Чем отличается новая методика подсчета баллов цт от старой и чем она лучше. «Преподаватели вузов уже сейчас лезут на стенку. А что дальше?» Учитель — о подсчетах баллов ЦТ График проведения экзаменов

Новая методика оценки РТ и ЦТ более лояльна к абитуриентам. Раньше из-за двух ошибок не засчитывалось целое задание , а в случае с одной ошибкой начислялось всего 0,2 балла. Также при старой методике стоимость задания зависела от его сложности: чем больше абитуриентов не выполняло задание, тем более «дорогим» оно оказывалось.

Теперь занижения баллов из-за того, что конкретное задание выполнило большое количество абитуриентов, не будет. Баллы начисляются за каждое правильно сделанное задание.

Юрий Миксюк, директор РИКЗ

В новой методике подсчёта баллов каждый вопрос РТ и ЦТ имеет свою стоимость (от 0 до 2 баллов) в зависимости от типа задания. Некоторые задания можно выполнить частично верно и получить 1 балл.

Из суммы баллов складывается первичный балл ЦТ, который математическим путём преобразуется в итоговый тестовый балл. При такой методике результаты РТ и ЦТ, по мнению РИКЗ, минимально отличаются от среднего балла по школьному предмету.

Новая методика используется на РТ 2018/2019?

Да, результаты репетиционного тестирования по всем предметам уже рассчитываются по-новому. Это было сделано для того, чтобы сохранить преемственность результатовЦТ 2019 и РТ 2018/2019. Побывав на первом этапе РТ, ты получишь результат, рассчитанный по новой методике.


Что такое первичный балл?

Первичный балл — это сумма баллов за каждое верно выполненное или частично верно выполненное тестовое задание.

Что такое максимальный первичный балл?

Максимальный первичный балл — сумма первичных баллов, которую абитуриент может получить, если решит весь тест правильно. По новой методике оценки ЦТкаждое задание стоит максимум 2 балла. Максимальный первичный балл нетрудно подсчитать, умножив количество заданий ЦТ на 2. Например, если в тесте по русскому языку 40 заданий, то максимальный первичный балл будет равен 80.


Получается, теперь за ЦТ по русскому можно получить максимум 80 баллов, а ЦТ по математике и физике — 42 балла?

Нет. Максимальный балл, который абитуриенты могут заработать на ЦТ, по-прежнему равен 100. Не стоит путать первичный балл с тестовым.

Что такое тестовый балл? Как первичные баллы переводятся в тестовые?

Тестовый балл — итоговый результат РТ или ЦТ. Первичные баллы переводятся в тестовые с помощью специальной формулы, которая известна только РИКЗ. После определения первичных баллов в автоматическом режиме выставляется тестовый балл по нормализованной шкале N (50; 16,667). Первичному нулю соответствует ноль тестовых баллов. Максимальный первичный балл равен 100 тестовым.


Именно тестовый балл будет указываться в сертификате ЦТ

Сколько баллов теперь стоит каждое задание?

На РТ и в ЦТ 2019 года каждое задание будет стоить от 0 до 2 первичных баллов. Для части А, где нужно выбрать только один верный ответ, первичный балл равен 0 или 1. В заданиях, где нужно выбрать несколько вариантов или установить соответствие, абитуриент получает 0, 1 или 2. В части В, где нужно вписать краткий ответ — 0 либо 2 балла.



Какой ответ считается частично верным? Существует ли какой-то лимит частично верных ответов для одного абитуриента?

Компьютер засчитает частично верным ответ, если абитуриент допустил одну ошибку. Например, когда в тесте по русскому языку абитуриент отметил номера 1, 3, 5, а нужно было 1, 3, задание засчитается как выполненное частично. Когда в части В нужно сопоставить понятия и определения (А1Б2В4Г3), частично правильным считается задание с одной неправильной цифрой. Лимита на такие ответы не существует.

Говорят, что с внедрением новой системы, тестовые баллы отстающих и среднячков вырастут, а баллы отличников фактически не изменятся. Это правда?

Это так. Однако не стоит паниковать. Отличники всё равно будут впереди и смогут претендовать на первоочерёдное зачисление на интересные им специальности. Однако для абитуриентов со средней успеваемостью каждый балл может стать решающим.


Графики ранжирования баллов в зависимости от % выполненных заданий. М1 — старая система, которая мягко ранжирует слабых, неплохо — средних и жёстко — лучших учеников. М2 — новая система

Максимальный балл за РТ и ЦТ по русскому 80. Выходит, если я получу 40 первичных баллов, это будет 50 тестовых?

Нет, здесь не действует метод пропорции. Итоговый тестовый балл зависит от формулы, по которой первичный балл переводится в тестовый. Как выглядит формула, РИКЗ не раскрывает.

Зная итоговый балл ЦТ, ты можешь определить свое место в рейтинге абитуриентов прошлого года. Результат ты можешь сравнить с баллами абитуриентов прошлого года. Как это сделать, .

Новая методика точно будет использоваться на ЦТ 2019? Есть ли вероятность, что её отменят?

Директор РИКЗ и Министерство образования уже утвердили новую методику подсчёта баллов. Никаких официальных заявлений о возможной её отмене не было.

Правда ли, что можно решить 5 заданий из 30 и получить 50 баллов?

Такое может быть. На скриншотах ниже мы привели несколько примеров. Но обычно такие цифры можно увидеть только в математике и физике. В других предметах, где максимальный первичный балл выше, количество выполненных заданий и первичные баллы будут соотноситься иначе.


К сожалению, это невозможно. Для получения верного результата недостаёт множества переменных (в том числе значение весомости задания). .

Пороговые баллы в 2019 году подрастут? Когда они будут известны?

По словам директора РИКЗ Юрия Миксюка, пороговые проходные баллы в 2019 году повысятся. Какими они будут, абитуриенты узнают, скорее всего, весной. В прошлом году они были известны в марте .

С введением новой методики проходные баллы в вузы увеличатся?

Могут значительно измениться проходные баллы на непопулярные специальности. На специальностях с высокими проходными баллами (ближе к 400), кардинальных изменений ожидать не стоит.

Объективно они вырастут, потому что абитуриенты получат более высокую оценку своих знаний.

Юрий Миксюк, директор РИКЗ

Новая методика подсчета баллов централизованного тестирования более объективна. Об этом заявил 31 октября на пресс-конференции в Минске директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк, пишет БелаПАН .

По его словам, новая методика представляет собой математическую систему, полностью исключающую человеческий фактор. Она применяется во всем мире уже давно, а с 2019 года ее начнут использовать и в Беларуси. Методикой пользуются более 6 тыс. образовательных учреждений в США, по ней оцениваются тесты при поступлении в шведские, финские, немецкие вузы, ее применяют мировые компании, в оценке теста IQ.

«Она предполагает более сложную обработку ответов, чем просто умножение на какой-то заранее известный коэффициент, - отметил Миксюк. - Методика сначала в процентном соотношении распределяет абитуриентов по первичным баллам, а далее, в соответствии с этим процентным распределением, преобразовывает первичные результаты в итоговый тестовый балл» .

Например, пояснил он, 10% абитуриентов получили 40 первичных баллов. «Учитывается статистическое распределение, сколько процентов абитуриентов получило 40 баллов, сколько - 50 и так далее. И в соответствии с этим распределением формируется окончательный тестовый балл. То есть, если данных 40 первичных баллов - это почти максимальный результат, то это будет, к примеру, 90 тестовых баллов» , - сказал глава РИКЗ.

На вопрос, почему новая система лучше традиционной, Миксюк ответил: «Это классический научный подход. Он позволяет определить уровень знаний объективно, вне зависимости от сложности теста или от других моментов» .

До определенного момента существующая методика подсчета баллов ЦТ всех устраивала, но потом возникли вопросы, почему такие низкие баллы получают абитуриенты, продолжил Миксюк. «Что это за балл - 12? И никто не мог ответить, что 12 баллов - это не реальная оценка знаний абитуриента, а рейтинговая оценка в конкретном тесте, - отметил он. - Если тест заменить на другой, то и результаты у абитуриентов будут совершенно другими» .

Миксюк сказал, почему простое присваивание определенных баллов за задания различной сложности хуже новой методики. «Это все субъективно. Один эксперт считает, что это задание не очень сложное, и устанавливает 3 балла, а для другого эксперта то же задание будет на 5 баллов, для третьего - 1 балл, - сказал он. - А во всем мире принято, что за тестовое задание дается 1 балл, а дальше - сколько и как - определяет методика. Здесь все справедливо. Те, кто знают хуже, не получат больше тех, кто знает лучше» .

По мнению Миксюка, во вступительной кампании 2019 года при новой методике подсчета минимальные пороговые значения баллов будут выше, чем в 2018 году. На сколько, он ответить затруднился.

Для прохождения ЦТ онлайн на сайте РИКЗ тесты с новой методикой оценки появятся до конца текущего года, пообещал Миксюк.

Абитуриентам, которые имеют высокие баллы в сертификатах ЦТ за 2018 год, волноваться не нужно, заверил глава РИКЗ. По его словам, новая методика никак не повлияет на результаты сильных абитуриентов, которые набрали высокие баллы по старой методике подсчета. «После 70-75 баллов что старая, что новая методика дают одинаковые результаты. Остальным, возможно, нужно попытаться пройти ЦТ еще раз и получить более высокие баллы» , - сказал он.

Вчера началась регистрация для участия в важном в жизни сегодняшних абитуриентов событии – централизованном тестировании. Завершится она уже 1 июня, а десятью днями позднее – 11 июня – ребят ожидает первый экзамен по белорусскому языку. Какой будет вступительная кампания-2019, поменяются ли экзаменационные задания и их структура, как набрать заветные сто баллов, а также возможно ли подсчитать количество набранных баллов самостоятельно – наши читатели смогли узнать ответы на эти вопросы во время прямой линии. Гостем редакции стал директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк.


Структура и содержание

– Скажите, поменяются ли с новой системой оценивания структура и содержание тестов?
В.Линькова, Лида

– Конечно, содержание поменяется, потому что не может один и тот же тест повторяться из года в год. Задания будут новыми, но структура теста, конечно же, останется неизменной, потому что она определяется спецификацией теста и утверждена Минобразования, определяется программой вступительных испытаний. Кроме того, и это неизменно, объем знаний, который мы проверяем, соответствует материалам школьного учебника, школьной программы.

– Станут ли задания тестов в этом году проще? Правда, что материала, который в учебниках идет «для ознакомления», в тестах не будет?
С.Петровский, Барановичи

– Чтобы хорошо и справедливо оценить знания абитуриентов, используется целый набор заданий пяти уровней сложности. Поэтому структура теста сохраняется: есть задания первого, второго, третьего уровней сложности. Есть очень трудные – четвертый и пятый уровни. Их количество сохранено. В этом плане в сравнении с прошлым годом все остается неизменным. Единственное, что хотел бы подчеркнуть: ведется постоянная работа по совершенствованию тестовых заданий, чтобы исключить дополнительные вопросы, помеченные в учебниках звездочкой. Над тем, чтобы даже формулировки заданий теста были близкими к учебной литературе. Вплоть до того, чтобы цветовая гамма картографического или другого иллюстрационного материала была знакома абитуриентам. Создаются комфортные условия, чтобы абитуриент мог продемонстрировать свои знания. Если речь идет о математике, цифры должны быть подобраны таким образом, чтобы вычисления легко производились в уме, поскольку калькуляторы можно использовать лишь на тестах по физике и химии.

– Чем задания на ЦТ в резервный день отличаются от заданий в основные дни?
А.Иванов, Минск

– В этот день абитуриент получит другой вариант заданий, нежели в основные дни. То есть речь не идет о том, что задания будут повторяться. Но это будет тест той же структуры, соответствующий школьной программе.

Зарегистрироваться для участия в резервный день можно будет в пункте регистрации в своем регионе, где комиссия рассмотрит документально подтвержденные уважительные причины. Традиционно пройдет тестирование в Белгос­университете. Чтобы принять участие в ЦТ в этот день, у абитуриента должен быть целый перечень веских оснований. Иначе можно пропустить год.

Впрочем, не все абитуриенты осуществляют правильную регистрацию и в основные дни. Не забывайте, в этом году она продлится по 1 июня. Потом база регистрации закрывается. Хочу также напомнить: регистрация заканчивается выдачей пропуска в пункт тестирования на конкретный предмет. Часть абитуриентов забывают произвести оплату и вернуться с удостоверяющим это действие документом, чтобы в обмен получить пропуск. Главный документ, чтобы записаться и пройти ЦТ, – это паспорт (вид на жительство или удостоверение беженца). На случай утери или кражи паспорта – справка в установленной форме из МВД. Не забывайте о сроке действия документов. И если он заканчивается, лучше позаботиться заранее. Конечно, об этом будут напоминать в пунктах регистрации.

Три решаем, пять в уме

– Это правда, что, решив, скажем, три задания, можно набрать 50 баллов из возможных 70 или 80?
И.Ливнев, Столин

– Нет, это неправда. Почему-то мы упорно пытаемся верить в чудо, а секрет успеха на тестировании – это упорный труд. И только тот, кто готовился, учился из года в год, системно повторил учебный материал, может показывать высокие результаты. Среднеподготовленный абитуриент вполне может набрать 50 баллов, но вы посмотрите, сколько еще остается возможностей до ста! Могу сказать, что сегодняшняя система подсчета баллов не только достаточно точно оценивает знания абитуриентов, но и эффективно ранжирует тестируемых по их результатам.

– Верно ли, что если результаты тестов вырастут, вырастут и проходные баллы?
А.Иваницкая, Пинск

– Можно сказать, что на те специальности, где проходные баллы были высокими, такими они и останутся. Абитуриент за тест больше ста баллов не наберет. Кроме того, как показала сравнительная оценка, и по прежней методике, и по новой высокие баллы у абитуриентов будут совпадать. Выше, чем в прошлом году, проходные баллы могут быть на те специальности, где они были невысокими.

– Правда ли, что с новой методикой оценивания выиграют слабые ребята, а отличники наберут те же самые 70-80 баллов, как и с предыдущей системой?
Л.Ивлева, Гродно

– Это установленный факт. Новая система оценивания, и это самое главное, более точно оценит знания и установит справедливость. Если человек, например, имеет средние знания, он получит положенные ему 50, а не 20, 30 или 40 баллов, как это могло быть раньше. Так что в области низких и средних значений баллы у абитуриентов объективно станут выше и будут соответствовать их знаниям. А вот начиная с 70-75 баллов оценки по старой и новой методикам практически совпадают.

– Изменится ли максимальное количество баллов, которое можно будет набрать при сдаче ЦТ? Если да, то насколько?
И.Константинов, Минск

– Максимальный балл – сто, больше никто из абитуриентов не получит. Абитуриент, который справится со всеми заданиями и наберет максимальное количество первичных баллов, получит максимальную тестовую оценку – сто баллов. В этом плане ничего не изменится.

– Что может серьезно снизить баллы на ЦТ этого года?
В.Севко, Мозырь

– Ничего. Изменяется лишь формула, по которой эти баллы подсчитывают. Напротив, в этом году абитуриент сможет быть оцененным по максимуму. Если прежде были задания, которые оценивались крайними позициями, даже если ты их частично выполнил, сегодня мы имеем возможность оценить такой промежуточный результат, заложить его в контролируемые параметры. То есть даже при наличии одной ошибки в ответе, но если задание частично выполнено, новая методика позволяет такой ответ засчитывать.

Сами с усами

– Возможно ли самим приблизительно подсчитать результат после участия в ЦТ этого года?
Н.Ефремова, Минск

– Новая методика оценивания будет прозрачной настолько, что сам абитуриент, зная свои тестовые баллы, сможет подсчитать, какой процент ребят тест написали лучше его. Кроме того, сразу после статистической обработки результатов всех испытуемых в автоматическом режиме будет получена и представлена общественности на сайте РИКЗ переводная таблица первичных баллов в тестовые (за каждое задание установлен первичный балл), по которой абитуриент, не дожидаясь оповещения и будучи уверенным, сколько задач решил правильно, действительно сам сможет подсчитать свой тестовый балл.

– У ребенка есть инженерный калькулятор. Можно ли воспользоваться таким на централизованном тестировании по физике? Или стоит себя подстраховать и купить устройство попроще?
Г.Киндрук, Минск

– В соответствии с пунктом 60 Положения о порядке организации и проведения централизованного тестирования, утвержденного постановлением Совмина № 714 от 6 июня 2006 года, при выполнении тестов по физике и химии «допускается использование калькулятора, который не является средством хранения, приема и передачи информации». То есть использовать калькуляторы с различным набором функций, в том числе так называемые инженерные, или «научные», не запрещено при условии, что среди этих функций отсутствует такая, как хранение, прием и передача информации. В данном случае речь идет о наличии в калькуляторе встроенной фото- или видеокамеры, а также возможности его подключения к другим устройствам при помощи Wi-Fi, Bluetooth и других для приема или передачи данных. При выполнении тестов абитуриентам понадобится вычисление лишь основных арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление квадратного корня). Так что будет достаточно простейшей модели калькулятора. Решение о допуске конкретного вычислительного устройства принимается организационной комиссией пункта проведения централизованного тестирования.

Сплошные плюсы

– Каковы главные плюсы вступительной кампании этого года?
Р.Лосев, Бобруйск

– Конечно же, то, что абитуриент получит более точную оценку своих знаний. Это несомненный плюс. И она объективно будет не меньшей, чем по старой методике. Кроме того, такая отметка будет корректно сопоставима со школьной. И, может быть, не для всех, но для большинства родителей автоматически отпадет вопрос: а почему тестовая отметка так сильно отличается от школьной? К тому же более корректным станет сравнение результатов ЦТ разных лет.

– С этого года знания абитуриентов оцениваются с использованием новой методики оценивания. Как она выбиралась из множества других? В чем ее преимущества?
Е.Дудин, Минск

– Во-первых, хочу сказать, что новая методика оценивания – это не изобретенная нами формула и имеет под собой серьезное научное обоснование, столетний опыт использования в разных странах мира. Все существующие сегодня методики оценивания делятся на классическую, как наша, и более молодую IRT-теорию, которая вводит понятие математически определенного измерения единицы знаний. Но мы сделали выбор в сторону классического направления, поскольку оно хорошо себя зарекомендовало. Во-вторых, преимущества такой методики в сравнении с ранжированием, которое осуществляла прежняя и которая была разновидностью процентной шкалы, в том, что сейчас мы имеем возможность не только ранжировать, но и более точно измерить знания абитуриентов в абсолютных величинах. Такой подход делает более корректным сопоставление результата, который абитуриент показывает на тестировании, с его школьными учебными достижениями. И это очень важно.

– Не планируется ли продлить срок действия сертификатов до 3 и более лет?
Е.Лазовская, Гомель

– Сегодня срок действия сертификата – 2 года. То есть если вы сдадите ЦТ в 2019-м, сертификат ЦТ будет действителен и в 2020 году. Это уже немало. Не факт, если человек с имеющимся сертификатом в этом году не поступил, с ним же поступит в следующем. Может быть, стоит подумать о том, чтобы подучиться и улучшить результат.

– Как вы относитесь к репетиторству? И насколько, на ваш взгляд, результат на ЦТ зависит от репетитора?
Н.Иваницкая, Лоев

– В последнее время очень много людей прибегают к услугам репетиторов. Но на самом деле, и это подтверждают примеры стобалльников, к экзаменам вполне можно подготовиться без посторонней помощи. Многие успешные ребята готовились к ЦТ самостоятельно. Другое дело, что это нужно делать на системной основе. А к экзаменам знания освежить. Штудируя школьную программу, сборники ЦТ, с помощью участия в репетиционном тестировании, дистанционном репетиционном тестировании на бесплатной основе, где можно не только проверить знания, но и отработать умение заполнения бланков ответов. Могу сказать, что традиционно результаты тех, кто проходит несколько этапов репетиционного тестирования, закрывая пробелы по знаниям, улучшаются. Тут важно трудолюбие, учитывая, как высоки ставки. Что касается количества участников репетиционного тестирования, можно сказать, что оно стабилизировалось. И это с учетом того, что количество выпускников школ уменьшается – не надо забывать о демографическом факторе. На протяжении последних двух лет на репетиционном тестировании ежегодно у нас сдают до 330 тысяч человекотестов за три этапа. Желаю успехов всем абитуриентам!

Большинству абитуриентов уже известны баллы на централизованном тестировании (ЦТ). В этом году Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ) поменял систему оценки тестирования, из-за чего у абитуриентов и их родителей появилось множество вопросов. Sputnik попытался ответить на самые частые из них.

Сколько "стоили" задания на ЦТ?

О "стоимости" заданий на тестировании РИКЗ в этом году сообщил заранее. Так, опубликована схема начисления "первичных" баллов, разная для каждого предмета.

Например, в русском языке верные ответы на вопросы А1-А27, а также А29 и А30 "стоят" два балла, частично верные - один балл. Ответ на вопрос А28 также стоит два балла, а частично верного ответа здесь не бывает. За верные ответы на вопросы Б1-Б6 дают два первичных балла, а за Б7-Б10 дают два за верный и один за частично верный.

Для каждого предмета схема начисления баллов разная. Подробнее можно смотреть на сайте РИКЗ .

Что означают первичные баллы?

Первичный балл - это то количество условных баллов, которые набраны на тестировании. Позже они на основе таблицы соответствия переводятся в тестовый балл. Именно он, тестовый балл, и является итоговым результатом.

Как узнать, какое количество первичных баллов соответствует тестовому?

Почему между баллами такая разбежка?

Многие абитуриенты и педагоги обратили внимание на дискретность баллов: то есть, скажем, следующий после 100 тестовый балл - 96. Аналогичная ситуация - и в начале, и в середине оценочной таблицы.

Как накануне глава РИКЗ Юрий Миксюк, количество заданий и, соответственно, первичных баллов ограничено. Поэтому и возникает определенный "зазор" между оценками. Иначе, при текущей системе оценки, приходилось бы в ЦТ давать больше заданий. Поэтому при новой системе наблюдается дискретность.

Почему так легко набрать 20-40 баллов?

После внедрения новой системы оценки ЦТ средние баллы по предметам выросли. Многие обратили внимание, что для получения 20-40 баллов, то есть превышающих минимальный порог, достаточно дать лишь несколько правильных ответов.

Как поясняло руководство РИКЗ, эти баллы соответствуют школьным отметкам, то есть 40 баллов - условная "четверка", для которой знать многого не надо. В то же время на 80 баллов надо знать гораздо больше, как и на школьную "восьмерку", поэтому и на ЦТ на эту отметку надо решить заметно больше.

Утверждают в РИКЗ и то, что ничьи баллы не "занижались": за одинаковое количество знаний абитуриенты получают схожие отметки и на РТ, и на ЦТ, вне зависимости от сложности заданий. Поэтому у многих ребят отметки на репетиционном и на централизованном тестировании, а также в аттестате теперь совпадают. Причина в том, что теперь на ЦТ не ранжируют абитуриентов между собой, а исходят из абсолютной оценки знаний.

Почему по-прежнему можно "натыкать"?

Действительно, наугад можно на ЦТ набрать и 40 баллов - однако это зависит от везения. При условии ограниченного количества вопросов и ответов вероятность случайного набора определенной отметки сохраняется, однако в РИКЗ подчеркивают, что стараются с этим бороться. Грубо говоря, в любом тесте в условиях закрытых вопросов возможно наугад попасть в верные ответы - однако высоких баллов это не принесет.

При этом абитуриенты с баллами до сорока считаются неконкурентоспособными, шансов на успешное поступление у них так же немного, как и у тех, кто в прошлые годы набирал по 20 баллов.

Вырастут ли проходные баллы в вузы?

Из-за увеличения средних баллов на ЦТ - в первую очередь, на тех специальностях, где они были не очень высокими, в том числе на технических и педагогических. Как сильно они вырастут, пока не известно. При этом значительного изменения проходных баллов на престижных специальностях не ожидается: количество абитуриентов с высокими баллами остается таким же, как и в предыдущие годы.

Оказалось, если допустить всего три ошибки, можно «скатиться» до 85, зато если едва ли не случайно «натыкаешь» правильно несколько заданий в части А, то получишь целых 40 баллов. Это стало возможным из-за новой системы подсчета результатов ЦТ, которую в этом году. Преподаватель химии Андрей Кульша уверен: нововведение позволит попадать в вузы более слабым абитуриентам, но при этом система не так уж плоха — нужно просто понимать, как именно с ней работать. Специально для TUT.BY учитель объяснил что к чему.

Графики, в которых не указан источник, носят иллюстративный характер для понимания объяснений и не базируются на статистике РИКЗ.

Андрей Кульша. Фото: из личного архива

Почему старая система подсчета баллов (на самом деле) устраивала всех

До 2019 года вклад каждого задания в результат теста зависел от того, насколько хорошо это задание выполнили в среднем. Сделал легкое задание — получил 1 балл, сделал сложное — получил 3−4. Конечный результат абитуриента отражал, насколько он усвоил школьную программу. Получил 40 баллов? Значит, грубо говоря, усвоил примерно 40% всего, что преподают в школе.

Типичное распределение результата выглядело примерно так: максимум вначале, затем резкий спад, большое плато и в конце снова спад. И этот начальный максимум не был на уровне 50 баллов — обычно где-то 25−30. Это оттого, что у очень слабых абитуриентов всегда есть шанс что-то угадать. Даже если взять и посадить за тест в прямом смысле обезьян, которые не знают ничего, в среднем они «натыкают» баллов на 15. В случае с абитуриентами на этот результат накладываются какие-то знания. Итог: где-то угадал, где-то вспомнил, результат — 30.

Самые мотивированные на обучение в вузе находятся в районе области, указанной на графике: где-то от 40 баллов идет уже адекватное ранжирование абитуриентов. Те, кто набирал ниже 40 баллов, — слабые выпускники. ЦТ по старой системе отлично выполняло задачу отсеивания таких учеников и по сути не допускало их к конкурсу в университеты (кроме тех, где недобор). Но главное: люди, которые набирали от 40 баллов, хорошо ранжировались. И поэтому могли честно конкурировать уже друг с другом.

Коротко:

  • Результат показывал процент знания конкретного абитуриента.
  • Слабые выпускники хорошо отсеивались.
  • Влияние угадывания было незначительным для конкурирующих между собой людей со знаниями выше среднего.

В чем суть новой системы?

Теперь же решили воспользоваться международным опытом — привести все шкалы по разным предметам к единой. Смысл теперь не в том, насколько отдельный человек хорошо знает программу, а в том, насколько он хорошо знает ее в сравнении со средним абитуриентом по стране.

В целом все осталось примерно так же: тот, кто сильнее, набирает больше — как по старой, так и по новой шкале. Но шкала ранжирования стала где-то гуще, а где-то реже — разброс в 10 баллов в разных частях шкалы может быть совершенно неравнозначным.

По таблице получается, что случайное угадывание нескольких заданий в А части даст резкий взлет баллов (вплоть до 50), затем идет практически линейный участок (от 50 до 80) и уже от 80 до 100 снова сильный разброс, где ты можешь допустить пару ошибок — и резко «съехать».

Когда абитуриентов оценивают по такой шкале на практике, распределение результатов получается как бы вытянутым (по сравнению со старым) в ровный «колокольчик».

Получается, баллы не отражают, насколько ты сам по себе хорошо знаешь предмет. С математикой — скажем прямо — в среднем по стране дела категорически плохи. Поэтому получить в этом году 50 баллов — это, по большому счету, показать «никакой» результат. Если взять предмет, который традиционно сдают лучше — например, английский, — то здесь уже 50 баллов по новой системе могут о чем-то говорить. Ведь все-таки в среднем абитуриенты знают этот предмет не так уж и плохо — точно не на ноль.

В прошлом году было одинаково легко набрать 60 баллов по русскому и 30 баллов по математике. В этом — 30 по математике превратятся в 60, но 60 по русскому так и останутся 60. Одинаковая сложность по предметам трансформируется примерно в одинаковый балл. В этом смысле справедливость есть.

Коротко:

  • «Новые» баллы не отражают реальные знания: так к ним относиться нельзя.
  • Результаты по системе-2019 показывают, лучше ты или хуже относительно других абитуриентов.
  • Новая шкала снизит разброс баллов по разным предметам (пример: раньше по физике были низкие баллы, по русскому — средние, сейчас они станут одинаково средними).

Это на что-то реально повлияет?

С точки зрения отдельного абитуриента может быть несправедливость, и очень серьезная. Особенно это касается тех, кто не самый сильный, а середнячок. В нижней части шкалы разброс за счет случайного угадывания (или неугадывания) получается большим, около 20 баллов — такова погрешность результата.

Одинаково слабые ребята могут иметь результат с разницей в 20 баллов. После двух-трех предметов разброс превращается в 40. Это много, хотя это все еще погрешность. Зато когда мы говорим об уровне, где необходима уже какая-то подготовленность (баллов 60−80), разброс результатов здесь не получится большим, потому что на этом промежутке небольшой разброс первичного балла не превращается в большой разброс тестового. Разрыв в 20 баллов между 70 и 90 — это уже не погрешность, а серьезная разница в уровне абитуриента.

Ситуация: кто-то набрал 70 по химии и 60 по математике. В сумме — 130. Другой — по химии 90, а по по математике 40. Тоже 130! Но один из абитуриентов реально круче по химии, а результат по математике у них разнится на уровне пары ошибок: оба не особо готовились. В результате может пройти тот, кому больше повезло, а не тот, кто сильнее в профильном предмете. И когда не можешь показать разницу на ЦТ, будешь воевать за аттестат, отбивая каждый балл — именно он может стать решающим. Годовые оценки и сейчас «рисуют», а будут еще усерднее.

Суммирование остается справедливым, когда проходной балл очень высокий — там, где ни по одному предмету мы не можем опуститься ниже 70, ведь иначе просто не пройдем. Это касается специальностей, которые снимают все «сливки». Таких меньшинство: все-таки куда чаще мелькают проходные в 250−300 баллов, особенно в областных городах. У «залетных» людей, которые набрали по 50 баллов по математике, но совершенно в ней не разбираются, куда больше шанс попасть в университет.

В это время вузовские преподаватели уже и так лезут на стенку: к ним приходят совершенно неподготовленные люди. В школах за редким исключением натаскивают на тесты, прививают шаблонное мышление и демотивируют сам процесс обучения. Как только человек пытается рассуждать, сопоставлять и анализировать, это категорически не приветствуется. Итог: имеем способных и талантливых детей, которые оболваниваются. Они приходят в университет и просто воспроизводят заученные факты — из таких людей уже сложно что-то сделать. У преподавателей два пути: первый — искать дарования среди массы и работать с ними, второй — учить «для галочки», потому что самим уже пофиг. Чаще, конечно, выбирают последнее.

Коротко:

  • Ценность интервала в 20 баллов получается слишком неравнозначной на «слабом» и на «сильном» уровне.
  • Суммирование оправдано на факультетах с высоким проходным баллом (читайте: в меньшинстве случаев).
  • На большинство факультетов люди со «случайными» баллами получат бóльший шанс поступить.
  • Произойдет снижение общего уровня абитуриентов, как следствие — упадет и ценность образования.
  • Усилится «война за аттестат».

Это можно «пофиксить»?

Любая задача должна комплексно решаться. Проблема не в системе подсчета баллов — она совершенно нормальная, это международная практика. Проблема в том, что правила приема старые, а система — новая.

РИКЗ ушел от процента выполнения заданий и выдал нормальное распределение, отражающее уровень абитуриента среди других. Но вместе с этим вузы (если они заинтересованы набирать сильных людей) должны были отреагировать и ввести пороговые баллы в соответствии со своим профилем. Например: если факультету нужны математики, то ему стоит ввести пороговый балл 70 по этому предмету. Если ты не набираешь его, то твоя сумма даже не рассматривается. А уже если набираешь, то конкурируй с другими достойными. Эта схема лишает факультет «залетных» поступивших, у которых случайные 50 баллов по математике, но натасканный на 90 язык.

Более того, такое нововведение позволило бы, возможно, поднять общий уровень студентов на конкретных факультетах. Это повлияло бы на качество образования в целом: и преподавателям интересно работать с сильными ребятами, и ребятам интересно, когда преподаватели хотят с ними взаимодействовать.

Возможно, это надо будет объяснять самому высокому чиновнику Беларуси: то, что сделали, не работает; работает совокупность. У нас же так: разные организации решают разные задачи и не всегда взаимодействуют между собой. Удивительно, но в стране нередко TUT.BY выступает буфером между учреждениями, ведь иначе они просто «не слышат» друг друга: не хватает пропускной способности бюрократического барьера.

Кстати, а что насчет «частично верных» ответов: это хорошее изменение?

Нажмите, чтобы узнать

Скорее хорошо, чем плохо, потому что это увеличивает разрешающую способность теста. Раньше, если чуть-чуть недорешал задание, все — ноль баллов. Теперь тест стал точнее: при том же количестве заданий мы можем получить большее количество баллов.

На «угадывание» это нововведение никак не влияет. Раньше мы угадывали целое задание, сейчас — его части. Можно не угадать часть задания точно так же, как и целое. Выходит, это как будто увеличение количества заданий.

Это хорошо как раз для сильных абитуриентов, у которых 1−2 сложных задания могут «скинуть» почти 10 баллов: с 100 до 91. Не решить вообще — лишить себя целых 9 баллов, решить частично — можно получить уже 97 вместо 91. Так что в этом смысле хуже не стало.