Пищевые добавки. Что значит буква Е…. Чем опасны пищевые добавки с обозначением "Е"? Здоровое питание Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я

Пищевые добавки (ПД) - вещества, намеренно добавляемые в продукты питания с целью улучшения производственного процесса, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида продукта или изменения органолептических свойств (вкус, цвет, запах).

Все пищевые добавки кодируются при помощи буквы «Е» и четырех- или трехзначного номера. Почему «Е»? Специалисты связывают это как со словом Европа, так и с аббревиатурами ЕС/ЕУ, а также со словами ebsbar/edible, что в переводе на русский (соответственно с немецкого и английского) означает «съедобный».

Согласно предложенной системе цифровой кодификации пищевых добавок, их классификация, в соответствии с назначением, выглядит следующим образом (основные группы):

Е100-Е182 - красители;

Е200-299 — консерванты;

Е300-399 — антиокислители (антиоксиданты);

Е400-499 — стабилизаторы консистенции, загустители, эмульгаторы;

Е450, Е1000 - эмульгаторы

Е500-599 - регуляторы кислотности и вещества против слеживания;

Е600-699 - усилители вкуса и аромата, ароматизаторы;

Е700-800 — запасные индексы для другой возможной информации;

Плюсы и минусы «Е»

  1. Увеличенные сроки хранения продуктов.
  2. Улучшение технологий производства или, как в некоторых случаях, единственная возможность производства.
  3. Улучшение вкуса и привлекательности товара, его консистенции.
  4. Данное вещество проверено на безопасность.
  5. Для данного вещества установлены критерии чистоты, необходимые для достижения определенного уровня качества продуктов питания.

1. Применение ПД ставит вопрос об их безопасности. При этом учитываются ПДК (мг/кг) — предельно допустимая концентрация чужеродных веществ (в том числе добавок) в продуктах питания, ДСД (мг/кг массы тела) — допустимая суточная доза на среднюю величину массы тела — 60 кг. Например, предполагается, что среднестатистический человек питается копченостями реже, чем другими видами колбасных изделий, поэтому предельно допустимая концентрация нитратов в копченостях будет выше. Следовательно, при частом потреблении копченостей, легче суммарно превысить безопасную дозу.

2. Большинство пищевых добавок не имеет, как правило, пищевого значения, т. е. не является энергетическим или пластическим материалом для организма человека (из него нельзя что-то построить или получить энергию).

3. Пищевые добавки часто являются аллергенами.

4. Необходимо помнить и о том, что некоторые вещества обладают свойством кумулятивности, т.е. способностью накапливаться в организме и вызывать нежелательные явления.

Список вредных пищевых добавок

Код…воздействие Код воздействие

Е102……………О Е240……………Р

Е103……………З Е241……………П

Е104……………П Е242……………О

Е105……………З Е249……………Р

Е110……………О Е250-Е251……РД

Е110……………З Е252……………Р

Е120……………О Е270……………О

Е121……………З Е280-283………Р

Е122……………П Е310-Е312……С

Е123………ОО,З Е320-Е321……Х

Е124……………О Е330……………Р

Е125……………З Е338-Е343……РЖ

Е126……………З Е400-Е405………О

Е127……………О Е450-Е454……РЖ

Е129……………О Е461-Е466……РЖ

Е130……………З Е477……………О

Е131……………Р Е501-Е502……О

Е141……………П Е503……………ОО

Е142……………Р Е510……………ОО

Е150……………П Е513……………ОО

Е151…………ВК Е527……………О

Е152……………З Е620……………РК

Е153……………Р Е626-Е635………РК

Е154………РК,РД Е636……………О

Е155……………О Е637……………О

Е160…………ВК Е907……………С

Е171……………П Е951…………ВК

Е173……………П Е952…………З

Е180……………О Е954…………Р

Е201……………О Е1105………ВК

Е210-Е219……Р

Е220-Е228……О

Е230……………Р

Е321-Е232……ВК

Е233……………О

Е239…………… ВК

Условные обозначения вредных воздействий:

О- опасный;

П - подозрительный;

РД - артериальное давление;

Р - канцерогенный;

ВК - вреден для кожи;

РК - кишечные расстройства;

Х - холестерин;

ОО - очень опасный;

РЖ - расстройство желудка;

З - запрещены

E250 (нитрит натрия) обычно применяют в колбасах, Хотя нитрит натрия и является общеядовитым токсичным веществом, но на практике его не запрещают, так как это «наименьшее зло», обеспечивающее товарный вид продукта и, следовательно, объём продаж (достаточно сравнить красный цвет магазинной колбасы с тёмно-коричневым цветом домашней колбасы).

Некоторые производители в маркетинговых целях не указывают ингредиенты с буквенным кодом E, заменяя это на название добавки, например, «глутамат натрия».

Часть добавок, ранее считавшихся безвредными (например, формальдегид E240 в шоколадных батончиках или E121 в газированной воде), позднее были признаны слишком опасными и запрещены; кроме того, добавки, безвредные для одного человека, могут оказать сильное вредное воздействие на другого. Поэтому рекомендуется по возможности оградить от пищевых добавок детей, пожилых людей и аллергиков.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко ()

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Аня растения

рябина ястреб

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы е дем, е дем, е дем

В далёкие края ,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья .

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Genon.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

Урок …

Тема: Обозначение звука [й"] с помощью букв Я, Е, Ё, Ю

Проектная группа: Кузина А.В., Ширяева Г.В.

Консультант: Восторгова Е.В.

Цель: Обнаружить новый способ обозначения звука [й’] c помощью букв Я, Е, Ё, Ю.

Результат: Учащиеся должны прийти к выводу о том, что звук [й’] в позиции перед гласным нужно обозначать гласными буквами Я, Е, Ё, Ю.

Вводный комментарий: На данном уроке дети впервые сталкиваются с позиционным характером обозначения звука [й’]. До настоящего момента учащиеся обозначали этот звук лишь буквой Й на конце слова или перед согласным звуком, т.е. в позиции НЕ ПЕРЕД ГЛАСНЫМ звуком. При этом, т.к. у учеников был только один способ обозначения звука [й’] (в обоих случаях с помощью буквы Й), позиции данного звука не анализировалась, в этом не было никакой необходимости. На предстоящем уроке ученики должны обнаружить, что звук [й’] может обозначаться разными способами – с помощью своей буквы Й (если данный звук находится не перед гласным) и с помощью гласных букв Я, Е, Ё, Ю (если данный звук находится перед гласным). Сложность этого урока состоит именно в противопоставлении указанных позиций и разных способов обозначения одного и того же звука. Данный урок чрезвычайно важен, т.к. на нем дети еще раз осознают важнейший принцип русской графики – позиционности.

Проектируемый ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

1.Организационный момент.

2. Постановочная часть.

3. Решение проблемы

У: Ребята, здравствуйте!

Д: Здравствуйте! (хором, все поднимаются)

У: Присаживайтесь, пожалуйста!

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. И полученное слово соотнести с его звуковой моделью:

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (МАЙ)

Освещает темноту,

И сигналит кораблям:

У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова МАЯК: МАЙАК, МАЙЯК. Давайте поставим вопрос рядом с этим словом.

У: Почему же мы написали слово МАЙ, МАЙКА одинаково, а слово МАЯК – по-разному?

С каким звуком в слове маяк проблема? (с 3 звуком).

Какой это звук? [й"]

А мы разве раньше не умели обозначать звук [й"]? (умели)

Какой буквой? (Й)

Давайте, обратим внимание на слова МАЙ, МАЙКА. Может, сосед виноват?

В слове МАЙ какой сосед справа? (нет гласного)

В слове МАЙКА? (нет гласного). Хорошо!

Давайте сделаем следующую запись у себя в тетради:

А в слове МАЯК назовите соседа? (гласный). Верно! Получается следующая запись:

Получается, что звук [й"] в этих словах занимает разную позицию, т.е. место. Как же все-таки правильно писать это слово? (МАЙАК, МАЙЯК, МАЯК)

Но в русском языке принято только одно написание! Осталось только узнать, какое именно.

Давайте откроем наши Буквари на странице 6 и посмотрим, как же там записано это слово:

У: Что же особого в имени буквы Я? (она обозначает два звука [й"а])

Верно! А сколько звуков в слове МАЯК (5)

А букв? (4)

Вывод: одна буква может обозначать два звука. Назовите работу буквы Я?

У: А как вы думаете, есть ли еще в ленте буквы, которые обозначают 2 звука? (Е,Ё,Ю)

Какую же работу выполняет буква Я? (обозначает 2 звука)

В каком случае? (если сосед справа гласный)

На доске:

Учащиеся работают у себя в тетради, один ученик у доски

Фронтальное обсуждение

Учащиеся работают в тетради

Анализ проекта и его реализации:

Этапы 1-2. Организационный момент. Постановочная часть.

На втором этапе учитель загадывает детям загадки, ребята называют слова и соотносят их с моделями на доске. По поводу первого слова между детьми разворачивается дискуссия о том, подходит ли слово май к определенной схеме. Т.к. дети отвечают с места, им нелегко убедить друг друга – конечно, было бы намного удобней, если бы учитель пригласил ребят к доске и попросил их прочитать слово по модели, непосредственно сравнивая произносимые звуки в слове и значки для звуков в словесной звуковой модели. После того, как нужная модель выбрана, дети записывают ее в тетрадь и обозначают каждый звук соответствующей буквой. С точки зрения организации работы это хорошо – дети не успевают устать от дискуссии и коллективная работа перемежается индивидуальной работой первоклассников.

Слово маяк , как и предполагалось при проектировании, было записано детьми по-разному: МАЯК и МАЙАК. Учитель, как и было запланировано в проекте, перешел к анализу и фиксации двух разных позиций в записанных словах: перед гласным (в слове маяк ) и не перед гласным (в словах май, майка ). Однако, возникает впечатление, что учитель несколько поторопился обозначить проблематичность новой позиции – не все дети осознали обозначение звука [й’] перед гласным как проблему. Вместе с тем, один ребенок сразу предположил, что такая же ситуация возникает с буквами Ю, Е, Ё – они тоже могут обозначать звук [й’]. Жаль, что учитель не зафиксировал на доске это предположение в тот момент, когда оно возникло – ведь вторая часть урока была посвящена именно этому вопросу.

При анализе позиций существенным недостатком работы было то, что не был развернут анализ работ букв в словах (дети не проводили стрелочек, обозначающих эти работы) – это бы существенно упростило восприятие детьми позиций и их противопоставление. На уроке же момент анализа и фиксации позиций выглядит несколько натянуто, как лекция. Т.к. не был развернут в полной мере звуко-буквенный анализ (не были проанализированы работы букв), акценты сместились: в большей степени на уроке речь шла о правильности или неправильности того или иного варианта написания слова маяк, а не о том, что в данном слове нам встретилась принципиально новая позиция, допускающая эти варианты. В сущности, надо было привести детей к выводу, что в каждом из вариантов написания (МАЯК и МАЙАК) звук [й’] обозначен – только по-разному. А уже затем можно было обратиться к учебнику,чтобы выяснить, как принято обозначать данный звук в этой ситуации. Кроме того, необходимо отметить, что на доске появилась очень неудачная схема: от буквы Я отходят две стрелочки к буквам Й и А, которые, конечно же символизируют звуки. Такая путаница звуков и букв затрудняет содержательный анализ на уроке.

Этапы 3-4. Решение проблемы. Итог.

Любопытно, что в проекте фактически не была разработана часть урока, связанная с обсуждением работы букв Е, Ё, Ю. Однако на уроке эта часть урока заняла значительное место.

Ребенок, который сам в первой части урока предложил букву Я для обозначения звука [й’], на данном этапе урока вдруг написал в слове каюта буквы ЙУ. Это еще раз подтверждает, что новая позиция данного звука не стала главным объектом внимания детей. Вместе с тем, нельзя не отметить, что, разобрав несколько слов к концу урока, учащиеся все же разобрались в том, почему в новой позиции нужно использовать гласные буквы Я, Е, Ё и Ю.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

Этапы

Содержание

Примечания

1.Организационный момент.

2. Постановочная часть.

3. Решение проблемы

У: Ребята, здравствуйте!

Д: Здравствуйте! (хором, все поднимаются)

У: Присаживайтесь, пожалуйста!

У: На доске висят 3 звуковые модели слов.

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. И полученное слово соотнести с его звуковой моделью (чтобы доказать свою точку зрения ребенку необходимо выйти к доске и прочитать это слово по звуковой модели).

Загадка №1: Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (МАЙ)

Учащиеся записывают у себя в тетради звуковую модель к слову - МАЙ, а затем учитель предлагает сделать и буквенную запись.

Загадка №2: Что одевают люди под свитер, рубашку? (МАЙКА)

Аналогичная работа проводится и с этим словом, сначала учащиеся составляют звуковую модель, затем обозначают звуки буквами.

Загадка №3: Великан стоит в порту,

Освещает темноту,

И сигналит кораблям:

«Заходите в гости к нам!» (МАЯК)

Работа проводится аналогично предыдущим словам.

(Если есть ошибки, обсуждаем с детьми).

У детей могут возникнуть следующие варианты написания слова МАЯК: МАЙАК, МАЙЯК, и даже такой вариант как: МАЯАК (обращаем внимание на звуковую модель, и выясняем, что это избыточный вариант, необходимо выяснить, как работает каждая буква). Давайте поставим вопрос рядом с этим словом.