Средневековый китаец. Особенности государственно-правового развития китая в средние века. Развитие Китая В Средние Века

ачалом средневековья в Китае принято считать эпоху «Троецарствия» (220-265г.), когда империя Хань была поделена полководцами на царство Вэй – север, Шу – юго-запад, и У - юго-восток страны. В этот период складывается китайский этнос, возникает новый среднекитайский язык. «Сильные дома» - крупные собственники земли принимают «гостей» - кэ, беглецов от войны на правах держателей земли. Около 50 лет царства воюют друг с другом, побеждает Вэй. В 265 г. северовэйский полководец Сыма Янь провозглашает себя императором новой династии Цзинь (265-419 г). Долговременному объединению страны помешали два обстоятельства: запустение страны и кочевые племена: сяньби и жужане. Они отторгли у китайцев север страны и бассейн Хуанхэ, только южные районы Китая остались под контролем Цзинь. Начинается эпоха «Северных и Южных династий» (420-581 г.). Северные династии это ассимилированные варвары, создававшие государства по китайскому образцу. Их борьба с югом в краткий промежуток времени утрачивала этнический и приобретала династический характер. Северный полководец Ян Цзянь – основатель династии Суй (581-618 г.) восстанавливает единство страны. Ему наследовал Ян Гуан, начавший строительство Великого канала между Хуанхэ и Янцзы и реконструкцию Великой Китайской стены. Повышение налогов и тяжелая трудовая повинность вызвали мятежи и восстания. Просчет императора во внешней политике состоял в том, что ему не удалось наладить мирных отношений с новыми кочевниками севера – тюрками. Военачальник Ли Юань (полутюрк) в 618 г. свергает императора и основывает новую династию Тан (618-906 г.).

Эпоху Тан делят на два периода. Первый период: VII - середина VIII характеризуется внутренним прогрессом и внешним могуществом империи. В мире не было тогда государства равного империи Тан. Она контролировала пространство от Тихого океана до Аральского моря. Почти весь Великий Шелковый путь был в ее власти. Второй период: середина VIII – начало X в. отмечен постепенным политическим упадком и децентрализацией. В основе могущества Тан лежала монополия на все хозяйственные ресурсы страны, мощная армия и прекрасный государственный аппарат. Страна делилась на 10 провинций, провинции – на округа, округа – на уезды. Уезды состояли из крестьянских общин - пятидворок, выполнявших контрольно-фискальные функции. Во главе администрации стояли назначенные императором и сдавшие экзамены чиновники. Власть императора - «Сына Неба» была неограниченной. Ему помогал Совет из трех палат и несколько ведомств: налоговое, военное, судебное, общественных работ, подбиравшее чиновников, ведавшее учетом земли и населения, следившее за соблюдением обрядов. Особое место занимал независимый инспекторский надзор, он мог подать жалобу на любого чиновника, уличенного в коррупции. Верность императору инспекторы-конфуцианцы соблюдали, пока тот не грешил против принципов «доброго правления». Такая система организации власти существовала в Китае до начала XX в. Сельском хозяйстве переживало подъем на основе надельной системы землевладения, развивались ремесла и торговля, появилось книгопечатании, в военном деле стали использовать порох, в литературе господствовала классическая поэзия, образ жизни основывался на конфуцианской этике.



Восстание губернатора северо-восточной провинции Ань Лушаня в 755 г. стало рубежем, за которым началось ослабление империи. В это же время она уступила контроль над западной частью Великого Шелкового пути арабам. Последовавшие за мятежом реформы первого министра Ян Яня разрешили куплю-продажу земли и означали признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности, с чем не согласились китайские крестьяне. Засуха 873 г. спровоцировала крестьянскую войну под руководством Хаун Чао (881-901 г.). Она закончилась только гибелью вождя, но погибла и империя Тан. 901-960 г. отмечен разделом империи между военачальниками и провинциальными губернаторам и их враждой между собой. Армия, боровшаяся с киданями - новыми варварами, провозгласила императором своего командующего Чжао Куаниня. Ослабленные междоусобицами «сильные дома» не смогли противостоять этому. Начинается эпоха правления династии Сун (960-1279 г.)

В советской исторической литературе (Конрад, Никифоров) высказывалась точка зрения, что III-X в. были эпохой переходной от рабовладения к феодализму. Стабилизация X в. означала, что новая формация утвердилась. Позиция современной науки (Л. С. Васильев) состоит в том, что это понятие искажает смысл исторического процесса на средневековом Востоке и, в частности, в Китае, и от него следует воздерживаться. С экономической и культурной точки зрения жизнь общества в эпоху Сун была насыщенной и активной, появляются казенные мануфактуры, развивается торговое мореплавание. Однако династия контролировала только юг страны. На севере кидании создали по китайскому образцу государство Ляо, на северо-западе тангуты объединились в государство Ся, на северо-востоке чжурчжэни именовали свое государство империей Цзинь. Сунское правительство ежегодно платило им дань серебром и шелком. Конец империи положило монгольское завоевание. Разрушения на юге были умеренными, так как Хубилай уже воспринял идей государственного строительства Елюй Чуцая. Монгольская династия Юань (1271-1368г.) объединила север и юг страны под своей властью и постепенно вернула в аппарат власти китайских чиновников. Не лояльны монголам оказались купцы, страдавшие от инфляции, и крестьяне. Восстание «красных повязок» 1351-1356 г. изгнало монголов из страны, а его вождь бывший пастух Чжу Юаньчжан объявил себя императором новой династии Мин (1368-1644г.). Эпоха Мин практически не знала социальных потрясений. Но с XVI в. процесс концентрации земель в частных руках и обезземеливания крестьянства принял огромные масштабы. Это привело к самой продолжительной и мощной крестьянской войне 1628-1644 г., одним из вождей которого был Ли Цзычэн. Главнокомандующий имперской армией не признал его императором и пригласил манчжуров помочь отбить занятый повстанцами Пекин. Здесь и была провозглашена новая манчжурская династия Цин (1644-1912 г.)

Обзор политической истории средневекового Китая показывает, что государственный строй страны оказался способным к восстановлению после самых тяжелых катастроф. Развитие китайской государственности имело циклический характер смены централизма децентрализацией и восстановления новой правящей династией контроля над страной. Эта цикличность объясняется особенностями социально-экономической организации китайского общества.

Хозяйственная практика Китая.
Надельная система землепользования и ее эволюция

В основе династийных циклов лежали процессы, связанные с эволюцией китайской системы землевладения. Эта система именуется надельной, ее утверждение началось в эпоху Цзинь. Государство, верховный собственник земли в Китае поделило основной земельный массив на наделы. Каждый мужчина получил 100 му (6 га) и выполнял за это зерновую повинность, т.е. отдавал в казну двадцатую, а иногда большую часть урожая, уплачивал налог на продукты домашней промышленности, в основном пряжей, несколько дней в году работал на общественных работах. Женщины, старики и дети также получили наделы, но меньшие, чем мужчины. В эпоху Тан эта система окончательно вытеснила индивидуальное землевладение. Чиновники и старосты вели учет и переделы земли. В 70-летнем возрасте крестьянин отдавал надел в общину, оставляя за собой усадебный участок, сад и огород, а также освоенную им сверх надела целину. Эти участки можно было продавать. Чиновники, как и титулованная знать, тоже получили наделы. Налоги с крестьян они не передавали государству, но оставляли себе. С течением времени практика наследования и отчуждения земли возобновлялась, сильные захватывали наделы и вычеркивали крестьян из податных списков. Начиналась приватизация, казна скудела. Государство не могло справиться с крестьянскими волнениями. Порядок в стране наводили сами крестьяне и столичная бюрократия. Новая династия проводила новый раздел, начинался новый династийный цикл.

В эпоху Мин существовали две категории земель: государственная и частная.Казенныеземли (гунтянъ) входили в в государственный земельный фонд еще во времена Сун и Юань.К ним присоединили земли, конфискованные правительством по приговору суда, школьные земли, императорские поместья, конские пастбища, пригородные земли, клеверные луга, выгоны для скота, земли при императорских усыпальницах и кладбищах. Государственными считались и земли поместий (чжуан тянь) князей, княгинь, заслуженных чиновников и родственников императора, вельмож, евнухов, монастырей, должностные земли чиновников, земли поселений: военных, крестьянских и купеческих. Все остальное это частные земли.

Интенсивное сельское хозяйство Китая велось на основе искусственного орошения. Городское ремесло ориентировалось на экспорт и потребности элиты (бумага, шелковые ткани, тонкая вышивка, фарфор, порох). Китайцы вели активную торговлю как внутри страны, так и с соседями. Наряду с Великим шелковым путем функционировали торговых путей и в Корею, Японию, Вьетнам, Бирму, Сибирь. Оживление внутренней торговли начинается с IX в. Ежегодные ярмарки дополняются цепочками местных рынков. 2-3 раза в неделю в местечках собирались не только торговцы и ростовщики, но наемные писцы, акробаты, фокусники и сказители. Пятидворка посылала на рынок, обычно, по одному человеку. Раннее и активное развитие товарно-денежных отношений, тем не менее, не привело к становлению капитализма. Для этого был необходим целый комплекс условий. Тормозили капиталистическую эволюцию огромные и слабо заселенные внутренние территории, где интенсивность обмена снижалась, снижалась и прибыль торговцев. Политическим препятствием на пути капитализма стало китайское государство. Оно контролировало все виды хозяйственной деятельности, цены и прибыль торговцев, ссудный процент. Не благоприятствовала капитализму и социальная структура средневекового общества.

Социальный строй средневекового Китая.
Специфика господствующего класса:
шэньши и их роль в жизни общества

Средневековое китайское крестьянство (лянминь) не знало крепостного права в форме личной зависимости, оно было надельным, т.е. государственным. К земле государство его не прикрепляло, круговая порука в рамках общины-пятидворки была тем контролером, который препятствовал уходу крестьянина. Однако, если желающему уйти находилась замена, препятствий община не чинила. Крестьянские войны, проходившие под девизом «обновление имен», истребляли чиновников и знать, потерявших меру в деле наживы. Тем самым они выполняли функцию социального регулирования и стабилизации общественной системы.

Проблема особенностей развития китайских городов и горожан изучена недостаточно. Известно, что в них проживали около 10% населения, но в отличие от европейских городов они не пытались утвердить себя как самостоятельная политическая сила. В них проживали чиновники, воины, учащиеся конфуцианских школ, купцы и ремесленники. Наиболее бесправными были купцы, поскольку торговля и накопление денег считались в традиционном Китае недостойными занятиями. На деле с помощью денег они устанавливали негласные союзы с бюрократией, добивались назначений и смещений в правительствах разных уровней. Положение ремесленников также не было высоким. Их объединения – ханы были не цеховыми организациями, а специализированными торговыми рядами. Ремесло и мелкая торговля не были разделены. Старшина хана следил за настроениями людей, собирал налоги, подавлял недовольство, словом был включен в систему централизованной государственности.

Специфика правящего класса средневекового Китая состояла в том, что здесь не было аристократии. Титулованная знать это члены императорской семьи и его фавориты. Состав этой группы менялся вместе со сменой династии. Дети не наследовали титула своих родителей, степень их знатности понижалась на ступень. Подлинная китайская элита это шэньши или мандарины (советники). Их высокое положение в обществе было связано не с силой или богатством, а с обладанием знаниями. В Китае практиковалась экзаменационная система замещения должностей. Первый экзамен давал степень сюцая – учителя; второй – цзюйжэня, чиновника в органах власти окружного и провинциального уровня. Самые высокие государственные посты занимали цзинши, сдавшие третий экзамен. К экзаменам мог быть допущен любой человек, окончивший конфуцианскую школу и имевший справку о том, что в его семье не было людей позорных профессий. Подобный метод формирования элиты общества называют меритократией. Его следует признать демократичным. В средневековом Китае не было жестких социальных барьеров, а социальная мобильность была достаточно высока. Правящий класс Китая не мог накапливать и передавать из поколения в поколение накопленное, что осложняло судьбу капитализма в стране. Не было у него и идеологических предпосылок, которые в Европе создала Реформация. Конфуцианская идеология не почитает богатство и не санкционирует наживу. В системе ценностей более значимы образование и знания.

Термин «средневековый Китай» не известен настолько хорошо, если сравнивать его с Западной Европой, поскольку в истории страны не было как такового четкого разделения на эпохи. Условно принято считать, что начался он в третьем столетии до нашей эры с правления династии Цинь и продолжался более чем две тысячи лет до конца правления династии Цин.

Царство Цинь, которое являлось небольшим государством, расположенным на северо-западе страны, аннексировало территории нескольких царств на южных и западных границах, преследуя четкие политические цели, направленные на консолидацию власти. В 221 году произошло объединение страны, до этого состоящей из множества разрозненных феодальных владений и в историографии упоминаемой как «древний Китай». История с этого времени пошла по иному пути - развития нового объединенного китайского мира.

Цинь было наиболее культурно продвинутым среди Воюющих царств и самым сильным в военном отношении. Ин Чжэн, известный как первый император Цинь Шихуанди, смог объединить Китай и превратить его в первое со столицей Сяньян (недалеко от современного города Сиянь), положа конец эпохе Воюющих Царств, которая продолжалась несколько веков. Имя, которое взял себе император, было созвучно имени одного из главных и очень важных персонажей мифологической и национальной истории - Хуанди или Желтого Императора. Оформив, таким образом, свой титул, Ин Чжэн высоко поднял свой престиж. «Мы - Первый Император, и наши наследники будут известны как Второй Император, Третий Император и так далее в бесконечной череде поколений», - величественно объявил он. Средневековый Китай в историографии так и принято называть «имперской эпохой».

Во время своего правления Цинь Шихуанди продолжал расширять империю в

Восточном и южном направлении, в конечном счете достигнув границ Вьетнама. Обширная империя была разделена на тридцать шесть цзюнь (военных округов), которыми совместно управляли гражданские губернаторы и военные коменданты, контролировавшие друг друга. Эта система служила моделью для всех династических правительств в Китае вплоть до падения династии Цин в 1911 году.

Первый император не только объединил средневековый Китай. Он реформировал утвердив ее новую форму как официальную систему письма (многие историки считают, что это самая главная реформа из всех), стандартизировал систему весов и мер во всем государстве. Это являлось важным условием для укрепления внутренней торговли объединенных царств, в каждом из которых существовали свои стандарты.

В течение периода господства династии Цинь (221-206 до нашей эры) многие философские школы, чьи учения в той или иной степени противоречили имперской идеологии, были объявлены вне закона. В 213 году до нашей эры все труды, содержащие подобные мысли, включая работы Конфуция, были сожжены за исключением копий, которые хранились в императорской библиотеке. Многие исследователи соглашаются с утверждением, что именно в эпоху правления династии Цинь появилось название империи - Китай.

Достопримечательности того периода известны во всем мире. В ходе археологических раскопок на месте захоронения первого (недалеко от Сианя), начатых в 1974, обнаружились более шести тысяч терракотовых фигур (воинов, лошадей). Они представляли обширную армию, которая охраняла могилу Цинь Шихуанди. стала одним из величайших и самых захватывающих археологических открытий в Китае. В хронологических записях захоронение императора описывалось как микроверсия его империи с созвездиями, нарисованными на потолке, текущими реками, созданными из ртути. Цинь Шихуанди приписывают создание В эпоху Цинь было построено несколько защитных стен на северной границе.

Средневековый Китай начал приходить в упадок с расширением европейской торговли опиумом, которая явилась причиной дестабилизации в обществе и привела в конечном итоге к (1840-1842; 1856-1860).

В отличие от средневековой истории Европы, которая может быть периодизирована этапами становления, утверждения, расцвета и разложения феодального способа производства, Китай указанной эпохи переживал неоднократные взлеты и падения, что внешне выражалось в смене династий в рамках все того же АСП. Поэтому династическая периодизация китайской истории имеет под собой не только внешние, но и внутренние основания.

От "Исторических записок" Сыма Цяня до 1911 г. Китай знает 25 династических историй. Династическая периодизация средневекового Китая выглядит следующим образом:

Ø III-VI вв. - эпоха смуты (гунны, Троецарствие, эпоха Северных и Южных династий) после падения династии Хань;

Ø 589-618 гг. - династия Суй;

Ø 618-907 гг. - династия Тан;

Ø 907-960 гг. - эпоха смуты, пяти династий и десяти царств;

Ø 960-1279 гг. - династия Сун;

Ø 1279-1368 гг. - династия Юань (монгольская);

Ø 1368-1644 гг. - династия Мин.

Ø Династическая история Китая завершается маньчжурской династией Цин (1644-1911 гг.).

Благодаря развитой традиции историописания династии оставили после себя огромное количество документов и трактатов (в одном только архиве Гугун 9 млн. единиц хранения по эпохам Мин-Цин). Если трактаты в той или иной степени фальсифицируют историю, то документация позволяет восстановить истину в значительной степени. Дополнительным основанием для изучения истории Китая по династическому принципу является наличие общих для всех династий закономерностей развития в рамках династического цикла.


I этап - внутреннего мира и внешнеполитической активности.

Верховная государственная собственность на землю обеспечивает нормальное функционирование общественно-политического организма и правление в соответствии с конфуцианскими канонами. Тайные общества активной деятельности не ведут, ограничиваясь предсказаниями грядущих бедствий.

II этап - усиление внутриполитической напряженности и ослабление внешнеполитической активности.

Экспансия помещичьего землевладения на все новые площади с/х угодий, переход местного чиновничества под контроль "сильных домов" и ослабление центральной власти, уменьшение доходов казны, усиление социальных противоречий. Последствия:

Раскол правящего класса на коррумпированных консерваторов - ставленников "сильных домов" и реформаторов, требующих ликвидации накопившихся пороков, т. е., роли "сильных домов" в экономике и политике. Борьба двух фракций шэньши идет с переменным успехом, иногда многие десятилетия, на фоне падения авторитета власти в массах;



Активизация тайных обществ внутри страны в связи с ростом количества "горючего материала" из числа обезземеленных и подвергающихся усиленной эксплуатации арендаторов и надельных крестьян;

Активизация кочевников вне страны, т. к. именно в эпохи социально- политической нестабильности в Китае можно его как максимум покорить и как минимум удачно пограбить.

III этап - упадок и гибель династии под воздействием ряда факторов:

Сочетание крестьянских восстаний под руководством тайных обществ и вторжений кочевников компрометируют династию в военном отношении;

Патриотически настроенные шэньши-реформаторы примыкают к руководству крестьянским движением и дают им политическую доктрину:

а) Император потерял Мандат Неба, который перешел к лидеру повстанцев из числа одного из руководителей;

б) шэньши навязывают повстанцам традиционно-конфуцианские представления о будущем государственном устройстве.

Другая часть бюрократии и "сильные дома" вступают в альянс с кочевниками против восставшего крестьянства.

Последствия гибели старой династии могут быть двоякими:

Или новый император из числа победивших крестьян положит начало новой китайской династии на конфуцианских принципах;

Или новый император из числа кочевников даст начало иноземной династии, которая вынуждена будет учитывать конфуцианские традиции китайского общества.

Новая династия, как правило, начинает свою деятельность с восстановления верховной государственной собственности на землю, что становится основой для повторения аналогичного династического цикла. Революционных изменений в классическом смысле этого слова смена династий не несет, так как конфуцианство возвращает социально-политические отношения к прежнему состоянию. Любопытно, что в период упадка и гибели, когда местное самоуправление держит круговую оборону от всех в отсутствие единственно признанной власти, крестьянство может десятилетиями не платить положенных налогов. Пришедшая к власти национальная китайская династия на первом этапе своего становления и утверждения также начинает с упорядочения и уменьшения налогового пресса.

16. Материальная культура средневекового Востока

По своей сущности, средневековая эпоха была феодальной и развивалась в двух мало схожих вариантах: один - государства запада; другой - средневековые цивилизации востока, среди которых конфуцианская цивилизация (Китай); Япония; индийское государство, цивилизация монголов и ближневосточный исламский мир.

1. Средневековый Китай

Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это происходило с крушением великих империй прошлого на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал древний. Но изменения все-таки происходили. Зарождение здесь феодальных отношений историки датируют временем от XI до IV в. до н.э., хотя считается, что развитие они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение, а новые общественные формации возникали в их своеобразном, “восточном”, варианте. Серьезные изменения шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства.

В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551--479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью китайской цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями. Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества. Конфуцианство - это спасение на земле Конфуцианство -- очень “земная” религия. Рациональность и практицизм выражены в нём настолько сильно, что некоторые ученые вообще не считают его религией в полном смысле слова. Методы управления государством, регулирование отношений между разными социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, которым должен следовать человек, -- вот что в первую очередь интересовало средневековых последователей Конфуция.

Этап централизации Китая был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в. Эра же истинного его расцвета связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало Х в.) и династией Сун (X--XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло, торговля, изящные искусства, и особенно - поэзия.

Слабый народ -- сильное государство: основной лозунг средневекового Китая. Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье, персонифицировалась в лице императора. Все остальные социальные слои, на какой бы ступени иерархической лестницы те не стояли, являлись непосредственно его подданными. Поэтому в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета; единственным сюзереном было государство. Кроме того, в Китае была распространена система коллективной ответственности. Так, за преступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне подвергался наказанию, если на его территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались и уездные чиновники. Однако установка на коллективизм имела и обратную сторону. В Китае огромную силу приобрели семейно-клановые связи, освященные и возвеличенные конфуцианством.