Теория происхождения российского государства. Теории происхождения древнерусского государства. Правление Ивана IV Грозного

До XVII в. и в Европе, и в самой России существовала теория славянского происхождения русского государства. Согласно ей славяне создали свое государство самостоятельно, без чьей-либо помощи извне. Страстным пропагандистом этой теории уже в XVIII в. становится выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов. Вслед за летописями он настаивал, что Рюрик происходит из Пруссии, а Пруссия - это «По-руссия». Название государства Русь Ломоносов связал с сарматами-роксоланами («рос- аланами»), с рекой Россь под Киевом (другие се названия - Росса, Русь).

Ситуация начала меняться в начале XVII в. Это время вошло в отечественную историю как «Смута». Одним из элементов Смуты было вторжение в Россию иноземных войск, стремившихся оторвать от России се древние территории. Так, шведы пытались отторгнуть от Москвы Новгородские земли. Чтобы исторически обосновать аннексию Новгорода, предприимчивый шведский сочинитель Петр Погрей де Ерлезунда пошел на прямой подлог документов и в своем труде 1614-1615 гг. «История о великом княжестве Московском» он первым без каких-либо доказательств заявил, что варяги - это шведы . Со времени выхода этого сочинения принято ставить знак равенства между варягами и викингами или иначе - норманнами, поэтому теорию о привнесенном характере русского государства сегодня называют норманнской, а се противников - антинорманистами.

Причину популярности взглядов Петрея следует искать в идейных исканиях, развернувшихся в XV-XVII вв. в Европе и конкретно Швеции. В то время в Швеции происходит всплеск национального самосознания. Некоторые шведские авторы, такие как Иоан Магнус, Юхан Буре, Олаф

Рудбек, усиленно насаждают миф о Швеции как колыбели всей Европейской цивилизации. Первый из них создал миф, что германское племя готов некогда обитало в Швеции, а затем, переселившись в Европу, создало передовую германскую цивилизацию, со всеми ее достижениями и суровым величием. Второй автор шел еще дальше, провозгласив шведов древними гипербореями, при этом приписав им достижения многих народов. Но всех в своих фантазиях превзошел швед Рудбек. Он заявил, что шведы - это легендарные атланты, и поэтому всеми культурными достижениями человечество обязано именно им.

На таком фоне утверждения Петрея вовсе не выглядели фальшивкой. Наоборот, они льстили растущему шведскому национализму. Тем самым, как показал современный российский историк В. В. Фомин, Петрей стал основоположником теории, согласно которой славяне на Востоке Европы создали свое государство не самостоятельно, а получили его готовым, извне. Важный вклад в норманнскую теорию внес еще один швед - Бреннер. Он утверждал, что само название Русь происходит от финского обозначения шведов - «руотси». С течением времени славяне переняли у финнов название шведов и стали называть так себя. Бреннер прояснял, в Швеции есть территория, которая называется Roslagen (Рослаген). Вот от нее-то, якобы, и происходит название Российской империи.

Таким образом, норманнская теория стала плодом коллективного мифотворчества шведских авторов XVII-XVIII вв. На российскую почву ее привнесли три немца, при наследниках Петра I работавшие в Российской академии наук: Байер, Миллер и Шлецер. В нашей стране именно их, в силу незнания европейской традиции, называют авторами норманнской теории.

Прибывшие в Россию Байер, Миллер и Шлецер не были специалистами по ее истории, толком не знали русского языка. Но зато они были вооружены идеями Петрея и Бреннера. Поэтому с энтузиазмом начали подгонять под готовую схему исторические факты.

Прежде всего Миллер и Шлецер отказали Рюрику в княжеском титуле. Получалось, что новгородцы пригласили править собой неизвестного случайного морского разбойника. Далее Байер вообще усомнился в достоверности летописного сообщения о приходе на Русь трех варяжских князей, так как счел братьев Рюрика вымышленными персонажами. Он попытался вывести имена Трувора и Синеуса от скандинавских речевых оборотов, которые летописец по невежеству якобы просто не смог перевести, тогда как на самом деле «тру-вор», будто бы, означает верная дружина, а «сине- хус» - свой дом.

Пытаясь противопоставить русских и славян, антислависты со времен трех немцев-академиков указывают на сочинения Византийского императора Константина Багрянородного, который в X в. описывал днепровские пороги и привел их «славянские» и «русские» названия. Антислависты утверждают, что «русские» названия порогов у Константина явно германского, скандинавского происхождения. Утверждается также, что имена дружинников, самого Рюрика и его наследников тоже скандинавские: Олег - это искаженный скандинавский Олаф или Хельг (святой), Игорь - Ингвар и т.д. Те антислависты, кто все же признает историчность братьев Рюрика, тоже стараются подыскать шведские аналоги их именам. Так, Синеус превращается в Симана, Сигга или Свена, а Трувор - в Тура или Туфа. Сам Рюрик оказывается Эриком, Родериком или Фредриком.

При этом важно подчеркнуть, что последователи норманизма не ограничились поисками скандинаво-русских параллелей в именах и названиях. Они стали доказывать, что само русское государство было создано иноземцами, выходцами с Запада, германцами. Из этого вскоре начали делать далеко идущие выводы о неспособности русского народа к самостоятельному историческому творчеству, о вторичности русской истории по отношению к европейской.

В дореволюционной России на позициях норманизма стояли такие авторы, как Н. М. Карамзин, М. Н. Погодин и некоторые другие. Отдельные его положения можно встретить у С. М. Соловьева и В. О. Ключевского. После революции 1917 г. активным норманнистом выступал главный большевистский историк М. Н. Покровский. Очень популярной, по вполне понятным политическим причинам, норманнская теория стала на Западе. Там она быстро завоевала лидирующие позиции не только в научных и околонаучных кругах, но также легла в основу расистских человеконенавистнических идеологий, в частности - фашизма. В духе норманнской теории о неспособности славян к самостоятельной исторической и государственной деятельности высказывался и сам глава нацистского режима Гитлер, и его министр пропаганды Геббельс, и другие его сподручные. На основании норманнской антиславянской теории нацисты стоили свои агрессивные планы по захвату нашей страны, порабощению и уничтожению наших народов.

Вместе с тем линия Ломоносова в русской исторической науке не исчезла. Последователи русского гения немало потрудились над развенчанием созданных норманнистами мифов. В дореволюционной России славянскую теорию развивали, например, такие историки, как Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др. Уже в XIX в. они опровергли несостоятельность многих аргументов антиславистов. В частности, названия Днепровских порогов из скандинавских языков никак не могут быть объяснены, но зато имеют понятные смыслы и значения в кельтских, иранских, тюркских и даже славянских языках. Те немногие названия Днепровских порогов, которые можно отнести к германским, вовсе не обязательно должны быть шведскими. Скорее они восходят к тем временам, когда в этих местах обитало германское племя готов.

Уже Иловайский и Гедеонов показали, что имя Рюрик широко известно у славян, никогда не соприкасавшихся со скандинавами. Оно встречаются в именах старейших чешских родов, это же имя мы находим среди князей другого западнославянского племени - поморян. Интересно, что Рюрик - это не просто имя, но еще и название западнославянского племенного союза бодричей (ободритов), откуда и происходил наш летописный князь Рюрик, а также название их столицы: ставший впоследствии Мекленбургом, в славянские времена город назывался Рерик (другое произношение - Ророг). При этом у скандинавов имя Рюрик - просто набор ничего не значащих звуков, а у бодричей, как упоминалось выше, оно означало сокола. Поэтому гербом династии Рюриковичей был атакующий сокол.

То же касается и других «скандинавских» имен. Так, с Русской равниной, а не Скандинавией имеют явные параллели имена Олега и Ольги. Иловайский указывал на связь их имен с названием великой русской реки Волги, и действительно - в русских летописях и былинах их иногда зовут Вольг и Вольга. Имя Олег-Вольг выводят также от понятий «волхв» («жрец») и «волк» (тотемное животное). Это, к слову, дополнительно проясняет летописное определение Олега как Вещего, т.е. как волхва-прори- цателя. Не имеет отношения к Скандинавии также имя князя Игоря. Его корень «иг-инг-иж-из» встречается в нескольких сложносоставных славянских именах, таких как Иггивлд, Иигослав, Ижослав, Изяслав и др.

Сторонникам славянской теории удалось убедительно вскрыть ошибочность утверждений о скандинавском происхождении имен братьев князя Рюрика - Трувора и Синеуса, поскольку понятия «верная дружина» и «свой дом» на древних скандинавских языках звучат и пишутся совершенно иначе. К тому же братья Рюрика Синеус и Трувор встречаются не только в русских, по также и германских средневековых источниках. Не так давно современный российский историк В. И. Меркулов опубликовал генеалогическое древо ободритских правителей, потомки которых долгие годы правили в немецком Мекленбурге (даже тогда, когда независимых государств полабских славян уже не осталось) . В основу его публикации был положен основательный труд немецкого автора XVIII в. Самуэля Бух- гольца. В адаптированном виде генеалогическое дерево ободритских правителей приведено на рис. 1.1.

В наши дни антинорманисты усилили аргументацию дореволюционных авторов. Так, живущая в Швеции историк Лидия Грот показала, что во времена Рюрика в Скандинавии земли с названием Roslagen просто не существовало. Тогда на этом месте еще плескалось море, а суша образовалась не ранее XIII в. в результате сложных геологических процессов. Еще раньше историк Л. Г. Кузьмин показал, что название Русь широко встречается по всей Европе, причем даже там, где ни о каком скандинавском влиянии не может быть речи.

Так, на Востоке континента имя «Русь», помимо Поднепровья, известно в Прикарпатье, Приазовье и даже в Прикаспии. В Балтийском регионе встречаются четыре Руси: устье реки Неман, побережье Рижского залива и западная часть Эстонии (Роталия - Руссия), а также знаменитый остров Рюген (Руян). В Подунавье, на территории нынешней Австрии и северных районов Югославии, в V-VIII вв. существовало некое образование, которое называлось Ругия или Ругиланд (земля ругов - руссов). Именно оттуда «Повесть Временных лет» Нестора выводила полян - русь и всех славян. Еще две Руси существовало па границе Тюрингии и Саксонии. Это Рейс и Рейсланд (Русская земля).

Рис. 1.1.

Не выдерживают критики и другие аргументы антиславистов, в частности теория, согласно которой торговый путь из варяг в греки был проложен скандинавами - их корабли (драккары, в переводе - драконы) были приспособлены для морских путешествий и совсем не подходили для плаваний по рекам, тем более порожистым. А вот корабли славян - ладьи - были для наших рек приспособлены отлично.

Неубедительно звучат теории норманистов, согласно которым скандинавы князь Олег и князь Игорь, подписывая договоры с иностранцами, клялись почему-то не Одином и Тором, а Перуном и Велесом. Вопреки утверждениям норманистов, не могли скандинавы основать Новгород, Ладогу, Изборск, Псков, Суздаль и другие славянские города, так как просто не умели их строить - в Швеции города появляются только в XIII в., тогда как Русь у иностранцев уже в древности была известна как страна городов - Гардарика. Русские даже внешне выглядели совсем не так, как скандинавы. Предметом гордости последних были окладистые бороды и длинные волосы. Для древних русичей длинная борода являлась признаком рабского состояния, а длинные волосы, считали они, украшают только женщин. Сами русы носили лишь усы, волосы сбривали, оставляя небольшую прядь волос.

Свой вариант критики норманнской теории развивала советская историческая наука. Первоначально историки СССР разделяли постулаты норманизма отчасти потому, что в трудах К. Маркса имелось положение о норманнском периоде в русской истории. Но в 1930-х гг., когда различные левацкие группы в науке и самой большевистской партии потерпели поражение, господствующим направлением в нашей стране становится антинорманизм. Стоит подчеркнуть, что отторжение взглядов о германских истоках русского государства в СССР происходило в условиях нарастания нацистской угрозы.

Советские историки, чтобы не вступать в полемику с К. Марксом и официальной идеологией правящей партии, не стали акцентировать свое внимание на историчности, а также этнической принадлежности Рюрика. Вместо этого в центре их исследований оказались общие условия политогенеза (возникновения государственности) у разных народов, в том числе у восточных славян. Советские историки доказали, что норманны не могли принести на Русь государственность, так как находились на более низкой ступени цивилизационного развития. В то же время они указали на шедшие в восточно-славянском обществе процессы имущественного расслоения и классообразования, которые неизбежно должны были привести и привели к появлению Древнерусского государства.

Что касается решения советской исторической наукой вопроса о происхождении названия Русь, то господствовала точка зрения, согласно которой название «Русь», «Русская земля» первоначально относилось к территории южнорусской земли, Среднему Поднепровыо . Как показал В. В. Мавро- дин, в летописях наименование «Русь», «Рось» встречается в двух разных значениях. В широком смысле слова «Русь» обозначает все земли восточных славян, вошедшие в Новгородско-Киевскую державу. Но существовало и более узкое значение этого названия, когда Русью называли землю племени полян, противопоставляя другим русским землям, в том числе даже Новгороду. Так, судя по новгородским летописям, для новгородцев ехать в Киев означало ехать на «Русь», а возвращались они к себе в «Новгород», а не в «Русскую землю».

Б. А. Рыбаков в своих выводах шел еще дальше и выделял еще более узкое значение названия «Русская земля», «Русь». В этом случае «Русью» именовалась небольшая область в виде треугольника, основанием которого является Поросье, т.е. течение реки Роси и ее притока Росавы, вершиной - Киев, а одной из сторон - правый берег Днепра. Таким образом, название Русь является не скандинавского, а приднепровского происхождения, как и полагал в свое время Ломоносов.

  • См.: Фомин В. В. Начальная история Руси. М., 2008. С. 10 и др.
  • Подробнее см.: Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости? (Генеалогическаяреконструкция по немецким источникам). М., 2005.
  • Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства:Историко-географическое исследование. Монголы и Русь: История татарской политикина Руси. СПб., 2006. С. 9.

Специфика культурных ценностей вовсе не означает, что Российское государство возникло и развивалось особым, совершенно отличным от других государств путем. Нет, те законы развития государства, которые были присущи всем государствам, прослеживаются и в России, правда, действие их проявлялось несколько иначе. Начало государственности у восточнославянских племен относится к VIII-IX вв.

Н.э., когда происходит переход от присваивающей к производящей экономике, возникает имущественное неравенство. В это время на территории расселения славян возникают города-государства, в которых для организации их жизнедеятельно - сти были: аппарат управления (народное собрание, совет); город- екая община, т.е. территориальная организация, объединявшая уже не кровных родственников, а соседей; органы принуждения (дружина во главе с князем). С XI в. последствия неолитической революции, т.е. использование металлических орудий труда, общественное разделение труда, приводят к выделению ремесленников, купцов, дружинников, городской администрации. В дальнейшем среди славянских городов-государств выделяются Новгород, Ладога, Киев, вокруг которых и стала формироваться славянская государственность. Следовательно, внутренние социально-экономические процессы создают предпосылки формирования государственности.

Правда, существует иная, норманская версия возникновения государств на Руси. Согласно легенде, которая была внесена в летопись значительно позже происходивших событий, в 862 г. новгородские славяне и кривичи, устав от внутренних распрей и беспорядков, решили найти достойного правителя в чужих землях. Они отправились за море к соседям-варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И вызвались три брата со своими родами и дружиной. Старший из братьев, Рюрик, стал княжить в Новгороде, второй брат, Синеус, - в Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. После смерти в 864 г. Синеуса и Трувора Рюрик стал полновластным правителем Новгородской земли и основал первую династию русских князей и царей. Необходимо отметить, что более достоверным историческим лицом, ставшим родоначальником династии Рюриковичей, является Великий князь Игорь, которого летопись считает сыном Рюрика.

Однако исторически государственность у восточных славян возникла раньше «призвания варягов». Что касается Рюрика, то он действительно существовал и правил сначала в Ладоге, а не был призван «из-за моря». Затем он силой захватил власть в Новгороде, воспользовавшись междоусобными распрями местных князей. Следовательно, Российское государство возникло по тем же причинам, что и у других народов, - на основе экономического неравенства, обусловленного переходом от присваивающей к производящей (земледельческой) экономике, использованием металлических орудий труда, выделением земледельцев, скотоводов, ремесленников и купцов, появлением в результате повышения производительности труда имущественного неравенства и, как следствие, появлением классов и государства, примиряющего противоположные интересы общинников-земледельцев.

Но экономическому неравенству предшествовало политическое неравенство, вызванное особенностями цивилизационного развития.

Так, на развитие Российского государства оказали существенное влияние размеры его территории и географическое положение. Территория будущего централизованного государства находилась в зоне сплошных лесов, заболоченных земель с подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами. На севере вдоль Северного Ледовитого океана простиралась тундра, а на юге - лесостепь, переходящая в степь. Недостаток влаги, которая выпадала в виде дождей в течение двух-трех месяцев, часто приводил к засухе.

Если в Западной Европе в распоряжении крестьянина было восемь-девять месяцев, благоприятных для сельскохозяйственных работ, то русский крестьянин должен был вырастить и собрать урожай зерна в течение че- тырех-пяти месяцев.

Суровый климат, низкая урожайность, ограниченность крестьянской запашки во многом предопределили коллективные формы ведения хозяйства. Поэтому в России сложились прочные общинные традиции, которые поддерживали помещики и государство. Община олицетворяла для крестьянина общество, справедливость, ибо без общины он не мог выжить. Объединить усилия многочисленных общин могло лишь сильное централизованное государство. Этим было вызвано выделение политического класса, монопольно осуществляющего функцию управления. Наличие власти над зависимым населением открывало правящему классу доступ к богатству.

Огромную роль в формировании российской государственности сыграло христианство, принятое в 988 г. Оно более всего соответствовало сложившемуся укладу жизни крестьянской общины, где интересы общества ставились выше интересов отдельно взятого человека.

Кроме этого, следует отметить, что обширная территория обусловила экстенсивный путь развития народного хозяйства, т.е. развитие не за счет совершенствования качества труда, культуры производства, а благодаря вовлечению дополнительной рабочей силы и освоению новых территорий, полезных ископаемых. Это могло происходить только при наличии сильного государства.

Необъятные просторы России всегда манили к себе завоевателей. Достаточно сказать, что в XV! в. Русское государство воевало 43 года, в XVII в. - 48, а в XVIII в. провело в войнах 56 лет. Для защиты территории требовались значительные вооруженные силы и большие расходы на их содержание.

Все эти факторы объясняют причину формирования в России культа государства, причем государства автократического типа. Кроме того, не следует забывать и о почти 300-летнем периоде, когда Русь находилась под властью татаро-монгольских завоевателей, что нарушило нормальное развитие российской государственности.

В этот период произошло заимствование отдельных элементов государственности у Золотой Орды.

В сознании рядовых общинников государство ассоциировалось с заботливым отцом, в роли которого выступал князь, царь, монарх. Их власть обожествлялась, наделялась такими качествами, как справедливость, благочестие, непогрешимость, милосердие, забота о подданных. Государство опиралось на прочный союз монарха и церкви.

Следовательно, в основе абсолютистского характера государственной власти лежит согласие властвующих и подданных. Как справедливо отмечал русский мыслитель-революционер А. И. Герцен (1812-70): «Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением. От того-то, где бы русский ни жил на огромных просторах между Балтикой и Тихим океаном, он прислушивается, когда враги переходят границу, и готов идти на помощь Москве так, как шел в 1612 и 1812 годах».

Справедливости ради следует отметить, что Россию, которая к XVIII в. по форме государственного устройства была империей, трудно охарактеризовать термином «империалистическая держава». Все народы, входящие в нее, были носителями государственности, а сама Российская империя была государством не только для русских. Поэтому традиционное для западных империй деление на «метрополию» и «колонии» в России отсутствовало. Российская империя была союзом различных народов, которых объединяло сильное государство.

Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства.

http://potolkihouse.ru/

Возникновение древнерусского государства кратко

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Самые распространенные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Норманская теория повествует том, что государство смогли организовать варяги, которые в свое время были призваны на престол. Речь идет о братьях, о которых было сказано выше. Стоит отметить, что эта теория берет свое начало в «Повести временных лет». Почему именно варяги смогли организовать государство? Все дело в том, что славяне якобы поссорились между собой, не сумев прийти к общему решению. Представители норманской теории говорят о том, что русские правители обратились за помощью к иноземным князьям. Именно таким образом варяги установили государственный строй на Руси.

Антинорманская теория

Антинорманская теория гласит о том, что государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам. Многие исторические источники говорят о том, что государственность восточных славян имела место до варягов. На тот период исторического развития норманны находились ниже славян по уровню политического развития. Помимо этого, государство не может возникнуть в один день благодаря одному человеку, это результат продолжительного социального явления. Автохтонная (иными словами, славянская теория) получила развитие благодаря своим приемленикамам - Н.Костомарову, М.Грушевскому. Родоначальником этой теории является ученый М.Ломоносов.

Другие известные теории

Помимо этих наиболее распространенных теорий, выделяют еще несколько. Рассмотрим их более подробно.

ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ возникновения государства говорит о том, что в мире существовало 2 отдельных вида руссов - жители Рюгена (русы-ободриты), а также причерноморские русы. Некие ильменские словены пригласили руссов-ободритов. Сближение руссов произошло именно после объединения племен в одно государство.

КОМПРОМИССНАЯ теория иными словами называется славянско-варяжской. Одним из первых приемлиником такого подхода к образованию русского государства стал исторический деятель Ключевский. Историк выделял некую городовую область - раннюю местную политическую форму. Речь идет о торговом округе, которым управлял укрепленный город. Варяжские княжества он называл второй местной политической формой. После объединения варяжских княжеств и сохранения самостоятельности городовых областей получилась еще одна политическая форма, названная великим княжеством Киевским.

http://mirakul.ru/

Помимо этого, существует теория, получившая название индо-иранской. В основе этой теории мнении о том, что рос и рус - это абсолютно разные народности, которые возникли в разное время.

Видео:Рюрик. История государства Российского

Читайте также:

  • Древняя Русь - государство, о котором уже написано множество книг, а также снято не один фильм. Стоит отметить, что древнерусское государство прошло достаточно долгий и нелегкий пусть становления. Многие слышали о том, что существует центристская теория происхождения древнерусского

  • Древняя Русь - великое государство, где большое значение уделяли развитию музыки. Именно поэтому древнерусские музыкальные инструменты - это очень интересная тема.

  • Согласно определенным исследованиям стало известно, что древнерусские руны изначально воспринимали в качестве отдельных знаков письменности. Стоит отметить, что в начале XIX века под этим названием понимали исключительно германскую письменность. Итак, давайте рассмотрим основные отличия германских

  • Не секрет, что формирование древнерусской церковной литературы началось после такого процесса как христианизация. Согласно определенным данным, грамотность на Руси появилась благодаря Болгарии, после того как прошел всем известный религиозный акт в 998 году. Эта версия оказалась не совсем

  • Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее

  • Не секрет, что древние цивилизации существовали несколько тысяч лет, за это время они существенно повлияли на научное, а также культурное развитие человечества. Стоит отметить, что культурное наследие древних цивилизаций - это достаточно богатая, а также материальная культура. Если говорить о

История [Шпаргалка] Фортунатов Владимир Валентинович

6. Зарождение российской государственности

В записи о 862 г. летопись «Повесть временных лет» (XII в.) фиксирует зарождение российской государственности , связывая это событие с призванием (выбором) варяга Рюрика на правление. В IX–XI вв. восточнославянские племена (поляне, словене, древляне, кривичи и другие), объединенные в раннефеодальное государство , заняли всю современную европейскую часть России. Государство Древняя Русь было признано Византией и другими соседними государствами (Польша, Венгрия и др.). В 988 г. Владимир I принял христианство из Византии. При Ярославе Мудром в XI в. оформилась Русская Правда , свод норм древнерусского права.

В Древней Руси главой раннефеодальной монархии был великий князь киевский из рода Рюриковичей. Он опирался на боярство и дружину, но считался с позицией веча , народных собраний, действовавших в большинстве русских городов. Наряду с княжеской дружиной во время крупных военных конфликтов собиралось народное ополчение.

Земля, водные ресурсы, леса и другие богатства в Древней Руси считались собственностью государства. Землю как главную ценность великие князья за службу передавали в частную собственность. Князья и бояре становились вотчинниками , передавая землю (свой феод) как частную собственность от отца к сыну. На земле работали как свободные общинники, так и зависимые люди (закупы, рядовичи, холопы).

Князья, бояре, дружинники (старшие и младшие) составляли опору великого князя, правящий слой общества, осуществляли управление по поручению великого князя или самостоятельно, выполняли административные, военные, судебные, дипломатические и иные функции и вместе с великим князем контролировали значительную часть внешней торговли. В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» руководили старейшины, старосты , общий сход. Общинники (сельские жители) и горожане совместно (коллективно) использовали пахотную землю и другие угодья.

Купцы, торговцы, ремесленники играли важную роль в жизни многочисленных русских городов: Новгорода, Пскова, Киева, Владимира, Суздаля, Смоленска, Полоцка и других.

На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи. С принятием христианства стали распространяться письменность, образование, летописание, строительство каменных храмов с иконами, фресками, мозаикой, церковное пение и многое другое. К XII в. сложилась самобытная русская художественная культура. От домонгольского периода сохранились Софийские соборы в Новгороде, Киеве и Полоцке, храмы во Владимире и Суздале, творения русской литературы - «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве» и др.

Древнерусские земли даже в период феодальной раздробленности (с конца XI в.) сохраняли широкие международные связи, в основном с европейскими странами.

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 43. СТАНОВЛЕНИЕ СУВЕРЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ С ПРЕЗИДЕНТОМ, НО БЕЗ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Реформы в стране начинались в обстановке полного взаимопонимания всех трех ветвей власти: законодательной (Съезд народных депутатов, Верховный Совет РФ),

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Преемственность Российской государственности 1. Древняя Русь, IX–XI вв.2. Киевская Русь, XI–XII вв.3. Владимиро-Суздальская Русь, XII–XIV вв.4. Великое княжество Московское, XIV–XV вв.5. Московское государство (Московское царство с 1547 г., Великорусское государство, Русское

Из книги Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса автора Милов Леонид Васильевич

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 1. Итак, природно-климатический фактор имел важнейшее влияние на характер и темпы развития человеческого общества вообще и на характер и темпы развития тех или иных его социальных формирований, охватывающих племена или

Из книги Ислам в Аравии (570-633) автора Большаков Олег Георгиевич

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Первые шаги новой российской государственности Россия на пороге радикальной экономической реформы. В декабре 1991 г. Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Союза вступила на путь самостоятельного существования.Падение союзного центра требовало

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ЭПОХА «СТАРЫХ ДВОРЦОВ». ЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ К 1900 г. до н. э. жизнь минойского общества меняется, оно вступает в эпоху дворцовой цивилизации. Первые, так называемые старые, дворцы возникли на месте нескольких старинных цитаделей в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро

Из книги Изгнание норманнов из русской истории. Выпуск 1 автора Сахаров Андрей Николаевич

Сахаров А.Н. Рюрик, варяги и судьбы российской государственности Печатается по изданию: Сборник РИО. Т.8 (156). Антинорманизм. - М.,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

23.2. Общественно-политическое развитие и становление новой российской государственности Трудности и издержки экономических реформ начального этапа суверенного развития России резко усилили политическую борьбу в стране и отразились на взаимоотношениях исполнительной

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в. РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ В XVII в. в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII в. носил черты

автора

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Исчезновение СССР с политической карты мира, демонтаж социализма в восточно-европейских странах в конце XX в. стали явлением планетарного масштаба, оказавшим влияние на все стороны общественной жизни

Из книги Россия: движение вспять. От государственного социализма к периферийному капитализму автора Корнеев Владимир Владимирович

§ 3. Характерные особенности российской государственности Предварительные размышления о государственном устройстве СССРВ современных российских учебниках по обществознанию выделяют три типа государственного устройства: демократическое, авторитарное и

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

5. Укрепление российской государственности 5.1. Национальный состав и административно-территориальное устройство. По Всероссийской переписи 2002 г. постоянное население нашей страны насчитывает 145,5 млн человек (по переписи 1989 г. – 147 млн) – представителей около 150 наций

Из книги Большая ложь автора Максимов Анатолий Борисович

Приложение 2 Хроника германских и американских планов ликвидации Российской государственности (30-60-е годы) 1938. «Мюнхенский сговор». Проводится политика Англии, Франции и США по способствованию восстановлению военно-промышленного потенциала Германии, непротивление ее

Из книги Путин. Замковый камень российской государственности автора Винников Владимир Юрьевич

Александр Проханов. Замковый камень российской государственности Ясный сокол и чёрный ворон По некоторым сведениям, дочь Ельцина Татьяна Юмашева покинула Россию и переселилась в Австрию, на свою виллу, предпочитая, чтобы Россия забыла о ней. И на реке русского времени о

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

План по ослаблению и будущему уничтожению российской государственности Курировал наши «рыночные реформы» Вашингтон, а уж тому только дай возможность уничтожить или хотя бы ослабить геополитического противника. И в дурном сне администрация США не стала бы работать на

Из книги Почему РФ – не Россия автора Волков Сергей Владимирович

Мировая революция против российской государственности В драматических событиях и потрясениях, меняющих облик государств, конечно, есть некоторые закономерности, но ни одна из них не несет в себе неизбежности. Всякое событие может произойти, а может не произойти. Поэтому

Момент возникновения государства нельзя точно датировать, так как имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год - год призвания Рюрика или 882 год - год объединения Киева и Новгорода. Хотя неизвестно когда и как возникли первые княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами. Это значит, что не варяжские предводители организовали Русское государство, а уже существовавшее государство дало им государственные посты.

1. Теория завоевания .

Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления - для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились - Славия, Ортания, Куявия.

Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году - древлян, в 884 году - северян, в 886 - радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань - внутригосударственный налог.

2. Договорная теория .

Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече .

3. Налоговая теория .

Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.


4. Городовая теория (торговая) .

Норманисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).

Против этой теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов (также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», руссы - славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство - продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков. Антинорманисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В ПВЛ есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» («sine hus» - «свой род» - Синеус ) и верной дружиной («thru waring» - «верная дружина» - Трувор ). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев».

Следов варяжского влияния почти не осталось: на 10 тыс. км 2 территории Руси - 5 скандинавских географических наименований, а в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию -150

ПВЛ составлена в конце XI - начале XII веков , в оригинале до нас не дошла. Известный список содержит много противоречий. Летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени русь.

Обе концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез. Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.

Русь было не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.