Медицинав средневековой руси. медицина в древнерусском государстве (ix—xiv вв.). Медведь А.Н. Болезнь и больные в Древней Руси: от «рудомета» до «дохтура Врачевание в древней и средневековой руси

Что-то опять не работается, видимо еще не окончательно оклемался после ангины. В таком случае, продолжим медико-исторические повествования. Сегодня мы продолжим тему медицины Средневековья, только переместимся из Западной Европы в Восточную, на Русь (сначала Киевскую, а потом состоящую из различных княжеств).

Можно выделить три основных направления, по которым развивалась русская медицина: языческая народная, монастырская и светская. Сравнивая их развитие и степень влияния, можно объяснить популярность Гэ Малаховых, газеток типа ЗОЖ и прочих народно-альтернативных источников и методов.

"Скажи мне, кудесник, любимец богов..."

Языческая медицина развивалась издавна и была неотъемлемой частью языческой культуры.

Вот что писал в 1891 году профессор Казанского университета, историк и публицист Н.П.Загоскин в своей книге "Врачи и врачебное дело в Старинной России":
"Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая жизнь русского народа; корни ее уходят в глубину доисторической, языческой поры жизни нашего народа. Она пережила, затем, тысячелетний период уже исторической жизни его - и до наших дней сохранила за собой огромную силу, существуя наряду с научною медициною и даже вступая с ней, подчас, в борьбу".

Знакомо? Больше ста лет назад написано, а до сих пор актуально.

А вот еще одно объяснение от профессора Загоскина:
"Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем отечестве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медицины".

Земская реформа, если не ошибаюсь - это 1864 год. Первая аптека на Руси появилась только в 1581 году в Кремле. А теперь прикиньте, сколько веков наши люди лечились у волхвов, ведунов, кудесников и бабок-костоправок травами, заговорами и водой.

Врачеватели-язычники в народе считались посредниками между миром людей и таинственными силами природы, которые могут обращать эти силы как на пользу человеку, так и во вред. При этом волхвы-ведуны работали одновременно по нескольким направлениям - тут и публичные магические действия, и лекарское знахарство, и гадания о личной судьбе. За помощью к ним обращались как простые люди, так и князья главного калибра, вспомните хотя бы "Песнь о вещем Олеге".

Позднее разномастных кудесников стали именовать лечцами (бррр, еле выговорил). Именно так их называли в "Краткой Русской Правде" - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов (первая четверть XI века, правление Ярослава Мудрого). Самое интересное, что в "Русской Правде" была узаконена оплата труда лечцов.

Человек, которому кем-либо была нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны и сверх того - особое вознаграждение тому, кто будет лечить эту рану ("за обиду 3 гривны, а летцю мзда" ). В более поздних редакциях это вознаграждение называлось "лечебным".

Знания лечцы передавали исключительно от отца к сыну, чужаков к секретам профессии не допускали.

Травки, камешки, нарзан

Лечцы широко использовали различные средства растительного, животного и минерального происхождения.

Из растений наиболее популярны были: полынь, крапива, подорожник, багульник, "злоненавистник" (бодяга), липовый цвет, листья березы, кора ясеня, можжевеловые ягоды, лук, чеснок, хрен, березовый сок и пр.

Среди продуктов животного происхождения особое место занимали мед, кобылье молоко, печень трески и панты оленя.

Были в ходу и минералы, так, растертый в порошок хризолит давали при болях в животе. Для родовспоможения на женщин одевали ожерелье из яхонта. Уксус, медный купорос, скипидар, селитра, "серный камень", мышьяк, сурьма, ртуть - всё это использовалось в терапевтических целях.

Нарзан знаете? Я вот люблю его больше других минералок (если не считать сугубо читинские Молоковку и Куку, но их в Мск не купишь). Между тем, еще древние русичи знали "кислую воду", использовали ее для лечения проблем с ЖКТ. Есть мнение, что "живая вода" из сказок - это как раз нарзан. В переводе, как мне тут подсказали, с кабардинского, нарзан - "богатырь-вода". Это слово перекочевало в древнерусский и благополучно дожило до наших дней.

Многие рецепты древнерусской медицины дошли до нас в виде более чем 200 сборников - травников и лечебников. Записаны они были, правда, позже - с распространением по Руси христианства и грамоты.

Были в лечебниках действительно эффективные рецепты, которые впитала в себя научная медицина. Была и откровенная ерунда, основанная на поверьях и мифах. Вот, например, один рецепт для лечения алкоголизма. Нет желающих опробовать на себе? ;)

Уйду в монастырь

С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская медицина , и, вместе с ней, монастырские больницы. Первые подобные ЛПУ появились в Киеве и Переяславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 году митрополит Ефрем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв , которые подавали "всем приходящим безмездно врачевание". Позднее больницы появились в Новгороде, Смоленске и Львове.

Наибольшей популярностью пользовалась Центральная клиническая больница при Киево-Печерской лавре. Со всей Руси стекались страждущие, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными.

Монахи считали врачевание делом их подвижнического долга и относились к накоплению знаний и опыта с усердием. О нескольких таких докторах стало известно из летописей. Один из первых - "пречудный лечец Антоний", практиковывший ранее в Афонском монастыре. Известно, что он сам готовил "зелья", которыми лечил своих пациентов.

Второй - преподобный Алимпий, который готовил собственного рецепта мази для прокаженных, которым не смогли помочь "волхвы и неверные люди".

Третьим, особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры, был преподобный Агапит, лучший ученик уже упоминавшегося Антония. В основном он стал популярен после того, как излечил внука Ярослава Мудрого - черниговского князя Владимира Всеволодовича (более известного, как Владимир Мономах). После этого случая популярность Агапита возросла невероятно.

В "Киево-Печерском патерике " (древнейший список его датирован XV-м веком) по сути содержались сведения о врачебной этике XI-XII веков: врач должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать всё, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии.

Ведунов и прочих народно-языческих целителей церковь гоняла, их действия расценивались как преступление, сговор с дьяволом. Могли и на костре сжечь по примеру своих западноевропейских коллег. Так, в одном из самых продвинутых княжеств - Новгородской республике - в 1227 году сожгли четырех волхвов. Правда, к таким мерам социальной защиты прибегали редко, лишь в особо запущенных случаях.

Возмездные лечцы

Тем не менее, церковь не смогла монополизировать врачевание. Уже при Ярославе Мудром на Руси существовали вольные каменщики врачи и частная врачебная практика, то есть светская медицина . В отличие от "безмездной" монастырской медицины, частная медицина была "возмездной", то есть платной. В городах при дворях князей и бояр служили светские лечцы, как отечественного, так и зарубежного производства.

В том же "Патерике" упоминается безымянный лечец-армянин, который практиковал в XI-XII вв. в Киеве. О нем пишут следующее: "хитёр зело во врачевании, яко прежде того не быти таковому". Этот лечец умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного, практика его была очень успешна, его услугами пользовались князья Всеволод и Владимир (который Мономах).

Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых.

Граждане резалники

Хирурги в Древней Руси тоже водились. Их называли "резалниками". Упоминания о хирургических операциях сохранились, например, в "Изборниках", своеобразных дайджестах на философско-религиозную тематику. Резалники умели "разрезать ткани", "оттирать" (ампутировать) конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация). Описаны ножи для рассечения и точила (не путать с тачилами;)) врачебные. Вместе с тем, резалники владели и терапевтическими методиками, знали травы, мази и т.п. То есть однозначного разделения на терапевтов и хирургов все-таки не было.

Естественно, была развита и военно-полевая хирургия, куда ж без нее во времена постоянных локальных и глобальных конфликтов. Для перевязки ран использовался, например, высушенный мицелий грибов или "древесный мох". Раны промывали целебными жидкостями, присыпали и окуривали дымом. Глубокие раны ("фистилы") спринцевали.

Наложение швов также практиковалось, для этого были и иглы, и нити специальные. В летописях сохранились упоминания шин для транспортной иммобилизации раненых и поломанных, а также о различных протезах для ампутантов. Протезы были деревянные, с металлическим усилением.

Иди в баню!

А вот по уровню развития санитарного дела в X-XIV вв. Древняя Русь давала сто очков форы Западной Европе. Об этом свидетельствуют, прежде всего, археологические раскопки Древнего Новгорода, начатые в 1932-м году и во многом сформировавшие наши представления о средневековом русском городе.

Улицы в городе X века были покрыты многоярусными (до 30 слоев) деревянными настилами, по городу проведены глиняные и деревянные водоводы и водосборники. Для сравнения - в средневековой Германии мостовые появились в XIV веке, а водопроводы - в XV. Кроме того, при раскопках Новгорода было найдено множество предметов санитарно-гигиенического назначения.

Ну а про русские бани вы и так прекрасно всё знаете. Действительно, не считая свой основной функции - помыццо, она могла помочь при очень многих заболеваниях. К тому же, баня была самым чистым помещением в усадьбе, в ней принимали роды, обрабатывали новорожденных, вправляли вывихи, делали кровопускания, проводили сеансы массажа, втирали лекарственные мази при заболеваниях кожи и суставов. Первое описание паровой бани относится к XI веку.

Чума на оба ваших дома

Бани и водопроводы - это, конечно, здорово. Вот только британцы еще не выпустили холеру из Индии, а от болезней, передающихся воздушно-капельным путем, никакая канализация не спасает. Поэтому мор являлся на Русь с завидной регулярностью. С XI по XVIII век в летописях упоминается более чем о 50 эпидемиях. Начинались они обычно с пограничных городов (Смоленск, Новгород), а потом распространялись по торговым путям вглубь страны. Смертность во время мора мало чем отличалась от европейской: так, во время эпидемии 1230 года в Смоленске погибло 32 тысячи жителей.

Отношение к эпидемиям у населения было двоякое. С одной стороны, "заморное место" запирали, то есть на дорогах ставили заставы, в лесах устраивали засеки. С другой стороны, вплоть до XV века умерших во время эпидемии, хоронили по религиозным ритуалам на кладбищах при церквях, при скоплении народа, что только способствовало распространению болезней. Кроме того, причиной мора считали гнев божий, расположение звезд, перемену погоды. А главным методом прекращения эпидемии считались массовые молебны, причем зачастую доходило до крайностей. Так, в Новгороде в XIV веке горожане за 24 часа построили церковь Андрея Стратилата , которая сохранилась до наших дней.

Иго-gо

Монголо-татарское нашествие нанесло сильнейший удар по многим аспектам жизни Руси, в том числе и по медицине. Светская медицина угасла, многие монастыри были разорены и сожжены. Однако те, кого пронесло, стали центрами национальной медицины. Одним из ведущих в то время был Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году и не подвергавшийся набегам. В стенах монастыря в начале XV века монах Кирилл Белозерский перевел с греческого "Галиново на Иппократа" - комментарии Галена к "Гиппократову сборнику". При монастыре было несколько больниц, одна из них реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

Возрождение культуры и медицины началось только после ликвидации ига (для Северо-Восточной Руси - это 1480-ый год).

Рисунки:

1. Помощь больным и немощным в монастыре. Миниатюра из рукописи XVI века.
2. Страница из Киево-Печерского патерика
3. Большие больничные палаты Кирилло-Белозерского монастыря

Литература:

1. Багриновский Г.Ю. Энциклопедический словарь спиртных напитков. - М.: Астрель, 2003
2. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в X-XVIII вв. - М.: Медицина, 1960
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь (электронный вариант)
4. Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в Старинной России. - Казань, 1891 (репринт)
5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988
6. Сорокина Т.С. История медицины - 2-е изд., переработ. и дополн. - М: ПАИМС, 1994.

МЕДИЦИНА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX--XIV вв.) Киевская Русь, халифаты

Врачевание существовало в 3 формах: 1- народное врачевание (кудесничество и знахарство), 2 - монастырская медицина(развивалась после принятия христианства) и 3- светская медицина.

Народная медицина. Развивалась издавна и была неотъемлемой частью языческой культуры. Вплоть до 19 столетия была единственным доступным средством поддержания здоровья. Объединяло реальные знания целебных сил природы и веру в чудодейственные тайны. Врачеванием занималось языческое жреческое сословие(ведуны, ведьмы и т д) в сферу их деятельности входили: общественные магические действия, знахарство, гадание и т д. Позднее Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» -- древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение. Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Применялись средства минерального происхождения. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды. Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников.

Монастырская медицинастала развиваться после принятия христианства. Болезнь воспринималась как наказание или вселение бесов, а выздоровление это духовной прощение. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры--первого русского монастыря. Со всей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Среди них наиболее известны Антоний, Алимпий, который излечивал прокаженных и Агапит. Агапит бесплатно лечил обитателей монастыря, сам готовил лекарства и ухаживал за больными, исцелил князя Владимира Всеволодовича (послал ему зелье)Таким образом, «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнять даже самые черные работы, быть терпимым и т д.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи

Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник».Цель его - связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали.

В «Изборнике» говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

Светская медицинаУ князей и боярслужилисветскиелечцыкакрусские, такииноземные. Так, придвореВладимира" Мономахаслужиллечец-армянин. Он умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного.

Между различными направлениями врачевания шла упорная борьба.

Санитарное дело

По уровню развития санитарное дело опережало страны Западной Европы. На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X--XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы -- одни из древнейших в Северной Европе Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

В русских летописях приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором». Население прибегало к мерам ограничения зараженных мест - на дорогах к городам, захваченным болезнями ставились заставы а в лесах засеки. Однако хоронили умерших при церквях что способствовало распространению заразы. Сохранялось мнения что причиной мора служат сверхъестественные причины. Недопонимание того, что причиной болезней являются нищета и грязь усиливали эпидемии.

Халифаты

Арабоязычная культура и медицина

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. Цивилизаций.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют темперамент каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным. Когда равновесие нарушено, задача врача -- восстановить первоначальное состояние.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства.

Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи. Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт. Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Ар-Рази. Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. Другой энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику, лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего.

Исламские традиции не допускают вскрытия человеческого тела.но внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям, выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз.

К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара».

Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса. Написал книгу «Меморандум для окулистов». Первая часть книги посвящена описанию глаза и его строения, вторая -- болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья-- болезням глаза, которые незаметны для больного.

Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения.

Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом т к ислам запрещал вскрытия трупов.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается аз-Захрави. Аз-Захрави блестяще оперировал. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе; он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты.

Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой-- направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в «Коране».

Медицинское образование осуществлялось:

1 - самообразование, 2- обучение у своих родителей-врачей, 3 - обучение у известных врачей, 4- обучение в медицинских школах.

1. Развитие врачевания в Древней Руси (народная и монастырская) (IX-XVI вв.) 2. Становление светской («придворной») медицины в России (XVI-XVII вв.) 3. Реформы в области медицинского образования в конце (XVII- начало XVIII вв.)

Проблематика 1. Соотношение состояния медицины на Руси и в странах Западной Европы (синхронно по периодам) 2. Проблема преемственности традиций врачевания Византии и средневековой Руси: самостоятельность или калька? 3. Вопрос о становлении врачевания в социальноисторическом контексте и роли государства в этом 4. Проблема периодизации («долгое средневековье»)

Три направления врачевания в Древней Руси: 1. Народная медицина (с языческих времен). 2. Монастырская медицина (с принятием христианства). 3. Светская (мирская) медицина (формировалась параллельно монастырской, в «миру»).

НОСИТЕЛИ НАРОДНОГО ВРАЧЕВАНИЯ ü Колдун ü Ведун ü Кудесник ü Знахарь ü Калика перехожий Врач «врати» - говорить, заговаривать

МОНАСТЫРСКАЯ МЕДИЦИНА Первая на Руси больница, была устроена Феодосием ПЕЧЕРСКИМ в середине 1070 -х гг. при Киево. Печерской лавре.

Врачевателя на Руси МОНАСТЫРСКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ называли: В монастырях было принято оказывать помощь болящим, и при некоторых из них устраивались целые госпитали. ü Льчец ü Целебник ü Льчец-резальник Монастырские врачевали занимались уходом за больными, следили за их питанием и лечили народными средствами, которые им были известны, молясь о пациентах Богу.

ДРЕВНЕРУССКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ АНТОНИЙ (XI в.) – первый организовал уход за больными в монастыре. АЛИМПИЙ (XI в.) – АГАПИТ (ум. в 1095) безмездный врач, был известным прославился лечением иконописцем и Владимира одновременно Мономаха. лечил прокаженных. Известны также имена монахов-лечцов: Ефрем, Кирилл, Дамиан и Пимен Постник.

Медицинские произведения XV-XVI вв. «ГАЛИНОВО НА ИПОКРАТА» - небольшой переводной трактаткомментарий, в котором кратко излагались теории медицины античных авторов.

Медицинские произведения XV -XVI вв. «ВРАТА АРИСТОТЕЛЕВЫ» или «ТАЙНАЯ ТАЙНЫХ» Обрисован этический облик врача. Высказаны принципы построения медицинской помощи в государстве. Изложены способы исследования глаз, уха, неба, кожи, груди, конечностей.

«ВЕРТОГРАД ЗДОРОВЬЯ» 1534 г. Прописи для лечения всех известных тогда болезней. Содержал главы «Учения» , «Рассуждения о пульсе» , «О лихорадке» . Правила «вхожьдения бальнаго» . Советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях.

Врачевателя на Руси СВЕТСКИЕ («ПРИДВОРНЫЕ») ЛЕКАРИ называли: Светские лекари-иноземцы упоминаются в хрониках, относящихся уже ко временам правления Ивана III - два врача «мастера жидовин ЛЕОН да немчин АНТОН» - неудачно лечили его детей, за что и поплатились жизнями. Иностранных лекарей привлекало в Москву полное отсутствие конкурентов и щедрые награды, раздаваемые русским князем в случае успеха. Врач «мудрый» «хитрок» , «филозов» .

Элизеус БОМЕЛИУС (Елисей Бомелий). В конце лета 1570 г. переехал в Россию и быстро обрёл большое влияние на Ивана Грозного, став впоследствии его любимцем. Официально числился придворным лекарем. Занимался астрологией и магией. В летописях упоминается как «лютый волхв» и «злой еретик» , «безумный Бомелий» . Иногда выполнял обязанности палача. Сам Малюта Скуратов боялся его. Трепетали бояре, гадая, кому подадут на царском пиру чашу с отравой. Иван Грозный приказал зажарить его живьём. После пытки его бросили в тюрьму, где он и умер.

При Борисе Годунове из Европы приглашались врачи, и при дворе существовал целый штат из пяти человек. Все они были немцы, и с тех пор русская медицина надолго осталась в руках выходцев из германских государств. Они старались не допускать «чужаков» на эту благодатную ниву. Услуги врачей были дороги, - иметь при себе ученого доктора-иноземца было невообразимой роскошью. Такое могли себе позволить только цари. Пользоваться услугами царских лекарей имели право только близкие к трону придворные. Исключением были только богатейшие купцы Строгановы, нанявшие медика, который жил при их «дальних заводах» .

1. СТРОИТЕЛЬСТВО АПТЕК 1672 г. – вторая аптека на Руси. 1706 г. – Указ об открытии вольных аптек. 1581 г. – первая Царева аптека

2. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНОЙ 1620 г. - АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ РЕОРГАНИЗАЦИЯ: 1716 г. - АПТЕКАРСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1721 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1763 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КОЛЛЕГИЯ 1803 г. – МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3. ОГАНИЗАЦИЯ БОЛЬНИЦ И ГОСПИТАЛЕЙ Первый ВРЕМЕННЫЙ ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ был создан на территории Троицко. Сергиевской Лавры в период польсколитовской интервенции 1611 -1612 гг.

Федор Михайлович РТИЩЕВ (1626 -1673) На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Андреевском монастыре. 1650 г. – приют для бедных больных, нищих и пьяных. 1656 г. - Амбулаторный приют.

1682 г. – БОЛЬНИЦЫБОГАДЕЛЬНИ («шпитальные дома») 1707 - первый ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ 1670 г. - Приказ СТРОЕНИЯ БОГАДЕЛЕН 1712 г. – Указ о строительстве «ШПИТАЛЕТ» для самых увечных 1715 г. – Указ об обязательном строительстве ГОСПИТАЛЕЙ

1715 г. - созданы ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА, в которых должны были служить женщины в роли сиделок. 1721 г. – вышел указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования» . 1728 г. – Медицинская коллегия ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. С 1775 г. начали создаваться «ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ» .

ОФИЦИАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ Повышение температуры - ГОРЯЧКА Жар и озноб – ЛИХОРАДКА Эпилепсия – ПАДУЧАЯ Инфаркт миокарда – РАЗРЫВ СЕРДЦА Тиф – ГНИЛАЯ ГОРЯЧКА Гепатит – ЖЕЛЧНАЯ ГОРЯЧКА Инсульт – АПОПЛЕКСИЧЕСКИЙ УДАР а в случае смерти – КОНДРАШКА Туберкулез легких – ЧАХОТКА Скарлатина – КРАСНУХА Дифтерия и круп – ГЛОТОШНАЯ Гангрена – АНТОНОВ ОГОНЬ Ангина – ГРУДНАЯ ЖАБА

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ 1654 г. – первая ШКОЛА РУССКИХ ЛЕКАРЕЙ. В 1702 г. в Россию был приглашен Николай Ламбертович Бидлоо, ставший лейб-медиком Петра I. В 1707 г. - при первом военном госпитале в Москве он открыл ГОСПИТАЛЬНУЮ ШКОЛУ. Составил рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» , по которому учились первые российские лекари.

1727 г. - при Большом морском и сухопутном госпитале было устроено МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. 1754 г. – организация ШКОЛ ПОВИВАЛЬНЫХ БАБОК («бабичье дело»). С 1786 г. все госпитальные школы были преобразованы в МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА.

ПРИГЛАШЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ДОКТОРОВ МЕДИЦИНЫ В 1668 г. по приглашению царя Алексея Михайловича в Москву приехал немецкий врач Лаврентий БЛУМЕНТРОСТ, ставший его лейб-медиком. Сыновья продолжили дело отца: Лаврентий ХРИСТИАН уже в 1687 г. был записан как «доктор Лаврентий Лаврентиев Блументрост, меньшой» . Его братья - Иван и второй Лаврентий, стали «посланцами из России» в европейских университетах. Иван БЛУМЕНТРОСТ в 1702 г. вернулся в Москву в звании доктора медицины, став полковым хирургом. в 1722 г. стал президентом Медицинской канцелярии. Лаврентий БЛУМЕНТРОСТ лечил Петра I. В 1725 г. был назначен президентом Академии наук.

ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ДОКТОРА МЕДИЦИНЫ, получившие образование за границей Юрий ДРОГОБЫЧСКИЙ Получил образование в Польше (Кракове), долгое время работал за границей. Франциск Георгий СКОРИНА Получил образование в Польше (Кракове) и в Падуе. Иван АЛМАНЗЕНОВ - изучал медицину в Кембридже

Петр Васильевич ПОСНИКОВ В 1692 г. поехал учиться за границу В 1701 г. вернулся с дипломом Падуанского университета в звании доктора философии и врачебной науки.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 1724 г. Ломоносов считал медицину наукой «полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойства тела. . . достигает причины» . Тесно связывал медицину с естествознанием, в частности с физикой и химией.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 25 января 1755 г. был утвержден проект университета. С 1758 г. предполагалось разделение студентов по трем факультетам (философский, юридический и медицинский). Медицинский факультет начал свою деятельность в 1764 г. 1755 г.

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ В 1798 г. медикохирургические училища были реорганизованы в Медико-хирургическую Академию 1798 г. С 1881 г. МХА стала называться ИМПЕРАТОРСКАЯ ВОЕННОХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. физиолог И. М. СЕЧЕНОВ, терапевт С. П. БОТКИН, хирург Л. А. БЕККЕРС, офтальмолог Э. А. ЮНГЕ, химик А. П. БОРОДИН, психиатр И. Н. БАЛИНСКИЙ и др.

Русь

МЕДИЦИНА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ. МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX-XIV вв.) Киевская Русь, халифаты.

Развитие врачеваний

Врачевание существовало в 3 формах: 1- народное врачевание (кудесничество и знахарство), 2 – монастырская медицина(развивалась после принятия христианства) и 3- светская медицина.

Народная медицина. Развивалась издавна и была неотъемлемой частью языческой культуры. Вплоть до 19 столетия была единственным доступным средством поддержания здоровья. Объединяло реальные знания целœебных сил природы и веру в чудодейственные тайны. Врачеванием занималось языческое жреческое сословие(ведуны, ведьмы и т д) в сферу их деятельности входили: общественные магические действия, знахарство, гадание и т д. Позднее Народных врачевателœей называли лечцами. О них говорится в ʼʼРусской Правдеʼʼ - древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром. ʼʼРусская Правдаʼʼ законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение. Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Применялись средства минœерального происхождения. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целœебные свойства уксуса и медного купороса, серебра, ртути, сурьмы и других минœералов. Русский народ издавна знал также о целœебных свойствах ʼʼкислой воды. Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников.

Монастырская медицина стала развиваться после принятия христианства. Болезнь воспринималась как наказание или всœелœение бесов, а выздоровление это духовной прощение. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры-первого русского монастыря. Со всœей Руси ходили в Киево-Печерскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцелœение. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Среди них наиболее известны Антоний, Алимпий, который излечивал прокаженных и Агапит. Агапит бесплатно лечил обитателœей монастыря, сам готовил лекарства и ухаживал за больными, исцелил князя Владимира Всеволодовича (послал ему зелье)Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ʼʼКиево-Печерский патерикʼʼ содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования, ради больного выполнять даже самые черные работы, быть терпимым и т д.

Некоторые, древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицинœе, собирали греческие и византийские рукописи

Одной из самых популярных книг XI в. был ʼʼИзборникʼʼ.Цель его – связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали.

В ʼʼИзборникеʼʼ говорится о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели ʼʼразрезать тканиʼʼ, ампутировать конечности, другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного желœеза, лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и врачебные точила. Вместе с тем в ʼʼИзборникеʼʼ приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

Светская медицина У князей и боярслужилисветскиелœечцыкакрусские, такииноземные. Так, придвореВладимира" Мономахаслужиллечец-армянин. Он умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного.

Между различными направлениями врачевания шла упорная борьба.

Санитарное дело

По уровню развития санитарное дело опережало страны Западной Европы. На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, созданные в X-XI вв., более 2100 построек с находящимися в них предметами гигиенического обихода, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы - одни из древнейших в Северной Европе Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и ʼʼнакладывали горшкиʼʼ, лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

В русских летописях приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли ʼʼморомʼʼ. Населœение прибегало к мерам ограничения зараженных мест – на дорогах к городам, захваченным болезнями ставились заставы а в лесах засеки. При этом хоронили умерших при церквях что способствовало распространению заразы. Сохранялось мнения что причиной мора служат сверхъестественные причины. Недопонимание того, что причиной болезней являются нищета и грязь усиливали эпидемии.

Арабоязычная культура и медицина

Переводческая деятельность арабов сыграла неоценимую роль в сохранении наследия предшествовавших им. Цивилизаций.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телœесных соках. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют темперамент каждого человека. Он должна быть нормальным, в случае сбалансированности всœех составляющих, или ʼʼнеуравновешенным. Когда равновесие нарушено, задача врача - восстановить первоначальное состояние.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства.

Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи. Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт. Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Ар-Рази. Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицинœе ʼʼВсеобъемлющая книга по медицинœеʼʼ в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. Другой энциклопедический труд Ар-Рази ʼʼМедицинская книгаʼʼ в 10 томах обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Среди многочисленных сочинœений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат ʼʼОб оспе и кориʼʼ. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику, лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего.

Исламские традиции не допускают вскрытия человеческого тела.но внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям, выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз.

К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название ʼʼоперация Аммараʼʼ.

Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса. Написал книгу ʼʼМеморандум для окулистовʼʼ.Первая часть книги посвящена описанию глаза и его строения, вторая - болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья- болезням глаза, которые незаметны для больного.

Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения.

Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом т к ислам запрещал вскрытия трупов.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается аз-Захрави. Аз-Захрави блестяще оперировал. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе; он описал то, что сегодня принято называть туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты.

Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населœения. Οʜᴎ финансировались государством, имели штат врачей и обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посœещали вместе с ним больных на дому.

Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Οʜᴎ передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой- направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в ʼʼКоранеʼʼ.

Медицинское образование осуществлялось:

1 – самообразование, 2- обучение у своих родителœей-врачей, 3 – обучение у известных врачей, 4- обучение в медицинских школах.

История медицины представляет собой огромное поле для исследователей. Но если обратиться к более узкой теме, то роль врачевания в истории Древней Руси обычно трактуется вне историко-культурного контекста эпохи и сопутствующих ей культурных реалий. Восполнить этот пробел призвано исследование доцента кафедры социально-гуманитарных наук Академии социального управления, кандидата исторических наук А.Н. Медведя. Автор давно занимается вопросами истории естественнонаучных знаний. Полное название его книги, вышедшей в Санкт-Петербурге в 2017 г., звучит так: «Болезнь и больные в Древней Руси: от «рудомета» до «дохтура. Взгляд с позиций исторической антропологии».

«История древнерусского врачевания, – пишет А.Н. Медведь, – со временем обросла большим количеством мифов и заблуждений, с завидным постоянством кочующих из книги в книгу». Ученые изучают в основном письменные источники, не привлекая материалы археологических раскопок и др. Древнерусские захоронения почти не становятся местом изучения палеопатологий, а именно, чем болели и чем лечились русичи.
Автор книги считает, что с позиций антропологии можно ответить на вопросы по истории медицины. Для этого он выделил четыре основных вопроса: 1) этиология болезни и связь с культурой и менталитетом средневекового русского общества; 2) роль и положение лекаря; 3) отношение к больному и уход за ним; 4) терапия как отражение мировоззрения древнерусских людей.

А.Н. Медведь исследовал мотив болезни как наказания божьего, в частности эпидемии, сведения о которых почерпнуты у летописцев, в грамотах священнослужителей и приказах князя и царя. Рассматриваются врачи дворовые и врачи дворцовые. Смерть от болезней настигала как бедных, так и знатных. Автор отмечает, что великие князья держали подле себя иностранных врачей, что объяснялось «модой» и тем, что заграничные методы лечения казались более прогрессивными. Простой народ или не лечился совсем, уповая на молитвы, или пользовался услугами знахарей. Православному исцелению (теотерапии) отведена целая глава. Рассмотрены священные предметы в целительной практике: иконы, мощи святых, пояс Шимона, привески к иконам, христианские амулеты. До нашего времени дошли берестяные грамоты с заговорами от различных болезней. Автор упоминает необычные средства лечения, в частности, нефть. А вот самым распространенным хирургическим средством было...кровопускание, а не ампутация.

Исследование написано доступным языком и будет, несомненно, интересно всем, кто интересуется историей повседневности, историей медицины.