Почему школьники меняют школы. Школа дураков: почему репетиторы в России не останутся без работы. «С этой реформой образования у меня всегда будет работа»

Высшая школа экономики подготовила программу перевоспитания отстающих школ. В экспериментальном режиме методика обкатывается в отдаленных микрорайонах Москвы - Некрасовке, Капотне и Марьино. В прошлом году здесь появился университетско-школьный кластер, куда вошли 33 образовательных комплекса, созданных из 220 бывших школ и детсадов. Почему детей нужно учить по-новому? Почему образование должно быть платным и неповсеместным? На эти и другие вопросы «Ленты.ру» ответил идеолог проекта, заместитель научного руководителя НИУ Высшая школа экономики, доктор экономических наук Лев Любимов.

«Лента.ру»: Когда моя дочь закончила первый класс, я спросила: будешь скучать по учительнице? «Нет, - в ужасе ответил ребенок. - Она с нами обращается как с собачками: "Сесть! Встать!"»

Любимов: Интересно начали. То, о чем вы говорите, называется дидактическое обучение. Существовало давно, с конца XIX века. И сейчас большинство школ России живет так же. Это некая устная трансляция от субъекта к объекту.

То есть школьник как личность, как субъект не рассматривается?

Конечно, нет. На Западе давно поняли, что устный пересказ учебника - источник опасности. Так научить ничему невозможно. Наука развивается не эволюционным путем, как раньше, а взрывным. Основной корпус профессиональных конкретных знаний устаревает за 4-5 лет. И потому север Европы, Канада, Австралия, Сингапур, Южная Корея перешли к тому, что надо учить не столько и не только знаниям, сколько способам обращения со знаниями, их применения, поиска, отбора, извлечения и наделения собственными смыслами. То есть учить компетентности. Китай уже провел эту реформу - заменил дидактическую парадигму на деятельностную и стал мировым школьным лидером. А мы отстаем уже лет на 50.

Но ведь начальная школа четыре года назад перешла на новые стандарты образования. Чиновники обещали, что из школ уйдет зубрежка, все внимание - практике, развитию компетенций. Разве нет?

Обычный учитель не знает, что и как с этими стандартами делать. Он умеет только устно пересказывать учебник и командовать. И испытывает дискомфорт, потому что чувствует: дети этого не воспринимают.

У нас считают, что ежели приняли закон, стандарт, издали приказы, то все сделается само собой. Нет, не сделается! Нужно учить школу тому, что делать и как делать по новой парадигме. Нужны большие инвестиции в учителя, директора, если хотите - в родителя тоже.

Кривая развития потенциала человека на графике в первые десять лет его жизни идет по экспоненте. А потом замедляется и к 30 годам почти выравнивается. Российская школа не дает детям по-настоящему развить свой потенциал. Вот и штампуем массовых троечников. А затем из них вырастает масса неконкурентоспособных взрослых. У нас сегодня минимум профессионалов мирового уровня практически в каждой области. Зато толпы иждивенцев и квазипредпринимателей, цель которых схватить чужой бизнес, «отжать» и вывезти за рубеж валюту.

И вы в своем университетском кластере хотите изменить систему? С чего начали?

С учителей. Первое, что я им говорю при встрече: если вы до сих пор уверены, что являетесь главным источником знаний для детей - это печально. Если сегодня ребенку данная тема интересна, а вы будете на уроке транслировать наш тощий учебник, он дома в интернете сам найдет интересные и нужные ему материалы, но одновременно потеряет интерес к вам. Он будет знать больше вас по этой теме. Педагог сегодня должен стать предметным экспертом. А с этим у большинства проблемы. Если человек закончил факультет физики классического университета, в дипломе ему напишут: физик, преподаватель физики. А если закончил педуниверситет, в дипломе будет значиться «учитель физики». Понимаете разницу? В Финляндии никого без магистерского диплома классического университета в школу не примут. Наша задача из учителей физики сделать физиков.

Это не короткая история. Для начала в кластере университетские профессора проводят с учителями программу повышения квалификации. И часто натыкаются на то, что их многие не понимают. После семинаров профессора дают задание - освоить за год с десяток профессиональных книжек. Потом проверим, все ли поняли.

Экзамен будете устраивать?

Да, придется. Учитель обязан учиться сам. Самообучение в течение всей жизни - это важнейшая заповедь XXI века. Учитель должен научить ребенка учиться самостоятельно. Как он это сделает, не учась сам каждый день?

Учителя готовы к этому?

В любой школе весь учительский корпус, по моим наблюдениям, делится на три части. Первая - это рыцари школы. Для них главное - дети, у них есть профессиональная совесть, честь. Вторая - те, кто привык к инструкциям, к приказам. Прикажут - сделают, не прикажут - не сделают. Но в Москве они ценят свое рабочее место и зарплату. То есть они вполне управляемы и обучаемы. Третья часть - те, кто держится за рабочее место и доходы, которое оно приносит. Но меняться просто не хотят. С третьей частью мы у себя в кластере стараемся расставаться.

Многих выгнали?

Процент ушедших - около 20.

Родители как расценивают перемены?

Наблюдают. Но мы их пытаемся активно привлечь к работе. Роль родителей сегодня - это один из главных провалов сада и школы. Большинство рассматривают учебные заведения как камеру хранения. Приучили к тому, что их дело - родить ребенка, кормить-одевать, а остальное все за них сделают.

По-моему, сейчас как раз родители понимают, что образование - это капитал.

Увы, слишком для многих из них образование - это корочки, а не система знаний в голове. Работать начинаем с детского сада. Сейчас одна из проблем у ребенка - устная речь. Лет 25 назад словарный запас первоклассника составлял 5-6 тысяч слов. Сейчас хорошо, если 3 тысячи. Почему?

Наверное, скажете про засилье компьютеров, телевизоров.

Да. Визуализация, отсутствие текстов в эфире. Устная речь образуется у ребенка из эфира, из того, что он слышит. А он видит, но не слышит. В двадцати сериях великолепного мультфильма «Ну, погоди!» всего два слова. В «Томе и Джерри» даже этого нет. Поэтому с родителями составляем программу индивидуальных занятий. Детский сад должен им предоставить банк названий текстовых материалов, аудиокниг, текстовых мультфильмов. А потом вместе сесть и помесячно расписать, когда и что будет читаться, отсматриваться дома и в саду. Другой провал детсада - социализация детей. Знаете, что это такое?

Умение вести себя в обществе?

Когда я в школах и детсадах задаю этот вопрос, отвечают примерно так же. На самом деле социализации разные на разных ступенях. В детсаду - это формирование довольно длинного списка устойчивых навыков поведения: первым здороваться со взрослым, уступать дорогу взрослым, а мальчикам еще и уступать дорогу девочкам, беречь, что тебе подарили, и то, что у других есть. С этого, между прочим, начинается чувство собственности.

Я написал таких навыков на полторы страницы. Следовательно, надо сесть с родителями и сказать: сейчас отрабатываем это, завтра - другое. В начальной школе переосмысливаем задачи обучения чтению и письму. Обучить чтению - значит сделать ребенка пожизненно зависимым от книги, текстов. Ни дня без главы! Обучить письму - значит сформировать у ребенка устойчивую потребность в презентации в письменном виде своих мыслей, впечатлений, переживаний. Ни дня без строчки! К концу началки у ребенка должно появиться собрание собственных письменных текстов. Динамично развивающаяся устная речь, зараженность чтением, писательство - это основа мощного интеллектуального развития. И ничего этого сегодня нет ни в садах, ни в школах. Зато потом «в среднем» будут 50 баллов ЕГЭ!

Как раз в Едином госэкзамене многие видят основное зло. Главная задача педагога сейчас - натаскать на тесты детей.

ЕГЭ - это невыносимая для учителя и директора пытка. Они, да что они - все население не привыкло к независимой оценке своего труда. Культура независимой оценки - это очень высокая культура. Плановая экономика ее убила - что ни сляпают, все продастся, все распределится. ЕГЭ - маленький элемент этой высокой культуры, которую нужно возрождать. Но это сработает, если госэкзамен будет беспристрастным. Прошлым летом только ленивый не говорил о том, что наконец-то у нас провели первый честный ЕГЭ. На самом деле это не совсем так. Взгляните на систему оценок. Вначале минимальный результат, дающий право на аттестат, по математике был установлен на уровне 24 баллов. Потом посмотрели результаты и снизили до 21 балла. Потому что в противном случае 20 процентов выпускников остались бы без аттестата. В этом году снизим еще на 5 баллов, в следующем - на десять? А ведь сложность нынешних задач для получения трояка и аттестата - на уровне двух классов начальной школы. «Петя потратил на яблоки 7 рублей, а потом еще 13 рублей на конфеты. Сколько всего денег израсходовал Петя?» Я считаю, что не нужно всем выдавать аттестаты. Сдал ЕГЭ ниже 40 баллов - а это уровень знаний за 5-й класс - вот тебе справка о том, что использовал свое конституционное право на равную возможность получения полного среднего образования. Но аттестата не заработал.

В ваш кластер вошли 220 бывших школ и детсадов. Получился некий образовательный монстр. Такие комплексы - тренд сегодняшнего дня. Все индивидуальное убивается. Разве в «массовке» можно воспитать конкурентоспособного гражданина?

Первый и главный источник движения вперед человечества - многообразие. Поэтому создание комплексов - верный шаг. Где еще можно получить многообразие педагогических команд, образовательных сред, оргкультур, стилей и концепций лидерства, инфраструктур, информационно-библиотечных ресурсов? На основе этого возникает синергетика, которая и формирует среду для воспитания новых людей. Синергетика - это самоорганизующееся развитие. А жалуется на реформы, да еще и науськивает родителей на реформаторов как раз та самая третья часть учителей, о которых я говорил. Как раз они и пишут доносы Путину, Медведеву, Папе Римскому. Им есть что терять. Средняя зарплата учителя в Москве сейчас - 70 тысяч. У директора - в три раза больше. За последние годы в Москве при организации комплексов сменилось более 80 процентов директорского корпуса. Старые руководители отличались инертностью, не выдерживали современных требований. Они уже не стремились рвать финишную ленточку. Но и новые не все хороши. Многих через два-три года придется снова менять.

Разве частая смена руководства - это благо? Родители жалуются, что сегодня на место опытных кадров приходят юные, никому не известные молодые люди. Подозревают, что чьи-то родственники.

В Москве создана конкурсная многоступенчатая и открытая наблюдению система отбора, которая уже начала распространяться по всей стране. Родственники, если у них ничего нет в голове, просто не пройдут. Все директора проходят аттестацию. Напоминает экзамен на водительские права. В течение 3-4 часов кандидат отвечает на вопросы компьютера. В тестах - пять блоков по 100 вопросов. Выдержавшие аттестацию обсуждаются и могут быть утверждены на окружном совете управления образованием, а потом на городском. Вчера, например, мы слушали 55-летнего очень бодрого отставного полковника с высшим образованием, претендовавшего на пост директора. Его заблокировали по нулям. А раньше бы он прошел. На заключительном этапе управляющему совету школы предлагается на выбор три кандидатуры директора. И родители выбирают.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

В большинстве школ управляющий совет - абсолютно карманный орган. И это не совет контролирует директора, а ровно наоборот.

Нельзя все высмеивать. Все с чего-то начиналось. Процесс пошел, он запущен.

Как вы относитесь к тому, что в школах все больше платных услуг? Образование коммерциализируется и становится менее доступным.

Правильно. Так и должно быть. Сто лет тому назад общее образование получал небольшой процент населения. Было сложно и не всем доступно. Выучить Василия Васильевича Розанова, чтобы он преподавал литературу в гимназии, - это стоило дорого. Когда школа стала массовой, издержки на нее просто на порядок увеличились. И она стала давить на бюджеты. Темп роста издержек опережал темп роста национального дохода. А значит, страдало качество.

То есть качественное образование, по-вашему, должно стать привилегией богатых?

Сейчас модно жаловаться, что народ у нас живет бедновато. Когда я слышу это, сразу же прошу: «Покажите, кто конкретно бедствует». Взять наш кластер. Например, школу в весьма «аристократическом» районе Капотня, где, как мне сказали, живет рабочий класс. Собираем родителей десятиклассников. Все свободное пространство вокруг школы уставлено иномарками. Десятки и десятки штук. Это рабочий класс или кто? А вы говорите - денег нет. В свои взрослые удобства и удовольствия родитель вложится. А в ребенка, как он считает, пусть государство вкладывается. Странная логика - как у мачехи с отчимом. Ты на своего ребенка потрать сначала, а потом иди в бутик за рубашкой по десять тысяч.

Вы с позиции москвича оцениваете благосостояние. Вам тут же возразят: посмотрите, что творится в провинции. Как там пробиваться Ломоносовым?

В некоторых местах уже некому пробиваться. У меня в новгородской деревне есть изба. Участок и две теплицы. Я там каждый год сажал по 6-7 грядок корнеплодов и зелени, сотку картошки, в теплице - перец, огурцы, помидоры. Слева и справа от моего дома - бурьян. Соседки получают 8 тысяч пенсии. Им лень вскопать себе даже одну сотку. В этой же деревне живут и молодые ребята, которые работать не будут ни при каких обстоятельствах. Спрашивается, а как они живут? Отбирают 4 тысячи бабкиной пенсии. А когда она умрет, пойдут воровать. Они - это уже определенная культура, провал 90-х годов.

Наверное, эта культура как раз и сложилась из-за недоступности в деревне нормального школьного образования?

В основном, это наши исторические грехи, советское наследие. Большевики уничтожили многие миллионы лучших конкурентоспособных людей. И школа наша за двадцать прошедших лет блистательно воспитала целое поколение непатриотов - троечников. Тех самых, которые будут искать, где полегче и подешевле обрести вузовский диплом, а потом в обломовском халате болтаться в каком-нибудь офисном или торговом планктоне. Им лишь бы не переусердствовать, лишь бы не перетрудиться.

Сломать это можно только при условии, если мы через новую школу начнем формировать конкурентоспособные молодые когорты. За 15-20 лет это точно можно сделать. Я уже до этого, наверное, не доживу. Но по крайней мере кое-где зерна посею. Это не утопия. В кластере это практическая и продуманная цель. Уже реализуемая, хотя и с огромным трудом.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Данные слова как нельзя лучше описывают то, что происходит сегодня в российском образовании. Серьезные проблемы существуют буквально на каждом этапе: в детсадах, общеобразовательных, коррекционных и музыкальных школах, институтах, университетах и академиях. При этом реформой образовательной сферы недовольны все: дети и их родители, школьные учителя, преподаватели вузов с академиками и работодатели молодых специалистов. Чтобы разобраться в этой проблеме, «Ридус» начинает цикл статей, посвященных образовательной сфере. Сегодня речь пойдет о школах.

Учиться, учиться и учиться

Этому ленинскому завету современные ученики следуют куда больше, нежели их родители в школьные годы. Учебная нагрузка на детей сегодня велика как никогда. В начале мая на всю страну прогремела история об , слишком много задававшей на дом. На нее было завели уголовное дело, но позже прокуратура Челябинской области признала решение незаконным и отменила постановление.

Пока что это единственный подобный медийный скандал, однако нынешние школьники вынуждены грызть гранит науки как проклятые. «Школа, репетиторы, домашнее задание, сон. Так - семь дней в неделю. Ни на что другое времени уже не остается», - говорит один из выпускников. Возможно, к его словам стоило бы отнестись критически: большой любви к учебе не испытывает большая часть подростков, однако данную точку зрения разделяют и многие учителя. «Огромная нагрузка. Ее нужно резко снижать. Дети, по сути, заняты 7 дней в неделю, учитывая, что многие школы практикуют шестидневку. В этом случае они учатся с понедельника по субботу, а воскресенье практически полностью занято подготовкой к понедельнику. Нет, есть, конечно, и те, кто и учится, и спортом успевает заниматься, но таких - абсолютное меньшинство», - говорит Наталья Конева, отработавшая пять лет школьным преподавателем английского.

По нормативам, ученикам с 7 по 11 класс не положено ставить больше 7 уроков в день. При пятидневной системе обучения в 10−11 классах количество учебных часов ограничено 34 в неделю, при шестидневной - 37. Это - уже немало, учитывая домашнюю работу, но на деле и эти требования частенько не выполняются: бывает и по 8 уроков в день, и 41 урок в неделю.

Скриншот электронного дневника с одного из образовательных форумов, где одиннадцатиклассник доказывает свою загруженность выше нормы

Скорее всего, о повышенных нагрузках на школьников никто бы и не говорил, если бы из этого был толк. Однако результаты «учебной диеты с повышенным содержанием гранита науки» никак не радуют. Два года назад, после сдачи ЕГЭ по русскому языку, разгорелся нешуточный скандал: многие школьники не сумели преодолеть минимальный проходной балл.

«Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в этом году чудовищные. Министерство образования даже вынуждено было снизить планку результата с 36 до 24 баллов, фактически узаконив то, что двойка является проходным баллом. В противном случае, треть выпускников страны не получила бы аттестаты. При этом, как у нас умеют, это было подано победоносно - мол, так хорошо научились контролировать, что никто уже не списывает. Но за этим надо видеть результат», - заявил в июне 2014-го советник президента РФ Владимир Толстой.

Результат же - плачевный. Скорее всего, провала по результатам ЕГЭ в нынешнем году не будет, в том числе и благодаря «узаконенным двойкам». Однако школы не выполняют своей основной задачи: учат эффективно расставлять «галки», но не дают знаний. Чтобы дать их своим детям, родители вынуждены серьезно тратиться на всякого рода репетиторов - причем если еще полтора десятка лет назад данная статья расходов приходилась на выпускные классы, то сегодня многие отправляют своих отпрысков за платными знаниями уже начиная с 6−7 классов.


«С этой реформой образования у меня всегда будет работа»

В этом уверена Наталья Конева, репетитор английского языка. Устав от работы в школе, бессмысленной, по ее собственным словам, и беспощадной, она ударилась в частный бизнес. «Если к 18−19 году сделают ЕГЭ по английскому языку обязательным, то работы будет - с утра до ночи. У нас вся система построена так, что родители с пятого класса должны отдавать детей по репетиторам, чем старше - тем больше репетиторов. Уже в 12 лет дети должны определиться с тем, что они будут делать всю оставшуюся жизнь», - добавляет она.

Повышенная нагрузка падает не только на школьников, но и на учителей. «Чтобы получать хорошую зарплату, надо жить в школе с утра и до ночи. Если ученик не ходит в школу из-за того, что живет в неблагополучной семье, или плохо учится, то это - проблема учителя», - говорит Наталья Конева. Но дело не только в непосредственной учебной и воспитательной нагрузке. Реформа образования добавила преподавателям «бумажной работы».

«Мне сказали, - я, кстати, не знал, - что из 100% отчетов, которые пишут учителя и работники школ, лишь 30% идет по заданию Министерства образования, а 70% - это вообще посторонние организации. Это, конечно, безобразие. Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчетам. Учитель должен заниматься своим делом, а если он пишет отчеты, то, соответственно, это время украдено у наших детей», - председатель правительства Дмитрий Медведев.

Стоит отметить, что и в той части работы с документами, что делается по указке Минобра, не все гладко. «Наша работа постоянно дублируется, - говорит Наталья Конева. - Бумажный журнал - электронный журнал, бумажный дневник - электронный дневник, и так далее».


«Когда я пришел в школу, у нас только-только электронный журнал ввели, первый год. Никто не знал, что с ним делать. Устроили курсы. Несколько раз приходил учитель информатики и рассказывал, как это заполнять. И тут выясняется, что журнал может „упасть“, базы данных - полностью пропасть, если вы вдруг забыли сделать „бэкап“. Оценки пропадают, тут поле какое-то лишнее вылезает, потому что журнал программисты дорабатывают по ходу твоей работы. Дали тебе „альфа версию“, и наслаждайся. Только мы все привыкли, на следующий год нам взяли и распоряжением сверху сказали, что все теперь будут заполнять вот этот электронный журнал: другой сайт, другая программа, другой интерфейс, другие особенности. Два года им пользовались. Потом - новая версия… А еще нужно вести портфолио детей. А когда делать сами уроки? Готовиться к ним? Когда заниматься детьми?», - задает риторические вопросы Сергей, бывший преподаватель географии и французского языка.

«За все сегодня принято ругать преподавателей: плохо учат, не то, что раньше. А ведь нынешние учителя - это те же самые люди, которые работали в школах двадцать лет назад, - продолжает он. - Проблемы - не в учителях, проблемы - в самой системе, в подходе к школьному образованию».

«Претензий очень много, - уточняет Наталья Конева. - Например, к учебникам. По моему предмету они просто неприемлемы. Первые три года обучения - второй, третий, четвертый классы - дети очень много всего учат: абсолютно ненужной лексики, ненужной грамматики. Ненужной, потому что это не отрабатывается. Какой-то утопичный учебник: по нему можно учить, только если есть стопроцентная посещаемость, а на уроках - одни гении, схватывающие все на лету. В пятом классе начинается провал: они начинают заново учить алфавит. Такое расслабление идет два года: 5−6 классы. А дальше снова начинается „навал“, наращивание объемов материала. К 11 классу они должны знать много, а на самом деле знают мало. Как ни старайся, ничего не получится. Есть чудесные учебники, но пользоваться ими нельзя, потому что можно только теми, что имеют гриф Минобра. Это - очень ограниченное количество учебников».

Подобные претензии высказываются в адрес учебных пособий по самым разным предметам. Так, например, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян на всероссийском съезде учителей истории отметил «проблемы с обществознанием»: «Я недавно присматривал учебники по обществознанию. Они очень абстрактные и трудны даже для студента истфака, не то что для школьника».


«Чехарда с учебниками и связанные с ней трудности в виде разницы программ идут, примерно, с 2003 года. То одно, то другое. Главное - стабильность, а ее в школах нет, постоянно у нас что-то новенькое, - говорит Сергей. - Требования к ЕГЭ меняются каждый год, и меняются не только требования к экзамену, но и к его содержанию».

Так случилось и в нынешнем, 2016 году: ЕГЭ по математике поделили на два уровня - базовый и профильный. Результаты базового экзамена объявили сегодня, профильного - станут достоянием общественности через неделю. Официальных итогов еще нет. Регионы пока лишь гордятся количеством учеников, написавших ЕГЭ по русскому и математике на сто баллов. Вероятно, в этом году дело обойдется без крупных скандалов, как в 2014-м.

Главная задача образовательного ведомства - обеспечить максимальное количество школьников аттестатами о среднем образовании, и представители Минобра тщательно следят в первую очередь именно за этим. Последствия данного подхода и реформы образования видны уже сегодня: первые представители поколения ЕГЭ закончили вузы и отправились работать.

«В школу ко мне пришли два новых учителя. Они поступали в педвузы со средним баллом аттестата „3“. Как они будут учить детей истории? Как завуч, вижу, что пока они - пустое место», - заявила на всероссийском съезде учителей истории одна из завучей. Дмитрий Ливанов же пока сосредоточен на едином учебнике истории (которых на деле оказалось три) и массовом . «Таракана этого нужно запускать в массовое производство, поскольку эта технологическая новинка будет не только интересна, но и полезна детям и подросткам», - заявил он в феврале. До борьбы с тараканами в головах отдельных чиновников от образования дело пока не дошло.

В наших следующих материалах речь пойдет о последствиях объединения школ и инклюзивном обучении, детсадах и музыкальных школах, проблемах российских вузов и фундаментальной науки, коррупции в образовательной сфере, сомнительной диссертации Исаака Калины и других интересных вещах из мира науки.

На наш выбор той или иной школы может влиять много факторов: удобное месторасположение, знакомая хорошая учительница, отличные отзывы знакомых. Но случается так, что выбор не оправдывает надежд.

4mama предлагает вам пройтись по пунктам, чтобы оценить свое учебное заведение и узнать, есть ли у вас причины искать новую школу.

1. Учитель-мучитель.

Ребенок очень боится своего учителя, что вполне противоречит образовательному процессу, особенно если это происходит в начальной школе. Она слишком строго наказывает за плохое, на ее взгляд, поведение. Может надавать подзатыльников, или еще хуже - бить линейкой, если школьник не знает ответ.

Дети из-за страха отказываются что-то спрашивать у учителя, или даже посещать ее уроки. Такая учительница может оставить плохой след на психике ребенка, лучше уходить от нее.

2. Плохая атмосфера в классе.

Дети поделились на два лагеря: двоечники и отличники, девочки и мальчики, любимчики и остальные. Бывает и хуже, когда все против одного, выбрали ребенка-жертву и травят его все вместе. Не имеет значения, в каком лагере находится ребенок, такая ситуацию не учит ничему хорошему, кроме агрессии и отсутствия жалости к ближнему.

К сожалению, дети не могут самостоятельно улучшить атмосферу, тут нужна помощь взрослого. Если никакие меры учителей и родителей не действуют, лучше искать новую школу, пока ребенок не привык к травле других, или быть в роли жертвы.

3. Школьника отнесли в категорию "трудный ученик".

Дети все разные и у всех свои темпераменты, особенности в характере, способности к обучению, но ничто из этого не может влиять на то, как учитель относится к ребенку.

Говорят, что нет плохих учеников, двоечников или хулиганов, а есть плохой учитель. Хороший учитель к каждому ребенку должен найти подход. Вопрос в том, хочет он это сделать или нет, или ему проще навешать определенный ярлык, и избавиться от ответственности.

Для многих родителей школьников настало время подумать о новой школе. Одни дети не вписались в коллектив, другим нужна углубленка по некоторым предметам. Третьи вошли в фазу активной подготовки к ЕГЭ (хотя, казалось бы, куда уж еще активнее!), и нужны подходящие учителя.

В общем, причин для смены школы может быть немало. Вот только ожидания родителей оправдываются не всегда. Эксперты Высшей школы экономики изучили опыт нескольких тысяч российских школьников и посмотрели, в каких случаях смена школы оправдывает себя.

ЭФФЕКТ БОЛЬШОЙ ЛЯГУШКИ

Ребенку скоро сдавать экзамены и поступать в вуз, а значит, нужно учебное заведение посильнее! Примерно так рассуждают родители - и переводят чадо в 10-й класс гимназии или лицея. И ждут, что уж теперь-то отпрыски встретят ЕГЭ во всеоружии. Но эффект может получиться совсем другим.

В социологии есть такое понятие - эффект Большой лягушки в маленьком пруду, - рассказывает автор исследования Юлия Кузьмина , научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ. - Этот эффект показывает, что ребенок из сильной школы оценивает свои возможности ниже, чем его сверстник из слабой. Хотя по уровню способностей они равны!

Простой пример. В обычной дворовой школе семиклассника Васю считают одаренным мальчиком - во время контрольной он решает и свой вариант, и соседа. Но если Вася переведется в физико-математический лицей, то там его запишут в отстающие - ведь он не читал последнего исследования нобелевского лауреата!

У таких детей могут ухудшиться оценки, потому что учитель ориентируется не столько на знания ученика, сколько на то, лучше или хуже он остальных в классе, - продолжает Юлия Кузьмина. - Все это очень сказывается на самооценке школьника по тому или иному предмету. А от самооценки зависит многое другое, например, решение о поступлении в вуз и выбор будущей специальности.

Так стОит ли переводить ребенка в сильный класс? Только в том случае, если он не слишком отстает от будущих одноклассников. Тогда хороший результат соседа по парте не будет вгонять в тоску и самобичевание, а станет дополнительной мотивацией.

Но сама по себе учеба в сильном классе не повышает оценку на ЕГЭ. Так что не надо ждать, что троечник после двух лет в физматлицее наберет 100 баллов по математике.

ПОБЕГ ОТ ЗАВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Казалось бы - ну не враг же родитель своему ребенку, чтобы переводить его в школу послабее? А вот и нет! Свои плюсы есть и в таком решении. Например, это поможет немного снизить стресс и учебную нагрузку на ребенка.

В сильной школе ребенок может предъявлять к себе завышенные требования, которым не может соответствовать, - объясняет Юлия Кузьмина. - А это приводит к разочарованию и неудовлетворенности. В более слабой школе такой ученик будет чувствовать себя гораздо более уверенно.

Есть и нелегальные бонусы. В школе послабее подготовленному ученику будет проще получить медаль и аттестат с отличием. А за это, кстати, можно получить несколько бонусных баллов к ЕГЭ при поступлении в вуз.

Обсуждают родители и вот какой «плюс»: мол, в более слабой школе может быть проще сжульничать на Едином государственном экзамене. Именно на этом построен весь ЕГЭ-туризм в отдельных регионах! Выпускники специально переводятся в те школы, где есть договоренность с руководством, которое может закрывать глаза на списывание и махинации с интернетом. Но рассчитывать на это всерьез не стоит. В последние годы Рособрнадзор берет на карандаш всех, кто меняет школу в старших классах, следит за сдачей и проверяет их работы с особой тщательностью.

НЕ МЕНЯЙТЕ КОНЕЙ ПОСРЕДИ ЧЕТВЕРТИ

Для смены школы есть и другие причины. И далеко не всегда родители и дети расстаются с прежним классом на мажорной ноте. Бывает и так, что из школы просто бегут, теряя сменку.

Случается, что у ученика не складываются отношения с учителями или одноклассниками, - рассказывает семейный психолог Михаил Зотов . - Иногда это приходится делать даже в начальном классе! И многие родители думают, что побег из школы решит проблему и на новом месте ребенок начнет все с чистого листа. К сожалению, это не так - если ребенок не научится решать конфликты, то в новой школе все может повториться. У меня были случаи, когда школу меняли по три-четыре раза и везде ребенка обижали!

Чтобы не бежать от ошибок, а учиться их исправлять, родителям нужно разобраться, что случилось и почему. Для этого нужно обратиться к учителям и школьному психологу. И уж, конечно, не стоит менять коней посреди четверти - если не получается дождаться конца учебного года, то подождите хотя бы конца четверти.

Нужно получить согласие ребенка на перевод в другую школу и объяснить ему, зачем это нужно, - продолжает психолог. - Если он категорически против, может, стоит к нему прислушаться? В таком случае надо проговорить все детали - хорошо, ты остаешься, но пообещай хорошо учиться, несмотря на то-то и то-то.

СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ

Как поменять школу без лишнего стресса для ребенка:

✓ Говорите с ребенком - объясните ему, почему вы считаете, что ему стоит сменить школу, приведите аргументы.

✓ Соберите информацию о новом учебном заведении - кто директор, какая атмосфера, где учатся выпускники.

✓ Получите согласие ребенка! Если он категорически против - не надо делать это насильно.

✓ Помните об адаптации - это трудный момент. Активные и общительные ребята могут проскочить его за неделю, другим потребуются месяцы.

Важно, чтобы родители поддерживали своего ребенка - интересовались, как у него дела, были готовы помочь в трудной ситуации, поговорить или дать совет.

Впрочем, это стоит делать в любое время - не только при смене школы.