Сочинение на тему: Анализ рассказа Белый пудель, Куприн. Образ собаки как показатель нравственных качеств человека Авторская позиция в рассказе белый пудель

Перед нами один из таких рассказов как «Белый пудель», это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов был знаком писатель лично. Вроде ничего особенно не было ну, захотела барыня своему сыну пуделя и что? Кто может заплатить за прихоть тот и прав. Здесь Куприн затронул не только социальное неравенство, но и дружбу человека и животного, взаимопонимание людей между собой и неумение и не желание воспитывать детей.

Невозможно не симпатизировать детям, вышедшим из низших слоев. Это же настоящие маленькие труженики. Они не понаслышке знакомы с трудом, холодом и голодом, а так же с преданной дружбой. Бродячие артисты с пуделем с трудом зарабатывают себе на жизнь. В отличие от сына барыни, который без конца капризничает и требует и выполнения своих желаний. Пудель для него просто игрушка, а для артистов полноправный член труппы участвующий в заработке. Между всеми троими очень добрые отношения. Несмотря на то, что мальчик собственно совсем посторонний человек дедушке Лодыжкину но, сколько тепла и ласки сквозит во взгляде и мыслях старика, когда он разглядывает купающегося мальчика.

Писатель очень хорошо показал различие между мальчиком артистом и сыном барыни. Артист Сережа мыслит по взрослому, заботится о дедушке и о собаке Артоше. Барский сынок изводит всех требованиями, истериками, полным равнодушием к окружающему его миру. На первом плане только его исполнение желаний, которым и потакает его мать

А.И. Куприн в рассказе показал, что преданность и дружба вовсе не нуждается в деньгах. Все зависит от состояния души человека. История заканчивается хорошо, а ведь могло быть совсем иначе. Автор специально так сделал, чтобы у ребят формировалось понятие, что добро сильнее зла. Дети должны знать, что не все можно купить на свете. К таким вещам относятся любовь и дружба.

Анализ рассказа Белый пудель 2

В каждом произведении Александра Ивановича Куприна раскрывается отношение авторской привязанности к животным, обездоленным людям, детям и природе. Он искренне радуется их удачам, подчеркивает проявление лучших человеческих качеств.

С точки зрения построения, рассказ "Белый пудель" не вызывает затруднения для понимания. В этом немалую роль играет кольцевая композиция произведения. Изображение автором троих героев в начале рассказа сохраняется и в конце. Их количественный состав меняется в центральной части, совпадающей с кульминацией рассказа.

Сюжет прост. Дружную компанию: старика, мальчика и пуделя время от времени посещает удача. Заработанных с помощью акробатических трюков и музыкального сопровождения денег хватает на пропитание и ночлег. Случай, произошедший на юге Крыма, на одной из дач богатой семьи, стал проверкой артистов на прочность отношений. Желание барского сына присвоить собаку для развлечения привело к похищению ее дворником. Ради спасения друга мальчик Сережа совершает рискованный поступок.

Благодаря действиям героев произведения, их речи, поведению, А.И. Куприн раскрывает бескорыстные взаимоотношения настоящих товарищей, которые не променяли собаку ни на что. Они согласны на дальнейшее нищенское существование, сохраняя совместные выступления в полном составе.

Автор изображает опыт, мудрость представителя старшего поколения. Однако, несмотря на свой возраст, сирота удивлял старика разумными рассуждениями, терпением, присущими взрослому человеку. В рассказе демонстрируются бесценные чувства любви, верности, доверия не только к людям, но и к животным.

Отношения героев, проявление их настоящих чувств и эмоций складывается вокруг пуделя Арто. Это преданная, умная собака, ради которой люди рисковали жизнью. Благодаря ей в рассказе раскрылись истинные качества людей.

Образ двенадцатилетнего Сережи - отважного, трудолюбивого, знающего цену заработанным деньгам, противопоставлен сыну барина - Трилли, избалованному, капризному мальчику. Именно за счет изображения разного мировосприятия героями, автор поднимает тему социального неравенства. Имея разный статус в обществе, одни сохраняют, преумножают в разных ситуациях духовные богатства, человеческие качества. Другие - эгоистично относятся к окружающим, не зная цену ни дружбе, ни деньгам.

Все события рассказа выстраиваются на фоне пейзажа Крымского полуострова. Южная природа вызывает неподдельный восторг Сережи, подчеркивая его открытость миру, жизнелюбие, доброту. Он радуется теплому морю, цветущим магнолиям, виноградникам и розам. Дачные участки, где расположилась барская семья, не привлекает особого внимания оранжереями и цветниками местных жителей. Равнодушие к природе одних героев противопоставляется положительным эмоциям других.

Рассказ привлекает удивительным пониманием автора души ребенка, трогательным отношением к животным и пожилым людям, стремлением показать победы любви и доброты над скупостью и эгоизмом.

  • Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети Тургенева

    Екатерина Локтева - сестра Анны Одинцовой, очень тихая и спокойная девушка. Образ Екатерины в романе "Отцы и дети" Тургенева Ивана Сергеевича является одним из самых приятных женских образов

  • «Белый пудель» - дружба дороже денег

    Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) известен как автор многочисленных произведений, в которых особое внимание уделено анализу людских взаимоотношений. Большой интерес писатель проявлял и к юным читателям. Он автор широко известных рассказов для детей и о детях – «Детский сад», «В недрах земли», «Чудесный доктор» и других. Его произведения пользуются особой любовью у юных граждан.

    Сюжет рассказа «Белый пудель» Куприн практически срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты, которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать. Среди частых гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну. Но старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.

    Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.

    Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе», воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын Трилли.

    На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа. Для богатых господ собачка – всего лишь забавная вещь, которую можно купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг. Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.

    Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Это обстоятельство позволяет четко обозначить контраст между детьми. Трилли воспринимает природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности.

    Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели – на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба – главные богатства в жизни человека. Вместе с тем каждая часть рассказа (всего их шесть) – логически законченный эпизод.

    У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.

    Помимо анализа «Белого пуделя» ознакомьтесь с другими сочинениями по произведениям Куприна:

    • «Гранатовый браслет», анализ рассказа

    «Белый пудель» Куприна А.И.

    Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) известен как автор многочисленных произведений, в которых особое внимание уделено анализу людских взаимоотношений. Большой интерес писатель проявлял и к юным читателям. Он автор широко известных рассказов для детей и о детях - «Детский сад», «В недрах земли», «Чудесный доктор» и других. Его произведения пользуются особой любовью у юных граждан.

    Сюжет рассказа «Белый пудель» Куприн практически срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты, которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать. Среди частых гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну. Но старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.

    Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.

    Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе», воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын Трилли.

    На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа. Для богатых господ собачка - всего лишь забавная вещь, которую можно купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг. Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.

    Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Это обстоятельство позволяет четко обозначить контраст между детьми. Трилли воспринимает природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок. Речь Трилли - это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности.

    Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели - на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба - главные богатства в жизни человека. Вместе с тем каждая часть рассказа (всего их шесть) - логически законченный эпизод.

    У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.

    Литература 4 класс. Тема: А.И. Куприн. Белый пудель.

    Цели урока:

    Учить давать характеристику главным героям.
    Развивать речь, анализировать произведение.
    Воспитывать культуру чувств через анализ произведения.

    Оборудование: портрет А.И. Куприна, сюжетные рисунки, раздаточный материал.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Психологический настрой на урок .

    Ребята, сядьте удобно, закройте глаза, вспомните своих близких и друзей. Я смотрю, у многих появилась на лице улыбка. Откройте глаза, если в классе есть ваши друзья, улыбнитесь им.

    А теперь представьте, что у вас на коленях сидит ваш маленький питомец. Погладьте его. Какой он пушистенький, хорошенький. Правда приятно? Вы любите их?

    2. Социализация.

    Возьмите белые цветы и напишите в центре свое имя. А на лепестках имена своих близких. Какие чувства вы испытываете к ним? Были ли случаи, когда вы, жертвуя своим временем или безопасностью, чем–то помогли им. (Ответы детей) Молодцы!
    - Назовите ценности в жизни человека. (ответы детей - жизнь, здоровье, близкие, преданность, верность, дружба, образование, семья…..)

    3. Беседа о биографии А.И.Куприна

    презентация

    4.Сообщение темы и цели урока.

    5.Работа в парах. Восстановление последовательности событий произведения.

    Восстановить план рассказа.

    2.Неудачный день.

    5.«Арто украден».

    1.Бродячая труппа артистов.

    3.«Хочу собаку!»

    6.Спасение собаки.

    4.«Не все… продается, что покупается».

    6.Беседа. Вопросы по содержанию рассказа (при этом ученики пользуются текстами и доказывают свои ответы цитатами)

    1. Сколько артистов в этой труппе? (старик, Сергей, пудель Арто и щегол в клетке, обученный вытаскивать из ящика бумажки с предсказаниями будущего)

    2. Кем приходится Сергей старику? (чужой человек)

    3.Назовите 3 самые дорогие существа (или вещи) старика? (Сергей, Арто, шарманка)

    4.Где происходят события рассказа? (в Крыму)

    5. Как себя чувствует Сергей в начале рассказа? Какое у него настроение? (он восхищается красотой природы, беззаботен и счастлив)

    6.С чего начинается произведение? (странное зрелище на даче. Трилли требует Арто)

    7.Кто такой Трилли? Как относятся к нему Сергей и старик? Прочитать. ("Шамашедший”; "Язвительный, однако, мальчуган. Как такого вырастили? Ну уж, будь в моей власти, я бы …ему прописал ижу”)

    8.Что ответил старик, когда барыня спросила за сколько он продаст собаку? ("Собаками, барыня, не торгую – с”)
    9.Почему дедушка отказался продавать пуделя? Кем была собака для дедушки и Серёжи?

    10.Что можно сказать о характере старого артиста? (гордый, благородный, честный человек, верный друг. Он не пытается угодить барыне и ее капризному сынку. Ему достаточно заработать на хлеб честным трудом)

    11.Как он объяснил свой отказ дворнику? Как вы понимаете такой ответ? ("Не всё то продаётся, что покупается”)

    12.Назовите наивысший момент переживания. (пропажа пуделя)

    13.За что Сергей сердился на старика, когда пропал Арто? (За его беспомощность, "Что нам делать теперь, Серёжа?”)

    14.Когда Сергей перестал злиться и пожалел старика? Почему? (Когда тот рассказал о чужом паспорте)

    15.В какой части рассказа вы испытали облегчение, радость за друзей? Какие чувства испытывал Сергей, когда оказался в барском саду? Найдите в тексте и прочитайте. (6 глава "Никогда в жизни мальчик не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, заброшенности и одиночества, как теперь”)

    16. Что заставляет Сергея спасать собаку? (Любовь к собаке, к старику; осознание того, что теперь только он может изменить ситуацию….)

    7. Характеристика героев рассказа.

    1.Как меняется Сергей от начала к концу рассказа? (Ученикам выдаются листы для письменной характеристики героя; они работают самостоятельно 2-3 минуты)

    Характеристика Сергея

    В начале рассказа

    В конце рассказа

    Проверка самостоятельной характеристики героя (ученики зачитывают свои варианты)

    Возможный итог записывается на доске:

    Характеристика Сергея

    В начале рассказа

    В конце рассказа

    Беззаботный, весёлый….

    Решительный, смелый, серьёзный,
    Чувствует ответственность за других,
    Взрослеет..

    2.Ребята давайте составим сравнительную характеристику героев: Сергея и Трилли.

    Трилли – разбалованный, грубый, нетерпеливый ребёнок.

    Сергей – работящий, вежливый, преданный, верный друг.

    8. Продолжение беседы.

    1.Зачем нужен был пудель Трилли? (для развлечений)

    2. Скажите ещё раз кем был Арто для дедушки и Серёжи? (преданным, верным другом, кормильцем…)

    3.Какова же тема произведения? (О взаимоотношениях людей и животных)

    4.А основная мысль? (Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Автор учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным; осуждает черствость и бездушие людей.)

    9.Домашнее задание

    Федеральное агентство по образованию

    ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

    Историко-филологический факультет
    Кафедра литературы

    КУРСОВая работа
    тема: Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».

    По дисциплине: методика преподавания литературы.

    Благовещенск 20____

    СОДЕРЖАНИЕ

    2.1. Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
    2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель».
    2.3. Применение приемов выявления и активизации сотворчества читателя при анализе рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …….........
    1 ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА……………......
    1.1. Приемы литературоведческого характера..................... ...................
    1.2. Приемы, развивающие сотворчество читателя...................... .........
    5
    2 Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»
    2.1. Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»... .........................
    2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель»....................... .............................. ......
    2.3. Применение приемов выявления и активизации сотворчества читателя при анализе рассказа А.И. Куприна «Белый пудель»...........
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

    (сделать табличкой, потом стереть границы и тогда номера страниц не будут «скакать».
    Каждый раздел, чтобы он не перемещался, отделяйте командой «разрыв страницы» В разметках странницы ишите команду «разрывы»)
    5

    ВВЕДЕНИЕ

    Основой уроков литературы является работа с текстом. При этом главным в литературном воспитании и развитии учеников является не только хорошее знание текста и умение его пересказать, а настоящее понимание того, что хотел автор донести до читателя в произведении. Таким образом, главная задача учителя – избрать для урока такой метод, включающий в себя приемы анализа текста, которые окажутся наиболее эффективными при изучении данного произведения.
    Педагог высказывает в классе не только свои впечатления от прочитанного, но и призван раскрыть научную позицию литературоведения. Художественный текст влияет на ученика не изолированно, ведь обоснования, данные учителем, мнения товарищей и собственное восприятие вкупе определяют отношение ученика к литературному произведению и его понимание.
    Из всего вышесказанного следует, что учитель призван определить направление анализа, выбрать основной путь разбора и приемы изучения текста. Учителю важно понять, когда и почему он избирает определенный прием анализа, а также при изучении какого конкретного произведения он это делает.
    Тема нашего исследования: «Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель». На примере анализа конкретного произведения мы убедимся, что одно и то же авторское творение может рассматриваться с разных сторон, в зависимости от варианта анализа – именно поэтому исследование наше актуально. Тем более, что сама по себе вариативность в преподавании ориентирует преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их духовного мира, формирование нравственных идеалов.
    Таким образом, цель перед нами стоит следующая – определить, какой из приемов анализа наиболее плодотворен и целесообразен при изучении данного произведения. Найти приёмы анализа, которые, с одной стороны, помогут глубоко изучить произведение, а с другой, – будут способствовать всестороннему развитию читателя-школьника.
    В соответствии с этим определим задачи исследования:

      ознакомиться с теоретической основой вопроса – существующими приёмами анализа литературного произведения;
      раскрыть особенности каждого из приемов анализа литературного произведения; Зачем?
      проанализировать текст рассказа «Белый пудель», используя
    при изучении вариативность приемов анализа
    Объектом исследования являются приемы анализа,
    предметом – рассказ А.И. Куприна «Белый пудель».
      ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
    Чтение и анализ художественного произведения представляет собой последовательные ступени восприятия словесного искусства. Анализ в условиях школы – это деятельность коллективная и потому, что изучение литературных произведений совершается в условиях общения классного коллектива, вбирает в себя читательский и жизненный опыт всех учеников данного класса, и потому, что школьный анализ, как и всякая учебная деятельность, предполагает обогащение индивидуальных впечатлений ученика опытом других читателей и толкований текста, которое представляет учитель. Анализ – важнейший метод научного постижения литературного произведении. 1
        Приемы литературоведческого характера.
      Маранцман – приемы с.151
      Анализ композиции 154
      Анализ стиля 155
      Устное рисование185
      Киносценарий 191
      Инсценирование 196
      Пересказ 199
    С.133 РЕЗАрсенал школьных приемов работы над литературным произведением разнообразен. Учителю требуется выбрать способы рассмотрения текста, необходимые для развития учеников и учитывающие особенности каждого конкретного произведения. Почему нет указания, на чью классификацию Вы ссылаетесь, и сносок на источник?
    1. Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа художественного произведения.
    Как указывает, (КТО?) Методика преподавания литературы, используя в школьном анализе постижение авторской позиции, опирается на современные достижения литературоведения. Приемы преследуют цель: прояснить авторскую мысль, сделать понятными взгляды и убеждения писателя.
    а) Изучение композиции. Композиция помогает ученикам увидеть авторский замысел, постичь его жизненную позицию. Основные приемы изучения композиции – сопоставление частей и элементов художественного текста, выявление сюжетов и образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста.
    б) Изучение стиля писателя. Приемы изучения разнообразны. Наблюдение над ним начинается с элементарных упражнений: найти эпитеты, метафоры, глаголы действия и так далее. Возможны и следующие задания: вставить слово, пропущенное учителем преднамеренно, а затем назвать его и объяснить целесообразность его употребления писателем. Большую роль играет работа с деталью.
    в) Комментарии исторического, тстис апмичы общественно-культурного или литературного типа. Они восстанавливают в глазах учеников реальную действительность, изображенную писателем, проясняют его намерения. Учителю необходимо воссоздавать и ситуации, послужившие поводом для написания произведения.
    2. Приемы сравнения и его виды.
    а) Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя с прототипом. Во-первых, такая работа обнаруживает, что художественные произведения – это отражение жизни. Во-вторых, она позволяет убедиться, что это отражение не зеркальное, что писатель соединяет в произведении и жизнь, и свое отношение к этой жизни. Маранцман с.158
    б) Сравнение произведений разных писателей, близких по тематике.164
    в) Сравнение героев, эпизодов, сцен внутри одного произведения.164
    г) Сопоставление произведения с другими произведениями писателя.с.162
    д) Сравнение разных вариантов одного текста, выявление развития авторской мысли в процессе создания произведения (работа с черновиками и каноническим текстом).158
    е) Сравнение литературного текста с произведениями других видов искусства. с179Включение смежных видов искусства при изучении художественного текста преследует цель – обострить эстетическую восприимчивость, развивать у школьников ассоциативное и образное мышление и расширять представления об искусстве: живопись, графика, прикладное искусство, музыка, кино и так далее. Могут вызвать при столкновении с первыми впечатлениями от прочитанного произведения желание его проанализировать.

    1.2. Приемы, развивающие сотворчество читателя.

    По мнению (КОГО?) Задачи школьного анализа текста: пробуждение сопереживания, активизация воображения школьников, формирование читательских качеств и другое. Все эти задачи не позволяют ограничиться в школьном разборе только приемами литературоведческого анализа.
    1. Оживление жизненных впечатлений. Многие методисты советуют учителю предварять чтение живыми впечатлениями. Такой прием создает личное отношение к читаемому, привлекает к работе над текстом эмоциональный опыт ученика. Например, перед чтением стихотворения о природе можно предложить вспомнить, рассказать или написать о самых запомнившихся днях весны, лета, осени или зимы, о впечатлениях о походе, экскурсии на природу, поездке, а затем сравнить сочинение школьников с изучаемым произведением. Эта работа обостряет интерес к изучаемому тексту, создает эмоциональный тон. Оживление личных впечатлений может не только предворять анализ, но и вплетаться в него и даже завершать работу. Главное в этом приеме – найти связь между мыслями и представлениями учеников с образами писателя. Вам компьютер указывает на ошибки, исправляйте!
    2. Выразительное чтение. По тому, как ученик прочел текст можно судить о характере его первоначального восприятия. Задача, поставленная перед классом: как прочитать данное произведение? – может являться скрытой формой анализа. Найти точную интонацию можно лишь приблизившись к авторскому голосу в произведении и одновременно ощутив, какое эхо рождает мысль писателя в собственной душе. Выразительное чтение ведет к эмоциональному пробуждению в произведении и будит творческую фантазию. Например, работа над стихотворением Лермонтова «парус». Можно предложить составить учащимся партитуру стихотворения, а затем, опираясь на нее, работать над эмоциональность. Выразительное чтение важно не только в учебном, но и в педагогическом плане. Чтение вслух приучает к культуре выражения чувств, оказывается одним из путей к искусству общения.
    3. Пересказ. Пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения. Существует несколько видов пересказа, каждый из которых помогает обратить внимание учеников на тот или иной элемент текста.
    а) подробный пересказ. Его цель – передать содержание прочитанного как можно подробнее с целью выработки навыков логически построенного изложения, формирования памяти, обогащения речи учащихся.
    б) сжатый (краткий) пересказ. Его цель- найти главное, уметь содержательно и без многословия передать основное.
    в) пересказ-извлечение – это пересказ материала, разбросанного в разных частях текста, хотя и связанного единством сюжета и персонажей. Это может быть извлечение материала, изображающего действующее лицо или группу лиц, определенную тему, пейзаж и так далее. Например, история Татьяны в повести И.С. Тургенева «Му-му», настоящий и механический соловьи в сказке Г. Х. Андерсена «Соловей», природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Разве это приёмы, развивающие сотворчество?
    г) пересказ с изменением лица рассказчика. Это рассказ о событиях, происходящих в произведении, от лица одного из героев или, наоборот, передача личных воспоминаний и впечатлений от третьего лица, реже от второго в обобщенном значении.
    д) пересказ с элементами сочинения. Это передача содержания текста с включением элементов творчества учащихся, их отношение к описываемому, дорисовка деталей сюжета и так далее.
    е) художественное рассказывание – это самый сложный вид пересказа. Он требует основательного знания текста и мастерства его изложения, отражает особенности стиля изучаемого произведения в искусном исполнении рассказчика, в его выразительности.
    4. Словесное рисование. Реализация образов возникает при чтении, способствует углублению субъективного начала разбора. Предполагает, что человек, опираясь на образы, созданные писателем, детализирует свое видение в картине, которую словесно воспроизводит. Уместно предложить ученикам начинать эту работу с описания портрета (только внешность героя). При этом следует помнить, что нельзя давать портрет героя в неконкретной ситуации. В устном рисовании эмоции ученика очень активны. Формы его (рисования) должны класс от класса усложняться, видоизменяться.
    5. Составление киносценария. Кинематограф близок детскому сознанию. Динамизм – это неотъемлемый признак киноискусства, а ученик видит мир в движении, смена зрительных впечатлений захватывает ребенка. В ходе создания киносценария дети учатся не только понимать язык кино, но и глубже пристальнее всматриваться в литературный текст. Для того, чтобы написать киносценарий по литературному произведению, надо пережить его, увлечься затронутыми в нем вопросами, надо по-настоящему «увидеть» его героев. Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого медленного чтения. Он оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого. Учитель показывает кинофрагмент и, опираясь на непосредственное впечатление от прочитанного, выясняет такие понятия, как крупный, средний, общий план, показывает смысловое значение смены плана. Затем намечаются границы киноэпизодов, общий мотив сценария, объединяющий все эпизоды. Учащиеся заполняют таблицу.
    План записи кадров

    6. Инсценирование (драматизация). Оно побуждает учеников к творческому поиску. «Оживление» героев активизирует воображение и сопереживание. Этот прием позволяет усилить развитие конфликта, острее прочертить линии в сознании учеников. Чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания, тщательно готовиться к выступлению. Инсценирование – это такой вид работы, когда учащемуся предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их позы, движения, жесты.
    7. Литературная игра. Приемы занимательности являются эффективным приемом изучения и творческой интерпретацией произведения. Игры бывают читательские (кроссворды, сканворды, ребусы, шарады) и исполнительские значительно больше видов исполнительских игр. (инсценировка). Они тесно взаимодействуют с другими приемами изучения литературы.

      Вариативность приемов анализа при изучении рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
        Анализ рассказа А.И. Куприна «Белый пудель».
    Начиная исследовать текст произведения, мы сразу обращаемся к истории его создания, чтобы знать когда и при каких обстоятельствах автор создал свое литературное творение, а может даже, кто послужил прототипом того или иного героя. Но арсенал сведений о рассказе Куприна «Белый пудель» невелик. Известно, что написан он был в 1903 году. В эти годы писатель живет в Петербурге и работает в «Журнале для всех», там и издается впервые это произведение.
    В рассказе Куприн затрагивает тему дружбы, тему человеческого, гуманного отношения к животному. Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся богатая барыня и ее сын Трилли, на другой - старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за собаки. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью.
    Произведение автор делит на шесть глав, а значит, на шесть смысловых частей. В первой главе Куприн сразу отмечает место действия – южный берег Крыма. Далее сразу начинается описание внешности главных героев: мальчика Сережи, дедушки Лодыжкина и пуделя Арто. С помощью этого описания автор не только знакомит читателя с главными героями произведения, но и с первых строк показывает, насколько бедна и тяжела жизнь этих людей. Сереже двенадцать лет, это юный мальчик. Дедушка Лодыжкин – пожилой человек. С ними пудель, который бежит и указывает дорогу. Возраст героев угадывается и в том, как они шли: мальчик «шел», а дедушка «плелся». Несмотря на жару, Сережа «держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом», а это уже показывает его бережное отношение к дедушке. И при помощи этого просто и предельно понятного описания мы легко рисуем в воображении описываемое автором.
    Не случайно и описание шарманки, на которой играет дедушка и которая является единственным заработком для бродячих артистов. Куприн подробно описывает шарманку, чтобы показать, насколько она старая и практически бесполезная вещь, ведь ее даже чинить не берутся. Но писатель говорит, что несмотря на это, дедушка очень любит шарманку и относится к ней, как к живому существу, разговаривает с ней: «Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное». Не меньше он любил мальчика и собаку. Конечно, в процессе произведения мы увидим это наглядно, но уже в первой главе Куприн делает на это моменте акцент. Эти, казалось бы, мелочи характеризуют дедушку с положительной стороны – он не озлоблен на жизнь, сохранил умение видеть прекрасное и самое главное умение любить, дорожить близкими.
    Вторая глава начинается с описания моря, пейзажа на фоне, которого происходят события. Стоит невыносимая жара. Особое внимание заслуживает речь персонажей. У дедушки она насыщена просторечными словами и выражениями, что само по себе говорит о том, что он выходец из народа: «значит, мол», «домишко», «ужотко», «телеса», «трошки». Речь Сережи также проста, он использует разговорные варианты слов: «глянь-кось», «умереть мне на месте», «бона сколько». Это объясняется просто – общение и жизнь с дедушкой накладывает отпечаток на речь мальчика. Примечательно и то, что дедушка обращается к пуделю, используя ласкательные выражения «брат песик», «Артошенька». Это уже говорит нам об отношении дедушки к Арто как к родному существу. Испытывая усталость от жары, Лодыжкин понимает, что и псу приходится несладко в летнем зное. Мы также видим, что дедушка рассудителен и мудр, на предложение Сережи искупаться он предлагает потерпеть, ведь: «…после купанья еще больше разморит», «…спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то... а потом, значит, поспать трошки... и отличное дело...»
    Куприн приводит описание природы Крыма, но старик не восхищается ею, потому что «… хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона». Зато многое восхищает Сергея, ведь он был здесь впервые. И это, казалось бы, незначительное примечание автора играет большую роль в познании характера главного героя. Не каждый человек будет наслаждаться природой, лишь тонко чувствующий, внимательный, чуткий способен разглядеть красоту природы и наслаждаться ею. Поэтому нам становится ясно, что Сережа является таковым. Сам автор подмечает: «…все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика». Он еще совсем юн, но уже способен видеть прелесть природы: «Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду - на клумбах, на изгородях, на стенах дач - яркие, великолепные душистые розы…»
    В этой главе мы видим и отношения дедушки и Сережи. Старик называет мальчика тоже ласково «братец мой», относится бережно. Помимо этого Лодыжкин рассказывает мальчику о южных городах (Сочи, Адлер и т.п.), людях, которые там живут (эфиопы, турки, черкесы), о растениях (пальма, апельсин, лимон). Он не отмахивается от Сережи, а разъясняет все, что ему интересно или непонятно. В свою очередь мальчик слушает дедушку внимательно, не перечит ему – значит, уважает старших и не избалован. Герои неприхотливы, они рады любому заработку: «Вообще Лодыжкин был скромного нрава и, даже когда его гнали, не роптал». Дедушка Лодыжкин, мальчик и собака всегда старательно выполняли свои трюки, заранее не зная, чем и сколько им заплатят. Случай, когда одна барыня дала артистам дырявый гривенник, а дедушка выкинул его, говорит нам о том, что дедушке стало неприятно от такого поступка, что он, хотя и беден, но сохранил чувство собственного достоинства. Также эта картина показывает, насколько злыми и не ценящими труд других могут быть люди. Дедушка Лодыжкин говорит: «Барыня небось думает: все равно старик кому-нибудь ее ночью спустит, потихоньку, значит. Нет-с, очень ошибаетесь, сударыня». Этими словами писатель объясняет читателю, что дедушка и в самом деле все заработанные средства пускает на пропитание всей труппы, что говорит о его заботливости и неравнодушии.
    В третьей главе герои оказываются на даче «Дружба», где наблюдают картину того, как маленького непослушного мальчика несколько человек пытаются уговорить выпить микстуру, но тот ведет себя странно и некультурно, бьется в истерике. Каждое слово в этой сцене, каждое описание говорит о героях и их поступках. Начнем с описания Трилли. Он очень ухожен, белокурые волосы, чистый костюмчик – все это прямо противоположно внешности Сергея. Но, несмотря на внешний лоск, поведение мальчика более чем странно – он позволяет себе оскорблять взрослых, не слушается. Но и поведение самих этих взрослых вызывает недоумение – мать встает на колени и начинает умолять его принять лекарство, обещая при этом любые подарки, доктор и остальные крутятся вокруг него и также упрашивают. Этой сценой автор показывает предельную избалованность Трилли. А что же главные герои? Они изумлены от увиденного: «Сергей, долго глядевший с любопытством и удивлением на эту сцену, тихонько толкнул старика в бок. - Дедушка Лодыжкин, что же это такое с ним? - спросил он шепотом. - Никак, драть его будут?»; «Как его, такого, вырастили, шут его возьми?»- говорит дедушка. Жители дачи прогоняют артистов, ни их вид, ни желание показать выступление не вызвали у господ ни жалости, ни умиления. Они зло прогоняют мальчика и дедушку. Но вновь потакая капризам маленького Трилли, возвращают артистов, разрешая показать трюки. Здесь большого внимания заслуживает речь мальчика, которая представляется лишь криками и воплями: «Хочууу! Мнее!» и др. Это характеризует его как маленького невоспитанного эгоиста. В свою очередь поведение Сережи прямопротивоположно: он старательно выполняет трюки: «Репертуар у Сергея был небольшой, но работал он хорошо, "чисто", как говорят акробаты, и с охотой». Затем Трилли требует, чтобы ему купили собаку. И взрослые пытаются это сделать. Они не стесняются в выражениях и грубо, оскорбляя старика («безумный старик, истукан»), упрашивают продать Арто. Они считают, что нет вещи, которая не продается, то есть собака для них – не живое существо, а просто вещь. Но дедушка в свою очередь не только не продает собаку, а вежливо беседует с господами: «- Покорнейше вас благодарю, барин, а только... - Лодыжкин, кряхтя, вскинул шарманку за плечи. - Только никак это дело не выходит, чтобы, значит, продавать. Уж вы лучше где-нибудь другого кобелька поищите... Счастливо оставаться...». Таким образом, здесь мы видим основной конфликт произведения: для богатых людей собака – это всего лишь вещь, которую можно купить за деньги, утешив на время бьющегося в истерике ребенка. А для дедушки и Сережи пудель является другом, ведь они не только используют его в своих выступлениях, но и ласково относятся к нему, что мы видим и в речи и в поступках.
    В этой же главе автор показывает нам, что и сам пудель Арто – не просто собака, которая выполняет приказы и следует за путниками, но это верный друг, который переживает за них и неравнодушен ко всему, что с ними происходит. Например, когда Сережа купается пудель на берегу не находит себе места. Куприн даже озвучивает мысли собаки: «Арто неистово лаял и скакал по берегу. Его беспокоило, что мальчик заплыл так далеко. «К чему показывать свою храбрость? - волновался пудель. - Есть земля - и ходи по земле. Гораздо спокойнее»; «К чему эти дурацкие фокусы? Сидел бы у берега, рядом со стариком. Ах, сколько беспокойства с этим мальчишкой!». Во всем этом читается доброе, бережное отношение героев друг к другу. Дедушка даже ругается добродушно, Сережа слушается дедушку.
    Описание героев при купании вызывает не только умиление тем, как они переживают друг за друга, но и жалость от их внешнего вида. Оба, и дедушка, и мальчик очень худы – подчеркивает автор: «…впалые бока. Тело у него было желтое, дряблое и бессильное, ноги - поразительно тонкие, а спина с выдавшимися острыми лопатками была сгорблена от долголетнего таскания шарманки», - описывает он Лодыжкина, а Сережа: «даром что костлявый - вон все ребра видать». А также вспоминается описание убогой одежды, когда Сережа показывает трюки на даче: «Сергей разостлал на земле коврик, быстро скинул с ног парусиновые панталоны (они были сшиты из старого мешка и сзади, на самом широком месте, украшались четырехугольным заводским клеймом), сбросил с себя старую куртку и остался в стареньком нитяном трико, которое, несмотря на многочисленные заплаты, ловко охватывало его тонкую, но сильную и гибкую фигуру». Это контраст, который использует автор, чтобы показать нам всю остроту ситуации – белокурый мальчик Трилли с его холеной кожей и чистеньким костюмом и загорелый от постоянного нахождения на солнце, худой в рваной одежде Сережа. Куприн заостряет на этом внимание, ведь это важно учитывать при дальнейшем развитии событий, когда дворник догоняет уже ушедших с дачи артистов и предлагает огромные деньги за собаку, а дедушка и тут отказывается. Для него Арто не стоит никаких денег, он его друг, близкое родное существо и точка. Но здесь не только трепетное отношение старика к псу, но еще и его моральный облик, нравственные ценности, которые читаются в фразе: «Ты так и скажи своему барину, который железную дорогу строит, - возвысил голос дедушка. - Так и скажи: не все, мол, продается, что покупается». Он даже называет дворника «Иудой, хамом и продажной душой», настолько удивительно ему, неприятно все произошедшее, неприемлемо для него.
    В пятой главе наблюдаем сцену завтрака. У дедушки и Сережи простая пища, которой они рады. Дедушка Лодыжкин и здесь заботится о младшем – дает ему куски побольше, понимая, что ребенок растет, а также кормит собаку, несмотря на то, что еды немного, а на последующие приемы пищи еще нужно заработать.
    После завтрака артисты решают отдохнуть и поспать немного, тут то дворник и выкрал Арто. Сережа и дедушка напуганы, огорчены пропажей собаки: «Мальчик бегал взад и вперед по той стороне ручья, пронзительно свистал и кричал громко, с беспокойством и испугом: - Арто, иси! Назад!»; в свою очередь и дедушка тоже обеспокоен: «- Арто! Ар-то-шень-ка! - жалобно завыл старик». Мальчик и дедушка расстроились до слез. Но горько было не только от того, что украли собаку, но и от того, что не имелось возможности вернуть ее, потому что дедушка потерял свой паспорт и опасался, чтобы его без этого документа не арестовали. Все это вызывает такую жалость и боль за героев. Куприну удалось так изобразить ситуацию, что трогает она до глубины души. И опять же бесконечная забота друг о друге: «Милый ты мой, родной, - приговаривал, трясясь всем телом, старик. - Собачка-то уж очень затейная... Артошенька-то наш... Другой такой не будет у нас... - Ладно, ладно... Вставай, - распоряжался Сергей. - Дай я тебя от пыли-то очищу. Совсем ты у меня раскис, дедушка». Сережа, хотя он совсем ребенок: «… хорошо понимал все роковое значение этого страшного слова "пачпорт". Поэтому он не настаивал больше ни на дальнейших розысках Арто, ни на мировом, ни на других решительных мерах». При этом думает не только о себе и своих желаниях, но и о благосостоянии дедушки. При всем этом мальчик решает выкрасть Арто и убегает из кофейной, в которой они с дедушкой остановились на ночлег. Не пугает его ни темнота ночи, ни море, которое «расплескивалась живым, сверкающим металлом, опоясывая берег». Сергею, конечно, было немного жутко, но отвага переполняла его сердце, он боролся со страхом. Перелезая через забор дачи, он упал, но и это не остановило его. Дом господ представлялся ему «наполненным беспощадными притаившимися врагами, которые тайно, с злобной усмешкой следили из темных окон за каждым движением маленького, слабого мальчика». Мальчик услышал визг собаки из темного подвала – пес будто чувствовал, что мальчик пришел его спасать и звал на помощь, взвизгивая. Выбежавший из подвала дворник показался Сереже «великаном, разъяренным сказочным чудовищем», но и его он не испугался, а действовал быстро. Мальчику и пуделю удалось убежать. Причем убегали они сообща, без слов понимая друг друга и действуя заодно. Само по себе то, что богатые господа держали пуделя не в доме, а в подвале говорит об их истинном отношении к нему – это всего лишь средство развлечения их маленького господина Трилли. Сережа, побеждая страх, шел напролом, спасая пса.
    Для диплома такого анализа будет недостаточно. Неужели нельзя усилить собственные суждения литературоведческим материалом?
    2.2. Применение приемов литературоведческого характера при анализе рассказа «Белый пудель».
    Использование различных приемов анализа текста на уроке литературы дают учителю возможность показать данное произведение с разных сторон. Каждый прием помогает акцентировать внимание учеников на том или ином элементе текста, герое, а также раскрыть истинный смысл изучаемого.
    Приемы выявления авторской позиции в процессе анализа художественного произведения преследуют цель: прояснить авторскую мысль, сделать понятными взгляды и убеждения писателя. Учитель опирается на изучение композиции, стиля писателя, а также комментарии исторического общественно-культурного или литературного типа.
    При анализе композиции рассказа «Белый пудель» учитель обращает внимание учеников на то, что произведение состоит из шести глав, композиция организована сюжетно, представлена в событийной форме.
    Предлагаем ученикам кратко определить содержание каждой части.
    Можно не давать анализ рассказа в курсовой, а взять из него материал для ответа на этот вопрос.
    В первой главе мы знакомимся с героями произведения (Сережа, дедушка Лодыжкин и пудель Арто), узнаем об их жизни, роде деятельности (мальчику двенадцать лет, дедушка пожилой, они бродячие артисты – дедушка играет на шарманке, а мальчик и собака показывают трюки). В последующих главах мы узнаем о том, насколько тяжела и бедна жизнь этих людей, а также основу рассказа составляет случай, произошедший на даче «Дружба» (артисты показали представление, а капризный мальчик Трилли потребовал купить собаку и когда Сережа с дедушкой отказались продать ее, дворник господ выкрал ее, а Сережа впоследствии вернул пуделя).
    На первый взгляд может показаться, что использование данного приема (анализ композиции) может привести к механическому пересказу основных моментов произведения. Но это не так. Ведь если учитель, следуя вместе с учениками по основным частям произведения, акцентирует внимание школьников не только на порядке происходящих событий, а на том, зачем автор выстроил произведение именно так, то это поможет понять авторский замысел рассказа. В развитии событий обнаруживается связь и противоречия между персонажами, раскрываются различные черты человеческих характеров. Например, то, что вначале автор рассказывает о том, как Сережа и дедушка зарабатывают на жизнь, каким трудом это им достается, а уже затем повествует о случае на даче «Дружба» логично, ведь читатель может проследить контраст столкнувшихся в конфликте людей (бедных и богатых), понять, что несмотря на всю нелегкую жизнь, бродячие артисты не озлоблены и не способны продать собаку даже за большие деньги. Развитие действия дает представление о возможных путях развития конфликтов произведения. Например, по ходу изучения композиции рассказа, после анализа четвёртой главы, можно предложить детям творческое домысливание: с этой целью предлагаем порассуждать, каким бы могло быть продолжение рассказа после того, как дворник украл пуделя. Ученики, опираясь на те сведения, которые им известны из первой, второй, третьей и четвертой предыдущих глав, должны предположить дальнейшее развитие
    и т.д.................