Что такое синквейн и как. Что такое синквейн и как его составлять. Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

НАПИСАНИЕ СИНКВЕЙНА

Одной из форм работы на уроках литературного чтения может быть работа с синквейном.

Синквейн-прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».

Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Лиса.

Хитрая, умная.

Плачет, жалуется, хитрит.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

Гений.

Синквейн с точки зрения педагогики.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находитьв информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературного чтения практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения.

Прстота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейнапозволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

С синквейном можно работать по-разному.

Вариативность.

Различные варианты для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы-без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн:

Обогащает словарный запас;

Подготавливает к краткому перессказу;

Учит формировать идею (ключевую фразу);

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

Получается у всех.


Если столкнулись с диковинным словом «синквейн», когда речь заходит о новых методах обучения, и хотите узнать об этом больше, тогда эта статья поможет. Разъясним, что такое синквейн, как реализовать этот метод и каких результатов ожидать.

Синквейн: что это такое

Человек будущего - это человек творческий. Формирование такой личности начинается с младых ногтей - раннего дошкольного и младшего школьного возраста. Для этих целей в современной школе применяют метод сложения малых стихотворных форм - синквейн.

Многие родители с удивлением обнаруживают, что учителя в школе дают детям задание составить небольшое стихотворение со значением. Причем тема может быть разная - от математических правил и принципов до географических понятий и категорий природоведения.

Что же это такое? Синквейн - это самостоятельно составленное ребенком пятистрочное нерифмованное стихотворение, в котором кратко, но емко излагается суть какой-то проблемы, темы или понятия.

Этот метод сформировался в американской педагогической системе еще в начале ХХ века. Его родоначальницей считают Аделаиду Крэпси.

Оценив глубокий смысловой потенциал японских стихотворных форм хайку и танка, она предложила детям испытать этот принцип, чтобы выразить свое понимание сути явлений окружающего мира.

Синквейны - это информационный синтез ключевых определений того или иного феномена.

Вот какой дидактический и развивающий потенциал имеет эта форма обучения и контроля знаний:

  1. Формирует аналитический подход ребенка к информации. Заставляет мыслить, сопоставлять, делать выводы, а не просто получать и воспроизводить сведения.
  2. Учит синтезировать знания. Чтобы открыть суть явления, следует изучить, вычленить и объединить его отличительные признаки.
  3. Развивает устную и письменную речь, учит кратко, четко и осмысленно формировать и выражать мысль.

Этот метод применяют на этапе обобщения и уточнения выученного.

Синквейну подвластны не только филологически сориентированные предметы, но и сфера природных наук.

Как правильно составить синквейн

Во многих описаниях синквейна присутствует такой его признак, как стихотворная форма.

Отметим, что в данном случае это понятие условное, поскольку один из признаков поэтического произведения - рифма - игнорируется. Сохраняется только ритм.

У синквейна есть несколько правил составления:

  • В стихотворении должно быть 5 строк.
  • Текст строится по принципу неправильного ромба или елочки:

Примечание. Допускается отступление от этого правила, если того требует содержание. Ему отдается предпочтение.

  • Каждая строка имеет свою форму выражения содержания.

Вот по какому принципу воплощается тема в синквейне:

Тема - существительное или местоимение.

Характеристики предмета рассуждения - прилагательные или причастия.

Действие предмета - глаголы или их формы (деепричастие).

Личное мнение или промежуточный вывод - 4 слова, объединенные в словосочетания или предложения.

Общий вывод - одно слово, выражающее суть размышлений.

Важно, чтобы в синквейне было воплощено информационно важное и содержательное сообщение, а не пустой набор слов.

Поэтому допускаются некоторые отклонения от формы, но только те, что обоснованы логикой размышлений.

Синквейн: примеры

Чтобы понять, что это за особая форма передачи информации, изучите варианты стихотворений.

Убедитесь, что несложно составить синквейн. Примеры в этом помогут:

Вариант 1.

Книга.

Добрая и яркая.

Успокоит, научит, откроет.

Новый мир подарит мне.

Знание.

Вариант 2.

Бабушка.

Ласковая и мудрая.

Обнимет, расскажет, улыбнется.

Уютно дома у нее.

Семья.

Вариант 3.

Озеро.

Теплое, голубое.

Люблю купаться в синей воде.

Лучший отдых.

Каникулы.

Вариант 4.

Машина.

Гремучая и страшная.

Несется по дороге.

Не играй у дороги.

Безопасность.

Вариант 5.

Мягкий и пушистый.

Поглажу его рукой.

Искра мелькнула в шерсти.

Электричество.

В составлении синквейна главное - давать волю фантазии, уметь выделить что-то самое важное в том или ином объекте.

Чтобы это сделать, одних бытовых наблюдений недостаточно, нужны знания, которые подкреплены эмоциональным опытом.

Научите своих детей составлять такие стихотворения. Им очень понравится по-новому открывать для себя мир.

Короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк называется синквейном. Синквейн бывает разных видов, но наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется «дидактический сиквейн», который большое распространение получил в общеобразовательных учреждениях. Рассмотрим способы составления сиквейна.

Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы

В начале 20 века, американская поэтэсса, Аделаида Крепси, придумала такую форму стихотворения, состоящего из пяти строк, в основе которого лежит подсчет слогов в каждой строчке. Вдохновили ее на это действие японские танка и хайку. Смысловая структура ею придуманного традиционного синквейна имела слоговую структуру 2 — 4 — 6 — 8 — 2, т. е. в первой строке два слога, во второй — три и т.д.) . В итоге, стихотворение состояло из 22 слогов.

Первыми, применение дидактического синквейна, использовали школы в Америке. По сравнению с другими видами синквейна, в основе данного варианта лежала смысловая заданность в каждой строке, а не подсчет слогов.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • в первой строке — наличие местоимения или существительного, т. е. одного слова, являющегося темой синквейна;
  • во второй строке — наличие причастия или прилагательного, описывающего свойства слова из первой строки;
  • в третьей строке — наличие деепричастия или глагола, повествующего о действиях слова из первой строки;
  • в четвертой строке предложение должно состоять из четырех слов, с помощью которых происходит выявление личного отношения поэта к теме синквейна;
  • пятая строка состоит из одного слова любой части речи, раскрывающее замысел темы.

Получившееся стихотворение может затрагивать любую тематику.

Дидактический синквейн допускает отступ от правил. К примеру, резюме или главная тема может состоять не из одного слова, а из сочетаний от трех до пяти слов, а в описании действий — использоваться только сказуемые.

Составление синквейна

Для составления секвейнов не требуются литературные таланты или специальные знания. Требуется лишь грамотное освоение формы. В качестве тренировки лучше брать наиболее известную и знакомую автору тему, начиная с простого. К примеру, возьмем тему «мыло».

  • В первой строке — слово «мыло».
  • Во второй строке должно присутствовать два прилагательных, отражающих свойства этого предмета. Какое мыло? По средствам перечисления в уме прилагательных, описывающих, как конкретное мыло (фиалетовое, апельсиновое, жидкое, детское и проч.) , так и в общем (душистое, скользское, пенящееся) , выбираются два подходящих слова. В результате, выбор остановлен на таких словах, как: «клубничное, прозрачное».
  • В третьей строке необходимо описание трех действий главной темы. На данном этапе, школьники затрудняются с выбором слов, поскольку под действиями подразумевается не только действия самого предмета, но и влияние на данный предмет из вне, и влияние его на окружающих. К примеру, помимо того, что мыло может пахнуть и лежать в мыльнице, оно может упасть из рук или выскользнуть, или заставить плакать, а также им можно мыться. В итоге, остановим выбор на таком варианте: «Пузыриться, пахнет, моет».
  • В четвертой строчке, автор должен выразить свое личное отношение к главной теме. У школьников, на данном этапе, также могут возникнуть трудности в подборе слов, поскольку, мыло не может вызывать какого — либо конкретного отношения у тех, кто не кто не является заядлым чистюлей, фанатом данного предмета, или попросту ему не доставляет особого удовольствия процесс мытья. Здесь следует учесть не только личное отношение автора, но и вызов определенных ассоциаций, связанных с главной темой.

К примеру, можно взять такой факт из биографии автора, как разбитие коленки в следствии того, что он когда — то поскользнулся на мыле, или рассказать о самостоятельном приготовлении данного предмета. Независимо от выбранных моментов из жизни, которые взятые за основу написания четвертой строчки, необходимо помнить о том, что мысль должна уложиться в три или пять слов. К примеру, «Руки моют перед едой». Можно также привести пример с пробованием мыла, имеющего приятный запах, на вкус, в результате чего, автора постигло разочарование и досада. В итоге, получится такая строчка: «Вкус противный, сладкий запах».

  • В последней строке должен раскрываться замысел темы, т. е содержаться своего рода резюме, состоящее из одного или двух слов. Другими словами, после прочтения созданного стихотворения, поразмышлять о возникшем образе и попытаться осуществить выражение своих ощущений с помощью одного слова. Также, можно задуматься о значимости данного предмета, как в собственной жизни, так и в общественной, поразмыслить о его главном свойстве. Главное — последняя строка должна быть итогом вышеперечисленного. Например, в четвертой строке говориться о необходимости мытья рук, значит, в пятой строке целесообразней поставить слово «гигиена» или «чистота», в качестве резюме.
  • Если же, в основе четвертой строки лежит воспоминание, связанное с неудачной пробой мыла на вкус, то резюмировать следует словом «обман» или «разочарование».

Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.

Мыло.

Клубничное, прозрачное.

Пузырится, пахнет, моет.

Вкус противный, сладкий запах.

Обман.

Несмотря на то, что такое стихотворение довольно короткое, в нем дети не только способны узнать себя, но и затронули функциональность и свойства этого предмета, при написании занятного пятистрочного стиха.

Тренируясь на простом, можно осуществить переход к более сложному, но хорошо знакомому. Например, можно в качестве основной темы взять слово «класс», «семья» или слова, связанные с любым временем года. Если в качестве синквейна будет выбрано слова «мама», то это будет отличной основой для сочинения стихотворения для праздничной открытки на международный женский день. Кроме того, на общеклассных мероприятиях могут быть использованы такие стихотворения одной тематики.

Статьи по теме:

  • Как правильно ставить ударение в слове…

Синквейны, как стихотворная форма, были придуманы в начале прошлого столетия. Сегодня они являются одним из эффективных способов развития образного мышления и речи.

Многих интересует, что такое синквейн, и как реализовать этот метод в обучении. Синквейн – это пятистрочное нерифмованное стихотворение, в котором кратко, но емко излагается смысл проблемы или понятия.

Традиционный пятистрочное стихотворение должно было иметь 22 слога, которые подчиняются структуре 2-4-6-8-2. Это значит, что в первой строке 2 слога, во второй – 4 и т. д. В дидактическом синквейне главным является не количество слогов, а смысловая нагрузка каждой строчки. Впервые эту форму обучения начали использовать в американской школе. Это – творческая работа, в конце которой получается стихотворение, но без рифмы. Например:

  • Синквейн.
  • Образный, точный.
  • Обобщает, развивает, обучает.
  • Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.
  • Творчество.

С помощью пятистрочного стихотворения учащиеся учатся быстро и эффективно анализировать, синтезировать и обобщать знания.

Для развития творческой личности в современной школе используется метод сложения небольших стихотворений. Родители могут обнаружить, что ребенок в качестве домашнего задания может получить – составить синквейн на тему. Эта тема может быть любой – от географических и литературных понятий до математических правил.

Как использовать синквейны на уроке?

Развивающий и дидактический потенциал этой формы обучения заключается в следующем:

  1. Формирует аналитический подход и заставляет мыслить.
  2. Учит вычленять главное и синтезировать знания.
  3. Учит давать четкую формулировку мысли.

Такая работа развивает образное мышление. Использовать его на уроке можно, как интересный способ проверки знаний. Синквейн – это особое стихотворение, возникающее в результате осмысливания информации, поэтому оно показывает, на каком уровне усвоены знания. Этот дидактический прием для развития критического мышления универсален.

Можно работать, используя метод синквейна в парах, группах и индивидуально.

Прием можно применять для анализа узкого понятия. Например:

  • Глагол.
  • Возвратный, совершенный.
  • Описывает действие, спрягается, повелевает.
  • В предложении чаще бывает сказуемым.
  • Часть речи.

Можно составить рассказ по теме, используя, как подсказку. Пример синквейна на уроки биологии:

  • Лягушка.
  • Земноводная, хордовая.
  • Прыгает, мечет икру, ловит мух.
  • Видит только то, что движется.
  • Скользкая.

Можно использовать, как игру для определения понятия (первая часть).

(Антарктида)

  1. Загадочная, южная.
  2. Удивляет, покрывается, отличатся.
  3. Поражает красотой, противоречивостью.
  4. Ледник.

(Температура)

  1. Измеряемая, зависимая.
  2. Повышается, понижается, изменяется.
  3. Степень нагретости тела
  4. Величина.

Применение на уроках метода синквейна позволяет повысить мотивацию учащихся, образовательный настрой и уровень осмысления изучаемого материала. Ребенок получит радость от процесса познания и удовлетворение от процесса обучения и его результатов. Существуют различные разновидности синквейнов: обратный, зеркальный, бабочка. Крылатый предполагает дополнить синквейн ядро цитатами из стихотворений или крылатыми фразами.

Правила написания синквейна

Необходимо, чтобы в синквейне была важная информация, а не просто набор слов.

Правила написания синквейна:

  • объем – 5 строк;
  • текст строится по принципу неправильного ромба или елочки.

Возможно отступление от этих правил, если того требует содержание. По такому принципу воплощается тема в синквейне построчно:

  • первая – 1 слово, которое выражает основную тему;
  • вторая – 2 слова, описывающих свойства;
  • третья – 3 слова, указывающих на действия;
  • четвертая – фраза из 4 слов, которое дает оценку отношения автора к теме;
  • пятая строка – существительное-ассоциация на рассматриваемое понятие или предмет.

Например, нерифмованное стихотворение на слово книга. Это слово является темой и пишется в первой строке. Книги бывают разные, переходя ко второй строке следует подумать, как ее охарактеризовать. Например, интересная, поучительная.

Как придумать третью строку синквейна?

В этой строке нужно подумать, какие действия совершаются с книгой. Она печатается, пишется, расположилась на полке. Но в этом случае правильно будет определить, какое влияние она оказывает на того, кто сочиняет синквейн. Например, захватывает, учит, повествует. Важно придерживаться созданного образа. Если, например, во второй строке написано «интересная», то не стоит писать навевает скуку. К тому же следует избегать однокоренных слов. Писать «интересует» тоже в этом случае не стоит.

Формулируем четвертую строчку – отношение к теме

В этой строчке описывается отношение автора к заданной теме. Нужно определиться с отношением, какое значение имеет книга в жизни автора пятистрочного стихотворения или какое отношение вызывает. Например, «У нас дома много книг» или «Читаю ночи напролет».

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Чтобы подытожить, нужно сформулировать главную мысль. Например, если говорится о лете, как лучшем времени года, когда купаются, отдыхают, гуляют. В последней фразе будет уместно слово «каникулы». В случае с книгой заключительным может быть слово «знание».

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему?

Чтобы написать нерифмованное стихотворение, необходимо иметь достаточно знаний о предмете или понятии. Сначала следует потренироваться на простых объектах. Важно хорошо освоить форму написания и прочувствовать ее.

Составить такое стихотворение из 5 строк получается у всех. Прежде всего, нужно научиться выделять одну основную мысль. Но самое главное тренироваться, как можно больше. Перед составлением пятистрочного стихотворения нужно практиковать вдумчивое чтение текста, обращая внимание на то, что знает ребенок, что узнал нового, что непонятно, и что важно запомнить. После этого не составить труда эффективно проанализировать информацию и выделить главную мысль.

Синквейн. Примеры по разным предметам

Чтобы составить пятистрочное стихотворение, нужно уметь выделить что-то самое главное и важное в том или ином объекте, понадобиться в этом задании и фантазия. Примеры синквейнов:

На уроках географии:

  • Металлургическая промышленность.
  • Металлоемкая, градообразующая.
  • Перерабатывает, производит, выпускает.
  • Большая роль в экономике.
  • Металлы.
  • Мантия.
  • Горячая, вязкая.
  • Движется, изливается, располагается.
  • Землетрясение – это вертикальные движения.
  • Слой Земли.
  • Уренгой.
  • Приполярный, газовый.
  • Сырье добываем, всем отсылаем, людям помогаем.
  • Прибыль российской экономики добавляем.
  • Месторождение.
  • Сейсмограф.
  • Специальный, чувствительный.
  • Измеряет, записывает, означает.
  • Поможет узнать о колебаниях земной коры.
  • Прибор.

На уроках истории:

  • Война.
  • Страшная, бесчеловечная.
  • Убивает, разоряет, жжет
  • Наш прадед погиб на войне.
  • Память.

На природоведении:

  • Рябина.
  • Тонкая, кудрявая.
  • Растет, зеленеет, цветет.
  • Ее ягоды любят снегири.
  • Дерево.

На чтении (младшие классы)

  • Вишня.
  • Ароматная, сладкая.
  • Цветет, пахнет, зреет.
  • Люблю вишневое варенье.
  • Лето.
  • Салют.
  • Торжественный, сверкающий.
  • Радует, распускается, переливается.
  • Символ радости и победы.
  • Праздник.

На уроках литературы:

  • Жизнь.
  • Активная, бурная.
  • Воспитывает, развивает, учит.
  • Дает возможность реализовать себя.
  • Искусство.
  • Любовь.
  • Преданная, нежная.
  • Приходит, окрыляет, убегает.
  • Удержать умеют единицы.
  • Мечта.

Составление синквейна помогает самовыражению детей и облегчает усвоение новых знаний.

Трушина Светлана Юрьевна
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Составление синквейнов
Цель
Ознакомление с синквейном, как одним из способов увлечённости предметом и проверки усвоенного материала на уроке.
Задачи
Научить приёмам и правилам составления синквейнов.
Показать многообразие вариантов составления синквейнов

СИНКВЕЙН- это стихотворная форма изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях.
СИНКВЕЙН, представляет собой краткую, точную, сжатую характеристику предмета или явления, позволяющую ученику обобщить, синтезировать учебный материал, развить творческие способности, обогатить понятийный «багаж».
Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.
Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам.
Шаг 1.
Познакомимся с понятием синквейн в Википедии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD
Шаг 2.
Для уроков нам нужент дидактический синквейн.
Пример дидактичекого синквейна.

Шаг 3.
Цели синквейна на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Развитие активности и самостоятельности.
Формирование познавательного интереса.
Развитие эмоциональной увлеченности предметом.
Обогащение словарного аппарата.

Создание ситуации успеха.
Шаг 4.
А теперь попробуем составить синквейн на любую музыкальную тему.
Для основной темы возьмём слово- музыка.
Шаг 5.

Варианты прилагательных- страстная, увлекательная, нежная, мужественная.
выберем- нежная, увлекательная.
Шаг6.
Глаголы, обозначаюшие дествие. Например, рождается,слышится, зовёт,манит, развивается.
Выберем- рождается, манит, зовёт

Шаг.7
Коротрок предложение.
Варианты- музыка западает в душу, музыка и поэзия неразделимы, музыка - главное достижение человечества.
Выберем- 3 предложение.
Шаг 8.
Синоним ключевого слова.- искусство, вечность, вдохновение. композиция.
Выберем- вечность
Шаг 9.
Вот, что у нас получилось.

Музыка
нежная, увлекательная
рождается,манит, зовёт
музыка-главное достижение человечества

вечность.
Шаг 10.
Рассмотрим некоторые варианты синквейнов по некоторым учебным предметам в картинках.











Шаг 11.
Примеры с других уроков.
.Математика.
.познавательная, великая.
считать,думать, мыслить
математика-царица наук

арифметика.

Галогены
Простые, сильные
Образуют, проявляют, реагируют
Рождающие соли
Элементы.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика—наука о природе.
Законы.

Биология
естественная, описательная
классифицирует, описывает, рассматривает
изучает все аспекты жизни
наука

Физическая культура
лечебная, адаптивная
формирует, развивает, укрепляет
направленна на сохранение и укрепление здоровья
спорт

Рельеф
Горный, равнинный
Формируется, преобразуется, влияет
Совокупность неровностей
поверхность

Литература
древняя, познавательная
даёт знания, помогает, учит
многие любят этот предмет
Знание

Шаг 12.
Синквейны могут быть на разные школьные темы.



Шаг 13.
Темы могут быть самые разнообразные.
1.Жизнь.
2.Активная, бурная.
3.Воспитывает, развивает, учит.
4.Дает возможность реализовать себя.
5.Искусство.

1. Будущее.
2. Счастливое, богатое.
3. Задуматься, работать, создать.
4. Будущее надо строить самому.
5. Счастье.

1.Будущее.
2.Информационное, межпланетное.
3. Предвидеть,предугадать, тревожиться.
4. О будущем надо задуматься
5.Неизвестность

1.семья
2.большая дружная
3.любят заботятся живут
4.все вместе под одной крышей
5.ячейка общества

1.Любовь.
2.Сказочная, фантастическая.
3.Приходит, окрыляет, убегает.
4.Удержать ее умеют единицы.
5 Мечта.

1. ДРУЖБА
2.крепкая,верная
3.объединяет поддерживает лечит
4.Дружба -великая сила
5.согласие

1.Рояль.
2.Чёрный, звонкий.
3.Тосковал, смеялся, гремел.
4.Мог петь о человеке и о любви.
5.Живой

1 Песня
2.народная, эстрадная
3.включают, сопровождают, исполняют
4.поэтический текст с несложной мелодией
5.вокальная музыка

1 Сказка.
2 Мудрая, загадочная.
3.Колдует, интересует, учит.
4 В ней добро побеждает зло.
5 Волшебница.

Шаг 14.
Синквейны