Племенные старейшины у монголов. Монголы. План урока теоретического обучения

ГЛАВА 9. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ

§ 1. Рождение монгольской державы

В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведе­ния доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вско­ре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монго- ло-татары.

О зарождении и развитии монгольского государства надо сказать осо­бо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории.

Во второй половине XII - начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные мон­гольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя даю потом обобшенное имя всему монгольскому госу­дарству. Татары были другим здешним племенем, кочевавшим в районе озера Буир-Нур. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под их началом. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Ру­си именно это название - «татары» закрепилось за народами нового госу­дарства.

Во второй половине XII в. среди монгольских племен, с учетом коче­вой специфики, происходили примерно те же социальные процессы, что и в Западной Европе в V-VII вв., у восточных славян - в VIII-IX вв. Шло разложение первобытнообщинных отношений, появлялась частная собст­венность; хозяйственной основой монгольского общества стал уже не род, а отдельная семья. Это изменило весь уклад жизни монголов. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов За­падной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Основная часть монгольских племен, в первую очередь те, кто жили на юге, в степных районах, были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были несметные табуны коней, стада рогатого скота, овец. Се­верные племена, жившие в лесостепной и лесной полосе, в основном зани­мались охотой, звероловством, рыбной ловлей. На огромных пространст­вах монгольских земель не было равномерного развития отдельных пле­мен. Южные племена были наиболее развиты в хозяйственном отношении, наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные паст- биша давали здесь возможность отдельным семьям выделяться в хозяйст­венном отношении. В первую очередь такую возможность получали пле­менные вожди-ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота, которые либо пу­тем насилия, либо путем купли, заклада захватывали себе лучшие, наибо­лее удобные пастбища. Так формировалась племенная знать, племенная верхушка во главе с ханом. Основная часть скотоводов-аратов все чаще по­падала в зависимость от богатой верхушки монгольского общества.

Раньше монголы кочевали общинами - «куренями», или «кольцами», которые насчитывали до тысячи кибиток. В центре такого кочевья находи­лась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями-аилами, хо­тя в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет на­копленных богатств нанимать к себе на службу дружинников-нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров, которые помо­гали осуществлять контроль над собственным племенем, являлись ударной силой племени во время войн. И в этом смысле монгольское общество на­поминало европейцев.

С самого начала развитие государственности у монголов, т. е. появле­ние власти ханов, знати, нукерской гвардии, носило военизированный ха­рактер. Это не зависело от психологии народа, а объяснялось закономер­ностями складывания хозяйства, развития монгольского общества.

С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников, побывавший в их среде, писал: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастачи крепкими, ловки­ми, смелыми. Начало социального расслоения общества, появление все­сильных и богатых ханов, нойонов, складывание нукерских дружин в пол­ной мере использовали бытовые особенности жизни монголов - их воен­ную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, способный покрывать огромные расстояния.

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась меж­племенная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Лидерами здесь стали степные, более развитые, лучше сна­ряженные и вооруженные племена. Те, кто побеждач, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту по­ру перехода от первобытнообщинного строя к государству захватил мон­гольское общество. Точно так же как рождение государства Русь сопровож­далось кровопролитными войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой - такие же процессы протекачи в монгольской среде второй половины XII - начала XIII в.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей, богатуру (герою) Есугэю из племени тайджиут, удалось объединить под своей ачастью большинство монгольских племен. В ту пору в его семье в 1155 г. родился старший сын Тэмучэн (Тэмуджин, Темучин), будущий Чингисхан. Однако Есугэй не долго был наверху. Враждовавшие с ним та­тары сумели отравить его. После этого улус Есугэя распался. Его дети были малолетними, не нашлось крепкой руки, чтобы поддержать его непрочную власть. Нукеры Есугэя разошлись к другим вождям.

Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по мон­гольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину и приступить к воссозданию отцовских завоеваний. К 1190 г., ко­гда ему не было и 30 лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон хана - «Хамаг монгол улуса», т. е. хана всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрас­судства. Современники рассказывают, как, будучи еще совсем молодым человеком, он бежал из плена с тяжелой деревянной колодкой на шее, а за­тем, скрываясь от врагов, просидел долгое время под водой, ухитрившись дышать ртом, чуть выступавшим над водной гладью.

Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, лавировать, от­ступать, когда этого требовали обстоятельства. Известно, что он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в политической интри­ге против себя.

Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии - все взрослое население делилось на «тьмы» (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с айлой, т. е. семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на «ночную» и «дневную», окружил се­бя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких натогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племе­на, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар, убившее его отца.

На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204-1205 гг. Тэму­чэн был провозглашен великим каганом и получил титул Чингисхана - «великого хана». Тем самым ему удалось объединить монголов в единое централизованное государство. Таким образом, в ту пору, когда Русь раз­диралась политическими усобицами, за тысячи километров от нее ковалась новая могучая централизованная империя с сильной подвижной армией, с талантливым, решительным, беспощадным властелином.

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБПОУ "Красноярский колледж отраслевых технологий и предпринимательства"

Татришвили Юлия Владимировна

План урока теоретического обучения

Дисциплина: История

Профессия: Автомеханик

Тема : Монголо-татарское нашествие

Цель: создать условия для развития ключевых компетенций обучающихся через обобщение знаний по теме «Монголо-татарское завоевание», для понимания ими роли монголо-татарского ига в истории нашей страны.

познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями..

Задачи:

Образовательная:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности Руси;

2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;

3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем

4) определить и чётко зафиксировать причины поражения русских княжеств в столкновении с монгольскими завоевателями и историческое значение этого события для дальнейшего развития русского государства.

5) подвести обучающихся к обобщению, закреплению, повторению материала по теме «Монголо-татарское завоевание»: особенности монголо-татарского войска, походы Батыя на Русь и их последствия для нашей страны, Золотая Орда и особенности монголо-татарского ига.

6) познакомить обучающихся со взглядами историков на роль ига в истории Руси.

Воспитательная:

    Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

    подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

Развивающая:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

2) развивать умения определять и объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;

3) развить навыки работы с тестами, умения составлять хронологическую таблицу.

4) способствовать развитию критического мышления обучающихся, развитию навыков работы с текстом параграфа, вычленять причинно-следственные связи, работать самостоятельно, в парах, в группах; выполнять проблемные задания, делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

1. фронтальная

3. индивидуальная.

Метод обучения: проблемный, приёмы технологии развития критического мышления.

Средства обучения:

1. наглядные

2. словесные

3. печатные (учебник, документы).

Оборудование урока:

Приложение №1

Ход урока:

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формированные ОК/ПК

Средства обучения и контроля

Организационный этап

Приветствие обучающихся, постановка темы урока.

Приветствие учителя, запись темы урока в тетрадь

Постановка цели и задачи урока

Обозначить цели и задачи урока

Актуализация знаний

Выдача нового материала

Записывают в тетрадь основные понятия темы

Тетрадь, учебник

презентация

Усвоение новых знаний

Объясняет обучающимся задания для самостоятельной работы

Выполняют задания с параллельным озвучиванием результатов

Тетрадь, учебник

презентация

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет обучающимся суть домашнего задания

Записывают в тетрадь домашнее задание

Подведение итогов уроков

Предлагает обучающимся подвести итоги урока

Озвучивают итоги

Мотивация учащихся :

Мы закончили с Вами изучать«Политическая раздробленность Руси» и у каждого из Вас возникло определённое представление о значении нападения монголо-татар на нашу Родину.

Уж отравленные стрелы

Через стены в Кремль летят.

Москвичи упорны, смелы

И сдаваться не хотят.

Все пришли для обороны.

Москвичам неведом страх.

Старики, ребята, жёны

Греют чаны на кострах,

Чтоб расплавленной смолой,

Был облит ордынец злой,

Если на стену полезет

С ядовитою стрелой.

А народ собрался всякий:

Кузнецы и гончары,

Мукомолы, кожемяки,

Водовозы, столяры...

Из бойниц в татар стреляют,

Кипятком их обливают,

И грохочет над Кремлём

Русских пушек первый гром.

(Сожжение Москвы Тохтамышем 1382 г.)

Конечно, в русской истории было немало тяжёлых, переломных моментов, но самый переломный момент – это монголо-татарское нашествие. Оно разделило историю Руси как бы на два периода - на домонгольский и послемонгольский. Почти 300 лет Русь жила под игом монголо-татар и конечно это не могло остаться бесследным.

Тема нашего урока звучит так: «Монголо-татарское вторжение». (запись темы в тетрадях).

Проблемный вопрос : Существуют три точки зрения по поводу роли монголо-татар для Руси:

Воздействие монголо-татар на Русь

Положительное Незначительное Негативное

Н.М.Карамзин С.М.Соловьев советские историки

В.О. Ключевский

Каждый из Вас в ходе занятия, на котором мы повторим материал о монголо-татарском нашествии, должен записать факты к + и - , и решить какую точку зрения поддерживает, представить своё мнение. (каждому обучающемуся раздаётся лист с этой схемой).

Начнем наш урок с вопроса: Что мы знаем о монголо-татарах?

Задание1 .

Приложение 2

Монголо-татары

Войско монголов. - яса

Задание 2

Завоевание Батыя

Задание 3. Вопрос ответ

1 Настоящее имя Чингисхана?

р. Калка

Рязанская земля

хан Батый

Евпатий Коловрат

При взятии г. Владимира

Рабочий лист 1. Тест

    1. Чингисхан

      Тохтамыш

    1. Козельск

      Владимир

    1. сбор дани

      развитие торговых связей

    1. дворянство

      купечество

    2. духовенство

    1. печенеги

      византийцы

    1. Новгород

      Смоленск

      Чернигов

    Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов: 1. тумен 2. тамга 3. орда 4. тархан

    Племенные старейшины у монголов назывались:

1. арат 2. ханы 3. нукеры 4. нойоны

Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Вывод: Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

Возвращение к проблемной ситуации

Итак, ребята, мы повторили очень многое о нашествии монголо-татар и теперь каждому из Вас предстоит закончить схему – плюсы и минусы татаро-монгольского нашествия, а затем принять решение о том какую позицию займёт каждый из Вас: положительная, отрицательная или незначительная роль нашествия монголов

Положительное:

1. Монголо-татары не поселились на русских землях (леса и лесостепь не их ландшафт).

2. Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к Русской Православной Церкви – молитвы за здоровье великого хана.

3. Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси).

Отрицательные последствия:

1.Уничтожено множество русских людей.

2.Разорено множество сел и городов.

3.Ремесло пришло в упадок. Многие ремесла забыты.

4.Систематически из страны выколачивались средства в виде “выхода”.

5.Усилилась разобщенность русских земель, т.к. монголо-татары стравливали князей друг с другом.

6.Погибли многие культурные ценности, произошел упадок каменного строительства.

Задание 4 Работа с контурной картой Учащиеся получают карту-заготовку. Они должны в течение 5 мин. заполнить её. Походы монголо-татар, 1 поход цифра «1», второй поход цифра «2». Какие княжества подверглись нападению монголо-татар?

Покажите территорию Золотой Орды.
Какие территории вошли в состав Золотой Орды? (земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, Хорезм и др).
Назовите столицу. (Сарай.)
Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость.

Подведение итогов работы: Обучающиеся сдают все письменные работы на проверку преподавателю.

Вывод:

Таким образом, ордынское владычество имело очень тяжёлые последствия для Руси, оно оказало влияние на все стороны русской жизни: способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

Рабочий лист 2

Плюсы и минусы татаро-монгольского нашествия

Минусы

Рабочий лист 1

Задание 1 . За 2 мин. составить перечень фактов, событий, опорных терминов, фраз по данному вопросу (письменно). Используя технологию критического мышления учащихся, на его первой стадии используется метод "мозговой атаки".

Задание2 Составьте краткий ответ о монголо-татарах исходя из терминов,фраз, событий

Задание3 . А сейчас вам будет предложен текст Л.Н.Гумилева "О рождении монгольской империи" (из книги "От Руси к России"). Прочитав текст заполните таблицу, составьте схему соц.структкра монгольского общества,схему организации войска.

Рабочий лист 3

Задание 5 Вопрос ответ

1 Настоящее имя Чингисхана?

2 Какая страна первой оказалась захвачена монголо-татарами?Годы?

3 На какой реке впервые встретились русские и монгольские войска?В каком году? р. Калка

4 Какая территория Руси первой пострадала от нашествия монголо-татар?

Рязанская земля

5 Кто возглавлял монголо-татар в первом походе на Русь?

хан Батый

6 Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани?

Евпатий Коловрат

7 Была ли взята монголами Москва?

Да, город был разграблен и сожжён дотла.

8 При штурме какого города монголо-татары использовали стенобитные машины?

При взятии г. Владимира

9 Почему монголы не пошли на Новгород, отвернув за 100 верст от него на юг?

Нехватка фуража, продовольствия, болота, а также известие, что город хорошо подготовился

10 Какой город монголы не могли взять три месяца, и ценой огромных потерь всё же захватили его?

Приложение 1 Рождение монгольской империи (Из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России") Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем - "татары". Однако на самом деле этноним "татары" был названием одного из племен. Сами татары делились на три ветви: "белые", "черные" и "дикие". "Белые" жили вдоль границы Великой степи и подчинялись маньчжурской империи; они охраняли страну за плату. "Черные" жили к северу от пустыни Гоби и подчинялись своим ханам, презирая "белых" за их продажность. Они пасли скот, который кормил их и одевал. "Дикие" жили еще северней. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Хозяйство их основывалось на охоте и рыболовстве. Кроме татар, в Великой степи кочевали кераиты, управляемые ханами. Одним из небольших народов были монголы. Среди кочевников Монголии в центральной части степи было 8 родов найманов. Племена не очень дружно жили между собой, но более опасными для них были не соседи, а маньчжуры. В ХII веке оборону монголов от маньчжуров и их союзников-татар возглавил Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти"). В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни.

Монголо-татары Монгольские племена кочевали в 12 в. в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах. Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Не были исключением монголы. В 12 в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, родо-племенная знать – нойоны и богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.

Войско монголов. Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Подготовленность своих воинов - прирожденных наездников к военным походам Чингисхан до­полнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя. Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон - яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,- казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны. Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука - для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались мон­голы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней. По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры. Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на рас­стоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан. Обычно коче­вое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвку­шении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.

Рабочий лист 2 Задание 4 Завоевание монголов (Чингисхан)

Завоевание Чингисхана

Завоевание Батыя

Рабочий лист 4

Задание 6

Тест

    Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году ?

    1. Батый

      Чингисхан

      Тохтамыш

    Какой город монголо-татары назвали “Злым городом” ?

    1. Козельск

      Владимир

    Основная задача баскаков на Руси :

    1. сбор дани

      управление русскими княжествами

      распространение ислама на Руси

      развитие торговых связей

    От налогов монголо-татары на Руси освободили :

    1. дворянство

      купечество

    2. духовенство

    Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами ?

    1. половцы

      печенеги

      византийцы

    Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?

    1. Новгород

      Смоленск

      Чернигов

    Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в

    1. 1239 г.

    Битва на реке Калке произошла:

    1. Рождение Монгольской империи. В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на востоке новой мощной державы степных кочевников. Их доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монголо-татары .

      Во второй половине XII— начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные монгольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно они дали потом обобщенное название всем родственным им племенам. Татары были другим здешним племенем. Они враждовали с монголами, но позднее были покорены ими. Но случилось так, что во внешнем мире, и особенно в Западной Европе и на Руси, именно это название — «татары» — закрепилось за всеми монгольскими племенами. Во второй половине XII в. у монголов происходили примерно те же процессы, что и в Западной Европе в V—VII вв., и среди восточных славян в VIII — IX вв. Шло отмирание родоплеменных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества становилась отдельная семья. Но разница во времени была велика. Монголы запаздывали в своем развитии по сравнению с Русью на четыре века, не говоря уже о западноевропейских странах. Имелось и другое различие. Монголы были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах.

      Среди монголов выделялись вожди — ханы. Рядом с ними встали племенные старейшины — нойоны. Им принадлежало огромное количество скота, они захватывали себе лучшие пастбища. Ханы и нойоны могли содержать боевые дружины, подчинять себе простых соплеменников — аратов. У крупных ханов появилась своя отборная гвардия — нукеры.

      В монгольском обществе, как и у других средневековых народов, зарождались феодальные отношения и государственность. Но здесь мерилом богатства, власти, основой господства одних людей над другими были скот и пастбища. Здесь велось кочевое хозяйство и не строились города. Все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации.

      С самого начала зарождения монгольской государственности она носила военизированный характер, и не потому, что монголы воинственны от природы больше, чем другие народы. Захват новых пастбищ, уничтожение других народов, которые владели этими пастбищами раньше, часто становились для скотоводов жизненной потребностью — иначе им грозила смерть от голода. Монголы с детства были превосходными наездниками, стрелками из лука. Они великолепно управлялись с арканами, бросая их на скаку по цели. Их низкорослые мохнатые лошади были исключительно выносливы, неприхотливы и переносили всадников без отдыха на большие расстояния.

      Ханы в полной мере использовали особенности своих соплеменников — их военную сноровку, способность к быстрым передвижениям. Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Те, кто побеждали, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их междоусобицами.

      В конце 50-х — начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары отравили его, и объединение Есугэя распалось.

      Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать свою дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон «Хамаг монгол улуса» , т. е. всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства.

      Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Подобными качествами обладали и другие вожди — создатели единых государств на необозримых просторах Евразии: от франкского короля Хлодвига, убившего всех своих родственников, и чешского короля Болеслава III, искалечившего одного своего брата и удушившего в бане другого, до Владимира Святославича, по приказу которого был заколот его брат Ярополк.

      Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации армии и всего общества — все взрослое население делилось на тумены («тьмы» ) по 10 тысяч воинов, тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Суровыми мерами поддерживалась железная дисциплина: за бегство с поля боя одного воина смертью наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин. Тэмучэн создал личную гвардию, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не признававшие его власти. Одним из последних было подчинено племя татар.

      На курултае (съезде вождей) в 1204—1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т. е. великим ханом. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае целью монголов было провозглашено завоевание мирового господства.


      Максимальные границы Монгольской Империи 1227-1405гг .

      Завоевания монголов. Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда обрушился на Северный Китай и в течение нескольких лет завоевал его. Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Римская империя для западных «варварских» государств, образовавшихся на ее развалинах. Чингисхан использовал в управлении опыт и знания китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна теперь не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.

      Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках, о состоянии политического положения в их землях, об их союзниках и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роль разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками. Непокорные города они уничтожали — жгли, разрушали, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.

      После похода на Китай монголы повернули на запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам.

      В 1219—1220 гг. Чингисхан захватил Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло в Азербайджан и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Крыму они овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком).

      Так как монголы издавна испытывали сильнейшее тюркское культурное влияние и долгое время жили под властью тюрков, то их язык, общественное устройство и правовые взгляды также оказались под воздействием тюркского языка и тюркского права.

      Родо-племенной строй монголов практически ничем не отличается от такового у тюрков.

      В то же время у монголов существовали некоторые специфические черты, которые не были присущи тюркскому родо- племенному устройству.

      Как было показано выше, общественный строй древних тюрков был демократичным, базировался на народных принципах. За исключением рабов, все тюрки были свободными людьми. Не было групп, пользовавшихся особенными привилегиями. А вот монгольский родо-племенной строй уже с самых древних времен характеризовался тем, что у монголов наряду со свободными родами существовали роды, подчиненные другим родам, т.е. роды, состоявшие из рабов.

      Древнетюркское право признавало свободу и равенство народа, у монголов же господствовал принцип подчинения одних другим, право осуждения одних другими.

      Другими словами, основная тенденция древнетюркского права - демократичность, в то время как монгольское право пропитано духом аристократизма, избранности (938).

      Выше мы рассказывали о родовом устройстве якутов и киргиз-кай- саков (казах-кыргызов). Укажем на черты сходства между монгольской и тюркской родо-племенными системами.

      Основной ячейкой общества у древних монголов был род («обог»). Родовой строй монголов также основывался на принципе главенства отца семьи. Монгольская семья имела патриархальный характер, родство определялось по отцовской линии. Главой семьи был отец. Род также формировался на принципах патриархата, его главой считался самый старший в роду мужчина. Род состоял из людей, ведших происхождение от общего предка (эбюге) (939).

      Когда число членов рода сильно увеличивалось, от него «отпочковывались» новые роды. Всех их объединяло происхождение от общего предка. Вообще, род как единица общества играл важную роль у монголов.

      Браки между членами одного рода запрещались. Браки не допускались даже между членами разных родов, но имевших единого предка.

      В монгольских семьях ребенку с малых лет говорили, к какому роду и племени он принадлежит. Не было монголов, которые бы не знали названия своего рода и племени (940). Принесение животных в жертву происходило только в присутствии членов одного и того же рода (941).

      У монголов существовал закон кровной мести (942). Самый старший по возрасту в роду обладал целым рядом прав и привилегий. У каждого рода были только ему присущие религиозные обряды, и старейшина руководил ими (943).

      Для обсуждения общих вопросов жизни рода устраивались родовые собрания (944).

      У монголов существовал обычай многоженства. Одна из жен получала название «старшей» (945). Также для монголов был характерен обычай, при котором братья обязательно женились на женах умерших братьев (левират) (946).

      При первом представлении снохи свекру и свекрови она вручала им подарки. При этом устраивалась определенная церемония (обряд). Все это - свидетельство того, что монгольская семья была патриархальной (947).

      Зять обязан был выплатить родственникам жены калым, в то же вре- мя невестка приходила в дом мужа с приданым (948).

      Согласно древним монгольским законам, дети, родившиеся от всех жен, считались в равной степени законными.

      Собственность и наследство.

      Монголы обладали правом собственности на движимое имущество (949). Земля находилась в родовой собственности, т.е. у каждого рода были свои земли. У монголов они назывались «нутук» (950).

      Отцовское и материнское наследство делилось между сыновьями. Младший сын (отчигин) наследовал отцовский дом и его имущество. Братья делили между собой стадо (951).

      Племена. Роды (обог) объединялись в племена, которые у монголов назывались «ирген». В большинстве случаев племена формировались во время войн. С прекращением военных действий племена распадались. Таким образом, «ирген» - это военно-политическая единица, созданная для нападения или защиты.

      Подобно родовым, созывались и племенные собрания (курултаи). Они символизировали единство племени, общую волю родов, его составляющих. Главными членами курултая были главы родов. Наряду с ними, в собраниях могли принимать участие другие авторитетные представители всех родов, входивших в племя. У монголов (952) курултай не был постоянным органом, а собирался от случая к случаю по разным поводам. На курултае обсуждались наиболее актуальные проблемы жизни племени (953).

      Присутствие на курултае было не обязательным, а добровольным (954).

      На курултаях выбирались воинские начальники, которые продолжительное время занимали свои посты. Иногда они даже именовались ханами. В то же время политическое влияние этих выборных начальников было сравнительно ограниченным. Считалось, что полнота политической власти принадлежит родам, входящим в племя. Как объединение родов (ирген) не было государством, так и предводитель племени не был правителем, государем.

      В некоторых случаях глава племени (военачальник) занимал этот пост в течение всей жизни, и власть его могла переходить по наследству.

      В результате межплеменной борьбы нередко одно родовое объединение (ирген) подчиняло себе другое. Таким образом образовывались более крупные военно-политические объединения, союзы племен (955).

      Феномен появления таких военно-политических фигур, как Чингиз

      объясняется именно этим процессом.

      Институт «унаган-боголов». Большинство рассмотренных выше явлений общественной жизни монголов, их правовые представления (956) идентичны социальным феноменам и явлениям, присущим многим тюркским народам. Однако у монголов были некоторые общественные институты, не характерные для тюрков. Одним из них был институт «унаган-боголов».

      «Унаган богол» это человек либо род, который из поколения в поколение был подданным, подвластным тому или иному роду.

      У монголов отдельный человек или целый род мог быть в рабстве у другого рода. Однако «унаган-богол» не был рабом в полном смысле этого слова. Его положение более напоминало статус серва (полураба) средневековой Европы. Впрочем, и здесь существуют различия. Если серв был подвластен отдельному лицу, сеньору, то анаган-богол находился под властью рода.

      Мы уже говорили о том, что унаган-богол не был рабом в настоящем смысле слова. Он мог жениться, обзавестись семьей, иметь частную собственность. Унаган-боголу причиталась часть произведенного им продукта. Он обладал известной долей личной свободы (957).

      В некоторых случаях в положение унаган-богола попадали целые роды.

      Унаган-богол, будь то отдельный человек или род, обязан был работать и в мирное, и в военное время на род, которому он подчинялся. Если род перекочевывал, унаган-богол кочевал вместе с ним. Основными обязанностями унаган-богола была пастьба скота, принадлежащего роду, гон диких животных во время облавных охот.

      Иногда между родом-властителем и подчиненным родом завязывались родственные отношения, т.е. заключались межродовые браки.

      Помощники, ближайшие соратники монгольских военачальников набирались обычно из унаган-боголов (958). Русский ученый Владимирцев приравнивает отношения между уна- ган-боголами и властвующим родом отношениям сеньора с вассалом в средневековой Европе (959). По нашему мнению, это неверно. Дело в том, что в Европе подчинение имело личный характер (вассал подчинялся сеньору) (960) и определялось соответствующим договором. Между тем унаган-богол подвластен целому роду, и подчинение это не опирается на договор, а является принудительным по существу. Институт «унаган-богол» был вызван к жизни хозяйственной необходимостью и более напоминал систему «колоната» в Древнем Риме периода его упадка, нежели вассальные отношения в Европе средних веков (961).

      Институт «обиндже». Для правовых отношений древней Монголии был характерен также институт «обиндже». «Обиндже» - это подневольный человек, которого родители, принадлежавшие к свободному роду, передавали в качестве «приданого» дочери, выдававшейся замуж. В дальнейшем он считался членом рода мужа. «Обиндже» также не были в полном смысле этого слова рабами. Их положение приближалось к статусу унаган-богола. Главное различие между ними в том, что унаган- богол был рабом рода (962), в то время как «обиндже» - человеком, служившим отдельной семье.

      Кроме этих двух групп подневольных людей, в монгольском обществе существовали и собственно рабы. Их называли «джалу» или «оте- ле-богол» (963).

      Нукеры. Институт нукерства является отличительной чертой древ- немонгольского общества. Само слово «нукер» переводится как «друг».

      Институт нукеров в известной степени напоминает «comitatus» древних германцев (964).

      Нукеры были ближайшим окружением военачальников и находились в его непосредственном распоряжении. Однако служба нукеров тому или иному военачальнику определялась их личным желанием. Они являлись его верными сподвижниками. Нукер - это не унаган-богол, не раб и даже не наемный солдат. Нукер - свободный воин (965). В то же время уна- ган-боголы могли переходить в разряд нукеров.

      Нукер - своего рода адъютант и одновременно ординарец воинского начальника у монголов. Он постоянно находится возле своего командира. Также как «comitatus» у древних германцев, нукерство было ступенью к продвижению по лестнице воинских рангов, т.е. это был институт по подготовке военачальников. В военное время они назначались командирами воинских отрядов, формировавшихся из населения.

      Таким образом, нукерство было своего рода школой подготовки командного состава. В мирное время военачальники возлагали на своих нукеров также и почетные гражданские обязанности.

      Так как отношения нукерства оформлялись добровольным соглашением, то на обе стороны накладывались определенные обязательства. Так, например, военачальник должен был: 1) оказывать всестороннее покровительство нукеру; 2) снабжать его продовольствием; 3) обеспечивать одеждой и оружием.

      Хотя нукер был связан со своим военачальником клятвой, при определенных условиях он мог покинуть его и перейти к другому. И это не считалось предательством (966).

      Исследователями был выдвинут тезис о том, что институт нукеров появился в период разложения родового строя (967), однако он ничем не подтвержден. Например, у древних германцев даже в период расцвета родовой организации (sippe) общества институт «comitatus» уже существовал (968).

      ГЛАВА 9. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ

      § 1. Рождение монгольской державы

      В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведе­ния доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вско­ре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монго- ло-татары.

      О зарождении и развитии монгольского государства надо сказать осо­бо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории.

      Во второй половине XII - начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные мон­гольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя даю потом обобшенное имя всему монгольскому госу­дарству. Татары были другим здешним племенем, кочевавшим в районе озера Буир-Нур. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под их началом. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Ру­си именно это название - «татары» закрепилось за народами нового госу­дарства.

      Во второй половине XII в. среди монгольских племен, с учетом коче­вой специфики, происходили примерно те же социальные процессы, что и в Западной Европе в V-VII вв., у восточных славян - в VIII-IX вв. Шло разложение первобытнообщинных отношений, появлялась частная собст­венность; хозяйственной основой монгольского общества стал уже не род, а отдельная семья. Это изменило весь уклад жизни монголов. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов За­падной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Основная часть монгольских племен, в первую очередь те, кто жили на юге, в степных районах, были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были несметные табуны коней, стада рогатого скота, овец. Се­верные племена, жившие в лесостепной и лесной полосе, в основном зани­мались охотой, звероловством, рыбной ловлей. На огромных пространст­вах монгольских земель не было равномерного развития отдельных пле­мен. Южные племена были наиболее развиты в хозяйственном отношении, наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные паст- биша давали здесь возможность отдельным семьям выделяться в хозяйст­венном отношении. В первую очередь такую возможность получали пле­менные вожди-ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота, которые либо пу­тем насилия, либо путем купли, заклада захватывали себе лучшие, наибо­лее удобные пастбища. Так формировалась племенная знать, племенная верхушка во главе с ханом. Основная часть скотоводов-аратов все чаще по­падала в зависимость от богатой верхушки монгольского общества.

      Раньше монголы кочевали общинами - «куренями», или «кольцами», которые насчитывали до тысячи кибиток. В центре такого кочевья находи­лась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями-аилами, хо­тя в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет на­копленных богатств нанимать к себе на службу дружинников-нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров, которые помо­гали осуществлять контроль над собственным племенем, являлись ударной силой племени во время войн. И в этом смысле монгольское общество на­поминало европейцев.

      С самого начала развитие государственности у монголов, т. е. появле­ние власти ханов, знати, нукерской гвардии, носило военизированный ха­рактер. Это не зависело от психологии народа, а объяснялось закономер­ностями складывания хозяйства, развития монгольского общества.

      С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников, побывавший в их среде, писал: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастачи крепкими, ловки­ми, смелыми. Начало социального расслоения общества, появление все­сильных и богатых ханов, нойонов, складывание нукерских дружин в пол­ной мере использовали бытовые особенности жизни монголов - их воен­ную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, способный покрывать огромные расстояния.

      Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась меж­племенная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Лидерами здесь стали степные, более развитые, лучше сна­ряженные и вооруженные племена. Те, кто побеждач, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту по­ру перехода от первобытнообщинного строя к государству захватил мон­гольское общество. Точно так же как рождение государства Русь сопровож­далось кровопролитными войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой - такие же процессы протекачи в монгольской среде второй половины XII - начала XIII в.

      В конце 50-х - начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей, богатуру (герою) Есугэю из племени тайджиут, удалось объединить под своей ачастью большинство монгольских племен. В ту пору в его семье в 1155 г. родился старший сын Тэмучэн (Тэмуджин, Темучин), будущий Чингисхан. Однако Есугэй не долго был наверху. Враждовавшие с ним та­тары сумели отравить его. После этого улус Есугэя распался. Его дети были малолетними, не нашлось крепкой руки, чтобы поддержать его непрочную власть. Нукеры Есугэя разошлись к другим вождям.

      Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по мон­гольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину и приступить к воссозданию отцовских завоеваний. К 1190 г., ко­гда ему не было и 30 лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон хана - «Хамаг монгол улуса», т. е. хана всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрас­судства. Современники рассказывают, как, будучи еще совсем молодым человеком, он бежал из плена с тяжелой деревянной колодкой на шее, а за­тем, скрываясь от врагов, просидел долгое время под водой, ухитрившись дышать ртом, чуть выступавшим над водной гладью.

      Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, лавировать, от­ступать, когда этого требовали обстоятельства. Известно, что он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в политической интри­ге против себя.

      Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии - все взрослое население делилось на «тьмы» (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с айлой, т. е. семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на «ночную» и «дневную», окружил се­бя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких натогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племе­на, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар, убившее его отца.

      На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204-1205 гг. Тэму­чэн был провозглашен великим каганом и получил титул Чингисхана - «великого хана». Тем самым ему удалось объединить монголов в единое централизованное государство. Таким образом, в ту пору, когда Русь раз­диралась политическими усобицами, за тысячи километров от нее ковалась новая могучая централизованная империя с сильной подвижной армией, с талантливым, решительным, беспощадным властелином.