Когда женщины приняли участие в олимпийских играх. Неслабый пол: история женских видов спорта. Скелетон является разновидностью

Большой спорт №9(35)

Николай Орлов

В Древней Элладе женщинам под страхом смертной казни запрещалось не только участвовать, но даже присутствовать на Олимпийских играх. Древнегреческий писатель Павсаний упоминает огромную скалу вблизи Олимпии, с которой якобы сбрасывали тех, кто осмеливался нарушить этот запрет.

В Древней Элладе женщинам под страхом смертной казни запрещалось не только участвовать, но даже присутствовать на Олимпийских играх. Древнегреческий писатель Павсаний упоминает огромную скалу вблизи Олимпии, с которой якобы сбрасывали тех, кто осмеливался нарушить этот запрет. Впрочем, в истории не было зафиксировано ни одной жертвы, а единственную пробравшуюся на Олимпиаду женщину – легендарную Каллипатеру (или по другим источникам – Ференику) помиловали. Эллины так и не осмелились казнить мать чемпиона, которая сама подготовила сына к состязаниям и, рискуя жизнью, пришла посмотреть на его триумф.

К участию в первой современной Олимпиаде женщины также не были допущены, однако уже в 1900 году в Париже они вышли на старт. С тех пор их представительство на Играх лишь увеличивалось, а в некоторых дисциплинах они достигли куда больших успехов, чем их коллеги-мужчины.

Парус или теннис?

По данным Международного олимпийского комитета, во II летних Олимпийских играх в Париже принимали участие 22 женщины. Они соревновались в пяти дисциплинах: крокете, теннисе, гольфе, конном и парусном спорте. Впрочем, информация из архивов настолько противоречива, что сами члены МОК не могут прийти к единому мнению насчет того, кого именно считать первой женщиной – участницей олимпийской программы. В Journal des Sports упоминается о двух французских крокетистках, заявившихся на соревнования наряду с мужчинами, но выбывших уже в первом раунде. Правда, в других источниках сведения об этих дамах отсутствуют.

Состязания по парусному спорту стартовали раньше турнира по крокету, и, по некоторым данным, в них принимала участие швейцарка Хелен де Пурталес. Впрочем, в источниках, которые МОК считает достоверными, ее имя не значится. Зато упоминается ее муж Херманн, экипаж которого на яхте Lerina победил в классе 1–2 тонны. Участвовала ли в гонках сама Хелен, равно как и ее супруг, до сих пор неясно. В те времена была распространена практика, когда богатые судовладельцы заявлялись на соревнования, но лично на старт не выходили – за них гонялась нанятая команда. В конных видах участие принимала Эльвира Гуэрра, однако она выступала в классе, который МОК впоследствии не признал олимпийским.

Зато легитимность присутствия женщин в турнирах по теннису и гольфу сомнения не вызывает: уже тогда они состязались в этих дисциплинах отдельно от мужчин.
Но не только. На Играх 1900, 1912, 1920 и 1924 годов в теннисную программу входили еще и соревнования смешанных пар. На II летней Олимпиаде победили британки Шарлотта Купер и Реджинальд Догерти. Именно Купер, которой в ту пору было 30 лет, официально считается первой женщиной, выигравшей Олимпийские игры, – она победила в одиночном разряде раньше американской гольфистки Маргарет Эббот. Сегодня смешанные пары не разыгрывают олимпийских медалей, однако мужчины и женщины борются за одинаковое количество наград – по две: в одиночном и парном разрядах.

Женщины и море

Как бы ни оспаривали достижение Хелен де Пурталес, факт остается фактом: именно парусный спорт стал первой олимпийской дисциплиной, в которой половая принадлежность спортсменов перестала иметь значение, – до 1952 года все виды здесь являлись «открытыми», то есть к стартам допускались в равной степени как мужчины, так и женщины. Правда, «допускались» и «выступали» – в данном случае далеко не синонимичные понятия. Дам в составах экипажей насчитывалось в разы меньше, чем джентльменов, а первая (или вторая после де Пурталес) олимпийская чемпионка по парусному спорту появилась лишь в 1920-м – ею стала британка Дороти Райт, входившая в экипаж 7-метровой яхты.

«Открытые» виды существуют в олимпийской программе и сегодня – на Играх в Пекине таковыми стали Finn, 49er и Tornado. Однако на Олимпиаде 2008 года участие в них женщин стало чистой формальностью – в Китае все экипажи состояли исключительно из мужчин.

Впервые право соревноваться между собой представительницы слабого пола получили в яхтинге в 1988 году – в Сеуле в классе 470 разыграли два комплекта медалей. Третью ступень пьедестала почета тогда заняли Лариса Москаленко и Ирина Шуниховская. Их бронзовая медаль – по сей день единственная «женская» награда в истории как советского, так и российского парусного спорта. Украинки, кстати, оказались куда более удачливыми, но это уже совсем другая история.

Принцип равенства полов в выездке распространяется не только на спортсменов, но и на животных. Мужчины и женщины, кобылы, жеребцы и мерины стартуют здесь все вместе. При этом тотальное доминирование женщин специалисты объясняют сугубо психологическими факторами: представительницы слабого пола намного терпеливее и трудолюбивее своих коллег-мужчин, что в общении с лошадью имеет решающее значение

По коням

До 1952 года к олимпийским соревнованиям по конному спорту допускались лишь мужчины, служащие в кавалерии. И только к Олимпиаде в Хельсинки ограничения по гендерному и профессиональному признакам были сняты. Сегодня конный спорт – единственная дисциплина, все соревнования в которой имеют статус «открытых». Не регламентировано также и количество разнополых спортсменов в команде. Более того, именно женщины задают здесь тон и держат лидерство. Особенно сильны позиции дам в выездке – с 1988 года только они становятся победителями в индивидуальном зачете, а с 2000-го и вовсе не позволяют мужчинам войти в тройку призеров.

В Пекине женщины завоевали медали во всех без исключения видах, и медалисток оказалось намного больше, чем медалистов. Самая именитая из действующих спортсменок – Анке ван Грюнсвен (Нидерланды), выигравшая три последние Олимпиады в индивидуальном зачете и завоевывавшая награды на пяти Играх кряду.

Целься

Как и парусный спорт, стрельба изначально считалась «открытым» видом, но и здесь доля женщин среди участников была невелика, а среди призеров Игр – и вовсе ничтожна. До 1984 года, когда в некоторых видах начали проводиться раздельные турниры, дамы завоевали лишь две награды. В 1976-м обладательницей серебряной медали в стрельбе из малокалиберной винтовки с 50 метров из трех положений стала Маргарет Мэрдок. Несмотря на то что американка оказалась первой женщиной – призером Игр в стрельбе, сенсационным ее результат назвать сложно: Маргарет имела более чем десятилетний опыт успешного соперничества с мужчинами и становилась победительницей и призером первенств планеты в командных соревнованиях.

В 1992-м олимпийской чемпионкой по стендовой стрельбе в упражнении «Скит» в смешанном разряде сенсационно стала китаянка Чжан Шань. Но возможности защитить титул у нее не было – в Атланте-96
к этому виду программы допускались только мужчины. Женский «Скит» появился в программе Игр 2000 года, однако Чжан Шань, хотя и приняла участие в двух Олимпиадах, больше медалей не завоевала. Впрочем, 41-летняя спортсменка еще не завершила карьеру и, возможно, выступит в Лондоне.

На Олимпиаде в Пекине в стрельбе разыгрывались 15 комплектов медалей, из которых 9 «мужских» и 6 «женских», «открытых» видов в программе больше нет.

С ног на голову

В 1984 году в программе Олимпийских игр появились дисциплины, право соревноваться в которых получили только женщины, – художественная гимнастика и синхронное плавание.

До 1996-го в художественной гимнастике разыгрывался лишь один комплект наград – в индивидуальном многоборье, на Играх в Атланте появился второй – в групповых упражнениях. Наибольших успехов на Олимпиадах в групповых упражнениях добились двукратные олимпийские чемпионки Наталья Лаврова и Елена Посевина из России, а в индивидуальных – их соотечественница Алина Кабаева и выступавшая за сборную СССР украинка Александра Тимошенко: у каждой из них по одной золотой и одной бронзовой медали. Вопрос о том, когда схожими достижениями смогут похвастаться мужчины, остается без ответа. Несмотря на то что в первенстве планеты участвуют представители более десятка стран и география этого вида спорта постоянно расширяется, Международная федерация гимнастики (FIG ) отказывается допускать сюда мужчин. А без этого об олимпийском статусе остается только мечтать.

Молот и ядро в легкой атлетике весят одинаково – 7,257 килограмма у мужчин и 4 килограмма у женщин, однако схожие результаты представители разных полов показывают лишь во второй из этих дисциплин. Мужской рекорд мира в толкании ядра составляет 23,12 метра, а женский – 22,66 метра. В метании молота показатели сильного пола значительно выше: 86,74 против 77,80 метра

Борьба мужчин за равноправие

Во второй сугубо женской олимпийской дисциплине – синхронном плавании изначально разыгрывалось два комплекта медалей: в одиночных и парных выступлениях. На Играх в Атланте оба вида исключили из программы, заменив их групповыми упражнениями, но в 2000-м в Сиднее состязания дуэтов вновь обрели олимпийский статус.

Сегодня самыми титулованными синхронистками планеты являются россиянки Ольга Брусникина, Мария Киселева, Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова – у каждой по четыре золотых награды. Несмотря на то что Международная федерация плавания (FINA ) запрещает мужчинам принимать участие в Олимпийских играх и чемпионатах мира, в некоторых странах (в частности, в США и Канаде) такая практика все же допускается и разнополые спортсмены соревнуются на равных. Более того, американец Билл Мэй в 1998 году стал серебряным призером Игр доброй воли в паре с Кристиной Лум и дважды признавался лучшим синхронистом страны по итогам года. На весьма высоком уровне выступает и представитель Германии Николас Штопель – лишь запрет FINA не позволяет уроженцу Бохума принять участие в мировом первенстве или Олимпиаде. Впрочем, Штопель не унывает и при необходимости готов защищать свое право соревноваться с женщинами даже в суде.

Трехкратная олимпийская чемпионка Наташа Янич – живой символ размытости границ в мире спорта. В олимпийском Сиднее байдарочница представляла Сербию и Черногорию, а в Афинах и Пекине – уже Грецию, в то время как ее родные братья Мико и Степан защищали цвета Хорватии

Узаконенное равенство

А вот представительницы слабого пола равноправия уже добились. В 2012 году в Лондоне дебютирует женский бокс, после чего в программе летних Олимпиад не останется ни одного сугубо «мужского» вида спорта. В программе же зимних Игр таковые сохраняются – в прыжках с трамплина и лыжном двоеборье женщинам участвовать запрещено. Так что общий счет пока равный – на два летних «женских» вида приходятся два зимних «мужских». И в ближайшие годы статус-кво сохранится – еще в 1991-м МОК принял положение, согласно которому претендовать на включение в олимпийскую программу могут только дисциплины, состязаться в которых могут и женщины. Именно по этой причине на Игры синхронно попали и покинули их бейсбол и его ближайший родственник – софтбол. И тот факт, что когда-то на Олимпиадах дамы пребывали в численном меньшинстве, вполне может стать достоянием истории – процент женщин среди участников Игр неуклонно растет, приближаясь сегодня к пятидесяти.


Следуя традициям олимпийского спорта Древней Греции, П. де Кубертен категорически возражал против участия женщин в олимпийских соревнованиях. «Олимпийские игры, - писал он, - торжество мужской силы, спортивной гармонии, начала, базирующегося на принципах интернационализма, лояльности, воспринимаемого зрителями как искусство и вознаграждаемого одобрительными аплодисментами женщин». В Играх 1 Олимпиады (1896 г.) женщины не участвовали.

Мнение Кубертена противоречило мнению ряда членов МОК, выступавших в поддержку участия женщин в Олимпийских играх. В результате общими усилиями было принято решение: женщины могут состязаться в определенных видах олимпийской программы, соответствующих общественному статусу представительниц слабого пола и их физиологическим особенностям.

Несмотря на искусственно создаваемые препятствия, женщинам удалось принять участие во II Олимпийских играх, которые состоялись в 1900 г. в Париже. Спортсменки соревновались в двух видах спорта - теннисе и гольфе. Первой олимпийской чемпионкой стала английская теннисистка Ш. Купер. Однако в этих Играх, как и в двух последующих (1904 и 1908 гг. ), участие женщин было чисто символическим: их количество было от 7 до 11, что составляло 0,8 - 1,3 % общего количества участников Игр.

На Олимпийских играх 1912 и 1920 гг . количество участвовавших в соревнованиях женщин существенно возросло (до 57 и 64 соответственно), однако от общего количества участников Игр это составило соответственно всего лишь 2,2 % и 2,5 %.

22-я сессия МОК, состоявшаяся в Париже в 1924 г., дала новый толчок олимпийскому движению: отныне женщинам официально разрешалось участвовать в большинстве видов программы Олимпийских игр.

В результате Международные спортивные федерации стали больше уделять внимания женщинам, желающим серьезно заниматься спортом. Но за период с 1924 до 1936 гг., хотя количество видов соревнований в программе Игр постоянно возрастало - с 10 в 1924 г. до 15 в 1936 г., женская олимпийская программа за это время практически не претерпела существенных изменений. Женщины имели право участвовать в соревнованиях только по четырем видам спорта - плаванию, фехтованию, легкой атлетике и гимнастике (теннис и стрельба из лука были исключены). Поэтому вполне естественно, что женщины составляли очень небольшую часть участников - 4,4 - 12,1 %.

Аналогичная ситуация прослеживалась и в зимних видах спорта. Количество женщин из общего числа участников зимних Олимпийских игр 1924–1936 гг. колебалось в пределах 4,4 - 10,5 %. На I, II и III зимних Олимпийских играх из 13 - 14 видов соревнований женщины принимали участие лишь в одном (одиночное катание в фигурном катании на коньках). Только на IV зимних Олимпийских играх в 1936 г. в программу соревнований среди женщин был введен второй вид - горнолыжное двоеборье (скоростной спуск и слалом), а общее количество участниц составило 17.

В значительной мере в связи с этим на 34-й сессии МОК, состоявшейся в 1935 г. в Осло, Международная федерация женского спорта выдвинула предложение о создании специальных Олимпийских игр только для женщин. С подобным предложением выступила и Международная любительская федерация легкой атлетики , требовавшая исключения женщин из числа участников Олимпийских игр - с последующим учреждением легкоатлетических состязаний только для лиц женского пола. Однако члены МОК большинством голосов отклонили эти предложения.

После окончания второй мировой войны количество женщин, принимавших участие в Олимпийских играх, становилось все больше. Увеличилось и число видов спорта. К примеру, Игры XV Олимпиады в Хельсинки (1952 г.) включали соревнования женщин уже в 24 видах соревнований по шести видам спорта (гимнастике, легкой атлетике, плаванию, гребле на байдарках и каноэ, прыжкам в воду, фехтованию), что составило 17,1 % олимпийской программы.

На протяжении последних 40 лет каждый олимпийский цикл характеризовался расширением участия женщин в олимпийском спорте: увеличивалось количество видов спорта и видов соревнований, возрастало количество участниц зимних и летних Олимпийских игр. Больше стало женщин и в составе МОК, Национальных олимпийских комитетов и Международных спортивных федераций. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. Например, на Играх XXV Олимпиады в Барселоне добавились новые виды спорта, в которых соревновались женщины, - дзюдо, парусный спорт, водный слалом, появились и новые виды соревнований в легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, что расширило часть олимпийской программы для женщин в общей сложности на 14 видов соревнований.

На пороге олимпийского признания - софтбол и женский футбол. Особенно остро стоит вопрос о включении в программу Олимпийских игр женского софтбола (как это было сделано с мужским бейсболом). Постоянно идут острые дискуссии вокруг предложений о включении в олимпийскую программу соревнований среди женщин в других видах спорта и видах соревнований - тяжелой атлетике, водном поло, легкоатлетическом десятиборье и др. Однако и сегодня соревнования примерно в одной трети олимпийских видов спорта проводятся только среди мужчин, а вокруг отдельных чисто женских видов спорта (синхронного плавания, художественной гимнастики) постоянно ведутся дискуссии о целесообразности их наличия в олимпийской программе.

Проблема расширения участия женщин в олимпийском спорте достаточно многопланова. Здесь прежде всего следует отметить консерватизм многих Международных спортивных федераций, хотя и признающих соревнования женщин, однако относящихся к ним как к делу второстепенному, не заслуживающему быть представленным в программе Олимпийских игр.

Не менее существенным является и то, что тенденция расширения части программы летних и зимних Олимпийских игр для женщин входит в прямое противоречие с другой тенденцией - сокращения общего количества участников олимпийских соревнований, которое, по мнению организаторов Олимпийских игр, многих лидеров олимпийского движения и международного спорта, переросло допустимые пределы.

Развитие женского олимпийского спорта, несомненно, сдерживается еще и недостаточным участием женщин в его административных органах. Так, из 95 членов МОК только 7 женщин (7,4 %); лишь 5 женщин (2,6 %) являются президентами Национальных олимпийских комитетов; только одну Международную спортивную федерацию возглавляет женщина.

Развитию женского олимпийского спорта мешали и сложившиеся стереотипы в средствах массовой информации. Проведенные недавно в США исследования этого вопроса выявили своеобразную картину: 92 % телевизионного времени, отведенного для трансляции спортивных новостей, было посвящено исключительно мужским видам спорта; только 5 % - было уделено спортивным состязаниям с участием женщин, 3 % - составили беседы комментаторов на отвлеченные темы; соотношение статей о мужском и женском спорте в популярных газетах и журналах составляет 23:1, описывая матчи и соревнования с участием мужчин, комментаторы используют в три раза больше красочных сравнений, чем при описании соревнований в тех же видах спорта с участием женщин. Замечено также, что многие телекомментаторы покровительственно называют выдающихся спортсменок «девочками», в то же время не позволяя себе называть известных спортсменов-мужчин «мальчиками». Одна из видных членов МОК Анита де Франц возмущалась по этому поводу: «Как можно назвать девочкой Мартину Навратилову, Деби Томас или Катарину Витт. К сожалению, пренебрежительное отношение к женщинам как к существам, не достойным особого уважения, не рассматривается в спортивном мире как большой грех, но с этим надо бороться». Интересно, что после этого выступления А. де Франц крупнейшие телекомпании страны запросили не менее 100 копий доклада с целью доведения его до сведения всех сотрудников телевизионных служб.

Интенсивное развитие женского спорта является реалиями нашего времени. Популярность различных видов спорта, их распространение в мире, средства, отпускаемые на их развитие, находятся в прямой зависимости от присутствия этих видов спорта в олимпийской программе. Поэтому вполне естественной является та острота, с которой ставится вопрос о месте женского спорта в современном международном олимпийском движении.

Олимпийский и массовый спорт

На протяжении многих десятилетий складывалось представление о том, что массовый спорт и спорт высших достижений являются единой сферой чело­веческой деятельности. Этому во многом способствовали и воззрения П. де Кубертена. «Если 100 человек тренируются, 50 из них должны заниматься спортом. Из этих 50-20 должны специализироваться в одном из видов спорта. Из этих 20-5 должны достичь пика спортивной формы», - отмечал французский про­светитель. Именно это его высказывание многие исследователи приводят как до­казательство связи массового и большого спорта.

В 1919 г. П. де Кубертен выдвинул девиз «Мы должны достичь массово­сти» в качестве одного из направлений деятельности Международного олим­пийского комитета. Однако этот девиз не получил поддержки, так как многие члены МОК не видели взаимосвязи олимпийского и массового спорта и не разделяли кубертеновского подхода к этому вопросу.

Отойдя в 1925 г. от руководства Международным олимпийским комите­том, Кубертен в 1926 г. основал Международное бюро спортивного воспита­ния , которое предложило ряд спортивных реформ, включая разграничение физической активности, спортивного воспитания и спортивных соревнова­ний, а также распространение тестов физической подготовленности - по примеру Швеции и Германии. Однако и эти идеи Кубертена оказались мало­эффективными и не получили широкой поддержки спортивной общественно­сти в разных странах.

Вплоть до 60-х годов в подавляющем большинстве стран мира олимпий­ский спорт и «спорт для всех» развивались обособленно. Однако успехи спорт­сменов СССР и других стран бывшего социалистического лагеря на Олимпий­ских играх 1952, 1956 и 1960 гг. вновь заставили заговорить о связи массовости и мастерства спортсменов.

Концепция единства массового и олимпийского спорта, получившая признание и практическое воплощение в 30-50-х годах в СССР и доказав­шая свою результативность в крупнейших международных спортивных соревнованиях 50-х годов , нашла последователей и в других бывших социали­стических государствах. В первую очередь, развитие массового, детского спорта, семейного спорта как основы олимпийского спорта стала важнейшим, поддерживаемым государством направлением развития спорта в ГДР. Анало­гичная ситуация сложилась в Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Кубе. Тенденция взаимосвязи массового и олимпийского спорта проявлялась и в других странах. Этому способствовали регулярные, начиная с 1960 г., телевизионные трансляции Олимпийских игр, которые, как неодно­кратно отмечалось исследователями и комментаторами, дали стимул более быстрому развитию массового спортивного движения.

Включение новых видов спорта в программу Олимпийских игр также слу­жило росту их популярности среди населения. Например, широкое распростра­нение во второй половине 60-х годов получил массовый спорт в ФРГ – в связи с предстоящим проведением XX Олимпийских игр в Мюнхене (1972 г.) Кстати, именно в эти годы (1966 г.) и появился термин «спорт для всех».

Анализируя связь олимпийского и массового спорта, следует выделить два аспекта. Первый аспект - влияние Олимпийских игр на активизацию массово­го развития олимпийских видов спорта, несомненно, имеет место. Второй ас­пект - зависимость уровня мастерства спортсменов и олимпийских успехов в том или ином виде спорта от его массовости не следует преувеличивать, ибо здесь, начиная с 70-х годов, уже мало действует принцип перехода количества в качество. Одно осознание этого делает необходимым рассмотрение вопроса о со­здании в различных странах в государственном масштабе специализированных организационных структур управления массовым и олимпийским спортом. Поэ­тому для многих руководителей международного и национального спорта яви­лись неожиданными действия президента МОК X. А. Самаранча, направленные на включение в начале 80-х годов «спорта для всех» в сферу деятельности Меж­дународного олимпийского комитета.

В 1983 г. в МОК была создана группа под председательством А. Гимла , пре­зидента НОК и министра спорта Чехословакии – страны, имеющей давние тради­ции в области массового спорта. Эта группа разработала структуру, программу де­ятельности и определила функции комиссии МОК по «спорту для всех».

В 1985 г. была учреждена комиссия МОК по «спорту для всех». В 1986 г. во Франкфурте-на-Майне под эгидой МОК прошел I конгресс «Спорт для всех» - под девизом «Каждый имеет право на занятия спортом».

В 1986 г. комиссия МОК по «спорту для всех» откликнулась на такие ме­роприятия, как турнир по баскетболу среди крестьян в Китае (1000 команд), массовые соревнования по бегу на 10000 м в Дании, лыжный пробег в Шве­ции (18 тыс. участников), Олимпийский день молодежи в Голландии (16 тыс. участников), соревнования по пятиборью в Венгрии (820 тыс. участников), соревнования школьников в ФРГ (100 тыс. участников). Через эту комиссию МОК предоставлял Национальным олимпийским комитетам необходимую информацию и консультации.

В 1987 г. МОК решил ежегодно проводить 23 июня Олимпийский день - всемирный день бега.

В мае 1988 г. в Чехословакии состоялся II конгресс «Спорт для всех» . Основными вопросами, обсуждавшимися на нем, были стратегия развития движения «Спорт для всех», его инфраструктура, программы разных стран, роль средств массовой информации. Выступая на этом конгрессе, президент МОК X. А. Самаранч отметил, что движение «Спорт для всех» прочно укре­пило свои позиции в мире и в этом не последняя роль принадлежит Междуна­родному олимпийскому комитету.

Однако не все разделяли мнение X. А. Самаранча о необходимости распространять деятельность МОК на «спорт для всех». Так, один из спортивных руководителей ФРГ Вилли Вайер считал, что движение «Спорт для всех» и олимпийское движение имеют различные корни, принципы и содержание. Если олимпийское движение строится на принципах международного спорта, то движение «Спорт для всех» развивается в каждой стране с учетом нацио­нальных особенностей, традиций и культуры.

Сегодня движение «Спорт для всех» все теснее связывается с задачами здравоохранения и продления активного долголетия, профилактики и даже лечения разных заболеваний. Во многих лабораториях мира убедительно по­казана высокая роль двигательной активности в борьбе с сердечно-сосудисты­ми, нервно-психическими заболеваниями, болезнями обмена веществ и даже онкологическими заболеваниями. Это теснейшим образом связывает «спорт для всех» с задачами медицины, практического здравоохранения, с планиро­ванием образа жизни людей, с интересами различных сфер деятельности в рациональном использовании трудовых ресурсов.

Поэтому вполне естественно, что организационная структура МОК и На­циональных олимпийских комитетов, задачи, которые они решают, тенденции развития олимпийского спорта не отвечают потребностям массового спорта.

Несомненно, на определенном этапе Международный олимпийский комитет сыграл положительную роль в развитии движения «Спорт для всех», однако се­годня необходима такая организация (со своей научно-технической базой и спе­циалистами) , способная разрешить сложные, прежде всего социальные, пробле­мы, с которыми сталкивается это движение, взять на себя управленческие и координационные функции, задачи руководства, финансирования и оказания практической помощи странам и организациям, нуждающимся в этом, и которая сможет не на словах, а на деле реализовать главный принцип «спорта для всех» - доступность занятий спортом и физическими упражнениями для всех со­циальных слоев и групп населения независимо от их расовой и этнической принад­лежности, от занимаемого ими места в системе производства и в обществе в целом.

Управление образования Администрации города Когалыма

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по физической культуре

2012-13 учебный год

9,10,11 класс

Ф.И.О._________________________________________________________________КЛ___

Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл.

Время выполнения задания – 40 минут.

1. Женщины начали принимать участие в …

а. Играх I Олимпиады (1896 г. Афины, Греция).

б. Играх II Олимпиады (1900 г. Париж, Франция).

г. Играх IV Олимпиады (1908 г. Лондон, Великобритания).

2. Международная олимпийская академия находится в …

а. Афинах. б. Цюрихе.

в. Олимпии. г. Париже.

3. Первая летняя Спартакиада народов СССР проводилась в …

а. 1948 году. б. 1952 году.

в. 1956 году. г. 1960 году.

4. Динамика индивидуального развития человека обусловлена …

а. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

б. наследственностью человека.

в. влиянием социальных и экологических факторов.

г. двигательной активностью человека.

5. Совокупность упражнений, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как …

а. тренировка. б. методика.

в. система занятий. г. педагогическое воздействие.

6. Состояние расслабляться, снятие напряжённости, достигаемое самопроизвольно или под воздействием физиотерапевтических процедур обозначается как

а. ретардация. б. рекреация.

в. реинкарнация. г. релаксация.

7. Скелетон является разновидностью…

а. санного спорта. б. конькобежного спорта.

в. горнолыжного спорта. г. многоборий.

8. Джоггинг – это обозначение …

а. бега трусцой.

б. вида «боевой» аэробики.

в. союз молодёжи спортивного клуба.

г. разновидности нетрадиционных видов единоборств.

9. При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать

а. через рот и нос попеременно. б. только через рот.

в. через рот и нос одновременно. г. только через нос.

10. Правила баскетбола при ничейном счёте в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью …

а. 3 минуты. б. 5 минут. в. 7 минут. г. 10 минут.

11. Правила волейбола предусматривают, что команда в каждой партии имеет право максимум на …

а. три замены. б. пять замен.

в. шесть замен. г. количество замен не ограничивается.

12. Для нормальной деятельности центральной нервной системы, регуляции обмена углеводного и аминокислот, необходим …

а. витамин А. б. витамин B 1.

в. витамин С. г. витамин D.

13. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно …

а. витамина А. б. витамин B 1.

в. витамин С. г. витамин D.

14. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть …

а. гимнастикой. б. терренкуром.

в. соревнованием. г. видом спорта.

15. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании …

а. собственно-силовых способностей. б. скоростных способностей.

в. скоростно-силовых способностей. г. общей выносливости.

16. Термин «Олимпиада» означает …

а. соревнования на Олимпийских играх.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. високосный год.

г. четырёхлетний период между Олимпийскими играми.

17. В каком году состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. 2010 году. б. 2008 году

в. 2000 году г. 1998 году.

18. Где состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. Корейская Народно - Демократическая Республика.

б. Республика Сингапур.

в.Китайская Народная Республика.

г. Южно-африканская Республика

19. Основным средством физического воспитания является …

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

20. Нагрузка физических упражнений характеризуется …

а. величиной их воздействия на организм.

б. целью занятия.

в. самочувствием занимающихся.

г. временем и количеством повторений двигательных действий.

Вопросы в открытой форме

21. Часть культуры общества, ориентированная на выявление и сравнение человеческих возможностей обозначается как

22. Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является соревнования.

23. Ценностями физической культуры человек овладевает в процессе

24. Конечной целью шахматной игры является

25. Законченный цикл движений, повторяющийся многократно в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и других видах спорта обозначается как …

26.Сохранение равновесия тела путём изменения положения его отдельных звеньев обозначается как

27. Состояние устойчивого положения тела в пространстве обозначается как

28. Интенсивность физического упражнения, выполняемого без перерыва от 5 до 30 минут, по физиологическим критериям относят к зоне мощности работы.

29. В 2004 г. в Афинах Юрий Борзаковский стал олимпийским чемпионом Игр XVIII Олимпиады в

    Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих олимпийских игр…….

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

уч. год

9 КЛАССА

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

9класса


Вопросы в закрытой форме.

(1балл)

в. Олимпии.

г. Париже.

(1балл)

а. 1948 году.

б. 1952 году.

в. 1956 году.

г. 1960 году.

(1балл)

(1балл)

а. тренировка.

б. методика.

в. система занятий.

(1балл)

6. Состояние расслабляться, снятие напряжённости, достигаемое самопроизвольно или под воздействием физиотерапевтических процедур обозначается как:

а. ретардация.

б. рекреация.

в. реинкарнация.

г. релаксация.

(1балл)

г. многоборий.

(1балл)

а. бега трусцой.

(1балл)

б. только через рот.

г. только через нос.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

а. витамина А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

а. гимнастикой.

б. терренкуром.

в. соревнованием.

г. видом спорта.

(1балл)


б. скоростных способностей.

г. общей выносливости.

(1балл)

в. високосный год.

(1балл)

а. 2010 году.

б. 2008 году

в. 2000 году

г. 1998 году.

(1балл)

б. Республика Сингапур.

(1балл)

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

(1балл)

б. целью занятия.

(1балл)

Вопросы в открытой форме.

21.

(1балл)

22. соревнования.

(1балл)

23

(1балл)

24.

(1балл)

25.

(1балл)

26.

(1балл)

27.

(1балл)

28 мощности работы.

(1балл)

29

(1балл)

30.

(11балл)

I . ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по разделам:

Девушки 9 класса

Обязательные соединения

стоимость

Юноши 9 класса

Обязательные элементы

Стои­мость

Номер элемента

Элементы

Юноши

Номер элемента

Элементы

Сальто назад

Сальто вперёд

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Баскетбол

Юноши и девушки 9 класса:

Фик­

Волейбол

Девушки 9 класса :

начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

Футбол

Юноши 9 класса

Лёгкая атлетика

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции: Девушки 9 класса: 500 м. Юноши 9 класса: 1000 м. .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Олимпиадные задания для муниципального этапа ВОШ по физической культуре

уч. год

10 КЛАСС

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

Программа Олимпиады состоит из теоретико-методических и практических заданий.

Содержание конкурса теоретико-методических заданий слагается из разделов: культурно-исторические основы физической культуры; специфическая направленность физического воспитания; основы теории и методики обучения двигательным действиям; основы теории и методики воспитания физических качеств; формы организации в физическом воспитании; методика решения некоторых частных задач физического воспитания; некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для 10 класса

Участникам Олимпиады предлагаются 30 заданий, разработанных на основе общедоступной литературы по предмету «Физическая культура» и соответствующие требованиям знаний выпускников основной школы по данному предмету.

Вопросы предлагаются в закрытой, в открытой форме и вопрос с развёрнутой формой ответа. К каждому заданию в закрытой форме предложено 4 варианта ответов. Среди них как правильные, так и неправильные ответы, а так же частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса. В вопросах открытой формы требуется завершить определение, вписав соответствующее слово в бланк ответа. Вопрос с развёрнутой формой ответа требует от участника творческого подхода, ответ оформляется в письменном виде, где участнику необходимо наиболее полно показать свои знания по данному вопросу. Конкурсное жюри определяет количество правильных ответов.

На тестирование отводится 60 минут.

10 класс

Вопросы в закрытой форме.

1. Женщины начали принимать участие в:

а. Играх I Олимпиады (1896 г. Афины, Греция).

б. Играх II Олимпиады (1900 г. Париж, Франция).

г. Играх IV Олимпиады (1908 г. Лондон, Великобритания).

(1балл)

2. Международная олимпийская академия находится в:

а. Афинах.

б. Цюрихе.

в. Олимпии.

г. Париже.

(1балл)

3. Первая летняя Спартакиада народов СССР проводилась в:

а. 1948 году.

б. 1952 году.

в. 1956 году.

г. 1960 году.

(1балл)

4. Динамика индивидуального развития человека обусловлена:

а. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

б. наследственностью человека.

в. влиянием социальных и экологических факторов.

г. двигательной активностью человека.

(1балл)

5. Совокупность упражнений, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

а. тренировка.

б. методика.

в. система занятий.

г. педагогическое воздействие.

(1балл)

а. ретардация.

б. рекреация.

в. реинкарнация.

г. релаксация.

(1балл)

7. Скелетон является разновидностью:

а. санного спорта.

б. конькобежного спорта.

в. горнолыжного спорта.

г. многоборий.

(1балл)

8. Джоггинг – это обозначение:

а. бега трусцой.

б. вида «боевой» аэробики.

г. разновидности нетрадиционных видов единоборств.

(1балл)

9. При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать:

а. через рот и нос попеременно.

б. только через рот.

в. через рот и нос одновременно.

г. только через нос.

(1балл)

а. 3 минуты.

б. 5 минут.

в. 7 минут.

г. 10 минут.

(1балл)

а. три замены.

б. пять замен.

в. шесть замен.

(1балл)

а. витамин А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

13. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно:

а. витамина А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

14. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть:

а. гимнастикой.

б. терренкуром.

в. соревнованием.

г. видом спорта.

(1балл)

15. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании:

а. собственно-силовых способностей.

б. скоростных способностей.

в. скоростно-силовых способностей.

г. общей выносливости.

(1балл)

16. Термин «Олимпиада» означает:

а. соревнования на Олимпийских играх.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. високосный год.

г. четырёхлетний период между Олимпийскими играми.

(1балл)

17. В каком году состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. 2010 году.

б. 2008 году

в. 2000 году

г. 1998 году.

(1балл)

18. Где состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. Корейская Народно - Демократическая Республика.

б. Республика Сингапур.

в. Китайская Народная Республика.

г. Южно-африканская Республика

(1балл)

19. Основным средством физического воспитания является:

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

(1балл)

20. Нагрузка физических упражнений характеризуется:

а. величиной их воздействия на организм.

б. целью занятия.

в. самочувствием занимающихся.

г. временем и количеством повторений двигательных действий.

(1балл)

Вопросы в открытой форме.

21. Часть культуры общества, ориентированная на выявление и сравнение человеческих возможностей обозначается как

(1балл)

22. Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является соревнования.

(1балл)

23 . Ценностями физической культуры человек овладевает в процессе

(1балл)

24. Конечной целью шахматной игры является

(1балл)

25. Законченный цикл движений, повторяющийся многократно в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и других видах спорта обозначается как …

(1балл)

26. Сохранение равновесия тела путём изменения положения его отдельных звеньев обозначается как

(1балл)

27. Состояние устойчивого положения тела в пространстве обозначается как

(1балл)

28 . Интенсивность физического упражнения, выполняемого без перерыва от 5 до 30 минут, по физиологическим критериям относят к зоне мощности работы.

(1балл)

29 . В 2004 г. в стал олимпийским чемпионом Игр XVIII Олимпиады в

(1балл)

Вопрос с развёрнутой формой ответа.

30. Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих олимпийских игр (агон)?

(11балл)

I . ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по разделам:

ГИМНАСТИКА С ОСНОВАМИ АКРОБАТИКИ

Девушки 10 класса

Обязательные соединения

стоимость

Равновесие на правой (левой), руки в стороны (держать)-кувырок вперёд в стойку на лопатках (обозначить)- стойка на лопатках без помощи рук (держать) - стойка на лопатках ноги врозь (обозначить) и соединяя ноги, перекат вперёд в упор присев

Кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360 – кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх прогнувшись ноги врозь

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону «колесо») в стойку ноги врозь - приставляя правую (левую), поворот налево(направо) в упор присев - кувырок назад - кувырок назад в упор согнувшись, выпрямится, руки вверх

Из стойки ноги врозь, руки вверх опускание на мост (держать)- лечь на спину, выпрямить ноги и сгибаясь вперёд, перейти в сед углом (обозначить)- сед углом, руки в стороны (держать)- разгибаясь, поворот направо (налево) кругом в положении упора лёжа согнув руки и, выпрямляя руки, упор лёжа

Юноши 10 класса

Обязательные элементы

Стои­мость

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону («ко­лесо») в стойку ноги врозь - приставляя правую (левую), по­ворот налево (направо) - кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360°

Прыжок с поворотом на 180° - кувырок вперёд прыжком в упор присев - кувырок назад - кувырок назад в стойку на ру­ках (обозначить)

Наклон вперёд прогнувшись ноги врозь - кувырок вперёд в стойку на лопатках без помощи рук (держать) - перекат впе­рёд в сед углом, руки в стороны (держать) - сед с наклоном вперёд, руки вверх и кувырок назад с прямыми ногами в упор стоя согнувшись

Из седа на пятках, силой согнувшись стойка на голове и руках (обозначить) - развести ноги фронтально (держать) - соеди­нить ноги - согнуть ноги и, выпрямляясь, стойка на руках (обозначить) - кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь

Номер элемента

Элементы

Стойка на голове и руках (держать)

Мост с разноимённой опорой (свободная нога поднята вперёд) (держать)

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Из стойки на руках (обозначить) - кувырок вперёд.

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

Медленный переворот вперёд на одну ногу.

Медленный переворот назад в любое конечное положение.

Прыжок со сменой прямых ног вперёд («ножницы»), бёдра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок со сменой согнутых ног вперёд с поворотом на 360°, бёдра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Упор углом ноги врозь или вместе (держать).

Горизонтальное равновесие на локтях («Крокодил») (держать).

Одноимённый (разноимённый) поворот на одной на 360°, бедро свободной ноги не ниже горизонтали.

Одноимённый («открытый») поворот на одной на 360°, другая поднята назад не ниже 45°.

Поворот на 360° и более в стойке на руках.

Юноши

Номер элемента

Элементы

Темповой переворот вперёд на одну или две ноги

Темповой переворот назад (фляк) в любое конечное положение

Переворот с головы («подъём разгибом»)

Сальто назад

Сальто вперёд

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Прыжок вверх, сгибаясь вперёд ноги врозь или вместе (ноги го­ризонтально)

Поворот на 360° и более в стойке на руках

Силой согнувшись ноги врозь или вместе стойка на руках (спи-чак) (обозначить)

Из седа с наклоном вперёд кувырок назад в стойку на руках (обозначить)

Любое равновесие с положением свободной ноги выше горизон­тали (держать).

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Горизонтальное равновесие на локте («Крокодил») (держать).

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

Упор высоким углом (ноги подняты не ниже 45° по отношению к горизонтали) (держать).

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Баскетбол

Юноши и девушки 10 класса:

Конкурсное испытание заключается в перемещение спиной в защитной стойке, пробивание 3-х штрафных бросков (произвольным способом), рывка по прямой, выполнение ведение мяча правой и левой рукой «челноком» с пере­дачей мяча в щит, ловли и броска в корзину.

Участник находится за площадкой лицом вперед справа в углу в пересе­чение лицевой и боковых линиях. По сигналу участник перемещается спиной в защитной стойке в 2 шага вправо и влево до штрафной линии, пробивает три штрафных броска, выполняет рывок лицом вперед к центральной линии, берет мяч и начинает прямолинейно ведение мяча «Челноком» правой рукой до штрафной линии; обратно к центральной линии ведение мяча левой рукой, движение в обратном направление к щиту ведение сильнейшей рукой (правой или левой) передача мяча в щит от линии штрафного броска не выходя из кру­га, ловля мяча от щита двумя руками и бросок (произвольным способом). Фик­ сируется время выполнения упражнения, остановка секундомера осуществляет­ ся в момент касания мяча пола после его броска в корзину.

За неточное попадание в корзину участнику к его фактическому времени прибавляется дополнительно по 5 секунд, за каждое нарушение правил (про­ бежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, недобегание до линий, не поймал мяч после передачи в щит) участнику прибавляется дополни­тельно по 2 секунды.

В случае непопадания завершающего броска в упражнении даются две дополнительные попытки. За неточное попадание в корзину дважды прибавля­ ются дополнительно 10 секунд. Если участник уходит с площадки не выполнив дополнительные попытки прибавляется дополнительно 30 секунд.

Волейбол

Девушки 10 класса :

Участник находится на лицевой линии.

С другой стороны площадки судьями указываются три зоны, в каждую из которых нужно будет попасть при подаче. В каждой из выбранных трех зон судьями указывается место для премиальных очков, которое обозначается стандартным гимнастическим обручем. Участнику дается право выполнить: две попытки по три нижних прямых подачи, две попытки по три верхних прямых подачи.

При выполнение нижних прямых подач: за попадание в указанную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

При выполнение верхних прямых подач: за попадание в заданную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

В зачет результата идет сумма трех лучших попыток.

Верхняя прямая подача - и. п. - испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится выше плечевого сустава (плеча).

Нижняя прямая подача - и. п. - испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится ниже плеча.

Футбол

Юноши 10 класса

На лицевой линии игрового поля устанавливаются ворота. От ворот спра­ва и слева на расстоянии располагаются две пары ворот, обозначенные стойка­ми.

На расстоянии 10 м от лицевой линии футбольного поля кладутся 3 пары футбольных мячей с интервалом 5 м.

От линии футбольных мячей напротив на расстоянии 5 м располагаются 3 контрольные стойки с интервалом 5 м.

Старт участника начинается по сигналу с линии левой контрольной стой­ки. Участник начинает движение к одному из мячей левой пары и наносит удар левой ногой по левым воротам. После удара он возвращается назад к левой контрольной стойке, обегает ее, двигается ко второму мячу левой пары и нано­сит удар левой ногой по левым воротам.

После завершения этой серии ударов участник бежит назад к средней контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед к одному из мячей средней пары и производит удар любой ногой (левой, правой) по ворота. Мяч должен пересечь линию верхом.

После удара участник возвращается назад к средней контрольной стойке, обегает ее, перемещается вправо к контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед к одному из мячей правой пары и наносит удар правой ногой по правым воротам. После удара он возвращается назад к правой контрольной стойке, обе­гает ее, двигается ко второму мячу правой пары и наносит удар правой ногой по правым воротам.

После завершения второй серии ударов участник бежит назад к правой контрольной стойке, обегает ее, перемещается влево к средней контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед ко второму мячу средней пары, произво­дит удар любой ногой по воротам верхом и финиширует назад к средней кон­трольной стойке.

Упражнение считается законченным, если участник пробил все шесть мя­чей в указанные ворота и пересек линию финиша.

Результатом выполнения упражнения считается количество попаданий в ворота и затраченное время на выполнение всего упражнения. За каждое непо­ падание в левые и правые ворота к показанному времени добавляется 3 сек. А в средние ворота 5 сек. За необегание стойки штраф 10 сек.

Победителем признается тот участник, который покажет наименьшее время на выполнение данного упражнения.

Лёгкая атлетика.

Лёгкая атлетика

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции: Девушки 10 класса: 500 м. Юноши 10 класса: 1000 м. Фиксируется время преодоления дистанции .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Олимпиадные задания для муниципального этапа ВОШ по физической культуре

уч. год

11 КЛАССЫ

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

Программа Олимпиады состоит из теоретико-методических и практических заданий.

Содержание конкурса теоретико-методических заданий слагается из разделов: культурно-исторические основы физической культуры; специфическая направленность физического воспитания; основы теории и методики обучения двигательным действиям; основы теории и методики воспитания физических качеств; формы организации в физическом воспитании; методика решения некоторых частных задач физического воспитания; некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для 11 классов

Участникам Олимпиады предлагаются 30 заданий, разработанных на основе общедоступной литературы по предмету «Физическая культура» и соответствующие требованиям знаний выпускников основной школы по данному предмету.

Вопросы предлагаются в закрытой, в открытой форме и вопрос с развёрнутой формой ответа. К каждому заданию в закрытой форме предложено 4 варианта ответов. Среди них как правильные, так и неправильные ответы, а так же частично соответствующие смыслу вопросов. Правильным может быть только один ответ – тот, который наиболее полно соответствует смыслу вопроса. В вопросах открытой формы требуется завершить определение, вписав соответствующее слово в бланк ответа. Вопрос с развёрнутой формой ответа требует от участника творческого подхода, ответ оформляется в письменном виде, где участнику необходимо наиболее полно показать свои знания по данному вопросу. Конкурсное жюри определяет количество правильных ответов.

На тестирование отводится 60 минут.

11 классы.

Вопросы в закрытой форме.

1. Женщины начали принимать участие в:

а. Играх I Олимпиады (1896 г. Афины, Греция).

б. Играх II Олимпиады (1900 г. Париж, Франция).

г. Играх IV Олимпиады (1908 г. Лондон, Великобритания).

(1балл)

2. Международная олимпийская академия находится в:

а. Афинах.

б. Цюрихе.

в. Олимпии.

г. Париже.

(1балл)

3. Первая летняя Спартакиада народов СССР проводилась в:

а. 1948 году.

б. 1952 году.

в. 1956 году.

г. 1960 году.

(1балл)

4. Динамика индивидуального развития человека обусловлена:

а. влиянием эндогенных и экзогенных факторов.

б. наследственностью человека.

в. влиянием социальных и экологических факторов.

г. двигательной активностью человека.

(1балл)

5. Совокупность упражнений, приёмов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

а. тренировка.

б. методика.

в. система занятий.

г. педагогическое воздействие.

(1балл)

6. Состояние расслабляться, снятие напряжённости, достигаемое самопроизвольно или под воздействием физиотерапевтических процедур обозначается как:

а. ретардация.

б. рекреация.

в. реинкарнация.

г. релаксация.

(1балл)

7. Скелетон является разновидностью:

а. санного спорта.

б. конькобежного спорта.

в. горнолыжного спорта.

г. многоборий.

(1балл)

8. Джоггинг – это обозначение:

а. бега трусцой.

б. вида «боевой» аэробики.

в. союз молодёжи спортивного клуба.

г. разновидности нетрадиционных видов единоборств.

(1балл)

9. При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать:

а. через рот и нос попеременно.

б. только через рот.

в. через рот и нос одновременно.

г. только через нос.

(1балл)

10. Правила баскетбола при ничейном счёте в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью:

а. 3 минуты.

б. 5 минут.

в. 7 минут.

г. 10 минут.

(1балл)

11. Правила волейбола предусматривают, что команда в каждой партии имеет право максимум на:

а. три замены.

б. пять замен.

в. шесть замен.

г. количество замен не ограничивается.

(1балл)

12. Для нормальной деятельности центральной нервной системы, регуляции обмена углеводного и аминокислот, необходим:

а. витамин А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

13. Быстрая утомляемость и сонливость, головные боли и головокружения в значительной мере обусловлены недостатком витаминов, особенно:

а. витамина А.

б. витамин B 1.

в. витамин С.

г. витамин D.

(1балл)

14. Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей принято называть:

а. гимнастикой.

б. терренкуром.

в. соревнованием.

г. видом спорта.

(1балл)

15. Изометрические (статистические) упражнения преимущественно применяются при совершенствовании:

а. собственно-силовых способностей.

б. скоростных способностей.

в. скоростно-силовых способностей.

г. общей выносливости.

(1балл)

16. Термин «Олимпиада» означает:

а. соревнования на Олимпийских играх.

б. собрание спортсменов в одном городе.

в. високосный год.

г. четырёхлетний период между Олимпийскими играми.

(1балл)

17. В каком году состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. 2010 году.

б. 2008 году

в. 2000 году

г. 1998 году.

(1балл)

18. Где состоялись первые юношеские олимпийские игры:

а. Корейская Народно - Демократическая Республика.

б. Республика Сингапур.

в. Китайская Народная Республика.

г. Южно-африканская Республика

(1балл)

19. Основным средством физического воспитания является:

а. физические упражнения.

б. закаливание.

в. соблюдение режима дня.

г. гигиенические факторы.

(1балл)

20. Нагрузка физических упражнений характеризуется:

а. величиной их воздействия на организм.

б. целью занятия.

в. самочувствием занимающихся.

г. временем и количеством повторений двигательных действий.

(1балл)

Вопросы в открытой форме .

21. Часть культуры общества, ориентированная на выявление и сравнение человеческих возможностей обозначается как

(1балл)

22. Человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование проводилось в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является соревнования.

(1балл)

23 . Ценностями физической культуры человек овладевает в процессе

(1балл)

24. Конечной целью шахматной игры является

(1балл)

25. Законченный цикл движений, повторяющийся многократно в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и других видах спорта обозначается как …

(1балл)

26. Сохранение равновесия тела путём изменения положения его отдельных звеньев обозначается как

(1балл)

27. Состояние устойчивого положения тела в пространстве обозначается как

(1балл)

28 . Интенсивность физического упражнения, выполняемого без перерыва от 5 до 30 минут, по физиологическим критериям относят к зоне мощности работы.

(1балл)

29 . В 2004 г. в стал олимпийским чемпионом Игр XVIII Олимпиады в

(1балл)

Вопрос с развёрнутой формой ответа.

31. Что заимствовали современные олимпийские игры от древнегреческих олимпийских игр (агон)?

(1 1 балл)

I . ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по разделам:

ГИМНАСТИКА С ОСНОВАМИ АКРОБАТИКИ

Девушки 11 класса

Обязательные соединения

стоимость

Равновесие на правой (левой), руки в стороны (держать)-кувырок вперёд в стойку на лопатках (обозначить)- стойка на лопатках без помощи рук (держать) - стойка на лопатках ноги врозь (обозначить) и соединяя ноги, перекат вперёд в упор присев

Кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360 – кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх прогнувшись ноги врозь

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону «колесо») в стойку ноги врозь - приставляя правую (левую), поворот налево(направо) в упор присев - кувырок назад - кувырок назад в упор согнувшись, выпрямится, руки вверх

Из стойки ноги врозь, руки вверх опускание на мост (держать)- лечь на спину, выпрямить ноги и сгибаясь вперёд, перейти в сед углом (обозначить)- сед углом, руки в стороны (держать)- разгибаясь, поворот направо (налево) кругом в положении упора лёжа согнув руки и, выпрямляя руки, упор лёжа

Юноши 11 класса

Обязательные элементы

Стои­мость

Махом одной, толчком другой два переворота в сторону («ко­лесо») в стойку ноги врозь - приставляя правую (левую), по­ворот налево (направо) - кувырок вперёд прыжком - прыжок вверх с поворотом на 360°

Прыжок с поворотом на 180° - кувырок вперёд прыжком в упор присев - кувырок назад - кувырок назад в стойку на ру­ках (обозначить)

Наклон вперёд прогнувшись ноги врозь - кувырок вперёд в стойку на лопатках без помощи рук (держать) - перекат впе­рёд в сед углом, руки в стороны (держать) - сед с наклоном вперёд, руки вверх и кувырок назад с прямыми ногами в упор стоя согнувшись

Из седа на пятках, силой согнувшись стойка на голове и руках (обозначить) - развести ноги фронтально (держать) - соеди­нить ноги - согнуть ноги и, выпрямляясь, стойка на руках (обозначить) - кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь

Таблицы элементов, имеющих добавленную стоимость

Номер элемента

Элементы

Стойка на голове и руках (держать)

Мост с разноимённой опорой (свободная нога поднята вперёд) (держать)

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Из стойки на руках (обозначить) - кувырок вперёд.

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

Медленный переворот вперёд на одну ногу.

Медленный переворот назад в любое конечное положение.

Прыжок со сменой прямых ног вперёд («ножницы»), бёдра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок со сменой согнутых ног вперёд с поворотом на 360°, бёдра на уровне или выше горизонтали.

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Упор углом ноги врозь или вместе (держать).

Горизонтальное равновесие на локтях («Крокодил») (держать).

Одноимённый (разноимённый) поворот на одной на 360°, бедро свободной ноги не ниже горизонтали.

Одноимённый («открытый») поворот на одной на 360°, другая поднята назад не ниже 45°.

Поворот на 360° и более в стойке на руках.

Юноши

Номер элемента

Элементы

Темповой переворот вперёд на одну или две ноги

Темповой переворот назад (фляк) в любое конечное положение

Переворот с головы («подъём разгибом»)

Сальто назад

Сальто вперёд

Прыжок вверх с поворотом на 540° и более.

Прыжок вверх, сгибаясь вперёд ноги врозь или вместе (ноги го­ризонтально)

Поворот на 360° и более в стойке на руках

Силой согнувшись ноги врозь или вместе стойка на руках (спи-чак) (обозначить)

Из седа с наклоном вперёд кувырок назад в стойку на руках (обозначить)

Любое равновесие с положением свободной ноги выше горизон­тали (держать).

Фронтальное равновесие с захватом (пятка свободной ноги не ниже уровня плеч) (держать).

Горизонтальное равновесие на локте («Крокодил») (держать).

Из стойки на руках (обозначить) кувырок вперёд согнувшись но­ги вместе

Упор высоким углом (ноги подняты не ниже 45° по отношению к горизонтали) (держать).

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Баскетбол

Юноши и девушки 11 класса:

Конкурсное испытание заключается в перемещение спиной в защитной стойке, пробивание 3-х штрафных бросков (произвольным способом), рывка по прямой, выполнение ведение мяча правой и левой рукой «челноком» с пере­дачей мяча в щит, ловли и броска в корзину.

Участник находится за площадкой лицом вперед справа в углу в пересе­чение лицевой и боковых линиях. По сигналу участник перемещается спиной в защитной стойке в 2 шага вправо и влево до штрафной линии, пробивает три штрафных броска, выполняет рывок лицом вперед к центральной линии, берет мяч и начинает прямолинейно ведение мяча «Челноком» правой рукой до штрафной линии; обратно к центральной линии ведение мяча левой рукой, движение в обратном направление к щиту ведение сильнейшей рукой (правой или левой) передача мяча в щит от линии штрафного броска не выходя из кру­га, ловля мяча от щита двумя руками и бросок (произвольным способом). Фик­ сируется время выполнения упражнения, остановка секундомера осуществляет­ ся в момент касания мяча пола после его броска в корзину.

За неточное попадание в корзину участнику к его фактическому времени прибавляется дополнительно по 5 секунд, за каждое нарушение правил (про­ бежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, недобегание до линий, не поймал мяч после передачи в щит) участнику прибавляется дополни­тельно по 2 секунды.

В случае непопадания завершающего броска в упражнении даются две дополнительные попытки. За неточное попадание в корзину дважды прибавля­ ются дополнительно 10 секунд. Если участник уходит с площадки не выполнив дополнительные попытки прибавляется дополнительно 30 секунд.

Волейбол

Девушки 11 класса :

Участник находится на лицевой линии.

С другой стороны площадки судьями указываются три зоны, в каждую из которых нужно будет попасть при подаче. В каждой из выбранных трех зон судьями указывается место для премиальных очков, которое обозначается стандартным гимнастическим обручем. Участнику дается право выполнить: две попытки по три нижних прямых подачи, две попытки по три верхних прямых подачи.

При выполнение нижних прямых подач: за попадание в указанную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

При выполнение верхних прямых подач: за попадание в заданную зону начисляется 3 очка. За попадание в зону премиальных очков участнику начис­ ляется еще 1 очко к уже полученным трем. Если мяч попадает в одну и туже зону, засчитывается только как одно попадание в данную зону и начисляется только 3 очка. За непопадание в указанную зону очки не начисляются. За пода­чу в сетку или в аут, снимается одно очко.

В зачет результата идет сумма трех лучших попыток.

Верхняя прямая подача - и. п. - испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится выше плечевого сустава (плеча).

Нижняя прямая подача - и. п. - испытуемый находится на лицевой линии, лицом к сетке. Удар по мячу производится ниже плеча.

Футбол

Юноши 11 класса

На лицевой линии игрового поля устанавливаются ворота. От ворот спра­ва и слева на расстоянии располагаются две пары ворот, обозначенные стойка­ми.

На расстоянии 10 м от лицевой линии футбольного поля кладутся 3 пары футбольных мячей с интервалом 5 м.

От линии футбольных мячей напротив на расстоянии 5 м располагаются 3 контрольные стойки с интервалом 5 м.

Старт участника начинается по сигналу с линии левой контрольной стой­ки. Участник начинает движение к одному из мячей левой пары и наносит удар левой ногой по левым воротам. После удара он возвращается назад к левой контрольной стойке, обегает ее, двигается ко второму мячу левой пары и нано­сит удар левой ногой по левым воротам.

После завершения этой серии ударов участник бежит назад к средней контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед к одному из мячей средней пары и производит удар любой ногой (левой, правой) по ворота. Мяч должен пересечь линию верхом.

После удара участник возвращается назад к средней контрольной стойке, обегает ее, перемещается вправо к контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед к одному из мячей правой пары и наносит удар правой ногой по правым воротам. После удара он возвращается назад к правой контрольной стойке, обе­гает ее, двигается ко второму мячу правой пары и наносит удар правой ногой по правым воротам.

После завершения второй серии ударов участник бежит назад к правой контрольной стойке, обегает ее, перемещается влево к средней контрольной стойке, обегает ее, двигается вперед ко второму мячу средней пары, произво­дит удар любой ногой по воротам верхом и финиширует назад к средней кон­трольной стойке.

Упражнение считается законченным, если участник пробил все шесть мя­чей в указанные ворота и пересек линию финиша.

Результатом выполнения упражнения считается количество попаданий в ворота и затраченное время на выполнение всего упражнения. За каждое непо­ падание в левые и правые ворота к показанному времени добавляется 3 сек. А в средние ворота 5 сек. За необегание стойки штраф 10 сек.

Победителем признается тот участник, который покажет наименьшее время на выполнение данного упражнения.

Лёгкая атлетика.

Лёгкая атлетика

Конкурсное испытание заключается в преодолении дистанции: Девушки 11 класса: 500 м. Юноши 11 класса: 1000 м. Фиксируется время преодоления дистанции .

Олимпиада по физической культуре 10-11 класс.

1.Термин «Олимпиада» означает:

а) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр;

б) первый год четырехлетия, при наступлении которого проводят Олимпийские игры;

в) период из четырех последовательных лет, который начинается с Игр Олимпиады, и оканчивается с открытием Игр следующей Олимпиады;

г) год проведения Олимпийских игр.

2.Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в древней Греции

проводился в специальном помещении, называемом

а) гимнасий;

б) амфитеатр;

в) стадиодром;

г) ипподром

3.Где зажигается факел Олимпийского огня современных Олимпийских Игр?

а) на вершине горы Олимп;

б) на Олимпийском стадионе в Афинах;

в) на Олимпийском стадионе города-организатора Игр;

г) в Олимпии под эгидой МОК.

4 .Летняя Олимпиада 2016 года будет проходить в городе:

а) Франция;

б) Чикаго

в) Рио-де-Жанейро;

г) Мадрид.

5. На первых известных нам Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до н. э., атлеты состязались в беге на дистанции, равной:

а) одному стадию;

б) 200 м;
в) во время тех Игр атлеты состязались в борьбе и метаниях, а не в беге.

Г) 400 м

6. Величина нагрузки при непрерывном выполнении физических упражнений обусловлена :

а) сочетанием объёма и интенсивности двигательных действий;

б) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;

в) утомлением, возникающим в результате их выполнения;

г) частотой сердечных сокращений.

7.Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что

а) позволяет избегать неоправданных физических напряжений;

б) обеспечивает ритмичность работы организма;

в) позволяет правильно планировать дела в течение дня;

г) изменяется величина нагрузки на центральную нервную систему.

8.Основными показателями физического развития человека являются:

а)антропометрические характеристики человека

б)результаты прыжка в длину с места

в) результаты в челночном беге

г)уровень развития общей выносливости

9.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья:

а)стрельба

б)фехтование

в)гимнастика

г)верховая езда

10.В каком году проводились первые Всемирные юношеские игры:

а)1976г б)1998г в)1980г г) 1990г

11.Физическая культура направлена на совершенствование:

а) морально-волевых качеств людей

б) состояние здоровья человека

в) природных физических свойств человека

г) техники двигательных действий

12.Что называется осанкой:

а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие

б) пружинные характеристики позвоночника и стоп

в) привычная поза человека в вертикальном положении

г) антропометрические характеристики человека

13. Структура обучения движениям обусловлена…

а) соотношением методов обучения и воспитания.

б) индивидуальными особенностями обучающегося.

в) биомеханическими характеристиками разучиваемого движения.

г) закономерностями формирования двигательных навыков.

14. Непрерывность физического воспитания обусловлена…

а) разнообразием форм занятий.

б) сочетанием занятий подготовительной и развивающей направленности.

в) особенностями построения урочных форм занятий.

г) взаимодействием эффектов занятий.

15. Какое из приведенных утверждений сформулировано некорректно?

а) Спорт – это соревновательная деятельность.

б) Спорт – неотъемлемая часть физической культуры.

в) Спорт – это соревновательная деятельность и подготовка к ней.

г) Спорт – соблюдение определенных правил поведения.

16. Процесс выполнения физических упражнений с целью повышения качества со-

ревновательной деятельности принято называть…

а) тренировкой.

б) подготовкой.

в) гипердинамией.

г) стимуляцией.

17. Основой методики воспитания физических качеств является…

а) выполнение физических упражнений.

б) возрастная адекватность нагрузки.

в) обучение двигательным действиям.

г) постепенное повышение силы воздействия.

18. Соотношение между объемом и интенсивностью упражнений характеризуется…

а) увеличением ответных реакций организма.

б) показателями количества и качества двигательной активности.

в) обратно пропорциональной зависимостью.

г) прямо пропорциональной зависимостью.

19 . Среди всех олимпийцев мира по всем видам спорта наибольшее количество олимпийских наград …

а) Пааво Нурми (Финляндия);

б) Марк Спитц (США);

в) Лариса Латынина (СССР);

г) Светлана Хоркина (Россия);

д) Майкл Фелпс (США).

20. Теоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе включает в себя…

а) фундаментальные знания общетеоретического характера;

б) инструктивно-методические знания;

в) знания о правилах выполнения двигательных действий;

г) всё вышеперечисленное.

21. Как осуществляется контроль за влиянием физических нагрузок на организм во время занятий физическими упражнениями?

а) по частоте дыхания;

б) по частоте сердечно-сосудистых упражнений;

в) по объёму выполненной работы.

г) внешние признаки

22. Что называется разминкой?

а) подготовка организма к предстоящей работе.

б) чередование беговых и общеразвивающих упражнений;

в) чередование лёгких и трудных общеразвивающих упражнений

г) стартовая готовность

23. Какие упражнения включаются в разминку почти во всех видах спорта?

а) упражнения на развитие выносливости;

б) бег и общеразвивающие упражнения

в) упражнения на развитие гибкости и координации движений

г) упражнения на скорость

24. Какой вид спорта наиболее эффективно развивает гибкость и ловкость?

а) фехтование;

б) баскетбол;

в) фигурное катание;

г) художественная гимнастика.

25. Какие виды спорта развивают преимущественно выносливость?

а) спортивные единоборства;

б) циклические;

в) спортивные игры;

г) не циклические.

Ключ к заданию:

1-в 2-а 3-г 4-в 5-а 6-а 7-б 8-а 9-в 10-б 11-в 12-в 13-г 14-г 15-в 16-г 17-г 18-в

19-в 20-г 21-б 22-а 23-б 24-а 25-б