Социальные революции и их результаты. Значение революция (социальная) в большой советской энциклопедии, бсэ. Смена власти как сущностный признак революции

Разработка единой классификации типов и форм социальной революции представляет собой одну из наиболее актуальных проблем современной социальной науки. Главная трудность разработки единой типологии революционных потрясений обусловлена их сложным, комплексным характером, что существенно затрудняет выявление критериев для создания универсальной таксономии.

Типы социальных революций

Традиционно, в марксистском подходе тип революций определяется характером социально-экономических противоречий, которые приводят к революционному взрыву. Другими словами, тип революции зависит от объективных целей, которые ставят перед собой революционно настроенные силы. На основании учета многообразия форм смены социально-экономических формаций можно выделить следующие типы социальных революций:

  • социальные революции, которые привели к становлению феодализма;
  • буржуазные, антифеодальные социальные революции;
  • социалистические революции.

Классификация форм социальных революций на основании учета акторов революционных событий

Замечание 1

Следует отметить, что в современной научной литературе широко функционируют классификации революций, основанные на учете главных акторов революционных событий.

Например, Ф. Грос выделяет следующие формы социальных революций:

  • революция снизу;
  • революция сверху;
  • комбинированный переворот, в котором принимают участие и «верхи» и «низы»;
  • дворцовые перевороты.

Дж. Питти на основании этого же критерия выделяет следующие формы социальных революций:

  • великая национальная революция – социальная революция снизу;
  • дворцовый переворот - социальная революция сверху;
  • государственный переворот - социальная революция сверху;
  • восстание, бунт - социальная революция снизу;
  • революция политической системы.

Классификация Р. Тонтера и М. Мидлерского

Данные ученые разработали собственную классификацию социальных революций на основании выделения следующих критериев для разработки типологии:

  • уровень вовлеченности масс;
  • продолжительность революционных процессов;
  • цели революционных сил;
  • уровень насилия.

В соответствии с приведенными критериями можно выделить следующие типы революций:

  • революция масс;
  • революционные перевороты;
  • дворцовые перевороты;
  • переворот – реформа.

Причины социальных революций

Все типы и формы социальных революций выступают результатом длительного развития определенных социальных процессов, формирования ряда причин, которые так или иначе способствуют нарастанию общественного напряжения, обострению социальной напряжённости, которая раньше или позже приводит к революционной ситуации.

В качестве одной из причин, симптомов социальной революции выступает формирование революционных общественных настроений, растущего беспокойства, ощущения утраты прежних оснований коллективного и индивидуального существования. Как и любое другое социальное чувство, обладающее возможностями «заражать» других, чувство беспокойство постоянно растет, люди теряют цели собственного ощущения, начинают ощущать потребность в новых стимулах, целях, побуждениях. Появляется ощущение неудовлетворенности, осознание рутины.

На начальном этапе причины беспокойства не осознаются, люди просто ощущают тревожность и беспокойство, наиболее активные ищут выход в эмиграции. Следует отметить, что само по себе усиление эмиграционных процессов не может выступать причиной революционных событий, но выступает своеобразным «индикатором», показателем скрытых социальных процессов, отражением необходимости реформирования системы социальных взаимодействий.

Замечание 2

Таким образом, в современной научной литературе представлены многочисленные подходы к классификации типов и форм революционных событий, основанные на учете различных критериев. Вне зависимости от формы и типа протекания революционных процессов – в их основе совокупность многочисленных социальных причин, длительный период протекания определённых социальных процессов.

С возникновением классов и классовой борьбы в историю общества входит такое явление, как социальная революция. Революция - высшая и наиболее острая форма борьбы прогрес­сивных классов против отживших и тормозящих социальное раз­витие общественных отношений и их носителей - реакционных классов и социальных групп. Поскольку существование классов и борьба между ними носят объективный и закономерный ха­рактер, постольку объективными и закономерными являются и социальные революции.

Социальная революция означает коренной качественный пе­реворот в развитии общества. В ее водоворот втягиваются все существующие в данном обществе классы и социальные группы, сотни тысяч и миллионы людей, отстаивающих свои коренные интересы. Вот почему в сфере теории так много различных взгля­дов по вопросам революции, так остро и непримиримо идет борь­ба между теми, кто обосновывает право на революцию, и теми, кто это право отрицает. Вот почему так важно с научной и поли­тической точек зрения разобраться во всех тех сложных и поли­тически острых проблемах, которые относятся к теории соци­альной революции.

Социальная революция - это коренное качественное изме­нение общественного строя, переход от одной общественно-эко­номической формации к другой, более высокой.

В сфере экономики социальная революция ликвидирует ста­рые производственные отношения, старую форму собственности на орудия и средства производства и создает новые производ­ственные отношения, новую систему хозяйства, обладающую го­раздо более высокими стимулами и темпами развития, чем пре­жняя.

В сфере социальных отношений на смену одному классу, «за­ведовавшему» старым укладом хозяйства, приходит новый класс, который растет и развивается, в то время как свергнутый класс теряет силы и постепенно сходит с исторической арены. Одна

форма эксплуатации человека человеком заменяется другой, бо­лее замаскированной и утонченной, или же вообще эксплуата­ция людей отменяется, как это имеет место при социалисти­ческой революции.

Ф. Энгельс говорил: «...революция есть высший акт полити­ки...» 1 Главным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти, а решающим признаком ее - переход политической власти из рук отжившего, реакционного класса в руки самого передового, прогрессивного класса. «Переход госу­дарственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в стро­го-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» 2 ,- писал В. И. Ленин. Речь идет именно о классе, а не об узкой группе заговорщиков. В противном случае можно говорить лишь о верхушечном перевороте, а не о действитель­ной революции. Если революционному классу не удается сразу закрепить свою победу и он временно теряет политическую власть, которую вновь захватывает эксплуататорский класс, то имеет место контрреволюция, реставрация старых порядков.


Существенные изменения происходят в ходе революции и в идеологической надстройке. Идеологическую подготовку и обо­снование революции прогрессивный класс в лице своих идеоло­гов начинает еще задолго до политического переворота. Рево­люция воплощает в действительность идеи и теории этого клас­са; они становятся господствующими. Старые идеи и теории либо упраздняются, либо модифицируются и используются в соот­ветствии с интересами и потребностями нового господствующе­го класса.

Объективная основа и, следовательно, закономерность ре­волюции коренятся в самом развитии материального производ­ства, в тех противоречиях и конфликтах, которые вырастают в недрах революционизирующегося общества. Это прежде всего кон­фликт между новыми производительными силами и отживши­ми, устаревшими производственными отношениями, сдерживаю­щими развитие производства. К. Маркс подчеркивал, что на определенном этапе эти отношения из форм развития произ­водства превращаются в его оковы, тогда наступает эпоха со­циальной революции. Данное основное противоречие высту­пает как главная причина социальной революции. Оно, это про­тиворечие, находит свое проявление в антагонизме интересов основных классов общества и в их борьбе за обладание поли­тической властью.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 17, с. 421.

2 Ленин В. И. Поли. собр. соч, т. 31, с. 133.

Возникший конфликт между производительными силами и производственными отношениями, всей политико-юридической надстройкой общества может быть разрешен только путем со­циальной"революции. Поэтому несостоятельны взгляды многих немарксистских идеологов Запада, считающих, что коренные социально-политические преобразования в современных усло­виях можно осуществить путем постепенных, медленных изме­нений существующего строя, путем реформ.

Революции различаются по своему характеру и движущим силам. Характер революции определяется тем, какие цели и за­дачи она ставит, какие производственные и политические отно­шения она ликвидирует и для развития каких создает простор, насколько широко в ней принимают участие народные массы. Движущие силы революции - это те классы и социальные груп­пы, которые осуществляют революцию, борются за ликвидацию политической власти реакционных классов. Если в революцион­ной борьбе принимают участие широкие массы трудящихся, то такие революции квалифицируются как народные, демократи­ческие революции.

В зависимости от характера и движущих сил различаются следующие типы революций ".

Буржуазная революция - это революция, направленная про­тив феодальных порядков, имеющая целью ликвидировать фе­одальные производственные отношения, лишить феодалов поли­тической власти, обеспечить победу буржуазных производст­венных отношений, установить власть буржуазии. Класс бур­жуазии выступал руководящей силой этой революции. В ней при­нимал участие и уже возникший, но еще, политически слабый пролетариат. Феодальный строй подтачивали стихийные кресть­янские бунты и восстания. Буржуазные революции не носили подлинно массового характера, ибо коренные цели буржуазии в основном были чужды трудящимся, поскольку она одну фор­му эксплуатации человека человеком заменяла другой формой.

Буржуазно-демократическая революция - это революция той эпохи, которая уже начинала выявлять историческую ограничен­ность буржуазного общества. И хотя она преследовала ту же цель, что и любая буржуазная революция, то есть ликвидацию фео­дальных и установление буржуазных порядков, широкое уча­стие в ней народных масс, их требования накладывали на нее свой отпечаток. Это революции, решительно и последовательно ломающие отжившие порядки, в ряде случаев идущие дальше

1 Мы не говорим здесь о революциях, приведших к ликвидации первобытно­общинной и рабовладельческой формаций. Хотя переход от них не был простым эволюционным процессом, все же здесь революционные процессы не проявлялись в чистом виде.


формального провозглашения буржуазных лозунгов, приводящие в ходе борьбы трудящиеся массы к пониманию необходимости социалистической революции.

Демократическая революция - это революция, осуществля­емая в рамках современной эпохи перехода от капитализма к социализму, в ходе которой осуществляется переход от фео­дально-буржуазных отношений к отношениям смешанного типа, когда наряду с государственной собственностью имеет место и ограничиваемая законом частная собственность. Политическая власть переходит в руки демократических слоев общества: мел­кой буржуазии, интеллигенции, представителей рабочего класса и крестьянства. Здесь еще нет диктатуры пролетариата, но та­кая революция может перерасти в социалистическую революцию.

Отличительная черта национально-освободительной револю­ции - борьба против империалистических колонизаторов, за на­циональную свободу и независимость. После освобождения от колониального рабства развитие той или иной страны в зависи­мости от того, какие внутренние силы одержат верх, может пой­ти либо по пути развития капитализма, либо по некапиталисти­ческому пути. В последнем случае национально-освободитель­ная революция может перерасти в демократическую, а затем в конечном счете и в социалистическую революцию.

Социалистическая революция - это высший тип революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к со­циализму. Социалистическая революция ликвидирует капита­листическую частную собственность и связанную с ней систему эксплуатации человека человеком. Она передает политическую власть в руки рабочего класса, утверждает диктатуру пролета­риата. Она соответствует коренным интересам всех других тру­дящихся классов и слоев, в силу чего в ней участвуют все клас­сы и социальные группы, которые угнетал и эксплуатировал класс капиталистов. Она будит огромную созидательную энер­гию трудящихся и направляет ее на строительство нового, социа­листического общества. Она создает все необходимые условия для свободного развития каждого человека, для творческого тру­да и созидания на благо всего народа. Первой такой победонос­ной революцией стала Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало новой эпохи в развитии чело­вечества - эпохи перехода от капитализма к социализму во все­мирном масштабе.

Огромное всемирно-историческое дело социалистической ре­волюции не может быть осуществлено без коммунистической партии, являющейся организатором, вдохновителем и руково­дителем трудящихся в революционной борьбе и в процессе со­зидания нового общества.

Социалистическая революция не только высший, но и пос­ледний тип революции, ибо она ликвидирует все формы клас­сового антагонизма, все формы угнетения человека человеком. С достижением такой стадии общественное развитие идет уже не в форме политических революций, а в форме планомерного, поступательного прогресса всех областей жизни нового общества.

Социальные революции

П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

- «Быстрые, фундаментальные насильственные внут­ренние изменения в доминирующих в обществах ценно­стях и мифах, в его политических институтах, социаль­ной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

- «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

- «Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происхо­дящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровожда­ет революционные преобразования: например, социаль­но-экономические преобразования последнего десятиле­тия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

Антиимпериалистические - революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение националь­ной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)

Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистичес­ких производственных отношений, свержение абсолютных монар­хий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база - крестьянство, городские слои (пример - Вели­кая Французская Революция).



Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европей­ские революции 1848 - 1849 гг., русская революция 1905 г.).

Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

Народ­ная революция- широкое и массовое движение в противополож­ность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим пе­реворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.

Народно-демократическая революция - антифашистская, демократическая, национально-освободитель­ная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточ­ной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.

«Нежная» (бархатная) революция - демок­ратическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были лик­видированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процес­сы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

Социальные реформы - это:

1. изменение какой-либо суще­ственной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризую­щаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленнос­тью таких изменений;

3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ су­ществующего общественно-политического строя.

Необходимость осуществ­ления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.

Ход по­литики социальных реформ определяется сложным переплетением объектив­ных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значитель­ной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препят­ствия для нормального развития общества.

Многое зависит также и от сво­евременности проведения необходимых преобразований. Как пра­вило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина,реформы не должны попирать человеческую природу и проти­воречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тща­тельное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводится в жизнь правовыми, конституционными сред­ствами.

РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ)

социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Содержание Р. классически раскрыто К. Марксом в Предисловии к "К критике политической экономии": "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой Р. определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи Р. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенационального процесса, в котором всё большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций (см. Буржуазная революция). В эпоху перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революционный процесс, в котором сознательная политическая деятельность передового класса становится необходимым условием развития и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистической революции,которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладет начало становлению коммунистической общественно-экономической формации (см. Коммунизм), где, по словам К. Маркса, "... социальные эволюции перестанут быть политическими революциям и" (там же, т. 4, с. 185).

Экономическая основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетёнными классами. В революционной борьбе угнетённых классов (стихийной или сознательной) выражается назревшая потребность в освобождении производительных сил от оков устаревшей системы производственных отношений.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию.

Р. неизбежно встречает на своём пути преграду в виде политической власти господствующего класса. Поэтому первым актом социальной Р. является Р. политическая, т. е. завоевание государственной власти революционным классом. "... Каждый стремящийся к господству класс, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть..." (там же, т. 3, с. 32). Вопрос о политической государственной власти - главный вопрос всякой Р. "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса, - отмечал В. И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 31, с. 133).

Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и наиболее острая классовая борьба,которая может принимать самые разнообразные формы (вооружённого восстания,политического переворота, гражданской войны; мирные формы борьбы). Р. развивается в противоборстве с контрреволюцией. Объективные потребности общественного прогресса в конечном счёте предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства не однозначен и зависит от реального соотношения классовых сил, от зрелости субъективного фактора Р., от способности и готовности революционных классов и политических партий к решению встающих перед ними задач. "... Революционные периоды, - подчёркивал В. И. Ленин, - являются по преимуществу как раз такими периодами истории, когда в сравнительно короткие промежутки времени столкновение борющихся общественных сил решает вопрос о выборе страной прямого или зигзагообразного пути развития на сравнительно очень продолжительное время" (там же, т. 16, с. 8-9).

В тех случаях, когда массовые революционные силы недостаточно организованы и не готовы к решению объективно назревших революционных задач, Р. может приобрести верхушечный характер [например, турецкая (1908) и португальская (1910) буржуазные Р.]. В противоположность народным революциям, в которых активно и самостоятельно участвует громадное большинство народа, верхушечная Р. непоследовательна, половинчата и обычно заканчивается классовым компромиссом.

Основоположники марксизма-ленинизма решительно выступали против доктринёрских представлений, согласно которым Р. является автоматическим результатом роста производительных сил и осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует стопроцентный успех без упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. "... В революции, - писал Ф. Энгельс, - как и на войне, в высшей степени необходимо в решающий момент все поставить на карту, каковы бы ни были шансы... Бесспорно во всякой борьбе тот, кто поднимает перчатку, рискует быть побежденным, но разве это основание для того, чтобы с самого начала объявить себя разбитым и покориться ярму, не обнажив меча-" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 80-81). Активная и самоотверженная деятельность массовых сил Р. - решающий фактор её успешного развития и победы.

Вопрос о роли Р. в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Представители буржуазной "социологии революции" утверждают, будто Р. как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными "издержками", во всех отношениях уступает эволюционным формам развития. Вслед за буржуазными идеологами роль Р. в историческом процессе отрицают или приуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны, представители мелкобуржуазного левацкого революционаризма отрицают объективные закономерности революционного процесса и считают, что революционный авангард, "активное меньшинство" в любых условиях может осуществить Р.

Обобщая исторический опыт, марксистско-ленинская теория доказывает, что Р. являются могучим двигателем общественного и политического прогресса. К. Маркс называл революции "локомотивами истории" (см. там же, т. 7, с. 86). Великая историческая роль Р. состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса. Р. означает гигантский скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. В революционные эпохи темпы общественного развития необыкновенно ускоряются. По словам В. И. Ленина, в такие периоды пределы возможного тысячекратно расширяются. Р. вовлекает в активную политическую деятельность широчайшие массы народа, которые в обычные времена господствующим классам удаётся отстранить от политики. Обогащается содержание и возрастает объём социального творчества. "Революции, - писал В. И. Ленин, - праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, с точки зрения узкой, мещанской мерки постепеновского прогресса" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 11, с. 103).

Особенно велика в истории человечества роль Р. пролетариата, начало которой положила Великая Октябрьская социалистическая революция. Она открыла эпоху перехода человеческого общества от капитализма к социализму. См. также статьи Народно-демократическая революция, Национально-освободительная революция, а также статьи об отдельных революциях и лит. при них.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции, там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Революция и контрреволюция в Германии, там же; Маркс К., Предисловие ["К критике политической экономии"], там же.; т. 13; Ленин В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Полное собрание соч., 5 изд., т. 11; его же. Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же. Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41; Программа КПСС, М., 1974; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Ковалев А. М., Социальная революция, М., 1969; Селезнев М. А., Социальная революция, М., 1971; Ленинская теория социалистической революции и современность, М., 1972.

Ю. А. Красин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕВОЛЮЦИЯ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-04 Time: 02:10:29 Б * Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    РЕАБИЛИТАЦИЯ - см РЕАБИЛИТАЦИЯ …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПОМОЩЬ - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПЕНСИЯ - государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по к.-л. причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ИНФЛЯЦИЯ - рост цен под влиянием роста издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРОДУКТА - процесс быстрого обновления товаров, изменения их …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Высказываниях известных людей:
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это успешное усилие покончить с плохим правительством, чтобы получить еще худшее. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    это успешное усилие покончить с плохим правительством, чтобы получить еще худшее. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - в противоположность бунту попытка свергнуть власть, препятствующую становлению либеральной цивилизации, оттеснить, уничтожить определенные формы, стороны традиционных форм жизни,социальных отношений …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от позднелат. revolutio - поворот переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданнойКонтом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии междубиологией и социологией. Если, с …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Революция - от лат. revolutio (движение, обращение, круговращение). Втаком смысле это слово употреблялось в средневековой латыни; сочинениеКоперника об обращении небесных …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от позднелатинского revolutio - поворот, переворот), глубокое изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно-техническая, …
  • РЕВОЛЮЦИЯ
    [французское revolution] коренное, качественное изменение, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому; переломный, поворотный период …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего обще-ственного и политического строя и установлению новой …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Коренной переворот в жизни общества, к-рый приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СОЦИ́АЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социол. понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоёв; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях С.с. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Революция социальная …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психол. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГИГИЕНА, область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, отрасль соц.- экон. географии, изучает пространств. процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1925-27 В КИТАЕ. Началась после событий 30 мая 1925, когда англ. полиция расстреляла патриотич. демонстрацию в Шанхае. В осн. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1911-13 В КИТАЕ, см. Синьхайская революция …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1905-07 В РОССИИ, первая революция в России. Кризисная социально-полит. ситуация в стране обострилась в результате поражений России в рус.-япон. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1859-60 В ИТАЛИИ, один из гл. этапов Рисорджименто. Развернулась после поражения Австрии в австро-итало-французской войне 1859 и освобождения …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ИТАЛИИ, один из гл. этапов Рисорджименто. На её 1-м этапе (янв.- авг. 1848), возглавленном либералами, под …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ГЕРМАНИИ. 27 февр. 1848 начались массовые нар. собрания и демонстрации в Бадене. 18 марта произошло восст. в …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В ВЕНГРИИ. Началась 15 марта 1848 нар. восстанием в Пеште. Созданное в марте пр-во отменило крепостное право и …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848-49 В АВСТРИИ. 13- 14 марта 1848 произошло нар. восст. в Вене (в результате - отставка К. Меттерниха). 17 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1848 ВО ФРАНЦИИ. Началась победой Февр. рев-ции 1848. 24 февр. была низвергнута монархия и созд. Врем. пр-во. 25 февр. …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 1789-99 ВО ФРАНЦИИ, см. Французская революция 1789-99 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ 17 ВЕКА В АНГЛИИ, см. Английская революция 17 …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РЕВОЛ́ЮЦИЯ ЦЕН", резкое повышение цен на товары в связи с ростом добычи золота и др. благородных металлов и снижением их …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, кардинальное изменение социально-полит. строя, характеризующееся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием обществ. и гос. институтов в противоположность …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕВОЛ́ЮЦИЯ (от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокое качеств. изменение в развитии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., социальная …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    революции, ж. (латин. revolutio — переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к смене государственной власти. || …
  • РЕВОЛЮЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [фр. revolution] коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, проявление одной из важнейших закономерностей диалектического развития …
  • § 2. Общество как структурированное целое. Варианты и инварианты. Детерминанты и доминанты
  • § 1. Производство как основной признак человека
  • § 2. Труд и производство
  • § 3. Общественное производство как единство собственно производства, распределения, обмена и потребления
  • § 4. Собственность и социально-экономические (производственные) отношения
  • § 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация и параформация
  • § 6. Социально-экономический строй общества, общественно-экономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества
  • § 7. Структура общественно-экономического уклада
  • § 8. Производительные силы общества
  • § 1. Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества
  • § 2. Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства
  • § 3. Серверный (рабовладельческий) способ производства
  • § 4. Крестьянско-общинный и феодальный способы производства
  • § 5. Капиталистический (буржуазный) способ производства
  • § 6. Частная собственность и общественные классы
  • § 7. Древнеполитарный (азиатский) способ производства
  • § 8. Неосновные способы производства
  • § 1. Два основных понимания всемирной истории: унитарно-стадиальное и плюрально-циклическое
  • § 2. Возникновение и развитие унитарно-стадиальных концепций всемирной истории
  • § 3. Возникновение и развитие плюрально-циклических концепций истории
  • § 4. Современные западные унитарно-стадиальные концепции
  • § 5. Еще одно понимание истории: "антиисторицизм" (исторический агностицизм) ,
  • § 6. Линейно-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального подхода к истории и ее несостоятельность
  • § 7. Глобально-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории
  • § 1. Вводные замечания
  • § 2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии человеческого общества: понятийный аппарат
  • § 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории
  • § 1. Социальное пространство
  • § 2. Социальное пространство современного мира
  • § 3. Социальное время
  • § 4. Время и историческая эпоха
  • § 1. Традиционные представления о браке в европейском общественном мнении и европейской науке
  • § 2. Социальная организация отношений между полами в доклассовом обществе
  • § 3. Проблема группового брака
  • § 4. Промискуитет и половые производственные табу в эпоху становления человеческого общества (праобщества)
  • § 5. Возникновение дуально-родового брака
  • § 6. Возникновение брака между индивидами. Протоэгалитарный брак и протоэгалитарная семья
  • § 7. Становление классового общества и неизбежность изменений в социальной организации отношений между полами
  • § 8. Родья как ячейка частной собственности. Бессемейный вариант развития
  • § 9. Возникновение патриархического брака и патриархической семьи
  • § 10. Возникновение неоэгалитарного брака
  • § 1. Этносы и этнические процессы
  • § 2. Первобытность: генетико-культурные общности и демосоциорные конгломераты
  • § 3. Нация, этносы и социально-исторический организм
  • § 4. Расы и расизм
  • § 1. Понятия "народ", "нация", "масса", "толпа"
  • § 2. Социальные классы
  • § 3. Великие личности в истории
  • § 4. Харизматический лидер. Культ личности
  • § 1. Человек как проблема
  • § 2. Человек как личность
  • § 3. Свобода и ответственность личности
  • § 1. Сущностные черты общественного прогресса
  • § 2. Проблема выбора путей общественного развития
  • § 3. Современные интерпретации общественного прогресса
  • § 1. Эволюционный путь
  • § 2. Революционный путь
  • § 3. Причины социальной революции
  • § 4. Типы и формы социальных революций
  • § 1. Общая характеристика глобализации
  • § 2. Противоречивый характер глобализации
  • § 1. Понятие политики
  • § 2. Сущность политической власти
  • § 3. Формы осуществления и организации политической власти
  • § 4. Субъекты власти
  • § 5. Государство и политическая организация общества
  • § 1. Слово - понятие - теория
  • § 2. Западная культурология: интенции и реальность
  • § 3. Советское теоретическое сознание:
  • § 4. Постсоветские культурологические блуждания. Камо грядеши?
  • § 5. Сущность культуры
  • § 6. Строение культуры
  • § 7. Высшая ступень в структуре культуры
  • § 8. Динамика социального идеала
  • § 9. Итоговые замечания
  • § 1. К истории вопроса
  • § 2. Гражданское общество - продукт буржуазного способа производства
  • § 1. Что такое дух, духовность?
  • § 2. Категория духа в истории общественной мысли
  • § 3. Светское понимание духовности
  • § 4. Противоречия в развитии сферы духовного производства
  • § 5. Проблема духовного потребления и духовных потребностей
  • § 6. Образование и духовность
  • § 7. Особенности духовного кризиса на Западе
  • § 8. Духовная ситуация в России
  • § 3. Причины социальной революции

    Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции - это углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенным классом. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию. Таким образом, социальные революции - это не просто случайные вспышки недовольства, мятежи или перевороты. Они "не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин" .

    Из немарксистских точек зрения на причины социальных революций выделим следующие. Первое. П. Сорокин, понимая под причинами восстаний и войн "комплекс условий, связь событий, обрамленных в причинную цепочку, начало которой теряется в вечности прошлого, а конец - в бесконечности будущего" , и подчеркивая, что непосредственной предпосылкой всякого "революционного отклонения в поведении людей" всегда было "увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения" , выделял следующие причины: 1) "подавление" голодом "пищеварительного рефлекса" большой части населения; 2) "подавление" инстинкта самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами; 3) "подавление" рефлекса коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии), осквернение их святынь, измывательства над их членами в виде арестов и т.п.; 4) неудовлетворение потребностей людей в жилище,

    7 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 531.

    8 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М, Политиздат, 1992. С. 272.

    одежде и т.п. даже в минимальном объеме; 5) "подавление" полового рефлекса большинства населения во всех его проявлениях (в виде ревности или желания обладать предметом любви) и отсутствие условий его удовлетворения, наличие похищений, насилия жен и дочерей, принудительного замужества или разводов и т.п.; 6) "подавление" собственнического инстинкта масс, господство бедности и лишений, и в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других; 7) "подавление" инстинкта самовыражения или индивидуальности, когда люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорблениями, пренебрежением, перманентным и несправедливым игнорированием их достоинств и достижений, а с другой, - с преувеличением достоинств людей, не заслуживающих того; 8) "подавление" у большинства людей их импульса к борьбе и соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребности в свободе (в смысле свободы речи и действия или прочих неопределяемых манифестаций их врожденных наклонностей), порождаемой "чересчур уж мирной жизнью", монотонной средой обитания и работой, которая не дает ничего ни мозгу, ни сердцу, постоянными ограничениями в свободе общения, слова и действий. Это, по мнению Сорокина, неполный список причин. При этом он подчеркивает, что и сила "подавления" наиболее значимых инстинктов, и их совокупное число влияют на характер "продуцируемого революционного взрыва" .

    Второе. С точки зрения А. Тойнби, социальные революции генетически связаны с преддезинтеграционным переходом развития цивилизации и вызываются самой природой общественного развития. Поскольку развитие отдельной цивилизации идет по кругу, то социальная революция совершается в тот момент, когда колесо истории начинает двигаться по нисходящей, и поэтому социальная революция служит как бы точкой отсчета, с которой начинается процесс умирания цивилизации. По существу социальная революция у Тойнби является симптомом упадка цивилизации и выступает тормозом в развитии истории .

    10 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество С. 272-273.

    11 См.: Тойнби А. Постижение истории. М., Прогресс, 1991. С. 578-579.

    Третье. А. Токвиль в работе "Старый порядок и революция" пытался выявить преемственность между прошлым и "новым порядком" и утверждал, что ликвидация феодального режима была возможна и без социальных революций. При этом он пришел к выводу, что причинами социальной революции может быть как обнищание общества, так и его процветание.

    Четвертое. В современной западной литературе существует подход, сторонники которого все причины социальной революции сводят к трем большим группам: 1) долгосрочные, 2) среднесрочные и 3) краткосрочные факторы. К долгосрочным факторам относятся: экономический рост, технические нововведения, научные достижения, демократизация строя, секуляризация, модернизация государства, рост национализма. К среднесрочным факторам относятся: экономические депрессии, отчуждение интеллигенции, разложение правящей группы общества, войны, крах или неудачи политики правительства. Наконец, к третьей группе относятся различные нерегулируемые субъективные факторы, которым придается особое значение. С нашей точки зрения, данный подход не дает научного объяснения причин социальных революций, подменяя его описательными схемами. При этом не выделяются главные (решающие) факторы и факторы второстепенные.

    Р. Дарендорф ставит под сомнение марксистскую концепцию о наличии антагонистических противоречий в эксплуататорском обществе, отрицает классовый антагонизм как решающую причину социальных конфликтов. Он претендует на создание теории классов и классового конфликта, которую противопоставляет не только марксизму, но и теориям классовой гармонии.

    Заслуживает внимания типология конфликтов Дарендорфа. Во-первых, он выделяет основу классификации при различии рангов участвующих в конфликте элементов, групп, относя сюда: 1) конфликт между равными, 2) конфликт между подчиненными и господствующими, 3) конфликт между целым обществом и его частью. Во-вторых, на основе объема социального единства, вовлеченного в конфликт, Дарендорф выделяет также следующие конфликты: 1) конфликт внутри и между социальными ролями, 2) конфликт внутри отдельных социальных групп и 3) конфликт между группами интересов или псевдогруппами.

    Не вдаваясь в подробный анализ типологии конфликтов Дарендорфа, отметим, что он сводит классовую борьбу к конфликту между социальными группами и классами. Это конфликт по поводу легитимности существующего разделения власти, то есть в интересах господствующего класса выражать уверенность в законности существующего господства, и в интересах негосподствующего класса выражать сомнение в законности этого господства . Он далее подчеркивает, что теория классов, основанная на делении общества на владельцев и невладельцев средств производства, теряет свою ценность как только формальная собственность и фактический контроль над ней отделяется друг от друга, перестают быть в одних руках. Наконец, Дарендорф выдвигает идеал "либерального" и "со-

    временного" общества, в котором социальные конфликты признаются и регулируются, существует равенство исходных шансов для всех, индивидуальная конкуренция и высокая мобильность.

    12 См.: DahrendorfR. Sociale Klassen und Kiassenkonflikt in der industriellen Geselleschaft Stuttgart, 1952. S. 12-13.

    Признавая определенную ценность концепции конфликтов Дарендорфа, особенно при анализе современного общества, подчеркнем, что классовый подход - это великое завоевание научного обществознания. Ведь истоки классового подхода - в политической идеологии Н. Макиавелли, в исторических учениях О. Тьерри, Ф. Гизо и др., в политэкономии Д. Рикардо. Они еще до Маркса открыли существование классов и классовой борьбы. Поэтому отказываться от классового подхода - значит сделать шаг назад в обществознании.

    Хотя социальная революция есть объективно совершающийся процесс, одних объективных законов для ее осуществления недостаточно. Поэтому существует некоторая спорность в трактовке проблемы объективного и субъективного в революции. Это связано также с дискуссиями на тему: существуют ли вообще объективные законы развития общества, поскольку в нем действуют люди, наделенные сознанием. Соответственно существует марксистский подход, признающий закономерность общественно-исторического развития, и различные варианты немарксистских подходов.

    Социально-философский анализ данной проблематики показывает, что базовыми категориями здесь являются понятия "объект" и "субъект". С их помощью осмысливается и выражается деятельность конкретно-исторических творцов и носителей социальных действий во всех сферах общественной жизни - экономической, социальной, политической, духовной. Дальнейшее развитие этих категорий осуществляется с помощью категорий "объективное", "объективные условия", "объективный фактор" и "субъективное", "субъективные условия", "субъективный фактор".

    Как известно, понятие "условия" означает совокупность объектов, явлений, процессов, которые необходимы для возникновения и существования того или иного объекта. Это понятие характеризует причинную зависимость между явлениями природы и общества. В понятии "фактор" отражается активная, действующая природа тех или иных явлений и процессов, их движущие силы. К объективным условиям относятся результаты деятельности людей, которые материализуются в производительных силах, производственных отношениях, социальной структуре общества, политической организации и т.д., то есть не только отношения экономические, но и вся система идеологических отношений, в которой сознание выступает одним из условий формирования. Субъективные условия характеризуют те предпосылки и обстоятельства, которые зависят от конкретно-исторического субъекта действия. Здесь важнейшую роль играют степень

    развития и состояние сознания социального субъекта, направляющие его деятельность, а также совокупность его духовных сил - субъективные качества субъекта деятельности.

    Однако не все объективные и субъективные предпосылки могут выступать в роли объективных и субъективных факторов. Таковыми будут только те явления объективных и субъективных условий человеческой деятельности, которые направляют ее, выступают активной движущей силой. Таким образом, объективный фактор - это те условия и обстоятельства, которые не зависят от конкретного социального субъекта и при взаимодействии с субъективным фактором направляют и определяют его деятельность. Субъективным фактором являются активные движущие силы конкретного социального субъекта, зависящие от него и направленные на изменение объективных условий.

    В отечественном обществознании существует неоднозначное понимание взаимоотношения между вышеперечисленными понятиями. Более общепризнанным является подход, согласно которому в процесс созревания социальной революции включаются не только определенные материальные предпосылки, но и элементы политической жизни, которые в совокупности образуют объективные условия. Последние играют определяющую роль, поскольку они обусловливают структуру и направление деятельности людей и реальные возможности для решения тех или иных задач. Субъективный фактор в развитии общества - это сознательная деятельность людей, классов, партий, творящих историю: это их организованность, воля и энергия, необходимые для решения определенных исторических задач.

    В то же время другие авторы подчеркивают, что при анализе общественных явлений с помощью категорий "объективные условия" и "субъективный фактор" не ставится и не решается вопрос об их первичности и вторичности. Эти категории выражают функциональную и причинную связь общественных явлений. "Объективная сторона исторического процесса - это объективные общественные условия, и прежде всего экономические, из которых люди исходят в своей конкретной деятельности и которые отражаются в их сознании, - пишет Б.А. Чагин, - Нации, классы, партии и отдельные индивиды исходят в своей социальной, политической, идеологической и т.д. деятельности из конкретных объективных отношений и условий" . По его мнению, субъективным фактором являются не только идеи, но и деятельность людей, причем, в это понятие включается понятие "общественное действие", за исключением трудовой, производственной деятельности.

    13 Чагин Б.А. Субъективный фактор Структура и закономерности. М., 1968. С. 31.

    Отдавая себе отчет в том, что никто не может претендовать на "истину в последней инстанции", тем более в таком сложном вопросе, отметим, что, если понятие "условия" обозначает предпосылки деятельности, то понятие "фактор" характеризует механизм движения общественных процессов. При этом в процессе деятельности функцию субъективного фактора выполняют не все, а лишь те элементы субъективных условий, которые необходимы субъекту для конкретного акта деятельности, а объективным фактором становится лишь та часть объективных условий, которая выступает активной действующей причиной во взаимодействии с субъективным фактором, определяет содержание деятельности и ее направление в рамках объективных законов, в которых совершаются социальные революции.

    "