Защита природы, окружающей среды для детей. Загрязнение воздуха полезно для детей

Экологические игры. Охрана природы.

Не вредить, а дружить надо с природой!
Не брать сколько хочешь,
а сколько она может дать!
Убьешь природу, убьешь себя!

КРАСНАЯ КНИГА

Подготовительная работа ведущего: из учебников или справочников перекопируются на лист бумаги изображения различных животных и растений из Красной книги. Полезнее всего отбирать изображения тех животных и растений, которые имеются в вашем районе. Затем этот лист бумаги с картинками и названиями животных и растений из Красной книги разрезается на 20-30 частей и складывается в отдельный конверт. Количество таких заранее заготовленных конвертов должно соответствовать количеству участвующих в игре игроков или команд.

После раздачи конвертов ведущий дает команду начать игру.

Побеждает тот, кто быстрее сложит картину с изображением животных и растений из Красной книги.

Игру можно проводить раздельно для различных классов животных и растений, занесенных в Красную книгу.

КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ НАЗВАНИЙ ЦВЕТОВ

Игрокам показывается плакат (или фотография) вначале с одним цветком, затем двумя, тремя и более цветами.

Правила игры такие же, как и в подобной игре с рисунками (фотографиями) деревьев и кустарников.

Показывать можно вначале любые хорошо известные цветы (розы, гвоздики, ромашки, васильки...), а затем постепенно вводить все больше и больше цветов из Красной книги, а также ядовитых и лекарственных трав.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Игроки делятся на две команды. Сначала одна команда задает вопросы другой (1 0 -1 5 вопросов): «Внесено ли это растение в Красную книгу?». При этом называются как растения, внесенные в Красную книгу, так и не внесенные. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

Затем все повторяется, но вопросы задает другая команда.

Очередность выступления команд определяется в результате жеребьевки.

После подсчета правильных ответов, ведущий объявляет команду-победителя.

ПО ЗАПОВЕДНИКАМ

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 игрока. Каждая команда выбирает себе наиболее интересный заповедник и за несколько дней до начала игры тщательно изучает животный и растительный мир заповедника, его ландшафты. В период подготовки к игре, из книг делаются необходимые записи, рисунки, фотографии, а если заповедник рядом, то и видеофильмы.

После такой предварительной подготовки команды собираются для игры. Из членов команд или приглашенных гостей выбирается жюри.

По сигналу ведущего начинается поочередное выступление команд. Каждая команда по очереди рассказывает о заповеднике, демонстрируя фотографии (рисунки) животных, растений и наиболее интересных пейзажей. На выступление команды дается 5 -7 минут.

При выборе победителя жюри учитывает знание и оригинальность излагаемого материала, его познавательное значение, а также энтузиазм и активность всех членов команды.

ДОЖДЬ

Игроки делятся на четыре одинаковые по количеству участников команды: дождь, почва, семена пшеницы, деревья. Каждая команда делает для себя из цветной бумаги пилотки: команда «Дождь» - голубого (или синего) цвета, «Почва» - светло-коричневого цвета, «Семена» - желтого цвета, «Деревья» - ярко-зеленого цвета.

В первой половине игры участвуют три команды: «Дождь», «Почва», «Семена». Команды «Почва» и «Семена» составляют одну смешанную группу, которая занимает безопасную позицию с тем, чтобы мимо нее можно было пробежать без риска. Команда «Дождь» стоит в стороне от этой группы.

Правила игры,: по команде ведущего «Начинается сильный дождь» игроки команды «Дождь» поочередно быстро пробегают мимо команд «Почва» и «Семена» и пытаются их осалить. Осаленные игроки бегут вслед за дождем. Чем дождь больше осалит почвы и семян, тем лучше.

Ведущий командует: Команды по местам. «Почва» и «Семена» перемешались. Начинается сильный дождь. Дождь побежал друг за другом. Веселее, веселее! Сальте, сальте «Почву» и «Семена». Больше, больше и все это на бегу. Осаленные «Почва» и «Семена» бегите вслед за дождем. Быстрее, быстрее! Стоп. Дождь прошел.

Ведущий комментирует: Прошел сильный дождь. Почву и семена унесло водой. Надо защитить почву и семена от сильного дождя,- и далее командует: «Дождь», «Почва», «Семена», встаньте на свои прежние места. Команда «Деревья» займи место перед почвой и семенами, защити их. Шире, шире становитесь, чтобы сильный дождь не достал почву и семена. Встаньте в шахматном порядке. Встали? Молодцы! Игра продолжается. Снова пошел сильный дождь! «Дождь», «Дождь» бегом через деревья к почве. «Деревья» задерживайте «Дождь», сальте его. Осаленный «Дождь»
медленно просачивается в «Почву» и «Семена». Так, «Деревья», весь «Дождь» осалили? Прекрасно. «Семена пшеницы», вы смочены захваченным «Дождем», начинайте прорастать.

Становитесь на стулья и медленно вытягивайтесь, вытягивайтесь вверх. Подняли вверх руки, радостно вздохнули и весело зашевелили руками-ветками. «Почва» поддержи стулья с прорастающими семенами.

Дождь прекратился, из семян выросла прекрасная пшеница,

Спасибо игрокам, вы прекрасно показали, как деревья спасают почву и семена от смыва, как они задерживают влагу и питают водой семена и как хорошо поэтому прорастают семена и дают богатый урожай пшеницы. Деревья - это защитники и друзья почвы и семян. Их надо беречь и сажать вокруг полей и огородов, чтобы они не давали сильному дождю уносить почву и семена. Спасибо всем. Игра окончена».

ВЕТЕР

Игроки делятся на четыре команды: дождь, почва, деревья, семена деревьев. Команды «Ветер», «Деревья» и «Семена» одинаковые по численности, а команда «Почва» в два раза больше.

Команды делают для себя пилотки из цветной бумаги: «Почва - светло-коричневого цвета, «Ветер» - голубого (синего) цвета, «Семена» - желтого, «Деревья» - зеленого цвета.

В первой половине игры участвуют две команды: «Ветер» и «Почва». Команда «Почва» занимает безопасную позицию, чтобы можно было мимо нее пробежать без риска. Команда «Ветер» стоит в стороне от нее.

Задачи команд: по команде ведущего: «Начинает дуть сильный ветер» игроки команды «Ветер» поочередно быстро пробегают мимо почвы и пытаются осалить игроков этой команды. Осаленные игроки «Почва» бегут вслед за ветром. Чем ветер больше осалит почвы, тем лучше.

Ведущий командует: Команды по местам! «Почва» в центре, «Ветер» сбоку, «Деревья» и «Семена» на запасных местах. Начали! «Ветер» побежал. Сальте, сальте «Почву». «Ветер», «ветер», уноси, уноси «Почву». Ветер прекратился. Стоп. Как видите, сильный ветер почти полностью унес почву.

Почву надо защитить от ветра. «Лес» с «Семенами», встаньте перед «Почвой». Пошире, пошире, в шахматном порядке. «Деревья» и «Семена» перемешайтесь, вот так! Снова подул ветер. «Ветер» побежал через «Деревья». «Деревья», задерживайте «Ветер», не давайте ему так быстро бежать. «Ветер», сбавь скорость, захватывай «Семена» и проноси их сквозь «Деревья», подальше от них. Прекрасно! Весь ослабленный «Ветер» просочился сквозь «Деревья» и унес с собой «Семена». Почва осталась нетронутой. Ура! Она спасена. Семена далеко унесены от деревьев. «Семена», прорастайте, прорастайте на новом месте! Вставайте на стулья и вытягивайтесь, вытягивайтесь. «Ветер», поддержи стулья и ростки новых деревьев.

Вот и вырос на новом месте могучий лес, который защитит почву на новом месте от разрушения ветром и водой. Ветер из врага почвы превратился в ее друга. И все это благодаря деревьям. Деревья защитили почву от разрушения сильным ветром, а сильный ветер далеко унес семена и посадил там новые леса. Как говорится: «У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать». Спасибо всем. Игра окончена».

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ РЕК ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Для игры необходимы: пластмассовые ящики (можно цветочные или фотованночки) с дыркой для слива воды, емкость (банки, ведра) для сбора воды, детские лейки, цветная пластмассовая крошка, пластилин, спички с оторванными головками.

В игре участвуют 2 или более команд в зависимости от количества ящиков. В каждой команде 2 -3 игрока.

Задача команд - из пластилина сделать защитные валики, а из спичек - защитные лесопосадки, которые задержали бы как можно больше загрязнений - цветную крошку на склонах, не дав им попасть в сливные сосуды - реки.

Выигрывает та команда, которая достигла высокого эффекта задержания загрязнений, при меньшей высоте и количестве пластилиновых валиков и меньшем количестве рядов лесопосадок.

Правила игры: одинаковый у всех команд наклон ящиков, одинаковая интенсивность и место вытекания воды из леек, одинаковое количество высыпанной цветной пластмассовой крошки, одинаковое время игры.

За выполнение всех этих обязательных условий следит жюри, которое с учетом достигнутых командами результатов и соблюдения ими правил игры объявляет победителя.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕК

Для проведения игры необходим специально сделанный рельефный макет местности, на котором имеются русла рек и склоны, распаханные и застроенными жилыми и заводскими постройками.

Кроме того, нужны лейка с водой и цветная мелкая пластмассовая крошка, имитирующая загрязнения - навоз, минеральные удобрения, загрязняющие выбросы автомашин и заводов.

Цветная крошка рассыпается на полях, автодорогах, заводских и жилых территориях. Загрязненные площади попиваются из лейки, имитирующей дождь. Потоки воды смывают загрязнения в реки. На макете хорошо видно, как в руслах рек собираются и текут загрязненные потоки. Вода через отверстия, проделанные в нижней части макета, стекает в бачок.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СМЫВА (ЭРОЗИИ) ПОЧВЫ

Для проведения игры необходим наклоненный на подставке ящик (ширина 1 м, длина 1,5 м.), заполненный легкой и мелкой пластиковой крошкой или промытым чистым песком. В верхней части ящика имеется водопроводный кран с надетым на него шлангом.

В нижней части ящика имеются отверстия,- через которые воды стекает в бак.

Из шланга вода вытекает в верхней части ящика. Потом воды подхватывают и уносят крошку, образуя овраги и русла рек. Чем сильнее поток воды, тем большая скорость образования оврагов и русел рек.

ФАНТАЗИЯ

Игрокам предлагается из различных упаковочных материалов - коробок, банок, бутылок или других видов упаковок - сделать животных, сказочных героев или других каких-либо фантастических существ.

При определении победителей учитывается оригинальность, юмор и фантазия игроков.

УМЕЛЫЕ РУКИ

Игрокам предлагается изобрести и изготовить полезные для хозяйства предметы из различных упаковочных материалов - коробок, банок, бутылок и других.

Игру можно организовать в виде домашнего задания.

При определении победителей учитывается мастерство игрока и полезность изготовленных предметов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Игроки разбиваются на 2 -3 команды. Каждой команде предлагается какое-нибудь ключевое слово, например, турист, браконьер или грибник. Первый член команды его повторяет. Каждый следующий член команды повторяет данное его команде ключевое слово и добавляет к нему любое, обязательно существительное, каким-то образом связанное с первым, например, охотник, ружье, пес, пожар и т.д.

Игра проходит в 2 -3 тура в каждой команде. После этого каждая команда по этим ключевым словам придумывает свою историю и рассказывает ее. Выигрывает тот, чья история оказалась интереснее и поучительнее с экологических позиций.

РАССМЕШИТЬ ПАРТНЕРА

Игроки разбиваются на группы по 5 -6 человек. Задача каждого игрока - рассмешить игроков остальных групп каким-либо рассказом, сказкой или небылицей на экологическую тему, о том например, как «Турист развел вечером костер в лесу, лег около него спать, а так как костер не был обложен дерном и землей, то пока турист спал, загорелась трава около костра, затем его ботинки, потом палатка, а потом и сам турист - вот весело было». Или вот начало другой истории: «Закинул дед в море сеть и думает: сейчас поймаю золотую рыбку...».

В каждой группе должно остаться по одному игроку, которого не удалось рассмешить. Эти игроки собираются в одну команду и начинают смешить друг друга. Весь класс, окружив их тесным кольцом, дружно помогают им в этом.

Победителем становится тот, кого не удалось рассмешить.

Возможно, в этой игре вообще не будет победителя, так как все участники игры в конце концов дружно рассмеются.

ВЕЧЕР ИНТЕРЕСНЫХ ИСТОРИЙ

Участники делятся на команды по 4 -5 человек. Учитель ставит задачу: «Через 20 минут каждая команда должна подготовить увлекательную и смешную историю на любую экологическую тему, длительностью не более 4 -5 минут. Рассказ должен быть не прочитан, а показан. Текст же самого рассказа вы отдаете жюри для оценки. Возьмите карандаши, ручки, бумагу, ножницы и клей для составления рисунков и изготовления необходимого вам реквизита. Начали!»

В состав жюри входят учитель и по одному представителю от каждой команды. Жюри оценивает увлекательность, экологичность и полезность рассказанной истории, а также соответствие текста и пантомимы.

СТРАХОВОЙ АГЕНТ

Из игроков по жеребьевке или на договорных началах выбираются страховые агенты из расчета 1 агент на 5 человек. Задача агента - уговорить других игроков застраховаться от экологического несчастья и бедствия, приводя различные доводы в необходимости и большой выгоде подобного страхования. Из игроков или гостей выбирается жюри.

Побеждает тот, кто застрахует больше участников игры. Но прежде, чем объявить победителя, застрахованные игроки должны рассказать о том. почему они поддались на уговоры страхового агента и решили застраховаться от экологического несчастья и бедствия. Если эти доводы членам жюри и присутствующим покажутся убедительными, то страхование признается действительным.

Лишь после подобного опроса всех застрахованных объявляется победитель.

ОБУЧАЯ - УЧИСЬ

Участникам игры предлагается в течение трех-пяти минут провести урок на любую экологическую тему по собственному выбору.

«Преподаватели» по очереди ведут уроки, а остальные играют роль учеников.

Основная задача преподавателей - в кратчайшее время раскрыть содержание затронутой экологической проблемы и вызвать максимальный интерес у учеников. Одним из показателей такого интереса является количество вопросов, заданных учениками «Преподавателю».

Жюри, состоящее из ведущего и зрителей, оценивает работу «Преподавателя» и объявляет победителя.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Каждая команда разрабатывает свой маршрут путешествия по местам, где человек оказал наибольшее влияние на природу (горнопромышленные и газонефтедобывающие районы, заводы-гиганты химической, нефтехимической, машиностроительной и целлюлозно- бумажной промышленности, крупнейшие гидроэлектростанции, теплоэлектростанции и атомные электростанции и другие подобные гигантские сооружения и новостройки), или в места, которые еще сохранили свою экологическую чистоту, но которым грозит опасность быть загубленными (оз. Байкал, районы предполагаемых гигантов-новостроек и другие).

К путешествию необходима серьезная подготовка. Команды предварительно выбирают наиболее интересный для себя район (или объект), подбирают в библиотеке необходимую литературу и тщательно изучают его.

После такой тщательной предварительной подготовки команды составляют маршрут своего путешествия, проходящий по наиболее интересным в экологическом отношении местам (объектам), которые могли бы с полной очевидностью показать, насколько сильно воздействие человека на природу (на экосистемы) и насколько сильно природа (экосистема) изменяется под этим воздействием.

Кроме описания маршрутов, команды готовят необходимые демонстрационные плакаты и макеты.

После того, как выбраны и изучены маршруты путешествий и подготовлены соответствующие демонстрационные материалы, начинается игра.

Для подведения итогов игры из членов команд или приглашенных гостей выбирается жюри.

По сигналу ведущего начинаются выступления команд. Члены команды по очереди рассказывают о своем районе (объекте) и на отдельных примерах демонстрируют связанные с ним изменения в природе (экосистеме), а также рассказывают о предпринимаемых и предполагаемых природоохранных мероприятиях, нацеленных на защиту окружающей среды.

На выступление команд дается 5-10 минут. После этого жюри подводит итоги и объявляет победителя. При выборе победителя учитывается знание затронутой проблемы, оригинальность ее изложения и активность всех членов команды.

ЧТО ДЫМИТ?

Игроки встают в круг, лицом к центру. Эта игра на внимание.

Выяснить, какие из предприятий или аппаратов дымят, загрязняя воздух, а какие нет.

В центр круга встает один из игроков. Берет мяч в руки и, задав вопрос, быстро кидает кому-нибудь из игроков. Тот должен быстро ответить «Да» или «Нет» и вернуть мяч обратно в центр круга. Центральный в круге игрок задает 3 -5 вопросов, затем встает в круг, а его место занимает кто-нибудь из круга, который еще не вылетел из игры. Если играющий думает более полуминуты, то он также выбывает из игры, а мяч передается другому. Игра тем интереснее, чем быстрее перебрасывается мяч, не давая много времени на раздумье.

Задаваемые вопросы все стандартные, подобные следующим: «Дымит ли пароход?» «Дымит ли береза?» «Дымит ли автомашина?» «Дымит ли стиральная машина?» и т. п. Выигрывает тот, кто последним остается в круге.

ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ

Предлагается всем игрокам представить себе, что произойдет, если, например, в лесу на берегу реки построить завод и поселок при нем.

На осмысление и обсуждение проблемы дается 5 минут.

Затем все встают в круг, а ведущий в центр круга, ведущий начинает: «Представьте себе, что в живописном лесу на берегу небольшой чистой реки построили гигантский завод и поселок для рабочих. Что произойдет?» и показывает на кого-либо из игроков.

Игрок, например, говорит: «Лес вырубят». И все игроки по кругу должны далее по очереди добавлять к этому рассказу одну фразу. Например, следующий игрок добавляет: «На его месте бульдозером расчистят площадку» и т. д. Если кто-то из игроков не успел придумать фразу, то он выбывает из игры. Победителем становится тот, кто дольше всех остается в кругу.

АВТОМОБИЛИ

Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Задача команд - найти самое оживленное место и время на дороге, когда больше всего проезжает автомобилей. Побеждает та команда, которая быстрее всех устанавливает это место.

Задачу можно усложнить, дав задание командам подсчитать, сколько машин проезжает по дороге за сутки и сколько вредных веществ за это время они выбрасывают в воздух. Количество вредных веществ, выбрасываемых машинами разных типов и марок, ведущий сообщает командам заранее, используя для этого соответствующий справочный материал.

ИЗОБРЕТЕНИЕ

Участникам игры предлагается изобрести прибор, аппарат, машину, приспособление, средство народной медицины, блюдо и другие технические средства, предметы быта и средства жизнеобеспечения, которые способствуют сохранению и улучшению состояния окружающей среды и здоровья человека.

Каждый участник игры сам выбирает предмет изобретения.

Игроки могут объединятся в творческие группы и совместно разрабатывать какое-нибудь изобретение.

На разработку изобретения дается 10-15 минут. Затем изобретатели рассказывают об основной идее своего изобретения, все остальные участники игры и зрители задают вопросы.

Жюри, состоящее из экспертов (приглашенных или выбранных из числа зрителей) решает, какое изобретение наиболее эко36 логично, эффективно, доступно и оригинально и объявляет его победителем.

СОРТИРОВКА МУСОРА

Игроки разбиваются на команды по 2 -3 человека. Задача каждой команды - подсчитать, сколько и какого мусора выбрасывается в школе за 1 день и выработать предложения по его утилизации.

На это командам дается 1 5 -2 0 минут, так как им надо рассортировать выбрасываемый мусор не только в классах, но и в целом в школе и во дворе школы.

После этого команды докладывают о результатах своих исследований мусора и свои предложения по его утилизации.

Жюри оценивает оригинальность, степень выполнимости и целесообразности предлагаемых командами мероприятий и объявляет победителя.

ПРОЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДОМА

Игроки разбиваются на команды по 3 -4 человека. Задача команд - создать проект (схему, рисунок) такого сельского дома, который бы требовал меньшего искусственного отопления и освещения за счет большего использования солнечной энергии, природных материалов, естественных искусственных утеплителей.

На игру отводится 10-15 минут. Побеждает та команда, которая создает проект сельского дома, который требует меньше искусственной энергии для обогрева и освещения.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Игроки разбиваются на команды по 4 -5 человек. В течение 20 минут по команде Ведущего они делают зарисовки и макеты сооружений, машин, окружающей нас дома техники и аппаратуры, а также любых других вещей и предметов, которые вредят экологии и поэтому им место только в музее, в качестве экспонатов «дикого периода развития технической цивилизации XIX -XX вв», которым нет места в будущем, когда человек научится уважать природу и жить в гармонии с ней.

К каждому экспонату прилагается текст с описанием того вреда, который он наносит природе и человеку.

Жюри составляется из ведущего и одного представителя из каждой команды. Побеждает команда, сделавшая наиболее интересные экспонаты, которые могут занять достойное место в экологическом музее.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Игроки разбиваются на две команды: одна команда - корреспонденты, другая - экологи. Экологи располагаются в одной стороне комнаты (желательно на сцене), а корреспонденты в другой.

По сигналу ведущего корреспонденты начинают задавать вопросы экологам по различным глобальным и местным экологическим проблемам. Экологи отвечают.

Через 10 минут команды меняются местами и игра продолжается еще 10 минут.

Побеждает та команда, которая в своих вопросах и ответах- проявит лучшее знание глобальных и местных экологических проблем.

ЭКСПЕДИЦИЯ

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 человека.

Каждая команда должна составить экологическую схему (карту) маршрута своей экспедиции по своему району учебы и проживания, отметив на ней:

1. Все места нарушения экологической обстановки: свалки, вырубки леса, дикие места отдыха, дымящие трубы, скопление автотранспорта (на перекрестках, перед светофорами, перед шлагбаумами, на паромах и т. д.), сброса промышленных вод и сельскохозяйственных стоков в водоемы и другие очаги, места загрязнения и порчи окружающей среды.

2. Все места и объекты, отвечающие экологическим требованиям и нацеленные на охрану и сохранение здоровой окружающей среды: парки, скверы, сады, водоемы (искусственные и естественные), организованные места отдыха, защитные лесополосы, канавы и валы, отстойники, молодые лесопосадки, кормушки и домики для птиц и лесных зверей, наиболее ценные объекты природы (самые старые и могучие деревья, пещеры, скалы, родники и ключи, места гнездовий прилетающих и местных птиц) и другие места и объекты, украшающие природу и способствующие ее сохранению.

На выполнение экологической схемы (карты) и написания к ней пояснительного текста дается 20-30 минут. После этого все материалы передаются жюри, которое анализирует карты и пояснительные тексты команд, выявляет, какая команда наиболее полно отобразила экологическую обстановку в районе и проявила большую наблюдательность, остроумие и знания.

ПРОЕКТ

В данной игре могут быть использованы экологические схемы (карты), составленные командами в игре «Экспедиция».

Участники игры - те же команды. Задача команд - на основе экологической схемы (карты) составить природоохранную схему (карту) необходимых мероприятий, нацеленных на улучшение экологической обстановки и охраны природы в районе школы и местожительства. К карте необходимо составить пояснительный текст, в котором обосновывается необходимость того или иного мероприятия, а также указывается, кто будет осуществлять это мероприятие и какие мероприятия могут осуществить сами ученики.

На подготовку проекта командам отводится 20-30 минут.

После этого природоохранная схема (карта) вместе с пояснительным текстом передается жюри, которое после обсуждения представленных материалов объявляет команду-победителя. При выборе победителя учитываются комплексность мероприятий и реальность их осуществления, а также экологическая грамотность, смекалка, находчивость и оригинальность принятых решений.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РАЙОНА

Игроки разбиваются на команды по 3 - 4 человека. По сигналу ведущего команды в течение 15-20 минут разрабатывают экологический проект организации жизни в месте своего проживания: микрорайоне, поселке, деревне, ферме и т. д. Обязательной составной частью проекта являются рисунки и картосхемы.

Победителем объявляется та команда, которая сумела организовать комфортабельную жизнь людей в своем районе без особого ущерба для природы и даже улучшила при этом экологическую обстановку за счет создания дополнительных зон озеленения и водных бассейнов, специальных мест отдыха и сбора мусора, сооружения кормушек и домиков для птиц и т. д.

ГОРОД БУДУЩЕГО

Участники игры разбиваются на команды по 3 -4 человека.

Каждой команде дается 10 минут на составление рисунков и рассказа о том городе будущего, в котором они хотели бы жить.

По сигналу ведущего начинается выступление команд. Очередность выступления устанавливается по жребию. На выступление одной команды дается 3-5 минут. В выступлении обязательно учитывается воздействие предлагаемого проекта на человека и окружающую среду.

После этого жюри, составленное из членов команд или приглашенных гостей подводит итоги и объявляет победителя.

При подведении итогов игры оценивается не только оригинальность разработанного проекта, но и его экологичность.

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Участники игры разбиваются на команды по 3 - 4 игрока. Каждая команда должна сотворить свой идеальный мир - каким бы она хотела его видеть, кто из растений и животных должен его населять, в каких условиях они должны жить, каково место человека в этом мире, как люди относятся к своим меньшим братьям и себе подобным. На подготовку игры отводится 15 минут.

Затем каждая команда излагает свой проект сотворения мира.

При определении победителя жюри учитывает гармонию сотворенного мира, его красоту, разнообразие, взаимозависимость растений, животных и людей и динамичность установленных между ними связей, а также оригинальность и целесообразность предложенных идей.

КВН

Все игроки разбиваются на команды по 5 -7 человек. Выбирается капитан, ведущий. Жюри состоит из представителей команд, не участвующих в данный момент в игре. Соперник и очередность выступления команд определяется по жребию.

На сцену выходят две команды, за ними следующая пара и т. д., соответственно жеребьевке.

Четыре команды-победители выходят в полуфинал, а две команды - победители полуфинала - в финал.

Встречи всех команд проходят по сценарию: «Приветствие команд», «Вопрос-ответ», «Экологическая песня», «Экологический конкурс капитанов», «Домашнее задание».

В «Приветствии» команды обыгрывает такие темы, как «Отношение товарищей, учителей, администрации к экологии», «Экология - это надежда человечества», «Экологи - друзья природы», «Экологи - санитары природы» и т. п.

Во втором конкурсе «Вопрос-ответ» задаются вопросы на любые экологические темы, задача ответчика - проявить массу юмора и экологических знаний в своих ответах.

В третьем конкурсе «Экологическая песня» команды исполняют попурри из известных песен, заимствуя из них отдельные фразы экологического содержания, не возбраняется добавлять свои личные строчки и куплеты.

В «Конкурсе капитанов» вопросы готовятся заранее ведущим и членами жюри. Вопросы записываются на бумажках, которые скатываются в трубочку и опускаются в какую-нибудь ярко разукрашенную коробку. Капитаны по очереди достают бумажки с вопросами и отвечают на них.

В конкурсе «Домашнее задание» участвуют все члены команды.

В качестве домашнего задания отрабатываются такие темы, как «Мы - друзья птиц», «Мы - друзья леса», «Мы - друзья рыб», «Мы - экологи», «Чистота воды, воздуха, почвы в нашем районе», и т. д.

При показе домашнего задания команды демонстрируют свои придуманные лозунги, плакаты, девизы, значки; показывают фотографии, слайды и видеофильмы о проведенных во время выполнения домашнего задания экологических мероприятиях - уборке мусора, посадке деревьев, обустройстве мест отдыха туристов, охране лесов и животных, озеленении класса и школы и т. д.

Длительность каждого конкурса, количество заданных вопросов, а также общая продолжительность всей игры обговаривается заранее между учениками или задается учителем перед началом игры.

Как и в любом КВН в экологическом КВН жюри оценивает не только знания, но также остроумие, оригинальность, юмор и находчивость участников игры.

Правила охраны природы. Не трогай птенцов и детёнышей животных. Подкармливай птиц зимой. Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники. Не шуми в лесу. Не рви охапками цветы, траву. Не ломай кусты и деревья. Не разводи костры. Не оставляй в лесу мусор, неси его домой в мусоропровод. Не загрязняй водоёмы.

Слайд 12 из презентации «Человек и природа» . Размер архива с презентацией 1262 КБ.

Окружающий мир 1 класс

краткое содержание других презентаций

«Наши помощники - органы чувств» - Органы чувств. 2. Не читай в темноте. Орган вкуса 2. Орган слуха Орган зрения Орган обоняния Орган осязания. - Ребята, помогите мне. 7. Не кидайся песком. Береги свои глаза. 4. Не смотри долго телевизор. Миша составил кроссворд. - Привет, ребята! 5. Будь осторожен с острыми предметами. 6. Удаляй сразу соринки из глаз. Вы нас узнали? Береги свои глаза!

«Урок Зима-покой природы» - Зимующие птицы ждут вашего угощения. Дни становятся короче, а ночи длиннее. «Найди настоящую снежинку». Природа ждет весну. Зимой в природе наступает покой. Осадки выпадают в виде снега. Снегу нанес. На мороз. Что показалось наиболее интересным? Жизнь растений замирает. Урок окружающего мира в 1 классе по ОС «Школа 2100». Что нового вы открыли для себя на уроке? Большой мороз. Каких птиц мы можем встретить зимой?

«1 класс Зима» - С. Зима. Урок развития речи 1 класс.

«Органы чувств 1 класс» - Тип урока: урок-практикум. Органы чувств. Язык – орган вкуса. Тема: Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». Класс: 1 УМК «Перспективная начальная школа». Нос – орган обоняния. Кожа – орган осязания. Глаза – орган зрения. Урок: Окружающий мир.

«Святой Николай Чудотворец» - Чудесное спасение моряков во время путешествия в Иерусалим. Постепенно Святого Николая стали называть Святой Николас, а затем и Санта Клаус. Там, где Европа соединяется с Азией находилась страна Ликия. Первоначально Святой Николай был похоронен в церкви, где служил архиепископом в городе Мира, в Ликии.

«Признаки предметов 1 класс» - Составитель: Хапсирокова Жанна Владимировна. Добавь фигуру. Отличительные признаки предметов. 1 класс. ? Автор УМК: А.В.Горячев. Цель.

У детей сегодня гораздо больше возможностей, чем раньше, чтобы помочь спасти нашу планету от загрязнения и отходов. Благодаря интернету, у тебя под рукой больше ресурсов, чем твои родители в твоем возрасте могли бы найти в целой библиотеке. Прочитай эту статью, и ты узнаешь о некоторых интересных и полезных вещах, которые ты можешь сделать для нашей планеты.

Шаги

Дома

    Помоги с переработкой отходов. Программы по переработке становятся все более популярными и доступными. С их помощью можно очистить и переработать определенные виды отходов. Таким образом материалы можно заново использовать, а производителям нужно добывать меньше природных ресурсов. Помоги взрослым сортировать отходы и регулярно сдавать их на переработку. .

    • В разных районах существуют различные возможности для переработки отходов, поэтому выясни, что можно переработать в твоем районе, а что нет. Обычно по меньшей мере можно переработать бумагу, тонкий картон (например, пакеты из-под молока и сумки для покупок), тонкий металл (например, жестянки из-под газированных напитков) и стекло. В некоторых регионах возможно переработать плотный картон, пенопласт и другие материалы.
    • Организуй переработку. Убедись, что бутылки, стеклянные и жестяные банки достаточно чистые. Им не обязательно сиять чистотой, но в то же время они не должны быть наполовину полными. Затем рассортируй отходы по видам. Если у вас дома используются отдельные контейнеры для каждого вида отходов, тебе будет проще правильно рассортировать отходы для переработки. Даже если у вас дома таких контейнеров нет, все равно отходы можно сортировать, чтобы получить представление о том, какое количество материала каждого типа твоя семья использует каждый день.
    • Делай это регулярно. В зависимости от того, насколько большая у тебя семья, это может стать твоей еженедельной задачей, а возможно, тебе понадобится уделять этому немного времени каждый день.
      • Если специальная машина регулярно забирает отходы для переработки, не забудь заранее выставлять рассортированные отходы на улицу.
  1. Сократи потребление энергии. Энергия, которая используется в твоем доме для таких вещей, как горячая вода, кондиционер и электричество, производится на различных электростанциях, которые перерабатывают определенный вид топлива, чтобы превратить его в энергию. Некоторые виды топлива экологически чище, чем другие, например, гидроэлектроэнергия (энергия текущей воды) чище, чем энергия, получаемая при сжигании угля; но независимо от метода, извлечение энергии увеличивает нагрузку на окружающую среду. Внеси свой вклад в охрану огружающей среды, используя как можно меньше энергии.

    • Выключай свет и электронные приборы (например, телевизор и игровую приставку), когда ими больше не пользуешься. Однако, прежде чем выключить семейный компьютер, спроси родителей - иногда компьютер должен остаться включенным по различным причинам. В течение дня открывай шторы и жалюзи и используй естественный свет вместо электрического.
    • Поддерживай температуру в доме на умеренном уровне. Если у тебя дома есть кондиционер, попроси родителей установить его не ниже 22 градусов по Цельсию летом. Если у вас дома есть термостат, зимой не устанавливайте его выше 20 градусов (одеяла и теплая одежда не дадут вам замерзнуть, когда в доме прохладно.) Ночью поставьте термостат на 13 градусов в комнатах, в которых никто не спит.
      • Если вы живете в холодном регионе, не устанавливайте термостат ниже 13 градусов зимой, иначе трубы могут замерзнуть ночью.
    • Используй меньше воды. Принимай короткий душ вместо ванны, выключай кран, когда им не пользуешься, например, когда чистишь зубы. Даже такие мелочи идут в счет!
  2. Начни повторно использовать многие вещи. Попроси родителей купить 3-4 многоразовые сумки для покупок. Стоят они недорого, зато помогут сократить количество бумажных или пластиковых пакетов, которые вы приносите домой из продуктовых магазинов. Что касается твоих личных вещей, начни использовать в школе многоразовую коробку для ланча, если ты еще этого не делаешь. Она к тому же выглядят круче, чем бумажные пакеты. Попроси также многоразовую бутылку для напитков. Бутылка из металла или прочного пластика отлично подойдет.

    • Обязательно полоскай и стирай многоразовые сумки и пакеты для покупок примерно раз в неделю, чтобы они не стали грязными и сальными. Быстро потри их в раковине тряпкой или губкой и оставь на сушилке для посуды на пару часов.
    • Используй ненужные пластиковые пакеты в качестве пакетов для мусора в ванной или в своей комнате. Они прекрасно влезают в маленькие корзины для мусора, и таким образом отпадет необходимость покупать специальные пластиковые мешки для мусора.
    • Когда ты выбираешь пластиковую бутылку с водой, убедись, что она сделана без БФА (бисфенола А). Тогда ее можно будет использовать многократно. Бутылки из пластмассы с БФА небезопасно использовать в течение длительного времени.

    В саду

    1. Посади деревья. Поговори с родителями о пользе посадки деревьев. Лиственные деревья, посаженные рядом с окнами, обеспечивают прохладную тень летом, когда их листья зеленые; зимой их листья опадают, пропуская больше света в окна. В любом случае это поможет сократить расходы на электроэнергию. И любой сорт дерева прекрасно удаляет загрязнения, впитывая углекислый газ и перерабатывая его в свежий кислород, которым мы дышим.

      • Вместе с родителями посоветуйтесь со специалистом, чтобы подобрать деревья, которые вырастут до определенной высоты в вашей климатической зоне, не вызывая при этом проблем в саду. Практически для любой желаемой высоты и для любого климата существуют подходящие деревья.
      • Обязательно получи инструкции по уходу за деревом и регулярно поливай его после посадки. Заботься о саженце, и к тому времени, когда ты вырастешь, у тебя будет прекрасное крепкое дерево, которое выросло вместе с тобой.
    2. Реже подстригай газон. Некоторые взрослые очень сильно заботятся об имидже и не позволят тебе делать это на лужайке перед домом, но большинство из них не должны возражать насчет заднего двора. Выясни, как часто подстригают газон зимой и летом, и начни делать это примерно на неделю реже. Бензиновые газонокосилки очень сильно загрязняют воздух, поэтому чем меньше вы будете подстригать лужайку, тем меньше смога попадет в воздух. Это также поможет сэкономить на стоимости бензина.

      • Предложи подстричь газон в обмен на разрешение делать это реже. В любом случае это полезный навык: когда ты немного подрастешь, порой ты сможешь неплохо заработать, подстригая чужие газоны.
      • Если у вас дома механическая газонокосилка, не нужно волноваться о том, чтобы реже подстригать лужайку, поскольку они не производят загрязнений. Конечно, с ними гораздо труднее работать, чем с бензиновыми газонокосилками!
    3. Меньше поливай газон. Это может существенно сократить общее давление, которое твой город или населенный пункт оказывает на окружающую среду, особенно летом. В некоторых городах от домовладельцев даже требуется, чтобы они не поливали свои газоны в летние месяцы именно по этой причине. Конечно, недостаток такого подхода заключается в том, что к концу лета газон может стать коричневым и сухим. С другой стороны, у тебя есть прекрасное тому объяснение.

      • Зимой большинство лужаек вообще не нуждаются в поливе. Если твоя семья поливает газон круглый год, по крайней мере попроси их перестать это делать зимой.
    4. Используй экологически безопасные химические продукты. На рынке есть много удобрений, гербицидов (средств борьбы с сорняками) и пестицидов (средств борьбы с вредителями), которые помогают сохранить красоту сада; однако, при регулярном использовании в течение долгого времени некоторые из них опасны для окружающей среды. Постарайся выяснить, какие химикаты использует твоя семья, затем поищи в интернете «зеленые» альтернативы, которые не причиняют такого вреда окружающей среде. Покажи их родителям и попроси перейти на них.

      Запусти немного свой газон. Гербициды крайне часто используются на газоне, чтобы избавиться от неприглядных сорняков. Что бы ты предпочел: газон с парой одуванчиков или газон, покрытый химикатами? Укажи на это своим родителям и попроси их выбрать прополку, даже если газон в итоге будет выглядеть чуть менее безукоризненно.

      Выпалывай сорняки вместо того, чтобы распылять химикаты. Некоторые люди используют гербициды, чтобы избавиться от сорняков в саду или на клумбе. Поскольку земля там мягче, нет никакой необходимости в химикатах. Возьми садовые перчатки, тяпку и садовый совок, и выпалывай сорняки вручную каждые выходные. Это хорошая возможность провести время на свежем воздухе с семьей, и это гораздо чище и безопаснее, чем гербициды.

      Введи в свой сад полезных насекомых. Наряду с насекомыми-вредителями (как, например, тля), существуют и другие насекомые, которые лакомятся вредителями. В некоторых садоводческих магазинах можно заказать таких насекомых, например, златоглазок (которые любят есть тлю и к тому же красиво выглядят). Положись на природные средства защиты, и использовать пестициды придется гораздо реже.

      • Оставь полезных насекомых там, где ты их нашел. Во многих случаях в твоем саду уже есть насекомые-охранники. Например, садовые пауки едят всевозможных вредителей, и в то же время они абсолютно безопасны для твоих растений. Когда ты находишь таких насекомых, не избавляйся от них, пусть они тебе помогают.

      Семейные и школьные проекты

      1. Убери парк. Собери группу друзей или выбери день, когда вся твоя семья может пойти утром в близлежащий парк. Захватите несколько больших пакетов для мусора и садовые перчатки. Начните с парковки и пройдите вдоль каждой дорожки в парке, подбирая весь мусор, который найдете. Через пару часов ваш парк будет безукоризненно чистым!

        • Если ты видишь мусор не на дорожке, не надо колебаться – пойди и собери его. Если его трудно достать, найди ветку и подтяни его.
        • Когда ты это читаешь, возможно, это не выглядит как что-то захватывающее, но на самом деле это прекрасный опыт. Тебе даже может настолько понравиться, что ты захочешь делать это на регулярной основе и раз-два в год убирать парк снова.
      2. Присоединись к более масштабной операции по уборке. Если ты спросишь учителей и посмотришь местные новости, ты, вполне возможно, узнаешь, что существуют другие группы людей, которые проводят операции по уборке, подобные твоему проекту по уборке парка. В большинстве случаев эти люди рады, когда дети и семьи присоединяются к ним. Таким образом ты можешь поучаствовать в уборке пляжа, кемпинга или горной тропы. Быть частью большего движения очень вдохновляет.

      3. Присоединись к другим группам добровольцев. Любишь ли ты сажать деревья, расчищать тропы или просто распространять информацию об экологических изменениях в твоем родном городе, вполне возможно, существует местная группа, которая разделяет твои интересы. Обратись к ним и спроси, как ты можешь помочь. Если такой группы нет, почему бы не поговорить с родителями или школой о том, чтобы создать ее самостоятельно? В конце концов, невозможно быть слишком юным, чтобы изменить мир к лучшему.

        • Если твои друзья разделяют твои интересы, пусть они подпишут заявление, предназначенное директору школы. Если директор будет знать, что много людей заинтересованы в проекте, больше вероятность того, что он рассмотрит ваше предложение.
        • Одна из программ, которые многие школы могут использовать, но мало школ реально применяют, это программа изготовления компоста. Компост помогает сократить количество отходов. При компостировании отделяют пищевые отходы и садовый мусор, которые затем разлагаются и превращаются в почву. При достаточном интересе, программа изготовления компоста в твоей школе может иметь большой успех, так что начни распространять информацию и заручись поддержкой среди твоих одноклассников и их родителей.
      • Это руководство является лишь отправной точкой. Поспрашивай вокруг и поищи в интернете, что ты можешь сделать, чтобы помочь нам всем жить в более безопасном и здоровом мире.
      • Не забывай вознаграждать себя за всю твою тяжелую работу. Наслаждайся тем, что ты помог защитить: выходи на улицу, играй или исследуй природу при любой возможности. Если ты относишься к природе с уважением и заботой, ты сможешь ею насладиться в полной мере.

      Предупреждения

      • Всегда получай разрешение родителей, прежде чем предпринять что-либо новое. Последнее слово всегда остается за твоими родителями; если они не хотят, чтобы ты что-то делал, у них, вероятно, есть веские основания для этого. Уважай их; они тебя любят и всегда действуют в твоих лучших интересах, даже если иногда кажется, что это не так.

Цель проекта: содействия экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • повышение экологической культуры и ответственности молодого поколения за состоянием окружающей среды;
  • воспитание бережного,экологически ориентированного отношения к окружающей среде и природным ресурсам через художественное слово.

Месяц:

Сентябрь

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

(Стихотворение)

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

(Стихотворение)

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,

А когда играть устанем - есть захочется немножко.

Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.

Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,

И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

(Стихотворение)

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе.

(Стихотворение)

Сама природа лечит

Сама природа лечит

На воздухе тебя,

Поедем на рыбалку,

Возьми с собой меня.

Какие там красоты,

Пером не описать,

Немного подучиться,

Художником бы стать.

Я посижу у речки,

И наловлю лещей,

Без всякого лекарства,

Я стану здоровей!

(Марк Львовский)

Человек (Стихотворение)

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа - наша Мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней!

Удержаться он не смог,

Это был его порок.

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы

Леса без птиц, и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

(Виктория Киш, Наталья Осьмак)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Охрана природы и окружающей среды в жизни детей дошкольного возраста»

Цель проекта: содействия экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • повышение экологической культуры и ответственности молодого поколения за состоянием окружающей среды;
  • воспитание бережного,экологически ориентированного отношения к окружающей среде и природным ресурсам через художественное слово.

Месяц:

Сентябрь

О загрязнении (Стихотворение)

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Октябрь

(Стихотворение)

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

Ноябрь

Как жить в XXI веке?(Стихотворение)

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

Декабрь

(Стихотворение)

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

Январь

Мы поедем в лес (Стихотворение)

В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,

А когда играть устанем - есть захочется немножко.

Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.

Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,

И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.

Февраль

«Цветок земли»(Стихотворение)

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

Март

(Стихотворение)

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе.

Апрель

(Стихотворение)

Сама природа лечит

Сама природа лечит

На воздухе тебя,

Поедем на рыбалку,

Возьми с собой меня.

Какие там красоты,

Пером не описать,

Немного подучиться,

Художником бы стать.

Я посижу у речки,

И наловлю лещей,

Без всякого лекарства,

Я стану здоровей!

(Марк Львовский)

Май

Человек (Стихотворение)

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа - наша Мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней!

Удержаться он не смог,

Это был его порок.

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы

Леса без птиц, и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

(Виктория Киш, Наталья Осьмак)


Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы в условиях ФГТ

Тема: «Природа - наш общий дом»

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о сбережении и защите окружающей среды.

Задачи составлены в контексте со следующими областями.

«Здоровье». Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.

«Безопасность». Закрепление представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.

«Социализация». Способствовать развитию экологической культуры детей.

«Познание». Развивать логическое мышление, память, речь;

«Чтение художественной литературы». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция, стихи, физкультминутка.

Предварительная работа:

1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о природе.

2 .Рассматривание илюстраций, альбомов на тему: «Природа», составление рассказов по картинкам.

3 .Проведение дидактических игр: «Кто где живёт», «Кто лишний».

4 .Проведение подвижных игр.

5 .Игровые ситуации по правилам обращения с природой.

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка.

Релаксация: «Слушаем звуки леса»

Аппаратное обеспечение: ноутбук.

Образовательные ресурсы: Программа « От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день дорогие дети! А вы знаете, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды.

Мы с вами живем на прекрасной планете Земля. Большая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями (показать картинку моря...), меньшая часть твердой сушей. И на суше и в воде растет множество растений, живут разные животные. Каждому на Земле есть место, у каждого есть свой дом. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Сегодня мы с вами собрались, чтобы уточнить наши знания о природе, расширить их, закрепить.

Беседа с просмотром презентации.

(Охрана окружающей среды; Животные; Природные явления)

Дальнейшее наша занятие с вами будит проходить на участке нашего детского сада. (собираемся на улицу)

Воспитатель: Давайте с вами встанем в полукруг.

Ребята, скажите, как называется наша планета? (Дети отвечают: Земля) А какую форму она имеет? (шар) Верно форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его нужно много месяцев. Ещё я вам хочу показать модель нашей земли. (воспитатель показывает глобус) Сейчас я вам дам его каждому подержать.

(Звучит тихая музыка, воспитатель, читает стихотворение):

Наш дом родной, наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг.
Тут речка, там зеленый луч,
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы и моря,
Все называется земля.
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.

Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо. Давайте прочитаем. Нам предлагают поиграть в телевизионную игру. Вы согласны принять участие в игре?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда я буду ведущая. А вы участники игры. Перед началом игры мы разделимся на две команды, и позволим вам придумать название своей команды, связанное с природой, выбрать капитана. И, конечно же, познакомимся с правилами.

  1. Нельзя выкрикивать с места.
  2. Ответы принимаются по очереди. За правильный ответ команда получает смайлик.
  3. В конце игры подсчитываем смайлики. Побеждает тот, у кого будет больше смайликов.

Ну конечно тема игры – «Природа»

Первая команда «Ромашки», вторая «Фиалки».

Все готовы начать нашу игру.

Дети: Да.

Воспитатель: Первое задание

Задание №1

1. Скажите, для чего нам нужна вода? (Пить, купаться, вода нужна животным и растениям) .

2. Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная) .

3. Назовите домашних птиц умеющих плавать? (гусь, утка)

4. Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделает вредный дым) . А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле) .

5 . Что необходимо для роста и развития растений? (земля, вода, свет, воздух, тепло).

6 . Как нужно беречь воду? (Экономить воду, не загрязнять) .

Задание №2

1 команда

Почему животных называют дикими?

(ответы детей)

Сами добывают корм;

Строят жилище;

Приспосабливаются к окружающей среде

Спасают от врагов.

2 команда

Почему животных называют домашними?

(ответы детей)

О них заботится человек;

Они не заботятся о корме;

Живут в готовых жилищах.

Задание №3

Воспитатель:

Как мы должны заботиться о птицах?

Каждая команда должна отвечать поочередно, ответы должны быть полными, развёрнутыми. (Мы должны вешать кормушки. Нельзя кормушки разорять. Не забывать кормить птиц.)

Задание №4

Воспитатель: А сейчас я вам буду загадывать загадки , чья команда быстрей ответит. Не выкрикиваем, а подымаем руку.

1. Наши младшие братья живущие в лесу (ЗВЕРИ)

2. Обитатель леса шустрый своровал листок капустный.

У него дрожат реснички, нет ли где-нибудь лисички? (ЗАЯЦ)

3. На овчарку он похож,

Что ни зуб-то острый нож,

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть (ВОЛК)

4. Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (БЕЛКА)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воспитатель: Хлопать в ладоши, если растения растут в наших краях, а если не растут тогда молчать.

(ЯБЛОНЯ,ГРУША,МАЛИНА,АПЕЛЬСИН,ЕЛЬ,СОСНА,КАШТАН,БЕРЕЗА,ВИШНЯ,КОКОС,СЛИВА,ДУБ,ЛИМОН,КОФЕ)

Задание №5

Изобразить животное в движении

1 команда изобразит нам (медведя и зайца)

2 команда изобразит нам (бабочку и лягушку).

Воспитатель: Молодцы на этом наша телеигра завершается, давайте с вами подсчитаем смайлики.

(Играет музыка, воспитатель вместе с детьми подсчитывает смайлики)

И так ребята какая - же у нас команда победила?

Дети: Дружба

Воспитатель: Конечно же дружба. Ребята вы меня очень порадовали своими ответами, МОЛОДЦЫ, а сейчас музыкальная пауза.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

«У медведя дом большой»

У медведя дом большой - делаем руками крышу

Он глядит в своё окошко - делаем руками окошко

Зайка пополю бежит, в дверь к нему стучит - изображая бег на месте.

Тук-тук! Дверь открой! - стучим и открываем дверь - две ладошки в стороны

Там в лесу охотник злой! - показываем злого охотника - хмурим брови и руки вверх.

Зайка, зайка, забегай! - приглашаем, рукой машем - ЗАХОДИ!

Лапу мне давай! - даем «лапу»

Воспитатель:

А сейчас я вам повторю правила поведения в лесу:

  • НЕ РВАТЬ ЦВЕТЫ
  • НЕ РАЗОРЯЙ МУРАВЕЙНИКИ
  • НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ
  • НЕ БЕРИ ЖИВОТНЫХ ДОМОЙ
  • НЕ ШУМИ И НЕ ВКЛЮЧАЙ ГРОМКО МУЗЫКУ В ЛЕСУ
  • НЕ МУСОРИ В ЛЕСУ.

Мы думаем, что сегодня мы много узнали и поняли, что надо крепко любить и беречь нашу Землю - наш огромный общий дом.

Не обижай ни птахи, ни сверчка!

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей -

Все, то что зовется Родиной твоей!

Давайте все вмести пройдёмся по нашему участку и повесим плакаты. (Берегите природу).