Ученические проекты по биологии. Проект по общей биологии. Вопросы, направляющие проект

Рассмотрим примеры проектов по биологии школьников.

Проект "Растения нашего края" (межмпредметный информационный проект). Учащиеся вспоминают основные признаки семейств двудольных растений, отрабатывают навыки работы с определительным карточками по гербарным образцам и выполняют проектные работы. На первом уроке учащиеся делятся на 7 групп (по количеству семейств изучаемых растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, злаковые, лилейные). Каждая группа выполняет проектную работу о растениях нашего края выбранного ими семейства .

Цель проекта:

создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства).

Задачи проекта:

собрать материал о 15 представителях данного семейства;

подобрать иллюстрации;

найти загадки, предания, стихи;

составить ребусы или кроссворд;

оформить книгу. школьный биологический возрастной образование

Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.

Последние 2 урока идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия .

Проект "Естественнонаучные музеи СПб" (межмпредметный информационный проект).

Цель проекта:

создать страницу на школьном сайте о естественнонаучных музеях в нашем городе.

Задачи проекта:

собрать материал о естественнонаучных музеях в нашем городе;

подобрать иллюстрации;

найти или разработать маршруты проезда от школы в музеи.

Проекты "Общая биология 10-11" (межмпредметный информационный проект).

Основной материал учащимся знаком и в начале курса предлагается ребятам выбрать информационные проекты по темам курса .

История развития биологии и методы исследования в биологии.

Цитология наука о клетке.

Неорганические вещества в клетке.

Органические вещества в клетке.

Органоиды в клетке.

Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты.

Энергетический обмен в клетке.

Пластический обмен в клетке.

Формы размножения в клетке.

Онтогенез.

История развития генетики и ее методы.

Изменчивость.

Методы исследования генетики человека.

Наследственные болезни.

Эволюционные учения.

Движущие силы эволюции.

Микро и макроэволюция.

Основные методы селекции.

Биотехнологии.

Гипотезы о происхождении человека.

Антропогенез.

Расы, расоведение и расизм.

Основы экологии.

Современные представления о происхождении жизни.

Основные этапы происхождения жизни на Земле.

Эволюция биосферы.

С проектной деятельностью к этому времени они хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс каждый ученик принимает участие в проекте . Ребята с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.

Цель проекта:

раскрыть тему проекта, собрав и проанализировав информационные источники.

Задачи проекта:

собрать информацию на заданную тему;

проанализировав информацию составить необходимые схемы и таблицы;

построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.

Также метод проектов используется непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но, как правило, времени на это катастрофически не хватает. После того, как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками проводится урок "Узнай кто перед тобой". В начале урока класс делится на 5 групп (по 5 человек), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений.

На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).

Цель мини-проекта:

определить название растения.

Задачи мини-проекта:

отработать навыки работы с определительными карточками;

собрать материал о растениях, с которыми работал;

подготовить отчет (письменный и устный).

Учащиеся работают в течение 30 минут. За тем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.). Оценка за урок складывается из оценок за письменный и устные отчеты.

Презентации как продукт проектной деятельности.

Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями.

Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель биологии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.

Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам.

Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка .

Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Учеником 7 класса представлен проект на тему "Исследование электромагнитного излучения бытовых электроприборов".

Цель: Исследование электромагнитного излучения квартиры среднестатистического вологжанина.

Объект исследования: квартира среднестатистического вологжанина. ?Предмет исследования: электромагнитное излучение квартиры. ?Гипотеза: В квартире существуют места, с очень сильным электромагнитным излучением приборов.

Можно самостоятельно проверить уровень электромагнитного излучения. Тест не лабораторный, но наличие и ориентировочную силу излучения покажет.

Включить приборы, которыми вы чаще всего пользуетесь -- компьютер, телевизор, микроволновку, тостер, утюг, электрочайник, это не ошибка утюг и электрочайник. Холодильник включать не нужно он всегда включен в сеть, но работает он периодически.

Подойдите к включенному прибору с радиоприемником. Вы услышите треск, писк и разные шумы. Чем сильнее шумы тем сильнее электромагнитное поле, следовательно, вреднее испытуемый прибор.

Пройдите вдоль стен с включенным радиоприемником, сквозь них проникает электромагнитные волны от аппаратуры работающей за стеной, в других помещениях. Желательно переставить кровати или кресла если они находятся в зоне сильных электромагнитных волн. Результаты представлены в таблице 9 и на рисунке 1.

Таблица 9 - Результаты исследования

Название прибора

Степень ЭМ излучения

Компьютер

Микроволновая печь

Стиральная машина

Телевизор

Холодильник

Рисунок 1 - Результаты исследования

Проведя свои измерения, пришли к выводу: сильнее всех излучает электромагнитные волны - холодильник. На втором месте идёт пылесос. На третьем - компьютер. На последнем - утюг.

Результаты нашего исследования практически совпадают с результатами исследований в Интернете.

Таким образом, наша гипотеза, о том, что существуют места в квартире, где будет очень сильное электромагнитное излучение приборов нашла в ходе эксперимента свое полное подтверждение.

Можно предложить следующие меры защиты от электромагнитного излучения бытовой техники.

При приобретении бытовой техники обращать внимание на отметку о соответствии прибора требованиям "Международных санитарных норм допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях".

Помнить, что чем меньше мощность бытового прибора, тем меньше уровень его поля, то есть вредность.

По возможности приобретать аппаратуру с автоматическим управлением.

Размещать бытовую технику на расстоянии не менее 1,5 м от места, где постоянно находитесь: спите, отдыхаете или работаете.

Не включать одновременно несколько источников магнитного поля.

Стараться, чтобы провода не образовывали "кольца" и "петли".

Поскольку электромагнитное излучение исходит от всех частей монитора (многие измерения показали, что уровень излучения по бокам и сзади монитора выше, чем спереди), наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.

На ночь не оставлять технику работать в режиме stand-by, проще говоря, красный огонек на панели должен погаснуть.

Таким образом, в ходе исследования было изучено электромагнитное излучение, как физическое явление. Выявлено его влияние на живой организм. Проведено исследование квартиры среднестатисческого вологжанина, согласно разработанной методике. Проведен анализ полученных результатов. Предложены пути решения проблемы.

Разумеется, полностью и безоговорочно отказаться от использования любых электроприборов в условиях современного города невозможно. Хотя бы потому, что вы неминуемо попадете под воздействие излучения, находясь в общественном транспорте, в офисе и даже просто на улице, проходя под высоковольтными линиями электропередачи. Но ограничить воздействие можно и нужно.

Необходимо вести разъяснительную работу по сохранению здоровья человека при влиянии на него электромагнитных полей, разработать меры предосторожности и пропагандировать их.

Учеником 10 класса представлен проект на тему "Индикация состояния окружающей среды по частоте встречаемости фенов белого клевера на территории города Вологды".

Цель исследования: Оценка состояния окружающей среды на территории города Вологды по частоте встречаемости фенов белого клевера.

Объект исследования: популяции белого клевера.

Предмет исследования: влияние загрязнения окружающей среды на фены (форму седого рисунка на пластинках листа) и частоту их встречаемости у белого клевера.

Рабочая гипотеза: можно предположить, что на территории улицы Ленинградской города Вологды, где наблюдается большая антропогенная нагрузка, процент растений с изменённым фенотипом будет высокий и соответствует сильному загрязнению территории.

Оценка состояния окружающей среды нескольких районов на территории г. Вологды осуществлялась с использованием методики Т. Я. Ашихминой "Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера". В качестве фенотипического индикатора использован белый клевер Trifoliym repens (клевер ползучий). Первоначально изучено его морфологическое описание.

Выбрано это растение не случайно. Во-первых, оно широко распространено на территории города Вологда. Во-вторых, фены белого клевера хорошо изучены, по признаку "Седой рисунок" выявлено больше десятка фенов. В третьих, Т.Я. Ашихминой разработана методика индикации состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера.

Частота встречаемости фенов белого клевера - это процентная доля фенов с рисунком - свидетельствует о техногенной нагрузке и о вероятности загрязнения среды на территории обследования.

Таким образом, форма седого рисунка на пластинках листа и частота встречаемости - это индикатор загрязнения среды.

Исследования проведены в августе-сентябре 2013 года на 8 площадках.

Площадка №1: ул. Горького школьный двор МОУ "Средняя школа №15" (интенсивность движения по улице средняя, площадка находится в 40 м от дороги).

Площадка №2: ул. Горького, район площади Чайковского (окружена со всех сторон автомобильными дорогами).

Площадка №3: берег реки Вологда на ул. Набережная VI Армии (пешеходная зона, есть небольшое движение транспорта).

Площадка №4: Территория Соборной горки на берегу реки Вологда (пешеходная зона).

Площадка №5: Парк Ветеранов (парковая зона, парк со всех сторон окружён дорогами с не очень интенсивным движением машин).

Площадка №6: улица Ленинградская (расположена рядом с дорогой, движение машин интенсивно).

Кроме того, были выбраны для сравнения показателей несколько площадок в местах с меньшей антропогенной нагрузкой и удалённых от города.

Площадка №7: п. Молочное ул. Парковая (парковая зона).

Площадка №8: около деревни Смыково за п. Молочное (площадка удалена от дорог и видимой антропогенной нагрузки не наблюдалось).

В ходе исследований были изучены 1600 куртинок белого клевера. Обнаружены куртинки с листьями без седого рисунка - фенотип 1, и большинство куртинок отличались четко выраженным "седым" рисунком. Наиболее характерными для исследуемых территорий являются фены № 1, 2, 3,4,5,6,7 и 8 (смотри приложение 6).

Большее разнообразие фенов обнаружено на улицах Ленинградская и Горького, по которым постоянно движутся транспортные средства. Так же, на этих площадках были обнаружены растения "новые формы" с четырьмя листьями. Вероятно, выхлопные газы действуют на растения, вызывая морфологические и анатомические изменения. Растения на этих площадках отличались от остальных своей запылённостью.

Наименьшее разнообразие фенов характерно для контрольных площадок п. Молочное ул. Парковая и территория рядом с деревней Смыково, что обусловлено низким уровнем антропогенной нагрузки.

Рассчитав индекс соотношения фенов (ИСФ) для каждой пробной площадки, определен уровень загрязнённости и получены результаты, представленные в таблице 10 и на рисунке 2.

Таблица 10 - Характеристика состояния окружающей среды

по индексу соотношения фенов на исследуемых площадках № пл.

Местонахождение площадки

Индекс соотношения фенов (ИСФ)

Степень загрязнённости

Ул. Горького МОУ "Средняя школа №15" (школьный двор)

Улица Горького, район площади Чайковского

Сильно загрязнённая территория

берег реки Вологда на ул. Набережная VI Армии

Соборная горка на берегу реки Вологда

Средне загрязнённая территория

Парк Ветеранов

Средне загрязнённая территория

Ул. Ленинградская

Сильно загрязнённая территория

Поселок Молочное

Территория со слабым влиянием неблагоприятных факторов

Около деревни Смыково

Чистая территория


Рисунок 2 - Показатели индекса соотношения фенов (ИСФ) на исследуемых площадках

Анализируя полученные данные видно, что на всех исследуемых площадках, за исключением контрольной площадки №8 (территория рядом с деревней Смыково за п. Молочное), индекс соотношения фенов (ИСФ) выше 30%, что согласно методике Т.Я. Ашихминой, говорит о загрязнённости территории. Это свидетельствует о том, что на всех исследуемых площадках растения клевера белого в разной степени испытывали на себе последствия деятельности человека.

Самый высокий показатель индекса соотношения фенов (ИСФ) 91% зафиксирован на площадке №6 (ул. Ленинградская). Этот показатель соответствует сильному уровню загрязнения окружающей среды.

Такой же уровень загрязнения характерен для площадки №1(школьный двор МОУ "Средняя школа №15 на ул. Горького" и №2 (ул. Горького, район площади Чайковского), где ИСФ составил 71% и 76% соответственно.

Объяснить полученный результат в условиях нашего города несложно, т.к. ул. Ленинградская и Горького являются главными автотранспортными магистралями, которые создают значительный поток движущегося транспорта, в часы пик, приводящий к возникновению пробок, что вызывает образование большого количества выхлопных газов на ограниченной территории. Рост числа автотранспорта на дороге способствует увеличению шинной пыли, которая оседает на почве и листьях растений, нанося им определённый вред.

Показатель на ул. Горького несколько ниже, чем на ул. Ленинградская, что обусловлено чуть меньшим транспортным потоком.

Средний уровень загрязнения отмечен на площадках №3,4,5, на которых индекс соотношения фенов (ИСФ) составил от 51 до 58,5%. Загрязнение этих территорий вероятно вызвано интенсивным потоком людей, засорением территории бытовым мусором, а так же значительным потоком машин. Но показатель ИСФ несколько ниже предыдущих площадок, что обусловлено некоторой удалённостью от главных автомагистралей.

Посёлок Молочное достаточно удалён от города и находится примерно на расстоянии 17 км от центра Вологды. В отличие от предыдущих площадок, для него характерна низкая транспортная загруженность. Согласно данным исследованиям, показатель индекса соотношения фенов (ИСФ) для площадки №7 составил 43%.

Это говорит о том, что посёлок Молочное находится в зоне со слабым влиянием неблагоприятных факторов.

Наилучший показатель зафиксирован на территории рядом с деревней Смыково (за п. Молочным) - 29%, что свидетельствует о чистоте исследуемой территории и благоприятном состоянии окружающей среды в данном населенном пункте. Что объясняется низкой антропогенной загруженностью.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Янеева Елена Евгеньевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение- основная общеобразовательная школа с.Александровка Советского района Саратовской области

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения биологии. Одной из таких задач является овладение способностью творческого решения учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных исследовательских работ, участие в проектной деятельности.

Этим обусловлено введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

В своей педагогической практике важное место я отвожу проектно-и сследовательской деятельности . Данный вид деятельности связан с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Какие же задачи я ставлю при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности?

Формирование и развитие творческих способностей учащихся;

Развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;

Создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;

Развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

Развитие у ученика коммуникативных умений и навыков.

Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Еще Сухомлинский писал: «Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе.

Методическая литература предлагает алгоритм выполнения исследовательской работы в определенной последовательности:

1) формулирование темы

2) формулирование цели и задач исследования

3) проведение теоретического исследования;

4) экспериментальная проверка;

5) анализ и оформление результатов научных исследований;

6) внедрение и эффективность результатов научных исследований;

7) публичное представление работ на научно-практических конференциях.

Задания исследовательского характера увлекают детей. Исследовательскую деятельность провожу в три этапа: исследовательские работы для учеников 5-6 классов; проекты для среднего звена 7-8 классы; научно-исследовательские работы 9-11 классы. Получая собственный экспериментальный материал, обучающиеся проводят анализ и делают выводы о характере исследуемого материала.

Учащиеся 5-6 классов успешно работают над созданием проектных работ. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Ребятами 5 класса была выполнена работа «Домашние синоптики». Цель данной работы изучить способы прогноза погоды на основе наблюдений за домашними животными. Объектом исследования стали домашние кошки.

Для достижения цели ребятами были поставлены, ставила следующие задачи: подобрать и изучить литературу по данной теме, применить полученные знания на практике (наблюдать и прогнозировать), провести анализ полученных данных.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования на уроках природоведения и экологии, дает возможность лучше изучить своих питомцев, позволяет подтвердить точность научных метеопрогнозов. Учащиеся использовали следующие методы исследования: анализ научно-публицистической литературы, обобщение и классификация полученной информации, наблюдение за поведением кошек и за явлениями природы.

Ребятами 6 класса работали над проектом «Пластиковые бутылки: находка или проблема человечества?». Целью данной работы было исследование значение пластиковых бутылок в жизни современного человека и их влияние на окружающую среду.

Учащиеся поставили перед собой следующие задачи:

    узнать историю создания и применения пластиковых бутылок;

    изучить химические свойства материала, из которого изготавливают пластиковые бутылки;

    рассмотреть экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды пластиковыми бутылками;

    воспитать бережное отношение учащихся к природным богатствам;

    развивать чувство ответственности за экологическое состояние планеты;

    исследовать возможные способы использования пластиковых бутылок в быту.

Учащиеся выбрали достаточно актуальную тему, так как в наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы пластиковых бутылок. Использованные бутылки являются большой экологической проблемой для окружающей среды. Одна из самых злободневных экологических проблем в мире - утилизация пластиковой тары.

Огромное количество мусора на улицах села Александровка, большую часть которого составляют пластиковые бутылки, заставило учащихся задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред?

Практическая значимость исследования состояла в том, что бы научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, придумать вторую жизнь пластиковым бутылкам. Результаты работы могут быть использованы для решения задач экологического воспитания не только детей, но и взрослых. Были использованы следующие исследовательские методы: изучение литературных и интернет-источников, эксперимент, анкетирование, наблюдение.

Ребята выступили с результатами исследования перед учащимися 5-6 классов, выпустили экологические листовки и развесили их на улицах села Александровка. Это позволило ещё раз обратить внимание жителей на проблему мусора в нашем селе и напомнить, что мы сами в ответе за чистоту и красоту нашего родного поселка.

Учащиеся 9 класса выполнили работу «Исследование биоритмов учащихся 9-11 классов МБОУ-СОШ с. Александровка». Они выявляли влияние биоритмов и хронотипа на интеллектуальную активность и физическое состояние учащихся старших классов. Ребята п роанализировали научную литературу по проблеме исследования для определения основных теоретических понятий и положений исследования, провели изучение биоритмов и хронотипов учащихся 9-11 классов, разработали рекомендации по улучшению работоспособности и упорядочиванию режима дня учащихся, оптимизации собственной учебной деятельности;

Проведенное исследование является интересным и актуальным на сегодняшний день, так как изучение биологических ритмов человека открывает новые возможности для регуляции и управления процессами, протекающими в организме человека

Практическая значимость исследования заключается в том, что учащиеся смогли скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, общее физическое состояние, удалось заинтересовать других, привлечь их к исследованию, при наличии знаний сделать более эффективной учебную деятельность старшеклассников.

Одним из самых интересных оказался проект «Определение гармоничности физического развития учащихся 8-9 классов МОУ-СОШ с. Александровка по антропометрическим данным». Учащиеся определяли уровень физического развития старшеклассников. С помощью оборудования школьного медицинского кабинета были проведение антропометрических измерения (роста, веса, ИМТ, ЖЕЛ, экскурсии грудной клетки, силы мышц кисти рук), оценены полученные результаты и сравнены их со среднестатистическими данными.

При обсуждение результатов исследования с учащимися 8-9 классов ребята пришли к выводу, что должны научиться исследовать собственный организм, надо формировать культ здоровья. Приступать к решению этой задачи следует с изучением собственного здоровья и познания закономерностей его коррекции, укрепления и развития.

Экспериментальный характер имела работа « Использование СМС для удаления нефтяных загрязнений с поверхности водных животных». Данная работа имеет метапредметный характер. Исследование посвящено проблеме удаления нефтяных загрязнений с поверхности тел животных, пера птиц, для которых водная среда является средой обитания. Были определены цели и задачи работы: найти наиболее оптимальные, дешевые и доступные способы удаления нефти с поверхности тел животных и пера птиц, рассмотреть влияние нефтяных загрязнений на водных животных;изучить методики очистки нефтяных загрязнений, определить экспериментальным путем возможность использования синтетических моющих средств для удаления нефтяных загрязнений с поверхности пера птицы и меха животного, выявить наиболее эффективные и безопасные марки СМС, которые можно применять в данных целях. Экспериментальным путем была доказана возможность использования различных марок СМС для удаления нефти с поверхности водных животных.

Практическая ценность работы связана с возможностью использования результатов исследования в практике удаления нефтяных загрязнений с поверхности животных, оказавшихся в зоне экологического бедствия.

Итогом исследовательской деятельности является участие моих учеников в конкурсах проектов, научно-практических конференциях школьного, муниципального и регионального уровней. Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи, отбираем факты, значимые в данной работе, формулируем гипотезу, составляем план для проведения наблюдения.

Ученик, выполнив проект и защитив его, учится:

    планировать работу;

    письменно и устно представлять результаты своей работы;

    защищать и отстаивать свою точку зрения;

    отвечать за результаты работы;

    оформлять работу и т.д.

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными об ъ ектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их.

Опыт исследовательской деятельности – необходимый компонент подготовки школьников к решению многообразных учебных, впоследствии – жизненных задач, в том числе и выбора будущей профессии. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, правильно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет педагогам сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации.

Литература

1.Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. Метод.пособие/ Е.В.Тяглова.-М.: Глобус, 2008.-255 с.

2.Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост Е.А.Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.-186 с.

3.Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учителя и педагогов // Завуч. -2005. - №6.

4. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.М.В.Высоцкая.-Волгоград:Учитель, 2008.-2003 с.

5.Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост Е.А.Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.-186 . Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост.Б.А.Татьяннкин.-М.:5 за знания, 2007.-272 с.

6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.-165 с.

7.Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. Метод.пособие/ Е.В.Тяглова.-М.: Глобус, 2008.-255 с.

Интернет-ресурсы:

www. researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников .


Предварительный просмотр:

исследовательского проекта учащегося

Исследовательская работа должна быть оформлена в следующем порядке:

  1. Титульный лист (первая страница, номер страницы не ставится)

Указываются название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, тема работы (не более 7 слов), ФИ автора (ов) полностью, класс, школа, ФИО руководителя работы (полностью), его должность и место работы, населенный пункт и год выполнения работы.

  1. Аннотация (вторая страница, номер страницы не ставится)

Является кратким описанием проекта (тезисное изложение), включающим главные разделы проекта, такие, как цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а так же краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Указывается объем работы, количество таблиц, рисунков, иллюстраций, использованных источников.

  1. Содержание (третья страница, с нее начинает ставиться номер)

Перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения на страницах. Порядковый номер не ставится возле следующих разделов: введение, выводы, заключение, список литературы, приложение.

  1. Введение :

Включает актуальность и новизну выбранной темы, научную гипотезу, объект и предмет исследования, цель и задачи работы.

5. Основная часть работы:

  • Теоретический материал по исследованию: Кратко излагаются основные научные данные по теме проекта. В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники (в виде квадратных скобок с указанием порядкового номера источника);
  • Методика исследования: Указываются методика(и) исследования и их авторы, методы первичной и статистической обработки собранного материала. Выбранные методики должны соответствовать цели исследования. Описывается ход проведения исследования;
  • Результаты исследования: Производится обработка численных и фактических данных исследования, их анализ (таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.п. выносятся в приложение.). В тексте работы указываются ссылки на каждое представленное приложение.

6. Выводы

Приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.

7. Заключение

Могут быть приведены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы.

8. Список литературы

Оформляется в соответствии с правилами составления библиографического списка.

9 . Приложение

Включает рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д.(должны иметь название). Каждое приложение должно иметь номер.

  1. Исследовательская работа может включать рецензию (и), составленную руководителем работы, либо научным сотрудником, работающим в данной области (рецензии не входят в общий объем работы).

Рукопись исследовательской работы должна отвечать следующим требованиям:

  1. Общий объем работы не может превышать 20-25 страниц, включая титульный лист, аннотацию, основное содержание, выводы, заключение, список литературы, приложения.
  2. Должен быть набран на компьютере и расположен на одной стороне листа, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер шрифта, параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поля - 2 см, левое поле - 3 см;
  3. Работа должна быть представлена на бумаге (2 экземпляра) и в электронном виде (на диске или дискете).
  4. Работу необходимо предоставлять в папке или переплете.

Критерии оценки исследовательской работы:

  • Актуальность и новизна темы работы;
  • Правильное определение объекта и предмета исследования;
  • Соответствие поставленной цели теме работы;
  • Целесообразность и последовательность поставленных задач для выполнения цели;
  • Правильная и четкая формулировка цели и задач;
  • Обоснованность выбора методики исследования, соответствие задачам работы;
  • Логичность построения схемы работы над проектом;
  • Достаточность собранного материала;
  • Глубина проработанности и осмысления собранного материала;
  • Владение современными методами анализа полученных результатов (методы математической статистики);
  • Практическая значимость и обоснованность выводов;
  • Соответствие выводов задачам работы и результатам исследования;
  • Полнота и четкость представления данных по внедрению рекомендаций по проекту;
  • Уровень владения специальной терминологией, используемой в работе над проектом;
  • Целесообразность и эффективность использования в сообщении наглядного материала (рисунков, фотографий, схем, диаграмм и т.п.);
  • Правильное оформление списка используемой литературы, наличие в тексте ссылок на литературные источники;
  • Качество общего оформления работы.

Темы исследовательских работ по Биологии

Темы проектов по биологии:


Аромат здоровья
Ароматерапия в жизни младших школьников.
Ароматерапия на дому
Архитекторы фауны
Бактерицидное действие фитонцидов.
Биологически активные вещества. Витамины.
Биологически активные добавки.
Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений.
Биологическое значение жирорастворимых витаминов.
Биологическое оружие и биотерроризм.
Биология в жизни каждого
Биология в профессиях
Биология развития как функция времени.
Биология. Размножение.
Биолюминесценция
Биометрические особенности папиллярного узора.
Биометрическое исследование влияния дерматоглифических особенностей человека на его характер, способности, поведение.
Бионика. Технический взгляд на живую природу.
Биоритмы вокруг нас
Биоритмы жизни
Биоритмы - внутренние часы человека
Биороль витаминов
Биофизика человека
Биохимическая диагностика процесса утомления.
Близнецы - чудо жизни
Близнецы. Похожи или нет?
Болезни хлеба
Бумага и её свойства.
Вегетарианство: "за" и "против".
Влияние живой и мертвой воды на живые организмы.
Влияние насекомых-вредителей на зеленые насаждения моего города.
Влияние солей тяжелых металлов на плазмолиз протопласта растительной клетки.
Влияние фитонцидных растений на живые организмы.
Влияние фитонцидов на сохранность продуктов.
Влияние хлорки на белки
Влияние различных условий на рост и размножение дрожжей.
Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Вода - источник жизни
Вода - основа жизни на Земле.
Вода, дарующая жизнь
Воздействие электрического тока на растительные клетки.
Возникновение жизни на Земле
Возникновение и развитие условных рефлексов.

Выявление наиболее благоприятных факторов для сохранения свежести молока.
Выявление тягучей (картофельной) болезни хлеба и способы её предотвращения.
Дары растительного мира и красота
Дачный участок как экосистема.
Естественно-научное обоснование некоторых народных примет.
Живая и мёртвая вода – миф или реальность.
Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов.
Зависимость интенсивности фотосинтеза от внешних условий.
Зависимость фотопериодических реакций от воздействия света на организм растений.
Значение близкородственного скрещивания.

Зеленое покрывало Земли
Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных.
Изучение закономерностей временной и географической изменчивости сроков сезонного развития природы.
Изучение наследования признаков леворукости в семье.
Изучение наследования признаков по родословной.
Изучение особенностей возникновения и проявления страхов у обучающихся 7-х классов школы.
Изучение проблемы страха школьников перед публичными выступлениями.
Изучение работы дрожжей в тесте
Испытание аппетитом
Исследование индивидуальных биоритмов.
Исследование взаимосвязи между образом жизни школьника и плотностью его тела.
Исследование влияния отдельных факторов на ход технологического процесса приготовления дрожжевого теста и на качество изделий из него.
Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека.
Исследование жесткости воды различных природных источников района.
Красная книга - сигнал тревоги.
Лесной календарь
О некоторых способах выжить в природе.
Они рядом с нами - редкие и исчезающие животные (растения).
Определение качества воды методом биотестирования.
Почва - кладовая земли
Природные катастрофы.
Природные синоптики.
Природные часы
Проблемы выживания в походе.
Прогноз погоды по приметам.
Продолжительность жизни
Продукты пчеловодства в косметологии.
Реактивное движение в живой природе.
Современные методы селекции
Создание пособия по решению генетических задач.
Способы распространения плодов и семян в разных экосистемах.
Транспирация и фотосинтез
Трение в мире растений.
Царство Прокариоты
Ферменты – эликсиры жизни
Ферменты - биологические катализаторы.
Физиогномика
Фитонциды
Фитонциды и их влияние на микроорганизмы.
Фотосинтез
Функции белков
Функции белков в организме.
Хемолюминесценция.
Чудодейственность зоотерапии
Эволюция Земли и естественный отбор.
Эволюция вокруг нас
Электричество в жизни растений.

Темы исследовательских работ по деревьям и кустарникам:


Австралийский гигант
Адаптация дикорастущих деревьев и кустарников при озеленении города.
Адвентивные деревья и кустарники на территории поселка.
Берёза - дерево чудес
Берёза - священное дерево обских угров.
Береза в жизни человека
Береза в озеленении пришкольного участка.
Береза - дерево жизни
Береза - дерево жизни и здоровья.
Верба - символ весны
Вести из леса о шиповнике.
Вести из леса. Береза
Вечнозеленое дерево
Вечнозелёная красавица леса.
Виноград
Влияние веерной подвязки малины на начало созревания и качество плодов.
Влияние вредных факторов на плод
Влияние света на рост и развитие березы
Влияние температуры и света на кофейное дерево.
Влияние тополя на здоровье человека.
Влияние фотосинтеза растений на наступление «черемуховых холодов» и «бабьего лета».
Вторая жизнь леса
Выращивание и размножение тополя пирамидального.
Голубая ель
Дерево за окном
Деревья и кустарники около школы.
Деревья нашего края
Деревья-первоцветы
Дуб и всё вокруг него.
Живая фабрика в листьях.
Зелёный чай
Изучение жизненного состояния зеленых насаждений в окрестностях школы.
Изучение модификационной изменчивости у лиственных растений в период листопада.
Исследование физиологической реакции березы обыкновенной (Betula alba L.) на засоление почвы NaCl.

Как сохранить ель?
Кедр - кормилец и целитель.
Красавица березонька
Клён
Когда просыпается березка?
Лиственница
Листопад в жизни растений

Можжевельник
Морфология и динамика развития побегов у яблони домашней и кизильника гибридного.
Мурайя - экзотический целитель. Лечебные свойства, рост, развитие и размножение.
Поражение дубовых насаждений мучнистой росой и способы защиты растений.
Русская берёза
Священные деревья народа мари.
Сосна
Тайны туи
Факторы, влияющие на изменение окраски листьев деревьев и кустарников.
Фотоопределитель древесно-кустарниковых растений пришкольной территории.
Яблоня и яблоко
Янтарь - волшебные слезы деревьев.

Темы исследовательских работ по Растениям

Темы проектов по растениям:


Влияние «живой» и «мертвой» воды на рост и развитие растений.
Адаптация растений к высоким температурам.
Азбука растений моего края
Актуальность выращивания льна на территории моей страны.
Биологическое развитие местных сортовых и дикорастущих злаков на фоне агротехнических приемов.
Биология. Разновидности мохообразных.
В мире лишайников
В чем виновата конопля?
Вегетативное размножение растений
Взаимное влияние растений
Взаимные приспособления растений и насекомых
Видовой состав и особенности распространения водных.
растений озера
Видовой состав растительности района.
Видовой состав травянистых растений, произрастающих около родников района.
Влияние Луны на рост и развитие растений
Влияние азотных удобрений на рост и развитие растений.
Влияние азотных удобрений на формирование зеленой массы.
Влияние антибиотиков на всхожесть и рост растений.
Влияние гидрогеля на скорость прорастания семян растений разного вегетационного периода.
Влияние запасных питательных веществ семядолей на рост и развитие проростка.
Влияние ионов Pb2+, Cu2+ и Н+ на рост и развитие растений.
Влияние магнитной воды на жизнедеятельность растений.
Влияние мочевины на прорастание семян и последующий рост проростков.
Влияние музыки на растения.
Влияние музыки на рост и развитие растений
Влияние освещенности на рост и развитие растений.
Влияние питательных элементов на ростовые процессы растений.
Влияние почвы на рост и развитие растений.
Влияние продолжительности освещения на движение листьев кислицы (Oxalex acetosella).
Влияние различных биостимуляторов на всхожесть садовых растений.
Влияние различных видов почв на развитие растений.
Влияние различных музыкальных направлений на рост и развитие растений.
Влияние регуляторов роста на процессы регенерации растений.
Влияние света, тепла и воды на рост и развитие растений.
Влияние серебряной воды на растения
Влияние слов и музыки на рост и развитие растений.
Влияние солнечного света и качества почвы на рост и развитие растений.
Влияние солнечного света на процесс фотосинтеза в растениях.
Влияние табачного дыма на рост растений.
Влияние тепла минеральных веществ на пробуждение растений от зимнего сна.
Влияние тепла, влаги и света на рост растений.
Влияние торфяных таблеток на рост растений
Влияние удобрений на рост и развитие растений.
Влияют ли добрые слова на рост растений?
Влияют ли удобрения на рост и развитие растений?
Вода - основа жизни растений
Водные растения озера
Возьми под защиту. Редкие растения.
Волшебные рубахи из крапивы - сказка или реальность?
Дикорастущие растения в нашем питании.
Дурман - растение-убийца?
Загадочное растение - бамбук
Зелёное растение под снегом. Багульник.
Значение минерального питания для растений.
Изучение видового многообразия растений моего поселка.
Изучение видового разнообразия травянистых дикорастущих растений пришкольного участка.
Изучение влияния пирамид на прорастание семян, рост и развитие растений.
Изучение влияния света на растения.
Изучение длительного влияния элекромагнитного излучения высоковольтной линии элетропередач на кострец безостый и пырей ползучий.
Изучение и морфологическое описание сорной растительности моего района.
Изучение медоносных растений окрестностей города.
Изучение пигментной системы растения, участвующей в фотосинтезе.
Изучение травянистых растений пришкольного участка
Ирис сглаженный – редкое растение окрестностей озера.
Использование ассоциативных диазотрофов при возделывании растений сидератов.
Использование сорных растений человеком.
Исследование влияния весенних пожаров на рост травы.
Исследование группы растений, относящихся к сорнякам. Их роль в природе.
Как приспосабливаются растения.
Как путешествуют растения
Как размножаются растения?
Камыш как биологическое средство очистки сточных вод, содержащих ионы свинца.
Когда просыпаются корни? Установление зависимости появления корневой системы растений от времени года.
Коралловые рифы
Космическая роль зеленых растений.
Кресс-салат как биоиндикатор почвы и снега.
Медоносные растения
Многообразие папоротников
Может ли вырасти растение без корня? Секреты вегетации.
Неизвестная соя
Неизвестный клевер.
Онтогенетическая стратегия пырея ползучего.
Опыление растений
Осторожно - ядовитые растения!
Параметры строения растений, способствующие стеканию воды по ним.
Петуния садовая
Покрытосеменные растения
Полынь - трава кочевников
Продолжительность периода глубокого покоя у разных видов растений.
Путь к свету, или Способность растений находить выход из сложных ситуаций.
Развитие растения из почки
Развитие растения из семени
Растения в легендах и преданиях
Растения в мифологии
Растения - символы разных стран.
Растения - хищники
Растения, занесенные в Красную книгу.
Растения-барометры
Растения-гиганты
Растения-индикаторы
Растения-красители.
Растения-переселенцы
Растительный мир тайги.
Растения-символы
Растения-хищники.
Растения-часы
Растительный мир болот.
Растения-путешественники.
Прострел обыкновенный
Разнообразие мхов
Росянка - растение-охотник.
Семейство папоротников. Щитовник мужской.
Систематика покрытосеменных растений.
Сорняки: друзья или враги?
Споровые растения
Способы размножения княжика сибирского и его использование для озеленения приусадебных участков.
Способы распространения семян у сорных растений.
Стимуляторы роста растений
Удивительные растения джунглей.
Удивительные растения планеты Земля.
Удивительные растения-хищники
Фотосинтез, или величайшая тайна зеленого растения.
Ядовитые растения
Ядовитые растения нашего края.

Темы исследовательских работ по Комнатным растениям

Темы проектов по комнатным растениям:

Азбука на подоконнике.
Алоэ – зеленый доктор на подоконнике.
Алоэ – зеленый доктор у окна
Вегетативное размножение гибискуса китайского зелеными черенками.
Вегетативное размножение и выращивание фиалки узамбарской.
Вегетативное размножение растений и влияние абиотических факторов на развитие комнатных растений.
Венерин башмачок, или северная орхидея.
Влияние внешних факторов на рост и развитие комнатных растений.
Влияние гетероауксина на образование корневой системы у сенполии.
Влияние классической музыки и рок-музыки на рост и развитие фиалки узамбарской.
Влияние комнатных растений на создание здорового микроклимата кабинета.
Влияние минеральных удобрений на рост пеларгонии зональной.
Влияние настоя крапивы на рост и развитие фиалок.
Влияние полива на жизнь комнатных растений
Влияние различных условий на рост и развитие комнатных цветов.
Влияние различных факторов на рост и развитие комнатных растений.
Влияние света на всхожесть и рост культурного растения анютины глазки (виола).
Влияние света на рост и развитие комнатного растения пеларгонии (герани).
Влияние свойств почвы на развитие комнатного растения рода пеларгония.
Влияние содержания минеральных солей на скорость образования придаточных корней у черенков герани.
Влияние сока алоэ как биостимулятора на развитие растений.
Влияние субстрата на продолжительность укоренения черенков фиалки узамбарской, их приживаемость и выход посадочного материала.
Влияние субстрата на укоренение черенков комнатных растений.
Влияние условий освещенности на рост и развитие комнатного растения лантаны.
Влияние условий освещенности на рост и развитие руэллии низкой.
Влияние физиологически активных веществ на рост финиковой пальмы в комнатных условиях.
Влияние хлорофилла на адаптивные способности растений.
Всё о кактусах
Выделение кислорода листьями комнатных растений.
Выращивание дикорастущих растений в комнатных условиях.
Выращивание дикорастущих хвойных растений в комнатных.
Выращивание кораллов в домашних условиях.
Выращивание мандарина из косточки
Выращивание мандаринового дерева в домашних условиях.
Выращивание огурцов в комнатных условиях
Выращивание пшеницы в домашних условиях.
Выращивание растений в стиле бонсай.
Выращивание растений из семян экзотических плодов.
Выращивание растений на водных растворах
Выращивание узамбарской фиалки в комнатных условиях.
Выращивание фруктовых растений в комнатных условиях
Выращивание хлопчатника в комнатных условиях и изучение его чувствительности к загрязняющим веществам.
Выявление лучшего способа подготовки чеснока к посадке для получения максимального количества витаминной продукции в комнатных условиях.
Гетероауксин как стимулятор развития корневой системы.
Драцена деремская. Выращивание и содержание в комнатных условиях.
Духи для дома
Зависимость развития пеперомии (Peperomia-Pixie) от степени освещенности.
Зеленая аптека на подоконнике. Лимон.
Зеленый доктор в моем доме
Зелень круглый год

Изучение процесса дыхания растений на примере герани.
Изучение фитонцидной активности комнатных растений
Изучение тканевых соков различных комнатных растений.
Интересные сведения о гранате и опыт его выращивания в домашних условиях.
Исследование биологических особенностей пеларгонии.
Исследование возможности выращивания цитрусовых в закрытых помещениях.
Как быстро вырастить кедр в домашних условиях.
Как вырастить из финика пальму в домашних условиях.
Как вырастить цветущий кактус
Как помочь комнатным растениям.
Какого вкуса домашний мандарин?
Кактус - колючий друг
Кактусы и компьютеры
Кактусы, их виды, особенности ухода и размножения.
Когда спят цветы
Комнатное цветоводство и опыты с цветами.
Комнатные растения
Комнатные растения в классе
Комнатные растения в нашей жизни.
Комнатные растения - кабинету биологии.
Комнатные растения, опасные для здоровья человека.
Комнатные растения-целители
Комнатные растения. Узамбарская фиалка.
Комнатный лекарь алоэ
Лимон-волшебник
Выращивание методом "влажных камер".
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Наблюдение за вегетацией, цветением и гетеротрофным питанием венериной мухоловки.
Огород на подоконнике. Выращивание томатов в комнатных условиях.
Определение лучшего способа размножения узамбарской фиалки в зимний период в условиях школы.
Плодовый сад на подоконнике
Правила успешной прививки кактуса.
Пылеуловительные способности комнатных растений.
Размножение комнатного растения бегония листовыми черенками.
Размножение колеуса стеблевыми черенками
Размножение цикламена семенами и клубнями.
Размножение сенполий листовыми черенками.
Растение циперус
Редкие орхидеи
Сенполия – узамбарская фиалка.
Способность листьев комнатных растений улавливать пыль.
Способы размножения сансевьеры.
Узамбарская фиалка
Узамбарская фиалка и ее выращивание в домашних условиях.
Условия выращивания фиалок
Фиалки
Фиалки - мои любимые цветы.
Фитонцидная активность комнатных растений
Экзотический сад на окне
Ядовитые комнатные растения и их влияние на здоровье человека.

Темы исследовательских работ по Лекарственным растениям

Темы проектов по лекарственным растениям:


Анатомо-морфологические особенности растений подорожника и биологическая продуктивность в оценке состояния городской среды.
Вечнозеленый знахарь: алоэ.
Влияние внешних факторов на жизнедеятельность алоэ древовидного.
Влияние эпина на продуктивность валерианы лекарственной.
Дикорастущие лекарственные растения Барабы.
Живокость - охраняемое растение.
Зеленая аптека против кашля.
Зеленая лаборатория
Зеленые лекари
Зеленый доктор в моем доме
Золотой ус - лекарственное растение.
Изучение комнатных растений, обладающих лечебными свойствами.
Имбирь: что за чудо-растение?
Использование лекарственных растений нашего края.
Исследование лечебных свойств одуванчика.
Крапива
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарственные растения
Лекарственные растения моего сада.
Лекарственные растения нашего края.
Лекарство под ногами
Лечение петрушкой
Лечебные свойства шиповника.
Одуванчики - наши лекари
Подорожник - лекарь всех времен.
Природная аптека. Что мы о ней знаем?
Ромашка - цветок полевой.
Ткань из крапивы
Целебные свойства зеленого чая.

Темы исследовательских работ о Цветах

Темы проектов о цветах:
Астра
В край цветущего лотоса
Виктория: имя или растение?
Влияние воды, почвы и света на жизнь цветов.
Влияние регуляторов роста и удобрений на развитие и декоративные свойства астры китайской.
Влияние соблюдения технологии выращивания гиацинта на его рост.
Влияние солнечного света на рост гладиолусов.
Влияние стимуляторов роста на приживаемость зелёных черенков флоксов.
Влияние условий выращивания рассады на дальнейшее развитие растений рода
Влияние условий хранения клубнелуковиц на рост и развитие гладиолусов.
Выгонка гиацинта к 8 Марта - "Подарок маме".
Выгонка тюльпанов в зимний период
Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме.
Выращивание астр рассадным способом в открытом грунте.
Выращивание дубков
Выращивание пиона уклоняющегося из семян.
Выращивание тюльпанов из луковиц.
Гиацинт - "цветок дождей"
Изучение сортов бархатцев
Использование культуры однолетних георгинов в озеленении балкона.
Исследование развития растений роз в искусственной среде.
Исследование условий хранения букетов цветов.
Как создать цветочные часы.
Как ухаживать за розами
Лотос - цветок вечности
Лотосы
Первоцветы
Подснежник осенью: явь или вымысел?
Роза - царица цветов
Тюльпан - чудо среди зимы
Цветок золотой италмас.
Цветок моей родины.
Цветы и цвет. Почему все цветы разного цвета?
Цветы тундры.

Альпийская горка во дворе.
Аптекарский огород
Витамагия, или Средство от печали. (Салат латук).
Влияние атмосферных осадков на урожайность культурных растений.
Влияние гуминовых удобрений на рост и урожайность овощных культур.
Влияние качественного состава полива на всхожесть и рост семян укропа.
Влияние магнитного и электростатического полей на скорость и степень прорастания семян культурных растений.
Влияние магнитного поля на прорастание семян зерновых культур.
Влияние минеральных удобрений на урожай ячменя.
Влияние неорганических удобрений на рост и развитие растений.
Влияние полива и минеральных удобрений на урожай.
Влияние предпосевной обработки семян на рост и развитие злаковых культур.
Влияние различных способов опыления на урожайность и качество семян подсолнечника.
Влияние разных почвенных условий на развитие ячменя.
Влияние раствора янтарной кислоты разной концентрации на всхожесть семян.
Влияние стимуляторов корнеобразования на качество посадочного материала лаванды узколистной.
Влияние химического состава почвы на прорастание семян овса и пшеницы.
Влияние химического состава семян на количество поглощаемой при набухании воды.
Возрождение льна


Выращивание арахиса
Выращивание кормовой кукурузы.
Глюкоза как химическое вещество в злаковых и бобовых культурах.
Двулетние садовые растения
Декоративные растения.
За здоровьем в огород!
Засоренность зерновых злаков
Зелёная аптека на бабушкином огороде.
Изучение урожайности различных сортов редиса.
Имбирь: что за чудо-растение?
Как из семени вырастить подсолнух
Как получить богатый урожай на плохих землях.
Как растет хлеб
Как родился кабачок
Как я вырастила подсолнух.
Как я вырастила хлеб
Как я добывал подсолнечное масло.
Кукуруза - царица полей
Лекарства на грядке.
Лимонник китайский
Местные сорта черной смородины.
Овощи как лекарственные растения.
Подсолнух
Посевные качества семян озимой пшеницы в зависимости от возраста.
Редкие овощи на грядке
Сахарная кукуруза на страже здоровья нации.
Сортоизучение черной смородины в условиях приусадебного хозяйства.
Соя: вред и польза?
Спирея
Удобный способ посадки клубники садовой.
Что такое амарант и для чего он нужен.

Темы исследовательских работ о Картофеле

Темы проектов о картошке:

Альтернативный способ выращивания картофеля.
Ах, картошка!
Бардымский картофель - лучший картофель.
Влияние бобовых на урожай картофеля
Влияние гороха на урожайность картофеля
Влияние на урожайность картофеля размера посадочного материала.
Влияние окучивания на развитие клубней и урожай картофеля.
Влияние положения семян картофеля при посадке на урожайность.
Влияние посадки картофеля вниз срезом и вверх срезом на его урожайность.
Влияние посадочного материала на урожай картофеля.
Влияние проращивания картофеля на всхожесть
Влияние регулятора роста эпина на урожайность картофеля.
Влияние стимулирующего надреза клубней картофеля на урожай.
Влияние удаления бутонов и цветов на урожай картофеля.
Влияние фитогормона на рост картофеля.
Все про картофель
Выгодный способ посадки картофеля
Выращивание картофеля в комнатных условиях.
Выращивание картофеля в пакетах из-под молока.
Зависимость урожайности картофеля от количества обрыва ростков.
Зависимость урожайности картофеля от материала посадки.
Изучение влияния сроков посадки и способов окучивания на урожай картофеля.
Изучение зависимости урожая картофеля от посадочного материала.
Изучение зависимости урожайности картофеля от разных способов посадки.
Исследование урожайности и вкусовых качеств разных сортов картофеля на моем огороде.
Картофель - второй хлеб
Картофель и его размножение ростками.
Картофель как источник электрической энергии.
Картошка - лучшая кормежка.
Методика получения раннего урожая картофеля.
Размножение картофеля разными способами.
Размножение перспективных сортов картофеля ростками.

Перец

Темы исследовательских работ о перце:
Болгарский перец. Выбор сорта.
Выращивание болгарского перца в домашних условиях

Темы исследовательских работ о Горохе

Темы проектов о горохе:

Взрывоопасный горох.
Влияние лазерного излучения на всхожесть семян гороха.
Влияние натуральных биологических стимуляторов на прорастание семян гороха.
Влияние окружающей среды на прорастание семян гороха.
Влияние разного вида полива на рост гороха.
Все ли семена гороха прорастут?
Изучение морфологических особенностей образцов гороха.
Этапы развития и формирования плодов гороха.

Свекла

Темы исследовательских работ о свекле:
Влияние минеральных удобрений на урожайность свеклы, возделываемой в условиях рискованного земледелия.
Влияние органических и минеральных удобрений на продуктивность свёклы столовой, возделываемой в условиях рискованного земледелия.
Влияние различных удобрений на урожай свёклы столовой.
Изучение влияния фаз Луны на рост и урожайность столовой свеклы.
Исследование агрохимической характеристики почв района в целях выращивания сахарной свеклы.
Сортоизучение свеклы.

Фасоль

Темы исследовательских работ о фасоли:
Влияние света на рост и развитие растения (на примере фасоли).
Влияние табачного дыма на растущий организм (проростки фасоли).
Выращивание различных сортов вьющейся фасоли на приусадебном участке.
Зависимость интенсивности роста побегов от действия предполагаемых стимуляторов и ингибиторов на примере фасоли обыкновенной и кукурузы посевной.
Изучение проростков фасоли.

Арбуз и Тыква

Темы исследовательских работ о арбузе и тыкве:
Выращивание арбуза в условиях умеренного климата.
Выращивание арбузов рассадным способом в закрытом грунте.
Выращивание тыквы
Её величество тыква.
Изучение различных сортов арбузов.
Кладовая витаминов – арбуз
Лагенария, или бутылочная тыква
Наблюдение за вегетацией тыквы декоративной.

Ягоды

Темы исследовательских работ о ягодах:
Дальневосточная аптека дикой природы. Брусника.
Морошка - королева ягод
Морошка - чудо-ягода.
Ягода Клюква.

Грибы

Темы исследовательских работ о грибах:
В лес по грибы
В царстве грибов.
Вездесущие грибы
Влияние урбанизации на распространение грибов, их видовой состав.
Влияние факторов внешней среды на развитие плесневых грибов.
Вред и польза грибов, их роль в жизни человека.
Выращивание грибов вешенок в домашних условиях.
Выявление условий развития плесневых грибов. Их роль в природе и для человека.
Гриб масленок, растущий в наших лесах
Гриб: растение или живой организм?
Грибное царство
Грибы и их лечебные свойства.
Грибы нашего леса
Грибы - природные разрушители.
Грибы-подснежники
Грибы: растения или животные?
Зачем грибы лесу?
Значение трутовых грибов в природе и жизни человека.
Изучение способов размножения и сохранения грибов в лесах.
Какие разные грибы...
Лишайники как биоиндикаторы экологического состояния окружающей среды.
Лишайники - индикаторы чистоты воздуха.
Лишайники. Союз водоросли с грибом.
Мухомор
Съедобные грибы
Такие загадочные грибы вешенки.
Чайный гриб и его влияние на организм человека.
Чага.

Водоросли

Темы исследовательских работ о водорослях:
Альгология и химия морских водорослей.
Влияние внешних условий на жизнедеятельность элодеи канадской.
Водные труженики.
Водоросли и их роль в жизни человека.
Исследование влияния изменений факторов среды на фотосинтез валлиснерии и элодеи.
Некоторые особенности видового состава водорослей семейства рдестовых.
Ряска малая, хлорелла обыкновенная – индикаторы загрязнения воды нефтью и буровыми растворами.
Этот удивительный чилим.

Плесень

Темы исследовательских работ о плесени:
Загадочная плесень.
Исследование развития плесени.
Плесень - опасная болезнь хлеба.
Плесень, съедающая крахмал
Плесень: условия возникновения и роль в жизни человека.
Появление мукора в хлебнице, или Влияние фитонцидов растений на рост мукора.

«Организация проектной деятельности школьников» - Исследовательские проекты. Включение в образовательный процесс. Проектная деятельность. Великие люди России. Изучение теории. Традиции и быт казачества. Учебно-исследовательская деятельность. Шоколадные конфеты. Цель проектов. Примерные темы проектов. Семейная культура. Доминирующий в проекте вид деятельности.

«Проектная деятельность ФГОС» - Проектная деятельность является основной. Цель проектного обучения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Как подобрать учебные проекты и исследования. Суть метода. ФГОС НОО второго поколения. Основные требования к использованию метода проектов. Возрастные психолого-физиологические особенности.

«Проектирование педагогической деятельности» - Действия подростка с несформированной коммуникативной грамотностью. Формирующее оценивание. Новое качество. Новый функционал. Экспертная оценка. Инструментарий для итоговой оценки. Информационная грамотность. Требования к инструментарию. Новое качество образования. Профессиональные ассоциации. Коммуникативная грамотность.

«Проектная технология на уроках» - Гидролиз солей. Ход урока. Готовимся к ЕГЭ. Исследовательские компетенции. Главное звено темы. Проектная технология. Вопросы для обсуждения. Название соли. Обсуждение результатов. Обязательные компоненты проекта. Учитель. Ключевые компетенции. Формы работы. Построение урока по проектной технологии. Растворы соды.

«Проектирование образовательной деятельности» - Задания. Цифры первого множителя. Мартовский день. Особенности предметных проверочных работ. Результат. Математика. Задачи Григория Остера. Математика и информатика. Реши на выбор одну из задач. Субъектное владение предметом. Задания на метапредметные умения. Мартовский предметный мониторинг. Подбери длины сторон.

«Проектная деятельность в образовании» - Итоговые формы проекта. Формулировка гипотезы. Персональный проект. Рекомендации к оформлению исследовательских работ. Исследовательские проекты. Информационные проекты. Алгоритм проектной деятельности. Ролевые, игровые проекты. Паспорт проектной работы. Идеи проектного обучения. Современная система образования.

Всего в теме 13 презентаций