Что такое дуальность человека. Когнитивная психология: теория дуального процесса мышления. Упрощенное моделирование полюсов

В 1890 году философ, психолог и основатель функционализма Уильям Джеймс (William James) предположил, что нам свойственны два типа мышления — интуитивное понимание и логическое рассуждение. При анализе информации первое — подсознательное, автоматическое, непроизвольное — значительно превосходит второе по скорости, но уступает ему во внимании к деталям и способности к обучению.

В дальнейшем идея, согласно которой один и тот же феномен может протекать двумя разными способами или как результат двух разных процессов, получила название «теория дуального процесса» (dual process theory ). В той или иной форме эта концепция нашла отражение в социальной, личностной, когнитивной и клинической психологии, а также была использована в теории принятия решений и поведенческой экономике.

Немного истории

Американский прагматик и функционалист, Джеймс в своей работе «Принципы психологии» рассматривает сознание человека как смену состояний или индивидуальный поток, в котором большую роль занимают эмоции и инстинкты, а также ассоциации.

Мысли и образы, согласно ученому, поступают в сознание из прошлого опыта, рождая абстрактные идеи и аналогии с настоящим. Такое ассоциативное знание, будучи репродуктивным, т. е. основанным на известной информации, отличается от истинно логического мышления, которое применяется человеком в принципиально новых ситуациях и чем-то похоже на обращение к карте для преодоления препятствий на местности.

Модель дуального процесса получила широкое распространение среди исследователей, занимающихся изучением явлений социальной и когнитивной психологии, например, формированием общественного мнения, стереотипами, выборочным вниманием, рабочей памятью и др. Так, разработанная в 1986 году Ричардом Петти (Richard E. Petty) и Джоном Качиоппо (John Cacioppo) модель вероятности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model ) описывает два различных пути возникновения суждений и связанных с ними решений.

Первый, или основной — это путь внимательного размышления над ситуацией, тщательного анализа имеющейся информации и сознательной аргументации. Человек прибегает к этому методу, когда уровень его компетенции и мотивации достаточно высок для построения обоснованных и правильных выводов. Второй, или обходной путь заключается в небрежной спекуляции о проблеме и навешивании ярлыков в результате незаинтересованности в вопросе или недостатка знаний.

Еще один вариант трактовки теории дуального процесса принадлежит профессору когнитивной психологии Плимутского университета Джонатану Эвансу (Jonathan Evans).

По его мнению, в мышлении людей можно выделить два процесса — эвристический и аналитический: один служит для отбора информации, релевантной текущей ситуации, а второй — для формирования суждений на ее основе. Вся остальная, «неудобная» информация при этом отсеивается сознанием на первом этапе и не допускается к анализу.

Дуальное мышление и рациональность

Вообще, интерпретация идеи Джеймса и непосредственное обозначение двух умственных процессов как интуитивное понимание (intuitive understanding ) и логическое рассуждение (logical reasoning ) принадлежат израильско-американскому психологу и основателю учения о поведенческой экономике Даниэлю Канеману (Daniel Kahneman).

Канеман, по аналогии с ассоциативным мышлением Джеймса определил понимание как быстрое, подсознательное, непроизвольное умозаключение, часто эмоционального характера, которое базируется на прошлом опыте и привычках, а значит трудно поддается корректировке или влиянию. В противовес ему он приводит рассуждение: медленный, последовательный и намного более гибкий процесс, находящийся под контролем сознания и отвечающий за формирование рациональных мнений и отношений.

Даниэль Канеман на конференции Digital-Life-Design в Мюнхене.

Для подтверждения гипотезы, что понимание — это бессознательный акт, которым практически невозможно управлять, он приводит так называемый «мысленный эксперимент»: вы можете запретить себе думать о чем-либо, но заставить себя прекратить понимать, например, родную речь — намного сложнее.

В процессе анализа и обработки информации человек использует обе системы мышления. При этом роль рационального суждения серьезно переоценивается людьми: лишь малая часть воспринимаемой информации доходит до сознательного анализа, а остальные сведения так и остаются невостребованными.

Такая «слепота» связана с ограниченностью индивидуального прошлого опыта, а также с тем, в какой степени новые данные соотносятся с психической, или ментальной моделью (mental model) конкретного человека, например, его профессией или общими знаниями.

По сути, среди всех мыслительных процессов, происходящих в человеческом мозгу, контролируемое думание — это только верхушка айсберга, но так как бессознательное скрыто от нашего понимания и с трудом поддается изучению, именно логическое, рациональное мышление кажется нам определяющим несмотря на то, что в жизни люди ведут себя очень непоследовательно.

Особое внимание Канеман уделял формированию суждений и принятию людьми решений в условиях неопределенности, за что совместно с В. Смитом был удостоен Нобелевской премии по экономике в 2002 году. Им была разработана теория перспектив (prospect theory ), в которой он проиллюстрировал, что суждение о положительном исходе некоторого выбора делается человеком на основе субъективного мнения о его правильности или полезности, без учета реальных фактов.

Данная склонность людей преувеличивать личные потери и недооценивать вероятно выгодные перспективы лежит в основе таких непоследовательных с точки зрения экономики явлений человеческой психики как « » (endowment effect ), «статус-кво отклонение» (status quo bias ), неравная оценка рисков при заключении пари, различные азартные игры и т. д.

Похожие теории

В 2004 году двое немецких ученых — Фриц Штрак (Fritz Strack) и Роланд Дойч (Roland Deutsch) — выделили два вида мышления, названные ими рефлективной и импульсивной системами, отличие которых состоит в опоре при принятии решений на разные вещи — знания и точные сведения или на готовые схемы, т. е. фактически без размышления.

Рон Сан (Ron Sun), профессор когнитивных наук Политехнического института Ренсселера, предложил модель дуального обучения CLARION. Главная идея данной концепции состоит в том, что в ходе познавательной деятельности человек впитывает знания на двух взаимосвязанных уровнях: внешнем (explicit learning ), когда происходит быстрое, первичное усвоение нового материала, и внутреннем (implicit learning ) — через постепенное закрепление полученной информации.

Немного иной подход в отношении обработки данных развивался канадским психологом Алланом Пайвиво (Allan Paivio). Он разработал теорию двойного кодирования (dual coding theory ), в соответствии с которой процесс познания происходит с использованием двух независимых, но скоординированных систем — вербального и невербального восприятия.

Вербальная и невербальная информация создают различные «коды»: визуальный, отвечающий за задачи пространственного характера, и словесный, опирающийся на язык и абстрактную символику.

Основная гипотеза ученого заключается в том, что невербальная система имела более раннее развитие в эволюции, и в связи с этим зрительные образы и изображения намного эффективнее обрабатываются мозгом и откладываются в памяти. Поэтому в процессе обучения целесообразно использовать оба типа информации, чтобы увеличить запоминание пройденного материала.

Система 1 и Система 2

Несмотря на все многообразие теорий, суть дуального процесса сводится к тому, что в человеческом мозгу имеют место два отличных, но взаимосвязанных вида мышления, две когнитивные системы рассуждения, которые в ходе эволюции развивались раздельно, так как отвечали за принципиально разные задачи.

Эти системы все чаще разделяются учеными не по сознательному фактору, а по функциональной направленности. В итоге, все характеристики обеих функций мышления было принято объединить под собирательными терминами Система 1 и Система 2, предложенными авторами Становичем и Вестом в статье «Индивидуальные различия в мышлении: последствия для дискуссии о рациональности?» (Stanovich, K E., West, R F. «Individual difference in reasoning: implications for the rationality debate?», 2000 )

Приведенная ниже таблица иллюстрирует основные отличия двух систем:

Система 1 Система 2
Бессознательное мышление Сознательное мышление
Скрытое Явное
Автоматическое Контролируемое
Небольшие усилия Значительные усилия
Большая вместимость Малая вместимость
Быстрое Медленное
Процесс по умолчанию Подавляющее действие
Ассоциативное Основанное на правилах
В рамках контекста Абстрактное
Узкое Широкое
Эволюционно старое Эволюционно новое
Невербальное Вербальное
Понимание, восприятие, ориентация Следование правилам, сравнение, взвешивание вариантов
Шаблонное Гибкое, изменчивое
Независимо от рабочей памяти Ограничено объемом рабочей памяти
Нелогичное Логичное
Параллельное Последовательное

Автоматизм процесса мышления

Непроизвольный, скрытый характер работы первой системы был подробно рассмотрен психологом Джоном Баргом (John Bargh), исследовавшим роль автоматизма и бессознательной обработки социальной информации при лаборатории Йельского университета.

Психический процесс, по мнению ученого, может быть назван термином «автоматический», только если он не выполняет ни одно из следующих условий:

  1. Осведомленность (awareness ), т. е. человек не отдает себе отчета о происходящем в его собственном сознании. Это бывает по трем причинам — вы не распознаете наличие стимула (подкорковое восприятие); не знаете, как этот стимул воспринимается или интерпретируется вашим сознанием (активация стереотипного мышления); не видите, как стимул влияет на ваши суждения или действия (ложная атрибуция).
  2. Целенаправленность (intentionality ), т. е. ментальный процесс начался без какого-либо сознательного намерения или желания.
  3. Управляемост ь (controllability ), т. е. человек не способен остановить процесс до его полного завершения.

Еще одна характеристика автоматической системы — это высокая эффективность (efficiency ) за счет низкого потребления ресурсов: для проведения автоматического анализа не требуется никаких когнитивных усилий, все совершается как бы само собой.

Именно поэтому теория дуального процесса также внесла значительный вклад в такие разделы социальной психологии как стереотипизация, категоризация и социальное суждение.

Дело в том, что непроизвольная, автоматическая природа одной стороны мышления имеет очень большое влияние на восприятие человеком других людей. Мы часто используем воспринимаемую нами информацию о внешности, возрасте, гендере, национальности или социальной роли окружающих для неосознанного разделения их на группы или категории и приписыванию им характерных черт — стереотипов.

Такая категоризация позволяет нам составлять мнение о других, не прилагая к этому значительных усилий: активация готовых паттернов социального отношения происходит без участия сознания. Единственный способ избежать стереотипного реагирования — это контролируемый когнитивный процесс, когда человек проявляет достаточно воли и желания для объективной оценки других людей.

Решение задач и бессознательное

UTT, или теория бессознательной мысли (Unconscious thought theory ), утверждающая, что наш мозг способен выполнять сложные мыслительные задачи без участия сознания и делает это даже лучше, чем под его контролем, была предложена голландскими учеными Апом Декстерхаусом (Ap Dijksterhuis) и Лораном Нордреном (Loran Nordgren) в 2006 году.

Согласно их концепции, осознанное размышление над проблемой (CT, conscious though t) эффективно только в тех случаях, когда в задаче содержится меньшее количество переменных или ее решение сводится к простейшим логическим операциям. В более важных вопросах, по мнению авторов, ответ всегда «всплывает» из подсознания, т. е. человек сам не понимает, как именно происходит его мыслительный процесс.

Это породило идею о том, что бессознательное превосходит сознание по своей значимости в процессе мышления, и учеными было выделено 6 принципов, отделяющих одно от другого:

1. Принцип бессознательной мысли

Этот принцип признает существование двух различных типов мышления: осознаваемого и не осознаваемого. Первый имеет место, когда «когнитивный или аффективный процесс направлен на объект или задачу, находящиеся в центре внимания», тогда как во втором случае объект или задача выходят за пределы фокуса размышляющего.

2. Принцип вместимости

Согласно утверждению когнитивного психолога Джорджа Миллера, человек не может хранить в своей рабочей памяти более, чем 7 +/- 2 элемента информации, а на бессознательное данное правило не распространяется.

3. Принцип «сверху вниз» vs «снизу вверх»

Из-за ограниченной вместимости рабочей памяти сознание вынуждено обрабатывать информацию системно — при помощи определений и схем, в то время как ничем не стесненное подсознательное впитывает данные целиком, после чего «выдает» готовое решение.

4. Принцип весомости

Бессознательное мышление эффективнее сознательного в более важных и сложных вопросах, так как люди принимают лучшие решения, когда они не слишком зацикливаются на взвешивании всех за и против, а немного отвлекаются от поставленной задачи.

5. Принцип правила

Тот факт, что при принятии решений сознание использует строгие формальные правила, а подсознание — это ассоциативный процесс, не исключает, что подсознательно найденный ответ не будет соответствовать законам логики. Внешне они даже бывают совершенно неотличимы.

6. Принцип сближения, или конвергенции

Этот принцип хорошо знаком лауреатам Нобелевских премий и деятелям искусства. На вопрос о том, в чем заключается секрет их гениальности, многие из них они отвечают, что им было достаточно понять суть проблемы и забыть о ней, как через какое время что-то подсказывало им правильное решение. Такое сотрудничество особенно заметно в экстремальных ситуациях: там, где сознательная мысль заходит в тупик, вступает в силу могучее бессознательное.

Как это использовать в бизнесе?

Описанная теория находит свое отражение и в поведенческой экономике, так как двойственный характер мышления оказывает серьезное влияние на принятие людьми экономических решений.

Решение о покупке принимается с участием как непроизвольных, так и контролируемых ментальных процессов, но в зависимости от человека или ситуации, конечный вывод может отличаться. В связи с этим, нужно твердо представлять, к какой именно стороне мышления вы обращаетесь.

В качестве примера можно привести ситуацию, в которой продукт опирается либо на рациональное, эгоистическое поведение, либо на социальный мотив. Для разных людей каждый из этих стимулов окажется привлекательнее другого, причем данное предпочтение будет составлять автоматическую, импульсивную сторону их психики.

Однако, это не означает, что первоначальный выбор не может быть изменен: под контролем сознания, при воздействии дополнительных факторов — социального давления или денежной выгоды — человек может передумать и поступить «несвойственным» ему образом. Подобное разнообразие в покупательском поведении людей, в отличие от стандартного представления о различии вкусов и интересов, теория дуальности объясняет тем, какая именно сторона мышления была задействована при принятии решения.

Научные и духовные течения сходятся к тому, что дуальность мира мнима. Мир един, так как он произошел из единого начала. Это начало — точка отсчета, в которой пространство и время слиты в одно. Эта точка – ноль, зародыш, в котором существуют в потенции все варианты развития вселенной.

В Теории Большого Взрыва первоисток вселенной называют«точкой сингулярности». Это момент покоя, когда две дуальности: материя и энергия еще не начали своего взаимодействия.

В эзотерической системе этому состоянию космоса соответствует Сефира «Кетер» — корона. Кетер — это чистое существование, изначальный свет Сознания Творца.

Дуальности мира и Сознание Творца

В Сознании Творца все едино, но жизнь и течение времени начинается с разделения, когда Высшее Сознание отделяет свое бытие от небытия. Творец провозглашает о своем существовании и начинает процесс сотворения. Из точки сингулярности в один миг изливается вся энергия и материя космоса.

Каждая физическая форма мира материальной природы: атом, космическое тело или человек — есть результат взаимодействия дуальностей: энергии и материи. Потому, когда дуальность мира называют иллюзией, это так и не так. С уровня Высшего Сознания Кетер, весь мир — иллюзия. Но с уровня сознания человека, материальный мир дуальностей реален, а состояние Кетер — непостижимая Истина. Считается, что тот, кто полностью познает Кетер, тот потеряет свое физическое тело и покинет дуальный мир, растворившись в единстве с Творцом.

Состояние слияния с Творцом называют пассивным существованием. Это подобно тихому осознанию своего бытия, достигаемого при медитации.

Активное взаимодействие и развитие невозможно без существования неравномерности, которую создают дуальные пары. Потому, дуальности, проистекающие из Единого, вместе с Единым формируют Триединый мир. Пара противоположностей и объединяющий центр – вот, что в действительности лежит в основе любой системы. При этом, только Сознание может направить энергию в русло созидания. А до этого момента существует только темная мертвая материя и свет, который – есть та же тьма, если ему не от чего отразиться.

Дуальность человеческого восприятия

Подобно тому, как из одной точки появляется целая Вселенная, так и сознание человека однажды загорается, рассеивая тьму его отсутствия. Момент, в который человек отделяет свое сознание от мира внешнего, он отделяет тонкое от плотного, небо от земли.

Человеческий разум по своей природе делит мир на дуальности. Так происходит процесс познания: разделяя явление мира на дуальные пары, человек вновь соединяет их внутри своего сознания, формируя собственную картину мира. Таким образом объективный мир субъективно отражается в сознании каждого из нас.

Чем ближе картина мира к истине, тем выше уровень эволюции сознания и тем ближе сознание к изначальному Единству. Чем ближе картина мира к крайностям, тем сильнее сознание погружено в одну из дуальностей, и тем сознание дальше от Истины.

Категоричное оценочное мышление — это уход ума в дуальности. Любая оценка: плохо или хорошо, правильно или неправильно — носит субъективный характер. Проработкой дуальности будет осознание сути явления с позиции обоих сторон. Например, препятствие — это не только зло, которое тормозит движение. Препятствие — это еще и возможность стать сильнее, мудрее и опытнее.

Эволюция сознания

Путь от дуальностей к единству — это извечный путь эволюции сознания. И человек — первая осознанная суть на этом пути. Первая, но не единственная. Достигая пика эволюции в человеческом теле, сознание переходит в другую форму существования. С уровня физического мира эти формы жизни могут выглядеть как небесные тела: спутники, планеты и звезды.

Пиком развития Сознания является достижение уровня Архонта или Творца. В космосе такое событие знаменуется взрывом Сверхновой Звезды. Взрыв Сверхновой — это момент слияния всех дуальных пар в Единстве Высшего Разума. Это момент достижения и момент рождения новой параллельной Вселенной.

Вывод

Разделение — метод познания ума. Соответсвенно, дуальность мира существует лишь на уровне логического мышления. С уровня бессмертной души, дуальность мира мнима, поскольку бессмертная душа живет в вечности -за пределами первичных дуальностей: пространства и времени.

Дуальность (двойственность, дихотомия) – это пара противоположностей (полярностей, полюсов) в уме человека. Например, добро и зло, любовь и ненависть, хорошо и плохо. Дуальностей огромное количество, и у каждого свой набор. Есть более общие и абстрактные, как те, что я перечислил (они актуальны для большинства людей), и более индивидуальные, конкретизированные, которые для одного весьма актуальны, а для другого вообще не имеют значения.

Все дуальности существуют исключительно в уме человека. Один полюс дуальности противоположен другому (дополняет его, уравновешивает) – но только в уме человека.

Весь ум (включая подсознание) построен на базе дуальностей. Любое понятие в уме человека имеет свою противоположность. Часто это выражается просто с помощью отрицания. Например «купить газету – не купить газету», «выйти замуж – не выйти замуж», «горячее – не горячее». Последняя дуальность демонстрирует, что конкретное понятие может иметь несколько противоположных. То есть «горячее» имеет уже две противоположности: «не горячее» и «холодное». Кто-то согласится с этим, кто-то нет – потому что у каждого свой набор дуальностей, с которыми человек согласился в процессе жизни.

Следует понимать, что если какая-либо дуальность для вас реальна или актуальна, то это потому, что когда-то вы ее сами создали, либо согласились с ней (согласились, что она имеет место). Согласиться с дуальностью означает создать ее для себя. Это тоже ваше творение, даже если вас принудили или убедили ее создать. Поэтому никогда не забывайте, что творец дуальностей – вы сами. Это ускорит работу. Когда вы прорабатываете дуальность, вы выходите за пределы дуального ума.

Все, что существует в уме (и подсознании), держится там исключительно за счет существования дуальностей. Дуальности – это основа, на которой наслаивается опыт. Так устроен ум (далее под словом ум я также буду подразумевать и подсознание, потому что оно тоже построено на дуальностях).

Работая с крайними точками дуальности (с полярностями), вы затрагиваете весь материал, находящийся между ними! Это наиболее эффективно. Менее эффективно (но оправданно в некоторых случаях) – работать с единичными эпизодами из жизни.

АКТУАЛЬНЫЕ ДУАЛЬНОСТИ

Актуальная дуальность – это дуальность, которая вас беспокоит или интересует. Люди, как правило, не видят это как дуальность, потому что человека интересует обычно только один полюс дуальности. Например, человек хочет стать свободным (от чего-либо) и, соответственно, для него актуальна полярность «быть свободным». Он это понимает. Но он не видит обратную сторону дуальности (которую создает неосознанно) – «быть несвободным». Ведь для того, чтобы двигаться к свободе, нужен полюс, от которого, собственно, надо двигаться. Он создается автоматически (подсознательно); и чем сильнее человек хочет свободы, тем больше он делает себя (подсознательно) несвободным. Иначе он не смог бы двигаться к противоположному полюсу. Заряд (напряжение, негатив) между полюсами нарастает, и влияние дуальности на сознание усиливается, подавляя здравый смысл, от чего впоследствии и страдает человек. (На этом, кстати, наживаются различные религии, организации, секты и т.д.) Таким образом, в данном примере, для человека является актуальной дуальность «быть свободным – быть несвободным».

Прорабатывать надо оба полюса. Работать только с одним полюсом – менее эффективно, потому что вы не затрагиваете обе крайние точки, на которых все держится. Необработанный полюс удерживает свою противоположность.

Вы не сможете убрать только один полюс, оставив другой, потому что они удерживают друг друга. Поэтому, прорабатывая один полюс, прорабатывайте и противоположный.

В приведенных техниках работа с полюсами проводится, как правило, поочередно: 1,2,1,2 и т.д. Такая работа с полюсами дает более сильный эффект, чем проработка полюсов по отдельности. Это обусловлено тем, что вы постоянно меняете точки проработки (свою позицию), и не погружаетесь во что-то одно. Это дает больше пространства для видения ситуации, и выход за пределы ума происходит быстрее.

Когда материал, находившийся между полярностями, стерт (разряжен), дуальность исчезает. Она перестает быть для вас значимой. На уровне понимания оба полюса, конечно же, остаются, и аналитически вы можете отличить одно от другого, но теперь уже нет материала, который ранее был между полюсами и негативно влиял на вас.

Трудность в том, что все дуальности взаимосвязаны (ассоциированы) друг с другом. Это затягивает обработку конкретной дуальности, потому что будут активизироваться «близлежащие» дуальности. Но, в конце концов, это не страшно, так как эти близлежащие тоже высвобождают немного заряда (негатива, напряжения), и в будущем с ними будет легче работать.

Так что начало работы с дуальностями может оказаться немного неприятным и долгим – будет всплывать много разного материала, не очень относящегося к прорабатываемой дуальности. Это могут быть неприятные эмоции, мысли, картинки, целые эпизоды жизни и т.д. Этого следует ожидать, и никто не говорит, что всегда будет легко. И чтобы окончательно выйти за пределы дуального ума, через все это нужно будет пройти.

Я повторюсь. Работая с дуальностями, следует ожидать появления неприятного материала любого рода – он будет всплывать. Попадая в область вашего сознания, он разряжается (стирается, исчезает) и перестает на вас влиять, явно или неявно. Эффект освобождения от всего этого накапливается, и чем дальше вы пойдете, тем легче будет. Начальный этап дается труднее всего. Слабаки отсеются сразу же и пойдут заниматься чем-то более приятным и бесполезным. Что ж, так и должно быть. Этот путь не для всех.

Зевота, сонливость, затуманенность сознания – это признаки выхода негативного материала на сознательный уровень. Сам материал не всегда распознается как конкретные случаи из прошлого, но этого и не требуется. Могут быть просто ощущения, например тяжесть или дискомфорт в теле, могут быть неприятные эмоции, мысли и т.д.

Будут также приятные ощущения, возникающие, как правило, в конце проработки конкретной дуальности. Они могут сохраняться длительное время или не очень. Это зависит от различных факторов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ожидаемый результат от проработки дуальности – вы больше не чувствуете никакого напряжения, когда рассматриваете дуальность, любой из ее полюсов. Есть спокойствие, легкость и расслабленность. В идеале – вы можете удерживать вниманием оба полюса одновременно, без дискомфорта или предпочтения в данный момент какого-либо из них (однако поначалу такое бывает не всегда). Часто, но не всегда, в конце проработки дуальности возникает смех (как один из показателей разрядки негатива). Могут быть различные другие приятные ощущения и эмоции, например, радость, прилив сил, чувство освобождения, пустоты (там, где раньше чувствовалась проблема) и т.д. Также может возникнуть новое понимание ситуации или решение проблемы. После достижения ожидаемого результата следует закончить работу с проработанной дуальностью.

Правило: ВСЕГДА РАБОТАЙТЕ ТОЛЬКО С АКТУАЛЬНЫМИ ДУАЛЬНОСТЯМИ.

Как найти свои актуальные дуальности. Для этого достаточно ответить себе на ряд вопросов типа:

Что для меня важно?

Чего я хочу?

Чего я боюсь?

Что меня беспокоит?

Что я хочу изменить в своей жизни?

Что я думаю о себе?

Что я думаю о других? (о любом человеке или группах, организациях и т.д.)

Что я думаю о собственной жизни? (и жизни других людей, если вам это важно)

Что я думаю о прошлом?

Отвечая на конкретный вопрос, вы найдете один полюс. Другой, противоположный (противостоящий), надо будет подобрать, чтобы получить дуальность целиком. Оба полюса дуальности должны быть актуальны, должны "цеплять", вызывать реакцию! Реакцией можно назвать любую разновидность НЕ-принятия как есть.

Пример нахождения дуальности. Допустим, на вопрос «чего я хочу?», я нахожу ответ «иметь свой бизнес». Таким образом, «я хочу иметь свой бизнес» - это половина моей актуальной дуальности. Теперь надо найти вторую половину, противоположную, противостоящую. Часто она образуется за счет отрицания, с помощью частицы «не». В итоге я получаю готовую дуальность «я хочу иметь свой бизнес – я не хочу иметь свой бизнес». Прежде чем запускать ее в работу, нужно убедиться, что дуальность сформулирована наиболее правильно. Возможно, правильнее будет так: «я намерен иметь свой бизнес – я намерен не иметь свой бизнес», или так: «я должен начать свой бизнес – я не должен начинать свой бизнес». Смысловые оттенки разные, поэтому и выбрать нужно наиболее соответствующий. Следите за тем, чтобы второй полюс был абсолютно противоположен первому. «Я хочу иметь свой бизнес – я не очень хочу иметь свой бизнес» - это неправильная формулировка, т.к. второй полюс не является полностью противоположным (он где-то между крайними точками). Неправильно сформулированная дуальность даст меньше результатов, или вообще не даст.

Все, что для вас актуально, может быть сформулировано в виде дуальности и проработано.

Отвечая на приведенные вопросы, вы найдете множество своих убеждений. Любое убеждение или суждение имеет свою противоположность, образуя дуальность, и прорабатывается как любая другая дуальность. Вы не сможете полностью разделаться с убеждением, не затрагивая его противоположность.

СПИСОК ДУАЛЬНОСТЕЙ

Итак, ответив себе на вопросы и письменно составив список ваших дуальностей (очень рекомендую), выберите то, что наиболее актуально (беспокоит или интересует), и начните работу с этим. Со временем список будет пополняться новыми дуальностями, а старые, проработанные, будут вычеркиваться. Каждый раз выбирайте наиболее актуальную дуальность, и работайте с ней.

Само по себе составление и пополнение списка имеет терапевтический эффект, так как позволяет увидеть картину как набор дуальностей, а не отдельных полюсов. Вы сразу же почувствуете разницу, и это будет полезно. Кроме того, этот список останется в вашем уме; и в жизни, когда вы будете иметь дело с каким-либо полюсом из списка, вы будете также видеть и противоположный полюс, что немного удержит от погружения (интроверсии) в один из них.

Для нахождения своих актуальных дуальностей можно использовать готовые списки дуальностей, которые есть в различных практиках. Иногда это бывает полезно. Однако помните, что работать нужно только с тем, что для вас актуально, а не со всем подряд. Нет смысла прорабатывать чьи-то нескончаемые списки дуальностей, а тем более в той последовательности, как, якобы, «положено». Все люди разные, и единственно правильных списков просто не бывает. Подробнее об актуальных дуальностях.

ПРАКТИКА

См. правила в разделе ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ и главу Принять КАК ЕСТЬ.

А здесь я приведу парочку эффективных техник (упражнений, процессов), с успехом опробованных на себе и других. Их достаточно для целей первого уровня. Они полностью адаптированы для самостоятельного применения, и сравнительно быстро выводят сознание за пределы дуального ума.

Для проработки каждой дуальности нужно будет выбирать наиболее подходящую технику. Если вам кажется, что конкретная дуальность может быть проработана любой техникой, выбирайте любую. У каждой техники есть свои плюсы и свои минусы. Разберетесь.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ

Суть заключается в поочередном создании и удержании вниманием полюсов.

1. Создай идею, что ________ (полюс 1) и удерживай ее.

2. Создай идею, что ________ (полюс 2) и удерживай ее.

«Создать идею» означает сделать эту идею существующей или подумать эту мысль. Желательно удерживать ее хотя бы несколько секунд, что поначалу может оказаться весьма затруднительным занятием – поскольку будет всплывать материал из прошлого, связанный каким-либо образом с удерживаемым полюсом. К концу проработки дуальности удерживать полюса станет легко, без неприятных ощущений – ничего всплывать уже не будет.

Удерживая идею, старайтесь прочувствовать ее максимально!

Делаем поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д., принимая КАК ЕСТЬ любой вываливающийся из ума мусор, и продолжаем до конечного результата.

Это очень простая техника для проработки дуальностей, но вместе с тем довольно мощная. В своей практике я часто ее использовал, и всегда с хорошим результатом. Для большинства дуальностей она подходит идеально.

Примеры дуальностей:

1. Создай идею, что ты причина всего в своей жизни.

2. Создай идею, что ты следствие всего в своей жизни.

1. Создай идею, что ты особенный.

2. Создай идею, что ты такой же, как все.

1. Создай идею, что судьба есть.

2. Создай идею, что судьбы нет.

Примечание. Старайтесь при создании идеи наделять ее абсолютной уверенностью, насколько это для вас возможно, - это более эффективно. То есть, к примеру, если вы создаете мысль «судьба есть», то пусть эта мысль звучит уверенно, безо всяких сомнений. Затем так же уверенно «судьбы нет».

Вы прорабатываете первый полюс, затем второй, снова первый, снова второй, и так до конечного результата.

УПРОЩЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ

(Для тех, кому очень трудно дается вышеприведенный вариант)

1. Создай идею, что ________ (полюс 1).

2. Создай идею, что ________ (полюс 2).

Просто поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д. Не нужно удерживать идею, не нужно стараться прочувствовать ее. Вы создаете одну мысль, затем сразу же другую и так продолжаете до тех пор, пока это не станет намного легче.

Затем нужно вернуться к первоначальному варианту и поработать с дуальностями как следует.

ОПИСАНИЕ ПОЛЮСОВ

Берем лист бумаги, делим вертикальной линией надвое. Сверху в первой колонке пишем один полюс, во второй другой. Проводим горизонтальную черту под ними.

Ниже под каждым полюсом, описываем его – максимально подробно. Как будто вы пытаетесь объяснить ребенку, что означает каждая полярность, какое значение имеет для вас. Насколько это важно, замечательно, грандиозно, отвратительно или нежелательно и т.д.

Проводим еще одну горизонтальную черту под описанием полюсов.

Далее под каждым полюсом пишем абсолютно все, что у вас с ним связано: эмоции, мысли, планы, решения, ожидания, неожиданности, цели, удачи, неудачи, переживания, людей, осознания и т.д. Как правило, поначалу материал всплывает сам, только бери и пиши. Не нужно ничего фильтровать, никто этого читать не будет. Задача в том, чтобы исчерпать ВСЁ, что связано с каждым полюсом.

Старайтесь по возможности заполнять обе колонки равномерно. Делайте до конечного результата. Исчерпав материал, листы можно уничтожить.

Так что же такое личность человека и как она устроена? Личность подобно программе устанавливается в компьютер, которым является ум человека. Мы называем его обусловленный ум, так как он обусловлен дуальностью, и принцип его действия базируется на разделении противоположных понятий.

Имеет две сферы, отделенные друг от друга. Это сознание и подсознание. Такое разделение человеческого ума на две противоположные сферы порождает дуальность формируемой в нём личности. То есть личность человека тоже дуальна и имеет две противоположные стороны. Мы называем эти две ее стороны двумя режиссерами, которые ставят спектакль жизни человека на сцене Земля.

Оба режиссера имеют одинаковые возможности и силу, но действуют, исходя из противоположных тенденций. Именно они воплощают замысел программы, содержащийся в личности человека. Но этот замысел реализуется так, что сама личность его полностью не понимает, так как сознаёт только его половину, которой занимается сознательный режиссер. Подсознательный режиссер действует так, что личность воспринимает его влияние как сопротивление, опасность, насилие, вред, зло, негатив…

Таким образом, тенденции сознательного и подсознательного режиссеров диаметрально противоположны. Именно они создают дуальность, противоречивость, парадоксальность, конфликтность и драматизм уроков человеческой жизни.

Дуальность - это основное условие земных уроков человека

Дуальность - это основное и главное условие земных уроков человека. При этом практическое знание о законе и механизмах дуального восприятия скрыто от человека «завесой сна» его сознания. Так происходит потому, что понимание закона дуального восприятия сразу дало бы готовые ответы на любые уроки и задачи, за решением которых МЫ воплощаемся в реальность Разделенности. Поэтому неосознанная Игра в Разделенность стала бы невозможной.

Но есть и следующее качество этой игры. Это осознанная игра в Разделенность. Переход к этой стадии игры теперь становится возможным благодаря появлению Знания о дуальном восприятии.

До настоящего времени это Знание было не доступно пониманию человечества. Но теперь оно открыто и является достоянием всех людей. При этом далеко не все люди готовы с ним встретиться, в силу имеющихся у них запросов на получение земного опыта. При запросе на механическое получение земного опыта человек просто следует своей личностной программе, но саму программу, то есть свою личность, он целостно не видит, не осознаёт.

Другой причиной, затрудняющей или делающей невозможным понимание этого Знания, является жесткая и односторонняя настройка восприятия личности человека, блокирующая любую информацию, не соответствующую ее взглядам. Понять наше Знание вы сможете только через осознание и трансформацию собственной личности, то есть через его практическое применение и проживание на самом себе.

Именно дуальное восприятие человека породило идею добра и зла, Бога и Дьявола. Опыт Разделенности - это проживание постоянной борьбы добра и зла, правильного и ложного, хорошего и плохого, успеха и неудачи, позитивного и негативного… И эта борьба происходит во внутреннем мире каждого человека, а во внешнем мире мы видим лишь ее отражения.

Устранить войны во внешнем мире Человечество сможет только через революцию собственного самоосознания, которая будет происходить во внутреннем мире каждого человека. Это переход от состояния борьбы к состоянию партнерства противоположных сторон или частей личности человека. И такая революция возможна только через Новое Знание о дуальном восприятии личности человека.

Как формируется и работает программа нашей личности?

Мы показали вам общую схему дуального устройства ума, на базе которого формируется и кристаллизуется личность каждого человека. Но каким же образом происходит формирование личности и как она работает?

В зависимости от заявки на опыт, который вы намереваетесь получить в конкретном воплощении на Земле, выбирается время, место и условия вашего рождения. Именно они создают необходимый для вашего запроса контекст получения жизненного опыта. Социальные условия и выбранные вами родители оказывают наибольшее влияние на формирование вашей личности.

Именно ваши родители или те люди, которые занимались вашим воспитанием, в малом возрасте провели закладку программы вашей личности. Как правило, это ваши мать и отец. Причем каждый из них передал вам только свою часть дуальной программы вашей личности. Поэтому вам надо осознать и принять эти противоположные части в самом себе.

Отец и мать находятся в каждом человеке как дуальные части программы его личности. Их конфликты и проблемы стали вашими. И теперь только вы имеете возможность решить их или продолжать мучиться от их непонимания, передавая такое же состояние своим детям.

Рассмотрим, как функционирует личность. Личность человека описывают как набор качеств, причем эти качества противоположны. Другими словами они дуальны, например, умный-глупый, жестокий-добродушный, сильный-слабый и так далее. Такие пары противоположных качеств показывают дуальную шкалу определенного качества, обозначенную противоположными понятиями.

Определяя свою личность, человек называет какие-то из подобных качеств, при этом выбирая только одну их сторону. Считая себя, например, аккуратным, он будет отрицать наличие в себе противоположного по знаку качества. В данном случае неаккуратности. При этом он будет отмечать ее в других людях и раздражаться по этому поводу.

Так как личность не осознаёт свою дуальность , она не способна видеть себя целиком, то есть целостно. Ее восприятие себя, других людей и мира одностороннее. В этом и заключается главная причина «сна» человеческого сознания, необходимого ему для получения опыта Разделенности.

Односторонняя настройка восприятия личности

Каковы следствия такой односторонней настройки восприятия личности человека? Их можно описать как набор основных принципов и механизмов человеческого восприятия и реагирования. Рассмотрим их.

Личность борется сама с собой, считая при этом, что борется с внешним миром

Личность, представляя собой структуру дуальных качеств или набор дуальных частей, идентифицирует или отождествляет себя только с одной стороной этих дуальностей, а противоположную сторону себя проецирует на внешний мир и борется с ней. Поэтому она находится в хронической борьбе сама с собой, считая при этом, что борется с другими людьми или жизненными обстоятельствами. Так реализуется программа личностного выживания.

по материалам из книги: Пинт Александр - "Кто ты".

Дуальность – это проявление двойственности в мире. Вся наша реальность соткана из противоречий. Вспомните известное выражение о стакане полу-пустом/полу-полном. Оно, как нельзя лучше характеризует дуальность взглядов людей на окружающий мир. Даже скрыты противоречия, порой разрывающие его не только пополам, но и на части…

Дуальность миро восприятия в каждом из нас

Как часто бывает – мы в стоим перед выбором. Причём, выбор приходится делать чуть ли не ежеминутно. Но незначительные события, действия, решения мы автоматически, даже не замечая этого, не заостряя на этом внимания. Так происходит потому, что мелкие противоречия не терзают нас. Что съесть, яблоко или грушу, присесть или полежать во время отдыха?… и т.д. Немного сложнее становится, когда дело доходит до более серьёзных вещей – куда поехать в отпуск, с кем завести дружбу, какой дорогой добираться до работы. Но и с этим выбором мы справляемся довольно легко.
К выбору профессии, или мы относимся куда более осторожно и ответственно. И вот тут очень часто нас поджидают разного рода казусы. Если поддавшись влиянию близких людей или общества, мы с течением времени понимаем о совершённой ошибке, мозг начинает сверлить сожаление, обида … то есть червоточина, отравляющая полноценную жизнь. Но если смысл в таком раскладе? Может проще или принять всё как есть, выделив положительные стороны сложившихся обстоятельств, или изменить принятое в прошлом решение на новое. Оба варианта ведут к выходу из противоречия.
Чем больше человек чего-то хочет, тем дальше оно от него «убегает». И он даже не догадывается, что своим «хотением» порождает в себе полюсность желаний, или другими словами – дуальность . Все дуальности (противоположности) создаются только в уме человека. Дождь, к примеру, не может быть плохим или хорошим событием, он просто есть и всё. Или змея – может укусить человека, или съесть грызуна. Так «плохая» она или «хорошая»? И так во всём. Оценивая какое-то явление или предмет, мы примеряем его по к нам самим. И если я боюсь пауков, это обстоятельство не делает их врагами природы.

Разделение людей на оптимистов и пессимистов

«Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности»

Во все времена среди людей находились такие, кто не боялся бросить вызов судьбе, тогда как большинство превращалось в серую массу, с осторожностью и опаской взирая на первых. Это разделение видно и сейчас. Одни бесконечно пророчат нам конец света, ссылаясь на разложение общества и глобальные катастрофы. Другие спокойно вещают о всё большем проникновении в массы тайных знаний, позволяющих раскрывать законы природы, глубже проникать в психику людей, и прежде всего – . Ведь невозможно изменить другого без его на то согласия (исключения составляют кратковременные противозаконные действия мошенников, но эти случаи не входят в разряд высокоморальных). Поэтому начинать лучше, прежде всего с себя. Возможностей для этого предостаточно. Взять хотя бы понятие «человек». Все согласятся, что человек – это его тело. Да, именно руки, ноги, туловище и голова. Оно даётся нам с рождения и до самой смерти, одно-единственное. Оно – наш своеобразный дом. С его помощью мы познаём материальный мир. А как мы с ним обращаемся? Любим, холим, тренируем? Или закармливаем, травим, культивируем лень?…
Но наше тело – это ещё не весь человек. У него ещё есть Сознание и Подсознание. Вот как раз об этих составляющих, под разными названиями, мы узнали сравнительно недавно. И тут поле деятельности для изучения совершенно неограниченно. Очень многие уже задумываются над законами мироздания, . В интернете прочитала, что если хотя бы 5 % людей настроено оптимистически по отношению к судьбе человечества, то оно не погибнет в очередной «конец света». А это уже радует.

Свобода появляется, когда исчезает двойственность восприятия

Но вернёмся к дуальности мира. Любое понятие у человека имеет свою противоположность. Чаще это проявляется в виде отрицания: «пойти» — «не пойти», «посмотреть» — «не посмотреть». Следует учитывать, что мы видим только одну сторону дуальности. Т.е. если нас интересует любовь, то мы и помыслить не можем о ненависти. А она, эта ненависть, уже заложена в нас, благодаря наличию