Китай история становления. Древний китай - история великой империи. Периодизация китайской истории

1) XVIII-XII век до н.э. Эпоха Шан (Инь). Большое количество памятников материальной культуре, орудия сделаны не только из камня и кости, но меди и бронзы. Начало формирования культа Императора. В XVII веке образовалось государство Шан (соседи называли его Инь). Археологические данные свидетельствуют о расслоении общества.

2) XVII-V века до н.э. Эпоха Чжоу (речь идет о восточном и западном регионах). В эту эпоху на территории древнего Китая существовали десятки самостоятельных государств, воюющих друг с другом. Наблюдалось усиление родовой знати, формирование государственной власти. Первое лицо государства Царь (или Ван) и его советники:

a. Титул первого советника Великий Наставник (Он занимался делами религии).

b. Титул второго советника – Великий Учитель (Общественные работы, ирригация).

c. Титул третьего советника – Великий покровитель (Военное дело)

Формировались культы:

b. Культ предков

c. Культ императора

d. Культ природы

3) V-III века до н.э. Эпоха Чжаньго (эпоха воюющих царств). В эпоху Чжаньго насчитывается семь крупных царств, появились металлические деньги, состоялся подъем экономики:

a. Железное орудие труда

b. Ремесла

Централизации страны способствовали:

a. Расширяющаяся торговля

b. Иррациональная система

c. Противостояние к кочевникам

4) 221-207 года до н.э. Эпоха государства Цинь. Государство Цинь располагалась в западных границах Китая. В IV веке до н.э. сановник Шан Ян провел очень важные реформы . В III веке государство Цинь побеждает Чжоу и окончательно объединяется в период 246-210 года до н.э. Правил один из могущественных императоров – Ин Чжен.

5) 2006 год до н.э. – 9 год н.э. Первая династия Хань. После смерти Цинь Ши Хуанди в древнем Китае вспыхнуло восстание, в результате которого один из его вождей Лю Бан становится императором новой династии Хань.

6) 25 -220 года н.э. Вторая династия Хань.

После 220 года н.э. Китай распадается на три царства – начало средневековья .

§2. Основные достижения китайской культуры

1) Культ предков и культ императора

2) Китайская мифология. Мифы повествуют о небе, перво-предках – культурных героев: император, сановники, вельможи. В эпоху Чжоу окончательно сформировался культ неба (Тянь) и практика гадания.

Инь и Ян – две первопатенции, отделившиеся от хаоса и создавшие весь мир. Инь – это теневой, северный, аЯн – освещенный южный. Инь – Женское начало, тьма, вода, смерть… В даосизме именно эти понятия помогут объяснить весь мир. Ян – мужское начало, солнце, свет, жизнь.

Традиционность и стабильность бытия – главные приоритеты китайской культуры. Боги в представлении китайцев воплощали природные и культурные объекты.

Компас, порох, пельмени, бумага (в том числе туалетная бумага и бумажные деньги), шелк и многие другие вещи из нашего быта, что их объединяет? Как несложно догадаться все они пришли к нам из древнего Китая. Китайская культура и цивилизация принесла человечеству великое множество полезнейших изобретений, открытий. Причем не только в сфере материальной, но и духовной, ведь учения великих китайских философов и мудрецов, таких как Кун-Дзы (более известный как Конфуций) и Лао-Цзы остаются актуальными во все времена и эпохи. Какова были история древнего Китая, его культура и религия, обо всем этом читайте в нашей статье.

История древнего Китая

Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.

Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.

Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.

Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?

Первая из них была земельная реформа, которая нанесла сокрушительный удар по общинному землевладению, впервые земли стали свободно покупаться и продаваться. Второй была административная реформа, которая всю китайскую территорию разделила на административные центры, они же уезды (сян), во главе каждого такого уезда состоял государственный чиновник, который своей головой отвечал перед императором за порядок на своей территории. Третьей важной реформой была налоговая реформа, если раньше китайцы платили земельный налог – десятину от урожая, то теперь плата взималась в зависимости от обрабатываемой земли, что дало государству ежегодный постоянный доход в не зависимости от неурожая, засухи и т. д. Все риски связанные с неурожаями ложились теперь на плечи земледельцев.

И без сомнений важнейшей в те неспокойные времена была военная реформа, которая впрочем, предшествовала объединению Китая: сперва циньское, а потом и общее китайское войско было перевооружено и реорганизовано, в него были включены конница, бронзовое оружие заменялось железным, длинная верховая одежда воинов была заменена короткой и более удобной (как у кочевников). Солдаты были разделены на пятерки и десятки, связанные друг с другом системой круговой поруки, те кто не проявлял должного мужества подвергались суровому наказанию.

Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.

Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.

На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.

Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.

Культура древнего Китая

Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.

Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.

Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.

О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.

Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.

Так выглядит древнекитайская джонка.

И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе . – Конфуций.

Допуская злобу Великую - обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься - творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Религия древнего Китая

Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней .

Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.

Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.

Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.

Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.

Искусство древнего Китая

Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.

Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.

Архитектура древнего Китая

Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.

Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.

Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи

Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.

Китайская пагода.

Буддийский храм.

  • Древний Китай – родина футбола, так считают китайские историки, поскольку эта игра в мяч упоминается еще в древних китайских хрониках, которые относятся к 1000 году до н. е.
  • Именно китайцы были одними из первых изобретателей календаря, так примерно в 2000 году до н. е. они стали использовать лунный календарь, в основном для сельскохозяйственных работ.
  • Издревле китайцы почитают птиц, причем наибольшем уважением пользуются феникс, журавль и утка. Феникс олицетворяет императорскую власть и силу. Журавль символизирует долголетие, а утка – семейное счастье.
  • У древних китайцев было законным многоженство, но разумеется при условии, что муж достаточно богат, чтобы содержать нескольких жен. Что же касается китайских императоров, то порой в их гаремах были тысячи наложниц.
  • Китайцы верили, что во время занятий каллиграфией происходит совершенствование души человека.
  • Великая Китайская стена, грандиозный памятник китайского строительства входит в книгу рекордов Гиннеса по множеству параметров: это единственное строение на земле, которое видно из космоса, ее строили 2000 лет – с 300 года до н. е. до 1644 года, и при ее постройке погибло больше людей, чем где-либо еще.

Древний Китай, видео

И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.


3. Право Древнего Китая

1. На обширной территории между рекамиХуанхэ и Янцзы издавна проживали земледельческие племена.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э.;

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из

которых связан с царствованием определенной династии:

Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

Царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;

Царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

Царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу в Китае был активизирован многочисленными войнами и покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.

2. Характерной особенностью развития древнекитайского общества являлось наличие в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов:

1) Традиционная крестьянская община , которая с одной стороны поддерживала своих сородичей, а с другой – жестко контролировала их мысли и поступки;

2) Развитый бюрократический аппарат , который выражался в существовании системы сложных социальных рангов.

Бюрократическая система управления совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.

Общество и государство Древнего Китая были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.

Господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.

Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Основными источниками рабства были:

Захват пленных на войне;

Продажа в рабство за долги;

Обращение в рабство за некоторые преступления;

Получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

общественное поле , которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

частные поля , которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда.

В середине 4 в. до н.э. была проведена реформа сановника Шан Яна, которая узаконила продажу и покупку земли.

Также эта реформа ввела новое территориальное деление страны – на уезды. По реформе существовала круговая порука. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку – пятидворку, во главе со старостой. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т.д. – вплоть до округов и областей.

В 9 г. н.э. реформы Ван Мана – пытались запретить продажу земли, но не получилось.

Социальная структура Древнего Китая не была закрытой, существовала возможность выдвинуться из низов общества на крупные административные должности.

Во главе государства стоял царь-ван («сын неба»)

Царь обладал высшей законодательной и судебной властью, командовал войсками, являлся верховным жрецом, ведущим свою родословную от бога. Трон передавался по наследству, если тому не мешали обстоятельства.

Вану подчинялись высшие чиновники (дафу), а те, в свою очередь, имели своих подчиненных.

Одним из самых знаменитых правителей Древнего Китая был Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.), первый император династии Цинь. Он централизовал управление государством.

Китай был единственным государством Древнего Мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния Назначение на государственную должность требовало определенных знаний от соискателя. Они должны были задавать конкурсные экзамены.

3. Источники права: обычаи, писаные законы, распоряжения правителя.

Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов . Приверженцы Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты (законники - Шан Ян и др.) настаивали на том, что жизнь подданных вана должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона , которые дополняют друг друга.

В эпоху Хань появляются многочисленные правовые сборники, которые содержали статьи о праве собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве и процессе.

Таким образом , важнейшей чертой древнекитайского общества было наличие традиционной крестьянской общины и развитого бюрократического аппарата. В Древнем Китае циклически сменялись правящие династии, которые совершенствовали бюрократическую систему предшествующей династии, не ломая ее полностью. Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов .

Государство и право Древней Греции. Древняя Спарта

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго - Борющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образовавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделялись семь сильнейших, которые подчинили своей власти слабых соседей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь . Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели создавали замечательные трактовки в области естествознания, философии, истории, романтики и поэзии продолжающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфуций и Лао-цзы основатели двух философско-религиозных школ - конфуцианства и даосизма, приверженцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на границы, это был единый мир, одна цивилизация, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои географические пределы Такое объединение в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одного из «семи сильнейших» - царства Цинь . Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г. до н. э.). Но какое это было десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского общества.

Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань

На смену ей пришла новая династия - Хань , которая не только не перечеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди , но сохранила, приумножила его достижения и распространила их на окружающие народы, от пустоши Гоби на севере, до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя древнего Китая, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду .

В дальнейшей истории цивилизации древнего Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждого кризиса Китай выходил неизменно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного взлета китайской цивилизации являемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства и своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

Улица китайского города эпохи Восточного Чжоу

Возникновение цивилизации древнего Китая

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседствовало с многочисленными кочевыми племенами. Но ограждённое естественными рубежами - рекой Хуанхэ и горными хребтами, - царство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступления на соседние державы и племена. Земли царства, лежащие в бассейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что значительно повысило урожай. По территории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала одним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Средней Азии. Из Цинь вывозили в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводческих племён севера и северо-запада жители царства Цинь получали шерсть, шкуры и рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями областей Му и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торговых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до древней Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361-338 гг. до н. э.) началось усиление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоевательных походов. То же самое происходило и в других царствах древнего Китая.

В середине IV в. до н. э. в царстве Цинь были осуществлены важные реформы , способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян - один из наиболее видных представителей и ревностных последователей учения фацзя. Первой была земельная реформа , нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться. В целях централизации государства Шан Ян ввёл новое административное деление по территориальному принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё царство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чиновники. Самыми мелкими административными единицами стали связанные круговой порукой объединения из пяти и десяти семей. Второй реформой была налоговая. Вместо прежнего земельного налога составлявшего 1/10 часть урожая, Шан Ян ввёл новый налог, соответствующий количеству обрабатываемой земли. Это обеспечило государству ежегодный постоянный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неурожаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взимания налогов обеспечивала огромные средства, необходимые правителям царства Цинь для ведения войн.

Согласно военной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и реорганизовано. В него включили конницу. Боевые колесницы, составлявшие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым - из железа. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой круговой поруки. Солдаты, не проявившие должного мужества, подвергались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых боеспособных армий древнекитайских царств. Шан Яном было создано 18 степеней знатности за военные заслуги. За каждого взятого в плен и убитого врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати», - говорилось в указе. Результатом реформ, проведённых Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образования - царства Цинь - сильного централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемонией всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе равных по силе и мощи. Дальнейшие завоевания царства, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246-221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. - царство Хань, в 228 г. до н. э. - царство Чжао, в 225 г. до н. э. - царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу В этом же году сдалось и царство Янь. Последним - в 221 г. до н. э. - завоёвано царство Ци. Колесница, возничий и кони выполнены с необычайной точностью, передающей все детали прообразов. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул - хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его Цинь Шихуанди , что буквально означает «первый император империи Цинь». Почти сразу после завершения завоеваний древнекитайских царств Цинь Шихуанди предпринял успешные походы против гуннов на севере и царства Юэ на юге. Китайское государство вышло за границы национального образования. С этого момента начинается отсчёт истории имперского периода.

Шелководство. Шелк в древнем Китае

Источники свидетельствуют о почитании древними китайцами шёлкового червя и шелкоткачества. Шелковица - священное дерево, олицетворение Солнца и символ плодородия. В старых китайских текстах упоминаются священные тутовые рощи или отдельные шелковицы как места отправления ритуалов, связанных с культом Матери-прародительницы. Согласно легенде, в дупле шелковицы был найден младенец Инь, ставший родоначальником первой династии Китая. Божеством шелковичного червя считалась женщина, которая стоит у дерева на коленях и плетёт шёлковую нить.

Деньги в древнем Китае

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и , в царстве Цзинь впервые появились металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различную форму : в Чу - форму квадрата, а в Ци и Янь - форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй - форму лопат, в Цинь были крупные деньги с квадратными отверстиями посередине.

Письменность

Для письма до изобретения бумаги в Китае использовались бамбуковые или деревянные пластинки и шёлк. Бамбуковые пластинки сшивались в своеобразные «тетради». Шёлковые «книги» хранились в рулонах.

Совершенствовалась технология письменности древнего Китая. Стволы бамбука китайцы расщепляли на тонкие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю - получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китайская книга, обычно написанная на нескольких свитках - цзюанях; в скатанном виде их ставили в глиняный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книжников.

Политика древнего Китая

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие перемены Это осознание породило многочисленные идеологические течения, одни из которых защищали старину, другие принимали все новшества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каждого китайца, и страстные споры сторонников различных учений разгорались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называемое школой законников, - легистов. Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и проповедниками этих учений выступали как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-цзы , который жил, по преданию, в VI-V вв. до н. э. Он написал философский трактат, известный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изложенное в этой книге, стало в известной мере выражением пассивного протеста общины против усиления налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине . Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния» , согласно которой человек должен покорно следовать Дао - естественному течению жизни. Эта теория являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551-479 до н. э.). Конфуцианцы являлись идеологами старой аристократии , оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном», - говорил Конфуций. Его приверженцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков.

Представители третьего направления - фацзя выражали интересы новой знати. Они выступали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV-III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян, живший в IVв. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея «юридического закона» как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, легисты считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. В борьбе за объединение древнего Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правители окраинного и наименее просвещённого царства Цинь, охотно воспринявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной власти над всей Поднебесной.

Ремесло

Об уровне развития древнекитайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сообщают о ремесленниках самых разных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, специалистах по изготовлению повозок, керамических изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин. Каждая область, город славились своими мастерами: царство Ци - производством шёлковых и льняных тканей, а его столица Линьцзы была крупнейшим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получили особое развитие соляной и рыболовный промыслы. Город Линьцюн в области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных центров добычи и обработки железа. Крупнейшими по тому времени центрами железоделательного производства были Наньян в царстве Хань и Ханьдань - столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша - ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строительством судов. О древнекитайских судах даёт представление хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вёсельной лодки (см. ниже), которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалённую эпоху китайцы изобрели примитивный компас; первоначально им пользовались при сухопутных путешествиях, а затем его стали применять и китайские мореплаватели. Рост городов и ремесленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и между различными областями древнего Китая и соседними племенами. У северных и западных племён китайцев покупали рабов, лошадей, крупный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, - слоновую кость, красители, золото, серебро, жемчуг. В этот период более сильным и богатым считалось царство, где было значителвное число крупных торговцев. А их влияние на политическую жизнь настолько усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным сановником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. известый торговец лошадями Люй Бувэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.

История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с правлением определенной династии:

  • 1) Инь (Шан) – XVI-XI вв. до н.э.;
  • 2) Чжоу – XI–III вв. до н.э.;
  • 3) Цинь – 221–207 гг. до н.э.;
  • 4) Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.

Образование Древнекитайского государства согласно китайской традиции было связано с завоеванием племенем Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс формирования государства.

Государственный строй Древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся средоточием высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – профессиональные чиновники.

На высшей ступени в социальной иерархии находился царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.

Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Инь (Шан) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в распоряжении которой был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота; они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

В XII в. государство Инь (Шан) переживало глубокий кризис. В то же время укрепляло свои силы одно из племен – Чжоу, находившееся под контролем государства Шан. В 1027 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение войскам Шан. На смену империи Шан пришло государство, основанное племенами Чжоу.

Правление династии Чжоу делится на три периода (период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго ("борющихся царств")), которые последовательно сменяли друг друга.

Первые правители Чжоу раздали своим родственникам и предводителям дружественных племен уделы в наследственное владение. Всего зарегистрировано около 200 таких пожалований. Владельцы уделов образовали сословие наследственной знати – чжу хоу. Самые знатные титулы – гун и хоу – носили ближайшие родственники правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, жаловали своим близким родственникам титулы даифу. Низший слой чжоуской аристократии составляли служилые люди – ши – потомки знатных людей по боковой линии.

Верховная власть в государстве находилась в руках царя (вана), который именовался Сыном Неба (тянь цзы). Вся территория страны делилась на области во главе с правителями, назначенными царем. Однако по существу это были отдельные царства. Централизованного государственного аппарата в течение всего периода Чжоу не существовало.

В период царства Чжоу царь по-прежнему являлся верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращались в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для земледельцев продолжали сохранять свое значение община и общинное землепользование. Однако в период "воюющих царств" происходит разрушение системы "колодезных полей" и идет дальнейшее укрепление индивидуального землевладения.

Со временем районы традиционного проживания чжоу стали подвергаться все более частым набегам западных племен, и в 771 г. до н.э. правитель Китая Пин-ван был вынужден перенести столицу на восток. Начался период Восточного Чжоу или, как его еще называют, "разделенных царств" (чунцю). Оказавшись на земле удельных правителей китайские ваны сохраняли лишь номинальную власть. Усиливалась раздробленность и соперничество между уделами, которые превращаются в фактически самостоятельные государства. В центральных районах располагались относительно небольшие царства, основанные ближайшими родственниками чжоуских царей. К их числу относились царства Лу, Вэй, Чжэн, Хань, Цзинь и др. Именно их правители первыми стали называть свои владения серединными государствами. На пере- ферии располагались более крупные и могущественные государства: на востоке царство Ци, на западе царство Цинь, в низовьях и среднем течении реки Янцзы царства У, Юэ и Чу.

С VII в. до н.э. эти государства вступили в борьбу за первенство, которая первоначально велась под лозунгом реставрации власти чжоуских правителей. Возникло понятие "гегемона" (ба), власть которого базировалась на голой силе, в отличие от царя (вана), который воздействовал на подданных "силой добродетели". Впервые звание принял в 651 г. правитель царства Ци Хуаиь-гуи. Позднее оно неоднократно переходило к правителям других царств. В 544 г. до н.э. правители уделов заключили договор о мире, который, однако, соблюдался недолго.

В V в. до н.э. страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу.

Формальной датой, разделяющей эпоху "разделенных царств" от эпохи "борющихся царств" считается 481 г. до н.э. – год окончания старейшей китайской летописи "Чунь цю". Однако для противопоставления двух периодов имелись объективные причины, связанные с глубокими переменами в общественной и экономической жизни Китая. Во многих царствах осуществлялись политические реформы, направленные на ограничение привилегий родовой аристократии и усиление единоличной власти правителя. Главной целью этих преобразований была мобилизация всех сил государства в борьбе за выживание.

В III в. до н.э. победителем в этой борьбе стало царство Цинь, превратившееся в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньской империи имели реформы Шан Яна – сановника Циньского государства (умер в 338 г. до н.э.). В целях централизации государства административное деление осуществлялось по территориальному признаку, была узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя, военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Реформы Шан Яна способствовали резкому усилению циньской армии и государства в целом. В 249 г. до н.э. циньская армия разгромила домен чжоуского царя, положив конец Чжоуской династии. В последующие годы правителям Цинь удалось разгромить и остальные государства. К 221 г. до н.э. объединение страны было завершено.

Правитель Цинь принял титул хуанди (император) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди, т.е. первый император Цинь.

Завершив объединение Китая, Цинь Шихуанди немедленно совершил ряд символических жестов, подтверждавших его положение единственного владыки. Он объехал всю страну, установив на разных ее рубежах памятные стелы, взошел на священную гору Тайшань и совершил на ее вершине жертвоприношение Небу, начал строительство грандиозных дворцов в столице и т.п. Однако гораздо большее значение для последующей истории Китая имели царские нововведения, направленные на унификацию политической и общественной жизни империи. Цинь Шихуанди упразднил прежние удельные владения и ввел единую систему управления страной, разделив Китай на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды. Были введены единые правила государственной службы и критерии оценки служебных заслуг чиновников, причем местным служащим вменялось в обязанность чуть ли не ежедневно подавать своим начальникам доклады о состоянии дел в управах; даже отсутствие чиновника на службе по болезни следовало удостоверять документально. Были унифицированы деньги, введены единые меры длины и веса, единая письменность, даже единая ширина оси для телег. Цинь Шихуанди ввел и единое название для своих подданных – "черноголовые". Подданным империи запрещалось владеть оружием, и из изъятых циньскими властями железных мечей, копий и прочего вооружения были отлиты 12 гигантских статуй, которые установили в циньской столице. Цинь Шихуанди позаботился о безопасности внешних границ своей империи. Он задумал строительство грандиозной стены вдоль северных рубежей Китая, согнав на работы несколько миллионов человек. Эта стена должна была защитить Китай от набегов кочевых племен сюнну. Одновременно Цинь Шихуанди послал войска на юг – в район современных провинций Гуандун и Фуцзянь. Там были построены крепости и учреждены новые области, первое китайское население которых составили ссыльнопоселенцы.

Цинь Шихуанди принял решительные меры и для обеспечения идеологического единообразия. Он запретил своим подданным чтение любых книг за исключением тех, которые могли принести практическую пользу (к последним были отнесены руководства по земледелию, ремеслам, медицине, гаданию). В 213 г. до н.э. состоялось знаменитое "сожжение книг", за которым последовала казнь более 400 ученых, заподозренных в нелояльности режиму.

Однако затеянные грандиозные строительные работы оказались непомерно тяжелым бременем для казны, а принятые меры административного контроля далеко не такими действенными, как рассчитывал Цинь Шихуанди. Едва он умер и был погребен в своей грандиозной усыпальнице, как по всей империи начались волнения, быстро переросшие в вооруженные мятежи. Авторитет преемника Цинь Шихуанди – Эршихуанди ("Второй император") был явно недостаточен для того, чтобы циньские армии могли сдержать волну народного возмущения. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации циньской монархии. В 209 г. до н.э. на землях бывшего царства Чу вспыхнуло мощное восстание. Три года спустя одна из повстанческих армий, возглавляемая сельским старостой Лю Баном, нанесла решительное поражение циньским войскам. Эршихуанди был убит своими же придворными, а Лю Бан, заняв столицу империи, стал основателем повой династии Хаиь. Вскоре ему удалось распространить свою власть на весь Китай.

Лю Бан не стал восстанавливать циньскую систему управления. Он пожаловал семерым своим ближайшим сподвижникам титул вана, а впоследствии раздал наследственные уделы еще 130 соратникам. Впрочем, все наследственные владения находились в восточных и южных районах империи, тогда как в западной части сохранились области и уезды, учрежденные Цинь Шихуанди. Заведенный Лю Баном порядок сохранялся еще в течение около полувека после его смерти, когда престол занимали его сын и внук. Вступивший же на престол в 140 г. до н.э. правнук Лю Бана император У-ди предпринял решительные меры для упрочения центральной власти. Теперь удел полагалось делить между всеми наследниками его владельца. Одновременно У-ди восстановил существовавшее в Цинь ведомство инспекторов, контролировавших местную администрацию. Правителям областей отныне вменялось в обязанность рекомендовать для службы способных молодых людей, а для подготовки будущих чиновников в столице была создана специальная академия. Главным правительственным ведомством стал секретариат императора.

Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце I в. до н.э. императором У-ди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 га земли и 200 рабов.

После смерти У-ди на ханьском престоле оказались малоспособные правители. При дворе процветал фаворитизм, власть часто попадала в руки временщиков из числа родственников императриц или служителей императорского гарема. Одновременно широкие массы крестьянства – неизменной опоры трона – разорялись и пополняли ряды бродяг или батраков в хозяйствах крупных землевладельцев.

Ослабление ханьского дома привело к смене власти. Родственник императрицы Ван Ман в 8 г., став "да сы ма" – высшим сановником империи Хань, захватил власть в результате государственного переворота. В 9 г. н.э. он провозгласил себя императором новой династии Синь. Придя к власти в условиях нарастающей борьбы народных масс против крупных землевладельцев, Ван Ман провел ряд реформ.

Свой общественный идеал Ван Ман нашел в описаниях раннечжоуского государства. Он запретил куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановил систему общинного землевладения. Каждой семье был выделен пахотный надел. Купля-продажа рабов была запрещена, но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам, проведена денежная реформа и введены новые налоги. Установилась государственная монополия на чеканку монеты, горные и речные промыслы. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Аппарат государственных чиновников был увеличен, назначение па должности стало практиковаться на экзаменационной основе.

Однако предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли. В 12 г. под давлением богатых землевладельцев был отменен запрет на куплю-продажу земли и рабов. Одновременно засухи и наводнения, случавшиеся с редким постоянством несколько лет подряд, вызвали в центральных районах голод, за которым последовали вооруженные мятежи. Наибольшую известность получили повстанческие отряды из Шэньдуна, членов которых называли "краснобровыми", поскольку они мазали лица красной краской, чтобы своим видом походить на демонов. Их предводитель выдавал себя за отпрыска Ханьской династии. В 23 г. "краснобровым" удалось занять императорскую столицу. Ван Маи погиб в своем дворце.

Однако победа досталась потомку знатной ветви ханьского дома Лю Сю, который в 25 г. провозгласил реставрацию Ханьской династии. Поскольку Лю Сю избрал своей столицей Лоян, его династия получила название Восточная, или Поздняя Хань.

История нозднеханьской династии во многом напоминает историю ее предшественницы. На первых порах центральная власть восстановила контроль над всей территорией страны, хотя спокойствие в империи было куплено ценой компромисса между администрацией и местной элитой. Со временем рост крупной земельной собственности и разорение крестьянства подточили государство. Политически упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими временщиками и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно сужалась, а вместе с этим сокращались налоговые поступления в казну.

В 184 г. вспыхнуло восстание, известное как восстание Желтых Повязок, сразу же охватившее большинство центральных районов империи. Выступление Желтых Повязок было подавлено правительственными войсками и дружинами провинциальных магнатов, но ханьский двор окончательно потерял контроль над страной. В 189 г. дворцовая гвардия учинила избиение евнухов императорского гарема, а затем пришедшие с границы войска генерала Дун Чжо полностью разграбили столицу. Ханьская держава фактически перестала существовать. Правда, формально власть ханьского императора держалась еще 30 лет, пока претенденты на трон выясняли между собой отношения. Почти все это время ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался авторитетом ханьского дома для того, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. В 220 г. Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй.

Цао Пи, свергнувшему последнего ханьского государя, не удалось стать правителем всего Китая. Полководец Лю Бэй, обосновавшийся в Сычуани, объявил себя императором династии Хань (в истории его царство зовется Шу или Шу-Хань). В ноябре 222 г. примеру Лю Бэя последовая Сунь Цюань, провозгласивший создание царства У в областях нижнего и среднего течения Янцзы.

Царство Вэй было самым сильным среди новых государств. Основой его могущества стала система военных поселений, в которых состояло около 80% податного населения. Одновременно была введена новая система отбора и квалификации чиновников. Отныне все государственные служащие в соответствии с их "заслугами, добродетелями, талантами и поведением" разделялись на девять рангов. В областях учреждались особые должности чжунчжэнов ("беспристрастных и прямых"), ведавших отбором кандидатов на службу. Последним присваивалась "деревенская" категория, которая определяла их личные способности. Институт "деревенских" категорий закреплял господство местной элиты, очень быстро обеспечившей себе право на обладание высшей второй категорией.

Цао недолго оставались хозяевами в своем государстве. В 40-х гг. ключевые посты в армии отошли к роду Сыма, и вскоре преемники Цао Цао разделили судьбу Ханьской династии: в 265 г. последний вэйский правитель "уступил трон" Сыма Яню, основавшему династию Цзинь. К этому времени Сыма Янь уже подчинил себе царство Шу-Хань, а в 280 г. пало и Южнокитайское царство У. Китай был вновь объединен под властью династии Цзинь. Однако триумф дома Сыма оказался непродолжительным. В конце 311 г. внутри царствующего клана вспыхнула междоусобица, которая привела в движение кочевые племена, уже давно обитавшие на северных и западных рубежах империи. В 308 г. предводитель сюнну Лю Юань провозгласил себя императором, а три года спустя конница кочевников захватила и разграбила цзиньскую столицу Лоян. Это событие можно считать концом эпохи древних империй.