Саратовский государственный технический университет чернышевского. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (СГУ). Колледж управления и сервиса

Лицензия серия А №227581, рег. №8062 от 21.12.2006 г.
Свидетельство о государственной аккредитации серия АА №000450, рег. №0431 от 22.12.2006 г.

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Императорский Николаевский), открытый в 1909 году, – один из старейших и ведущих научно-образовательных центров России.

СГУ обладает значительным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, играет системообразующую роль в социально-экономическом и культурном развитии региона (один из основных разработчиков и исполнителей Программы развития высоких технологий в Саратовской области), широко вовлечен в международное образовательное и научное пространство (имеет договоры о сотрудничестве с 56 зарубежными университетами Европы, Азии и Америки).

В структуру СГУ входят 13 факультетов, 5 образовательных институтов, филиал в г. Балашове с девятью факультетами и 3 колледжа. Образовательный и научно-исследовательский процесс в университете обеспечивают 175 кафедр, в том числе 10 базовых.

Обучение осуществляется по 83 специальностям высшего профессионального образования, 23 – среднего профессионального образования, 56 – аспирантуры, 10 – докторантуры, 28 направлениям бакалавриата и магистратуры, 45 программам дополнительного профессионального образования, 40 – профессиональной подготовки.

Особенностью программы развития НИУ СГУ является подготовка специалистов с глубокими исследовательским и инновационными компетенциями на основе фундаментального междисциплинарного образования.

Подготовка в университете специалистов, способных решать исследовательские и технологические задачи соответствующих направлений, приведет к существенному повышению конкурентоспособности регионального инновационного бизнеса и ускорит инновационные процессы в высокотехнологичных отраслях и экономики в целом.

Институты:

  • Балашовский институт
  • Институт археологии и культурного наследия
  • Институт дополнительного профессионального образования
  • Институт истории и международных отношений
  • Институт филологии и журналистики
  • Институт химии
  • Межрегиональный институт общественных наук
  • Научно-исследовательский Институт естественных наук
  • Научно-исследовательский институт обществознания
  • Научно-образовательный институт оптики и биофотоники
  • Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем
  • Педагогический институт СГУ
  • Институт рисков
Факультеты:
  • Биологический факультет
  • Географический факультет
  • Геологический факультет
  • Социологический факультет
  • Механико-математический факультет
  • Факультет компьютерных наук и информационных технологий
  • Факультет нано- и биомедицинских технологий
  • Факультет нелинейных процессов
  • Факультет психологии
  • Физический факультет
  • Философский факультет
  • Экономический факультет
  • Юридический факультет
Факультеты Педагогического института СГУ:
  • Факультет иностранных языков
  • Факультет искусств и художественного образования
  • Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
  • Факультет педагогики, психологии и начального образования
  • Факультет русской словесности
  • Факультет физической культуры
Факультеты Балашовского института СГУ:
  • Педагогический факультет
  • Факультет биологии и экологии
  • Факультет иностранных языков
  • Физико-математический факультет
  • Факультет социальной работы
  • Факультет психологии
  • Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
  • Филологический факультет
  • Экономический факультет

Мало кто из выпускников может с уверенностью назвать вуз, в котором хочется учиться. Но зато описать его смогут почти все. Это должен быть тот университет, в котором можно будет обучаться за средства государственного бюджета, в котором можно будет получить достаточно знаний, чтобы стать успешным специалистом, в котором будет яркая внеучебная жизнь. Под все эти критерии подходит Саратовский имени Н. Г. Чернышевского.

История вуза

Университет является одним из старейших в России. Он был создан в далеком 1909 году. Тогда в его стенах готовили только медиков. В 1917 году добавились новые факультеты. С тех пор там стали обучаться ребята, которым интересны физика и математика, а также те, кого заинтересовал историко-филологический факультет. В том же году в университете начали готовить и юристов.

В 1922 году стало понятно, что агрономический факультет слишком разросся. Потому он отделился от университета и превратился в отдельное учебное заведение. Чуть позже та же участь постигла и медицинский факультет.

В 1923 году у сменилось название. Оно превратилось в Саратовский Н. Г. Чернышевского. Под этим названием мы знаем вуз и сейчас.

Университет привлекал большое количество одаренных абитуриентов, многие из которых стали потом известными людьми. Кроме того, в этих стенах работали которые, благодаря материальной базе учебного заведения, совершали открытия.

В настоящее время имени Н. Г. Чернышевского очень популярен. Здесь студенты получают образование по самым разным направлениям. Выбор настолько богат, что каждый второй абитуриент подает документы именно сюда.

Институты

Саратовский университет имени Чернышевского предлагает вниманию абитуриентов 5 образовательных институтов и 13 действующих факультетов. Кроме того, имеется филиал в г. Балашове.

Среди образовательных институтов достойное место занимает Межрегиональный институт общественных наук. Он тесно связан с другими образовательными учреждениями страны.

Большое значение для развития современной науки значат научно-исследовательские институты естественных наук, оптики и биофтоники, а также наноструктур и биосистем. Без их работы невозможно представить будущее. А для изучения общества людей немаловажен научно-исследовательский институт обществознания.

Есть также ряд институтов, которые не являются образовательными. Они знамениты на весь город. Выпускники школ готовятся заранее, чтобы подать туда документы.

Популярностью пользуется институт археологии и культурного наследия. Работа его выпускников овеяна ореолом романтики. Ведь специалисты возрождают прошлое и рассказывают нашим современникам о том, как жили предки. Но это не единственная их задача. Специалисты также делают все для сохранения культурного наследия.

Очень перспективно учиться в институте истории и международных отношений. Невозможно представить одно без другого. Каждый переводчик и специалист по работе с представителями другой культуры должен знать историю отношений своей родной страны с другими странами. Это секрет настоящего профессионала.

Любители русского языка подают документы в институт филологии и журналистики. Выпускники смогут найти работу в разных областях. Они востребованы в газетах, журналах, на телевидении, в издательствах. Кроме того, можно стать учителем и передавать свои знания следующим поколениям.

Все интересующиеся миром вокруг себя смогут получить знания в институте химии. Учиться здесь непросто, но очень интересно.

А те, кто хочет посвятить свою жизнь работе с детьми, научиться понимать психологию подрастающего поколения и передавать им свои знания, смогут стать успешными и получить любимую работу после обучения в педагогическом институте СГУ.

Стоит особого внимания и институт рисков. Он чуть менее популярен, чем остальные, но также дает много знаний.

Кроме того, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского предлагает получить знания в институте дополнительного профессионального образования.

Факультеты

Большой выбор специальностей предоставляет Саратовский университет имени Чернышевского. Факультеты, имеющиеся здесь, заинтересуют и любителей точных наук, и гуманитариев.

Тем, кто хочет изучать природу и человека, подойдет биологический факультет. Именно здесь дадут знания, которые затем позволят работать в разных областях.

Любителей приключенческих романов и фильмов про путешествия заинтересует географический факультет. Его выпускникам предстоит очень интересная и познавательная работа, которая не сможет надоесть даже спустя годы.

Не менее романтична работа выпускников геологического факультета. Им предстоит много путешествовать, чтобы приумножить богатство родной страны.

Тем, кто хочет работать с людьми, знать, какими умонастроениями живет современное общество, обязательно понравится факультет социологии. Учиться здесь очень увлекательно.

А те, кто не может представить свою жизнь без расчетов, кто отдал сердце точным наукам, подойдет механико-математический факультет. Учиться здесь непросто, но зато выпускники всегда смогут найти себе работу по специальности.

Все большей популярностью пользуется факультет компьютерных наук и информационных технологий. Представить без этих специалистов современный мир невозможно. Они не только умеют обращаться с техникой, но и могут создавать нечто новое.

Созданием нового будут заниматься и выпускники нано- и биомедицинских технологий. Им предстоит искать лекарства от болезней, чтобы сделать человечество более здоровым.

Сложным, но увлекательным будет обучение и на факультете нелинейных процессов. Готовиться к поступлению на этот факультет нужно будет за несколько лет до выпуска из школы.

Тем, кто хочет познать человека, его образ мыслей, стоит обратить внимание на Специалисты-психологи необычайно востребованы на рынке труда.

Также любителям изучать человека и его жизнь понравится философский факультет. Здесь научат думать и делать правильные выводы.

А вот физический факультет поможет узнать, почему все происходит именно так, а не иначе. Студентам предложат разгадать большое количество интересных загадок, придуманных природой.

Большой популярностью на протяжении нескольких лет пользуются экономический и юридический факультеты. Стоит учесть, что конкурс здесь всегда велик.

Саратовский педагогический институт им. Чернышевского

Желающие работать с детьми, передать им свои знания и опыт поступают в педагогический. Именно здесь получают образование будущие учителя иностранных языков, физкультуры, русского языка и литературы.

Кроме того, здесь можно получить профессию учителя начальных классов, детского психолога и специалиста по работе с особыми детишками.

Учиться в педагогическом институте очень интересно. А его выпускники всегда будут востребованы на рынке труда.

Общежитие

Студенты, которые выбрали для себя Саратовский институт имени Чернышевского, очень часто вынуждены искать комнату или квартиру для проживания на время учебы. Не каждый может их снимать. Но не стоит беспокоиться, потому что университет предлагает своим студентам комнаты в общежитии.

Однако стоит учесть, что в вузе обучается большое количество иногородних ребят, поэтому мест на всех может не хватить. Следовательно, подавать заявление на место в общежитии нужно заранее.

высшее учебное заведение , старейшее высшее учебное заведение города Саратова . Основан в 1909 году.

История университета

Саратовский государственный университет был основан 10 июня 1909 года , благодаря настойчивости саратовской общественности, администрации и премьер-министра П. А. Столыпина . Университет был открыт как Николаевский университет . Торжественное открытие состоялось 6 декабря с согласия императора Николая II дать университету своё имя. В тот же день после молебна и крестного хода был заложен камень на месте строительства будущих корпусов университета. Для их возведения в качестве архитектора будет привлечен Карл Людвигович Мюфке . За несколько лет ему удастся создать целостный ансамбль с высоким качеством исполнения.

Первым ректором Николаевского Саратовского университета стал Василий Иванович Разумовский . Первоначально в составе университета был только один факультет – медицинский. В 1917 году были созданы физико-математический, и юридический факультеты. Деканом историко-филологического факультета стал Семён Людвигович Франк . В университете работал П. К. Галлер . В первые послереволюционные годы на агрономическом факультете работал Н. И. Вавилов .

Фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационную деятельность в Саратовском государственном университете обеспечивают научно-исследовательские и образовательно-научные институты, центры, лаборатории, музеи, инновационные и внедренческие структуры. Среди них: Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем, НИИ естественных наук, Институт археологии и культурного наследия, Ботанический сад, областной центр компьютерных технологий в промышленности, технопарк, три центра трансфера технологий, центры коллективного пользования, бизнес-инкубатор.

СГУ – один из трех вузов страны, имеющий в своем составе структуры для реализации проектов по самым престижным грантам Минобрнауки РФ и крупнейших фондов (Корпорация Карнеги, Фонд МакАртуров, CRDF ) в области развития как гуманитарных (МИОН – Межрегиональный институт общественных наук), так и естественных наук (НОЦ – Научно-образовательный центр «Нелинейная динамика и биофизика»). Обе эти междисциплинарные структуры образованы в результате побед в соответствующих конкурсах и входят в число лучших в России. В Саратовском государственном университете реализуется непрерывный цикл подготовки: довузовская подготовка – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование – послевузовское образование – повышение квалификации и переподготовка специалистов. В СГУ обучается 26342 студента и 590 аспирантов. Обучение осуществляется по 82 специальностям высшего профессионального образования, 21 – среднего профессионального образования, 61 – аспирантуры, 5 – докторантуры, 28 направлениям бакалавриата и 13 направлениям магистратуры, 15 программам дополнительного профессионального образования, 26 – профессиональной подготовки. Как правило, новые специальности в СГУ открывались по инициативе и при поддержке региональных партнеров (специальность «Компьютерная безопасность» – при участии управления ФСБ, специальность «Нанотехнологии в электронике» – крупных предприятий электронной промышленности, специальность «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» – предприятий химического и нефтеперерабатывающего профиля, специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» – Главного управления МЧС России по Саратовской области и т. д.). В целом СГУ реализует основные образовательные программы по 19 укрупненным (из 28 существующих) группам специальностей, готовя специалистов для образовательных и научных учреждений, предприятий и организаций высокотехнологичных секторов экономики и социальной сферы. При этом СГУ является единственным вузом Саратовской области, ведущим подготовку по педагогическим специальностям. Помимо подготовки кадров СГУ занимается последующим повышением их квалификации в своем Институте дополнительного профессионального образования. Мощный научно-образовательный потенциал и отлаженная организация сферы дополнительного профессионального образования в СГУ послужили основанием для Минобрнауки РФ включить университет в число учреждений, организующих повышение квалификации научно-педагогических работников российских вузов. Только в 2007–2010 гг. в СГУ повысили квалификацию 635 преподавателей из 142 вузов, расположенных в 66 городах Российской Федерации – от Мурманска до Южно-Сахалинска. 142 вуза – это около половины общего числа вузов, находящихся ныне в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Специалисты университета обеспечивают также повышение квалификации гражданских служащих системы Прокуратуры Российской Федерации.

С 2002 года СГУ участвует в чемпионате мира по программированию ACM ICPC . В 2013 году на счету университета 5 серебряных медалей, две золотые медали, титул чемпионов Европы 2002 года и титул чемпионов мира 2006 года .

В 2010 году СГУ стал национальным исследовательским университетом .

СГУ входит в двадцатку лучших вузов страны (в 2011 году занял 13-14 место ).

Факультеты

Институты университета

  • Институт археологии и культурного наследия
  • Институт дополнительного профессионального образования
  • Институт искусств
  • (бывший исторический факультет)
  • Институт рисков
  • Институт физической культуры и спорта
  • (бывший факультет филологии и журналистики)
  • Институт химии (бывший химический факультет)
  • Межрегиональный институт общественных наук
  • Научно-исследовательский институт естественных наук
  • Научно-исследовательский институт механики и физики
  • Научно-исследовательский институт обществознания
  • Научно-образовательный институт оптики и биофотоники
  • Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем
  • Объединённый институт микро- и наноэлектроники
  • Институт электронного и дистанционного обучения

Педагогический институт СГУ

Включён в состав СГУ в 1997 году, был представлен шестью факультетами:

  • русской словесности;
  • педагогики, психологии и начального образования;
  • иностранных языков;
  • искусств и художественного образования;
  • коррекционной педагогики и специальной психологии;
  • физического воспитания

В 2011 году Педагогический институт как структурное подразделение университета перестал существовать. Факультеты реорганизованы.

Включает в себя следующие факультеты:

  • математики, экономики и информатики;
  • филологический;
  • биологии и экологии;
  • иностранных языков;
  • психологии;
  • социальной работы;
  • физической культуры и безопасности жизнедеятельности;
  • педагогический.

Колледж радиоэлектроники имени П. Н. Яблочкова

  • приборостроительное;
  • радиоэлектронное;
  • машиностроительное

Колледж управления и сервиса

Специальности:

  • Туризм
  • Реклама
  • Экономика и бухгалтерский учёт
  • Страховое дело
  • Менеджемент
  • Гостиничный сервис
  • Земельно-имущественные отношения

Геологический колледж

Включает в себя следующие отделения:

  • экономико-правовое
  • геодезическое
  • нефтяное

Библиотеки вуза

  • Саратовская зональная научная библиотека имени В. А. Артисевич
  • Библиотека Балашовского института (филиала)
  • Учебная библиотека колледжа радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова
  • Учебная библиотека геологического колледжа

Директором библиотеки СГУ с 1931 года в течение 67 лет (!) была В. А. Артисевич .

Домовой храм

В 2009 году на территории университетского городка начато возведение православного Храма Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия , который заменит собой утраченную ранее домовую церковь (часовню). В 2014 году завершено строительство храма .

Известные выпускники

Галерея

См. также

  • Астрономическая обсерватория Саратовского государственного университета

Напишите отзыв о статье "Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского"

Примечания

Отрывок, характеризующий Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.
– Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо?
– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь.
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.
Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.

История института начинается с 1918 года, когда на основе существовавшего в Саратове с 1913 года двухгодичного учительского института был создан педагогический институт. На протяжении многих лет он существовал как самостоятельный ВУЗ или как факультет университета. На основании приказа Наркомпроса РСФСР от 24 ноября 1931 г. - институт был выделен из состава Саратовского университета. Институт имел отделения (впоследствии они стали факультетами): физико-математическое, химико-биологическое, русского языка и литературы, историческое, экономическое, калмыцкое, мордовское. Позднее к ним были добавлены: немецкое, педагогическое, педологическое, дошкольное и украинское. В начале 40-х годов факультетов было 5: исторический, русского языка и литературы, иностранных языков, физико-математический, естествознания.

В 1957 г. открыт факультет физвоспитания, в 1959 г. - музыкально-педагогический факультет, в 1978 г. - факультет начальных классов, в 1979 г. - факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в 1989 г. - воссоздан исторический факультет, в 1990 г. - открыт дефектологический факультет.

На факультете русского языка и литературы с 1966 по 1993 гг. существовало узбекское отделение, готовившее учителей русского языка для узбекских школ; на факультете иностранных языков в 1991 г. открыто отделение для российских немцев; на факультете начальных классов с 1993 г. существует дошкольное отделение.

В педагогическом институте работали видные ученые и педагоги: профессора А.П. СКАФТЫМОВ, А.М. ЛУКЬЯНЕНКО, Е.И. ПОКУСАЕВ, Л.И. БАРАННИКОВА (филологический факультет); профессора Г.П. БОЕВ, В.Т. МИРОНОВ, Ю.А. СКЛЯРОВ, И.Ф. КОВАЛЕВ (физико-математический факультет), профессора А.П. ПОБЕДОНОСЦЕВ, А.И. ЧЕРКЕСОВ, В.Г. МИЧУРИН (факультет естествознания), профессор И.В. СТРАХОВ (кафедра психологии), профессора А.Ф. ОСТАЛЬЦЕВА и А.И. ОЗОЛИН (исторический факультет), профессор Л.Г. АРЧАЖНИКОВА (музыкально-педагогический факультет).

Среди выпускников института - выдающиеся педагоги, деятели культуры и спортсмены, музыканты и певцы: победитель международного конкурса в Италии Б. АРОН, солисты М. ШКИНЕВ (Свердловский театр музыкальной комедии) и А. ЖУРАВЛЕВ (театр оперы в г. Чебоксары); спортсмены: Чемпион Олимпийских игр, Мира и Европы СИСИКИН Ю., двукратная Чемпионка мира ГАЛКИНА Л., чемпионы Европы ТИМОФЕЕВА Ю., ЛОМТЕВ Е.

Студентами института были Герои Советского Союза ЖЕРЕБЦОВ В.Г. и выпускник истфака ЩАДИН В. Ф.

Структура вуза, список факультетов

В настоящее время Педагогический институт является структурным подразделением СГУ .

В его состав входят 6 факультетов: факультет русской словесности, факультет иностранных языков, факультет начальных классов, факультет коррекционной педагогики и специальной психологии, музыкально-педагогический факультет и факультет физической культуры. На всех факультетах, кроме факультета иностранных языков, есть заочные отделения, где высшее образование получают учителя и работники народного образования.

На кафедрах института работает 280 преподавателей, в числе которых 12 докторов наук, профессоров, 140 кандидатов наук, доцентов.

Руководит институтом директор, доктор исторических наук, профессор Игорь Рудольфович Плеве.

Заместители директора: по учебной работе - доцент, кандидат физико-математических наук П.М. Зиновьев, по научной работе - профессор, доктор филологических наук А.А. Демченко, по заочному отделению - доцент, кандидат педагогических наук Н.Г. Трушкина, по воспитательной и социальной работе - доцент, кандидат педагогических наук В.А. Ищенко.

Институт располагает четырьмя учебными корпусами и тремя студенческими общежитиями. В каждом учебном корпусе есть библиотека и читальный зал, а в общежитиях - комнаты для самостоятельных занятий и отдыха.

Библиотеке института присвоен статус научной. Она располагает обширными фондами педагогической, психологической и другой специальной литературы, а также периодическими изданиями и художественной литературой.

В течение года в институте работают подготовительные курсы - вечерние, заочные, которые готовят к поступлению на все факультеты. В летний период, после окончания школьных выпускных экзаменов, абитуриенты могут заниматься на краткосрочных курсах, которые осуществляют подготовку по интенсивной программе. Курсы помогут лучше подготовиться к вступительным экзаменам и успешно выдержать конкурс. Те, кто готовится к экзаменам самостоятельно, могут приобрести на курсах программы и методические пособия.

Список специальностей, экзамены

На факультетах института готовят по следующим специальностям:

ФАКУЛЬТЕТЫ:
факультет русской словесности
Специальность
русский язык и литература (днев., заоч.)
факультет иностранных языков
Специальность
- иностранный язык: английский язык (+ немецкий язык)
- английский язык (+ французский язык)
- немецкий язык (+ английский язык)
- немецкий язык и литература
- немецкий язык (+ педагогика и методика начального образования)
- французский язык (+ английский язык)
- французский язык (+ немецкий язык)
- третий иностранный язык (коммерч.вечерн. для студентов факультета)
факультет начальных классов
Специальность
- педагогика и методика начального образования (днев., заоч.) (+ иностранный язык (днев.)), (+ информатика (днев., заоч.))
- дошкольная педагогика и психология (коммерч.днев, коммерч.заоч.)
- социальная педагогика (+ информатика (коммерч.заоч.))
- информатика
факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Специальность
- олигофренопедагогика (днев., заоч.)
специализации:
- практическая психология
- методика обучения русскому языку в школах для детей с нарушениями интеллекта
- логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта
факультет музыкально-педагогический
Специальность
- музыкальное образование (днев., заоч.)(+ культурология (днев.)), (+ педагогика и методика начального образования (днев.))
- искусствоведение (коммерч.заоч.)
факультет физической культуры
Специальность
- физическая культура (днев., заоч.)

Медалисты проходят собеседование.

Конкурс: в среднем 2,5 человека на место.

Экзамены: на специальности: 1) - русский язык (п), русский язык и литература (у), история России (у); 2) - иностранный язык (у, п), русский язык (п); 3) - русский язык (п), русский язык и литература (у), математика (п); 3.1. математика (п), математика (у), русский язык (п), 4) - биология (у), русский язык (п), русский язык и литература (у); 5) - пение и сольфеджио, инструмент, русский язык (п); 6) - гимнастика, легкая атлетика, русский язык (п), биология (у).

Примечание: (д)-дневная; (з)-заочная; (в)-вечерняя; (к)-коммерческая формы обуче-ния; (у)-устная, (п)-письменная форма сдачи экзаменов.

Общежитие предоставляется абитуриентам дневного отделения.

Прием документов, проведение вступительных экзаменов и зачисление в институт осуществляется в соответствии с правилами приема, которые утверждаются не позднее 1 июня.

Прием документов на заочное отделение осуществляется с 20 апреля по 31 мая, на дневное - с 25 июня по 15 июля.

Вступительные экзамены на дневном отделении проводятся с 16 по 31 июля, на заочном с 1 по 10 июня.

Телефоны факультетов:

русской словесности 24-95-51;

иностранных языков 24-95-17;