Презентация древний мир рождение первых цивилизаций. Педразвитие. Подчеркни цивилизацию, занимавшую большую площадь

Выдря Анна Александровна

Учитель начальных классов

Хабаровский край, город Хабаровск

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Краткая аннотация:

Главной дидактической задачей урока является «открытие» новых знаний через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Чтобы урок был живым, увлекательным и эмоциональным, на уроке применяются: ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации.

Класс делится на 4 группы и каждая группа заполняет схему-опору. Эта форма работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию умений обсуждать и принимать коллективное решение. В процессе такой работы ребята читают, обсуждают и систематизируют большой объём учебного материала, на изучение которого отводится всего 2 урока. Важным этапом всей работы является публичное выступление каждой группы. Ребята учатся презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности.

В процессе работы происходит смена деятельности: фронтальная беседа, просмотр видеофильма, самостоятельное чтение, обсуждение, заполнение схем-опор. В течение урока проводится 1 физминутка, но во время групповой работы ребята могут передвигаться в пределах группы.

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Учитель начальных классов

Предмет. Окружающий мир

Класс. 4, общеобразовательной школы.

Цель урока. Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

УМК. «Школа 2100»

Учебные пособия.

1. «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2.

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

3. Схемы-опоры на листах А-5

Необходимое оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества».

Конспект урока

Цель урока

Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи урока для учителя

1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.

Задачи урока для учащихся

1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Создать схемы-опоры для систематизации материала.

3. Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: знание основных отличий эпохи Древнего мира.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование и материалы:

ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2., рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

Подробный конспект урока

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводная часть

I .Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

Я буду внимателен

Я буду старателен

Я буду трудолюбив

Я буду доброжелателен

Я буду активен

Я буду успешен

Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Установка на деятельность.

Включение в работу

II. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.

    Какую науку изучаем?

    Что такое история?

    На сколько эпох разделили всю историю? (на 6 эпох: более 2 млн. лет назад, первобытный мир, средние века, новое время, новейшее время)

    Какую эпоху мы уже изучили? (первобытный мир)

    Какие признаки этой эпохи мы выделили?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.32 № 1.

    Чем человек в первобытном обществе отличался от животных?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.33 № 2.

    Работа с контурной картой.

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 № 4.

    Похоже ли поведение современных людей на поведение людей в первобытном обществе?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 - 35.

Проверка тетрадей у ребят I варианта.

Организация работы учащихся, контролирующая

Фронтальная беседа

2.Основная часть

III. Постановка проблемы.

Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации.

Учитель предлагает детям набор предметов: песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

Учитель: Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

Дети: Да. Постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные?

Ребята высказывают предположения, которые учитель может записать на доске.

Учитель: Какой вопрос возникает?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: Каких знаний нам для этого не хватает?

Дети: Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.

Итог: Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.

Исследовательская

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и систематизация его в схемы - опоры.

1.Учитель предлагает ребятам просмотр видеофильма «Древний мир» для «погружения» в тему.

Цель: формирование первичной «картины» древнего мира.

2. Самостоятельная работа в группах с выступлением в классе.

Цель: формирование умения работать в группах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учитель: Вы разделились на группы перед уроком, а теперь определитесь с ролями.

Командир

Аналитик

Художник

Оратор

Учитель: Назовите правила работы в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться.

Ребята получают схемы-опоры для работы в группах.

1 группа. Расселение цивилизаций.

На листах А-3 наклеены полушарии.

Задания на карточке:

    Раскрасьте контурную карту, используя учебник на с. 54-55.

    Где возникли первые цивилизации?

    в каком полушарии,

    в каких частях света,

    около каких рек,

    какой климат.

    подготовить рассказ о расселении первых цивилизаций.

2 группа. Цивилизации древней Европы.

На листах А-3 наклеена схема.

Задания на карточке:

    заполнить схему, используя учебник на с. 54-55.

    подготовить рассказ о группах древних цивилизаций.

3 группа. Достижения и изобретения.

Задания на карточке:

    подписать рисунки, используя учебник на с. 54 - 57 и наклеить на лист А-3.

    подготовить рассказ о достижениях и изобретениях древних цивилизаций.

4 группа. Особенности морали.

Задания на карточке:

    подготовить чтение по ролям отрывка из учебника с. 58-59.

    Рассказать о морали людей первых цивилизаций.



Регулирующая

«Открытие» детьми новых знаний.

Физминутка

V. Физминутка.

Поднять руки вверх столько раз, с какого века начинается эпоха Средних веков.

Присесть столько раз, каким по счёту стоит эпоха Нового времени.

Наклонить голову столько раз, сколько частей в эпохе Новейшего времени

Регулирующая

Регулирующая

3. Заключение

VI. Первичное закрепление.

Цель: устное сообщение по схеме-опоре.

Ораторы каждой группы выступают перед классом, а все ребята делают пометы в рабочих тетрадях.

Контролирующая,

оказание необходимой помощи обучающимся.

Практическая работа

4.Рефлексия.

VII . Итог урока:

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Какие достижения используются до сих пор?

Что самое интересное Вы запомнили в эпохе Древнего мира.

Учитель: В начале урока вы выбрали себе установку на урок:

    Я буду внимателен

    Я буду старателен

    Я буду трудолюбив

    Я буду доброжелателен

    Я буду активен

    Я буду успешен

Учитель: Скажете, выполнили установку или это не удалось. Возьмите соответствующий цвет и приклейте на лучики солнышка-успеха. Можно заменить установку.

Кого в нашем классе больше внимательных, доброжелательных?

Это результат вашей работы на уроке.

Регулирующая, организационная.

Аналитическая

VIII . Домашнее задание

    Рабочая тетрадь с.36-37 №1. С. 39 № 4.

Планирование

Самостоятельная работа

Самоанализ

При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся. Ребята 4 класса уже умеют читать самостоятельно текст учебника, выделять главное и заполнять схемы-опоры.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества». Он является 2 в данной теме. В начале урока актуализируются знания учащихся о предыдущей эпохе «Первобытный мир».

Это урок открытия нового знания. На данном уроке применены: средства ИКТ, групповая форма работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

Высокая работоспособность учащихся была достигнута за счёт интереса, высокой познавательной активности и оптимального сочетания групповой формы работы с большим объёмом изученного материала.

На уроке поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера. Ребята очень продуктивно общались в группах. «Продуктом» их аналитической деятельности стали схемы-опоры.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Древний мир – рождение первых цивилизаций Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом?

  • Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом?
  • Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы?
  • «Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?»
  • Что такое Древний мир?
  • Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?
Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?
  • Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?
  • Каких знаний нам не хватает?
Цивилизация - это новая, более высокая ступень развития человечества, разные страны со своей особой культурой

Основные признаки цивилизации:

  • Государство (царь, налоги, армия)
  • Города
  • Письменность
Древний Рим Древняя Греция

Древний Египет

Междуречье

Древний Китай

Древняя Индия

Древний Рим

Древний Рим расположен на Аппеннинском полуострове. Столицей является город Рим, основанный в 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями весталки Реии Сильвии и бога войны Марса.

Город основан на вершине Капитолийского холма, где впоследствии возникли административные здания: сенат, трибуна. Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямыми проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами, площади были украшены статуями.

В истории Рима очень много событий вызывающих интерес: жизнь Гай Юлия Цезаря, восстание Спартака, Пунические войны

Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова “салат”.

Многоэтажные дома.

Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.

Древний Рим Канализация. Нечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термоисточника. Это и была первая полноценная канализация, она же “Клоака”, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров.

Стеклопакеты.

Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.

Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.

Египет – древнее государство, существовавшее в долине нижнего Нила.

Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшейся вдоль берега Нила. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями.

Сначала страна делилась на Верхний и Нижний Египет.

Древние египтяне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот.

В 3 тыс. до н.э. значительно окрепла и упрочилась царская власть. Это отразилось в самых знаменитых памятниках Древнего Египта – пирамидах.

Древний Египет

Древний Египет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение.

2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.

Древний Египет

3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками.

4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.

Древний Египет 5. В Египте существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено тело человека. Вера в загробную жизнь привела египтян к появлению бальзамирования (мумификации) тел умерших.

6. Египтяне носили лёгкую одежду из полотна, в которой не было жарко. И мужчины и женщины пользовались косметикой. Богатые люди носили парики и украшения из золота и полудрагоценных камней.

ВЕРОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

СОГЛАСНО ВЕРОВАНИЯМ ЕГИПТЯН, ЧЕЛОВЕК СОСТОЯЛ ИЗ ТЕЛА (ХЕТ), ТЕНИ (ХАЙБЕТ), ИМЕНИ (РАН) И НЕВИДИМОГО ДВОЙНИКА (КА). ВЕРА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ ОТРАЖАЛАСЬ В РЕЛИГИИ ЕГИПТЯН. БОГ СОЛНЦА – РА,

ЛЮБИМЫЙ БОГ – ОСИРИС. ПРНИМЕНЯЛАСЬ СЛОЖНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ, ЧТОБЫ КА ВСЕЛЯЛСЯ В МУМИЮ. ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО БЫЛО СОХРАНЕНИЕ ТЕЛА В ВИДЕ МУМИИ

Древний Китай

  • Изготавливали шёлковую ткань (из этого материала делали даже книги, но они были очень дорогими).
  • Изобрели дешевый материал – бумагу
  • Изобрели компас
  • Научились выращивать - чай

Единая монета Китая

китайская стена

Древняя Греция

Древняя Греция находилась на юге Балканского полуострова и включала острова Эгейского и Ионического морей.

С 8 в до н.э. греки называли себя эллинами.

Население Древней Греции занималось земледелием, садоводством (особенно выращиванием винограда и оливок), скотоводством (предпочтение отдавали мелкому скоту – козам). А так же было развито ремесло.

В исторические времена территория эллинов дробилась на множество мелких государств.

Наиболее крупные полисы были Спарта и Афины.

Древние греки верили во многих богов: Зевс, Афина, Аполлон, Нептун, Гера, Артемида, Гермес и другие. Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры.

Древняя Греция

1. Спарта даже в мирное время была похожа на военный лагерь. Сыновья граждан Спарты в 7 лет поступали в школы, где проходили суровую закалку. Чтобы приучить мальчиков безропотно переносить тяготы военной службы, их раз в год жестоко секли в храмах. При этом мальчики не должны были даже стонать. Наибольшее внимание уделялось развитию силы, выносливости, храбрости, умения подчиняться и приказывать. Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой - лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Девушек воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет.

Древняя Греция

2. В другом греческом государстве – Афинах, названном в честь богини Афины – Богини войны, мудрости, знаний, искусств, ремёсел, почитали храбрость и мужество, но придавали большое значение наукам искусствам. Особенно ценилось ораторское искусство – красноречие. Ему специально обучали мальчиков в гимнасиях.

Древняя Греция

3. Выше всего древние греки ценили научные знания, которые поражали даже их потомков. Один из самых знаменитых греков – Архимед – учёный, математик, механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Он сделал много открытий: закон плавания тел, названный его именем, изобрёл винт для подъёма воды на сушу. Пифагор – математик-геометр, философ, религиозный и политический деятель. Ему приписывают изучение свойств целых чисел, доказательство теоремы Пифагора и другое. Писатели Эсхил, Софокл, Еврипид прославились пьесами. Историка Геродота называют «отцом» истории. Великими философами были Сократ, Платон, Аристотель. Театр к нам пришёл тоже из Греции

Древняя Греция

4. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки. В Древней Греции занимались росписью керамических сосудов: амфор (остродонный сосуд), килик (изящная чаша), кратеров (большой сосуд). Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены из повседневной жизни, соревнования атлетов.

Древняя Греция

То вазы – гиганты, то карлики – вазы И каждая ваза с рисунком рассказом! Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. А вот Артемида – богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей.

Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили И Олимпийские игры они Тоже придумали в давние дни!

Древнегреческий театр

в Пергаме..

В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.

Междуречье

Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.

Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов. Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.

Междуречье

Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др.

Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию.

С Х в. до н.э. они широко используют железо.

Развитие древнеиндийской архитектуры имеет некоторые особенности. Памятники существовавшие до III века до н. э., не сохранились до наших дней, так как строительным материалом служило дерево. С III веке до н. э. в строительстве используют камень.

Большая ступа №1,

где хранятся реликвии Будды

Пещерный храм в Аджанте (империя Гуптов)

Древняя Индия

Древнеиндийское искусство

Статуя Будды

Древняя фреска из

Храма Аджанты (при Гуптах)

Десятичные цифры

Итог урока:

  • Что такое эпоха Древнего мира?
  • Какие цивилизованные страны существовали в эпоху Древнего мира?
  • Назови главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?
Итог урока:
  • Что вас удивило на уроке?
  • Что приобрели, чувствовали, думали?
  • Что открыли нового для себя?
  • Что больше удалось?
  • Зачем нам был нужен этот урок?
  • Оцените свою работу на уроке:
  • Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
  • Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось.
  • Красный – я работал не достаточно хорошо.
  • Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

+ [Прочитайте тему урока]

Тема урока «Древний мир - рождение первых цивилизаций»

Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны? (Не знаем, что такое цивилизация)

Словарная работа (чтение нового слова по частям и слитно, соблюдая ударение). Табличка с новым словом вывешивается на магнитной доске.

циви-лиза-ция цивилизация

Вы сможете дать определение слову " цивилизации"? Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации". Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ по плану.

План.

1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?

2. Кто управлял людьми?

3. Как передавались сообщения, знания?

Работать будете в группах.

Работа в группах на карточках.

Карточка № 1

Люди первобытного общества жили в ……………. .

Людьми управлял старейшина ………….. .

Сообщения, знания передавались в …………….. .

Карточка № 2

Люди цивилизации жили в ………………. .

Людьми управляло ………….. .

Сообщения, знания передавались с помощью …………. .

Выслушиваются ответы.

Прочитаем еще раз тему урока.

Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? (Появляются города, государство, письменность)

На доске под вопросом помещается табличка «появляются города, государства, письменность»

Ребята, посмотрите, в форме чего изображена розовая линия? (В форме ступеньки) Учитель : Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Цивилизация - это ……ступень развития человечества.

Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац. Найдите определение цивилизации. (Новая, более высокая ступень развития человечества)

Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

На доске под первым вопросом появляется табличка

+ Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение.

Откройте учебник на с.54-55, обратимся к карте.

Рассмотрите условные обозначения на карте.

Что отмечено разными цветами на карте? (Древние цивилизации)

+ Какие цивилизации расположены в Европе? (Древний Рим, Древняя Греция) + Назовите цивилизации Древнего Востока? ( Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия)

+ Обратите внимание , где именно располагалась каждая древняя цивилизация? (по берегам рек, морей)

+ Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Назовите цивилизации и памятники архитектуры, которыми они прославились.

+ Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему? (Нет, у всех разные, т. к разные страны, разная культура)

+ Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде? Почему? (Нет, у всех разная, т. к разные страны, разная культура) + Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод? ( В каждой стране своя письменность. Разные страны, разная культура).

Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти. (У каждой цивилизации была своя особая культура) + Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу. Цивилизации - это разные ……..со своей особой …….

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

На доске под первым вопросом появляется табличка с вторым определением.

Ребята, на какой вопрос мы ответили? (Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?)

+ На какой вопрос нам ещё нужно ответить? (Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?) + Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. «Изобретения цивилизаций Древнего мира».

+ Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57 рисунок «Изобретения цивилизаций Древнего мира».

Что изобрели люди в эпоху Древнего мира? (В Древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли) + Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния? ( Колесницы, парусно-гребные корабли) + Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Появление железного топора облегчило труд людей. Чтобы срубить дерево каменным топором, требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут. Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития. + На какой вопрос мы ответили? ( Да) Под вопросом «Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?» появляется табличка

Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы сегодня ответили?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Древний Египет - одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н.э. Сущность обряда мумификации (бальзамирования). Описание крупнейших египетских пирамид.

    презентация , добавлен 27.12.2011

    Первые поселения на берегах реки Нил. Возникновение Древнего Египта - одной из древнейших цивилизаций, возникшей на северо-востоке африканского континента. Война между правителями Нижнего и Верхнего Египта, объединение государства. Рацион древних египтян.

    презентация , добавлен 18.10.2011

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Цивилизация как общество людей со своей культурой, законами, властью, предпосылки их появления и факторы развития. Общая характеристика и история возникновения самых известных древних цивилизаций: шумерской, египетской, греческой, индийской, китайской.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Персия - древнее название страны, которая с 1935 г. называется Ираном. География империи, нашествие ариев и Мидийское царство. Персидское государство ахменидов. Эллинское владычество, парфянское государство аршакидов. Экономика и религия Персии.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Египет – одна из древнейших цивилизаций; история развития государства и культуры. Истоки колоссальных достояний человечества: изобретение бытовых предметов, косметики, обуви; использование чернил, бумаги, летоисчисления; достижения медицины; архитектура.

    презентация , добавлен 10.02.2015

    Цивилизация как иерархически оформленный уровень развития социальных организмов, соответствующий государственным структурам. Древний Египет и шумеро-вавилонский мир. Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Греция и Древний Рим, типы мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

- Давайте посмотрим, как происходит переход от первобытного общества к цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном обществе.

Цивилизация Первобытное общество

Где жили первобытные люди? (В пещерах)

Удобно ли было так жить? (Нет) Почему?

Что стали люди строить? (Дома)

Мог ли один человек построить себе дом? (Нет)

Что делали люди? (Они объединялись, трудились совместно)

Как называлось место, где было несколько жилищ? (Поселок)

Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке? (Нет) Почему? (Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом)

Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе? (Роды) Почему? (Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду)

А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались? (Племя)

Кто управлял всеми делами племени? (Совет старейшин)

Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались? (По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас)

Это и есть начало развития культуры человеческого общества.

Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда? (Нет) Почему?

Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами.

Среди маленьких поселков стали появляться первые …(города).

В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги.

Появилась новая сила, занятая управлением обществом – государство.

А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации? (Письменность)

Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания? (Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая). Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно.

Так появились и первые цивилизации.

Работа по рисункам (стр. 61)

Откройте учебник на стр. 65, изучите легенду.

Что обозначено на карте толстой красной линией?

Что находится за пределами?

В каком полушарии возникли первые цивилизации? (В восточном)

В каких частях света возникли древние цивилизации?

Какой климат в этих областях, где возникли первые цивилизации?

Что отмечено разными цветами?

Какие цивилизации расположились в Европе?

Назовите цивилизации Древнего Востока?

Где именно расположилась каждая древняя цивилизация?

Посмотрите на иллюстрации, расположенные по краям карты.

Что это? Сравните их. Что можете сказать?

Может вы что-то читали об этих архитектурных памятниках?

Чем отличалась одна цивилизация от другой?

Проверка (коллективная) по группам:

О каких цивилизациях вы прочитали? (Древний Китай)

Рассмотрите иллюстрации, может они вам помогут.

Итак, что же такое цивилизация? Другое значение этого слова? (Страна, со своей особой культурой)

Обратимся к словарю, проверим свое предположение.

Чем богата эпоха Древнего мира?

Время существования эпохи Древнего мира?
(С третьего тысячелетия до н.э. по IV век н.э.)

Разгадайте кроссворд, впишите названия древних цивилизаций (Во время проверки – на доске цивилизации: Египет, …).

Давайте вернемся к нашему вопросу, который был поставлен в начале урока. Кто может ответить? (Они являются первыми техническими и культурными достижениями, которые вывели людей к цивилизованному обществу).

- В заключение урока я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса: “В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками – и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека – не забывать прошлое и быть благодарными тем, кто шел впереди!”