Овсянкина музыкальная психология. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология - файл n1.doc. Приблизительный поиск слова
Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.
«Музыкальная психология» представляет собой сконцентрированное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-композиторских факультетов консерваторий, а также представителям других гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музыкально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.
Все темы курса классифицируются в пять частей, отражающих различные аспекты музыкальной психологии. Издание включает развернутый список литературы. В нем обобщаются результаты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.Содержание.
Музыкальная психология: история и ключевые понятия.
Музыкальные способности - краеугольная проблема музыкальной психологии.
Понятие музыкальных способностей и музыкальности.
Сенсорные музыкальные способности.
Интеллектуальные музыкальные способности.
Проблемы частных музыкальных способностей.
Понятие и структура музыкальной одаренности.
Наследственность музыкального дарования.
ч. Музыкальное восприятие.
Что такое музыкальное восприятие. Общие черты.
Психологические механизмы музыкального восприятия.
Роль музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.
Музыкальное восприятие и возраст.
Некоторые современные проблемы музыкального восприятия.
ч. Творческий процесс композитора.
Творческий процесс композитора в историческом аспекте.
Психологические особенности творческого процесса композитора.
Разнообразие концепций творческого процесса композитора.
Об индивидуальных методах работы композитора.
Материал для изучения творческого процесса композитора.
Проблема воспитания молодого композитора.
ч. Психологический аспект музыкального исполнительства.
Историко-психологический аспект исполнительского искусства
Психологические проблемы интерпретации.
Артистизм и эстрадная выдержка.
Психология подготовки к публичному выступлению.
ч. Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании.
Проблема определения и развития музыкальных способностей.
Музыкальные вундеркинды: вопросы и ответы.
Воспитание музыкального восприятия как основы музыкальной культуры.
Психология различных видов деятельности на уроках музыки.
Роль ассоциативности в музыкальном образовании.
Психологический ракурс ведущих зарубежных музыкально-педагогических систем XX века.
Психологический ракурс ведущих отечественных музыкально-педагогических
систем XX века.
n1.doc
Издано при финансовой поддержкеФедерального агентства по печати и массовым коммуникациям
в рамках Федеральной целевой программы
«Культура России»
Допущено Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению 050600 (540700)
Художественное образование
Рецензенты:
Доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, профессор Н . А . Соломонова (Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет профсоюзов),
Кандидат искусствоведения, доцент И . Н . Налетова (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).
Овсянкина Г. П.
Музыкальная психология . Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.
«Музыкальная психология» представляет собой сконцентрированное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-композиторских факультетов консерваторий, а также представителям других гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музыкально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.
Все темы курса классифицируются в пять частей, отражающих различные аспекты музыкальной психологии. Издание включает развернутый список литературы. В нем обобщаются результаты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
18ВЫ 978-5-8128-0075-8 ББК 88.4 Овс34
© Издательство «Союз художников». 2007
© Г. Овсянкина, 2007
© Е. Гросман, оформление, 2007
Предлагаемые лекции по музыкальной психологии предназначены для студентов различных специальностей, прежде всего для будущих педагогов. Лекции возникли в результате обобщения пятнадцатилетнего опыта преподавания музыкальной психологии и родственных ей дисциплин в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Цель данного издания - обозначить основные положения музыкальной психологии и рассмотреть их в контексте педагогической и творческой деятельности. Мы поставили задачу познакомить будущих преподавателей музыки (общего и специального музыкального образования), музыковедов, композиторов, музыкантов-исполнителей, звукорежиссеров и др. с ключевым теоретическим материалом по истории и теории музыкальной психологии с позиций современной науки, проследить связь категорий музыкальной психологии с музыкальным творчеством. Нельзя в одном лекционном издании охватить все разнообразие понятий, связанных с музыкальной психологией, тем более, что наука эта бурно развивающаяся и по ряду вопросов в ней на сегодняшний день еще нет единого мнения.
Принцип отбора, содержание и организация материала предполагает, во-первых, связь с будущей профессией студентов, во-вторых, ориентацию на основные категории музыкальной психологии. В результате лекционный курс складывается из пяти частей, посвященных общим положениям о музыкальных способностях, музыкальном восприятии, психологии творческого процесса композитора, музыкального исполнительства, музыкального воспитания и образования.
Лекции основываются на классических и новейших трудах по различным вопросам музыкальной психологии: Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, М. Г. Аранозского, В. В. Медушевского, К. В. Тарасовой, А. Н. Готсдине-ра, А. И. Мухи, В. М. Блока, Л. Л. Бочкарева, Е. В. Вязковой, А. И. Климовицкого, А. С. Соколова, Н. П. Корыхаловой, Л. Маккинон, М. С. Старчеус, Д. К. Кирнарской, сборниках Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Ногтю ти51киз» (ред. М. С. Старчеус), РАМ им. Гнесиных «Процессы музыкального творчества» (ред. Е. В. Вязковой), «Восприятие музыки» (ред. В. Максимова) и др. В лекциях отражен материал из наших программ - кратких конспектов-лекций - по психологии музыкального творчества и психологии музыкального воспитания в школе, опубликованных в 1995 году Астраханским областным институтом усовершенствования учителей. При подготовке лекций к изданию учитывались те немногие учебные пособия по музыкальной психологии, которые опубликованы в нашей стране, прежде всего учебники А. Л. Готсдинера и В. И. Пет-рушина.
Надеемся, что знакомство с данными лекциями поможет студентам свободно ориентироваться в проблематике музыкальной психологии, самостоятельно изучать литературу и применять полученные знания в педагогической, творческой деятельности, а также в научной работе.
Введение
Музыкальная психология: история и ключевые понятия
Музыкальная психология в историческом ракурсе
Ученые предполагают, что в XX! веке педагогика и психология будут ведущими науками. И действительно, каждодневная практика подтверждает эту гипотезу. Открытия научно-технической революции нередко идут не на пользу человечеству, так как его нравственный мир еще не соответствует тому уровню, чтобы всегда разумно использовать свои достижения. Человеку надо тщательно изучать себя и напряженно работать над совершенствованием своей природы. Развитие музыкальной психологии вносит свою лепту в этот процесс. Эта наука соприкасается со многими областями гуманитарного знания и с искусством, но в первую очередь - с общей психологией и с музыкальным творчеством.
Проблемы музыкальной психологии (как и общей) стали волновать человечество еще в древних цивилизациях Востока и Запада, в эпоху Средневековья, Ренессанса. Об этом свидетельствуют, например, труды Аристотеля, Платона, Авиценны, Боэция, Тинкториса и др. Но тысячелетиями эти вопросы разрабатывались в рамках философии, педагогики, медицины, позднее -
в музыковедении. Появление музыкальной психологии как самостоятельной науки относится только ко второй половине XIX века и связано с дифференциацией общей психологии - науки молодой и перспективной. Известно, что общая психология как самостоятельная наука «о закономерностях , механизмах и фактах психи ческой жизни человека и животных» [НЭС, 2004. С. 982] сформировалась только в 70-е годы XIX века в трудах немецкого ученого В. Вундта. И сразу же от общей психологии начинают отделяться ее автономные области, связанные с изучением психических процессов, характерных для тех или иных видов деятельности или для тех или иных аспектов исследования. Так возникают инженерная психология, психология спорта, психофизиология, медицинская психология, психология труда, педагогическая психология, психология творчества, позднее - космическая психология, историческая психология, юридическая психология, этническая психология и т. д. Происходит процесс дифференциаций уже внутри автономных психологии. Это все область пограничных наук, которые обращаются как к категориям сугубо психологическим, так и связанным с каким-либо другим видом научного знания.
К таким пограничным наукам относится и музыкальная психология. Она возникла в результате развития экспериментальной психофизиологии и разработки тео рии слуха немецким ученым Г . Гельмгольцем , а чуть позднее - теории музыкального восприятия Г. Риманом, тоже немецким ученым-музыковедом. Музыкальная психология разрабатывает основные категории общей психологии: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, эмоции и чувства, речь, воображение и фантазия, мотивация и т. д., но в контексте музыкального творчества. По причине множества понятий, используемых музыкальной психологией, историческую лепту в разви-
Тие науки внесли физиологи, неврологи, психологи, музыковеды: И. И. Сеченов и Б. Л. Яворский, В. М. Бехтерев и Б. В. Асафьев, А. Н. Леонтьев и Е. В. Назайкинский, И. П. Павлов и Н. А. Гарбузов и т. д.
Предмет и методы музыкальной психологии
Круг проблем музыкальной психологии достаточно широк. В него входит все, что связано с музыкальными способностями, музыкальным творчеством и любым видом музыкальной деятельности, музыкальным воспитанием и образованием. Сегодня можно отметить уже довольно развитые области знания внутри музыкальной психологии: психологию музыкального творчества, психологию музыкального воспитания и др. Современная наука дает следующее определение музыкальной психологии: это «дисциплина , изучающая психологические условия , механизмы и закономерности музыкальной деятельности человека , а также их влияние на строе ние музыкальной речи , на формирование и историчес кую эволюцию музыкальных средств и особенностей их функционирования» [ Назайкинский Е., 1978. С. 480].
Категории музыкальной психологии связаны не только с общей психологией и музыкознанием, но и с педагогикой, акустикой, эстетикой, социологией, историей. В результате развития дисциплины складываются следующие аспекты музыкальной психологии: педагогический (музыкальное воспитание, общее и профессиональное музыкальное образование), музыкально-теоретический (формирование и эволюция средств музыкальной выразительности), социологический (бытование музыки в социуме), собственно психологический и медицинский (оздоровляющее влияние музыки на человека и животных). Методология музыкальной психологии также носит комплексный характер. Прежде всего она опирается на методы общей психологии: интроспекцию
7
(самонаблюдение), лабораторный эксперимент и измерение , конкретные методы (интервьюирование, анкетирование, тестирование). В методе интроспекции таится опасность возникновения субъективного элемента. Лабораторный метод в ряде случаев помогает получить точную классификацию. Однако в музыкально-психологических исследованиях он порой бывает мало результативен, как, например, при исследовании творческого процесса композитора (подобные эксперименты ставились в США). Конкретные методы также требуют критического осмысления, точной интерпретации, к примеру, цветовой тест Люшера, использованный А. Н. Папениной при изучении музыкального восприятия [ Папенина А ., 2006]. В музыкальной психологии применяются также методы эстетики, педагогики, музыковедения. Это может быть аналитический метод (например, целостного или ценностного анализов, сложившихся в музыкознании), описательный, сравнительный анализы. Вводятся также методы естественных и точных наук. Методологический подход может быть комплексный и системный.
В настоящее время отечественной и зарубежной наукой накоплен значительный теоретический материал. В области изучения музыкального слуха, помимо Г. Гельмгольца, из зарубежных ученых большой вклад внесли Э. Мах, К. Штумпф, М. Мейер, из отечественных -Е. А. Мальцева, Н. А. Гарбузов, Б. М. Теплов, Ю. Н. Рагс, М. С. Старчеус и др. В разработке теории музыкального восприятия принимали участие Э. Курт, А. Веллек, Г. Ревес, С. Н. Беляева-Экземплярская, Е. В. Назайкин-ский и др. В исследовании музыкальных способностей значительна роль француза Б. Эндрью, американца К. Сишора, немца Т. Ламма, российских ученых С. М. Май-капара, Е. А. Мальцевой, Б. М. Теплова, В. К. Белоборо-довой, Н. А. Ветлугиной, Д. К. Кирнарской, Г. М. Цыпина, С. М. Мальцева и др.
Разработка проблем музыкальной психологии в области социума связана с именами зарубежных исследователей П. Фарнсуорта, А. Софэка, А. Зильбермана, Г. Бесселера, российских - В. С. Цукермана, А. Н. Сохо-ра, Г. Л. Головинского, Г. И. Панкевича и др. Ими изучались вопросы мотивации в формировании музыкальных вкусов, бытования тех или иных музыкальных жанров и стилей, взаимосвязь социальной психологии и массового музыкального сознания и т. д.
В последние десятилетия активный интерес вызывает изучение психологии творческого процесса композитора, психологии интерпретации, психологической подготовки музыканта к концертному выступлению. Разным аспектам творческого процесса композитора посвящены работы Н. Л.Фишмана, А. А. Гозенпуда, В. В. Протопопова, М. Г. Арановского, Е. В. Вязковой, Л. 3. Кора-бельниковой, Е. И. Чигаревой, А. А. Волкова, В. М. Блока, А. П. Милки, А. И. Климовицкого и др. В области изучения творческого процесса музыканта-исполнителя большой интерес представляют труды Н. П. Корыхало-вой, Т. В. Чередниченко, В. Ю. Григорьева, Л. Л. Бочка-рева и др.
В настоящее время музыкальную психологию относят к области музыкознания.
Понятие музыкального творчества
Одна из основных категорий музыкальной психологии - «музыкальное творчество» . С ней связано понимание почти всех музыкально-психологических вопросов. Долгое время представление о музыкальном творчестве предполагало только процесс создания музыкального произведения. И действительно, значимость данного факта для музыкального искусства оспорить нельзя. Об этом свидетельствуют многие справоч-но-энциклопедические издания, например, в музыкаль-
нои энциклопедии в статье крупного музыковеда советской эпохи А. Н. Сохора говорится: «Музыкальная деятельность подразделяется на три основные разновидности: творчество (композиция. - Г . О.), исполнительство (исполнение музыки. - Г . О.) и восприятие. Им соответствуют три этапа существования музыкального произведения - создание, воспроизведение и слушание» [ СохорА ., 1976. С. 736]. За исполнительством и слушательским восприятием закреплялась лишь функция музыкальной деятельности .
Однако, согласно положению Б. В. Асафьева музыка -«искусство интонируемого смысла» [ Асафьев Б ., 1971], и вне живого звучания она существовать не может. Ее художественно-интонационный образ, возможно, с не меньшей силой, должен пройти не только через сознание автора, но и исполнителя. Тот же Асафьев свидетельствует, что XIX век оставил множество выдающихся музыкальных произведений, но сколько из них мы не знаем из-за того, что они не нашли достойного исполнителя. Неслучайно часто талантливый музыкант-исполнитель вдохновляет композитора на создание новых сочинений. История музыки изобилует примерами такого рода творческой дружбы: Римский-Корсаков и выдающаяся певица Надежда Забела-Врубель, Франсиск Пуленк и замечательная певица Дениз Дюваль, Борис Чайковский и талантливый скрипач Виктор Пикайзен и т. д. Именно в расчете на вокальные данные и артистический облик Забелы-Врубель Римский-Корсаков создавал неповторимые по красоте оперные партии хрупких женских образов: Веры, Марфы, Царевны-Ле-бедь, Царевны Ненаглядной Красы. Вспомним «провалы» на премьерах оперы «Фиделио» Бетховена или Симфонии № 1 Рахманинова из-за неудачного исполнения. А какую роль сыграла певица Вера Пургольд в пропаганде камерно-вокального творчества Мусоргского?
Только она одна могла в то время - в последние десятилетия XIX века - раскрыть новаторскую впечатляющую образность романсов и песен великого композитора.
Во время исполнения музыки и ее «содержание и форма несколько изменяются, преобразуются исполнителем в соответствии с его мировоззрением, эстетическими идеалами, личным опытом, темпераментом и т. д. В этом проявляются его индивидуальное восприятие и истолкование произведения. Возникают исполнительские варианты содержания и формы» [ Со - хор А ., там же]. Особенно наглядно это творческое преобразование наблюдается в исполнении великих артистов, когда даже широко известное сочинение как бы открывается новыми образными гранями и иной силой воздействия (достаточно вспомнить неповторимое исполнение выдающихся пианистов прошлого века Э. Г. Гилельса, СТ. Рихтера или Г. Гульда). Следовательно, исполнитель также причастен к творческому акту - он находится в сотворчестве с композитором.
Но будет ли творческий акт завершен только деятельностью композитора и исполнителя? И тот, и другой ориентируются на слушателя , который, воспринимая музыку, вникает в ее смысл, создает свой музыкальный образ, свое музыкальное представление и, в конечном счете, выносит свою оценку. И именно эта оценка определяет бытование музыкального произведения и его судьбу.
Если обратиться к учению И. Канта, то выясняется, что сам акт познания чего-то нового (а именно оно лежит в основе восприятия музыки) есть творчество. Добавим, общая психология считает, что творчество - это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурной уникальностью» [НЭС, 2004. С. 1194].
При восприятии музыки наблюдается явление, схожее с исполнительским творчеством: здесь можно говорить о новом , слушательском варианте музыкального произведения, о новой интерпретации . Новое особенно показательно для высоко интеллектуального, рождающего собственную концепцию восприятия музыки. Подобное восприятие в большей степени показательно для талантливых звукорежиссеров, музыковедов-исследователей и критиков (яркие примеры - аналитические этюды И. И. Соллертинского, Л. А. Мазеля, В. С. Цук-кермана, Ю. Н. Тюлина, В. В. Протопопова, Ю. Н. Холо-пова). Это творческий фундамент и звукорежиссуры, и музыковедения. (Отметим, что музыковедение тоже есть одна из разновидностей творчества музыкального, а не только сугубо научного.)
Следовательно, слушательское восприятие, равно как и исполнительство, содержит творческий компонент и является составной частью музыкального творчества, которое необходимо трактовать как единство триады: композитор-исполнитель-слушатель. Итак, музыкальным творчеством следует считать любой вид активной , обновляющей психической деятельности , связанной с музыкальным искусством , при главенствующей роли деятельности композитора . Музыкальное творчество рассматривается не только в психологическом, но и в философско-эстетическом аспектах.
Антропологический аспект музыкальной психологии
Под антропологическим аспектом музыкальной психологии следует понимать особенность трактовки по нятий , связанных с психологией музыки на ранней стадии развития человека . Безусловно, историко-ар-хеологических источников по этим вопросам мало. Од-
Нако изучение жизни и культуры отдельных племен Африки, Австралии, Океании и Америки дало богатейший материал для понимания антропологии музыки и осознания объективности категорий музыкальной психологии. Еще в 60-е годы XX столетия в этих регионах планеты Земля жили этнические группы, находящиеся на стадии раннего патриархата или даже матриархата. В своем развитии они во многом проходили путь, характерный для всех народов земного шара. Особенностями их быта и культуры ученые впервые заинтересовались еще в середине XIX века. Многочисленные экспедиции англо-американских ученых (среди них было немало этномузыкологов и музыковедов-палеонтологов) в первой половине XX столетия собрали богатейший материал по художественной культуре. Об этом, в частности, свидетельствует замечательное исследование «Антропология музыки» профессора антропологии университета штата Индиана Алана Мерриама [ А 1 ап Р . Мегпат . Тпе Ап (горо 1 оду ог~Миз / к . Ыог 1\ л / ез { егп ипЫегв " Лу ргезз . Е V апз ^ оп , 1964. 358 р .; сокращенный русский перевод см. в Ногтю тизИшз "95, "99]. Изучение накопленного материала в контексте музыкальной психологии свидетельствует, что уже на столь ранней ступени развития человек задумывался о многих проблемах музыкальной психологии и эстетики. По этим материалам мы можем судить о том, как развивалось музыкальное искусство при родовом строе.
Перед древними людьми прежде всего стоял вопрос: что такое музыка , музыкальное творчество ? По мнению басонгов (небольшой этнической группы в Заире), музыка связана только с человеком, остальное -не музыка. В понимании тех же басонгов музыка создана только людьми. Но это не единственная точка зрения. В частности, в Сьерра-Леоне (государство в западной Африке, населенное народами темпе, менде, лим-
ба, фульбе и др.) считают, что распространенный в этом регионе музыкальный жанр баланьи произошел от подражания пению птички.
Из примера взгляда басонгов можно сделать вывод, что уже в первобытные времена вставала проблема осмысления: что характерно именно для музыки? Проблема отличия музыки от «не музыки» у древних племен очень важна для понимания любой музыкальной системы. Она формирует психологию, вкусы, культуру в целом.
Второй по степени важности вопрос: что такое му зыкальный талант ? И по этому вопросу тоже существуют разные точки зрения. Нигерийские апачи считают, что задатки к музыкальной деятельности (и вообще к эстетической) есть у всех людей. Главное - эстетическое воспитание, которому у них отводится важная роль. Противоположной точки зрения придерживаются басон-ги. По их мнению, задатки музыкальных способностей сугубо наследственны, и не у всех они одинаковы. Причем музыкальное дарование может передаваться потомству и по отцовской, и по материнской линиям.
Видимо, уже в стародавние времена люди задумывались над тем, что такое музыкальная импровиза ция , чем она отличается от музыкальной композиции, какие для импровизации нужны задатки и т. д.? На Тринидаде (остров в Атлантическом океане), например, импровизацию не считают особым даром, так как она, по мнению аборигенов, доступна любому податливому уму. Отмечается различное отношение к музыке, к искусству. У бали (народность в Индонезии) - это важнейшая потребность. Также буквально живут для искусства чамбули (небольшая папуасская народность в Новой Гвинее). Каждый представитель этого народа «прежде всего озабочен своей ролью на художественной сцене своего общества, - совершенствованием сво-
Его костюма, красотой своих собственных масок, собственным мастерством игры на флейте, законченностью и совершенством [ё1ап] своих обрядовых действ, признанием и оценкой своего исполнения другими...» [Ногтю ти51ки5"95, с. 40]. Маори (основное население Новой Зеландии) почти все - певцы. Общественная значимость музыки отмечается и в лагере африканских бушменов, и у пигмеев Конго.
Для музыкального восприятия важна и проблема оптимального числа исполнителей , которая волнует эти народности и разрешается ими тоже по-разному. У басонгов ядро музыкальной группы составляют три музыканта, так как все должно прослушиваться ясно, и звучание не должно перегружать слух. Для североамериканских индейцев флэтхед наоборот: чем больше певцов, тем лучше.
Разные мнения существуют и в вопросе о происхож дении музыки . Выявляются два взгляда: музыка - порождение богов или музыка возникает благодаря заимствованию. Взгляд на взаимосвязь музыки со сверхъестественным началом включает и фигуру музыканта. Источников, из которых черпается музыка, может быть три: 1) сверхъестественное начало, 2) индивидуальное сочинительство, 3) заимствование. Для представителей племени юркала (Австралия) музыка - это подражание лепету детей младенческого возраста, которые знают священную тайну забытых слов. То, как трактуется вопрос об истоках музыки, трудно переоценить; его понимание формирует сочинительское творчество и влияет на музыкальную культуру в целом.
Проблема эмоциональности музыки , ее смысловой сущности также разрешается с разными нюансами. По мнению племени маори, песня помогает людям выразить мысль. У полинезийцев пение служит передаче любой сакральной эмоции.
Задумываются и над мотивацией музыкального творчества: почему люди музицируют? Флэдхед считают - чтобы помочь себе (т. е. в основе лежит компенсаторная функция). Басонги уверены, что люди занимаются музыкой в трех случаях: 1) для счастья, 2) по велению Эфиле Мукулу (верховного божества), 3) для вознаграждения. Но главный мотив заключается в обретении счастья.
Возникает также проблема собственности музыки и по-своему решается вопрос авторских прав. Существуют три точки зрения: 1) музыка является собственностью индивида, который ее сочинил, 2) песня может быть собственностью группы, касты и т. д., 3) музыка - это достояние общества в целом.
Как видим, уже на ранней стадии развития перед людьми возникают ключевые вопросы музыкальной психологии, бытования музыки.* Это свидетельствует об объективности данных вопросов. Более того, в их решении существуют противоположные точки зрения, что говорит о разнообразии мнений, продиктованных разностью психических складов, опыта музыкальной практики. У первобытных народов можно обнаружить зачатки многих психологических и эстетических теорий, которые окончательно выстроятся и разовьются впоследствии.
* Материал, свидетельствующий о том, что при родовом строе встают и по-своему разрешаются вопросы создания музыки, см. в части III.
Часть I
Музыкальные способности -
Краеугольная проблема
Музыкальной психологии
Лекция 1
Понятие музыкальных способностей
и музыкальности
Способностями называют особый психический комплекс, который предполагает успешное занятие тем или иным видом деятельности. Для того чтобы быть причастным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определенный комплекс способностей, который называют основные музыкальные способности (или общие музыкальные способности). В каждом звене музыкального творчества они функционируют по-разному и объем их различен. Они нужны не только для того, чтобы сочинять музыку или исполнять, но и чтобы проникать в ее смысл и наслаждаться ею. Выдающийся ученый советской эпохи Б. М. Теплов в классическом труде «Психология музыкальных способностей» [ Теплов Б ., 2004] впервые классифицировал музыкальные способности на основные (или общие ) и спе циальные (или частные ). Если основные музыкальные способности нужны и для слушателя (без них человек не может приобщаться к музыке и, тем более, глубоко понимать ее), то специальные способности необходимы профессионалам: композиторам, музыкантам-инструменталистам, звукорежиссерам или вокалистам.
Для того чтобы заниматься музыкой или ее воспринимать, прежде всего, ее необходимо услышать. Следовательно, нужна такая психическая функция, как музыкальный слух , который позволяет не только слышать звук, но и оценить все качества звука (в первую оче-
редь музыкального - тембр, высоту, громкость, протяженность), интонации и целого музыкального построения. Но музыка включает не только разновысотное соотношение звуков, различных по тембру, громкости (динамике), протяженности, замысловатые сочетания звуковых горизонтальных и вертикальных процессов, с которыми связано понятие гармонии, полифонии, свободной линеарное™, сонорных «пятен» и т. д., но и множественную вариантность временных соотношений . Их человек улавливает при помощи чувства музыкального ритма . Чтобы каждая встреча с музыкой обогащала музыкальный опыт, а на его основе сформировалась музыкальная культура, музыку надо запоминать, то есть необходима музыкальная память . Музыку нужно осмысливать, оценивать, проникая в ее специфическое содержание, для этого музыкальные образы (свои или чужие) должны свободно проноситься в воображении. Поэтому необходимы музыкаль ное мышление и музыкальное воображение .
Взгляд на структуру основных музыкальных способностей менялся. Важным этапом в изучении этого вопроса стало исследование Б. М. Теплова, раскрывшего психологические первоосновы основных музыкальных способностей: «ладовое чувство» , «способность к слуховому представлению» , «музыкально - ритмическое чувство» [ Теплое Б ., 2004]. Ладовое чувство помогает реагировать на ладотональные изменения, которые пронизывают музыкальную ткань по горизонтали и вертикали, на интонационные движения мелодии. Способность к слуховому представлению помогает человеку слышать звуки, целые музыкальные построения и даже произведения по памяти, только в представлении, без реального звучания. А музыкально-ритмическое чувство помогает эмоционально отзываться на временные процессы в музыке, фиксировать особенности темпа, метроритмики, ритмической плотности и т. д. Однако Б. М. Теплов не
Признавал музыкальную память как самостоятельную психическую функцию (что было характерно для того времени). В трактовку основных музыкальных способностей он не включал функции интеллекта и воображения.
За прошедшие шестьдесят лет было много сделано для изучения музыкальных способностей. Среди достижений российских ученых отметим работы Л. А. Барен-бойма, А. Н. Сохора, Н. Е. Ветлугиной, М. Г. Арановского, Г. М. Цыпина и др. Обобщением этих достижений стала концепция музыкальности К. В. Тарасовой, отраженная в исследовании «Онтогенез музыкальных способностей» [ Тарасова К ., 1988]. В последние годы вышли фундаментальные труды М. С. Старчеус «Слух музыканта» и Д. К. Кирнарской «Музыкальные способности» [ Старче ус М ., 2004; КирнарскаяД ., 2005].
Итак, к основным музыкальным способностям современная наука относит: музыкальный слух , чувство музы кального ритма , музыкальную память , музыкальное мышление и музыкальное воображение . К. В. Тарасова вводит также классификацию музыкальных способностей на сенсорные (т. е. связанные с ощущением) и интеллек туальные . Первые включают музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые - музыкальную память, музыкальный интеллект, а также, по-нашему мнению, сюда входит и музыкальное воображение. Следует учесть, что даже очень музыкально одаренный человек рождается не с «готовыми» музыкальными способностями, а только с их задатками . А дальше необходим труд воспитателей и его самого, нужна благоприятная, насыщенная музыкальной культурой обстановка, чтобы из этих задатков сформировались музыкальные способности.
Однако, наличие музыкальных способностей, порой даже очень хороших, еще не показатель того, что человек может успешно приобщаться к музыкальному творчеству, даже в качестве слушателя. Можно обладать
В рамках Федеральной целевой программы
«Культура России»
Допущено Учебно - методическим объединением
по направлениям педагогического образования
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений ,
обучающихся по направлению 050600 (540700)
Художественное образование
Рецензенты :
доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, профессор Н . А . Соломонова (Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет профсоюзов),
кандидат искусствоведения, доцент И . Н . Налетова (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).
Овсянкина Г . П .
Музыкальная психология . Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.
«Музыкальная психология» представляет собой сконцентрированное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-композиторских факультетов консерваторий, а также представителям других гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музыкально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.
Все темы курса классифицируются в пять частей, отражающих различные аспекты музыкальной психологии. Издание включает развернутый список литературы. В нем обобщаются результаты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
18ВЫ 978-5-8128-0075-8 ББК 88.4 Овс34
© Издательство «Союз художников». 2007
© Г. Овсянкина, 2007
© Е. Гросман, оформление, 2007
rmk.ucoz.net/downloads/ovsyankina.doc
Просмотреть Загрузить1,9 МБ
Овсянкина Г. П. Музыкальная психология. Издательствово «Союз художников», 2007. … Рождественского - Паганини с дирижерской палочкой» [Овсянкина Г., 1999.
rmk.ucoz.net › downloads/ovsyankina.doc
Предлагаемые лекции по музыкальной психологии предназначены для студентов различных специальностей, прежде всего для будущих педагогов. Лекции возникли в результате обобщения пятнадцатилетнего опыта преподавания музыкальной психологии и родственных ей дисциплин в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Цель данного издания - обозначить основные положения музыкальной психологии и рассмотреть их в контексте педагогической и творческой деятельности. Мы поставили задачу познакомить будущих преподавателей музыки (общего и специального музыкального образования), музыковедов, композиторов, музыкантов-исполнителей, звукорежиссеров и др. с ключевым теоретическим материалом по истории и теории музыкальной психологии с позиций современной науки, проследить связь категорий музыкальной психологии с музыкальным творчеством. Нельзя в одном лекционном издании охватить все разнообразие понятий, связанных с музыкальной психологией, тем более, что наука эта бурно развивающаяся и по ряду вопросов в ней на сегодняшний день еще нет единого мнения.
Принцип отбора, содержание и организация материала предполагает, во-первых, связь с будущей профессией студентов, во-вторых, ориентацию на основные категории музыкальной психологии. В результате лекционный курс складывается из пяти частей, посвященных общим положениям о музыкальных способностях, музыкальном восприятии, психологии творческого процесса композитора, музыкального исполнительства, музыкального воспитания и образования.
Лекции основываются на классических и новейших трудах по различным вопросам музыкальной психологии: Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, М. Г. Аранозского, В. В. Медушевского, К. В. Тарасовой, А. Н. Готсдине-ра, А. И. Мухи, В. М. Блока, Л. Л. Бочкарева, Е. В. Вязковой, А. И. Климовицкого, А. С. Соколова, Н. П. Корыхаловой, Л. Маккинон, М. С. Старчеус, Д. К. Кирнарской, сборниках Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Ногтю ти51киз» (ред. М. С. Старчеус), РАМ им. Гнесиных «Процессы музыкального творчества» (ред. Е. В. Вязковой), «Восприятие музыки» (ред. В. Максимова) и др. В лекциях отражен материал из наших программ - кратких конспектов-лекций - по психологии музыкального творчества и психологии музыкального воспитания в школе, опубликованных в 1995 году Астраханским областным институтом усовершенствования учителей. При подготовке лекций к изданию учитывались те немногие учебные пособия по музыкальной психологии, которые опубликованы в нашей стране, прежде всего учебники А. Л. Готсдинера и В. И. Пет-рушина.
Надеемся, что знакомство с данными лекциями поможет студентам свободно ориентироваться в проблематике музыкальной психологии, самостоятельно изучать литературу и применять полученные знания в педагогической, творческой деятельности, а также в научной работе.
Введение
Музыкальная психология: история и ключевые понятия
(из опыта преподавания на факультете музыки в РГПУ им. А.И.Герцена)
Овсянкина Галина Петровна ,
доктор искусствоведения,
профессор кафедры музыкального воспитания и образования
Российского государственного университета им. А.И. Герцена
Тезисы выступления
на Круглом столе «Космическое мировоззрение: истоки, проблемы, перспективы развития»,
1. Не вызывает сомнений связь человека и всего сущего с Космосом. Об этом свидетельствуют уже древние научные знания, не говоря о мифологии и сакральных учениях. Но человек склонен «забывать» прежний опыт. Если говорить о музыке, то достаточно вспомнить представления о ней в Древней Ассирии или в Древнем Китае (см. труды о музыкальной культуре Древнего Востока К. Закса, Древнего мира Р.И. Грубера и др.).
2. Из исследований наших дней следует отметить диссертацию профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Е.В. Вязковой «Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ» (Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1999), статьи этого автора о типологии творческого процесса композитора, о природе интертекстуальных перекличек в художественных текстах (см.: Процессы музыкального творчества: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Под ред. Е.В. Вязковой. М.: 1999, 2001. Вып. 3, 4) и т. д.
До 1990-х гг. принципы классификации творческого процесса композитора основывались на материальных источниках (прежде всего автографах). Процесс композиторского творчества делили на два основных типа: «моцартовский» и «бетховенский», по терминологии российского музыковеда Н.Л. Фишмана. В зарубежной психологии этим терминам соответствуют аналоги, принадлежащие немецкому филологу и музыковеду Р. Вестфалю: «интуитивный» («моцартовский») и «рациональный» («бетховенский») типы творчества.
Классификация типов творческого процесса композитора Е.В. Вязковой основывается на признании «информационного поля» в Космосе и исходит из ответа на вопрос: «Откуда и как приходят идеи?» .
1) писание по вдохновению,
2) рациональное творчество,
3) творчество–игра,
4) творчество по модели,
5) творчество как автоматическое письмо,
6) творчество на основе саморазвития идеи.
3. Актуальность проблемы связи человека и Космоса усиливается тем, что сегодня во всем мире доминирует псевдомузыкальный «мусор», который наполняет радио и телеэфир, Интернет и т. д., составляя основу звукового пространства социума. Вся эта «информация» поднимается в горние выси и действие ее равноценно отравлению чистых вод и воздушного пространства. В этой обстановке особенно печальна судьба детей и молодежи.
4. Неоспоримость воспитания у молодежи сознательного отношения к связи всей жизнедеятельности человека с геокосмосом не подлежит сомнению. В педагогической практике на вузовском уровне встает вопрос: в рамках какой дисциплины включать эту информацию, трансформируя ее, в том числе, в область профилизации студентов.
«Счастливый» случай представляется при преподавании предмета «Современные проблемы науки и образования» (федеральный компонент, магистратура, I курс). Практика преподавания этого предмета на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена показывает, что тема «Геокосмическое влияние на человека» должна быть в учебном плане одной из первых и занимать, как минимум, 6 академических часов (три «пары») учебного времени. Ее результативность усиливается в сочетании с просмотром научно-документального фильма «Сознание накануне революции» (Международная конференция по космизму, МЦР).
Богатейший материал для всестороннего освещения проблемы (медико-биологические, экономические, педагогические, культурологические и др. аспекты), обширный список литературы по теме представляет монография О.Д. Волчек «Геокосмос и человек» (СПб., 2006).
5. В рамках темы нами затрагивается группа таких важнейших вопросов, как: отношение человека и Космоса, влияние космических факторов на человека, гравитационные силы, роль экологических нарушений; современный экологический кризис, его влияние на культуру; формирование экологической психологии (Р. Баркет); проблема футурошока (А. Тоффлер); становление Универсальной истории (Д. Кристиан), ее основные положения.
Дается понятие космизации наук. Раскрывается роль идей В. Вернадского, Н. Тимофеева-Ресовского, Н. Рериха, К. Циолковского, А. Чижевского, П. Сорокина, Л. Гумилева, В. Болгова, Н. Моисеева. Новая теория планетной системы Г. Васильевой. Ноосфера. Понятие психосферы (А. Крылов). Проблема полового деморфизма, воздействие на него геокосмических факторов. Электромагнитные поля и биомагнетизм; их влияние на физиологию и психику человека; проблемы наследственности. Понятие критических периодов жизни, их роль в развитии человека. Проблема одаренности; современный «кризис гениальности» (статистические данные Е. Максимова, исследования В. Эфроимсона, В. Рудника, А Дуброва и др.). Теория пассионарности. Идеи В. Вернадского, Л. Гумилева.
Затрагивается актуальность теории социодинамики П. Сорокина. Характеристика искусства в контексте учения о трех основных культурных эпохах. Современное состояние. Синергетический подход и принципы самоорганизации. Среда и наследственность, современный взгляд на проблему в научном и образовательном контекстах. Адаптация к внешней среде, виды адаптации. Понятие архетипа (К. Юнг). Социокультурная адаптация как высший тип адаптации. Предназначение науки, религии, искусства в процессе адаптации. Проблема вестернизации культуры сегодня.
Связь искусства с геокосмическими факторами. Сопряженность эволюции музыки, музыкального мышления в аспекте геокосмического влияния. Данные контент-анализа относительно ладотонального развития музыки. Перспективы музыковедческих исследований в данной научной области.
6. Учитывая то обстоятельство, что преподавание ведется в педагогическом вузе, нами также включена в учебный план тема «Дети нового сознания: Обсуждение проблемы », которая представляется взаимосвязанной с космическим мировоззрением. В рамках этой темы поднимаются такие вопросы, как природа данного феномена: социологический, педагогический, психологический аспекты. Характеристика разных точек зрения. Вопросы терминологического аппарата, анализ терминологических различий в зарубежной и российской науке. Обобщение теоретического опыта в изучении проблемы в России и зарубежной науке: точки зрения Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Чернозёмовой, А.А. Лиханова, Л. Кэрролл, Д. Тоубер и др. Роль журналистики, СМИ в искажении и коммерциализации проблемы. Психологическая характеристика детей нового сознания. Отличия и общность с феноменом «вундеркиндства». Специфика гиперактивности детей нового сознания. Нравственный критерий как основа психологической характеристики детей нового сознания. Их адаптация в социуме.
Проблема педагогического подхода. Организация учебных заведений и учебного процесса в «традиционных» учебных учреждениях для детей нового сознания: начальное, среднее, высшее звено. Создание учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий и т. д. для всех уровней образования. Современное состояние общества в отношении детей нового сознания. Пагубное воздействие медикаментозного вмешательство в «лечении» психики. Анализ Интернет-ресурсов.
7. Изучение данных тем предполагает определенную цель и соответствующие ей педагогические задачи. Цель – освещение основного комплекса проблем по геокосмическому влиянию, которая классифицируется на две составляющие: 1) профессиональную, 2) общегуманитарную. С последней связана выработка норм поведения в социуме, которые каждым из выпускников должны транслироваться в их бытовую и служебную среду.
Педагогические задачи:
1) постановка проблемы связи человека с Космосом как важнейшей составляющей сознания;
2) выявление нравственных ориентиров, определяющих понимание индивидуумом себя в единстве с мирозданием;
3) отношение к музыке как носительнице священной информации;
4) осознание своей миссии – музыканта и педагога;
5) несение этого знания во все структуры образования.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.