж с этим фактом не рискнёт поспорить ни один противник социализма.

После контрреволюций в восточноевропейских странах-членах СЭВ в конце 80-х их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы, взяв курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы.

28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.