Танк тигр варианты камуфляжа. Танки и бронетехника германии второй мировой войны. На восточном фронте

1 ноября 2019 г. Очередной 17-й виртуальный конкурс стендовых моделей DiSHow-2019 стартовал.

Предварительный график конкурсных и внеконкурсных публикаций:
понедельник - внеконкурсные работы;
вторник-пятница - конкурсные работы;
суббота-воскресенье - свободные дни.

В зависимости от количества заявленных на конкурс работ график может меняться. Большая просьба авторам внимательно следить за публикацией своих работ и проверять номинацию опубликованных работ. При возникновении вопросов немедленно обращайтесь в администрацию.

Всем удачи!

Белая кошка Михаэля Виттмана, или Строим Тигр "S04" из состава sSSPzAbt 101
Звезда 1:35
Артём Ладынский
aka Groser

просмотр фото в отдельном окне
просмотр фото в режиме "lightbox"

Что нам стоит Тигр построить!

Тигр с номером "S04" из состава sSSPzAbt 101 со своим экипажем (с лева на право): командир Михаэль Виттман, наводчик Бальатзар Волл, заряжающий Вернер Иррганг, стрелок-радист Зепп Рознер, механик-водитель Юген Шмит.
18 января 1944года.

«Тигр Виттмана» -- эти два слова как вместе, так и по раздельности не нуждаются в каких-либо объяснениях. Танк с номером "S04" является вторым по известности после легендарного Тигра 007, на котором Михаэль и его экипаж приняли свой последний бой. Многие моделисты, в качестве прототипа, очень часто выбирают именно Тигр "S04" но, к сожалению имея большую подборку фотографий по этой машине, все модели, которые я видел в сети, не отображают её характерные особенности. В своей модели и статье я попытался максимально отобразить особенности этого Тигра. Хочу сразу сказать, что я не считаю свою модель самым правильным Тигром "S04", я лишь попытался максимально приблизить модель к оригиналу, насколько это мне удалось судить уже Вам.

Анализ материалов:
Постройку модели я начал с анализа фотоматериала по данному танку. Основную массу фотографий я нашёл на сайте www.tiif.de, остальные фотографии были собраны в сети.
И так первой задачей было определить период выпуска этого Тигра. Орудийная маска без прилива в районе бинокулярного прицела, наличие доп. траков на башне, наличие 2-х фар и совковой лопаты свидетельствуют, что машина ориентировочно выпуска апреля-июля 1943г. Также ещё одни весомым фактором является то, что данный танк представляет собой командирский вариант Тигра (так называемый Befehlswagen) Характерными внешними особенностями этого варианта является заварена амбразура курсового пулемета (из-за установки дополнительно радиостанции Fu-5 в башне), наличие 3-х антенн (по бокам корпуса и на башне) для радиостанций FuG-5, 7, 8, крепление для антенны 4-х метровой антенны Stab-Hochantenne 1.40d с правой стороны корпуса, установка тубуса для антенн на корме корпуса.

Тигр "S04" предположительно после операции "Цитадель". Хорошо видны отличия машин выпуска апреля-июля 1943г.

Когда основные характерные моменты были ясны, занялся анализом других немаловажных особенностей данного Тигра.
Башня:
- Красочные кольца побед на стволе должны быть нанесены не на чёрном фоне как предлагает нам Тамия. Они нанесены поверх остатков зимнего каммо (это подтверждает мою гипотезу, что они (кольца) были накрашены сугубо для пропагандистской фотосесии, а наличие большого количества фронтовых фотографий дополнительно свидетельствует об этом).
- Дульный тормоз практически не покрыт побелкой.
- С правой стороны башни отсутствует 1 трак, с левой 4.
- Установлена антенна радиостанции FuG-5.

Корпус:
- отсутствие передних буксировочных серьг
- отсутствие совковой лопаты
- сняты фары
- наличие трофейного советского троса слева и стандартного немецкого справа
- отсутствие троса для натяжения гусениц
- наличие полного комплекта передних, задних и боковых крыльев
- установлена антенна радиостанции FuG-7, антенна для FuG-8 снята
- слева отсутствует 2-й и 4-й каток внешнего ряда (для симметрии я снял 1 каток справа)
- наличие воздушных фильтров Фейфель.

Сборка
Модель представляет собой сборную солянку из 4-х наборов и афтермаркета. Номинально за основу была взята Зведа, хотя от неё осталась только ванна корпуса и внутрение ряды катков. Верхняя часть корпуса, внешние ряды катков и интерьер башни от Академа. Башня, детали интерьера и экстерьера из 2-х наборов Драгоновских Тигров. В добавок к этому 2 набора ФТД, точеный ствол, Академовские и Драгонвские траки.
Полный блог по постройке можно увидеть здесь: http://litnik.in.ua/forum/index.php/topic,3321.0.html

Работу начал с башни. Сначала собрал и покрасил интерьер. Затем приклеил крышу башни, сделал сварные швы, фактуру литой брони, доработал крепление траков, добавил проводку к дымовым гранатомётам, сделал дренажные отверстия на ком. башенке, установил дополнительный антенный вывод на башне и заварил отверстие для курсового пулемёта. Люки сделаны рабочими.

С корпусом работы было куда больше. Сначала собрал воедино болванку корпуса. Ванна Звезда, лоб, корма и борта Драгон, верх Академ. Собиралось всё это неохотно, потому пришлось подклеивать вставки и выравнивать ступеньки листовым полистиролом. Далее установил надмоторную крышку, выхлопные патрубки, люки (сделав их рабочими). Далее сделал сварные швы и имитацию газовой резки на торцах бронеплит. Башенный погон пришлось немного расширить, так как Драгоновская башня немного шире Академовской.
Далее установил боковые брызговики и кожухи выхлопных труб "прикрутив" их болтами МС. Затем установил фильтры Фейфель, шанцевый инструмент, стакан под антенну, гранатомёты и тд.

Завершающим этапом стала ходовая часть. Ленивец и ведущую звёздочку использовал Драгоновские. Внутренние ряды опорных катков оставил Звездовские, а вот 2 внешних ряда скопировал из Академовских, так как косячные Звездовские катки являются главной "фишкой", по которой проще всего узнать Звездовского Тигра.
Также были скопированы и фланцевые крепление катков. На смоляных катках заменил болты и подправил дефекты литья.
Академовские траки были доработаны путём пересадки гребней с Драгонвского седанина. Сами траки собирал по Драгоновским шаблонам. Каждая лента состоит из 4-х частей, которые соединяются на пальцах.
.

Окраска

Покрасочные работы, как обычно, начал с грунта Mr.Surfacer 1000. После выявления и ликвидации мелких огрехов, которые проявились после грунтовки, нанёс основной цвет и полосы камуфляжа красками Mr. Hobby. После просушки покрыл модель матовым лаком Хамброл.
Далее нанёс на модель светло-коричневый фильтр, покрыл её глянцевым лаком, приклеил декали.

Далее начался собственно процесс воссоздания зимнего камуфляжа..htm?p=10492 только на этот раз решил усовершенствовать технологию нанесения зимнего камуфляжа и сделать более "глубокий" и "сложный" цвет.
Сделал это путём нанесения 2-х слоев белой краски с использование технологии "Лака для волос". После нанесения первого слоя нанёс на модель слой светло-серого фильтра, потом опять глянцевый лак, лак для волос, белая краска (я использовал Ганзовский акрил), матовый лак, светло-коричневый фильтр.

Следующим этапом стало нанесение декалей на ствол. Так как Тамия делает не правильную декаль, мне пришлось собирать её по частям. Полосы были вырезаны из Тамиевской декали, номера и танк были взяты из запасников.
После этого покрыл модель глянцевым лаком и сделал смывку. Далее намешал грязь (гипс пастель краска) и замазал её корпус катки и траки. После высыхания грязь была оттонировал масляными красками и нанёс снег (сода ПВА). После высыхания пропитал снег лаком для волос и немного загрязнил его пастелью. Далее собрал ходовую часть, установил тросы, доп. траки, пулемёт.

17-01-16 Стартовал новую стройку.

В этот раз это «КОРОЛЕВСКИЙ ТИГР» с башней Хеншель от Звезды. Обзор это набора я уже выкладывал на своем сайте. Его можно посмотреть нажав на ссылку . Если вкратце, то набор порадовал высоким качеством литья и детализацией, а также наличием наборных гусениц.

И так, теперь о прототипе.
Я выбрал машину с номером 502 из состава 501 тяжелого танкового батальона. Которая была захвачена бойцами 53 гвардейской танковой бригады в августе 1944 года на Сандомирском плацдарме. Танк попал в руки советских солдат в исправном состоянии, заправленным и с полным боекомплектом. Я планирую сделать танк в том виде, в котором его бросили немцы. Декали с надписями скорее всего я наносить не буду.
Фото с прототипом, которые мне удалось найти:

Основываясь на них буду строить свою модель. Если найду что-то еще, обязательно добавлю фотографии в блог.

Когда делал обзор, я не заметил на них ничего подозрительного. А вот когда дошло дело их обрабатывать, на них оказался достаточно заметный шов от пресс-форм, который я убрал. Хотя опять же, его будет не видно за катками и можно было этого не делать. Инструкция предлагает выравнивать балансиры по линейке. Я не совсем понял зачем, так как они вставляются в пазы и держатся ровно.

Это все, что я успел сделать за первый вечер. В следующий раз дособираю катки и ведущие звездочки. Начну обрабатывать наборные гусеницы и далее по инструкции.

08.04.16.

Я закончил работу с катками, склеил звездочки, ленивцы. С ними всё ОК, поэтому рассказывать особо нечего.

Далее, я вклеил балансиры с двух сторон. И для них всё таки пришлось использовать линейку, чтобы их выровнять. Без линейки возникли определенные сложности, балансиры постоянно смещались, но в итоге удалось приклеить ровно.

Дальше была долгая и нудная работа с траками. На каждом траке есть по два следа от толкателя. Тот который внутри убирается проблематично, а то который ближе к краю, убирается легко. На торцах два-три следа от питателей, но они убираются без проблем. На некоторых траках, как здесь, следы от толкателей находятся во внутренней части и к ним очень сложно подобраться и вычистить, но таких траков попалось не много.

За первый раз я осилил ровно половину, это три литника. Эти остатки, как я понимаю пойдут на башню, как запасные. Количество траков на 1 гусеницу использовал столько сколько рекомендуется по инструкции, вроде 45 штук. Установил на сухую катки и примерил гусеницу. Ленивец вообще пока висит в воздухе 🙂


В целом траки собирались хорошо. Собирал их так же как я показывал в недавнем видео с помощью малярной ленты.

Местами пришло подшпаклевать, убрать след от толкателей, стык от деталей. И аналогично с другой стороны корпуса.

По верхней части корпуса я ничего не успел сделать, в следующий раз. Успел подготовить две основные детали башни, срезал с литников и зачистил. Стыкуемость у них практически идеальная, полагаю можно будет просто склеить без дополнительной обработки.

И собрал казенник орудия. Собрал всю внутреннюю часть, стыкуется детали хорошо. Зачистил только видимые места, чтобы не было видно стыков. Дорабатывать не буду, т.к. люки будут закрыты, этого всего будет не видно. Скорее всего просто покрашу в базовые цвета и оставлю как есть.

Также дошел до магазина и купил фототравленые решетки МТО. В этом наборе идет прицел на пулемет, сетки МТО, погоны, шевроны, лычки, крест и значок на фуражку.

И я начал подготавливаться к нанесению циммерита. Купил специальные шпатели от Tamiya разных размеров. Как я понял, инструмент это многоразовый, покупается один раз и его хватает на долго. К следующему разу я постараюсь попробую нанести циммерит. Скорее всего я сделаю отдельное видео из серии “советы и хитрости”.

К следующему разу постараюсь собрать корпус, вторую гусеницу, установлю фототравление. попробую начать собирать башню. И либо уже будет нанесен циммерит, либо все будет подготовлено к его нанесению.

Ну и в конце для сравнения фото с корпусом раннего Тигра (который можно посмотреть )

И итог работ.

30.04.16.

Изменений относительно много, по сравнению с прошлым разом.

Во-первых, собрал все элементы башни, которые не будут мешать нанесению циммерита. Внутреннюю часть я выкрасил цветом слоновая кость от Pacific88, F-07. Но цвет получился сильно желтоватый, как мне кажется, поэтому возможно перекрашу видимые места в более белый оттенок.

Сделал рабочие петли люка, хоть это и не принципиально, по планам он должен быть закрытым. Но люк не плохо детализован, поэтому и решил сделать открывающийся люк. Недочеты и следы от толкателей увидел только на увеличенном фото, буду исправлять позже.

Башня готова к нанесению циммерита. К следующему разу постараюсь нанести нанести его на всю башню и приклеить недостающие элементы. Задний люк тоже готов. Его я не приклеил, т.к. он будет мешать. Также собрал и обработал ствол и маску орудия танка. Приклеивать не стал по той же причине, будет мешать нанесению циммерита. Как нанесу циммерит и покрашу башню в базовый цвет, то стразу приклею орудие.

Собрал вторую половину гусениц. Теперь обе стороны склеены и готовы. Процесс долгий и нудный, но ничего сложного. Остались запасные траки, часть из них пойдет на башню.


Еще самостоятельно изготовил дополнительные сетки, которых не оказалось в наборе фототравление, но которые есть на моем прототипе. Сетку вырезал из крышки от жира для сковородки из IKEA. Хорошее плетение, стоит не дорого и хватит на много моделей. Одну я сделал, пластик предварительно выкрасив в черный цвет, чтобы потом не было видно непрокрашенного пластика.

Еще вспомнил, на башне у бронеколпака для триплекса пришлось нарастить высоту с помощью полосок тонкого пластика, т.к. он упирался в триплекс.

Еще у Звезды даются два варианта бронекрышки вентилятора. Я же соответственно приклеит тот, что идет на моём прототипе с номером 502. Так же основываясь на прототипе (тут тоже было по два варианта) выбрал бронекрышку вентилятора на корпус и бронировку триплекса.


Ну и как планировал, я начал нанесение циммерита. Пробу сделал на самой незаметной детали – задний бронелист. Делал в несколько этапов.

  • Изначально нанес шпаклевку на бронелист без приклеенных мелких деталей. Наносил с помощью специальных мастерков от Tamiya.

  • Затем я приклеил выхлопные трубы, буксировочные крюки, ящик икрепеж под домкрат.

  • И нанес грунтовку, а после приклеил кожухи выхлопных труб.

Сделал так, чтобы было потом удобнее красить.

К следующему разу по планам я хочу нанести циммерит на башню и оставшуюся часть корпуса. Попробую завершить работы по башне и корпусу, приклею все недостающие детали и приготовлюсь в покраске.

Ну и по традиции видео с этапа стройки:

Статью про нанесения циммерита можно посмотреть , там фотографии, описание и видео процесса.

05.06.16.

По сравнению с прошлым разом основное отличие это то, что нанесен по кругу циммерит: Спереди, сзади, сбоку.

Но начну про башню.

На башне после нанесения циммерита были добавлены крюки для запасных траков и сами траки. Они не приклеены, вешаются прямо на крюки, можно в любой момент снять. На данным момент они висят так, как это должно быть согласно моему прототипу, из которого я делаю.

Про работающий люк я уже говорил. Здесь только добавил металлическую ручку. Также сделал люк, чтобы не выпадал, потому что он на прототипе тоже открытый. Поэтому сделал так, чтобы была возможность его открывать. И при этом он у меня не выпадает, закреплен.

Вклеил задний люк. Есть возможность сделать его рабочим у этого набора. Но я приклеил его намертво, так как смысла оставлять его рабочим нет. На прототипе он закрыт. И также я не стал вклеивать бронезащиту на вот эти петли. Хотя она в наборе также имеется и кто хочет, кто собирает без привязки к прототипу. Или у кого прототип с этой броневой защитой, то можно и вместе с ней собирать.

С башней всё, сейчас расскажу про корпус. С корпусом здесь всё намного интересней.

Основные мелочи – это приклеил крюки мелкие, разнообразные повсюду. Их большое количество. Это видимо для монтажа/демонтажа плит на моторном отсеке. И также вот эта плита, крюки на ней есть.

Приклеил шанцевый инструмент: кусачки, молоток, топор, огнетушитель. Сделал имитацию проводки к фаре из проволоки. К сожалению в наборе не дано, поэтому сделал сам.

Теперь еще немного отмечу про циммерит. С боков никаких проблем с его нанесением вообще нет. Наносится достаточно просто и не вызывает каких-либо проблем. Сзади все это тоже делалось без проблем. Основная проблема – нанести циммерит спереди. И именно этот верхний броневой лист переделывал раз десять. Из-за того, что здесь переходы, очень проблематично делается это все. Часть с пулеметом делал отдельно и наносил циммерит тоже отдельно. Даже с учетом того, что его здесь не было, сделать циммерит на этой поверхности вызвало затруднения.

По бокам делал как на моем прототипе. С этой стороны трос и здесь отсутсвует одна из деталей. Ее и не нужно было добавлять. И также крепление для лопаты. Самой лопаты нет. Я просто вырезал саму лопату и просверлил дырку здесь, в креплении для нее, чтобы была имитация. А от самой лопаты осталась только запчасть.

Трос я сделал из металлического троса, который я купил в строительном магазине. Трос с диаметром 1 мм. Для простых форм и изгибов он подходит идеально. У него шикарное плетение и выглядит как настоящий.

Но там, где нужны более сложные изгибы, он не подходит. С ним очень сложно работать – изгибать. Вот я делал второй трос, старался немного придать ему форму как на моем прототипе. Замучился, делал пару вечеров, несколько раз переделывал. Постоянно все отклеивалось, отрывалось. Но в итоге я домучил и вышло, как мне кажется, не плохо. Мне нравится. Для таких форм такого плана трос из строительного магазина лучше не использовать. Так как это достаточно проблематично.

Здесь также короб для антенны приклеен. Я добавил только крепление для шанца, которое отсутствует.

По поводу бортовых экранов. Сделал один приподнятый, как на моем прототипе, поэтому оставлено. А с этой стороны они целые. Прорезал и немного загнул. Нужно будет сделать сильнее, но это я буду делать в последний момент, когда буду приклеивать. Не стал приклеивать сразу, потому что это будет мешать установить катки с гусеницами. Их я буду устанавливать после того как прокрашу внутреннюю часть.


Катки у меня тоже установлены практически на сухую. Сама гусеница снимается целиком. Делаю такой способ в первый раз. Катки уже внутри установлены и вклеены. Тут ничего не шевелится, только звездочка. Остальное все вклеено уже полностью. Так как бандажи здесь прокрашивать не надо, проблем это не должно вызвать. Но очень удобно при монтаже/демонтаже. То есть нужно поставил, примерил, посмотрел. Когда нужно будет красить просто сниму и все. Потом уже после покраски приклею намертво.

Примерно в таком виде танк пойдет в покраску. Танк собран на 95%, все основное сделано. В следующий раз я преступлю к покраске. Здесь осталось доделать немного. Вклеить три антенны на корпус и на башню еще одна будет. Нужно докупить и установить пулеметную турель, которая есть на моем прототипе, но ее не было в наборе. Сделать вторую сетку МТО, по аналогии с первой. Хотел еще доработать маску орудий. Добавить ей имитацию литьевой формы. Посмотрим, буду делать или нет. Нужна шпатлевка Tamiya, но пока у меня ее нет. Если докуплю, то еще и сделаю это.

24.07.16.

Последнее обновление стройки Королевского Тигра перед его покраской. Основные проблемы я решил и теперь я вкратце расскажу, что я доделал.

Первое, что не хватало для завершения стройки – это три антенны. Одна антенна на башне и две антенны на корпусе танка. Также для них я сделал антенные входы. Маленький на башне и большой на корпусе. Они сделаны из гитарной струны. Корпус антенного входа сделал из куска пластмассы и части иглы от шприца. На башне использовал только кусок иглы от шприца. А для третьей антенны ничего доделывать не пришлось.

Это первое, что меня очень долго останавливало. Т.к. не мог найти размеры и как это должно выглядеть.

Размеры антенного входа, может кому пригодиться:

Следующее что я сделал – это доработал маску орудия. Долго думал делать или нет, но в конце решился и сделал имитацию литьевой формы + след шва. Делал с помощью клея и шпатлевки от Tamiya.

Следующее это пулеметная турель. Родную из пластика я не стал использовать и заменил на фототравление. Позже её закреплю, как оно должно быть на моём прототипе. Еще докупил набор немецкого вооружения, из которого я взял зенитный пулемет. И приклеил к нему прицел из фототравления. Смотрится очень красиво.

Еще поработал немного с боковыми юбками. У них была слишком большая толщина и я её немного убавил, в тех места где это будет видно.

Еще одна деталь, которую пришлось делать с нуля – это тубус для антенн. Сделал я его из куска литника, листового пластика и проволоки. Тубус делал на глаз по фотографии.

Еще вспомнил, сделал вторую решетку на МТО.

Дальше я уже начал подготавливаться к изготовлению диорамы. Собрал две фигурки, которые будут использованы. Это фигурки от ICM, из набора “Май 1945”. Как-то так это будет выглядеть. Петля на заднем фоне – это будущее дерево 🙂

30.08.16.

Еще одно небольшое обновление блога.

После месяца простоя танк был успешно загрунтован. Применял грунтовку от Pacific88 P-10 Красно-коричневый. Тут особо рассказывать нечего. Грунт лег хорошо, часть деталей для фотографии закрепил на сухую (катки с гусеницами, ствол и маска орудия).

Так увлекся покраской что забыл сделать промежуточные фотографии прешейдинга и базового цвета на нормальный фотоаппарат, сохранилось только фото с телефона. Но это не проблема, сам процесс нанесения прешейдинга и базового цвета можно посмотреть в 6 части видео-стройки.

  • прешейдинг – черная краска (арт. 00010)
  • базовый цвет танка – темно-желтая пустыня (арт. 0044)
  • базовый цвет траков – ржавые траки (арт. 0107)

Перед нанесением камуфляжа выявилась небольшая проблема первой партии красок АЭРО. Спустя неделю, краска изменила вязкость. Но к счастью производитель быстро отреагировал на тревожный сигнал и подсказал простое решение этой проблемы. Чем я воспользовался и продолжил работу. Нужно было просто добавить 1 мл разбавителя в банку с краской.

Дальше все пошло как по маслу. И я перешел к нанесению камуфляжа. Данный камуфляж надо наносить от руки, без использования масок. Задача была не из простых, т.к. нормальных фотографий, на которых можно разглядеть камуфляж этой исторической машины, нет. Только одна картинка из журнала:

По ней в итоге я и наносил камуфляж. Стороны, которые не видно, пришлось додумывать самому.

Для камуфляжных полос я смешал два цвета краски: оливково-зеленый (арт. 0152) и оливково-желтый (арт. 0063) в пропорции 1 к 1.

Для нанесения использовал аэрограф Jas 1142 с соплом 0,3 при давлении примерно 0,5-0,8 атм. И ограничивал ход иглы примерно на половину, чтобы избежать повышенной подачи краски.

И вот что из этого вышло:

Весь процесс нанесения камуфляжа также можно увидеть в видео.

Теперь можно и оставить небольшое мнение о новой краске Pacific88 Аэро.

Закрыв глаза на возникшую небольшую проблему, учитывая что она довольно таки легко решилась и производитель очень быстро среагировал и исправил этот недочет (в новых партиях этого не должно повториться) могу сказать что краской я очень доволен. Первое “боевое” применение оставило положительные впечатления.

К плюсам я бы отнес:

  • простота применения (залил в аэрограф и крась)
  • выдувается на низком давлении (от 0,5 и выше)
  • хорошая адгезия
  • отсутствие “плевков” краски (при нанесении базового цвета и камуфляжа замечено не было)
  • хорошая стартовая палитра цветов (в ближайшее время производитель обещает расширить палитру)
  • невысокая цена

К минусам я бы отнес:

  • хотелось бы немного увеличить укрывистость (это скорее желание, чем минус)
  • есть небольшое налипание краски на иглу при длительной работе на низком давлении (склоняюсь к тому, что это проблема первой партии, при возможности проверю на новой партии)

Тестирование краски, а также другой продукции от фирмы Pacific88 продолжается. Далее будут опробованы фильтры и смывка. Следите за сайтом и каналом, чтобы не пропустить ничего интересного.

11-10-16

Пришла пора обновить блог постройки.

Танк был покрыт глянцевым лаком (V07 от Pacific88) и первым делом я нанес декали. Декали применял те что шли в комплекте. Номер 502, то что соответствует моему прототипу. На удивление они легли отлично, подложка не серебрится, не бликует и фактура циммерита сохранилась. Это однозначно плюс к набору.

Следующее что я сделал – это покрасил катки и внутреннюю часть гусениц. Нанес потертости металла на катки, на гребни и на траки (в местах соприкосновения с катками). Для того чтобы выкрасить внутреннюю поверхность ровно я использовал тонкие полоски модельного скотча. Как я предполагал, в собранном виде (катки + траки) вполне можно прокрасить. Мне такой способ понравился.

Затем я снова покрыл всё глянцевым лаком и нанес смывку.

Смывку применял двух видов. Первая – это смывка которая была применена по верху башни и корпуса, по места где нет циммерита. Для этого я использовал черную смывку от Pacific88. В начале я её наносил без разбавления, растекается она нормально. Но затем я решил попробовать немного её разбавить, т.к. площадь танка большая. Разбавлял примерно на четверть. И после этого смывка побежала по заклепкам, щелям намного шустрее и приятнее. Для циммерита я применял общую смывку. Делал не с помощью смывки, а с помощью фильтра. Использовал коричневый фильтр. Фильтр наносил широкой кистью и прошелся по всему циммериту, заполнив все канавки. За счет этого выделился циммерит. Сейчас он выглядит объемнее, по с равнению с тем что было. На башне это особенно хорошо заметно. За одно и дополнительно сгладился тон декалей.

Итоговые фото промежуточного этапа:

Сделано было следующее:

  • Покрыл танк матовым лаком P08 от Pacific88. После того как лак высох, я прошелся по всему танку Фильром 002F Желтый темный для песочных тонов. Камуфляж еще больше сгладился, нет контрастных переходов;
  • Далее я принялся за покраску шанцевого инструмента. Деревянные элементы на кусачках, кувалде, топоре и на баннике красил двумя цветами. База выкрашена в цвет 0288 Темное дерево, а сверху прошелся разбавленными слоями краской F92 Красно-коричневая;
  • Для металлических элементов использовал цвета Темная сталь и Сталь. Дополнительно троса затонировал Фильтром 001F черный, чтобы дополнительно приглушить яркость цвета. Изначально они давали сильный блеск и сильно выделялись;
  • Также покрасил пулемет. Прошелся по нему сухой кистью краской Темная сталь и выкрасил деревянные элементы. Это накладки на рукоятке и приклад пулемета.
  • Еще выкрасил внутреннюю часть люков в цвет схожий со слоновой костью. До этого он у меня был выкрашен в бело-желтоватый цвет. Мне он не очень понравился, поэтому я перекрасил. Оба люка рабочие, их можно открывать и закрывать. На моем прототипе он открытые и положение примерно как у меня на модели.
  • Дополнительно поработал с гусеницами. Начал их тонировать. Нанес на грунтозацепы краску темная сталь.Цвет получился не ярко выраженный, но в дальнейшем я планирую еще пройтись пигментами и еще раз пройтись краской Сталь.

Запасные траки я пока не трогал больше. Много деталей еще не приклеено, закреплено на сухую. Чтобы была возможность дальнейшей тонировки модели.

Еще я начал подготавливать и работать с фигурками. Они уже загрунтованы и начал расписывать лица и руки. Первая фигурка покрыта пока только базовым слоем, без высветлений и затенений. А вот у второй фигурки лицо на половину готово. Я конечно еще буду лицо дорабатывать, это не окончательный вид, но пока результатом я доволен.

11-12-16

Прошло ровно два месяца с последнего обновления. Долго но на то есть свои причины. Не клеилась у меня работа с подставкой, да и параллельную стройку с хотелось поскорее завершить.

Первое что сделал в этот раз – это практически довел до готовности обе фигурки:

При покраске использовалось два типа красок. Лицо и руки в итоге выкрасил темперой. Униформа полностью покрашена акрилом от Pacific88. Тут еще остаются небольшие детали, которые надо будет доработать, но я это буду делать на финальном этапе на подставке.

Теперь о подставке. Для неё я подготовил опалубку из линеек, а внутрь положил кусок утеплителя для стены. Так конструкция будет значительно легче. Перед заливкой гипса я проклеил углы суперклеем, а снизу заизолировал модельным скотчем.

Следующий этап заливка гипса. Гипс замешивал на глаз, без каких либо пропорций. Для придания ему большей прочности, добавил помимо воды клей ПВА. Ну и залил всю эту кашу в подготовленную форму:

После заливки, широкой кистью прошелся по поверхности для создания неровностей рельефа, а потом сверху присыпал всё сухим гипсом. В итоге получилась отличная имитация земли. За этот совет большое спасибо Дмитрию Богданову.

Далее я дал немного подсохнуть гипсу, чтобы он был еще мягкий, но при этом уже особо не прилипал. И приступил к имитации следов гусениц, колес, сделов людей. Для этого применял сам Королевский Тигр, ненужные фигурки солдат, колеса от ЗиСа и траки от 34ки.

Далее все было покрыто грунтовкой от Pacific88. Нужно будет еще разок пройтись черной краской и закрепить результат лаком для дополнительной прочности. И можно будет продолжить работы. А пока получился такой результат:

Ну и как обычно видео процесса, с котором я постарался показать подробно работу с подставкой:

28-12-16

Последний рывок и работа с диорамой завершена. Но не буду спешить, обо всем по порядку.

Первым делом занялся покраской основания в базовые цвет, для придания земельного оттенка. В ход пошли три краски пацифик серии АЭРО: 0107 Ржавые траки, 0288 Темное дерево, 0044 Темно-желтая пустыня. Плюс в конце прошелся черной краской по местам, где слишком высветлил.

Далее “высадил” немного травы, которую сделал из сантехнического лена. Присыпал статической травой, крашенными опилками, кусочками сантехнического лена. И поверх всего этого положил пигменты от Wilder: GP19 Medium brown, GP09 Dark European terrain, GP19 Track dark brown. Подробнее всё это можно увидеть в видео, которое располагается ниже.

Аналогично прошелся по всей поверхности подставки, где-то веточку положил, где-то цветочек, а где-то пучок травы высадил. Фотографии не ахти, но финальные будут в хорочем качестве.

Решил добавить в самый пустой угол пару мелочей. Для этого сгодились запасы старых деталей: ящик от звездовской 34ки и пара катков от ИCа, если ничего не путаю. Красил кистью. База ящика – акрилик F-28 защитная, потертости F-11 песочный. База катков – акрилик F-35 русская зеленая, сколы – F-129 сколы, +натер пигментом Wilder GP26 Bright Steel. Веревка из какого-то комплекта танка в 72 масштабе.

После всех этих манипуляций и добавления мелочевки на диораму, всё выглядит примерно так. Осталось только загрязнить подвеску и борта танка.

Последний этап – загрязнение ходовой.

Тут как и много в этой стройке я делал впервые. В дело пошел гипс, смесь пигментов, вода, уайт-спирит и жесткая щетинистая кисть. Т.к. делал в первый раз, без ошибок не обошлось. Добавление гипса и воды было лишним, т.к. мне нужно было просто сделать брызги грязи. Ну а гипс с водой очень быстро застыл и я еле успел нанести брызги. Моя смесь больше подходила к нанесению объемной грязи. Но застывшая смесь даром не пропала, я её измельчил и сделал присыпку, которую так же применил, чтобы сделать более плавный переход от грунта к гусеницам. Опять же, подробнее можно увидеть процесс нанесения брызг на видео. Если вкратце, то макаем кисть в получившуюся жижу, оттягиваем пальцем щетину кисти и брызгаем на необходимые части танка, при этом не забывая закрывать листом бумаги части, где эти брызни не нужны. Аналогичным образом я испачкал сапоги и брюки на фигурках, только для них я уже приготовил смесь из пигмента и уайт-спирита. Пигменты те же что и наносил на основание диорамы + немного самодельных из пастельных мелков.

Остается только поставить всё на свои места и сделать фотографии.

Вначале фотографии с исторической привязкой:

Ну и все остальные фотографии:

И видео с подробностями последнего этапа. Приятного просмотра.

Вот уже некоторое время в мои руки не попадались сборные модели танка Tiger. А ведь я всегда хотел собрать некий гибрид этой машины – что-то похожее на облик реальной машины в самом конце войны. Танк, который описан в данной статье, представляет собой раннюю версию “Тигра”, которая в течение долгого срока службы подверглась некоторым модификациям и прошла через руки походных ремонтных бригад.

В качестве основы я использовал сборную модель раннего варианта Tiger производства фирмы Tamiya. Также для доработки потребовались некоторые детали из комплекта более поздней модификации этой машины производства компании Skybow. Ещё несколько элементов, использованных при сборке, попали на данную машину из набора с фототравлением производства ABER.

Если предмет проекта – широко известная машина наподобие танков Tiger или Panther, я стараюсь отыскать интересный и необычный рисунок камуфляжа для этой модели. На следующих фотографиях подробно описано пошаговое создание моего варианта покраски. Особое внимание в этой модели уделено имитации различных эффектов – погодных, ржавчине, грязи, пигментации и прочему “везарингу”.

1) Как обычно, покраска началась с грунтования поверхности модели (также рекомендуем ещё одну статью про грунтовки). Для этого использовалась краска Mr. Surfacer 1200.

2) Затем был нанесён базовый слой краски. Так как последующая работа по нанесению эффектов заметно заглушит этот цвет, я постарался использовать как можно более яркую и густую краску.

3) Теперь настала очередь камуфляжа. Для начала я перемешал зелёную краску с базовым цветом в пропорции 3 к 1.

4) Теперь черёд коричневых полос на камуфляже – то же самое соотношение, что и выше.

5) Командирская башенка получила совсем другую камуфляжную разметку. Башенку вполне могли поменять ремонтники во время долгой службы этого танка Tiger. Это же касается и крышки люка радиста.

6) Чтобы запутать всё ещё больше, я решил покрасить ствол и ту область, где обычно располагается ящик для хранения мелочей, в обычный серый цвет немецких танков – Dunkelgrau.

7) Перед началом работ по имитации эффектов, на поверхность машины был нанесён прозрачный защитный слой глянцевого лака. Но сразу после этого я понял, что совсем забыл про декали.

8) Разместив декали по своим местам, я вновь нанёс слой глянцевого лака.

9) Теперь я нанёс фильтр.

10) Дав фильтру высохнуть, в это время я покрасил гусеницы. Для этого пригодились краски производства Vallejo.

11) Переходим к смешиванию различных масляных красок. В принципе, это та же самая техника, что и нанесение смывки, но здесь используются именно разные краски. Также я попытался получить эффект мелирования поверхности.

12) Следующий этап – покраска деталей. Инструменты и запасные траки покрыты акриловыми красками.

13) Теперь переходим к имитации сколов. Для этого я использовал краски фирмы Vallejo (Model Air Color) и хорошую кисточку типа 10/0.

14) Увеличенная фотография – обратите внимание на эффекты сколов.

15) Затем я нанёс ещё один фильтр. Цель – слегка разбавить сколы. Для ствола, командирской башенки и крышки использовались фильтры различных типов.

16) На данном этапе я вновь занялся инструментами. Теперь они покрыты масляными красками.

17) Следующий шаг – покраска запасных гусеничных траков при помощи пигментов для имитации ржавчины.

18) Здесь я нанёс ещё несколько лёгких смывок, так как требовалось чуть больше смягчить яркость камуфляжа.

19) Теперь я занялся нанесением погодных эффектов при помощи лака. На эту технику меня вдохновил Адам Уайлдер. Очень интересный способ усиления контраста между разными частями модели. Обратите внимание на матовую поверхность крышки командирской башенки в сравнении с глянцевым основанием башенки.

20) Переходим к нанесению основания для имитации пылевого эффекта.

21) Я нанёс на поверхность несколько пигментов производства фирмы MIG, смешав их перед этим с разбавителем. Затем я нанёс ещё немного напыления.

22) Посмотрев на предварительный результат, я понял, что модели не хватает ещё немного ржавчины. В данном случае также использовались краски на масляной основе.

23) Для нанесения брызг я воспользовался струёй воздуха из аэрографа, направленной на кисточку со смесью пигментов и матового лака.

24) Переходим к лицевой поверхности стальных колёс.

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945. Часть 1

Камуфляж - маскировка, состоящая в окраске предметов (одежды, орудий, зданий и т. п.) пятнами, полосами, искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение.

Изначально в целях маскировки военные использовали одежду защитного цвета. Это впервые случилось в конце 19 столетия, когда бойцы английской армии переоделись ввоенное обмундирование цвета хаки. Впрочем, придумали саму одежду цвета хакидаже не англичане, они подсмотрели эту идею у индусов, с которыми вели войну. Но если жители Индии носили одежду "цвета земли и пыли" из практических целей, то у англичан цели были более прагматичные - слиться с местностью.


Английская армия была переодета в хаки уже полностью во время южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. От англичан хаки переняли русские и другие войска и в итоге уже на полях сражения в Первой мировой войне подавляющее большинство солдат всех сторон воевало именно в хаки.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса.

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

Без претензий на последнюю инстанцию :


На этом хватит исторических справок, дабы соответствовать тематики блога поговорим о реализации камуфляжа в военной миниатюре. А точнее, о окраске и подборе цветовых решений при воссоздании камуфляжа немецкой броне техники в период 1939-1945. Разные материалы, разные краски, количество света, габариты оцениваемого предмета и многое другое влияют то как мы видим предметы окружающие нас. Вот по этому важно понимать что точное совпадение цвета у реального танка и модели часто приводит к неудовлетворительному результату. Конечно историческая точность это основная цель которую преследует моделист, но не нужно забывать о художественной составляющей!

Немецкий камуфляж может показаться сложным, и многие при окраске моделей выбирают однотонные цвета вроде темно-желтого или коричневого африканского. Ниже я постараюсь привести упрощенные схемы и цветовые решения найденные мной в книгах и сети. (книги, журналы и сеть ни когда не стоит закидывать в дальний ящик, они часто выручают).


RAL немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металликов. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (38 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL нашли широкое применение в различных областях экономики.

Да и еще немножко истории. Краска на заводы поставлялась в виде густой пасты, и разбавлялась бензином, керосином, спиртом и другими растворителями. Разные растворители по разному влияли на конечный цвет. Краска наносилась из пульверизатора, реже кистями или валиками. Даже в полевых условиях старались механизировать процесс окраски.

На этих фотографиях отчетливо видно что камуфляжные элементы (пятна, полосы, точки) наносятся на базовый (заводской) цвет без использования трафаретов и четкого разделения границ цветового рисунка.


Ниже приведено приблизительное соответствие RAL цвета с модельными красками.

________________________________________________________________________________

Европейский театр боевых действий.


1935-1940

В 1935г при производстве бронетехники стали использовать две унифицированные краски, темно-серого и темно-коричневого цвета (RAL 7021 DUNKELGRAU & Dunkelbraun RAL 7017)

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7021 Dunkelgrau

RAL 7017 Dunkelbraun


В июле 1940 года в силу вступило распоряжение о единой базовой окраске военной техники.

Dunkelgrau - всеми любимый "танковый серый".


Pz III Ранние годы войны. DUNKELGRAU.

Pz II

1942-1943.

В октябре 1942 года для окраски бронетехники применяется новый цветовой стандарт. Dunkelgelb (RAL 7028) - изначально разрабатывался и применялся для окраски сельскохозяйственной техники. Этот цвет применялся на протяжении всей войны как базовый и имел несколько оттенков.

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7028 Dunkelgelb

Февраль 1943 года . На базовый цвет (RAL 7028 Dunkelgelb) наносится специально разработанный камуфляж с использованием RAL6003 Olivgrun - оливково-зеленый и RAL8017 Rotbraun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb



Август 1944 года. С целью стандартизации и повышения эффективности маскировки начинается применения новых, заводских шаблонов камуфляжа. Hinterhalt-Tarnung - засадный камуфляж состоящий из уже ранее применяемых цветов: базовый Dunkelgelb, Rotbraun, Olivgrun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb


Сентябрь 1944.

С сентября по октябрь 1944 года бронетехника окрашивалась в заводских условиях и в условиях острого дефицита лако-красочных материалов. Базовый слой - грунт RAL 3009 Oxidrot использовался как элемент камуфляжа. К концу 1944 года в работу с камуфляжем шли все доступные красители. Не редки случаи отсутствия каких либо других красок кроме грунта.

После декабря 1944 года на грунт наносили RAL 6003 Olivgrun как базовый цвет в сочетании с шаблонным рисунком из RAL 7028 Dunkelgelb и RAL 8017 Rotbraun.

Панцерваффе (Panzerwaffe) – это танковые войска Вермахта, появившиеся под данным названием в 1936 году и закончившие существовать в 1945. Танки стали одной из главных сил немецкой армии и основой тактики блицкрига, им уделялось внимание со стороны самого Адольфа Гитлера.

В 1931 году Освальд Луц, служащий инспектором автомобильных войск под начальством Гейнца Гудериана, предложил использовать крупные танковые соединения. Согласно Версальскому договору, Германия имела право создавать бронированные машины массой до 5 тонн, что значительно осложняло производство танков, а на учениях немецкие солдаты были вынуждены использовать деревянные макеты танков.

Тем не менее, Германия совместно с СССР создала танковую школу в Казанской области, где было подготовлено 30 офицеров. Параллельно под видом тракторов для гражданского применения шёл выпуск лёгких танков.

В 1933 году появился Panzer I, ставший первым немецким танком Вермахта. Он создавался для обучения будущих танкистов, но стал основой немецкого танкового парка.

В 1935 году Эрих фон Манштейн предложил создать штурмовую артиллерию, способную поддерживать огнём атакующую пехоту. Идея легла в основу САУ StuG III, выпущенной в количестве более 8600 единиц.

Немецкие танки вермахта Второй мировой войны

Легкие: Pz.Kpfw I, Pz.Kpfw II, Pz.Kpfw II "Luchs".

Средние: Pz.Kpfw III, Pz.Kpfw IV, "Panther".

Тяжёлые: Pz.Kpfw. VI "Tiger I", Pz.Kpfw. VI Ausf. B "Tiger II", Pz.Kpfw. VIII "Maus".

Трофейные

Помимо машин своего производства, Германия использовала захваченные, нанося на них свой камуфляж и модернизируя согласно требованиям немецкой армии.

Французские танки в вермахте – самые популярные иностранные машины, если закрыть глаза на чехословацкие. Они отличались не самой современной конструкцией и слабой огневой мощью, зато имели достаточное бронирование и хорошую надёжность. Из-за слабого вооружения их использовали преимущественно в тылу для охраны, обучения и так далее.

Также французскую технику переделывали в САУ, устанавливая на шасси рубки и немецкие пушки.

Трофейные советские танки вермахта, к удивлению многих неискушённых читателей, не пользовались большой популярностью. В период лета-осени 1941 года по немецким данным было захвачено и подбито 14079 танков СССР. Из них 1300 – 1700 БТ, КВ, Т-26, Т-28 и Т-34 находились на парковом хранении и были в отличном состоянии.

К октябрю того же года в строй ввели около 40 единиц бронетехники, совершенно смешную цифру. На бумаге отечественные танки в 1941 году превосходили все немецкие, за исключением Pz.Kpfw IV, по вооружению, на практике советские 45 мм пушки не соответствовали табличным данным и не представляли опасности для танков Панцерваффе на дистанциях от 400 метров.

Немцы пренебрежительно относились к Т-26 и БТ, поскольку внутри было тесно и неудобно, а брони не хватало для вменяемой защиты экипажа.

Не пошли немцы и по пути создания САУ на базе советских танков. Двигатели Т-26, БТ и Т-28 требовали дефицитный качественный бензин. При этом немецкие двигатели спокойно работали на синтетическом.

Т-34 и КВ, оборудованные дизельными двигателями, также не подходили немцам, пытавшимся заменить дизельное топливо смесью сырой нефти с керосином и маслом.

В итоге за годы Великой Отечественной войны вермахт использовал менее 300 советских танков и переоборудовал 10 Т-26 в САУ.

Окраска

Начиная с 1939 года немецкие танки были окрашены в тёмный сине-серый, так называемый шаровый, цвет. Им полностью покрывались все наружные части и внутренние стороны люков, открывающихся наружу. Изнутри использовалась светло-кремовая краска.

Пренебрежительное отношение к маскировке объясняется доминированием немецких войск в то время и их применении при тактике блицкрига, подразумевавшей стремительные атаки.

Камуфляж

Нажмите на изображение для просмотра в большом разрешении

Напав на СССР, немецкие войска уже во время первой зимы поняли, что отсутствие камуфляжей фатально. В ход пошли растворы извести и мела в качестве импровизированного камуфляжа.

18 февраля 1943 года на заводах Германии появился новый стандарт окраски бронетехники. Она окрашивалась в тёмно-жёлтый цвет, после чего комплектовалась двумя комплектами красок, поставлявшейся в банках. Это были оливково-зелёный и красно-коричневый цвета, которые наносились на танк силами экипажа в зависимости от места применения.

Позже появились точные схемы нанесения краски, включающие в себя маскирующий мелкопятнистый и деформирующий крупнопятнистый камуфляжи. Первый наносился на лёгкую и среднюю бронетехнику, второй – на тяжёлые танки Тигр и Пантера .

В 1944 году появился трёхцветный деформирующий засадный камуфляж, сочетающий в себе достоинства двух предыдущих окрасок.

В конце 1944 года начался дефицит краски, который привёл к неправильному нанесению камуфляжей в целях экономии. Вскоре поставки краски окончательно прекратились во все части за исключением элитных СС.

Стоит упомянуть циммерит, которым покрывалась немецкая бронетехника, начиная с 1943 года. Этот светло-серый материал защищал от магнитных мин и скрывался под краской, делая её чуть темнее.

На восточном фронте

В момент нападения на Советский Союз на восточном фронте было сосредоточено 4711 танков и штурмовых орудий, для сравнения у СССР было 15857 единиц.

В период с 1943 по 1944 год вермахт наращивал количество танков, дойдя до 9149 машин в начале 1944 года. Тем не менее, впечатляющие потери и постоянный недостаток топлива, снижал качество панцерваффе.

Потери

В период с 1941 по 1942 год Германия потеряла до 80% бронетехники. Согласно советским данным, к концу войны Германия потеряла более 32000 единиц бронетехники. Значительная часть была уничтожена огнём артиллерии и танками, лишь небольшая авиацией.