Крест изображенный на флаге военно морского флота. Какова история появления андреевского флага

День Военно-морского флота является одним из самых любимых народных праздников. Не последнюю роль в этом играет визуальная составляющая: моряки в красивой парадной форме, величественные корабли на рейдах, реющие на ветру флаги.

За каждой флотской традицией стоит трудный опыт и неповторимый исторический путь России. То же самое можно сказать о символах нашего флота и главном из них - Андреевском флаге. О его истории, о смыслах и образах, которые олицетворяет собой синий косой крест на белом поле, ТАСС рассказал доктор исторических наук, старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Михаил Монаков.

У истоков традиции

Обычай поднимать на кораблях флаги зародился, когда флот был парусным. Тогда любой выход в море мог стать последним - корабли погибали от непреодолимых природных сил, войны на море велись десятилетиями, а в перерывах между ними на морских путях промышляли пираты. Уже тогда это имело не только функциональное, но и важнейшее политическое и ритуальное значение. Внешний вид флага, его символика должны были воздействовать на сознание и настроение моряков таким образом, чтобы поддерживать в них веру в покровительство высших сил, в могущество своего государя и своей страны, убеждать, что осененный им человек сильнее любого врага и морской стихии.

Практическое значение флагов в эпоху парусного и в начале эпохи парового флота очевидно. Тогда еще не было аппаратуры опознавания "свой-чужой", за горизонтом корабли друг друга не видели, из-за чего вероятность внезапной встречи с врагом или "джентльменами удачи" была высокой

Михаил Монаков

Поэтому до определенного времени даже "купцы" - коммерческие суда - ходили вооруженными. В море на сближение шли с некоторой опаской: прежде чем решиться на это, надо было установить, не приведет ли такая встреча к тяжелым последствиям. Ведь даже между формально не воюющими государствами отношения порой были таковы, что при удобном случае они не стеснялись захватывать корабли и суда друг у друга. Уклониться от опасного сближения, оторваться и уйти от преследования можно было, только вовремя различив флаг встречного корабля.

Рождение флага

До конца XVII века государственная символика в России находилась в зачаточном состоянии. Ее применение носило ограниченный характер, причем для обозначения принадлежности частных грузовых и промысловых судов, ходивших по внутренним путям и морям Русского Севера, она не использовалась.

Регулярный военный флот в России появился благодаря Петру Первому и его сподвижникам. Параллельно с созданием флота формировалась и его символика.

Из Западной Европы в Россию пришло разделение флагов военного и коммерческого флота по внешнему виду и статусу. Сегодня по этому признаку можно выделить государства, морские традиции которых восходят к Средневековью, кодексу рыцарства и рыцарской символике. Во главе этого списка - Великобритания. Подобное разделение существует и в морских государствах, исторически связанных с британской короной, и в некоторых других странах, например, в Японии, флот которой в конце XIX столетия строился по британскому образцу.

У Нидерландов, Франции и США такого разделения нет - и на кораблях, и на гражданских судах в качестве главного символа национальной принадлежности используется государственный флаг.

Достоверные и привязанные ко времени эскизные изображения флагов, на основе которых впоследствии сложились внешний вид и основные элементы символики российского государственного флага, флагов военного и торгового флота, относятся к 1698–1699 годам. Именно тогда Петр Первый возвратился из Англии, где изучал морское дело

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Есть основания предполагать, что за образец флагов, изготовленных для русских кораблей и судов, которые участвовали в первом и втором Азовском походах, был взят слегка измененный голландский. Три цвета - белый, синий и красный - присутствуют в государственной символике многих стран. Это очень яркое сочетание, легко воспринимаемое визуально и запоминающееся.

"Флаги русских кораблей были трехцветными, но каким образом эти цвета располагались в виде каких-то геометрических фигур, вертикальных или горизонтальных полос, достоверно судить мы не можем. На гравюре голландца Адриана Шхонебека русские корабли несут кормовые и носовые флаги, крестами (предположительно синего цвета) поделенные на прямоугольники (предположительно белого и красного цвета), расположенные в шахматном порядке. Но эти гравюры были выполнены не с натуры, а по словесным описаниям участников похода, и доверять им нельзя", - поясняет Монаков.

Первые изображения Андреевского креста на морских флагах также появляются не ранее 1698 года. Очевидно, что они связаны с первой наградой Российской империи - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр. Основа символики этого ордена - синий или лазоревый косой крест, на котором якобы был распят апостол, первым принявший учение Иисуса Христа и последовавший за ним.

В британском флаге, или, как его называют, "Юнион Джеке", который также очень понравился Петру, соединены три креста - британский Георгиевский (красный на белом поле), шотландский Андреевский (белый на синем поле) и позднее - косой красный крест Святого Патрика, чтимого в Ирландии.

Первые эскизы российского Андреевского флага, приписываемые Петру Первому, свидетельствуют о том, что царь пытался наложить на триколор косой синий крест, но такое изображение очень плохо читалось.

И тогда первый российский император пошел по пути минимализма - оставил лазоревый Андреевский крест на белом поле. Это был очень функциональный подход - сделать флаг хорошо видным, читаемым и при этом отличающимся от других.

Создание легенды

Система флагов Российского государства создавалась на протяжении примерно 20 лет. Впервые она описана в "Морском уставе воинском", который был издан в 1720 году. "Вводная глава этого устава открывается словами "Флот есть слово французское". Но дальше идет предыстория русского флота. Подразумевалось следующее: хотя и создан этот флот не так давно, но его история и традиции не менее древние и славные, чем у ведущих морских держав того времени", - поясняет Монаков.

В этой главе "Морского устава" говорится о том, что первая попытка создания в России регулярного флота была предпринята еще при царе Алексее Михайловиче - отце Петра Первого, однако намного раньше, за несколько веков до создания британского флота, русские выходили на своих судах в моря, участвовали в морских сражениях. Очевидно, что все это соотносилось с идеей старца Филофея о том, что "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать".

Основой государственной идеологии любой европейской страны того времени являлось христианство. Русь приняла его в IX веке, однако, согласно преданию об Андрее Первозванном, уже в I веке он принес его на земли восточных славян и, проповедуя учение Христа, прошел путь от места, где впоследствии возник Киев, до острова Валаам на Ладожском озере.

"В кругу сподвижников Петра был архиепископ Феофан Прокопович - один из крупнейших деятелей русского православия конца XVII - начала XVIII столетия. По некоторым данным, он является соавтором вводной главы к "Морскому уставу". Я допускаю, что именно он внушил Петру идею сделать символом Военно-морского флота России Андреевский крест", - отмечает Монаков.

История гюйса

В начале XVIII века в систему российской государственной символики вошла видоизмененная реплика британского "Юнион Джека" - это носовой корабельный флаг - гюйс.

С практической точки зрения его появление объясняется тем, что при определенном ракурсе кормовой флаг корабля, идущего под всеми парусами, не был виден. Сначала его стали дублировать таким же флагом, поднимавшимся на носовом флагштоке, а затем, очевидно, чтобы подчеркнуть особую роль кормового флага, вместо носового Андреевского стали использовать гюйс. Будучи поднятым на грот-мачте (самой высокой на парусном корабле), он выступал в качестве "кейзер-флага" - символа власти главнокомандующего флотом, а также использовался в качестве флага для морских крепостей.

Символом верховной власти стал "царский" штандарт - прямоугольное полотнище с черным орлом на желтом фоне. Его поднимали, когда на борту присутствовала царствующая особа.

До конца XVIII столетия гюйс и Андреевский флаг поднимали на всех кораблях и судах русского флота независимо от их размеров и вооружения. Позднее гюйс стал исключительной принадлежностью наиболее крупных и мощных из них - кораблей первого и второго рангов. Первоначально они несли этот флаг и на ходу, а затем его стали поднимать только во время стоянки на якоре, бочке или швартовах

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

В бою, кроме главного (кормового) флага, который на ходу корабли отечественного флота несли на гафеле (рее, которая устанавливалась в диаметральной плоскости, перпендикулярно или под углом к мачте), на свободных от других флагов и вымпелов мачтах поднимались стеньговые. Таким образом, если бы какой-то из Андреевских флагов в бою был сбит, оставался хотя бы один из них, и корабль не мог оказаться в ситуации, внешне напоминавшей сдачу.

Георгиевский флаг

В России существовала особая - почетная версия Андреевского флага, но за два столетия дореволюционной истории отечественного флота его заслужили только два корабля, команды которых в бою проявили массовый героизм и высокое воинское искусство.

Внешне он выглядел точно так же, но в центре лазоревого косого креста помещался герб Великого княжества Московского - святой Георгий, поражающий змея, на червленом (красном) поле. Этот флаг был учрежден в 1813 году и вручен Морскому Гвардейскому экипажу, воевавшему в составе Гвардейского корпуса в 1812 году и в Заграничном походе русской армии 1813–1814 годов. По указу императора Александра Первого экипаж был награжден за победу в сражении под Кульмом.

Впоследствии император повелел поднимать Георгиевские Андреевские флаги на всех кораблях, причисленных к Гвардейскому экипажу. Первым его получил линейный корабль "Азов", отличившийся в Наваринском сражении. Примечательно, что в то время на нем служили молодой лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин, а командовал "Азовом" один из величайших русских адмиралов, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Вторым кораблем, получившим Георгиевский флаг, был знаменитый бриг "Меркурий", запечатленный на картине Ивана Айвазовского. В 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского этот 20-пушечный бриг дерзнул вступить в бой с двумя линейными турецкими кораблями, на каждом из которых было по 80 пушек.

Потом Георгиевский флаг по наследству перешел к названным в честь этих двух героических кораблей крейсерам "Память Азова" и "Память Меркурия".

Флаги расцвечивания

Во время праздника каждый корабль от носа до кормы традиционно украшен сигнальными флагами (расцвечивания). Первоначально они предназначались для связи между кораблями в бою или походе - передачи сигналов, с помощью которых флагман управлял своей эскадрой. Сначала их поднимали на флагманском корабле, а затем сигнал репетовали (повторяли) впереди идущие корабли и следующие в кильватере.

Если соединение было многочисленным, для ускорения передачи флажных сигналов назначались репетичные корабли. Они выходили из строя, шли параллельным курсом, повторяли сигналы за флагманом, и в этом случае их могли наблюдать одновременно с нескольких кораблей эскадры, что значительно сокращало время выполнения приказаний командующего

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Обычно сигналы были трехфлажными. Многовековой морской опыт говорит о том, что более трех символов человек на соседнем корабле не в состоянии воспринять быстро и однозначно. В отечественном флоте каждый сигнальный флаг имеет название и значение, совпадающее с названием и значением соответствующей буквы старославянского алфавита: "аз", "буки", "веди" и так далее.

Со временем эти яркие флаги, которые использовались по прямому назначению и в торжественных случаях (например, при высочайших смотрах), стали применяться и в качестве праздничного украшения кораблей - флагов расцвечивания. При этом строгое правило гласит, что тогда они "набираются" без всякой системы, чтобы случайно не сложилось такое их сочетание, которое могло быть истолковано как сигнал, подлежащий исполнению. Исключаются и те, которые внешне похожи на флаги других государств (такие в наборе сигнальных флагов есть).

В темное время суток флаги расцвечивания сменяются праздничной иллюминацией. Этот обычай существует с тех пор, как после заката солнца во время государственных праздников на военных кораблях стали зажигать гирлянды фонарей, подвешенные на мачтах, а между ними помещать светящиеся изображения в виде государственного герба или императорского вензеля.

Традиции живы

Все главные морские символы перешли от парусного флота к паровому практически в неизменном виде. Унаследовал он и особый воинский ритуал - подъем кормового Андреевского флага и гюйса (на тех кораблях, которым он положен по рангу). Прежде этот церемониал проводился одновременно с восходом солнца, а теперь по расписанию, в восемь утра.

Утренняя церемония подъема флага всегда была очень торжественной. В чем-то она была сродни литургии, которая на кораблях старого флота начиналась словами: "На молитву! Шапки долой!" А перед подъемом флага звучала команда: "Шапки долой! Флаг поднять!"

После революции Андреевский флаг отменили, а вот гюйс служил в почти неизменном виде еще некоторое время. Самое интересное, что внешний вид первого военно-морского флага РККФ (или Морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии СССР - прим. ТАСС), существовавший до 1935 года, перекликается с гюйсом - там есть элементы и Георгиевского креста, и Андреевского.

Примечательно также, что у советского военно-морского флага, введенного в 1935 году, основные цвета - белый и синий - те же, что и у Андреевского флага. Добавились только яркие красные элементы - звезда, серп и молот.

"Современный ритуал подъема и спуска флага на российских боевых кораблях отличается от ритуалов на флотах других стран. Это отголоски старого, императорского флота. Носить в море флаг на гафеле, а не на корме - также русская традиция", - добавляет Монаков.

Когда в 1992 году на российских кораблях вновь подняли Андреевский флаг, то это стало символом неразрывности дореволюционных и советских традиций отечественного Военно-морского флота. Сегодня статус этого флага стал еще выше - он законодательно приравнивается к боевому знамени, являясь символом героизма, доблести и чести многих поколений русских моряков.

Подготовила Анна Юдина

Расположение флагов и вымпелов на современном корабле

  1. Кормовой флаг - , поднимаемый на кормовом флагштоке или на гафеле. Это основной символ корабля и один из главных символов государства, равный по значению государственному флагу. Кроме основного военно-морского флага существуют также особые - гвардейский, орденский. флаги вспомогательных, гидрографических и поисково-спасательных судов ВМФ. пограничные флаги, флаги кораблей береговой охраны. Как правило, в основе всех этих полотнищ лежит рисунок кормового флага ВМФ.
  2. Стеньговые флаги , раз­меры которых значительно ус­тупают размерам кормовых, поднимаются на стеньгах ко­рабля (стеньгой на парусном флоте назывался деревянный брус, завершающий мачту). Условно их можно разделить на служебные , должностные , сигнальные .

Кормовой флаг ВМФ России

  • Служебными яв­ляются флаги какой-либо госу­дарственной военизированной организации, поднимаемые как определители судов этой службы (кормовой же флаг корабля имеет другой рису­нок).
  • Должностные флаги это символы, поднимаемые на кораблях во время присут­ствия на их борту флагманов или других лиц, которым при­своены особые отличительные флаги.
  • Сигнальные служат для передачи команд флагманом подчиненным ему командирам, дня подачи сигналов или пере­говоров между судами.

3. Гюйс (от голландского слова geus - нищий, которое Петр Великий прочитал как «гюйс») - флаг, поднимаемый на носовом флагштоке (гюйсштоке) корабля. Имеет меньшие размеры, чем кормовой флаг. Являясь также и флагом морских крепостей, означает, что военный корабль есть неприступная крепость.

4. Шлюпочные флаги в ВМФ не имеют сегодня индивидуального рисунка и не используются как специальные должностные символы уже со второй половины XIX в. Однако ранее это был особый флаг, означающий ранг флагмана, находящегося в шлюпке, и поднимался он на ее носовом флагштоке (на кормовом флагштоке помещался корабельный флаг).

5. Вымпел означает ныне, что боевой корабль находится в компании, т. е. полностью укомплектован командой, боевыми и прочими припасами и готов к выполнению боевой задачи. Полотнище вымпела может быть коническим (треугольным) или иметь коническую или прямую ленту, завершающуюся на конце двумя косицами. У шкаторины часто помещается головка, играющая роль крыжа.

6. Рейд-вымпел поднимается на корабле - официальном местопребывании должностного лица, которому брейд-вымпел присвоен.

7. специальные флаги глав государств, поднимаемые на военном корабле во время посещения его королем, президентом и т. п. Обычно поднимается на грот-мачте, но иногда оказывается и на месте кормовою флага.

История военно-морского флага начинается с времен царствования царя Петра I. Именно он считается и прародителем всего военно-морского флота России. При нем стали строится первые боевые суда и одержаны первые морские победы России. Пётр I уделял много внимания разработке проектов флага. В 1692 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором были те же самые цвета с Андреевским крестом поверх них. В 1693 и 1695 годах второй проект был включен в некоторые международные атласы как флаг «Московии».

Но на этом Пётр I не остановился и в период с 1692 года по 1712 года Петр I нарисовал ещё восемь проектов флага, которые последовательно были приняты во Флоте. Последняя (восьмая) и заключительная версия была так описана Петром I: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года.

Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским. Отношение ширины флага к его длине - один к полутора; ширина синей полосы равна 1/10 длины флага.

Если копнуть далеко в историю, во времена раннего христианства, думаю Вам это будет интересно, то можно узнать, что Апостол Андрей был братом Апостола Петра. Оба брата ловили рыбу в Галилейском море, что обусловило их покровительство над морской торговлей. Андрей был первым, кого призвал к себе в ученики Христос, поэтому был назван Первозванным. Согласно средневековому преданию, Апостол Андрей также посещал территорию будущей Руси, в связи, с чем считается святым покровителем России. В Киеве он оставил наперсный крест, после того, когда он посетил Новгород и расположенный рядом Волхов. Апостол Андрей стал известным после неустанного проповедования христианства в своём путешествии и принятия мученической смерти на косом кресте в греческом городе Патры. Теперь я думаю всем понятно от куда родилась такая символика.

Сколько побед одержал Российский флот под этим флагом просто не счесть, однако были и поражения. Но героической славы Андреевского флага трудно переоценить.

Следующей вехой в истории флага военно-морского флота была Октябрьская революция 1917 года. Как Вы помните вся символика царской армии ими была отменена.

К слову сказать, ведь иначе мой рассказ будет не полным, на кораблях военно-морского флота используется не только кормовой флаг, о котором была речь в начале моего повествования, а ещё и носовой флаг, который называется Гюйс. Гюйсом называли ещё и крепостные флаги военно-морского флота. Оба этих флага поднимаются на кораблях только на стоянке, на якорной или у причала, или как говорят моряки у стенки. Но Гюйс вместе с кормовым флагом поднимаются на кораблях только 1 и 2 ранга. Когда же корабль выходит в море, оба этих флага опускаются и поднимается один кормовой, но уже на самой высокой мачте, как раньше, или на стеньге как сейчас на современных кораблях, на грот-стеньге к тому же во время боя поднимается и государственный флаг России.

Так вот вплоть до 1923 года все корабли военно-морского флота РСФСР ходили под простым красным революционным флагом. И только в августе 1923 года капитаном первого ранга Н.И. Ордынским был разработан первый флаг революционной России, при разработке которого за основу был взят военно-морской флаг Японии.

И вот коммунисты, собрав Президиум ЦИК СССР, 24 августа 1923 года, позаседав учреждают этот кормовой флаг ВМФ СССР. В постановлении говорилось:

Военно-морской флаг - красного цвета, прямоугольный, посредине флага - белый круг с 8 расходящимися белыми лучами к углам и серединным сторонам.

В круге красная пятиконечная звезда, внутри которой серп и молот, обращённая одним концом вверх.

Размеры: отношение длины флага к его ширине как 3 × 2; круг имеет размер - половина ширины флага; звезда имеет диаметр - 5/6 диаметра круга; ширина лучей в круге 1/24, в углах и серединах сторон флага - 1/10 ширины флага.

Этот флаг просуществовал на флоте вплоть до начала 1935 года. Сменой или толчком для смены этого флага послужило преобразование Морских сил Дальнего востока, созданных 21 апреля 1932 года, в Тихоокеанский флот Приказ от 11 января 1935 года. Вот тогда и встал вопрос о замене военно-морского флага, так как он был очень похож на военно-морской флаг Японии, что могло привести к возможным проблемам и так не дружелюбно настроенной к нам Японии.

И вот 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР был учреждён новый Военно-морской флаг СССР.

Новый Военно-морской флаг СССР - представлял собой белое полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки флага. На белом полотнище помещены: в центре левой половины красная пятиконечная звезда, обращённая одним конусом вверх; в центре правой половины полотнища - перекрещённые серп и молот красного цвета.

Диаметр звезды равен 2/3 ширины всего флага, а наибольший диаметр перекрещённых серпа и молота - 2/3 ширины белого полотнища. Отношение ширины белого полотнища к голубой полосе 5:1. Отношение длины флага к ширине 3:2.

Под этим флагом были одержаны все победы в ВОВ, но и ему суждено было прожить лишь до 1950 года.

Так как флаг был неопубликованный и не вошедший в Свод законов СССР, то 16 ноября 1950 года постановлением Совета Министров СССР, флаг ввели в данный Свод и помимо этого были внесены изменения в Военно-морской флаг, в частности были изменены пропорции и расположения звезды и серпа и молота. Внешне заметить это не просто, но, однако не зря же люди заседали. И теперь флаг выглядел так и просуществовал аж до 26 июля 1992 года.

По всей вероятности Совету Министров СССР понравилось это занятие по изменению флага ВМФ СССР, что они 21 апреля 1964 года утверждают описания и рисунки военно-морских флагов и вымпелов СССР боевых кораблей, кораблей пограничных войск, вспомогательных судов и должностных лиц Министерства обороны и Комитета государственной безопасности СССР.

Так к примеру выглядел флаг Морских частей Погранвойск КГБ СССР.

Ну и как говориться, как веревочка не вилась всё приходит на круги своя. И вот 26 июня 1992 года на своё старое место возвращается наш старый, но опять новый Андреевский флаг. Белое полотнище с голубым крестом по диагонали.

Вот вроде и всё, но и ему уже пришлось потесниться. А именно Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 162-ФЗ «О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск». Военно-морскому флагу Российской Федерации был возвращён исторический синий цвет диагонального креста, что послужило к автоматической замене всех флагов с изображением Военно-морского флага Российской Федерации.

Да вот такая получается история у флага. Вообще на ВМФ много всяких разновидностей флагов. Это и Гвардейские флаги, где на флаг добавлена Гвардейская ленточка. И орденские флаги, и флаги вспомогательных судов ВМФ, и флаги расцвечивания, а также Брейд-вымпелы, вымпелы, флаги должностных лиц ВМФ и Государства. Изменились и флаги морчастей погранвойск, появились и флаги судов Внутренних войск. Но это уже другая история.

Мне же довелось служить в 80-х под молоткастым и серпастым флагом. И бороздить просторы Атлантического океана, Средиземного и Баренцево морей под ним красавцем. Для меня он всех дороже и красивее на свете, что уж тут поделать, это моя история, история моей службы…

Андреевский флаг двести лет, с 1720 года по 1918, был кормовым флагом военного флота Российской империи. В 1992 он вновь был поднят на кораблях военно-морских сил России. А с 29 декабря 2000 года, на основании федерального закона № 162, он стал знаменем военно-морских сил Российской Федерации. История Андреевского флага за триста лет наполнилась примерами героизма, самопожертвования, патриотизма и трагедий. Она стала неотделимой от истории России и вместе с ней переживала взлеты и падения.

История сине-белого флага

Своим появлением Андреевский флаг обязан Петру 1. Именно он выбрал синий косой крест на белом поле (символ святого Андрея Первозванного) флагом молодого военного флота. Есть несколько легенд, поясняющих такой выбор царя. Одна из них утверждает, что косая тень от оконной рамы, упавшая на чистый лист бумаги, навела Петра на эту мысль. Впрочем, скорее всего дело в особом отношении русских к святому. Ведь Андрей Первозванный издавна считался покровителем Руси. Еще в «Повести временных лет» сообщается, что апостол проповедовал в местах, где по прошествии времени появились Киев и Великий Новгород, и благословил их. Недаром Петр, описывая новый флаг, сказал, что на нем изображен крест, которым апостол Андрей окрестил Россию.

Последний флаг Российской Империи

Андреевский флаг развевался над русскими кораблями в дни их славных побед под Гангутом, Чесмой, Наварином и Синопом, он вдохновлял отчаянно дравшихся моряков в Цусимском проливе. Он пошёл на дно вместе с погибшим, но не сдавшимся крейсером «Варяг», затонувшим в бухте Чимульпо (теперь город Инчхо́н). Этот Андреевский флаг, фото которого представлено ниже, был поднят и в 2009 году возвращен в Россию (фото выполнено после доставки флага на родину).

В годы гражданской войны, в частности во время похода Дроздовского, Андреевский флаг был знаменем подразделения полковника Жебрака. Он использовался на кораблях «белого движения» и после гражданской войны, вплоть до 1924 года. В декабре этого года Андреевский флаг был спущен на последних оставшихся «белых» кораблях, стоявших в порту города Бизерта (Северная Африка). Причиной тому послужило признание Францией Советской России. В Советском Военно-Морском Флоте вначале также использовали гюйс с Андреевским крестом, в который внесли минимальные изменения в виде звезды в центре. Но позже был введен известный сейчас всем флаг ВМФ СССР. Впрочем, и здесь влияние прежних символов отчетливо заметно и невооруженным глазом, ибо новый флаг сохранил цвета старого - белый и синий.

Гордость русских моряков

Об отношении русских моряков к Андреевскому флагу красноречиво говорит история восстания на броненосце Черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический». Восставшие моряки подняли красное знамя, но оставили кормовой Андреевский флаг на месте. Ибо считали, что он является символом мужества и славы Российского военного флота, а не знаменем царя. И эта слава и память о павших героях будут незыблемы, пока на корабле гордо развевается белый стяг с косым синим крестом.

Военно-морские флаги России

Россия долгое время не имела морского флота, так как не имела выхода к морям. Обеспечение России морским побережьем и строительство флота - задачи, которые впервые удалось решить только Петру I.

Правда, в 1667-1669 годах, в царствование Алексея Михайловича иностранными мастерами был построен первый русский корабль «Орел», которому предстояло плавать по Волге и Каспийскому морю. До моря этот корабль не дошел, так как попал в руки разинцев и был ими сожжен, однако, известно, что на корабле были вывешены флаги белого, синего и красного цветов. Те же цвета выбрал для своего вновь построенного флота Петр I.

Наряду с общеизвестным бело-сине-красным флагом Петром также был учрежден Андреевский флаг - белый с косым голубым крестом.

Первоначально и бело-сине-красный, и Андреевский флаги равно использовались на военном и гражданском флоте. Разделение флагов на военно-морской и торговый произошло лишь в 1705 году.

При Петре I также появился российский гюйс, основу которого составил голубой Андреевский крест, помещенный на красном полотнище и дополненный прямым узким белым крестом.

Кормовой Андреевский флаг и гюйс с тех пор оставались неизменными флагами Военно-Морского Флота России вплоть до 1917 года.

Для кораблей, отличившихся в сражениях, со временем были введены особые Георгиевские флаги и вымпелы. На них в центре Андреевского креста помещалось изображение Георгия Победоносца в красном щитке.

После Октябрьского переворота 1917 года часть кораблей остались под Андреевским флагом, но некоторые подняли красные флаги. В годы Гражданской войны и интервенции большинство кораблей всех флотов было захвачено интервентами. Те же корабли, которые оставались под властью советского правительства, несли государственный флаг - красный с желтой надписью «Российская Социалистическая Советская Федеративная Республика».

29 сентября 1920 г. ВЦИК издал постановление, в соответствии с которым Военно-морским флагом Советской республики стал «красный флаг с якорем, красной звездой посередине его и белыми буквами «РСФСР» в верхней части якоря». Якорь был синим, а сам флаг имел две косицы.

В 1924 году в связи с образованием СССР, была утверждена система военно-морских флагов. Военно-морским флагом стало красное полотнище с белым кругом и восемью лучами (солнцем), в центре которого была изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Гюйс был очень схож с дореволюционным, но в центре его также помещался белый круг со звездой, серпом и молотом.

Особые флаги были утверждены для различных видов судов и для должностных лиц.

Для вспомогательных, портовых, гидрографических и лоцмейстерских судов были установлены синие флаги с морским флагом в крыже. Флаг пограничных судов впервые приобрел зеленый цвет.

27 мая 1935 года Военно-морской флаг был изменен и приобрел тот вид, в котором он просуществовал до распада Советского Союза. Это было белое полотнище с голубой полосой вдоль нижней кромки и с изображением красных серпа и молота и пятиконечной звезды.

Гюйс также изменился - он стал представлять собой красное полотнище с белым контуром пятиконечной звезды и серпа, и молота внутри нее.

Под этими флагами флот СССР сражался во время Великой Отечественной войны. 21 июня 1942 года для кораблей, отличившихся в боях, был установлен гвардейский Военно-морской флаг с изображением Георгиевской ленты. По сути, это было возрождением старого Георгиевского флага.

Во второй половине ХХ века облик флагов военно-морских судов и флагов командующих неоднократно менялся, как менялась и сама структура флота и наименования должностей, однако сам кормовой Военно-морской флаг остался неизменным.

После распада Советского Союза остро встал вопрос о символике российской армии и флота. Естественно, что при выборе флага для Военно-Морского Флота предпочтение было отдано историческому, успевшему прославиться на протяжении более чем двух веков, Андреевскому флагу. Указом Президента России от 21 июля 1992 года были восстановлены исторические российские Военно-морской флаг и гюйс. В целом же, система военно-морских флагов осталась, по большей части, прежней. Военно-морской флаг СССР в крыже был там просто заменен Андреевским.