Изложение главы из романа «Война и мир»: Переправа через Неман. Доппелькюмель это Эпизод сражение на реке энск война мир


Изображение войны 1805 года в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Анализ эпизода «Первый бой Николая Ростова» (глава 8, часть 2, том 1).

1) Поведение и психологическое состояние Николая Ростова во время первого боя.

Николай Ростов служил в гусарском Павлоградском полку в эскадроне Василия Денисова юнкером. Во время перехода пехоты через мост только гусары оставались по ту сторону моста напротив неприятеля. «Строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта» разделяла русские и французские войска. Каждый думал: «Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мёртвых, и – неизвестность, страдания и смерть…» Рано или поздно придётся узнать, что там, по ту сторону смерти. «А сам силён, здоров, весел и раздражён и окружён такими же здоровыми и раздражённо-оживлёнными людьми».

Это «чувство придаёт особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты».

«Ростов, стоя на левом фланге, на своём тронутом ногами, но видном Грачике, имел счастливый вид ученика, вызванного перед большой публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами. Но и в его лице та же черта чего-то нового и строгого, против его воли, показывалась около рта». Денисов заметил весёлое лицо Ростова, произнеся: «…Ну, дождался». В этот момент Николай Ростов почувствовал себя совершенно счастливым.

Но, кроме счастливого предчувствия предстоящего боя, Ростов испытывал сложные чувства по отношению к полковому командиру Карлу Богдановичу Шуберту, «перед которым он теперь считал себя виноватым» после столкновения из-за Телянина, которого Ростов при всех обвинил в воровстве, что, по мнению большинства, было пятном на чести полка.

Шуберт получил приказ поджечь мост и скомандовал 2-му эскадрону, в котором служил Ростов под командованием Денисова, вернуться к мосту. Ростов воспринял этот приказ полкового командира Шуберта как способ испытать его, и сердце его сжалось, а кровь бросилась в лицо, и он подумал: «Пускай посмотрит, трус ли я».

Ростов, как и остальные гусары, слез с коня и побежал к мосту, боясь отстать от своих, испытывая сильное волнение. Когда выкрикнули слово «носилки», он не думал о значении этого слова.

Из разговора Несвицкого и Жеркова мы узнаём, что Шуберт мог бы послать двоих человек, но послал много человек, целый эскадрон только для того, чтобы получить награду, «Владимира с бантом». В циничных словах Жеркова раскрывается правда о карьеристе Карле Богдановиче Шуберте, этом маленьком Наполеоне, для которого жизнь человека ничего не стоит, когда речь идёт о славе, повышении и наградах: «А так-то хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает».

«Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты жгута соломы». Снова закричали: «Носилки!», - и тогда Ростов понял страшное значение этого слова. Он отвернулся, чтобы не видеть страданий раненого, и «стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково-глянцевито блестела вода в далёком Дунае! И ещё лучше были далёкие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса…там тихо, счастливо…» В этот момент Ростов испытывал «страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление». Он обращается к молитве: «Господи Боже! Тот, кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!»

После окончания военной операции Ростов с отчаянием думает, что «всё кончилось», но он трус. Но с облегчением он подумал, что никто не заметил его трусости.

Таким образом, психологическое состояние Николая Ростова во время первого боя постоянно меняется: от счастливого предощущения, что он прекрасно проявит себя в бою, до страха смерти и любви к жизни, от отчаяния, что он трус, до чувства облегчения, что никто не заметил его трусость.

2) Автор передаёт своё отношение с помощью антитезы, внутреннего монолога Николая Ростова, диалога между Несвицким и Жерковым, пейзажа. Антитеза в описании черты, отделяющей живых и мёртвых, подчёркивает, что война – это страдания и смерть. Войне противопоставлена природа с её красотой: солнце, небо, горы, Дунай.

3) Главу завершает эпизод с полковником Карлом Богдановичем Шубертом, для которого «пустячком» является тот факт, что два гусара ранено, а один убит наповал, причём слово «наповал» кажется ему красивым, когда он его произносит, «звучно отрубая». О потерях полковник говорит «с видимой радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки». Этот эпизод подчёркивает, что на войне карьеристы – служаки готовы жертвовать чужими жизнями, не испытывая при этом сожаления и раскаяния, их цель – награды и повышение, а для этого все средства хороши.

В этом эпизоде Л. Н. Толстой показывает, что война – это противоестественное и противное всей человеческой природе событие.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23-го октября русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.

День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лились массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из-за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса, и далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.

Между орудиями, на высоте, стояли впереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду. Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по-турецки на мокрой траве.

Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? - говорил Несвицкий.

Покорно благодарю, князь, - отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. - Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный!

Посмотрите, князь, - сказал другой, которому очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность, - посмотрите-ка, уж забрались туда наши пехотные. Вон там, на лужку, за деревней, трое тащат что-то. Они проберут этот дворец, - сказал он с видимым одобрением.

И то, и то, - сказал Несвицкий. - Нет, а чего бы я желал, - прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте, - так это вон туда забраться.

Он указывал на монастырь с башнями, видневшийся на горе. Он улыбнулся, глаза его сузились и засветились.

А ведь хорошо бы, господа!

Офицеры засмеялись.

Хоть бы попугать этих монашенок. Итальянки, говорят, есть молоденькие. Право, пять лет жизни отдал бы!

Им ведь и скучно, - смеясь, сказал офицер, который был посмелее.

Между тем свитский офицер, стоявший впереди, указывал что-то генералу; генерал смотрел в зрительную трубку.

Ну, так и есть, так и есть, - сердито сказал генерал, опуская трубку от глаз и пожимая плечами, - так и есть, станут бить по переправе. И что они там мешкают?

На той стороне простым глазом виден был неприятель и его батарея, из которой показался молочно-белый дымок. Вслед за дымком раздался дальний выстрел, и видно было, как наши войска заспешили на переправе.

Несвицкий, отдуваясь, поднялся и, улыбаясь, подошел к генералу.

Не угодно ли закусить вашему превосходительству? - сказал он.

Нехорошо дело, - сказал генерал, не отвечая ему, - замешкались наши.

Не съездить ли, ваше превосходительство? - сказал Несвицкий.

Да, съездите, пожалуйста, - сказал генерал, повторяя то, что уже раз подробно было приказано, - и скажите гусарам, чтоб они последние перешли и зажгли мост, как я приказывал, да чтобы горючие материалы на мосту еще осмотреть.

Очень хорошо, - отвечал Несвицкий.

Он кликнул казака с лошадью, велел убрать сумочку и фляжку и легко перекинул свое тяжелое тело на седло.

Право, заеду к монашенкам, - сказал он офицерам, с улыбкою глядевшим на него, и поехал по вьющейся тропинке под гору.

Ну-тка, куда донесет, капитан, хватите-ка! - сказал генерал, обращаясь к артиллеристу. - Позабавьтесь от скуки.

Прислуга к орудиям! - скомандовал офицер, и через минуту весело выбежали от костров артиллеристы и зарядили.

Первое! - послышалась команда.

Бойко отскочил 1-й нумер. Металлически, оглушая, зазвенело орудие, и через головы всех наших под горой, свистя, перелетела граната и, далеко не долетев до неприятеля, дымком показала место своего падения и лопнула.

Лица солдат и офицеров повеселели при этом звуке; все поднялись и занялись наблюдениями над видными, как на ладони, движениями внизу наших войск и впереди - движениями приближавшегося неприятеля. Солнце в ту же минуту совсем вышло из-за туч, и этот красивый звук одинокого выстрела и блеск яркого солнца слились в одно бодрое и веселое впечатление.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года.
Переправа через Неман-это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает польский мундир и, «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям-, приказывает наступление. Толстой с иронией описывает Наполеона, это выражается не только в описании внешности, но и в использовании в этой главе французских слое и выражений.
Польское войско со слепым преклонением относится к Наполеону: «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку а сером сюртуке, стоящему на горе.» С ним военные связывают свои мечты с покорением мира: «Ежели меня сделают губернатором Индии, я тебя сделаю министром Кашмира...» Сам же император давно привык к этому и тяготится выражением любви к себе. Он садится на берегу реки, смотрит в подзорную трубу на другую сторону, не замечая, как счастлив паж, на чьей спине лежит труба, чтобы было удобно императору Наполеон не замечает этого, так как убежден в собственной значимости, преклонение других людей перед ним - само собой разумеющееся. Он приказывает переправиться через Неман. Польский полковник, «красивый старый человек» просит позволения переплыть реку, не отыскивая брода. Желание выслужиться перед Наполеоном оказывается сильнее заботы о собственной жизни и жизни своих подчиненных. С душевной болью Толстой показывает, как полковник, опытный, заслуженный воин, унижается перед Наполеоном, причем не ради какой-то определенной награды, а просто из чувства восхищения императором, и он счастлив, что ему удается это сделать. Он заставляет солдат погибать совершенно бессмысленно: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут а этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».
Бессмысленная гибель людей вызывает у автора боль и осуждение тех, кто не Заботится б сохранении человеческой жизни, и он пишет о них с гневом и иронией, тем самым заставляя читателя задуматься о том, что такое война, какова цена человеческой жизни на войне: «Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и N несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в об шлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми».
Потрясающе звучит финал главы: за гибель людей польский полковник получает от императора орден Почетного легиона. Но Толстой знает итог деятельности Наполеона, и последняя фраза главы звучит так: «Кого хочет погубить- лишит разума».
К сцене переправы через Неман можно найти аналогии и в описании войны Т805 года, когда отряду, где служит Николай Ростов, приказано зажечь мост через реку Энс, Полковник Шуберт, командир отряда, приказывает всем гусарам бежать на мост, хотя приказ могли бы выполнить всего два человека. В результате французы начинают обстрел, гибнут люди. Но «наш Богданыч порядки знает», он знает, что чем больше людей задействовано, тем больше шанс получить награду. Никто не думает о сохранении жизни людей.
Толстой не случайно использует общие черты в описании этих двух сцен. Он хочет показать, что война 1812 года начинается как обычная захватническая война, и только потом, после пожара Смоленска, она станет войной народной, отечественной, когда русские проявят свои лучшие национальные качества и всех завоевателей постигнет одна участь-они будут изгнаны с русской земли.


Переправа через Неман-это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает польский мундир и, «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказывает наступление. Толстой с иронией описывает Наполеона, это выражается не только в описании внешности, но и в использовании в этой главе французских слое и выражений.

Польское войско со слепым преклонением относится к Наполеону: «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку а сером сюртуке, стоящему на горе.» С ним военные связывают свои мечты с покорением мира: «Ежели меня сделают губернатором Индии, я тебя сделаю министром Кашмира…»

Сам же император давно привык к этому и тяготится выражением любви к себе. Он садится на берегу реки, смотрит в подзорную трубу на другую сторону, не замечая, как счастлив паж, на чьей спине лежит труба, чтобы было удобно императору Наполеон не замечает этого, так как убежден в собственной значимости, преклонение других людей перед ним - само собой разумеющееся. Он приказывает переправиться через Неман. Польский полковник, «красивый старый человек» просит позволения переплыть реку, не отыскивая брода. Желание выслужиться перед Наполеоном оказывается сильнее заботы о собственной жизни и жизни своих подчиненных. С душевной болью Толстой показывает, как полковник, опытный, заслуженный воин, унижается перед Наполеоном, причем не ради какой-то определенной награды, а просто из чувства восхищения императором, и он счастлив, что ему удается это сделать.

Он заставляет солдат погибать совершенно бессмысленно: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут а этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Бессмысленная гибель людей вызывает у автора боль и осуждение тех, кто не Заботится б сохранении человеческой жизни, и он пишет о них с гневом и иронией, тем самым заставляя читателя задуматься о том, что такое война, какова цена человеческой жизни на войне: «Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и N несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в об шлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года.

Переправа через Неман - это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает польский мундир и, «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям», приказывает наступление. Толстой с иронией описывает Наполеона, это выражается не только в описании внешности, но и в использовании в этой главе французских слов и выражений.

Польское войско со слепым преклонением относится к Наполеону: «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоящему на горе». С ним военные связывают свои мечты о покорении мира: «Ежели меня сделают губернатором Индии, я тебя сделаю министром Кашмира…» Сам же император давно привык к этому и тяготится выражением любви к себе. Он садится на берегу реки, смотрит в подзорную трубу на другую сторону, не замечая, как счастлив паж, на чьей спине лежит труба, чтобы было удобно императору. Наполеон не замечает этого, так как убежден в собственной значимости, преклонение других людей перед ним - само собой разумеющееся. Он приказывает переправиться через Неман. Польский полковник, «красивый старый человек», просит позволения переплыть реку, не отыскивая брода. Желание выслужиться перед Наполеоном оказывается сильнее заботы о собственной жизни и жизни своих подчиненных. С душевной болью Толстой показывает, как полковник, опытный, заслуженный воин, унижается перед Наполеоном, причем не ради какой-то определенной награды, а просто из чувства восхищения императором, и он счастлив, что ему удается это сделать. Он заставляет солдат погибать совершенно бессмысленно: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Отношение к Наполеону Толстой показывает и через описание внешности: «маленький человек в сером сюртуке», «недовольно взглядывая на тонувших улан», давно привык к тому, «что присутствие его… повергает людей в безумие самозабвения». У Толстого свой взгляд на эту личность, расходящийся со взглядами историков, для писателя это только маленький толстый человек, наделенный не талантом полководца, а манией величия. Бессмысленная гибель людей вызывает у автора боль и осуждение тех, кто не заботится о сохранении человеческой жизни, и он пишет о них с гневом и иронией, тем самым заставляя читателя задуматься о том, что такое война, какова цена человеческой жизни на войне: «Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми».

Потрясающе звучит финал главы: за гибель людей польский полковник получает от императора орден Почетного легиона. Но Толстой знает итог деятельности Наполеона, и последняя фраза главы звучит так: «Кого хочет погубить - лишит разума».

В сцене переправы через Неман можно найти аналогии и в описании войны 1805 года, когда отряду, где служит Николай Ростов, приказано зажечь мост через реку Энс. Полковник Шуберт, командир отряда, приказывает всем гусарам бежать на мост, хотя приказ могли бы выполнить всего два человека. В результате французы начинают обстрел, гибнут люди. Но «наш Богданыч порядки знает», он знает, что чем больше людей задействовано, тем больше шанс получить награду. Никто не думает о сохранении жизни людей. Когда у полковника спрашивают про потери, он со счастливой улыбкой произносит: «Пустячок! Два гусара ранено, и один наповал». Толстой не случайно использует общие черты в описании этих двух сцен. Он хочет показать, что война 1812 года начинается как обычная захватническая война, и только потом, после пожара Смоленска, она станет войной народной, отечественной, когда русские проявят свои лучшие национальные качества и всех завоевателей постигнет одна участь - они будут изгнаны с русской земли.

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг - это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...