Анализ эпизода в контексте произведения. Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. план-конспект урока по литературе на тему Вот примерный план к анализу этого отрывка

Сергей ШТИЛЬМАН

Эпизод - часть художественного произведения, имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

Словарь иностранных слов

Среди тем экзаменационных сочинений, которые наши дети традиционно пишут в первый день лета, есть своеобразные “старожилы”. Это рецензия на рассказ или повесть, разбор лирического стихотворения, сочинение на свободную тему по жизненным впечатлениям или на материале художественного произведения. Это и давно ставшая привычной тема, связанная
с определением роли эпизода в одном из литературных произведений русских писателей-классиков.

Разумеется, по поводу того, какова роль того или иного фрагмента (эпизода) в прозаическом, поэтическом или драматическом произведении, написано немало. Поэтому в своей работе я коснусь наиболее ярких публикаций последних лет.

Как практически все остальные слова, начинающиеся на “Э”, слово эпизод - иноязычного происхождения. В переводе с греческого episodios - это “привходящий, посторонний”. Слово “привходящий” мне кажется интересным и с точки зрения его лексического значения, и с точки зрения того, с помощью каких приставок оно образовано, и в плане того, какое место привходящий занимает в структуре того или иного литературного произведения, как связан с произведением в целом.

Приставки при- и в-, “встретившись” вместе, как и в слове “привносить”, придают слову “привходящий” очень любопытную смысловую окраску. По сути - это своеобразная расшифровка того, что такое эпизод в структуре текста литературного (и не только!) произведения. Действительно, будучи частью текста, о чём свидетельствует префикс в-, эпизод привносит с собой нечто своё, особое, имеющее, с одной стороны, относительную законченность, а с другой - развивающее тему произведения в целом.

Вообще же об эпизоде и его роли в художественном произведении только в последние годы написано немало глубоких, интересных статей. Так, в «Литературе» № 11 за 1999 год была опубликована статья известного московского словесника Эдуарда Безносова «Роль эпизода». Вот несколько выдержек из неё, прямо относящихся к теме нынешнего разговора. “Эпизод - основной структурный элемент в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического или драматического произведения, - начинает свою статью Э.Л. Безносов. - Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом многообразными связями, из которых наиболее распространёнными являются причинно-следственные, причинно-временные или просто временные (выделено мной. - С.Ш.). Сюжет произведения - это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фазами, фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, только в нём выполняющими определённую художественную функцию”.

Не менее важно и следующее высказывание Э.Л. Безносова: “Смена одного эпизода другим в художественном произведении может быть обусловлена изменением места действия, времени, события или его участниками. Событие, заключённое в конкретном эпизоде, чаще всего содержит в себе какой-то определённый мотив: встречу героев, их спор, ссору и тому подобное. Содержательная функция эпизодов, таким образом, может быть самой различной: характерологической, то есть раскрывающей какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; психологической, дающей представление о его душевном состоянии; может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев; может быть просто оценочной, когда авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям...”

Поскольку тема сочинения, связанного с раскрытием роли эпизода в художественном произведении, была на выпускных экзаменах в школе и в 1998 году, то в № 12 «Литературы» за 1998 год мы находим и ещё одну замечательную статью - Сергея Волкова, в которой автор на примере романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» излагает своё видение подготовки ребят к этой теме и разбирает ряд наиболее важных, поворотных эпизодов пушкинского романа.

Кроме всего прочего, С.Волков совершенно справедливо замечает, что “целесообразно при подготовке к сочинению обговорить с учащимися варианты формулировки темы. Нужно учесть, что список крупных произведений невелик (речь идёт о XIX веке), тогда как количество возможных эпизодов практически неограниченно. В принципе, любой фрагмент текста может быть предложен для анализа. Однако, несмотря на это, стоит очертить круг эпизодов, наиболее значимых с точки зрения целого, поскольку степень вероятности их появления на экзамене выше. Сон Татьяны («Евгений Онегин»), повесть о капитане Копейкине («Мёртвые души»), дуэль Печорина с Грушницким («Герой нашего времени»), финал «Отцов и детей», сон Раскольникова («Преступление и наказание»), сцена встречи с дубом («Война и мир») - это лишь некоторые из возможных вариантов”.

Предложу и я вашему вниманию своё видение разбора эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - эпизода, который, по-моему, играет немаловажную роль в понимании характеров персонажей, в их оценке, знаменует собой некий поворот в отношениях героев и очень точно с психологической точки зрения характеризует их.

Итак, во второй части лермонтовского романа, а именно - в повести «Княжна Мери», почти в самом её конце, после трагической развязки дуэли с Грушницким Печорин получает от своей возлюбленной Веры письмо, в котором та сообщает Григорию Александровичу, что между ними всё кончено, что они никогда уже больше не увидятся.

После завершения чтения этого довольно большого по объёму послания Печорин, как известно, бешено скачет в Пятигорск и насмерть загоняет своего коня Черкеса. Дневниковая запись красноречиво свидетельствует о том, какая буря чувств поднимается в душе Печорина: “Мысль не застать уже её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья. Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей...”

Настоящее отчаяние охватывает главного героя лермонтовского романа, когда Черкес не выдерживает этой безумной погони: “...изнурённый тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребёнок заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал, горько, не стараясь удерживать слёз и рыданий; я думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся”.

Не правда ли, в этом фрагменте «Княжны Мери», который завершается фразой “я возвратился в Кисловодск в пять часов утра”, перед нами очень непривычный Печорин - Печорин, глубоко страдающий, способный на безумство, на отчаянный поступок.

Да, конечно (из песни слова не выкинешь), следующий после процитированного абзац расставляет всё по своим местам: “Когда ночная роса и горный ветер освежили мою голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне ещё надобно? - её видеть? - зачем? не всё ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться”.

Однако всё же необходимо разобраться в том, почему Печорин так неистовствовал, пытаясь настичь Веру и её мужа по дороге в Пятигорск. Вряд ли и в самый момент погони он не понимал, что Вера, замужняя женщина, связана условиями света и узами супружества и не сможет резко изменить свою жизнь. Да и сам он этого вряд ли захочет - стать её спутником жизни (не говоря уж о том, что перспективы развода Веры с мужем по тем временам были более чем сомнительны). К тому же Печорин откровенно сообщает в своей дневниковой записи от 14 июня: “...надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова”.

И чуть ниже Григорий Александрович вспоминает о том, что, “когда я был ещё ребёнком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе...”

Так из-за чего же Печорин так хлопочет, почему он так страстно стремится настичь беглянку? Конечно, дело не только (и не столько) в любви к Вере, хотя эта женщина (отчасти, быть может, в силу того, что она - замужняя) пользуется особой симпатией этого странного господина.

Вспомним о том, что ни в одном из эпизодов всех пяти глав романа «Герой нашего времени» никто из героев не посмел, да и не смог поставить Печорина в зависимое положение, навязать ему свою волю. Даже воинский начальник прапорщика Печорина Максим Максимыч, попытавшийся сгоряча арестовать своего подчинённого за авантюру с Бэлой и отобравший у того шпагу, в конце концов идёт на попятный и подчиняется воле своего прапорщика: “Я и в этом согласился. Что прикажете делать? есть люди, с которыми непременно должно соглашаться” (выделено мной. - С.Ш.). Чего стоит одна только эта выдержка из дневника Печорина: “...первое моё удовольствие - подчинять моей воле всё, что меня окружает...”

Печорин фактически манипулирует не только капитаном Максимом Максимычем, но и Азаматом, Грушницким, Верой, даже княжной Мери и её матерью. Он подобен опытному шахматисту, который видит развитие партии на несколько шагов вперёд. Он привычно и хладнокровно передвигает по шахматной доске тяжёлые и лёгкие фигуры. Недаром же в записи от 13 мая (глава «Княжна Мери») Печорин демонстрирует эту свою способность организовывать игру (интригу), в которой все роли им, режиссёром спектакля под названием «Человеческая комедия», давно распределены:

“- Завязка есть! - закричал я (Печорин. - С.Ш.) в восхищении: - об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно.

Я предчувствую, - сказал доктор, - что бедный Грушницкий будет вашей жертвой...”

А ведь “бедный Грушницкий” всего лишь уронил стакан, который Мери подняла. Это не более чем экспозиция их “романа”! Да и триумфальное появление в доме у Лиговских после мастерски разыгранной интриги Печорин предсказывает задолго до этого самого “появления”: “...разве героев представляют? Они не иначе знакомятся, как спасая от верной смерти свою любезную...”

Остаётся только вовремя очутиться около княжны в тот момент, когда ровно через неделю, 22 мая, на балу, желая скомпрометировать и оскандалить молоденькую княжну, около неё оказывается “господин во фраке с длинными усами и красной рожей”, направляющий “неверные шаги свои прямо к княжне”. Большей услуги “режиссёру” этого спектакля пьяный господин и его не менее нетрезвые товарищи и оказать не могли!

Примеров такого рода в романе предостаточно... Но вернёмся к сцене погони за Верой. Если бы сам Печорин “санкционировал” их расставание, если бы любовница главного героя романа исполнила его волю, никакой “скачки” бы, конечно, не было. Но как она посмела поступить по собственному разумению, сказать последнее слово! Право на это последнее слово всегда принадлежало ему, Печорину, и только ему!

Не менее красноречиво раскрывают характер главного героя романа «Герой нашего времени» связанные с предыдущими и последующими его эпизодами последние два абзаца разбираемого фрагмента:

“Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Всё к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принуждён на обратном пути пройти пятнадцать вёрст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих”.

Мы неспроста называем Григория Александровича Печорина рефлексирующим героем. В той же «Княжне Мери», в записи от 3 июня, Печорин приводит свой монолог, которым он, немного рисуясь, разразился перед наивной красавицей: “Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины...”

В том, что Печорин в этой своей исповеди перед княжной Мери не только кокетничает, мы убеждаемся в его откровенном признании самому себе в том же дневнике: “Я давно уж живу не сердцем, а головою... Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...”

Таким образом, и об этом пишет автор пособия по русской литературе XIX века «Текст» Н.М. Азарова, “именно во взаимоотношениях с Верой наиболее сильно ощущается трагизм положения Печорина, его отношение к любви: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя <...> раскрывается внутренний конфликт характера”.

Наутро Печорин, “получив приказание от высшего начальства отправиться в крепость N”, приходит проститься с княгиней (и княжной) Лиговской и говорит Мери убийственные для неё слова: “Княжна... вы знаете, что я над вами смеялся!.. Вы должны презирать меня”. И в то же время в течение тех нескольких минут, пока продолжается эта невыносимая для обоих героев сцена, Печорин чувствует, что “ещё минута, и я бы упал к ногам её”.

Противоречивость натуры героя, его внутренний конфликт явлен Лермонтовым и в сцене погони, и в этом, последнем эпизоде, венчающем эту психологическую повесть - самую большую по объёму главу лермонтовского романа, исключительную во всех отношениях.

Следуя классификации, данной Э.Л. Безносовым, можем констатировать, что сцена погони за Верой играет и характерологическую роль, глубоко и полно раскрывает характер Григория Александровича Печорина, его образ мыслей; и - психологическую, поскольку, несомненно, даёт представление о душевном состоянии главного героя романа.

Эпизод этот наряду со многими другими фрагментами романа (разрыв с княжной Мери, прекращение отношений с Вернером) знаменует также поворот в отношениях Печорина с его возлюбленной.

Очевидны также причинно-следственные и причинно-временные связи сцены погони за Верой с другими фрагментами «Героя нашего времени».

Хорошо известно утверждение, что по одной капле воды с большей или меньшей точностью можно судить обо всём океане в целом. Разумеется, это относится и к тому, как эпизод (фрагмент) художественного произведения отражён во всём тексте повести, романа или драмы, свидетельствует о том, что собой представляет всё произведение в целом.

Этот фрагмент лермонтовского романа множеством незримых нитей связан с другими сценами. Вообще, применительно к этому, да и ко многим другим эпизодам романа «Герой нашего времени», можно сказать, что связь эта универсальная, исчерпывающая, всеобщая.

Этим, кстати, объясняется и то, что автор романа сумел всего на полутораста страницах текста сказать так невообразимо много о времени и его героях - о своём поколении и о себе.

Поэтому, как мне кажется, есть прямой резон, готовя ребят к выпускному сочинению за курс средней школы, выбирать именно такие эпизоды из произведений отечественных писателей-классиков XIX века, которые, так же как и отрывок из лермонтовского романа, имели бы максимальное число функций и связей с другими фрагментами произведения.

Ведь смеялся-то он над Грушницким, в отношениях же с Мери был расчет, была сознательная игра, часто увлекавшая и самого Печорина, но не насмешка. Противоречит этой внешней жестокости чувство жалости и волнения, овладевшее Печориным, когда он увидел бледненькую, исхудавшую Мери, «…еще минута, и я бы упал к ногам ее»,- пишет герой, О мощи говорит и следующая запись: «Итак, вы сами видите,- сказал я сколько мог твердым голосом и с принужденной усмешкой.. .»

Вот примерный план к анализу этого отрывка:

Сочинение анализ отрывка «В погоне за Верой» (со слов «Солнце уже спряталось в черной туче.. .» до слов «. . .нам только труднее будет расставаться»). Здесь, помимо выяснения чувства, испытываемого героем, и причин его искреннего горя, возможно раскрыть, как характер мыслей и настроений, передаваемых автором, определяет особенности языка повествования.

    Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Часто его рассматривают неверно, якобы здесь герой последовательно доводит до конца жестокую игру, наслаждается возможностью еще раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Мери безжалостные слова, объясняется «откровенно и грубо». Но, если вдуматься, разве лучше было бы для Мери, если б он, не считая возможным жениться, оставил у девушки сомнение в том, была ли она любима. В этом случае Мери было бы много труднее побороть свою любовь к Печорину, потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь, но по каким-то неизвестным ей причинам отказавшимся от ее руки. Жестокая правда скорее способна излечить ее, чем добрая ложь. Может быть, Печорин и понимает это? Едва ли случайны его слова:

    Человечность , душевная тонкость и благородство Печорина проглядывают здесь, где он на первый взгляд кажется действительно бессердечным, сознательно разбивающим человеческие сердца и губящим жизни. Этот эпизод лучше прокомментировать, потому что психологически он труден для самостоятельного анализа восьмиклассников, которые не всегда могут сами понять оттенки сложных человеческих чувств. От подготовленности класса зависит, следует ли останавливаться на прощании Печорина и Мери или достаточно анализа двух других сцен. Может быть, учитель выберет другие отрывки, например бал в ресторации или сцену у Елисаветинского источника. Важно показать, как проявляет себя герой в том или ином эпизоде, и обратить внимание на противоречивость поведения Печорина, на сложность его характера, на сочетание в нем противоречивых особенностей (эгоизм и человечность, хладнокровное обдумывание поступков и искренние сердечные порывы, жестокость и способность к жалости, отзывчивость и т. д.)

    Любовь Печорина к Вере – большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать «погибшее счастье». Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяет характер повествования. Здесь – все движение!

  • О каких сторонах личности героя говорит искренность этого порыва?
  • Как особенности языка отрывка помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?
  • Печорин торопится , волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру. Отбор слов и характер предложений выражает это стремление. Печорин действует, движется и ничего не описывает, и поэтому в тексте нет определений-прилагательных, но он максимально насыщен глаголами (на пять предложений здесь тринадцать глаголов). Так как герою некогда раздумывать, естественным оказывается общий синтаксический строй разбираемого отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин , спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: «.. .одну минуту, еще одну минуту видеть ее. . .», «.. .Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья», Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные «нетерпение», «беспокойство», «отчаяние», «счастье» и глаголы «проклинал», «плакал», «смеялся», «скакал, задыхаясь». Выразительность этого отрывка велика, хотя здесь почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и веского метафорического сравнения: «Мысль… молотком ударяла мне в сердце».

    Описание скачки , отчаяния героя, его слез – одно из самых волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье – таков здесь герой.

    • «Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать». А можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: «Княжна. . . вы знаете, что я над вами смеялся! . .»
  • Чем объяснить порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры?

Разделы: Литература

Проблема прочтения текста является одной из центральных в филологическом образовании. Она становится все более актуальной, поскольку в обществе заметно снижается уровень общегуманной культуры.

Анализ эпизода требует от читателя большой творческой работы. Он должен воссоздать в своем воображении картины той действительности, которую рисует автор с помощью поэтического слова, но при этом все время чувствуется присутствие автора, понимать его отношение к изображаемому, его мысли, чувства, нравственные оценки, то есть он должен воспринимать художественный образ как единство формы и содержания.

На это и направлен урок литературы по анализу отрывка из романа “Герой нашего времени”.

  • понаблюдать, как раскрывается характер Печорина в данном эпизоде;
  • отметить, какие языковые единицы участвуют в создании образа героя, его переживаний;
  • воспитывать любовь к родному языку, художественному слову.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работу над образом главного героя.

2. Чтение эпизода “В погоне за Верой”.

(со слов “Солнце уже спряталось в вечерней туче...” до слов “...нам только труднее буде расстаться”)

3. Беседа по прочитанному отрывку.

Чем объяснить порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры?

О каких сторонах личности героя говорит искренность этого героя?

Как особенности языка отрывка помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?

На последний вопрос учащиеся смогут ответить лишь частично.

4. Комментированное чтение отрывка.

“Я скакал, задыхаясь от нетерпения...” до слов “..дороже жизни, чести, счастья”

Вот теперь можно раскрыть содержание вопроса.

Любовь Печорина к Вере большое и искреннее чувство. Сознание того, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать “погибшее счастье”. Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяют характер повествования. Здесь все – движение!

Обратимся к тексту. Есть ли описания природы в этом отрывке?

Нет. Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы.

Что только волнует его?

Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру.

Посмотрим, какие языковые средства помогают передать это стремление.

Нет описания нет и прилагательных. Есть действие – значит, есть глаголы.

Посчитайте, сколько глаголов использует автор?

Текст максимально насыщен глаголами: на пять предложений – тринадцать глаголов со значением движения.

Обратимся к синтаксису.

Общий синтаксический строй отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций. Многие предложения оканчиваются восклицательными знаками.

Проанализируем и лексическую сторону отрывка.

Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: “...одну минуту, еще одну минуту видеть ее..”, “Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья”.

Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные: “нетерпение”, “беспокойство”, “отчаяние”, “счастье” и глаголы “проклинал”, “задыхался”, “плакал”, “смеялся”.

Найдите выразительные средства, используемые в этом эпизоде.

Их нет. Кроме метафорического сравнения: “Мысль... молотком ударяла мне в сердце”.

Эта сцена очень важна для понимания Печорина.

Кто же он?

Печорин – не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье.

Таков герой.

6. Домашнее задание.

Литература.

  1. М.Ю. Лермонтов. Избранное.- М.: Просвещение, 1984.
  2. В.Г. Маранцман. Литература. Учеб. пособие для 9 кл.сред шк. – М.: Просвещение. 1995.
  3. З.Я. Рез. М.Ю. Лермонтов в школе. – Ленинград, 1975.
  4. Р.И. Альбеткова. Активные формы преподавания литературы в школе.- М.: Просвещение, 1991.

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


На протяжении всего произведения «Герой нашего времени» автор раскрывает образ главного героя с помощью двойников Печорина и различных ситуаций. С разными персонажами Григорий ведет себя по-разному, чаще всего выступая в роли тонкого психолога, который «играет» ту или иную роль.Но единственный человек, с кем Печорин был откровенен, это Вера. Он сам говорил: «…она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Он поистине ценил её и это мы видим в чувствах, описываемых при встрече с ней около колодца: «Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса». Даже после расставания возвращаются те чувства, которые Печорин испытывал ранее, и тот испуг, завладевший на секунду Печориным, заглянувшего в лицо Веры и увидевшего на глазах слезы, показывает, что он забеспокоился, доведя Веру до такого состояния. С той же княжной Мэри он заигрывает, напуская на себя маску, не показывая истинного обличья, но с Верой он абсолютно другой: открытый, настоящий. Поистине отношение Печорина к Вере раскрывается в сцене «Погоня».

Сравнение «Я как безумный выскочил…» показывает то, как стремительно, дочитав последнюю строчку письма, Печорин бросается в погоню, потеряв разум - эта попытка догнать и удержать, не теряя ни минуты, открывает читателю глаза на то, как дорожил Печорин Верой. Сам Печорин дает нам понять, насколько сильная буря эмоций охватила его: «…ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..». Он рвался и погонял коня, совсем даже позабыв о возможностях жеребца, вот и получилось, что по воле роковой судьбы сил скакуна не хватило «…на десять минут!». Оставшись один в степи, изнуренный тревогами, Печорин «…упал на мокрую траву и как ребенок заплакал». Заплакал искренне, растеряв напряженную гордость, расчетливость и холодную твердость. Это сцена, полная стремительных действий, порывов души, рвения удержать ускользающее и эмоций, которые сменяются одна за другой. Такого Печорина мы видим первый и последний раз. Беззащитного, роняющего слезы, понимающего, что ничего уже не вернуть и не удержать. Когда весь опал проходит, на смену действий под давлением чувств приходит контроль разума и анализ собственных поступков. Проявляется цинизм к своим порывам в строчке «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!». Печорин находит в себе еще остатки души живой и способной чувствовать, но одновременно пытается оправдать свои слезы тем, что «…может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок». Нежелание признавать, что все-таки привязался к Вере и то, что ее уезд возымел контроль над его разумом. Противоречия разрывают Печорина. В размышлениях Печорин бы действительно не сомкнул глаз этой ночью, если бы не физическая усталость, завладевшая им после пятнадцати верст до Кисловодска.

Сцена «Погони» раскрывает характер Печорина, показывая, каким он может быть, растеряв самообладание и то, как он может относиться к своим действиям, анализируя их со стороны.