Кто возглавлял первое освоение урала. История урала: из истории изучения природы урала и свердловской области. Реки и озёра горной страны

Краткий обзор истории Урала с древнейших времен и до XX века.

Каменный век на Урале

Палеолит

Палеолит (или древнекаменный век) - самый ранний и наиболее продолжительный период в истории человечества. Он продолжался от начала использования человеком каменных орудий (на Земле это случилось 2,5 млн лет назад) до отступления ледников в северном полушарии (10 тысяч лет назад).

Заселение территории Урала древним человеком началось во времена раннего палеолита – 300-100 тысяч лет назад. Климат в то время был более мягким и теплым, что способствовало расселению людей. Было два направления переселения: одно – из Средней Азии, второе – с Восточно-Европейской равнины, Крыма и Закавказья. Ученые это определили по сходству орудий труда.

Самые ранние стоянки древнего человека на Урале – Мысовая (Республика Башкортостан) и Ельники II (Пермский край). На стоянке Ельники II были обнаружены кости трогонтериевого слона, что позволило датировать памятник. Также к раннепалеолитическим памятникам относятся Ганичата I и II, Борисово, Слудка, Тупица, грот Большой Глухой на реке Чусовой и другие.

К среднему палеолиту (200–40 тысяч лет назад) относят археологические памятники Богдановка (Челябинская область) и Пещерный Лог (Пермский край). В верхнем (позднем) палеолите (40-10 тысяч лет назад) человек появился даже на Приполярном Урале (стоянка Бызовая), также известны памятники Медвежья пещера и Гарчи I на Северном Урале , стоянка им. Талицкого и Заозерье на Среднем Урале и Горново V на Южном Урале . Памятники этого периода более многочисленны. К концу верхнего палеолита относят уникальные памятники пещерной живописи в Каповой и Игнатьевская пещерах (14-13 тысяч лет назад). Всего на Урале сейчас известен 41 памятник эпохи палеолита.

Палеолитические стоянки размещались в гротах и во входных частях пещер. Орудия труда люди в то время изготавливали из камня – кварцита, яшмы, кремня. Путем сколов гальки получали орудие под названием чоппер (чоппинг) или рубило. Также из камня делали скребла для обработки шкур, скобели для обработки дерева. Позже стали изготавливать нуклеус, с которого скалывали тонкие пластины, использующиеся в качестве сборного режущего инструмента.

Древние люди выживали с помощью охоты. Добытые шкуры и кости использовались для строительства жилища. Также собирали ягоды и коренья.

Мезолит

В эпоху мезолита (9-7 тысячелетия до н.э.) началось массовое заселение Урала. К тому времени ледник отступил, образовалась современная речная сеть, изменялся климат, формировались новые природные зоны.

Люди селились по берегам рек и озер. Многочисленные мезолитические памятники найдены в бассейнах рек Кама , Уфа , Белая , Тура, Исеть , в верховьях Урала . Люди изобрели вкладышевые орудия труда, лук, стрелы, лыжи, сани, лодки. Жили в полуземлянках, шалашах или чумах. В эпоху мезолита появилось первое домашнее животное – собака (кости двух особей найдены на Кокшаровско-Юрьинской стоянке). В то же время вымерли многие крупные животные: мамонт, шерстистый носорог и другие. Помимо охоты и собирательства, древние люди освоили рыболовство.

К этому периоду относятся святилища в камне Дыроватый на реке Чусовой и на горе Голый камень .

Богатая коллекция орудий собрана на Шигирском торфянике в Свердловской области . Самая уникальная из тех находок - Шигирский идол, древнейшая деревянная скульптура в мире.


Неолит

Это была последняя стадия каменного века (6-4 тысячелетия до н.э.). В это время климат на Урале (теплый и влажный) был наиболее благоприятен для растительности и животного мира, распространялись леса. В неолите человек освоил изготовление глиняной посуды. Благодаря различным орнаментам на посуде археологи различают археологические культуры и датируют памятники. Появились и новые технологии обработки камня: пиление, сверление, шлифование. Появились каменные топоры, тесла, долота, стамески. Стали строиться большие жилища из бревен.

Из-за различных природных условий (тайга, лесостепь, степь) появилась разница в развитии древних культур Южного, Среднего и Северного Урала. В неолите началось разделение финно-угорского языка и формирование этнической основы современных уральских народов . В это время в северном Зауралье появились святилища. К ним относятся насыпные холмы (Кокшаровский, Усть-Вагильский), при раскопках в которых найдена керамика, окрашенная охрой, иногда с лепными головами животных. К этому же времени относят захоронение шамана в камне Дождевом на Чусовой.

Энеолит (медно-каменный век)

Переходная эпоха от неолита к бронзовому веку (III тысячелетие до н.э.). Климат в это время стал более прохладным. Увеличивается неоднородность развития населения разных районов Урала. На Южном Урале уже начала осваиваться металлургия. Самый ранний металлургический очаг связан с Каргалинскими медными рудниками (Оренбургская область). Ранние металлические орудия получали методом ковки, хотя основным материалом для орудий труда по-прежнему являлся камень. Путем обмена в Среднее Зауралье попадают первые медные орудия.

Возникло искусство резьбы по дереву (образцы сохранились в Шигирском и Горбуновском торфяниках). В южной части Урала появилось скотоводство. Происходит одомашнивание лошадей.

В эпоху неолита–энеолита была сделана большая часть писаниц на прибрежных скалах на реках Вишера , Тагил , Тура, Реж , Нейва , Ирбит , Исеть, Серга , Уфа , Ай , Юрюзань, Зилим, Белая. Они отражают мифологические мировоззрения древних людей, воспроизводят ритуальные сцены. К этому времени относится и необычный памятник-святилище Савин в Курганской области.

Бронзовый век

Во II тысячелетии до н.э. на Урале началось массовое освоение металлургии бронзы, из нее изготовляли орудия труда, оружие, украшения. Полученный в результате плавки металл разливали в литейные формы или подвергали ковке.

На Южном Урале медь добывали главным образом на месторождениях Таш-Казган, Никольское, Каргалы. Изделия из бронзы широко распространяются, укрепляются торговые связи. Там же на Южном Урале возникла так называемая «Страна городов», самые известные из поселений которой – Аркаим и Синташта. Считается, что там изобрели боевые колесницы и разработали тактику колесничного боя.

Бронзовый век на Урале вмещает много археологических культур. Передвижения населения приводили к смешению, а то и к исчезновению ряда групп. В то же время в бронзовом веке увеличивалась неравномерность развития населения разных археологических культур. В степной и лесостепной зоне развивалось пастушеское скотоводство, а возможно и земледелие. На севере лесостепной и юге лесной зоны жители сочетали охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие. В таежных и тундровых местностях развивалась охота и рыболовство.

В лесном Зауралье в начале бронзового века жило население ташковской культуры. На поселении Ташково II были найдены первые медные орудия, тигли, капли меди, руда. В горно-лесном Зауралье друг друга сменяли коптяковская культура, черкаскульская, межовская, со среднего течения реки Тобол пришла бархатовская культура. Начался ранний этап формирования и взаимодействия между собой народов финно-угорской (лесная зона) и индо-иранской (степная и лесостепная зона) языковых семей.

У населения бронзового века сложился культ умерших. В степной зоне начали появляться курганные могильники, а в лесной – грунтовые. По вещам, которые клали рядом с умершим, можно понять, чем он занимался и какое положение занимал в обществе.

К эпохе бронзы относится сейминско-турбинский транскультурный феномен – случайные находки в лесном Зауралье и памятники с этими находками, отлитыми по новой технологии тонкостенного литья с использованием сердечника. След этого феномена тянется с Алтая, через Урал, Поволжье, Карелию.

В переходный период к раннему железному веку с северо-востока Западной Сибири в Зауралье пришло население гамаюнской культуры. Они стали строить первые укрепленные поселения в лесной зоне. Историки связывают их с древними протосамодийцами.

Железный век

Постепенно люди освоили изготовление орудий труда и оружия из железа. Такие изделия были значительно прочнее бронзовых, их можно было затачивать. Произошло разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Историки делят железный век на два этапа: ранний железный век (VIII век до н.э. – III век н.э.) и поздний железный век (с IV века н.э. до середины II тысячелетия н.э.).

Из-за похолодания в эпоху раннего железного века и как следствие сокращения пищевых ресурсов в степной части Южного Урала возникает полукочевое и кочевое скотоводство. Во второй половине I тысячелетия до н.э. начинается потепление и установление более сухого климата, в результате чего кочевники продвигаются на север, в уральские лесостепи. На Южном Урале сформировалась самобытная савроматская культура, которую затем сменила сарматская культура. Главным источником для их изучения стали курганы.

В Среднем Зауралье произошёл расцвет меднолитейного производства. В начале эпохи железные изделия появлялись только в приуральских степях у кочевых племен савроматской культуры. В лесостепной и на юге таежной зоны изделия из железа появились не ранее V-IV веков до н.э. и были связаны с иткульским и ананьинским очагами цветной металлургии и металлообработки.

В раннем железном веке на территории горно-лесного Зауралья обитало население иткульской культуры (VII-III века до н.э.). Иткульские литейщики плавили медь, изготовляли орудия труда и оружие, обменивали вещи из меди жившей в Прикамье ананьинской культуре, а оружие - племенам савроматов и сарматов на Южном Урале. Формируется пушной торговый путь, связавший юг и север. К этому времени относятся попадающиеся на Урале клады культовых отливок с изображениями птиц, животных, людей. В это время возникает пермский звериный стиль (медные литые изображения животных, птиц, людей), появляются святилища-костища. Из-за угрозы военных нападений с юга строятся городища – укрепленные поселения.

В позднем железном веке случилось Великое переселение народов – передвижения племен в II-VI веках н.э. Все началось с продвижения кочевых степных племен, которые подтолкнули к перемещениям лесостепных и даже лесных племен Зауралья и Приуралья.

В середине I тысячелетия н.э. по территории лесной и горно-лесной полосы восточного склона Урала прошли кочевые угры-коневоды, что оказало влияние на хозяйство и быт местного населения. В VI-IX веках в лесном Зауралье сложилось три археологических культуры - петрогромская, молчановская и тынская, которые стали основой юдинской культуре (X-XIII века), это предки манси.

В это время возник башкирский народ, произошло формирование современных народов Урала, сложилась праоснова протомансийского этноса. В VII-X веках произошла стабилизация уральских обществ и оформления племенных союзов, что привело к расцвету культур и восстановлению древних торговых связей со Средней Азией, Прикамьем и Великим Новгородом. С середины II тысячелетия на восточный склон Урала стали приходить "пашенные татары" (тюрки), которые расселялись по реке Нице и долгое время мирно соседствовали с манси.

Средние века (X-XVII вв.)

Новгородские купцы и вольные ушкуйники стали первыми из русских людей, проникшими на Урал. Они меняли у «югры» (предков хантов и манси) свои товары на пушнину, а также взимали дань. С XII века такие походы на Урал и в Северное Зауралье стали регулярными.

Однако русскую колонизацию Урала в этот период сдерживало противодействие Волжской Булгарии. Решающее значение оказало монгольское нашествие, покорившее племена бассейна Оби и Иртыша, башкир, южных удмуртов, разгромившее Булгарию. В конце XIII – XIV веке часть булгар и кочевников-половцев переселилась на территорию Приуралья.

Со временем Пермь Великая перешла в руки московских князей и вошла в состав Русского государства. В этот период для укрепления позиций Москвы в Прикамье развернули деятельность православные миссионеры. Они уничтожали языческие святилища и обращали местные народы в православие.

Начался процесс переселения манси с западного склона Урала на восточный. Этот процесс усилился, когда началось массовое переселение на Урал крестьян из Поморья. К XV веку жившие на реках Конда, Пелым и нижнем течении реки Сосьва манси объединились в Пелымское княжество, центр которого был в Пелымском городке близ слияния Пелыма с Тавдой.

Время от времени совершались набеги на русские земли. Во время одного из них, в 1481 году, погиб великопермский князь Михаил, был уничтожен ряд населенных пунктов. Москва так же организовывала военные походы в Зауралье (в частности, в 1465, 1483, 1499 годах). Югра присоединилась к Москве, однако подданство не было прочным.

В XIV веке у сибирских татар зародилась своя государственность. Возникло Тюменское ханство с центром в городке Чимги-Тура (позже на этом месте возникла Тюмень). Позже оно расширилось и стало Сибирским ханством со столицей в городке Сибирь, или Кашлык (близ современного Тобольска). Татары настраивали манси против русских, да и сами устраивали набеги.

Разгром Иваном Грозным в 1552 году Казанского ханства привел к добровольному вхождению в состав России основной части Башкирии.

В освоении Среднего Приуралья большое значение оказал род Строгановых. Основатель рода Аника Федорович Строганов в 1558 году попросил разрешение заниматься солеварением на реке Каме, обязавшись взамен оборонять земли от набегов и основывая укрепленные городки. Царская грамота пожаловала Строгановым обширные земли от устья Лысьвы до устья Чусовой. Позже строгановские владения стали еще больше. Население Прикамья стало быстро увеличиваться, возникали новые населенные пункты.

Из коренных народов Урала к XVI веку наибольшую численность имели народы Приуралья – башкиры, коми-пермяки, удмурты, меньше было представителей народов Зауралья – манси, хантов, сибирских татар.

В 1570-е годы Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом совершало набеги на строгановские городки. Для борьбы с ними Строгановы наняли волжских казаков во главе с атаманом Ермаком . Так начался знаменитый поход Ермака, «взявший Сибирь». Окончательно Сибирское ханство пало в 1598 году. Покорение Сибири открыло России путь на восток.

Поход Ермака. Картина П. Шардакова. Этнопарк истории реки Чусовой

На реках Урала и Зауралья стали появляться русские города и остроги, Урал все более активно осваивался русскими. Первое время за Урал попадали речным путем. В 1597 году началось строительство первой сухопутной дороги через Урал, разведанную крестьянином Артемием Бабиновым. Дорога получила название Бабиновской. В 1598 году возник город Верхотурье .

Освоение Урала постепенно шло преимущественно с севера на юг. В XVII веке русская колонизация Урала приобрела массовый характер. В основном крестьяне и посадские люди Русского Севера переселялись на Урал по доброй воли, но были и те, кого отправляли по царскому указу.

В 1730-50-х годах были построены Закамская и Оренбургская укрепленные линии, что создало условия для еще более активного заселения в том числе Южного Урала.

Большинство населения Урала принадлежало к крестьянству. Например, в последней четверти XVII века таких было около 80%. Примерно 60% из них должны были платить в казну денежный или хлебный оброк (черносошные крестьяне). В строгановских вотчинах жили крепостные крестьяне, которые несли как оброчные, так и отработочные повинности.

В XVII веке основным занятием населения Урала было сельское хозяйство. Главными культурами были рожь и овес, хотя также сеялись ячмень, пшеница, полба, гречиха, горох, просо.

Тогда же, в XVII веке, на Урале начали появляться первые небольшие заводы. В 1631 году на реке Нице (территория Свердловской области) возник первый казенный железоделательный завод (Ницинский). Железо получали сыродутным способом в четырех небольших домницах. Работать на заводе обязали крестьян, отрабатывавших заводскую повинность. Через полвека завод закрылся.

Находки с Ницинского завода. Музей истории и археологии Среднего Урала

В 1634 году заработал Пыскорский казенный медеплавильный завод (Пермский край), проработавший до конца 40-х годов. В 1640 году возник казенный железоделательный завод (Красноборский) и на реке Вишере в Чердынском уезде, однако из-за истощения руд и он проработал недолго.

В 1669 году на реке Нейве возник частный железоделательный завод братьев Тумашевых (закрылся в 1680 году). Свой небольшой завод был и во владениях Далматовского монастыря, на реке Железнянке при ее впадении в Исеть.

Однако лучше всего в то время было развито солеварение. Крупнейшим солеваренным центром страны была Соль Камская (Соликамск) .

Новое время (XVIII – XIX вв.)

Первая четверть XVIII века ознаменовалась административными реформами Петра I. В то же время на Урале начали возникать заводы. Первыми, почти одновременно, в 1701 году были пущены Невьянский и Каменский заводы, вскоре были основаны Алапаевский и Уктусский казенные заводы. Затем количество заводов быстро увеличивалось. В строительстве заводов участвовали частные предприниматели. В 1702 году Невьянский завод передали Никите Демидову, с которого началась крупная династия уральских промышленников. Также крупнейшими заводовладельцами стали Строгановы и Яковлевы. Росло население Урала, обильно возникали новые населенные пункты. На Урале было много старообрядцев, которые переселялись сюда из центральной части страны, скрываясь от преследований. Большое значение имело строительство в 1723 году Екатеринбургского завода.

В XVIII веке Урал стал крупным горно-металлургическим центром. На заводах трудились мастеровые (они выполняли на заводах все производственно-технические работы) и работные люди (вместе с приписными крестьянами они были задействованы на вспомогательных работах, к ним относились рудокопы, углежоги, плотники, лесорубы, возчики, каменщики и т.д.). Они обязаны были трудиться на заводах «навечно», освобождались от работы лишь по старости или тяжелой болезни.

С появлением заводов возросло значение водных путей. По рекам Чусовая, Белая, Уфа, Ай и другим сплавляли заводскую продукцию. К началу XIX века Урал давал 4/5 русского чугуна и железа, а Россия была на первом месте в мире по производству черных металлов.

В 1730-е годы на Южном Урале была создана сеть укрепленных линий – крепостей (старая и новая Закамские, Оренбургская (Яицкая), Сакмарская, Исетская). Здесь служили в том числе казаки. Возникла Оренбургская экспедиция с целью освоения южной части Урала. Это способствовало смещению русского населения с севера на юг.

В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. В 1773-74 годах вспыхнула Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, выдававшего себя за Петра III.

В XVIII веке начинают появляться первые учебные заведения, однако настоящее развитие образование начало получать лишь к концу XIX веке. При этом большинство детей школу все же не посещало.

Когда в XIX веке на Западе начался индустриальный переворот, российская промышленность стала значительно отставать.

Принятие указа 1812 года о разрешении золотодобычи частным лицам привело к открытию на Урале многочисленных приисков, вскоре вспыхнула золотая лихорадка. Центр управления золотопромышленностью располагался в Екатеринбурге. Крупными золотопромышленниками были Рязановы, Казанцевы, Баландины, Зотовы. К 1845 году доля России в мировой добыче золота составила 47%. До открытия калифорнийских и австралийских месторождений она обогнала все страны мира. На Урале были открыты и богатые залежи платины (95% мировой добычи).

В XIX веке оживилась торговля. Годовые обороты ярмарок Урала в масштабах страны превышали 20%, из них 80% ярмарочного оборота на Урале давала Ирбитская ярмарка – вторая в России после Нижегородской.

В то же время в XIX веке часто вспыхивали восстания, уральские крестьяне боролись за свои права. Урал и Зауралье стали местом ссылки декабристов.

Важным этапом в развитии страны стала отмена крепостного права 19 февраля 1861 года. Юридически крестьяне обрели свободу, однако на деле все оказалось сложнее. По закону мастеровым предоставлялась только усадьба и покосы, но не наделы. Этим они привязывались к заводам. За пользование мастеровыми покосом, выгоном, лесом предусматривалась возможность отработки на заводах. Заводчики продолжали быть хозяевами значительных сельхозугодий и обширных территорий.

Благодаря реформам Александра II люди стали вовлекаться в активную общественную жизнь, заметную роль играла интеллигенция.

К концу XIX века Урал стал проигрывать конкуренцию новому крупному металлургическому центру в Донбассе. Предприятия были технически отсталыми, реконструировались слабо, истощалась рудная и топливная база. В итоге на Урале разразился промышленный кризис. Для поиска путей выхода из кризиса в 1899 году по заданию министра финансов С.Ю. Витте на Урал отправилась экспедиция группы ученых и инженеров во главе с Д.И. Менделеевым.

Вскоре началась эпоха потрясений: первая мировая война, революция, гражданская война…

Использованная литература:
Панина С.Н. Древняя история народов Урала. - Екатеринбург, изд-во "Квадрат", 2017.
История Урала с древнейших времен до конца XIX века. - Екатеринбург, 2002.
Материалы Музея истории и археологии Среднего Урала

Судя по летописям, русские начинают проникать на Урал в XI веке. В 1092 году новгородцем Гюрятой Роговичем, одним из бояр или крупных купцов, был организован поход на Печору и в Югру, т. е. на Северный Урал в места, где проживали предки современных манси. Походы новгородцев на Урал предпринимались и в XII веке. Известны набеги на Северное Приуралье в 1187 годах, поход в Югру в 1193 – 1194 годах. Вероятно, были и походы, о которых не осталось записей в памятниках письменности.

Новгородцев эти места привлекали прежде всего как богатые пушниной, мехами. В XI – XII веках русские ещё не создавали здесь оседлых поселений. Русское оседлое поселение появляется в Верхнем Прикамье только в XIV – XV веках.

Имеются некоторые косвенные свидетельства появления и пребывания древних новгородцев в этом регионе. Так, при раскопках в бассейне реки Колвы Искорского городища археологами были обнаружены следы русской гончарной посуды, имеющей аналогии с керамикой древнего Новгорода XIV – XV веков.

Имеются и другие косвенные данные о пребывании в Верхнем Прикамье древних новгородцев, например, занесённый им сюда языческий культ Перуна и почитание громовых стрел – пальчатых сосулек, образующихся в песках от удара молнии и сварки песка. В одном из пермских памятников 1705 года говорится об использовании громовой стрелы в качестве оберега: « Аника Детлев на той свадьбе у него, Родиона, был в вежливцах. А для обороны де на тое свадьбу, чтобы его, Родиона, и жену его сторонние люди не испортили, имал громовую стрелу да святую траву.»

Таким образом, следы пребывания древних новгородцев на Верхней Каме и Вишере имеются, но говорить об образовании говоров, в основе которых лежали бы только новгородские, убедительных оснований нет, так как, во – первых, до XIV века здесь не было постоянных поселений и, во – вторых, в Верхнее Прикамье довольно рано начинают проникать не только новгородцы, но и другие русские, в частности владимиро – суздальцы. И Пермь Великая, как с XIV века начинают называть территорию Северного Прикамья, становится местом соперничества новгородцев и владимиро – суздальцев.

Существовал путь и с севера – из Поморья в Каму, так называемый Печорский волок: с притока Печоры речки Волосницы в бассейн Камы на речку Вогулку. На Волоснице и Вогулке до сих пор сохраняются места с одинаковым названием Печорский волок. Путь был длинный и сложный: с Вогулки в речку Еловку, затем в Берёзовку, из неё в обширное Чусовское озеро, далее в Вишерку, Колву, в Вишеру и, наконец, в Каму.

В XVI – XVII веках это был путь рыболовецких артелей чердынцев, отправлявшихся на промысел на притоки Печоры, особенно на реки Щугор и Илыч. Но он активно использовался и для переселения с Печоры в Прикамье. Так, в чердынских документах 1682 году упоминается житель Усть – цилемов, т. е. человек, либо сам вышедший из Усть – цильмы, либо имевший предков, прибывших оттуда.

Этими путями проникали в Верхнее Прикамье новгородцы, двинцы, поморы. В XV веке, как позволяют судить раскопки и письменные памятники существовали русские городки под защитой которых начинают селиться и русские крестьяне, в основном носители севернорусских говоров.

В 1472 году состоялся поход князя Фёдора Пёстрого, в результате которого Пермь Великая окончательно вошла в состав Русского государства. Его отряд состоял из устюжан, белозёрцев, вологжан и вычегжан, т. е. жителей Русского Севера. Часть их осталась жить в Камско – Колвинском поречье, т.к. Фёдор Пёстрый был послан сюда воеводою и создал укрепленный городок в Покче. От говоров первых поселенцев, пришедших с севера Руси, и ведут свое начало, возникающее здесь русские говоры.

В появляющихся городах в XV – XVI веках, безусловно. Звучала такая же диалектная речь, как и в находящихся поблизости сельских поселений. Позднее, в XVII веке, языковая ситуация в городах оказалась более сложной. Большая часть их населения пользовались теми же говорами, какие складывались вокруг городов. Но вместе с тем в городах разговорная речь была представлена и другими разновидностями, так как там проживали, кроме крестьян, ремесленники, торговцы, солдаты, представители администрации, духовенства. Наряду с речью крестьян здесь звучала речь служителей культа, знавших церковно – книжный язык, и приказных, владевших деловым языком. Здесь были представлены и различные профессиональные языки: речь солеваров, мыловаров, металлургов, кузнецов и т. д. И, безусловно, речь людей, знакомых с деловыми и церковными текстами, хотя их было немного относительно всех жителей городов, наладывало свой отпечаток на зарождавшееся городское просторечие. XVI – XVII века оказываются временем не только активного заселения в Перми Великой – Чердынской земли и Соли Камской, но и активного переселения вниз по Каме вплоть до Ново – Никольской слободы, основанной в 1591 году. Именно этот период становится временем возникновения русских старожильческих говоров на Западном Урале. Однако значительность заселяемой территории и неодинаковые условия освоения отдельных районов привели к тому, что в пермских говорах разных районов обнаруживаются различия, что складывается множество говоров.

Заселялась Пермь Великая, как об этом свидетельствуют данные писцовых книг и многих чердынских документов XVII века, жителями Северной Двины, Мезении, Пинеги, Выми, Виляди, Вычегды, Сухоны, Юга, Печоры, Вологды, Вятки, где уже сложились в своей основе севернорусские говоры, генетически связанные с новгородскими. Население, прибывшее на Русский Север из Москвы, Владимира, Поволжья т. д., усваивала местную севернорусскую речь, хотя и накладывала на неё некоторый опечаток, особенно в лексике. Во второй половине XVII и особенно в XVIII веке в Пермь Великую начинают пребывать старообрядцы из Нижегородской губернии, из Заволжья. Они несут свои говоры и поселяются рядом с уже сложившимся здесь населением.

В XIX веке продолжались миграции населения внутри Прикамья, приводившие к освоению новых территорий. Так, идёт поток старообрядцев на Верхнюю Колву и Верхнюю Печору. Старообрядцы осваивают и другие районы, поселяются в соликамских деревнях, в Чусовских городках и селе Копально на Чусовой, в западной части современных Сивенского, Верещагинского и Очерского района, в Юрлинском районе. Определенная изолированность старообрядцев, традиционность в занятиях, культуре способствовали сохранению элементов, принесённых в основном из Заволжья говоров. Однако в тех населенных пунктах, где старообрядцы поcелялись рядом с нестарообрядцами, они постепенно полностью усваивали сложившееся здесь старожильческие говоры.

Урал издавна известен как естественная граница между Европой и Азией. В древнегреческих и римских источниках, а затем и в ряде более поздних европейских источников, вплоть до середины XVI века, Урал назывался Рифейскими, или Гиперборейскими горами. Под таким названием эти горы изображались и на старинных географических картах, начиная с карты мира известного александрийского ученого Клавдия Птоломея (II век нашей эры). Долгое время, начиная с первой летописи - «Повести временных лет», относящейся к XI веку нашей эры, - русские называли Уральские горы «Поясовым Камнем», «Сибирским», или «Большим Камнем», или же «Земным Поясом». К концу XVI века русским хорошо уже была известна территория своей страны, в том числе и территория Урала.

На первой подробной карте Московского государства - «Большом чертеже», составленном в первом варианте, по-видимому, в 1570 г., Урал под названием «Большой Камень» изображался в виде мощного горного пояса, с которого берут начало многочисленные реки. Только с тридцатых годов XVIII века в литературу впервые вводится название «Уральские горы». Это название было введено в науку талантливыми исследователями природы Урала - В.Н. Татищевым и П.И. Рычковым. Накоплению знаний о природе Урала, его богатствах способствовало заселению края русскими, развитие здесь земледелия, горной промышленности, торговли. Однако знания эти не выходили из рамок частных наблюдений по отдельным отраслям, связанным главным образом с использованием природных богатств края.

Систематическое изучение природных условий было осуществлено трудами ученых и путешественников, в разное время посещавших Урал и проводивших здесь исследовательскую работу. Первым из русских географов начал изучать Урал В.Н. Татищев. Это был крупнейший ученый середины XVIII века. Он руководил поисками полезных ископаемых, картографическими работами, собирал гербарий, изучал природу и население Урала. В деле изучения природы Среднего Урала, в том числе природы Свердловской области, очень много сделал крупнейший русский географ конца XVIII века академик И.И. Лепехин. В 1769-1771 годах И.И. Лепехин в качестве руководителя одного из отрядов Академической экспедиции посетил многие районы и заводы Южного и Среднего Урала, изучал строение поверхности (особенно карстовые формы рельефа), собирал горные породы и гербарий, открыл ряд полезных ископаемых (медные руды, каменный уголь в Башкирии), наблюдал быт и нравы местного населения, главным образом башкир. Значительная часть маршрута Лепехина проходила по Среднему Уралу.

Он посетил Екатеринбург и ближайшие к нему заводы - Верх-Исетский, Ревдинский и другие. Из Екатеринбурга Лепехин направился в Кунгур, где осмотрел и описал Кунгурскую ледяную пещеру. После поездки на Южный Урал Лепехин осенью 1770 г. снова через Екатеринбург направился в восточную и северную части современной территории Свердловской области, посетив Туринск, Ирбит, Нижний Тагил и Верхотурье. Лепехин поднялся на Конжаковский Камень, где нашел месторождения медной руды, описал здесь вертикальную поясность растительного покрова.

Тогда же на Урале работал другой отряд Академической экспедиции под руководством академика П.С. Палласа. Он тоже посетил некоторые районы нашей области. Летом 1770 года, путешествуя по Исетской провинции, он обследовал многие заводы и рудники на Южном и Среднем Урале, в частности железные рудники горы Высокой и Благодати, а также массив Качканар. На северной его вершине - горе Магнитной - Палласом были открыты руды магнитного железняка. Входивший в состав его экспедиции сын крупного географа и знатока природы Южного Урала П.И. Рычкова - Н.П. Рычков занимался изучением природы западных склонов Среднего и Южного Урала.

Его маршрутом была охвачена и юго-западная часть современной территории Свердловской области: в 1771 году Н. Рычков проехал из Перми в Кунгур, а оттуда через Екатеринбург в Оренбург. К началу XIX века относятся первые сведения о природе северной части нашей области. В 1826 г. начальник Богословских заводов Ф. Бергер сообщил сведения о горах Северного Урала, в том числе о Денежкином Камне. В 1829 г., проездом на Алтай, Урал посетили известный немецкий географ и ученый Александр Гумбольти спутник минералог Густав Розе. Путь их проходил из Перми через Кунгур в Екатеринбург, где ими были осмотрены ближайшие окрестности города - озеро Шарташ, Березовские золотые прииски, Шабровский и Тальковый рудники, Уктус, село Елизавет. Из Екатеринбурга путешественники сделали выезд на север, в Нижний Тагил, к горе Благодати для осмотра заводов и рудников, затем их маршрут пересекал Богословск (ныне город Карпинск). Отсюда через Алапаевск и Екатеринбург путешественники направились в Тюмень и далее на восток.

В 1830-39 гг. крайний север Свердловской области (между хребтом Чистоп и вершиной Денежкиного Камня) изучала Североуральская экспедиция Департамента горных и соляных дел, сначала под руководством горного мастера М.И. Протасова, затем горных инженеров Н.И. Стражевского и В.Г. Пестерева. Эта часть Урала, до того почти никем не исследованная, впервые была описана и нанесена на карту. В 1838 г. этот же район посетил профессор Московского университета Г.Е. Щуровский, результатом поездки которого явилось первое комплексное описание физической географии Среднего и Северного Урала. В 1847-1850 гг. Русским географическим обществом была организована крупная экспедиция на Северный Урал. Она получила название Североуральской экспедиции Русского географического общества. Экспедицией руководил профессор минералогии Петербургского университета Э.К. Гофман. На обратном пути из Чердыни в 1850 г. Э.К. Гофман проехал вверх по Вишере, в ее истоках перевалил через Уральский хребет и, продвигаясь на юг, достиг крупной вершины - Денежкина Камня, после чего из Надеждинска, через Нижний Тагил, приехал в Екатеринбург. В 1855 году Э.К. Гофман вновь посетил Средний (окрестности Екатеринбурга, гору Качканар) и Северный Урал (Конжаковский Камень). В 1872 г. ботаник Н.В. Сорокин, действительный член Казанского общества любителей естествознания, совершил восхождение на вершину Денежкина Камня и собрал там гербарий.

В 1874-76 гг. высокогорную часть Свердловской области (массив Чистоп, Денежкин Камень, Конжаковский, Косьвинский, Сухогорский Камни и гору Качканар) посетил известный ботаник П.Н. Крылов, который собрал очень ценный материал о растительном покрове высоких гор Северного и Среднего Урала. Тогда же, в 1877 г., другой ботаник и этнограф - Н.И. Кузнецов - занимался изучением растительного покрова и населения крайнего севера территории Свердловской области и совершил восхождение на массив Чистоп и другие горы.

В семидесятых горах XIX века в Екатеринбурге было основано Уральское общество любителей естествознания, в задачи которого входило всестороннее изучение природы Урала. Общество собрало большие коллекции горных пород и минералов, гербарий, а также зоологические, особенно энтомологические, археологические, этнографические и другие коллекции. Ныне большая часть из них хранится в Свердловском областном краеведческом музее. Значительную роль в изучении природы Свердловской области сыграли видные деятели Уральского общества любителей естествознания - О.Е. Клер, Н.К. Чупин, П.В. Сюзев, А.А. Черданцев, И.Я. Кривощеков и целый ряд других. Картограф и краевед И.Я. Кривощеков составил многие карты, включавшие территорию Свердловской области, например: «Карту Пермской губернии» (1887 год), «Карту Екатеринбургского уезда Пермской губернии» (1908 год), «Карту Верхотурского уезда» (1910 год).

Каждая из карт сопровождалась объяснительным текстом. В семидесятых годах XIX века в районе горы Качканар и по восточному склону Среднего Урала вел географические исследования известный геолог А.П. Карпинский. С 1894 по 1899 год детальными геологическими исследованиями Богословского горного округа (территория крайнего севера Свердловской области) занимался Е.С. Федоров, создавший капитальный труд по геологии Богословского округа и замечательный геологический музей в Турьинских рудниках (ныне город Краснотурьинск), где собрана богатейшая коллекция горных пород в количестве более 80000 экземпляров.

В самом конце XIX века в северной части Среднего Урала работал известный геолог Ф.Ю. Левинсон-Лессинг. В 1898 и 1899 годах он провел геологические исследования Денежкина Камня и соседних гор в целях поисков платины и золота. После Великой Октябрьской социалистической революции изучение природы Урала стало проводиться более планомерно. Многие экспедиции носили комплексный характер. Особенно детально изучались недра Урала, в том числе в пределах Свердловской области, а также и другие элементы природы: рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир. Появился ряд сводных и специальных работ по географии Урала и области. Большую роль в изучении природы севера Свердловской области сыграла Уральская комплексная экспедиция Академии наук СССР, продолжавшая свои работы ряд лет, начиная с 1939 г., а также некоторые экспедиции Уральского отдела (ныне филиала) Географического общества. В настоящее время большую роль в деле изучения природы Свердловской области играют Уральский филиал Географического общества Союза СССР, а также ряд других научных учреждений и обществ, высших учебных заведений.

1)По картам атласа определите особенности географического положения Урала.

Урал вытянут меридионально от побережья Карского моря до степей Казахстана, рубеж между Европой и Азией.

2)Какие субъекты Федерации входят в состав этого природного региона.

Архангельская область, Республика Коми, Тюменская область, Пермский край, Свердловская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область.

Вопросы в параграфе

*Вспомните из начального курса физической географии, к какой группе но высоте можно отнести Уральские горы.

Уральские горы – средневысотные горы.

Вопросы в конце параграфа

1. Самостоятельно охарактеризуйте специфику географического положения Урала.

Урал - горная страна, протянувшаяся от побережья Карского моря до степей Казахстана, рубеж между Европой и Азией. Она пересекает пять природных зон Северной Евразии - тундру, лесотундру, тайгу, лесостепь и степь. Урал издавна считается границей между двумя частями света - Европой и Азией. Граница проводится по осевой части гор, а на юго-востоке по реке Урал.

3. Расскажите об истории освоения и изучения Урала

Древними обитателями Урала были башкиры, удмурты, коми-пермяки, ханты (остяки), манси (в прошлом вогулы), местные татары. Их основными занятиями были земледелие, охота, рыбная ловля, скотоводство и бортничество. Общение коренных народов с русскими уходит в глубь веков. Ещё в XI в. новгородцы проложили водный путь на Урал и в Сибирь. Свои первые поселения на Урале они основали в верховьях Камы; сюда их привлекали пушные богатства.

В 1430 г. на Урале было создано первое промышленное предприятие: посадские люди, купцы Калинниковы, основали селение Соль-Камская (современный Соликамск) и положили начало солеварному промыслу. В 1471 г. новгородские земли были присоединены к Московскому государству. Под его власть перешла и Пермь Великая с главным городом Чердынью.

После завоевания Казанского ханства (1552 г.) количество русских переселенцев на Урале сильно увеличилось. Во второй половине XVI в. огромные земельные пространства Прикамья захватили сольвычегодские промышленники Строгановы. Они занимались солеварением и различными промыслами, позднее - горнозаводским делом.

По мере освоения и заселения русскими территории края постепенно накапливались сведения о его богатствах. Первыми «геологами» Урала были выходцы из народа - рудознатцы. Первые сведения о находках ценных руд и минералов относятся к XVII столетию. Тогда же стали добывать железную руду и выплавлять железо.

Присланные в Москву в 1696 г. верхотурским воеводой образцы железной руды с реки Нейвы были опробованы тульским оружейным мастером Никитой Демидовичем Антуфьевым, и они показали, что уральская руда «плавится с выгодой и полученное из оной железо в оружейном деле не хуже свейского». После этого в 1699г. было начато строительство казённого Невьянского чугуноплавильного и железоделательного завода. Из первого же полученного железа Никита Антуфьев сделал несколько превосходных ружей, представил их Петру I и просил передать Невьянский завод в его ведение. Грамота на владение заводом была выдана царём на имя Никиты Демидова. С той поры он и его потомки носили эту фамилию. Так на Урале началась эпоха Демидовых.

XVIII век - век развития горнозаводской промышленности Урала. Изучением природных богатств Уральских гор, их описанием занимается в это время географ В. Н. Татищев. Он обосновал необходимость строительства крупного промышленного центра Урала и выбрал для него место. Так был основан Екатеринбург.

Геологические исследования Урала активно проводились в XIX в. А. П. Карпинским, И. В. Мушкетовым, Е. С. Фёдоровым. Горнозаводскую промышленность Урала изучал и помогал совершенствовать знаменитый учёный Д. И. Менделеев. Почему же Уралу отводилась (и отводится) такая большая роль в жизни страны? Почему именно этот регион, а никакой другой, получил столь высокое звание: «Опорный край державы, её добытчик и кузнец»? Ответы на эти вопросы уходят в далёкие времена.

Социально-экономическое развитие Урала в XVII в .

С XVII в., по определению В. И. Ленина, начинается новый период русской истории, который «характеризуется действительно фактическим слиянием всех... областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок» . В то время в недрах феодальных отношений зарождались первые ростки капиталистических отношений, с трудом пробивавших себе дорогу в условиях укрепления и дальнейшего развития крепостничества. Эти процессы развивались неодинаково на разных территориях Российского государства. Социально-экономическое развитие Урала в XVII в. шло в условиях продолжавшейся колонизации, принявшей массовый характер. Новые явления в экономике и общественной жизни проявлялись здесь более заметно, чем в центре. В солеварении и металлургии продолжают развиваться и возникают вновь промышленные предприятия мануфактурного типа, ремесло перерастает в мелкотоварное производство. Углубляется общественное разделение труда и усиливаются экономические связи между местными рынками и отдельными районами, которые постепенно втягиваются в формирующийся всероссийский рынок. Имущественное расслоение крестьянства и посадского населения начинает перерастать в социальное.

Освоение Урала в XVII в .

В XVII в. продолжалось освоение Урала, которое после устранения военной опасности с юга и востока становилось массовым. Продвижение русского населения в северные районы Урала сдерживали неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства. В южных районах Урала русские встретили сопротивление башкирского населения, отстаивавшего свои права на степные пространства как естественные пастбища для развития кочевого скотоводства. Основными районами массовой русской колонизации становятся неосвоенные или слабо освоенные плодородные земли лесного и лесостепного Среднего Урала. Местное земледельческое население в основном доброжелательно относилось к русским крестьянам и вместе с ними осваивало новые пашни. Немногочисленное промысловое и скотоводческое население попадало под влияние русской земледельческой культуры и переходило к оседлости. Главной формой колонизации остается стихийная крестьянская колонизация. Нарастание темпов переселения на Урал крестьян из северных уездов Поморья было связано с усилением социального расслоения крестьянства (обезземеливание и разорение его торгово-ростовщическим капиталом), распространением в этих районах крепостничества (захват части черных земель дворцовым ведомством, боярами, помещиками и монастырями. Большая часть поморских крестьян переселялась легально, отпущенная своими «мирами» - общинами, имея на руках разрешение - специальные документы (отпускные, проезжие, подорожные, «кормежные памяти»). Рост крепостничества в центральных и поволжских уездах России также вел к отливу крестьянства из этих районов на окраины. Введение Соборного уложения 1649 г., массовые сыски беглых в разных районах страны толкали крестьян на далекие переселения, в том числе и на Урал. Здесь их трудно было разыскать, а царская администрация, заинтересованная в быстрейшем освоении новых земель, не проявляла особого рвения в розыске беглых да и не имела достаточно сил для его проведения. В начале XVII в. правительство сохраняло льготы для первопоселенцев в слабо освоенных районах. Однако по мере нарастания стихийного массового двияления крестьян на Урал оно отказалось и от этих небольших льгот. На переселение крестьян на Урал влияли репрессии царского правительства при подавлении народных движений. Так, резко возрос приток населения из поволжских уездов после поражения Крестьянской войны под руководством С. Т. Разина. Начавшиеся преследования старообрядцев привели к появлению на Урале первых раскольничьих скитов. Одной из причин переселения на Урал были также стихийные природные бедствия в разных районах страны: засухи, сильные морозы, длительные дожди и наводнения, приводившие к неурожаям, бескормице, гибели скота и промысловых животных. Следствием их был голод. Наиболее тяжелыми были голодные годы в начале века (1600-1603 гг.), в начале 30-х и 40-х годах и в конце века (1696-1698 гг.). Это вызвало переселение из районов, наиболее пораженных голодом, в районы менее от него пострадавшие. Во второй половине XVII в. на Урале начались сыски беглых. Нередко им предшествовали переписи населения с целью привлечения в тягло всех крестьян. Происходит перемещение населения из уездов, в которых проводятся сыски и переписи, в уезды, еще не охваченные ими. Рост налогов и произвол царской и вотчинной администрации при их сборе также толкали на переселения крестьян внутри региона. Так, в 1671 г. крестьяне Чердынского уезда жаловались, что «от тех беспристанных сиверских (сибирских) ямских отпусков, и от хлебных запасов, и от судового дела и новоприбавочных стрелетских денег, и от хлебного недороду стала нам безмерная тягость... и покиня домушка и пашнишка свою впусте разбрелись врознь» 2. В 1697 г. «Чердынского уезда многие жилые тяглые крестьяне врознь разбрелися» от бесчинства строгановских приказчиков, проникавших на черносошные земли. На миграцию нерусских народностей оказывали влияние действия местных властей, жестокие меры взыскания ясака. Трудовые массы разных национальностей искали выход в бегстве на новые земли. В 1612 г. вишерские вогуличи ушли в Верхотурский уезд. В 1622 г. чусовские вогуличи жаловались, что М. Строганов послал своих приказчиков отбирать у них пушнину - «и им от их ыасильства асаку платить нечем и татаровя и вогуличи бредут розно». От произвола в сборе ясака в 1648 гг. татары из Верхотурского уезда бежали в Уфимский, а в 1658 г. вогуличи Чусовской слободы «хотели врознь брести по иным местам из-за разорения, чинимого тобольскими слуяшлыми людьми». Во время переписи 1678 г. ясачных людей Куыгурского уезда «из того оброку черемиса и чуваша и остяки разбежались в иные города». В 1680 г. марийцы Кунгурского уезда, «покинув свои юрты, разбрелись врознь» после обложения их «стрелецкими деньгами». На миграцию населения влияли национальные движения. Так, во время восстания 1662-1664 гг., поднятого феодальной верхушкой башкир и мусульманским духовенством, русские крестьяне из Кунгурского, Осинского и южной части Верхотурского уездов переселяются в другие уезды Урала. При подавлении восстания правительственными войсками башкиры в свою очередь снимались с насиженных мест и уходили на новые земли. Определенной вехой в русской колонизации Приуралья в XVII в. было образование нового - Кунгурского черносошного уезда на черноземных землях Сылвенско-Иренского поречья. В 1648 г. из вотчин Строгановых, Пыскорского и Соликамского Вознесенского монастырей и владений Соликамских посадских людей Елисеевых и Суровцевых на р. Сылве сюда были «выведены» в государственные крестьяне 1222 человека. На Сылву начали переселяться крестьяне Соликамского, Чердынского, Кайгородского уездов и Новоникольской слободы, а также из Сольвычегодского, Устюжского и Важского уездов Поморья. Темпы заселения Кунгурского уезда в XVII в. были самыми высокими на Урале. За 55 лет (1648-1703 гг.) количество дворов здесь увеличилось в 12,2 раза. Кроме русского населения, здесь проживали татары, башкиры, марийцы, чуваши и удмурты, составившие около Д населения уезда. За 80 лет (1624-1704 гг.) численность нерусского населения также увеличилась почти в 12 раз. Большинство его занималось земледелием, вместе с русскими поднимая кунгурскую пашню. Быстро заселялись плодородные земли в окрестностях Новоникольской слободы (будущем Осинском уезде). С конца XVI до начала XVIII в. число дворов в слободе и прилегающих к ней деревнях выросло почти в 30 раз9. Продолжалось освоение и ранее возникших уездов Приуралья. В Чердынском уезде, территория которого сократилась после передачи в 1640 г. земель Иньвенского, Обвинского и Косьвинского поречий в Соликамский уезд, за 100 лет (1579-1679 гг.) число дворов выросло в 2 раза i0. Он стал центром расселения в другие уезды Урала и Сибири, как и большой по площади, удаленный Кайгородский уезд, отлив населения из которого превышал его приток. Успешно заселялся Соликамский уезд, главным образом за счет освоения плодородных поречий. За 32 года (1647-1679 гг.) крестьянское население по Иньве, Обве и Косьве выросло более чем в 3 раза. В начале XVIII в. (1702 г.) здесь было 617 населенных пунктов и проживали 14 тыс. душ мужского пола. Заселение строгановских вотчин в первой половине XVII в. также шло быстрыми темпами. За 45 лет (1579-1624 гг.) число дворов в них увеличилось в 4 раза. Во второй половине века темпы значительно снизились вследствие усиления в вотчинах крепостного гнета. В 1700-1702 гг. Строгановым были отданы плодородные поречья Соликамского уезда и земли по рекам Косе и Лолог из Чердынского уезда, населенные в основном комипермяками. Постепенно сложилось старожильческое русское население, родившееся и выросшее на Урале. К концу XVII в. оно уже преобладало в Понуратье и составило около половины населения Зауралья. Основная часть переселенцев направляется за хребет - на восточный склон Урала и в Сибирь. В первой половине XVII в. на восточном склоне наиболее быстро осваивались плодородные земли южной части Верхотурского уезда до р. Пышмы. Здесь было основано около полутора десятков крупных слобод и погостов. Большинство из них были укреплены острогами и населены беломестными казаками, несшими военную службу наделенными землей, получавшими жалованье и освобожденными от тягла. Слободы возникали по инициативе зажиточных крестьян - слободчиков, призывавших «охочих людей» для освоения пашни. Сами слободчики становились представителями администрации на местах. В слободах быстро росло крестьянское население, некоторые из них насчитывали по 200-300 дворов. Во второй половине XVII в. южная граница русских земель продвинулась до рек Исети и Миасса. Здесь возникает свыше 20 новых слобод (Катайский острог, Шадринская, Камышловская и др.). В их окрестностях быстро растут русские деревни. За 56 лет (1624-1680 гг.) число дворов в обширном Верхотурском уезде выросло более чем в 7 раз и. Преобладали переселенцы из северных уездов Поморья, а к концу XVII в. около трети их составили крестьяне Приуралья. Плотность населения была значительно меньше, чем в Приуралье. Медленно заселялся Пелымский уезд с его малоплодородными почвами. В конце XVII в. общая численность крестьянского населения на Урале составляла не менее 200 тыс. человек. Возрастает плотность населения в ранее освоенных уездах. Согласно переписи 1678 г., в Кайгородском уезде «прибылые дворы и люди не пришлые - крестьяне тое ж Зюздинской волости, разделились от отцов дети, от братьев братья, от дядей племянники, от тестьев зятья» 12. Крестьяне вотчин Строгановых переселяются на нижнюю Каму и восточный склон Урала. В Верхотурском уезде они переходят из слобод с «государевой десятинной пашней» в слободы, где преобладали натуральные и особенно денежные оброки (Краснопольская, Аятская, Чусовская и др.). Крестьяне переселялись целыми группами по 25- 50 человек в слободе. Образуются землячества по национальному признаку. В Арамашевской и Ницинской слободах оседают коми-зыряне, в Чусовской - коми-пермяки, в округе Аятской слободы возникает марийская деревня - Черемисская. р 17 в. - Урал становится базой стихийной крестьянской колонизации Сибири. В 1678 г. в Сибирь направилось 34,5% всех крестьян, ушедших из вотчин Строгановых, 12,2 - из Кайгородского, 3,6% -из Чердынского уезда 13. Основными путями переселения остаются реки. В XVII в. быстро осваиваются мелкие реки, притоки крупных. Оживляется старая Казанская дорога с Уфы и Сылвы на верховья Исети, которая проходила от Казани на Сарапул, Оханск и через Кунгур в Арамильскую слободу. Широко используется прямая дорога с Туры на среднее течение Нейвы и Ницы. В XVII в. заметной становится посадская колонизация Урала. Причинами переселения посадских людей были усиление феодальной эксплуатации на посадах, перерастание имущественного расслоения в социальное, которое в городах проявлялось резче, чем в деревне, и создавало избытки рабочей силы. Возрастающая конкуренция выталкивала на новые земли не только городскую бедноту, но и средние слои посадов. Основная часть переселенцев шла из посадов северного Поморья. Увеличение посадского тягла в результате «посадского строения» 1649-1652 гг. вызвало отлив населения из городов на окраины. На переселение оказывали влияние и репрессии правительства при подавлении городских восстаний, голодные годы, которые в городе проявлялись сильнее, чем в деревне. Так, с 1647 г. «из поморских городов... с посадов... сошли в Сибирь посадские люди... с тяглых своих жеребьев: от хлебного недороду и от бедности, с женами и с детьми». Причинами внутреннего перемещения посадского населения в пределах Урала были истощение природных ресурсов (например, соляных рассолов около Чердыни), сокращение торговли в связи с изменением транспортных путей и административного статуса некоторых городов (например, перенос центра Перми Великой из Чердыни в Соликамск, сокращение торговли Соликамска в связи с возвышением Кунгура на новом пути в Сибирь), относительное перенаселение старых городов. Плотная застройка городов деревянными строениями нередко приводила к их выгоранию при больших пожарах и к оттоку населения. Темпы переселения посадских людей были более медленными в сравнении с крестьянской колонизацией. Во второй половине XVII в. зарождается новая форма колонизации - промышленная, связанная со строительством заводских поселков при предприятиях. Посадское население в Приуралье росло быстрее, чем в Зауралье. В зауральских городах служилые люди по-прежнему составляли значительную часть населения. Так же, как и в деревне, к концу XVII в. в уральских городах сформировалось старожильческое население, которое значительно преобладало над новопоселенцами. Наиболее быстро росли в XVII в. новые города и старые, возникшие в богатых природными ресурсами районах. Население Кунгура за 73 года (1649-1722 гг.), несмотря на неоднократные разорения от башкирских набегов, выросло более чем в 5 раз, Соликамска за 131 год (1579- 1710 гг.) - в 15 раз. Население солеваренной слободы Новое Усолье за 55 лет (1624-1679 гг.) выросло более чем в 10 раз 14. Население уральских городов росло и за счет ссыльных, и за счет притока нерусского населения: коми-зырян, карел, мари, татар, литовцев, а также служилых людей - пленных поляков и перешедших на русскую службу манси (вогуличей). В 1678 г. коми-зыряне в Чердыни составляли 26,4% всех переселенцев, а в 1680 г. нерусские переселенцы в Верхотурье - 26,2%. В XVII в. продолжалась монастырская колонизация Урала. Правительство поощряло деятельность монастырей, но не было заинтересовано в чрезмерном увеличении их богатств. Небольшие монастыри - «пустыни» строятся крестьянами и посадскими людьми, рассчитывавшими с помощью сословных привилегий уклониться от усиливавшегося феодального гнета. Большинство новых монастырей было создано ранее существовавшими монастырями как их филиалы. На Урале впервые появляются колонии крупных русских монастырей Центра, Севера и Поволжья (Троице-Сергнева, Воскресенского, Новоиерусалимского, Саввино-Старожевского. Архангельского Великоустюжского). Активную деятельность развил Тобольский митрополичий дом, создавший в Верхотурском уезде несколько слободок, принадлежавших главе сибирской церкви архиепископу Киприану. Среди новых монастырей наиболее крупными были такие зауральские монастыри, как Невьянский Богоявленский, Рафаилов, Далматовский, имевший каменные укрепления для защиты от башкир, земли которых он захватил. Несмотря на значительное сокращение земельных владений и зависимых крестьян, во время создания Кунгурского уезда продолжали развиваться такие прикамские монастыри, как Пыскорский и Соликамский Вознесенский. В монастырские вотчины в течение XVII в. переселялись крестьяне из северных, центральных и поволжских уездов страны. Происходили и внутренние перемещения, главным образом из северных монастырей в южные, из Приуралья в Зауралье. К концу XVII в. происходит значительный отлив трудового населения монастырей на черносошные земли и заводы. Во время церковной реформы Петра I значительная часть крестьян была выведена в тягло, немало их ушло с монастырских земель, некоторые монастыри (Невьянский Богоявленский) были закрыты. В 1710 г. из вотчины Пыскорского монастыря 77 крестьян были выведены в тягло, 23 сбежали, 17 добровольно ушли, 9 были взяты в солдаты и на строительство Петербурга15. Масштабы освоения земель в ходе монастырской колонизации были более чем скромными.