Презентация на тему «Социальные, психологические и речевые нормы общения. Социальные нормы Правильно поставленная речь
Понятие социальной роли
Социальной ролью называется ожидаемое поведение, связанное с определенным социальным статусом и функцией человека в общественном разделении труда.
Социальная роль фиксирует для человека и окружающих задачи и обязанности, связанные со статусом, обеспечивая тем самым предсказуемость социального поведения.
Исполнение роли представляет само себя, то есть роль. Роль демонстрирует институциональную обусловленность поведения, то есть связь с другими ролями.
Роли и статусы
Роли и статусы можно разделить на:
Аскриптивные (предписанные по естеству, т. е. определяемые рождением, полом, статусом, сословием)
Достижительные, т.е. приобретаемые личными усилиями, напр., профессиональные роли в современном обществе
Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Роли, связанные с повседневным общением в социальной группе, осваиваются в процессе первичной социализации. Профессиональные роли - в процессе вторичной социализации (3-5 лет).
Ролевой конфликт возникает, когда:
К одному и тому же человеку предъявляются ожидания, связанные с одновременным исполнением различных ролей. Стратегия разрешения конфликта: комбинирование ролей;
Когда к поведению в роли разными группами предъявляются противоречащие друг другу ожидания. Стратегия разрешения такого конфликта: сегментация ролей по времени.
Ролевые теории
1. Родоначальник теории социальной роли - американский социолог Р. Линтон (1936 г.) относил к ролевому поведению регулярное воспроизведение определенного стереотипа поведения в ситуациях социального взаимодействия. Он выделил во взаимодействии статусы и связал с ними роли как динамический аспект статуса. По Линтону социальная роль ― это «совокупность культурных образцов, которые связаны с определенной позицией и не зависят от конкретного человека». Он писал в 1945 г., что «социальная система сохраняется, если индивиды, которые занимают в ней ограниченные позиции, могут ходить, передвигаться».
2. Зигмунд Фрейд в теории утраченных объектов (объектов удовольствия - катексиса) объяснил усвоение ролей Другого через усилия индивида сохранить в своей фантазии отношение, приносящее удовольствие.
3.Согласно Парсонсу, ребенок приобретает первичное представление о ролевой структуре общества посредством попыток решения проблем, тем самым в раннем детстве закладываются связи личности и социальной системы. Функция социальных ролей ― нормативная интеграция общества.
4. Представители символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер) и их последователи (Бергер и Лукман, И. Гофман) в противоположность структурному функционализму подчеркивают социальный конструктивизм ролевого поведения.
Нормативные регуляторы поведения
Социальные нормы
Социальными нормами называются всеобщие предписания в отношении поведения людей, которые прямо или косвенно ориентированы на систему культурных ценностей и их реализацию в социальной жизни. Нормы определяют поведение человека в повседневной жизни, устанавливая его границы. Поведение, выходящее за границы норм, является отклоняющимся.
Нормы образуют взаимосвязанную систему, они не противоречивы. Функция социальных норм - согласование поведенческих ожиданий в социальном взаимодействии людей.
Нормы обладают общезначимостью, но они связаны с социальным статусом (невозможно следовать норме заботы о детях, не имея их).
Традиции
Традиции - исторически сложившиеся нерефлектируемые поведенческие комплексы, имеющие большое значение для сохранения общества в силу их исторической значимости. Передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе, социальных группах длительное время. Нарушение традиций влечет за собой моральное осуждение.
Привычки
Привычка - это индивидуальное автоматическое действие, детали и смысл которого не осознаются (квазиавтоматизм, напр., при открывании замка). Привычка может приобрести характер потребности. Тем не менее, люди ориентируются на привычки других людей в социальном взаимодействии. Отступление от привычек не влечет за собой санкций.
Привычки, распространившиеся в социальной группе, называются обычаями. Переход от обычаев к нормам является нечетким. За нарушение обычаев могут быть потребованы объяснения. Частое отклонение от обычаев порождает недоверие к человеку.
Нравы и обычаи - близкие термины. Различие состоит в том, что нравы относятся к моральным обычаям. Например, существует нравственная норма не злоупотреблять алкогольными напитками. Употребление таких напитков не карается, осуждается лишь непристойное поведение на основе пьянства. Однако если человек постоянно выпивает, то соседи осуждают его, даже если он ведет себя спокойно.
Долговременные интересы
Согласно М. Вебер человек, особенно в сфере экономического поведения, осознает, что определенное поведение лучше всего соответствует его интересам. В случае рационального поведения в сфере экономики поведение приобретает «единоообразие, регулятивность и длительность установки и поведения», зачатую более сильные, чем поведение, ориентированное на нормы.
Мода также является регулятором поведения наподобие нормативного. Например, если 90% студентов носит обувь на толстой подошве, то отдельному студенту, скорее всего, не захочется принадлежать к оставшимся 10%.
Понятие социального контроля
Для того, чтобы обеспечить не только знание норм, но и нормативное поведение, общество располагает системой социального контроля.
Социальным контролем называется совокупность средств воздействия общества на человека для обеспечения поведения, соответствующего ролевым ожиданиям.
Социальный контроль осуществляется на формальной (законы) и неформальной (мораль, нравственность) основе.
Структура социального контроля
Ролевые ожидания
Поведенческие предписания
Нормативное ролевое поведение/фактическое ролевое поведение
Санкции: поощрения и наказания
Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем. Нормы ударения управляют выбором вариантов размещения и движения каждого ударного слога среди неударных. Подвижность и разноместность русского ударения делают его трудным для усвоения, особенно людям, которые учат русский язык как иностранный. Нормы морфологические регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и способов его сцепления с другими. Нормы синтаксические обусловливают правильность построения предложений – простых и сложных. Нормы лексические регулируют выбор слов и их значений, характерных и подходящих для данного речевого акта. Этот выбор объясняется прежде всего целесообразностью употребления того или иного слова в каком-либо его значении. Нормы стилистические регулируют соответствие выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения и господствующему стилю изложения. Здесь тоже руководствуются не просто принятыми нормами, а целесообразностью в речевом общении. Для соблюдения стилистических норм недостаточно просто их знать, нужны «вкус» и «талант», чтобы уметь их применить.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Социальные, психологические и речевые нормы общения ГБОУ СО СПО " Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова Работу выполнила студентка группы 2Н Каримова Равиля Давлятовна 2013 г.
1.Речевые нормы Прежде чем говорить о речевых нормах, необходимо ввести понятие правильности речи. Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам. Правильность речи обеспечивает взаимопонимание между носителями какого-либо языка, а также образует единство речи. Начнем с понятия языковой нормы.
Языковая норма – это «совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных общественной языковой практикой» Помимо нормы, действуют и иные регуляторы речевого поведения: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие), уместность речи. Однако норма, является основополагающим регулятором речевой деятельности.
В ыделяют несколько структурно-языковых типов норм: Нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем. Нормы ударения управляют выбором вариантов размещения и движения каждого ударного слога среди неударных. Подвижность и разноместность русского ударения делают его трудным для усвоения, особенно людям, которые учат русский язык как иностранный. Нормы морфологические регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и способов его сцепления с другими. Нормы синтаксические обусловливают правильность построения предложений – простых и сложных. Нормы лексические регулируют выбор слов и их значений, характерных и подходящих для данного речевого акта. Этот выбор объясняется прежде всего целесообразностью употребления того или иного слова в каком-либо его значении. Нормы стилистические регулируют соответствие выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения и господствующему стилю изложения. Здесь тоже руководствуются не просто принятыми нормами, а целесообразностью в речевом общении. Для соблюдения стилистических норм недостаточно просто их знать, нужны «вкус» и «талант», чтобы уметь их применить.
2.Социальные нормы общения Человеческое общение в любой стране обязательно проходит в условиях социального контроля, поэтому подчиняется определенным нормам и правилам, установленным в данном обществе. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы.
Этикет как ядро культуры общения, образец коммуникативного поведения Современный речевой этикет стал более простым и демократичным, так как деление на классы стало менее очевидным, но нормы общения от этого менее определенными не стали. Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы. В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Для культуры каждой страны речевой этикет индивидуален.
Речевой этикет – средство достижения коммуникативной цели В современной, особенно городской культуре, культуре индустриального и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения. Этим задачам подчиняются и реликты иерархических представлений; ср., например, историю обращения «Господин» и соответствующие ему обращения в других языках: элемент речевого этикета, который некогда возник как знак статуса адресата, впоследствии становится общенациональной формой вежливого обращения.
3.Психологические нормы общения Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации – обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют « языком жестов », но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами. Некоторые данные свидетельствуют о том, что в процессе взаимодействия людей только 20-40% информации передается с помощью речи, т.е. общение во многом осуществляется за счет жеста, мимики, движений, поз и т.д., которые сопровождают речь человека и делают ее более выразительной. Невербальные коммуникации очень значительны, поэтому этикет общения основывается в первую очередь на них.
Язык жестов и интуиция Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% – через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами.
Вывод: Учитывая все вышеизложенное, можно дать такое определение нормы: норма – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из функциональных и синтагматических вариантов языкового знака. П равильность речи и соблюдение речевого этикета – залог понимания собеседником и его положительного отношения к вам. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.
Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных.
Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости. К поведению, соответствующему социальной норме, относится и максимальная отдача в труде и выполнение только что усвоенного первоклассником правила вставать из-за парты при появлении учителя в классе.
Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного и чужого поведения.
Тесная связь эмоций и чувств была положена в основу информационной концепции эмоций, сформулированной П.В. Симоновым.
Сущность этой концепции сводится к тому, что человек, сознательно или неосознанно, сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения.
Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются в большей или меньшей мере осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности. Информационная концепция эмоций обладает несомненной доказательностью, хотя и не охватывает объяснением всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему.
Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств тесно связаны с деятельностью мозга и физиологическими реакциями. Именно физиологические реакции можно измерить, оценить: учащение сердцебиений, потоотделение, кожно-гальваническая реакция и др. Однако связь эта очень сложна и неоднозначна. Совершенно одинаковые физиологические проявления могут быть следствием самых разных эмоций, например сильного страха или бурной радости.
Теоретическая и экспериментальная разработка проблем обусловленности общением психических процессов, функций, состояний, а также специфики психической деятельности в ситуации общения обогатила психологию многими принципиально новыми и важными данными, которые позволили, в частности, поставить вопрос о необходимости пересмотра положений относительно сущности и характера качественных преобразований психической сферы человека, о факторах, определяющих формирование высших психических функций и т. п. Если ранее предполагалось, что психика формируется прежде всего на основе предметной деятельности, а формирование высших функций определяется в основном использованием знаковых-средств и речи, то в настоящее время становится очевидным, что для человека исходной является ситуация общения и в развитии психики решающая роль должна быть отведена общению и взаимодействию людей.
Однако именно те данные, которые уже получены психологией в этой области, показывают, как нам кажется, необходимость дальнейшего уточнения проблемы и отказа от некоторых сложившихся представлений.
Мы видим специфику психических процессов в ситуации общения и особенности психологических механизмов общения именно в вовлеченности в общение не абстрагированных психических функций или свойств человека, а целостной личности. При таком подходе необходимо уделить особое внимание важнейшему проявлению личности - воле. Мы не намерены предпринимать здесь критический разбор попыток традиционной психологии втиснуть феномен воления в принятые схемы анализа, так как считаем этот вопрос риторическим. Заметим лишь, что о таком явлении внутреннего мира личности, как «добрая воля», традиционная психология не только не могла сообщить что-либо существенное, но и вообще не включала в сферу своего исследования, относя к так называемому содержанию психики, якобы не подлежащему ведению психологии. Но очевидно, что при исследовании процессов
355
общения, как, впрочем, и всех сфер жизнедеятельности человека, необходимо не только изучение воли, воления, но и анализ категории «доброй воли», без которого нельзя обойтись по крайней мере при выяснении механизмов личностного общения. Однако в настоящее время психологи недостаточно методологически и методически подготовлены к изучению подобных личностных феноменов.
С нашей точки зрения, именно установка на роль общения позволяет выявить существенные особенности и закономерности, специфические процессы и функции. В качестве примера остановимся на явлениях антиципации, ожидания и воления.
Насколько нам известно, соотнесение в едином ряду и в общей связи явлений антиципации, ожидания и воления ранее не осуществлялось. Способности к антиципации как к фундаментальному свойству психики длительное время не уделялось должного внимания в психологии 1 . Тем не менее известно, что именно благодаря возможности упреждения, прогнозирования, предвидения, опережения событий, акцептации будущего результата деятельности, ожидаемости и прочим явлениям, соотносимым с этой способностью, реализуется важнейшая функция психического - регуляторная.
Большое значение для понимания этих явлений имеют исследования акцептора действия (П. К. Анохин), установки (Д. Н. Узнадзе), активности и вероятностного прогнозирования (Н. А. Бернштейн), антиципирующих схем (С. Г. Гел-лерштейн), уверенности (А. С. Прангишвили) и т. д. Не менее важны и исследования состояний ожидаемости, проводившиеся, в частности, зарубежными психологами в русле инженерной психологии, и даже некоторые положения теории «опе-рантного обусловливания» и «опережающего подкрепления» Б. Ф. Скиннера. Однако - и это нам кажется весьма симптоматичным - даже специальные работы в этой области, опубликованные в последнее время, мало что добавляют к пониманию природы и механизмов собственно антиципации.
" В настоящее время положение меняется. Отметим, в частности, работу: Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980.
356 _______________
Социальная психология, часто обращающаяся к явлениям ожидания, в частности к ролевым ожиданиям, также не вскрывает их психологических механизмов и не прослеживает связи явлений социально-психологического порядка с общепсихологическими закономерностями этих процессов. И уж во всяком случае ни в психофизиологии и общей психологии, ни в социальной психологии нет работ, в которых антиципация и ожидание ставились в какое-то отношение к явлениям воления. В свое время, анализируя значение данных инженерной психологии для теоретических и методологических основ психологии в целом, мы рассмотрели целый ряд механизмов процессов ожидания и состояния ожидаемое™, возникающего у человека в сложной стохастической ситуации в лабораторных и естественных условиях. Особое значение имеют явления так называемой субъективной вероятности. Разнообразные аберрации при определении человеком вероятности наступления событий, пониженной или повышенной точности вероятностного прогнозирования, своеобразное отклонение поведения 4 человека от законов математического и машинного прогнозирования и т. п. показывают достаточно явно, что процессы ожидания у человека весьма специфичны. В обширной литературе, посвященной изучению субъективной вероятности и ожиданию, можно обнаружить данные, не объяснимые полностью даже в рамках принятой большинством психологов концепции ожидания. Отметим лишь один пример. В работе А. Г. Асмо-лова приводятся данные исследования Соллея и Хайга. В предрождественский период детей просили нарисовать Сайта-Клауса. Чем ближе был праздник, тем больше места на карточке занимал Сайта-Клаус, тем больше набухал его мешок с подарками. Соллей и Хайг, а вслед за ними и Асмолов оценивают данные в соответствии с принятыми представлениями о том, что «люди часто завышают оценку желаемых событий и недооценивают вероятность неприятных», а образ «трансформируется под влиянием мотивированного ожидания». Подобные «трансформации» и «отклонения», как мы уже отмечали, были установлены фактически как закономерность в сходных условиях в большом числе работ (в том числе и при полевых исследованиях). Мы склонны видеть в этих данных
М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 357
проявление более сложных закономерностей внутреннего мира личности.
Если рассматривать неабстрагированную способность человека к вероятностному прогнозированию и не сводить ее лишь к работе мозга, а изучать поведение личности, наделенной сложным внутренним миром, то явления ожидания не следует отрывать и даже противопоставлять ведению. В приведенном примере «образ» Сайта-Клауса не сам собой «трансформируется под влиянием мотивированного ожидания», он изменяется волей ребенка, его волевым желанием приблизить праздник, ускорить наступление желаемого события, сделать его реальным, т. е. прямо повлиять на него. Такое проявление воления наблюдается практически во всех случаях «значимого ожидания» - при ожидании наступления желаемого и значимого события или при стремлении отсрочить, устранить нежелательное.
Мы не склонны видеть в подобных актах воления в ситуации ожидания проявление неких рудиментов «магического» сознания или «магической» стадии развития психики, подобно тому, как это полагали в отношении некоторых аберраций субъективных вероятностей Дж. Коэн и М. Хэнсел. Мы считаем, что в этих случаях мы прямо выходим на факты обусловленности психических процессов, свойств и состояний социальными факторами - общением и его нормами. Чтобы уточнить это положение, рассмотрим некоторые примеры.
Купив лотерейный билет, мы активно желаем, чтобы выиграл наш номер. Но вряд ли кто-либо будет стремиться оказать влияние на вращение барабана с шарами. Однако достаточно легко можно выявить людей, высказывающих «мысленно» или шутливо пожелания лицам, вытаскивающим шары, «вытащить нужный номер». Вряд ли необходима экспериментальная проверка гипотезы 6 том, что ведение в отношени»фмзгг-ческого объекта - стремление «заставить» его подчиниться нашей воле, поступить согласно нашему желанию - встречается несопоставимо реже, нежели воление в отношении человека, участвующего - пусть в роли «орудия» - в осуществлении даже известной водящему математической закономерности наступления вероятностного события. И если в первом случае подобное воление человека будет оценено большинством людей
358 Раздел VI. Психология общения
скорей всего как аномальное, то второй представляется чуть ли не типичным. Можно предположить, что коллективный и индивидуальный опыт поведения и действия в социальной среде, и прежде всего опыт непосредственных контактов, формирует у человека определенные знания, навыки активного воздействия на окружение, способность проявлять и навязывать свою волю, организовывать события в этой социальной среде в соответствии со своим собственным волением.
В социальной среде, в общении фактически нет места пассивному и абстрактному ожиданию, человек ожидает активно, как волевое и деятельное существо, способное как проявить волю, так и (что непременно связано с первым) поступать в соответствии с волей другого лица. Физический, предметный мир неподатлив для непосредственной волевой активности человека, тогда как сам человек и окружающие его люди способны и склонны постоянно проявлять волевые качества и учитывать воления окружающих.
На психику человека решающее влияние оказывает не опыт его предметной деятельности, но именно общение.
В упомянутых опытах Соллея и Хайга и в аналогичных исследованиях мы имеем дело, очевидно, с еще не сформировавшимся у детей определением ситуаций, в которых возможно воление, и переносом уже имеющегося у них опыта общения с окружающими в условия предъявленной задачи.
Способность к антиципации, процессы ожидания и связанные с ними явления формируются у человека не по законам физического, предметного мира, а под влиянием особенностей общения и взаимодействия с человеческим окружением, т. е. в непосредственной связи с проявлениями воли и воления (причем не только собственных, но, что еще важнее, других лиц, противостоящих в общении). Возможно, в этих актах взаимного воления и согласования с ними поведения и переживаний особенно действенно проявляется для индивида существование других личностей, наделенных собственным внутренним миром.
В этих условиях человек усваивает основную норму личностного общения - необходимость преобразования изначальной способности к волению в человеческую «добрую волю»,
М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 359
без чего немыслимо никакое личностное общение. Существенно, что «добрая воля» должна быть направлена не только и не столько на другое лицо =** партнера по общению, сколько на саму проявляющую волю личность. Мы полагаем, что именно в ходе этих сложных преобразований в ситуации общения формируется и совершенствуется способность к антиципации и ожиданию как социальная способность, реализующаяся в личностном общении и затем генерализуемая человеком и используемая им во всех сферах его деятельности.
Эти положения представляются весьма существенными для понимания природы и закономерностей как феноменов социального ожидания, гак и социальных норм. Все социальные нормы (в том числе и запрещающие) носят предписа-тельный характер. Очевидно, вырабатывая и используя их, общество и группы исходят из того (ожидают), что предписания должны и будут выполняться. В то же время невозможно представить себе использование предписательных норм в отношении явлений физического, предметного мира или в отношении человеческих существ, способность которых к антици-пации-волению (по крайней мере, к подчинению волению) не принимается в расчет. Разумеется, существует библейское сказание об Иисусе Навине, пытавшемся своей волей остановить солнце, народные сказки (например, «По щучьему велению» и т. д.), в которых волеизъявление в отношении природных объектов осуществляется не непосредственно (что характерно для детей), а через «сверхъестественную» силу. Мы допускаем, что именно такова основа некоторых магических обрядов, «заклинаний» и т. д. Во всех подобных явлениях мы видим смешение природного, предметного и человеческого, неспособность вычленить"специфику человеческой социальной среды.
Отметим, что, хотя в воле, как сложном проявлении человека, несомненно присутствуют и природные компоненты (волевой аспект инстинктов жизни, продолжения рода и т. д.), тем не менее это качество не только интерсубъективно, но и социально.
В сфере социального поведения предписательный характер социальных норм проявляется прежде всего в вероятностном, обязательном и должном ожиданиях группой (общностью,
360 Раздел VI. Психология общения
обществом) определенного вида поведения того или иного члена группы, обычно поведения ролевого.
Социальные, или ролевые, ожидания по своей психологической природе и механизмам несомненно явления иного порядка, чем состояния ожидаемости, формирующиеся у человека в ситуации, определяемой лишь по одному параметру (стохастичности). Социальные ожидания связаны с модальным характером социального поведения человека в деонтической ситуации. Следует также особо подчеркнуть такую характеристику социальных ожиданий, как их обязывающий характер. Различные виды социального ожидания: вероятностное, обязательное и должное - отличны друг от друга по степени обязательности для члена группы предписанного ему ролью и ожидаемого группой в связи с этими предписаниями поведения индивида. Но при всех видах ожидания заранее задана форма поведения, а это означает, что результат изначально представлен в «ожидающих» субъектах. При усвоении членами группы социальных ожиданий как норм результат представлен и в действующем согласно этим нормам субъекте.
Описанный механизм поведения и взаимодействия в социальной среде согласуется с высказанным нами выше предположением о том, что явления антиципации хотя и связаны с психобиологическими возможностями живой особи, например с экстраполяционными рефлексами (С. В. Крушинский), но у человека они по природе своей сугубо социальны. Способность к антиципации у человека формируется под воздействием социальных факторов и в условиях социального, межличностного взаимодействия.
Очевидно, что способность к сложным формам антиципации, упреждения, опережения событий может развиваться только в среде, где результат может быть смещен по отношению к осуществляемому действию, в среде более податливой, чем природная, в среде, где возможно предписание - диктат, где могут быть заранее заданы субъекту деятельность, ее вид и результат. Таковой является именно социальная среда, и прежде всего непосредственное, контактное общение. .
В свете этих общих предположений правдоподобной представляется гипотеза начального усвоения ребенком навыков
М. И. Бобнева. Нормы общения и внутренний мир личности 361
и норм поведения в человеческой среде, в своем непосредственном окружении, в общении и последующего переноса этих навыков опыта и форм деятельности в сферу взаимодействия с природной и предметной средой. Здесь необходимо указать, что предметная среда является, по сути, преобразованной формой реализации структуры и норм.общения, преобразованной средой общения. Ребенок достаточно легко на собственном опыте убеждается в том, что предметная среда (по крайней мере, предметная среда его бытия) в принципе может быть организована окружающими его людьми, перестроена в соответствии с их (а через них и его, ребенка) воле-нием и желанием. В силу особенностей своей психики ребенок обычно стремится избежать опосредованных путей достижения цели (в том числе и воздействия на предметную среду через человеческое окружение) и пытается воздействовать на нее прямым путем, непосредственным образом. Таким прямым путем в структуре детского общения со взрослыми и служит изъявление своего желания, ведение.
Заметим, что на более поздних стадиях развития личности изъявление желания и ведение фактически крайне редко используются в качестве прямых путей воздействия не только в предметной, а тем более природной, но и в социальной среде. Механизмы косвенного целеполагания, а также общение с помощью намеков, иносказаний и т. п. - наиболее типичные формы воздействия, замещающие и устраняющие прямое волеизъявление.
Не менее существенны и процессы социального влияния. Ребенок прибегает к привычному способу общения с окружающими людьми, пытаясь повлиять на время и содержание наступающих событий. Аналогичное поведение взрослых в обыденных стохастических ситуациях, например в лотерее и т. п., мы.склонны объяснять «снижением» уровня регуляции поведения, «раскованностью» и тому подобными субъективными факторами, действующими в этих ситуациях.
В связи с изложенными положениями следует с новых позиций оценить происхождение, характер и содержание, некоторых форм и норм общения. Антиподом личностного общения мы считаем отношение к человеку, с которым устанавли-
362 Раздел VI. Психология общения
вается контакт, как к предмету, вещи, к объекту, лишенному внутреннего мира, «неличности». Между этими крайними полюсами можно разместить многочисленные переходные формы искаженного личностного общения, они характеризуются степенью убывания «предметных» определений человека.
Нормы, действующие во всех этих видах искаженного общения, кроме крайнего в этом ряду - личностного, мы считаем вторичными, т. е. не обусловленными собственно сущностью общения, а порожденными неблагоприятной социальной средой, макросоциальными факторами, искажающими подлинную природу человека и социальной среды. Использование норм этих искаженных форм общения сказывается крайне неблагоприятно на формировании внутреннего мира всех лиц, попадающих в сферу их действия. Но анализ механизмов действия таких норм, механизмов искаженного общения, аберраций, деформаций внутреннего мира личности в этих условиях,- задача самостоятельной работы.
Приведенные данные показывают, на наш взгляд, что и при постановке проблемы общения как сугубо психологической социальным факторам и социальной среде следует отводить первостепенное значение, и это значение должно стать доминирующим при выходе психологии общения на прикладные аспекты проблемы.
В. Н. Панферов
КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ 1
В любом акте общественно-трудового взаимодействия с себе подобными человек является одновременно субъектом предметно-практической деятельности, познания и общения. Логично предположить, что каждому из этих аспектов проявления личности присуще некоторое своеобразие, которое отражается в ее функциональной структуре. Вопросу своеобра- 1 Психологический журнал. - 1987. - Т. 8, № 4. - С. 51-60.
363
зия функций человека как субъекта общения посвящена данная статья.
Актуальность этой проблемы определяется тем, что многочисленные результаты конкретных исследований совместной деятельности людей не могут быть до конца объяснены на основе известных концепций психологии познания и психологии труда. В них опускается важнейший момент общественной жизни - взаимодействие одного человека с другим, изучаемое в основном социальной психологией. Нужно подчеркнуть, что именно социально-психологические факторы максимально мобилизуются для осуществления глубоких преобразований в стране.
В связи с этим проблема общения выдвигается на передний план в психологической науке; особое внимание уделяется при этом вопросу функциональной характеристики общения. Теоретические и экспериментальные исследования этого вопроса раскрывают большое разнообразие функций общения, что свидетельствует о многокачественности этого феномена и в то же время об определенной логической неупорядоченности в его истолкованиях. Каждый из исследователей акцентирует внимание на отдельных функциях общения, оставляя в большинстве случаев без ответа вопрос об их классификации, из-за чего снижается теоретико-методологическая ценность научных разработок проблемы общения и становится затруднительной их практическая реализация. Кроме того, характеристика основных функций общения производится прежде всего в отрыве от анализа других функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятельности. Это приводит к потере объективированных оснований классификации, которые заключены в свойствах человека - исполнителя функций в совместной предметно-практической деятельности, а также к разрыву органического единства человеческой деятельности и общения.
Продуктивная разработка проблемы классификации функций общения содержится в трудах Б. Ф. Ломова. В них, по его собственной оценке, предпринята попытка пока еще неполной классификации некоторых из основных функций общения, в частности выделены два ряда функций по разным основаниям. Первый включает три класса следующих функций:
364 Раздел VI. Психология общения
информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуни-кативную, аффективно-коммуникативную; второй определяется по другой системе оснований и включает организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.
Однако остаются открытыми следующие вопросы. Во-первых, исчерпаны ли ряды функций по их числу? Во-вторых, как-много может быть таких рядов? В-третьих, о каких основаниях классификации может идти речь? В-четвертых, как различные основания связаны между собой?
Если допустить, что все функции человека являются его функциями как субъекта психической деятельности, то по первому вопросу можно сказать, что в число основных функций общения следует включить еще эмотивную, конативную и креативную функции. Они рассматривались в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, правда, не всегда с использованием этих терминов, поскольку в их работах названные функции затрагивались в связи с проблемой влияния общения на психическую деятельность и психическое развитие личности в целом. На наш взгляд, можно говорить о шести функциях: коммуникативной, информативной, когнитивной, эмотивной, конативной, креативной.
Эти функции в целом и каждая в отдельности получили более или менее удовлетворительное теоретическое объяснение как функции общения в трудах многих психологов, а также явились предметом экспериментальных исследований как в советской, так и в зарубежной психологии. В результате рассмотрения этих и некоторых других исследований субъекта общения напрашивается вывод о том, что все указанные функции трансформируются в одну главную функцию общения -регилятор-ную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. В этом смысле общение является механизмом социально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Основные шесть функций человека не теряют самостоятельного значения в процессе общения, и каждая из них может стать доминирующей в зависимости от содержательного контекста совместной деятельности.
Данные функции следует рассматривать в качестве одного из оснований для классификации всех других функций чело-
В. Н. Панферов. Классификация функций человека как субъекта... 365
века как субъекта общения. При этом важно отметить, что названные функции в теоретических воззрениях определялись как общие функции психической деятельности человека, которые реализуются в субъектно-объектном взаимодействии человека с предметами естественной и искусственной среды. Поскольку эти функции имеют место и в процессах взаимодействия человека с человеком, и. в процессах взаимодействия человека с предметами, постольку их можно считать всеобщими функциями в структуре целостного акта совместной деятельности.
В первом случае они выступают как основные функции субъекта общения, направленные на партнера, его физические и психологические качества, чтобы отрегулировать свое взаимодействие с ним с учетом его и своих личностных особенностей. В этом смысле данный аспект взаимодействия приобретает характер социально-психологической деятельности, особенность которой состоит во встречном влиянии партнеров друг на друга. Во втором - как функции субъекта предметной деятельности, направленные на вещественный объект, чтобы отрегулировать свои действия в соответствии с физическими свойствами объекта. В данном случае речь может идти всего лишь об уровне психических регуляций. Несмотря на качественные различия этих аспектов взаимодействия, между ними в целостной структуре совместной деятельности устанавливаются отношения взаимосвязи при решении практических задач. Каждый из аспектов взаимодействия имеет содержание, соотнесенное со всеобщими функциями совместной деятельности, связанными с социальными целями, где человек выступает в роли субъекта общественно-трудовой деятельности. В этом аспекте проявляются социальные особенности функциональных характеристик человека.
Следовательно, ответ на второй и третий вопросы предполагает определение еще трех рядов функций в структуре человека как субъекта общения. Речь должна идти о свойствах человека, которые включаются в процесс общения в виде психических отправлений как функции мозга, социально-психологических явлений как функции человеческих взаимоотношений, социальных проявлений человека как функций общественно-трудовой жизнедеятельности.
366 Раздел VI. Психология общения
Таблица 6.1 Классификация функций человека как субъекта общения
Основные Коммуни- Информа- Когни- Эмотив- Конатив- Креатив-
функции кативные ционные тивные ные ные ные