Основы научно исследовательской деятельности лекции. Курс лекций по дисциплине "основы исследовательской деятельности". Организация научного исследования

Научное исследование – это процесс получения новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование может носить прикладной характер, направленный на достижение конкретных частных целей, а может иметь фундаментальный характер, означающий производство новых знаний независимо от прямых перспектив применения.

Методы научного познания классифицируются по степени их общности, широте применимости в ходе научного исследования. Выделяют общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы.

Общефилософские методы имеют всеобщий характер. Они действуют во всех науках и на всех этапах познания. В истории познания известно два общефилософских метода: диалектический и метафизический. С XIX века метафизический метод все больше вытесняется из естествознания диалектическим методом. Общефилософские методы не являются жестко фиксированными, это система принципов, операций, приемов, носящих универсальный характер. Именно поэтому общефилософские методы не описываются строгими терминами логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Эти методы задают основную стратегию, но не определяют окончательный результат.

Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный характер применения. Общенаучные методы составляют исходный пункт и фундамент любой дисциплины. Их классификация связана с понятием уровней научного познания. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне познания (наблюдение, эксперимент, измерение), другие используются только на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация), некоторые (моделирование) – и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях. Общенаучные методы характеризуют процесс познания во всех науках. На основе общенаучных понятий (информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность, вероятность и др.) формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и взаимодействие философского знания со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов можно отнести системный, вероятностный, структурно-функциональный, кибернетический и другие. Особое развитие в настоящее время получила синергетика – междисциплинарная теория самоорганизации и развития открытых систем различной природы (биологической, социальной, когнитивной).

Частнонаучные методы используются только в рамках какой-либо конкретной науки. Каждая частная наука обладает своими специфическими методами исследования, которые тесно связаны с общефилософскими и общенаучными методами. Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, идеализация и т.п.

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций) по направлениям образования выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, статистика, искусство и др.);

3) технические науки (строительство, телекоммуникации, металлургия, электроника и микроэлектроника, биотехнические системы и технологии, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Научно-исследовательская работа является важным этапом подготовки магистров к решению профессиональных задач в сфере научно-исследовательской деятельности, а также в рамках работы над выпускной квалификационной работой (магистерской диссертацией).

В результате научно-исследовательской работы магистры должны обладать способностью:

Самостоятельно осуществлять постановку задачи исследования, формирование плана реализации исследования, выбор методов исследования и обработку результатов;

Выполнять моделирование объектов и процессов с целью анализа и оптимизации их параметров с использованием имеющихся средств исследований, включая стандартные пакеты прикладных программ;

Составлять обзоры и отчеты по результатам проводимых исследований, разрабатывать рекомендации по практическому использованию полученных результатов.


1 . ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РФ

1.1. Структура научных учреждений Российской Федерации

В Российской Федерации научные исследования ведут следующие организации:

1. Научно-исследовательские институты, академии наук России, отраслевые академии и т.д.;

2. Научно-исследовательские институты, подчиненные отраслевым министерствам;

3. Высшие учебные заведения.

Научные исследования и разработки производят также в проектно-конструкторских и технологических институтах, лабораториях, бюро, на опытных станциях. Среди организаций, работающих над общей проблемой, выделяют головные научно-исследовательские организации, которые осуществляют вневедомственную координацию научных исследований, контролируют выполнение заданий других научных учреждений.

Высшим научным учреждением является Российская академия наук. Она осуществляет общее руководство исследованиями по важнейшим проблемам, а по отношению к подведомственным академическим институтам выступает как орган управления. Академические институты проводят фундаментальные исследования по своему профилю и подготавливают рекомендации по использованию результатов таких исследований в промышленности и хозяйстве. Они также участвуют во внедрении этих результатов. Кроме выполнения исследований и внедрения этих исследований в производство академические институты занимаются подготовкой научных кадров.

Научно-исследовательские организации , входящие в состав отраслевого министерства, выполняют, главным образом, прикладные исследования.

Высшие учебные заведения – университеты, политехнические и специализированные институты проводят большую научно-исследовательскую работу. Около половины ученых, имеющих ученую степень, работают в вузах. Важным преимуществом вузов в вопросах выполнения научной работы является наличие комплекса специалистов по различным направлениям науки, что позволяет проводить крупные научные исследования на стыках дисциплин. Кроме кафедр, ведущих учебную и научную работу, при вузах работают научно-исследовательские институты, проблемные и отраслевые лаборатории и т.д. Научными работами в вузах руководит научно-исследовательский сектор или отдел. Вузы выполняют государственные (бюджетные) и хоздоговорные научно-исследовательские работы, в которых принимают участие и студенты.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» сказано, что подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре и докторантуре вузов, научных учреждений или организаций, а также путем прикрепления к указанным учреждениям или организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Однако, в настоящее время подготовка научно-педагогических кадров осуществляется еще и в магистратуре, поскольку согласно Положению о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации, подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Этапы подготовки научных кадров

В аспирантуру вузов, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для выполнения диссертационного исследования. Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов. Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе лиц, наиболее подготовленных к научной и педагогической работе. Зачисление в аспирантуру производится приказом руководителя вуза (научного учреждения, организации). За время обучения аспирант обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в совет, отдел, лабораторию, сектор).

Научно-исследовательская часть программы подготовки магистра должна:

Соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается магистерская диссертация;

Обладать актуальностью, научной новизной, практической значимостью;

Использовать современные теоретические, методические и технологические достижения отечественной и зарубежной науки и практики;

Использовать современную методику научных исследований;

Использовать современные методы обработки и интерпретации исходных данных с применением компьютерных технологий;

Научные открытия, новые теоретические знания, исходя из потребностей их коммерциализации, переходят в фазу прикладных исследований, включающих этапы поисковых исследований и научно-исследовательской работы. Этому предшествуют стратегические решения особой генерации, благодаря которым развивается новейшее поколение инновационных процессов. Где-то на срединной стадии НИОКР находится линия водораздела между научной мыслью и рыночно-общественными потребностями. Инноватика же обеспечивает сдвиг воплощенного научного знания вправо, в ходе которого проект НИР трансформируется в инвестиционно-инновационный проект.

История развития научной деятельности

Любой вид человеческой деятельности связан с реализацией продуктивной или репродуктивной функции. Продуктивная функция реализуется через деятельность, имеющую цель получить субъективно воспринимаемый или объективно оцениваемый новый результат. Примерами могут служить инновационный проект, изобретение, научное открытие и т.д. Репродуктивная функция связана с воспроизводством человека, копированием собственной его деятельности или деятельности других людей. Примерами данного типа могут быть: функция продолжения рода, выполнение производственных операций, бизнес-процессов и процессов общественно-социального устройства.

Научно-исследовательская деятельность (НИД) продуктивна по своей сути и также имеет черты проектно-организованной системы. Следовательно, ей свойственны все значимые признаки организации и присущи определенная методология и методика реализации. С учетом этого вашему вниманию предлагается модель двухкомпонентной структуры НИД, представленная ниже. В связи с проектным типом устройства НИД, она, как любой проект, проходит через следующие фазы.

  1. Проектирование. Результатом здесь является научная гипотеза, модель системы нового знания, план выполнения работ.
  2. Проведение исследовательских работ с целью проверить выдвинутую научную гипотезу.
  3. Подведение итогов и переосмысление полученных результатов для построения следующих гипотез и их проверки в ходе постановки новых проектных задач.

(нажмите для увеличения)

Современное состояние культуры и уровня развития НИД возникло не на пустом месте, его предварял длительный генезис научного творчества. Наука возникла наряду с другими формами восприятия, осмысления действительности и даже значительно позже. Речь идет о религиозном воззрении на Мир, искусстве, эстетике, этике и философии. Можно предположить, что в истории человечества наука зародилась примерно 5 тысяч лет назад. Шумер, Древний Египет, Китай, Индия – вот те цивилизации, где сформировалась и стала постепенно развиваться, если можно так выразиться, протонаука. Великие имена титанов мысли дошли до современников и олицетворяются с крупными вехами этого тернистого пути, среди них:

  • древнегреческие мыслители Аристотель, Демокрит, Евклид, Архимед, Птолемей;
  • ученые раннего Средневековья Персии и Азии Бируни, Ибн Сина и другие;
  • схоласты Средневековья Европы Эриуген, Фома Аквинский, Бонавентура и т.п.;
  • алхимики и астрологии более поздней эпохи периода Великой Инквизиции.

С XII века стали возникать университеты как научные и образовательные центры, известные до сих пор, в таких Европейских городах, как Париж, Болонь, Оксфорд, Кембридж, Неаполь. Ближе к венцу эпохи Возрождения, в период Позднего Ренессанса, в Италии и Англии появились гении, поднявшие «знамя научного промысла» на новую высоту. Яркие «бриллианты» засверкали на научном Олимпе: Галилео Галилей, Исаак Ньютон и другие. Смена феодального строя буржуазным привела к невиданному развитию науки. В России те же процессы шли своим чередом, и имена русских деятелей науки заслуженно вписаны в Мировую летопись:

  • Михаил Ломоносов;
  • Николай Лобачевский;
  • Пафнутий Чебышев;
  • Софья Ковалевская;
  • Александр Столетов;
  • Дмитрий Менделеев.

С середины XIX века начался экспоненциальный рост науки и ее роли в общественном устройстве. В XX веке один научный прорыв стал сменяться другим, с 50-х годов началась НТР. В текущий момент, в период перехода мировой цивилизации на 6-ой технологический уклад, принято говорить о симбиозе науки и бизнеса, выражающемся в зрелом инновационном типе развития экономики западных государств и некоторых стран 3-го Мира, хотя по сути 2-го Мира уже нет более 25 лет.

Сущность понятия НИР

Научно-исследовательская деятельность делится на три больших последовательно и параллельно выполняемых блока: фундаментальные исследования, прикладные научные исследования и разработки. Цель фундаментальных изысканий состоит в открытии, изучении новых законов, явлений природы, расширении научного знания и установления его пригодности на практике. Эти результаты после теоретического закрепления ложатся в основу прикладных исследований, которые нацелены на поиск путей использования законов, нахождение и совершенствование способов и средств человеческой деятельности. В свою очередь, прикладные научные изыскания подразделяются на следующие виды исследований и работ:

  • поисковые;
  • научно-исследовательские;
  • опытно-конструкторские.

Целями и задачами научно-исследовательской работы (НИР) являются конкретные результаты, выраженные в создании новых опытных установок, образцов техники, приборов, принципиально новых технологий. Центральным источником НИР является сформулированная проблема. Под проблемой понимается противоречие (неопределенность), которое устанавливается в процессе познания того или иного явления. Устранение этого противоречия или неопределенности не представляется возможным с позиции существующего знания. Исходя из научного метода и с точки зрения диалектического подхода в философии, проблема формируется как противоречие, возникшее в рамках целого.

С учетом направленности НИР можно выделить несколько типов проблем, служащих одним из оснований для классификации видов научно-исследовательских работ.

  1. Научная проблема – противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения.
  2. Социальная проблема – установленное противоречие в развитии общественных отношений и отдельных элементов общественной системы.
  3. Технологическая проблема – противоречие (неопределенность), возникающее при создании технологий, которое невозможно устранить на основе действующей технологической концепции.

По аналогии с названными выше проблемами можно достаточно просто сформулировать понятие управленческой и рыночной проблем, которые вместе с технологической проблемой и рядом затруднений социального характера разрешает инновационная деятельность. Инновационные изобретения служат устранению подобных проблем, и первым этапом инновационного процесса выступают НИР. Базовым нормативным документом, определяющим сущностные характеристики НИР и их содержание, требования к организации, последовательность выполнения, сопутствующий документооборот и отчетность, является ГОСТ 15.101-98. Выписка из этого стандарта с основными понятиями НИР приведена ниже.

Выписка из ГОСТ 15.101-98, введенного в действие 01.07.2000 г.

Ключевым документом для запуска исследовательских работ является ТЗ на НИР и, если заказчик присутствует, контракт на выполнение работ, заключаемый между заказчиком и исполнителем. В разделе «Общие положения» стандарта описано, какие требования должны включаться в техническое задание на НИР в обязательном порядке. Документ «Техническое задание» или соответствующее Приложение к контракту готовится на основе следующих информационных элементов:

  • описание объекта исследования и требований к нему;
  • функциональный состав общетехнического характера применительно к объектам исследования;
  • перечень теорий, закономерностей, физических и иных эффектов, позволяющих сформулировать принцип действия предмета исследования;
  • предполагаемые технические решения;
  • сведения о ресурсных составляющих НИР (потенциал исполнителя, требуемые производственные, материальные и финансовые ресурсы);
  • маркетингово-рыночная информация;
  • ожидаемый экономический эффект.

Методологические аспекты НИР

Перед тем, как мы перейдем к разбору структуры научно-исследовательской работы, еще раз вернемся к вопросу о классификации НИР. Классификационными признаками могут служить:

  • характер связи с производством;
  • важность для экономики страны;
  • источники финансирования;
  • тип исполнителя НИР;
  • уровень проблемы с сопутствующими видами единиц научного управления;
  • степень включенности в инновационный процесс.

(нажмите для увеличения)

Хотя с позиции инноватики НИР не так часто применяются в фундаментальных исследованиях, тем не менее, и такая практика также получает распространение, в том числе и в крупных корпоративных научных центрах РФ. Взять, к примеру, фармацевтику, автомобилестроение, которое активно идет по пути создания беспилотных экипажей и электромобилей, способных конкурировать с ДВС, и т.п. Перейдем к рассмотрению последовательности мероприятий исследовательских работ и обозначим основные этапы НИР. Они по составу отличаются от этапов процесса НИР и состоят из восьми этапов научно-исследовательской работы.

  1. Формулирование проблемы, темы, цели и задач НИР.
  2. Изучение литературных источников, выполнение исследований, подготовка к техническому проектированию.
  3. Проведение работ по техническому проектированию в нескольких вариантах.
  4. Разработка и ТЭО проекта.
  5. Выполнение рабочего проектирования.
  6. Создание опытного образца с последующими производственными испытаниями.
  7. Доработка опытного образца.
  8. Испытания с участием государственной приемочной комиссии.

В свою очередь, процесс НИР состоит из шести типовых этапов.

  1. Уточнение проблемы, выбор направления НИР, формулирование ее темы. Начало работ по планированию научно-исследовательской работы, составлению ТЗ, предварительных расчетов экономической эффективности.
  2. Формулирование, постановка целей и задач НИР на основе подобранной литературы, библиографии, патентных изысканий, аннотаций и реферирования источников, анализа полученной информации. На данном этапе техническое задание на НИР окончательно согласовывается и утверждается.
  3. Этап теоретических исследований, в ходе которых изучается сущность рассматриваемого явления, формируются гипотезы, создаются модели, их математическое обоснование и анализ.
  4. Экспериментальные исследования, имеющие собственную структуру методологической разработки, планирования и исполнения. Непосредственное проведение серии экспериментов завершается выдачей заключения на основании обработки результатов экспериментальных исследований.
  5. Анализ и оформление результатов НИР, составление отчета по научно-исследовательской работе. В анализе задействуются: техническое задание на НИР, полученные теоретические выводы, модели, результаты экспериментов. Гипотезы получают подтверждение или опровержение, формулируются научные выводы как важнейший аспект отчета по НИР, теория получает развитие.
  6. Этап внедрения результатов НИР в производство, формирование предпосылок для коммерциализации создаваемого новшества, переход инновационного проекта в стадию ОКР.

Этап экспериментальных исследований

Теоретический этап НИР является отдельной предметной областью со своей особой спецификой. И очевидно, что сформулированные теоретические выводы должны подтверждаться экспериментом, являющимся одной из ключевых частей научного исследования. Под ним понимается набор действий, направленных на создание необходимых условий, позволяющих воспроизвести изучаемое явление в наиболее чистом неискаженном виде. Целью эксперимента является проверка рассматриваемых гипотез, проверка свойств объектов исследования, проверка выводов теории.

Методология экспериментальных исследований определяется назначением данного этапа НИР и видом применяемого эксперимента. Эксперименты различаются по многочисленным признакам: цели, способы формирования условий выполнения, типы организации проведения. К основаниям для их классификации можно также отнести характер внешних воздействий на объект изучения, тип модели, исследуемой в эксперименте, число варьируемых факторов и т.д. Среди специфических видов экспериментальных исследований выделяются следующие.

  1. Естественный и искусственный виды экспериментов.
  2. Констатирующий эксперимент.
  3. Поисковый эксперимент.
  4. Контролирующий эксперимент.
  5. Решающий эксперимент.
  6. Лабораторный и натурный виды экспериментов.
  7. Мысленный, информационный и вещественный виды экспериментов.
  8. Технологический и вычислительный эксперименты.

К каждому из обозначенных выше видов применяются соответствующие экспериментальные методы. Но какой бы метод ни был выбран, в силу уникальности каждой такой работы в любом случае необходимо уточнять или даже заново разрабатывать методику ее проведения. При этом необходимо предусматривать:

  • ресурсы на предварительное наблюдение за изучаемым объектом;
  • подбор объектов для эксперимента с исключением воздействия случайных факторов;
  • обеспечение систематического наблюдения за развитием процесса или явления;
  • выбор пределов измерений;
  • систематическую регистрацию измерений;
  • создание усложняющих эксперимент ситуаций;
  • создание условий для перехода от эмпирического опыта к анализу, логическим обобщениям и синтезу в подтверждение или опровержение теоретических предположений.

На данной стадии НИР среди выполняемых работ выделяются следующие этапы экспериментального исследования.

  1. Формулирование цели и задач эксперимента.
  2. Выбор экспериментальной области, варьируемых факторов, математической модели представления данных.
  3. Планирование экспериментальных мероприятий (разработка методики проведения, обоснование объема работ, числа опытов и т.д.).
  4. Описание проведения эксперимента и организация его проведения (подготовка моделей, образцов, оборудования, средств измерения и т.п.).
  5. Собственно проведение эксперимента.
  6. Проверка предпосылок статического характера для получения корректных данных и первичная обработка результатов.
  7. Анализ результатов и сопоставление с гипотезами теоретического этапа.
  8. Предварительные выводы и корректировка теоретических обобщений.
  9. Назначение и проведение дополнительных экспериментов.
  10. Формулирование окончательных выводов и рекомендаций по использованию полученных сведений.

Завершаем настоящую статью, посвященную основам научно-исследовательской работы – первого этапа полноценно развернутого инновационного проекта. Современному проект-менеджеру уже пора превращать «Terra Incognita» НИР во вполне понятный и ясный процесс. Это связано с тем, что таков неизбежный мировой тренд. И хотя далеко не каждая компания способна себе позволить собственную науку, но представлять, как возникает научный продукт, бизнесу и его представителям становится с каждым днем все более важным.

Владимир Швейцер

Меняющаяся Европа, при всей схожести проблем, стоящих перед ней, не является однородным, лишённым какой-либо страновой специфики организмом. Здесь, как и прежде, есть государства-лидеры, есть страны “второй линии”, оказывающие определённое воздействие на ход европейских и мировых событий. Существуют и такие, которые по разным причинам пока ещё не могут сказать своего веского слова в разделе решениия экономических, политических и социальных проблем современности.

В этой ситуации, естественной для периода перехода от старой двухскоростной Европы к Европе, стремящейся создать единое рыночное пространство и демократические властные структуры, всё меньшее значение имеет территориальная величина государств, численность населения каждого из них. Гораздо бБолее значимым фактором является степень интегрированности соответствующей страны в общеевропейское экономическое, политическое и социальное пространство, способность найти “национальную нишу” в усложнившейся системе международных отношений.

Понятия “Ббольшие” и “малые” европейские страны разнятся государства европейского континента относятся исключительно к категориям их дифференциации по размерами занимаемой ими территории и количествому людей, на ней проживающих. Правда, здесь сразу же возникает вопрос: есть ли ясные общепринятые критериичёткие цифровые показатели, по которым можно определить, какое государство “большое”, а какое – “малое”?...

Тема 1.ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ4

Тема 2.МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ11

Тема 3.НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ24

Тема 4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ37

Тема 5. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

УЧЕБНЫХ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ47

Тема 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(АРГУМЕНТАЦИЯ)54

ВВЕДЕНИЕ

Дидактический принцип единства учебной и научной работы в высших

учебных заведениях означает, что в процессе подготовки кадров

преподавателям необходимо научить студентов не только хорошо

осуществлять практические процессы своей будущей деятельности, но

осознавать ее недостатки, проводить научные исследования и укоренять их

Обучение студентов научно-исследовательской работе ведется по двум

направлениям: в процессе научно-учебной работы (когда студенты пишут

студенческого научного сообщества в свободное от занятий время

(подготовка докладов на научные конференции, написание статей и т.д.).

В современной методологии научных исследований выделяются два

вида знаний: предметные, связанные с профессиональной практической

работой и регулятивно-нормативные (методологические), направленные на

научное познание предметно-практической деятельности.

основные теоретические, методические и организационные знания о

проведении научно-учебных работ, научных исследований и оформлении их

результатов в соответствии с общепринятыми нормами. Учебная программа

предусматривает знакомство студентов со спецификой научного познания,

принципами и методами научных исследований, а также методикой

―специфику науки, ее цели, функции, итоги, виды научных

исследований;

―законы, принципы познания, общелогические, общенаучные и

специальные методы исследования;

―основные приемы выбора актуальной темы для исследования и

способы составления программы его проведения;

―алгоритмные поиски информации в документных источниках

информации и в электронных информационных ресурсах;

―методы работы с текстом;

―методику подготовки и оформления учебно-научных работ.

―составлять программу научного исследования;

―анализировать научную литературу по теме исследования;

―оформлять цитаты и другие выписки из текста научной литературы;

―ссылаться на факты и оформлять библиографические ссылки на

источники информации.

Тема 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУКЕ

4. Какие сложились формы познания и виды научных исследований?

Цель - сформировать представление о том, что такое наука, ее

специфика; или, функции, результат, уровни научного познания, формы

чувственного и рационального познания, виды научно-исследовательских

1. Какие существуют определения понятия «наука»?

В научной литературе существуют различные определения понятия

наука. Большинство современных ученых рассматривают ее в трех

ипостасях: как специфическая сфера (вид) человеческой деятельности;

социальный институт; совокупность (система) научных знаний. Однако при

определении понятия наука исходят из первой и третьей ее сущностей.

Например, белорусский философ и методолог В.К. Лукашевич пишет, что

производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о

природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15). Второе

определение науки как совокупности научных знаний звучит так "Наука как

сведений о природной, социальной и духовной реальности" (1, С. 15).

Всю совокупность познавательных действий людей принято

подразделять на две группы: 1) деятельность, которая осуществляется в

рамках конкретных видов деятельности человека (предметно-практической,

коммуникативной, ценностно-ориентировочной) и 2) деятельность, которая

ведется в рамках науки как особого вида деятельности человека,

направленная на производство новых знаний об окружающей реальности.

Следовательно, выделяется познание, накопленное вне науки, которое

вырабатывается при создании определенной продукции, средств труда,

художественных образов и т.д. и научное познание как система, в которой

научная информация (знания) подчиняются общей структуре. Как система

наука выступает в следующих формах: 1) в форме общественного сознания

или осознания; 2) в форме общественной практики, включающей теории,

методологии, кадровый потенциал, информационное обеспечение научных

учреждений.

"Методология научны исследований" (Мн., 2002) подчеркивает об

представляет собой не просто сумму каких-либо знаний о реальном мире, а

систему достоверно сформированных и проверенных положений о явлениях

сформулированных средствами особых понятий, суждений, умозаключений,

любопытных людей, а итог деятельности всего человечества, она подчинена

целям развития общественной практики. Научное познание, подчеркнем еще

теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе, человеке,

наук: естественные, социальные (или общественные), гуманитарные и

технические науки.

Наука зародилась, следовательно, в ответ на общественные

потребности в знаниях, однако дальнейшее ее развитие продолжалось не

только под воздействием социально-экономических факторов, но и под

воздействием внутренних детерминантов (закономерностей, идей и т.д.).

Поэтому среди ученых существовало и до сих пор имеется две точки зрения:

называемый интерналистский подход), другие отстаивают положение, что

наука развивается под воздействием внешних социально-экономических

факторов (так званый экстерналистский подход). Видимо более правильным

выводу подошел и известный российский методолог науки Г.И. Рузавин

2. В чем состоит специфика научной деятельности?

Теперь рассмотрим второй вопрос нашей темы - специфика научной

деятельности (познания).

Научное познание как специфически организованная совокупность

познавательных действий обладает рядом характеристик, которые отличают

его от других видов человеческой деятельности. Ученые-методологи обычно

выделяют шесть таких особенностей:

1. наука в идеале направлена на производство новых знаний;

2. в основе научного познания лежит четкая выделенность его предмета как

целостной совокупности взаимосвязанных характеристик объекта;

3. научное познание предполагает использование специализированного

инструментария (методов, пробных объектов (приборов), экспериментальных

установок и т.д.);

4. научное познание регламентируется определенными видами нормативного

знания (законами, принципами, идеалами, нормами, стилем научного

мышления и т.д.);

5. результаты научного познания фиксируются в особых формах знания и

должны соответствовать ряду требований (воспроизводимости,

обоснованности, системности, объективности, контролируемости);

6. существенное отличие научного познания составляет наличие

специализированного (научного) языка.

В рамках рефлексии организации научного познания не потеряла

своего значения аристотелевская модель исследовательского процесса,

которая включает следующие этапы: первый из них предусматривает

изложение состояния изучаемой темы (проблемы) и критический анализ

предшествующих точек зрения, подходов, решений; второй этап включает

точную формулировку исследуемой темы (проблемы); третий этап связан с

выделением (формулировкой) собственного решения проблемы; четвертый

этап предусматривает обоснование (аргументацию) с помощью различного

рода фактов и суждений (практических, научных) и логического

доказательства, а также преимущество предложенного решения в сравнении

с предыдущими.

направленных на создание и теоретическую систематизацию знаний о

природе, обществе, человеке и средствах производства, созданных им.

Поэтому и сложились в обществе следующие большие комплексы наук:

естественные науки, общественные или социальные, гуманитарные,

технические.

3. Какие цели, функции и результаты науки?

Цели науки - познать, объяснить и предсказать развитие в будущем

явлений природы, общества, человека, техники.

В соответствии с основными целями науки выделяются три основные

ее функции как области деятельности: гносеологическая (гносес – знание,

логия – учение), эвристическая (поиск истины) и прогностическая

(предсказательная) – прогноз на будущее развитие. Наука как социальный

институт, кроме того, выполняет следующие функции: мировоззренческую

(содействие воспитанию научного мировоззрения), социальной силы (или

содействие социализации личности), производительной силы (содействие

научно-техническому прогрессу).

Результатом науки являются научные знания (значит есть и другие

работы, подтвержденный общественно-исторической практикой и не

противоречит (удостоверенный) логикой и адекватное ее отражение в

сознании человека в виде представлений, суждений, теорий. Знания

обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику

относительной и абсолютной истины. Знания могут быть донаучными,

житейскими, художественными (как специфический способ эстетического

освоения действительности) и научными (эмпирическими и теоретическими).

Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании,

являются важной ориентировочной основой повседневного поведения

человека. Эти формы знания развиваются и обогащаются по мере прогресса

научного знания. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт

житейского познания.

Научное знание характеризуется осмыслением фактов в системе

понятий данной науки, включаются в состав теории, образующей высокий

уровень научного знания. Научное знание, являясь обобщением достоверных

фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от

поверхностного ко все более глубокому, сущестному и всестороннему

знанию, служащему необходимым условием преобразования деятельности

человека и человечества.

Есть еще понятие «антинаучные знания» - знания, основным

политике и других сферах).

4. Какие сложились формы познания и виды научных

исследований?

В науке принято подразделять познавательные действия людей на две

формы познания: чувственное познание, рациональное познание. Рассмотрим

специфику каждой из этих форм.

осуществляется посредствам человеческих органов чувств: зрения, слуха,

осязания, обоняния и вкуса. В философской литературе иногда чувственное

познание называют понятием «живое созерцание». Чувственное познание в

свою очередь включает четыре формы, которые Вам известны уже из

психологии (они там так и называются - познавательные процессы), а

именно: ощущение, восприятие, представление и воображение.

предметов, воздействующие на органы чувств (зрительное ощущение,

слуховое ощущение, обонятельное ощущение, вкусовое ощущение,

осязательное ощущение, т.е. по типу анализаторов человека).

объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент

на органы чувств. Восприятие более сложная форма чувственного познания,

которая характеризуется такими свойствами как целостность, предметность,

обобщенность, контактность, осмысленность, изобретательность.

представление человека о минувших событиях, запомнившихся предметах,

контактировавших с человеком людей и т.д.

Воображение - это форма чувственного познания или процесс

создания новых образцов на основе ранее воспринятых. Воображение

представляет собой отражение реальной действительности в новых

непривычных сочетаниях и связях. Воображение по степени активности

подразделяют на активное и пассивное. Формой проявления активности

воображения являются мечты. Мечты - отодвинутое во времени желание.

осуществляется посредствам мыслительной деятельности человека.

Основное его отличие от чувственного познания состоит в том, что оно:

1)строится на объяснение фактов, полученных на

эмпирическом уровне;

2)направлено на отражение общих свойств познаваемых

предметов, т.е. отвлечение от их единичных свойств;

3)непосредственная связь рационального познания с языком,

ибо язык является материальной оболочкой мысли (В.К. Лукашевич).

Основными формами рационального познания являются: понятие,

существенных признаков предмета. Например, понятие «библиотечный

каталог» - перечень библиографических описаний документов, имеющихся

в фонде библиотеки или группе библиотек, составленный по определенному

плану и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.

отрицается связь между предметом или его признаком или отношение между

предметами, которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Например, библиографическая продукция по признаку содержания

документов подразделяется на виды: у ниверсальная, отраслевая,

тематическая и т.д.

одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Наприм ер, в

каждом регионе есть потребность в информации, не связанной с регионом

(по общим вопросам развития науки и практики). В каждом регионе есть,

естественно, потребность в информации о своем регионе. Два суждения.

Умозаключение. Информационные потребности региона имеют в своей

структуре два уровня: общий и региональный. Значит, ИП региона и

региональные ИП соотносятся между собой как целое и часть.

Процесс рационального познания регулируется законами и

требованиями логики, а такж е правилами понятийно-логического

рассуждения, т.е. выводами следствий из посылок в умозаключения.

Рациональное познание не исчерпывается рассмотренными

процессами. Оно включает в себя и такое явление как интуицию или

внезапное постиж ение искомого результата при неосознанности и

интуицией понимается «сложноструктурированный процесс, включающий

как рациональные, так и чувственные элементы». Продуктивная функция

интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории науки и

техники. Однако интуитивно полученные знания не всегда вклю чаются в

Камчатский государственный технический университет Кафедра технологии рыбных продуктов В.М. Дацун ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Курс лекций по дисциплине «Основы научно-исследовательской работы» для студентов, обучающихся по специальностям направлений 655900 «Технология сырья и продуктов животного происхождения», 655600 «Производство продуктов питания из растительного сырья», 655700 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания», 552400 «Технология продуктов питания» всех форм обучения Петропавловск-Камчатский 2004 1 УДК 001.89(07)+371.385 ББК 72.4(2) 73 Д21 Рецензент С.Н. Максимова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии продуктов из животного сырья ДВГТУ Дацун В.М. Д21 Основы научно-исследовательской работы: Курс лекций. – Петропав- ловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2004. – 53 с. Изложены цель и задачи изучения дисциплины, порядок выполнения НИР, планирования и проведения эксперимента, оформления текста научной работы и приложений к ней, а также порядок ее защиты. Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов, обу- чающихся по специальностям направлений 655900 «Технология сырья и продуктов животного происхождения», 655600 «Производство продуктов питания из расти- тельного сырья», 655700 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания», 552300 «Технология продуктов питания» всех форм обучения. Может быть использовано в качестве пособия для аспирантов. УДК 001.89(07)+371.385 ББК 72.4(2) 73 © КамчатГТУ, 2004 © Дацун В.М., 2004 2 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Основы научно-исследовательской работы» введена по ре- шению кафедры и призвана способствовать развитию у студентов умений и навыков в решении научных задач. Общее число часов – 68, из них 17 час. – лекции. Остальное время отво- дится на самостоятельную работу. Закрывается дисциплина зачетом. В процессе обучения студенты должны приобрести умение обосновывать направление научного поиска, достигать результата и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь совре- менными научными методами. Усвоение методов научных исследований спо- собствует формированию у будущих специалистов научного способа мышле- ния, что также помогает лучше овладевать профессией. Лекция 1. НАУЧНАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1. Научное изучение как основная форма научной работы. 2. Основные понятия научно-исследовательской работы. 1. Научное изучение как основная форма научной работы От творческого замысла до окончательного оформления научного труда научное исследование осуществляется индивидуально. Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии цело- стного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникнове- нии и развитии, т. е. применения исторического подхода к его изучению. Но- вые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное из старого пере- ходит в новое и дает ему силу и действенность. Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, применять научное предвидение и хорошо про- думанный расчет, быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или просто описывать изучаемое явление, но и узнавать отношение его к тому, что известно или из опыта, или из предшествующего изучения. Изучать – значит измерять то, что может подлежать измерению, показывать численное отноше- ние изучаемого явления к известному, осуществлять поиск причинной связи 3 между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах, необходимо учитывать так на- зываемые косвенные факты, которые, на первый взгляд, кажутся малозначи- тельными. При исследовании недостаточно установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать теоретическое или практическое значение. Накопление научных фактов в процессе исследования творческий про- цесс, в основе которого всегда лежит замысел (идея) исследователя, его имя. Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребно- стей жизни. Развитие идеи до стадии решения задачи совершается как плано- вый процесс научного исследования. 2. Основные понятия научно-исследовательской работы Язык науки весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имею- щих хождение в научной деятельности. Основу языка составляют слова и сло- восочетания терминологического характера: Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содер- жащее составленный автором реферат проведенного им исследования. Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некото- рым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы. Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект исследования. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких- либо явлений. Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы част- ных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в каче- стве квалификационной работы, призванной показать научно- исследовательский уровень исследования, представленного на соискание уче- ной степени. Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п. Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам. Информация: – обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; – релевантная – информация, заключенная в описании прототипа науч- ной задачи; – реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах; 4 – сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения; – справочная – вторичная информация, представляющая собой система- тизированные краткие сведения в какой-либо области знаний. Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Определение – один из способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта иссле- дования в определенном аспекте рассмотрения. Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: – исследовательская – комплекс родственных тем исследования в грани- цах одной научной дисциплины и в одной области применения; – комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохо- зяйственных задач; – научная – совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; Суждение – мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отри- цается. Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщен- ных положений, образующих науку или ее раздел. Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из неко- торого количества заданных суждений выводится иное суждение, определен- ным образом связанное с исходным. Фактографический документ – научный документ, содержащий тексто- вую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую со- стояние предмета исследования или собранную в результате научно- исследовательской работы. Формула изобретения – описание изобретения, составленное по утвер- жденной форме и содержащее краткое изложение его сущности. Формула открытия – описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение, его сущности. 5 Лекция 2. ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА 1. Общая схема хода научного исследования. 2. Использование методов научного познания. 1. Общая схема хода научного исследования Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы: – обоснование актуальности выбранной темы; – постановка цели и конкретных задач исследования; – определение объекта и предмета исследования; – выбор метода (методики) проведения исследования; – описание процесса исследования; – обсуждение результатов исследования; – формулирование выводов и оценка полученных результатов. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого ис- следования. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начи- нать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Научное исследование проводится для преодоления определенных труд- ностей, которые проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, ко- гда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего раз- решения. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Далее формулируются объект (процесс или явление, порождающее про- блемную ситуацию и избранное для изучения) и предмет (то, что находится в границах объекта) исследования. Очень важным этапом научного исследования является выбор методов ис- следования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Описание процесса исследования – основная часть диссертационной ра- боты, в которой освещаются методика и техника исследования с использова- нием логических законов и правил. Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы. Заключительным этапом научного исследования являются выводы, кото- рые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практиче- ские результаты работы. 6 2. Использование методов научного познания Методы научного познания бывают общие и специальные. В методологи- ческую основу научной деятельности кладутся критерии объективности, соот- ветствия истине, исторической правде, моральные критерии. Методологиче- скими источниками исследования могут являться труды ведущих отечественных и зарубежных ученых. Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Специальные методы решения имеют весьма специфический характер и опре- деляются характером исследуемого объекта. Общие методы научного познания используются на всем протяжении ис- следовательского процесса. Их делят на три группы: – методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измере- ние, эксперимент); – методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); – методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опи- рающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. На- блюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: – планомерность; – целенаправленность; – активность; – систематичность. Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Оно позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действитель- ности. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетво- рять двум основным требованиям: – сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может су- ществовать определенная объективная общность; – для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наибо- лее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) при- знакам. С помощью сравнения информация об объекте может быть получена дву- мя различными путями: – в качестве непосредственного результата сравнения; – в качестве умозаключения по аналогии. 7 Измерение, в отличие от сравнения, является более точным познаватель- ным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности явля- ется точность. В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение. Частным случаем наблюдения является эксперимент. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: – в процессе эксперимента становится возможным изучение того или ино- го явления в "чистом виде"; – эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительно- сти в экстремальных условиях; – важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость. Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. К методам, используемым на эмпирическом и теоретическом уровнях ис- следований, относят абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к полу- чению результата (абстракции). Абстрагирование носит в умственной дея- тельности универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мыслен- ном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интере- сующих исследователя сторон этих предметов. Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называе- мый абстракцией. Процесс абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и прежде всего с анализом и синтезом. Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. Возвратный, или элементарно-теоретический, анализ и синтез широко ис- пользуется как инструмент достижения моментов сущности исследуемого явления. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно- генетический анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, которые представляют са- мое центральное, самое главное в них, их "клеточку", оказывающую решаю- щее влияние на все остальные стороны сущности объекта. Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исто- рический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом ис- следования становится история объекта. 8 Из перечисленных методов рассмотрим метод восхождения от абстракт- ного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному (метод тео- ретического исследования) представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении, разби- вающим процесс познания на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от кон- кретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Второй этап процесса познания – восхождение от абтрактного к конкрет- ному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта. Лекция 3. ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА 1. Применение логических законов и правил. 2. Выводные суждения (индуктивные и дедуктивные). 3. Правила построения логических определений. 1 Применение логических законов и правил Закон тождества. Согласно закону тождества предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т. е. А есть А (А = А), где А – мысль. Закон требует, чтобы в ходе сообщения все понятия и суждения но- сили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределен- ность. Внешне одинаковые словесные конструкции могут иметь разное содер- жание, и, наоборот, одна и та же мысль может быть выражена по-разному. Первое явление называется омонимией, второе – синонимией. Закон противоречия выражает требование непротиворечивости мышле- ния. Одновременно не могут быть истинными два высказывания, одно из ко- торых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон исключенного третьего – из двух противоречащих друг другу суж- дений одно ложно, а другое истинно. Третьего не дано. Важность закона исключенного третьего для ведения научной работы со- стоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изложении фак- тов и не допускает противоречий. Закон достаточного основания выражает требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений, который формулируется сле- дующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Всякое суждение, которое мы используем в научной работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано. Этот закон помогает от- делить истинное от ложного и прийти к верному выводу. 9 2. Выводные суждения (индуктивные и дедуктивные) Дедуктивным называют умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего мно- жества. Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Индукция (или обобщение) бывает полная и частичная. Полная состоит в исследовании каждого случая, входящего в класс явлений, по поводу которо- го делаются выводы. Большинство приводимых в научных текстах показателей являются ито- гом перечней отдельных примеров, способы обоснованности их использования в текстах следующие: – установить, правилен ли пример, положенный в основу обобщения; – выяснить, имеет ли пример отношение к заключению; – определить, достаточно ли приведено примеров; – установить, типичны ли подобранные примеры. В научных исследованиях объектом нередко выступают единичные непо- вторимые по своим индивидуальным характеристикам события, предметы и явления. При их объяснении и оценке затруднено применение как дедуктив- ных, так и индуктивных рассуждений. В этом случае прибегают к умозаклю- чению по аналогии, когда уподобляют новое единичное явление другому, из- вестному и сходному с ним единичному явлению, и распространяют на первое ранее полученную информацию. Далеко не все аналогии логичны, поэтому необходима их проверка. Су- ществуют два способа их проверки: 1) действительно ли уместно сравнение явлений?; 2) нет ли существенного различия между ними? Суждение о причинной зависимости – другой вариант индукции, играю- щий особенно важную роль в научном тексте. В каждом спорном случае умозаключения о причинной зависимости при- меняются следующие правила проверки: 1. Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует предпола- гаемая причина? Если ответ "да", то вы не вправе утверждать, что предшест- вующее явление – единственно возможная причина. В этом случае или нет ни- какой связи между двумя явлениями, или есть другая возможная причина. 2. Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагаемая при- чина налицо? Если ответ – "да", то вы не вправе утверждать, что последующее явление есть единственно возможное следствие. Или нет никакой связи между двумя явлениями, или есть другое возможное следствие. 3. Не представляет ли единственная связь между следствием и его пред- полагаемой причиной только случайное возникновение одного после другого? Этот способ позволяет выявить характерное заблуждение в умозаключении о причине, хорошо известное под названием "после этого, следовательно, по 10