Самообразование личности — ключ к успеху и просветлению. Что такое самообразование? Цели и виды самообразования И слышно что самообразование

Здравствуйте, дорогие читатели! Честно говоря, бывает довольно странно слышать вопрос, что дает человеку самообразование ? Ведь жизнь людей полностью пронизана этой деятельностью. Без образования и самообразования у нас не было бы практически никаких ориентиров и приобретенных навыков, и знаний.

Мы можем представить образование как скелет или каркас, на который постепенно наращиваются мышцы – самообразование . Разница между двумя этими элементами довольно существенная, но хотелось бы заметить, что они взаимодополняющие.

  • Образование зависит от других, самообразование только от самого человека.
  • Для самообразования нужна более сильная личностная мотивация.
  • Самообразование не привязано к закону.
  • Образование будет более эффективно вкупе с самообразованием.

Давайте подробнее рассмотрим те преимущества, которые может дать вам самообразование и саморазвитие, и какое значение они имеют для человека в различных жизненных сферах.

Награда 4-х сфер жизни

Профессиональное развитие и карьерный рост

Одним из важнейших плюсов является то, что люди, которые больше работают над собой, посвящают хотя бы час в день, чтобы научиться чему-то новому, стремятся проходить какие-то курсы, тренинги и т.п., достигают в жизни профессиональных высот. Они ценятся как сотрудники и руководители за свою способность к обучению, развитию и за мотивированность.

Какое бы шикарное образование вы не получили, если вы не продолжаете расти и учиться, то вы быстро затеряетесь на фоне таких же как вы личностей. Если же вы хотите добиться результатов в карьере, то вам стоит задуматься о самообразовании .

Область, в которой вы будете повышать уровень и качество своих знаний, вы выбираете сами. Таким образом, вам удастся плавно направить свою рабочую деятельность в то русло, которое наиболее интересно для вас самих. Ведь наиболее активно и воодушевленно мы учимся тому, чего действительно хотим. Это шанс сделать работу местом, куда вам нравится приходить.

Самосовершенствование

Стать просто интересной личностью, самодостаточной, развитой и уверенной в себе, можно тоже благодаря самообразованию. Если вы знакомитесь с человеком, который может поддержать разговор в любой области, это удивляет вас? Создается впечатление, что он – вундеркинд. На самом деле, такие люди просто много работают над собой , постоянно читают книги, ведь , посещают различные мероприятия, способствующие личностному росту.

Они такие не от рождения. Это ведь огромный труд быть развитой личностью. И вы можете добиться этого, посвящая время саморазвитию и самообучению. Если вы давно хотели пройти какой-либо курс или принять участие в марафоне, пора сделать это!

Успех в личной жизни

Во-первых , каждому хочется видеть рядом с собой достойного умного человека, но не все начинают поиски со своей личности. Говорят же: измени себя – и мир вокруг изменится . То же самое можно сказать про самообучение.

Развивайся и рядом с тобой появятся те, кто будет развиваться вместе с тобой.

Это естественно, так как в процессе вы общаетесь с людьми, которые могут в этом помочь или просто на одной волне с вами.

Во-вторых , самообразование помогает решать проблемы, даже очень сложные внутрисемейные конфликты. Из тупиковых ситуаций проще всего выйти тогда, когда ты знаешь, как это сделать. А как узнать, если ты не учишься? Люди считают, что не нужно учиться становиться родителями или супругами, хотя если бы они занимались самообучением этих сферах, то очень многих ошибок, иногда фатальных, можно было бы избежать .

Возможность быть тем, кем ты хочешь быть

Так как вы сами выбираете, что знать и что уметь, то это предоставляет вам грандиозный шанс стать тем, кем быть вы хотите. Никто не может вам диктовать условия «изучай французский или займись блогом! », потому что вы хозяин своего самообразования.

Постепенно получая необходимые знания, вы освобождаетесь от надобности ходить на нелюбимую работу, получать мизерную зарплату и общаться с неприятными людьми. Хотелось бы заметить, что свобода быть собой, быть автором – это роскошь, которая многим недоступна именно из-за нежелания развиваться , брать ответственность за свое самообучение. А вы поступите иначе – начните изменения, хватайте возможности, и со временем ваши труды окупятся в десятки раз.

Заключение

Итак, подведем итоги: самообразование – это ваша полная ответственность . Посторонние не могут заставить вас учиться и развиваться, практиковаться и работать над ошибками – только вы сами. Но благодаря этой самостоятельной учебной деятельности, вы приобретете только плюсы – ни одного минуса. Хотя есть один: у вас могут появиться завистники. Но и это скажет о том, что вы достигли цели!

Самостоятельным образованием можно заниматься хоть всю жизнь. Не всегда результаты будут мгновенными, ведь над тем, что действительно достойно, нужно много трудиться. Главное – мотивация. Ни в коем случае не теряйте ее и у вас все получится!

До скорой встречи, дорогие читатели! Если вы еще не присоединились к нам, не забудьте сделать это! Жду ваших репостов в социальных сетях и комментариев. Всем пока.

Сегодня в этой статье я хотел бы поговорить про важную деталь, которая называется – САМООБРАЗОВАНИЕ. Почему я считаю, что самообразование очень важная деталь в нашей современной жизни? Да потому что многие люди без самообразования начинают деградировать. Для начала я Вам расскажу, что такое самообразование, потом приведу серьезные аргументы, которые должны Вас заставить время от времени заниматься самообразованием.

Что такое самообразование?

Самообразование – что это такое? Я жду от Вас ответа!!! Не получается ответить? Тогда прочтите мое определение. Самообразование – это самостоятельное обучение в конкретной области для получения необходимых навыков и знаний. Самообразование – это один из видов и . Поскольку термин «самообразование» происходит от слова «само» , то становится понятно, что человек проявляет личный интерес к каким-либо знаниям и навыкам.

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Для наглядности я приведу конкретные примеры. Ваня стать классным танцором, и для этого он записался в танцевальную школу, название которой «Cool Dancer» . Без разницы какой стиль он выбрал – hip-hop или popping. Его решение – стать классным танцором. Он посещает школу «Cool Dancer» три раза в неделю по два часа, то есть в неделю это составляет шесть часов.

И как Вы считаете, станет ли Ваня супер танцором через семь лет, занимаясь в школе «Cool Dancer» всего лишь 6 часов в неделю? За семь лет это будет 2190 часов без пропусков. Я уверен, что он многому научится, но очуменным танцором навряд ли ему удастся стать. Чтобы стать профи, по закону одного знаменитого человека, необходимо отзаниматься 10 000 часов. За десять лет такое возможно, если каждый день заниматься какой-либо деятельностью по 2,5-3 часа в день.

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил . Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало!!!

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

Важность самообразования

Чтобы достичь успехов в танцах или в иностранном языке, разумеется, необходима самостоятельная работа. Для танцев это самостоятельная работа над своим стилем, оттачивание изученных приемов, попадание в ритм музыки и так далее. Для успешного изучения иностранного языка необходимо пополнять словарный запас, самостоятельная письменная работа, постоянное общение с носителями языка. Это понятно, да вот только кто бы все это сделал за нас, а мы бы получили прогресс???

Вот и получается, что без самообразования человек растет сверх медленно. Чтобы такого не было, обязательно должна присутствовать позитивная мотивация. Человек обязательно должен видеть конечный результат своего .

Возьмем меня. Я хожу на танцы, но самостоятельно я не тренируюсь, так как у меня нет цели стать очуменным танцором. Я хожу на занятия и то не всегда. Так же я изучаю английский язык. Здесь совсем другой случай. Я точно знаю, что он мне позарез необходим и поэтому я еще дома занимаюсь по несколько часов в день. Да я от переводчика не отхожу. Плюс я создал англоязычный сайт – http://www.worldmagik.com для того, чтобы приятное с полезным сочетать. Во втором случае самообразование присутствует, в первом случае напрочь отсутствует. Понятно, что на английском языке я когда-нибудь заговорю, а крутым денсером (танцором от анг. dancer) не стану. Теперь Вы понимаете, какую важную роль играет самообразование и самостоятельная работа?

Чтобы человек занимался самостоятельно, конечно же нужно желание. Если человека заставляют делать что-либо принужденно, а он сам того не хочет, тогда ничего не выйдет. Человек должен сам понимать, зачем ему это надо. Пинки под зад не помогут, я это точно знаю.

Самая лучшая для самообразования это конечно же занятие любимым делом. У меня есть знакомый – теска, который любит играть на рояле. Он каждый день сам занимается по три часа в день, плюс два раза в неделю посещает занятия сольфеджио. Сольфеджио – это очень скучно, но для него это нормально. Так же он сам в интернете ищет композиции и пытается их играть. То есть процесс самообразования есть, причем добровольный. Честно говоря, самообразование – это всегда добровольный процесс.

Понятно, что если человек не развивается, то тогда он деградирует. Если цветок не растет, он вянет. Многие люди после окончания ВУЗов перестают свое развитие. Они устраиваются на работу и перестают думать о своем личном развитии. Так уж у нас заведено.

Чтобы такого не допустить – найдите свою цель и думайте о том, как ее достичь. Тогда и самообразование будет и и результаты. Я искренне Вам этого желаю.

Самообразование

Нравится

Наш мир стремительно изменяется. Ежесекундно что-то происходит. Ежедневно, ежечасно мы узнаем что-то новое, растет объём наших знаний. В тоже время огромное количество информации становится не актуальной.

И в наш стремительный век, когда появляется новая информация , появляются новые технологии во всех отраслях знаний многие люди стремятся к саморазвитию, ищут пути для самостоятельного получения знаний, для самообразования.

Все имеют какое-то образование: школа, колледж, институт, университет, академия. Многие удовлетворены теми знаниями, которые получили и с облегчением думают: «Всё, учеба закончена и теперь я — вольная птица. Теперь я могу не сидеть за книгами» — увы, это так и это очень печально, так как человек останавливается в своем развитии.

Он не просто стоит на обочине, он катится назад по отношению к миру, двигающемуся с космической скоростью вперед.

Чтобы стать и оставаться успешным, нужно не просто идти в ногу со временем, а быть на шаг впереди. И лучший способ для этого самообразование.

Что такое самообразование и почему оно нужно, чтобы добиться успеха.

Самообразование это средство самовоспитания, так как способствует выработке целеустремлённости, внутренней организованности и самодисциплины, настойчивости в достижении цели. И прежде всего – это регулярный, систематический, непрерывный и бесконечный процесс, который предусматривает заинтересованность в самостоятельном изучении предмета.

В наш информационный век происходит не только увеличение количества информации, но и качество информации стремительно изменяется.

Положительные стороны самообразования в том, что мы свободны в своём выборе, что изучать, сколько тратить времени на изучение, как организовать свой график для изучения. Таким образом, процесс полностью адаптирован под нас. Сам планирую – сам выполняю. И ещё важный плюс: в процессе получения новых знаний улучшается память , развивается творческое мышление , способность анализировать и генерировать новые идеи.

Занимаясь самообразованием необходимо ответить самому себе на такие вопросы:

  1. Какими знаниями я уже обладаю в этой области?
  2. Какой цели я хочу добиться и какие результаты я ожидаю от получения новых знаний?
  3. Какими способами я буду получать новые знания?

Очень важно разработать план самообразования .

И самое главное помните , любое образование подразумевает не просто накопление знаний, а умение их эффективно применить. Только действия дадут результат. Сами по себе знания, ваша образованность в той или иной сфере деятельности никому не нужны. Деньги платить готовы только за то, как эффективно вы умеете применить ваши знания и получить результат .

Современный мир - это водоворот новинок, изменений и постоянного, ни на секунду не прекращающегося развития. В этих условиях принцип и процесс саморазвития и самосовершенствования невероятно важны.

Человек, который останавливается на достигнутом, пусть даже высоком уровне, рискует рано или поздно стать анахронизмом - потерять связь с настоящим и будущим, утратить способность эффективного самовыражения и, возможно, даже разучится решать новые проблемы.

Что такое самообразование?

Самообразование — это процесс добровольной и осознанной познавательной деятельности, которая проводится по индивидуальному желанию и мотивируется личными побуждениями. Самообразование может иметь профессиональный или личный характер и преследовать соответствующие цели, например, повышение профессиональных навыков и ускорение карьерного роста или получение новых знаний, умений и расширение личного кругозора и мировоззрения.

Характерной чертой является отсутствие системного контроля извне. План самообразования учителя, медика, юриста или временно безработного человека абсолютно уникален для каждого. Человек, занимающийся профессиональным и личностным развитием, полностью контролирует весь процесс - от сроков и содержания до результатов и их эффективности.

Самообразование в педагогике

Педагогика - это сфера деятельности, не терпящая стагнации. Педагог, неспособный меняться, принимать новое и делать его частью своей жизни, не может дать новому поколению людей необходимый опыт и даже знания.

В сегодняшнем мире с огромной скоростью меняется все, кроме, пожалуй, признанной классики. Любой педагог, будь то школьный учитель или воспитатель детского сада, за свою карьеру сталкивается с несколькими поколениями людей. Кому, как не ему, должен быть понятен процесс неумолимого изменения, развития и обновления? Кто, если не педагог, должен стремиться стать частью того же мира, что и люди, за которых он в ответе перед обществом?

Педагогическая деятельность чрезвычайно комплексна и специфична, ее высокое общественное влияние и социальная роль диктуют свои требования соответствия профессии. Реальность воспитательной и образовательной работы такова, что воспитатель, учитель, преподаватель сталкиваются с частыми и фундаментальными изменениями в процессе организации собственной деятельности и условий труда.

Меняющиеся социальные требования, высокие темпы развития наук, методик и средств преподавания ставят все более сложные задачи для современного педагога и бросают вызов его творческому мышлению, умению реагировать на неожиданности, перестраивать свою деятельность в ответ на смену общественной ситуации и научным и социальным открытиям.

План по самообразованию воспитателя должен покрывать все возможные сферы интересов детей. Вполне вероятна ситуация, в которой педагог не может высказать обдуманное мнение или обоснованную точку зрения по тому или иному вопросу. Однако любознательность и желание знать все об интересах своих подопечных мотивирует к непрерывному саморазвитию.

Попытки регламентации самообразования

Ни одно специализированное учебное заведение не сумеет дать молодым специалистов максимально важные темы по самообразованию. Во-первых, это крайне индивидуализированный и субъективный процесс; во-вторых, не существует стандартного набора тем, спектр которых охватывал бы всю глубину и разнообразие современного мира. Такие понятия, как «самообразование по ФГОС» и «обязательные курсы повышения квалификации», знакомы каждому педагогу. Но, несмотря на наличие норм, регламентов и внешнего контроля, процесс профессионального самообразования остается личным выбором каждого.

Педагогические вузы акцентируют внимание на том, насколько важно и необходимо постоянное самообразование учителя. Однако, навыки и умения, необходимые для организации этого процесса, не закладываются во время лекций и семинаров по педагогике и методике преподавания. Умение составить план по самообразованию воспитателя или учителя приходит с опытом работы, а также в процессе анализа собственной деятельности, сравнения ее с работой коллег и изучения новинок в сфере методологии.

Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Мозг человека часто сравнивают с компьютером, несмотря на то, что похожих черт практически нет. Однако, есть момент, который делает наш мозг чрезвычайно похожим на вычислительную машину - стремление к автоматизации. Мозг старается затрачивать как можно меньше энергии на определенные процессы, порой доводя их до автоматизма. С одной стороны, это удобно, можно выполнять рутинную работу и одновременно строить планы на отпуск. С другой стороны, ничто хорошее не дается легко.

Со временем мозг «застывает», успокаивается и костенеет в созданных им самим рутинных процессах, и когда наступает момент столкнуться с чем-то новым, пойти на необходимые изменения, человеческое сознание отказывается воспринимать мир вне привычных рамок. Именно так появляется человек с ограниченным кругозором, тот самый, что в Тулу едет со своим самоваром и иначе жить отказывается.

Психологическая функция самообразования

Каждые несколько лет мозг должен получать «встряску», сознание должно выходить за рамки привычного, и зоны комфорта должны расширяться. Именно таким образом человек сохраняет свою активность на высоком уровне, именно в этом заключается ценность постоянного развития. Самообразование - это действие, поддерживающее познавательные процессы человека в постоянном тонусе.

Психологическая функция самообразования состоит в том, что этот процесс создает ряд препятствий, поддерживающих человеческий мозг и сознание в состоянии бдительности и готовности. Такой человек обладает гораздо большей профессиональной и личностной ценностью для макро- и микросоциума.

Необходимость самосовершенствования

Самообразование — это составной процесс самосовершенствования, который побуждается расхождением реального человека и его идеального образа. Момент, когда человек осознает возможность и необходимость стать лучше, является основным побудителем работы над собой - процесса, длиною в жизнь.

Самосовершенствование - это самостоятельный, осознанный процесс развития нравственных, интеллектуальных и физических качеств путем постоянной работы над собой, постановки и решения новых проблем, выполнения более сложных задач и формирования лучшей версии себя - той, которая сможет не только ориентироваться, но и максимально проявлять себя в быстро изменяющемся мире.

Самосовершенствование ведет за собой повышение самооценки, расширение зоны комфорта, личностное и профессиональное развитие. Существует ряд профессий, представители которых не мыслят эффективного выполнения обязанностей без постоянного процесса самообразования. Медики, педагоги, психологи, юристы и многие другие профессионалы нуждаются в постоянном саморазвитии как личных, так и профессиональных качеств.

Личностный рост

Способность к саморазвитию, самообразованию и постоянному личностному росту является залогом формирования успешного человека, основными чертами которого будут ответственность, самостоятельность, уверенность в своих силах и настойчивость в достижении целей. Именно такие личности особенно ценны для общества и пользуются огромным успехом во всех сферах жизнедеятельности.

Психологи характеризуют человеческую личность как сумму трех составляющих - эмоциональной, познавательной и поведенческой. Личностные качества оцениваются по тому, насколько развита каждая из трех составляющих. Фактически это то, что человек знает о себе и об окружающем мире, что он чувствует, и как он это выражает и использует.

Постоянный личностный рост особенно важен в педагогике. Учителя, воспитатели детских садов и преподаватели вузов готовят к жизни будущие поколения, и делают это, не только передавая определенный набор знаний и навыков, но и собственным примером и жизненным опытом. Преподаватель, способный практически продемонстрировать преимущества саморазвития и самообразования, влияет на мировоззрение своих учеников гораздо сильнее и глубже.

Профессиональный рост

Каждый профессионал на определенном этапе своей карьеры оказывается на перепутье, где его ждет указательный камень, описывающий три возможных пути его профессионального развития:

  • самосовершенствование;
  • стагнация;
  • адаптация.

Путь самосовершенствования самый трудный, на нем множество препятствий, трясин и неожиданных поворотов, но именно он способен привести идущего к наиболее полной самореализации, раскрытию и использованию своего потенциала.

Путь адаптации - проторенная дорога, ведущая из пункта А в пункт В, с определенным количеством ям, кочек и крутых поворотов. В результате в пункт В прибывает достойный профессионал среднего уровня, ориентирующийся в пути по дорожным знакам и сборнику правил.

Путь стагнации - ровная изолированная тропа, ведущая по кругу. Фактически, стагнация - это застой. Мозг стремится затратить минимум энергии и автоматизирует привычные действия до такого уровня, когда что-либо новое или непривычное воспринимается в штыки.

Самообразование воспитателей детских садов, учителей, преподавателей вузов, методистов и даже чиновников в сфере образования должно всегда идти по пути самосовершенствования.

Что нужно для самообразования?

Чтобы получить ощутимые результаты от процесса самообразования, саморазвития и самосовершенствования, нужны, в первую очередь, желание и сила воли. Однако этим ряд необходимых предпосылок, личных качеств и требуемых действий не отграничивается.

Для успешного процесса необходимы внешние и внутренние стимулы. Среди внешних профессиональных побудителей могут быть:

  • конкуренция;
  • профессиональные требования;
  • общественное мнение;
  • карьерный рост;
  • финансовое вознаграждение.

Внутренними профессиональными и личностными стимулами, мотивирующими самообразование учителя, являются:

  • профессиональные амбиции;
  • интерес и преданность делу;
  • творческий подход;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • потребность в новых знаниях и опыте.

Среди личностных качеств и навыков, необходимых для успешного процесса самообразования, стоит выделить:

  • умение видеть и оценивать конечный результат процесса;
  • настойчивость и скрупулезность;
  • любознательность;
  • умение планировать и оценивать процесс самообразования;
  • способность мыслить критически и аналитически;
  • развитые процессы восприятия и переработки новой информации.

Мотивация

Непросто совмещать профессиональную деятельность, личную и общественную жизнь и в то же время заниматься постоянным процессом самосовершенствования и самообразования. Именно поэтому главную роль в этом процессе играет мотивация.

Самообразование воспитателя, учителя или любого другого профессионала - процесс длительный, и его результаты зачастую проявляют себя неявно и не сразу, поэтому для успешного достижения целей профессионального и личного развития необходимо помнить о поставленных целях и мотивах, побудивших человека к самообразованию.

«Видеть цель» и «представлять себе конечный результат» - это, конечно, действенные методики, однако, звучат они намного проще, чем претворяются в жизнь. Мотивация самого себя должна быть таким же длительным и действенным процессом, как и самообразование воспитателя или другого профессионала.

Мотивационные приемы

Для поощрения продолжительной познавательной, психологической и физической деятельности используются мотивационные приемы, разделяющиеся на две группы, - стимулирование и принуждение самого себя. К приемам самостимулирования относятся:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • внушение.

Самопринуждение разделяется на:

  • осуждение;
  • запрет;
  • приказ.

План самообразования учителя необязательно должен быть изложен на бумаге, но, тем не менее, необходимо строго и неукоснительно следовать его пунктам. Для поддержания мотивации важна отчетность. Если человек способен давать самому себе объективный отчет о проделанной работе, усвоенных знаниях и полученном опыте, это само по себе является отличным стимулом к продолжению деятельности.

Самообразование — это неотъемлемая часть педагогической деятельности, потому что учитель является не только носителем знаний, но и личным примером. Знания и эрудированное мнение педагога не должны ограничиваться его предметом и академическими знаниями в общем, а покрывать всю сферу возможных интересов его учеников.

Самообразование может стать достойной и во многом лучшей альтернативой формальному обучению, будь то второе высшее или курсы повышения квалификации.

Почему самообразование лучше?

  1. Самообразование дает более актуальные знания. Сейчас большинство новых идей, появляясь в головах людей, сначала обсуждается в разговорах, блогах и статьях, потом «дозревает» до книг, переводится на русский (если книга иностранная), включается в образовательные программы и только потом преподается ученикам. Описанный процесс занимает не менее 3-5 лет. Самообразование же дает тебе возможность ловить идеи в зародыше. Особенно это важно при обучении всему, связанному с информационными технологиями — к моменту, когда они доходят до учебников, знания уже безнадежно устаревают.
  2. Самообразование позволяет составить персонализированную программу обучения. При формальном обучении программа составлена из большого количества материала, который тебе не нужен. Он не запоминается, но на него уходит время, силы и деньги. Попытки запомнить ненужный материал вытесняют из головы нужные знания. А при самообразовании программу обучения ты составляешь в полном соответствии со своими потребностями.
  3. Самообразование дает больше мотивации на обучение. Хотя при самообразовании нет эффекта «тренера» (в роли которых выступают преподаватели) и материальной вовлеченности (не жалко бросить), мотивация на обучение при нем все равно больше. В силу актуальности и индивидуальности самообучение более эффективно. Ты понимаешь, как применять каждую букву полученных знаний. Ты четко ощущаешь выгоду от обучения, и это дает тебе силы к его продолжению.
  4. Самообразование расширяет круг общения. При втором высшем круг твоих единомышленников ограничен твоей группой, а при самообучении ты обмениваешься через интернет идеями со всем миром.
  5. Самообразование дает возможность учиться у лучших. Каждый, кто прошел через нашу образовательную систему, в полной мере ощутил справедливость выражения «Кто может — делает, а кто не может — учит». Самостоятельно собирая источники знаний, ты можешь учиться у людей, которые выстрадали материал на собственном опыте, а не у тетенек, переученных из преподавателей по истории КПСС.
  6. Самообразование дает возможность управлять расписанием. Существование расписания, навязываемое при формальном обучении, необходимо и при самостоятельном обучении для достижения стабильных результатов. Однако при самообучении ты выбираешь для себя наиболее удобное время.
  7. Самообразование бесплатно . И на курсах, и при самообучении твое развитие требует времени. При традиционном обучении тебе придется выкладывать еще и деньги. Но за те суммы, которые ты отдашь за формальное образование, можно завалить всю квартиру книгами. Например, курсы Executive MBA в Сколково стоят 95000 евро . На эти деньги можно составить стопку из 13700 книг высотой 274 метра — примерно до половины Останкинской башни .

Итак, с чего начать свое самообразование и как сделать его эффективным?

Твой план

1. Учи албанский английский

Большинство новых идей появляются сначала именно на английском. И не потому, что в англоязычных странах живут самые продвинутые люди (хотя во многом это и так), но и потому, что этот язык стал современной латынью — будь ты швед, израильтянин или китаец, если ты претендуешь на участие в международном обсуждении интересной тебе темы, ты будешь писать по-английски. Универсальным языком интернета является английский, и шансы найти ответы на вопросы на английском гораздо больше, чем на русском или любом другом языке.

Еще один повод учить английский — русские переводы зачастую ужасны. Говорю не потому, что мог бы сделать лучше, а потому, что эту работу действительно сложно сделать хорошо. Для большинства терминов в менеджменте русские переводы еще не устоялись, и специалисты просто пользуются англицизмами. На слух к этому еще можно привыкнуть, а вот на письме это выглядит душераздирающе.

4. Используй скрытые временные резервы для самообразования

Если ты ездишь на метро, значит, твой формат — печатный текст и видео , а в твоем расписании только что появился лишний час-два на саморавзитие.

Если ты занимаешься бегом, прогуливаешь собаку, ездишь на работу на машине, то твой формат — подкасты и аудиокниги . Возьми за правило использовать время в транспорте и на прогулках/пробежках на самообразование.

5. Найди источники периодики

  • Используй списки, составленные другими. Иди по чужим следам — ищи в интернете готовые списки источников. Например:
  • Настрой доставку знаний на дом. Подписывайся на блоги или используй программы для подписки на блоги:
  • Периодически проводи техобслуживание информационных источников. Чем дальше, тем больше источников ты будешь использовать и тем сложнее будет выбрать самое нужное. Поэтому периодически наводи в них порядок: удаляй лишнее и добавляй новое в соответствии со своими изменившимися потребностями.

6. Google it / Спроси у Яндекса

Самообразование может принимать множество форм — любую проблему можно превратить в шанс чему-то научиться. Никогда не садись за решение новой проблемы, не проведя хотя бы поверхностного поиска решения в интернете. Да, изобретение велосипеда может стать интересным занятием, но умные люди стараются учиться на чужих ошибках, а не на своих.

11. Применяй!

Ученые доказали, что применение знания — обязательный этап усвоения информации и непреложное условие роста компетентности . Поскольку твоя программа самообразования настроена под твои нужды, проблем с немедленным применением твоих новых знаний возникнуть не должно.