Дональд Олдинг Хебб: биография. Фильтр для воды

Дональд Олдинг Хебб - канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей , так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей.

Биография

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, семья перебирается в город Дартмут в Новой Шотландии.

Оба родителя Дональда были врачами. Мать Дональда находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась его обучением дома до 8 лет. При поступлении в школу Дональд поступил в класс на три года старше своего возраста.

В юности Дональд не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Он не был прилежным студентом, и лучшие оценки имел по математике и естественным наукам. В 1925 году он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд становится учителем и преподает в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта , затем скитался и был рабочим в штате Квебек . Во время своих путешествий он прочитал работы Зигмунда Фрейда (которые он называл «не слишком строгими»), Уильяма Джемса и Джона Уотсона , которые привели его к мысли заняться психологией.

В возрасте 23 лет, он решает профессионально заняться психологией и просит Уильяма Данлопа Тайта , главу факультета психологии в Университет Макгилла (впоследствии Хебб сам займёт эту должность) посоветовать ему, что делать, и получает список книг для чтения. В течение этого года он снова зарабатывает учительством.

В честь Дональда Хебба названа премия Канадской психологической ассоциации , ежегодно вручаемая за значительный вклад в психологию .

Работа

Организация поведения: нейропсихологическая теория ()

Книга «Организация поведения: нейропсихологическая теория» считается самой важной в творчестве Дональда Хебба.

Хебб одним из первых приступил к разработке теории взаимосвязи головного мозга и мыслительных процессов . Ученый исследовал отношение процессов обучения с процессами происходящими в структуре нейронных связей мозга. По мнению Хебба в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры - ансамбли клеток (cell assemblies). Ансамбли клеток развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом. Эти процессы, происходящие в головном мозге, являются биологической основой процесса обучения. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Хебб как учитель

Практически всю свою жизнь Хебб занимался преподаванием, сначала как школьный учитель и директор школы в Монреале, а позднее в университете МакГилла. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Во времена профессорства в МакГилле он верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума, в смысле биологического исследования. Такое отношение к психологии и успешность Хебба как преподавателя, сделали Университет МакГилла одним из признанных центров психологических исследований.

Сенсорная депривация, военные исследования, пытки

Имя Хебба часто всплывает в дискуссиях об участии исследоватей-психологов в допросах, использующих техники сенсорной депривации из-за его исследований в этой области. В докладе на симпозиуме по сенсорной депривации в июне 1958 г. в Гарварде Хебб замечает:

Работа, которую мы провели в Университете МакГилла, на самом деле началась с проблемы промывания мозгов. Нам не разрешили сказать это в первой публикации… Главным импульсом, конечно, была обеспокоенность «признаниями» на российских коммунистических процессах. Термин «промывание мозгов» появился немного позже, в применении к китайским технологиям. Мы не знали, какими были русские технологии, но, кажется, они приводили к некоторым специфическим изменениям отношения. Как? Одним из возможных факторов была сенсорная депривация, и мы сконцентрировались на этом вопросе.

Оригинальный текст (англ.)

The work that we have done at McGill University began, actually, with the problem of brainwashing. We were not permitted to say so in the first publishing.... The chief impetus, of course, was the dismay at the kind of “confessions” being produced at the Russian Communist trials. “Brainwashing” was a term that came a little later, applied to Chinese procedures. We did not know what the Russian procedures were, but it seemed that they were producing some peculiar changes of attitude. How? One possible factor was perceptual isolation and we concentrated on that.

Недавние исторические исследования показали, что работы Хебба по сенсорной депривации финансировались ЦРУ (McCoy, 2007), частично были засекречены и первоначально использовались только госагентствами США. В некоторых его исследованиях люди подвергались многочасовой сенсорной депривации, что по сегодняшним стандартам могло бы рассматриваться как пытки, если бы опыты проводились не с добровольцами.

Библиография

  • The Organization of Behaviour . 1949. John Wiley & Sons. ISBN 978-0-471-36727-7
  • Essays on Mind . 1980. Lawrence Erlbaum. ISBN 978-0-89859-017-3 .
  • Textbook of Psychology, Textbook of Psychology Students" Handbook (with Don C. Donderi). 1995. Kendall Hunt Pub Co. ISBN 978-0-7872-1103-5 .

Напишите отзыв о статье "Хебб, Дональд"

Примечания

Ссылки

  • Hebb, Donald O. (1904-1985) // Gale Encyclopedia of Psychology. - 2001.
  • . Great Canadian Psychology Website . Проверено 9 марта 2006. .
  • Richard E. Brown & Peter M. Milner (December 2003). «». Nature 4 : 1013–1019.
  • . Harnad E-Print Archive and Psycoloquy and BBS Journal Archives . Проверено 18 марта 2006. .
  • Alfred W. McCoy (2007). «Science in Dachau"s Shadow: Hebb, Beecher, and the Development of CIA Psychological Torture and Modern Medical Ethics». Journal of the History of the Behavioral Sciences (Wiley Interscience) 43 (4): 401-417.

Отрывок, характеризующий Хебб, Дональд

– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.

(1904-1985). Эксперименты Хебба подтвердили важность раннего опыта для развития психики и интеллекта и сохраняющейся в зрелости потребности в нормальной сенсорной среде для сохранения психического здоровья.

  • - Хебб Дональд - канадский психолог. Окончил университет Мак - Гилла в Монреале, получил степень магистра искусств...

    Психологический словарь

"Хебб Д. O. / Hebb, D. О." в книгах

Фильтр

Из книги Скрытые лики войны. Документы, воспоминания, дневники автора Губернаторов Николай Владимирович

Фильтр Конец ноября 1944 годаПрорвались мы в районе города Ясберень, южнее его, на небольшой плацдарм, занятый нашими на западном берегу Задьвы.Встреча со своими, несмотря на сложность обстановки, была неописуемо горячей. Нас по-братски бережно препровождали из батальона в

Фильтр для воды

Из книги О чем Эйнштейн рассказал своему повару автора Вольке Роберт

2. Солнцезащитный фильтр

Из книги Земля без людей автора Вейсман Алан

2. Солнцезащитный фильтр Когда крупные, нестабильные атомы, подобные урановым, распадаются естественным путем или когда мы разрываем их на части, они испускают заряженные частицы и электромагнитные лучи, похожие на самые сильные рентгеновские. И те и другие достаточно

Фильтр настроений

Из книги Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия автора Гьяцо Тензин

Фильтр настроений Экман: Прежде чем двигаться дальше, я считаю необходимым выяснить, чем эмоции отличаются от настроений. Если мы не сделаем этого, мы не всегда сможем в точности знать, говорим ли мы об эмоциях пли же о настроениях, так как люди часто путают эти два понятия.

5.2.2. Психологический фильтр

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

5.2.2. Психологический фильтр После того как фирмы начали применять новые методы изучения внешней среды, неоднократно наблюдалось любопытное явление. В тех случаях, когда информация, содержавшаяся в прогнозах, согласовалась с прошлым опытом, новые данные немедленно

Социальный фильтр

Из книги Сакура и дуб (сборник) автора Овчинников Всеволод Владимирович

Социальный фильтр – Для иностранца английская система образования поистине темный лес, – посетовал я как-то в беседе с одним парламентарием-либералом.– Что лес – это верно, и никакой системы в нем не высмотришь, – усмехнулся он. – Но в Англии не любят сажать деревья в

4. Фильтр

Из книги Капитан дальнего плавания автора Крон Александр Александрович

4. Фильтр При всем бесконечном многообразии существующих на свете фильтров их можно условно разделить на два основных рода. На фильтре первого рода осаждаются шлаки. Ценное проходит сквозь фильтр, ненужное остается. У фильтра второго рода задача противоположная -

Фильтр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Фильтр Фильтр (франц. filtre, от позднелат. filtrum, буквально – войлок), аппарат, в котором с помощью фильтровальной перегородки (ФП) осуществляется разделение, сгущение или осветление неоднородных систем, содержащих твёрдую и жидкую (газообразную) фазы. Кроме того, Ф.

Реакция в частотной области для цепей настройки частоты

автора Кеоун Дж.

Реакция в частотной области для цепей настройки частоты Схемы настройки используются в различных электронных устройствах, которые находят применение в радио и телевидении. Параллельно трансформаторным обмоткам подключаются конденсаторы, чтобы создать резонансные

Из книги OrCAD PSpice. Анализ электрических цепей автора Кеоун Дж.

Источники с частотной модуляцией Форма выходного напряжения описывается в виде:SFFM( ),где vo - напряжение смещения;va - амплитуда напряжения;fс - несущая частота;m - коэффициент модуляции;fs - частота сигнала.Рассмотрим, например, такой файл

Активный резонансный полосовой фильтр

Из книги OrCAD PSpice. Анализ электрических цепей автора Кеоун Дж.

Активный резонансный полосовой фильтр В простой резонансной схеме резонансные свойства RLC-цепи используются для создания крутого спада характеристики на границах полосы пропускания. На рис. 5.32 показан входной колебательный контур, содержащий Vs, R, L и C. Выберем параметры

Активный RC полосовой фильтр

Из книги OrCAD PSpice. Анализ электрических цепей автора Кеоун Дж.

Активный RC полосовой фильтр Использование катушки индуктивности в полосовом фильтре не всегда желательно, тем более что в некоторых случаях значение индуктивности очень велико. На рис. 5.36 представлена схема, в которой для обеспечения заданной полосы пропускания

Активный полосовой резонансный фильтр

Из книги OrCAD PSpice. Анализ электрических цепей автора Кеоун Дж.

Активный полосовой резонансный фильтр Используем схему на рис. 5.32 как другой пример активного фильтра. Начните новый проект в Capture с именем actvbpfr. Представьте идеальный ОУ, использовав Е с коэффициентом усиления 200 000 и внутренним сопротивлением Rin=1 МОм. Другие компоненты

15.10.3. Функции-кандидаты для вызова функции в области видимости класса

Из книги C++ для начинающих автора Липпман Стенли

Максимизируйте функции мышц, минимизируя функции жировых тканей

Из книги Минимум жира, максимум мышц! автора Лис Макс

Максимизируйте функции мышц, минимизируя функции жировых тканей Этот принцип можно применить к обширному комплексу метаболических процессов, которые принимают решение, произойдут ли рост мускулов и потеря жира. Этот принцип приводит к пониманию, какие процессы следует

Дональд О. Хебб

Дональд Олдинг Хебб, одни из наиболее известных психологов своего времени, в начале своей самостоятельной жизни намеревался стать писателем. Полагая, что на этом поприще ему не обойтись без знания психологии, он поступил учиться, а в дальнейшем в течение двух десятилетий занимался исследовательской работой. Кульминацией его научной карьеры стада публикация в 1949 г. книги «Организация поведения» (“The Organization of Behavior"), ознаменовавшей собой важную веку в развитии нейронауки.
Монография открывала новые перспективы: в ней впервые говорилось о нервных структурах, называемых «клеточные ансамбли», которые формировались посредством того, что ныне именуется синапсом Хебба. Теория клеточных ансамблей легла в основу экспериментов Хебба по изучению влияния среды, окружающей ребенка в раннем детстве, на его интеллект во взрослом состоянии. Они предвосхитили теорию нервных сетей, определившую одно из наиболее перспективных направлений в исследованиях по искусственному интеллекту.

Книга Хебба появилась в нужный момент: она бросила вызов бихевиоризму, который в то время начал утрачивать свою доминирующую позицию. Бихевмористы отказывались объяснять поведение по ассоциации представлений (называя это ментализмом) или исходя из действия нейронов (называя это психологизацией). Но многим психологам уже изрядно надоели и различные искусственные теории. Когда же появилась работа Хебба, они были покорены его идеями и захватывающим литературным стилем. Книга стала классикой, а имя «Хебб» - нарицательным (по крайней мере среди психологов).

Хебб никогда не считал, что его теория была прочно связана с физиологией. Его модель высвечивала нечто. о чем следовало подумать, и позже по мере изучения мозга появилась возможность перевести его идеи на более реалистический «нейронный» язык. Ни одно из последующих исследований не поставило пол сомнение основную гипотезу Хебба. В действительности ее влияние ощущается во многих областях современных исследований.

Дональд Хебб родился в Честере, небольшом городке рыбаков и корабелов в Новой Шотландии (провинция Канады). Его родители были врачами, два брата и сестра Дональда пошли по их стопам. Хебб рано стал демонстрировать свою независимость. Изучая английскую литературу и готовя себя к карьере писателя, он оканчивает в 1925 г. Университет Далхузи в Галифаксе. Чтобы заработать на жизнь в период написания первого романа, он преподает в школе своего родного городка. Спустя гол начинаются его странствия: чтобы увидеть жизнь, он едет на запад страны и работает на одной из ферм в прериях, потом после неудачной попытки поступить палубным матросом на грузовое судно, плавающее в Китай, возвращается на восток и становится рабочим в Квебеке.

В 1927 г. жаждущий славы романист уже был знаком не только с жизнью - его весьма увлекли работы Фрейда, ставшие для него введением в психологию. Он заинтересовался ею настолько, что подал документы на отделение психологии Университета Макгилла, куда и был принят на старшие курсы как студент-заочник. И вновь он зарабатывает на жизнь преподаванием, а то. что начиналось как временное увлечение, захватывает его, все больше и больше. Спустя год Хебб становится директором начальной школы в рабочем районе Монреаля. Он был полон решимости поставить обучение так, чтобы школьники занимались с удовольствием; уроки, по его мнению, не должны превращаться в наказание, и, видимо, следуя этому принципу, он отправлял озорников играть во двор. Хебб был поглощен своими педагогическими экспериментами и всерьез подумывал о том, чтобы навсегда выбрать профессию учителя. Но этому помешали два обстоятельства. У Хебба начался туберкулезный процесс о бедренной кости, на год приковавший его к постели и оставивший след на всю жизнь в виде легкой хромоты. В автомобильной катастрофе погибла его невеста, с которой он был помолвлен 1,5 года назад. Хебб решает уехать из Монреаля.

Будучи прикованным к постели, Хебб пишет диссертацию на степень магистра, в которой затрагивает проблему организм-среда. Он делает попытку объяснить спинальные рефлексы у плода с точки зрения павловской теории условною рефлекса. Впоследствии он похоронил всякие упоминания об этой работе, во-первых, потому что изменил свое мнение относительно се содержания, а во-вторых, потому что перестал признавать психологические исследования, лишенные экспериментального обоснования.

Одним из его экзаменаторов был Борис Бабкин, психолог, прежде работавший с Павловым в Санкт-Петербурге. Он рекомендовал Хеббу приобрести опыт лабораторных исследований и предоставил ему возможность поработать с другим русским эмигрантом - Леонидом Андреевым. Хебб занимался выработкой условных рефлексов у собак и стал более критически относиться к павловскому методу. После мучительных сомнений относительно того, продолжать ли занятия психологией, он решает в 1934 г. сжечь свои корабли, занимает денег и едет в Чикаго, чтобы работать над докторской диссертацией под руководством Карда С. Лешли.

Старшему по возрасту ученому было суждено оказать огромное влияние на взгляды Хебба. Лешли никогда не сомневался, что для понимания повеления нужно понимать мозг. Работая лаборантом в 1910 г., он отыскивал срезы Лягушачьего мозга в лабораторных отходах и пытался найти в нейронных связях ключ к поведению лягушки. Лешли проводил эксперименты по обнаружению эннграмм в мозге и разработал методы избирательного повреждения мозга с последующей оценкой локализации и степени повреждения. К 1930 г. он пришел к убеждению, что память сохраняется не в одном участке мозга, но «распространена» в нем повсеместно. В 1934 г., когда Хебб приехал в Чикаго, Лешли был поглощен изучением механизма зрения.

Через год Лешли предложили профессорскую должность в Гарвардском университете и ему удалось взять с собой Хебба. Хебб должен был начинать свои исследования с нуля, денег же у него оставалось лишь на год. Тогда он задумал эксперимент, который мог дать материал для диссертации независимо от конечною результата. Он решил увязать свей интерес к проблеме «организм-среда» с проектом Лешли по изучению зрения, исследуя воздействие раннего опыта на развитие зрения у крыс.

В противоположность эмпирическим выводам своей магистерской диссертации, Хебб обнаружил, что крысы, выращенные в полной темноте, могут различать размер и яркость узора точно так же, как и крысы, которые росли в нормальных условиях. Эти результаты свидетельствовали о том, что организация зрительной системы носит врожденный характер и не зависит от средовых стимулов, - вывод, совпадающий со взглядами приверженцев гештальтпсихологии, которым симпатизировал Лешли. Хебб опубликовал полученные результаты в своей статье, однако среди этих результатов он не смог разглядеть одной любопытной детали: выращенные в темноте крысы гораздо дольше по сравнению с нормальными учатся отличать вертикальные линии от горизонтальных. Лишь спустя много лет, в очередной раз пересмотрев свои представления об относительном значении врожденных и приобретенных механизмов, он оценил важность этого факта.

Хебб получил степень доктора философии в Гарварлском университете в самый разгар Великой депрессии, когда найти работу в области физиологической психологии было попросту невозможно. Поэтому в течение года он работал ассистентом-преподавателем, что позволило ему продолжать сотрудничество с Лешли. В 1937 г. Хеббу улыбнулась удача. Его сестра, готовившая докторскую диссертацию в Университете Макгилла, узнала, что Уайлдер Пенфилл, хирург, только что основавший в Монреале Неврологический институт, ищет сотрудника для изучения последствий мозговых операций на поведение больных. Она сообщила об этом брату, и его прошение о зачислении на 2 года в штат сотрудников этого института было удовлетворено. Хебб женился и вернулся в Монреаль. Так. молодой человек, решивший отказаться от призвания врача и стать писателем, в итоге оказался в составе группы медиков, ищущих пути лечения неврологических расстройств.

Пенфилд специализировался на лечении фокальной эпилепсии путем хирургического удаления пораженного рубцами участка коры головного мозга. Он прекрасно понимал, что оперирует на органе, определяющем человеческий разум, и что одно неверное движение может лишить его пациента речи, разумного повеления и даже сознания. Хотя Пенфилд не был психологом, в силу специфики своей работы он не мог не размышлять о связи между сознанием и нервной системой. Его наблюдения, несомненно, повлияли на решение включить психологов в состав своей группы и объясняют тот интерес, который он питал к результатам их исследований.

Главной целью Хебба было исследовать природу и степень любых интеллектуальных изменений у больных после кортикальных операций. Подобные исследования проводились не впервые: они начались после первой мировой войны с психометрической проверки солдат, перенесших проникающее ранение головы, и позднее продолжались на больных с опухолями мозга. Часто такие повреждения приводили к значительному снижению умственных способностей, однако их место и степень было трудно установить. В противоположность этому место хирургического вмешательства четко локализовано, а эпилептические рубцы не приносят столь большого ущерба, как пули и опухоли.

Хебб вскоре столкнулся с проблемой, имевшей для него особое значение. В то время психологи считали лобные доли вместилищем человеческого интеллекта на том основании, что у человека эта часть мозга намного крупнее, чем у животных. Однако Хебб не смог обнаружить потерн интеллекта у больных, лобные доли которые были повреждены в результате несчастного случая или хирургического вмешательства. Подобное кажущееся отсутствие связи поразило Хебба, вдохновив его на создание теории мозга и разумного поведения.

Хотя наблюдения Хебба и привели его к плодотворным научным исследованиям, результаты дальнейшей работы показали, что он слишком полагался на стандартные тесты интеллекта. Бренда Милнер, одна из студенток Хебба, продолжавшая работу, начатую им у Пенфилда, обнаружила, что при повреждении лобных полей пациентам нередко бывает трудно отказаться от поведения, которое нельзя считать нормальным, т. е. изменения личности, обусловленные повреждением лобных долей, хотя и не выявляемые стандартными тестами, могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь пациента.

Когда срок пребывания Хебба в Неврологическом институте подходил к концу, ему удалось, наконец, найти постоянную работу в Университете Куинс в Кингстоне, Онтарио. Там, несмотря на тяжелую преподавательскую нагрузку, он продолжал работу над проблемой интеллекта. Вместе со своим студентом Кеннетом Уильямсом он придумал многоходовой лабиринт для крыс как аналог тестов интеллекта человека. Лабиринт Хебба - Уильямса использовался многими исследователями в течение следующей четверти века. Но наибольшее чувство удовлетворения Хебб испытывал от своей теоретической статьи, в которой он высказал мысль, что интеллект взрослого человека сильнейшим образом зависит от опыта, полученного в раннем детстве, подкрепив свои рассуждения результатами исследований в Неврологическом институте. Эта статья прошла в то время по существу незамеченной, хотя сейчас основная ее мысль звучит почти что азбучной истиной, воплотившейся в многочисленные iпрограммы по развитию детей дошкольного возраста, как Head Start. Но для своего времени эта концепция была чересчур смелой: в 1940-е голы большинство психологов считали интеллект врожденной способностью индивида.

Пытаясь согласовать результаты своих исследований «детского фактора» с кажущимся отсутствием последствий при повреждении лобных долей, Хебб высказал предположение, что основная функция этой зоны мозга состоит не в том, чтобы думать, но скорее, чтобы облегчать интенсивное накопление знаний в первые несколько лет жизни. Эксперименты по определению влияния ранних и поздних повреждений мозга не всегда подтверждали эту мысль, но зато послужили основой для дальнейших теорий Хебба.

В 1942 г. Лешли становится директором Йерксской лаборатории по биологии приматов во Флориде и приглашает Хебба присоединиться к исследовательской группе по изучению повеления шимпанзе. Хебб тотчас ухватился за возможность снова заняться наукой вместе с Лешли, хот я поначалу он не испытывал особого энтузиазма от перспективы работать с шимпанзе. Лешли намеревался разработать тесты на обучение и решение задач у животных, а Хеббу предстояло изучать их личностные и эмоциональные характеристики. Затем они должны были начать исследовательскую программу для определения влияния, которое оказывают мозговые нарушения на ряд реакций.

Тренировать шимпанзе оказалось намного труднее, чем полагал Лешли. На мозговые операции в период пребывания Хебба в Йерксском центре просто не хватало времени. Тем не менее, Хебб был поражен своими наблюдениями за шимпанзе. По его словам за 5 лет работы с ними он узнал о человеческой личности больше, чем в какой-либо период его жизни, начиная с 5-летнсго возраста. Человекообразные обезьяны проявляли отчетливые личностные характеристики, а также склонность к развлечениям, что иногда граничило с фарсом. Хеббу и другим членам коллектива доставляло особое удовольствие наблюдать за словесными ухищрениями визитеров-бихевиористов, пытавшихся описать клоунские выходки животных, не прибегая к языку «менталистов».

Наблюдая длительное время за многими шимпанзе в лаборатории приматов. Хебб убедился, что опыт не является единственным фактором в развитии личности, включая патологические ее проявления, такие, как фобии. Он показал, например, что молодые шимпанзе, родившиеся в лаборатории и никогда прежде не видевшие змей, пугаются при мерной встречи с ними. Обезьяны испытывают страх и при виде манекенов шимпанзе или манекенов человеческих голов и других отдельных частей тела, а также при виде знакомых им служителей, одетых в непривычные одежды. Болес того, Хебб был одним из первых, кто занялся изучением социального повеления дельфинов в неволе и предположил, что уровень интеллектуального развития этих животных сравним с таковым шимпанзе.

Интерес Лешли к процессу «перехода» ощущения в знание подстегнул стремление Хебба понять, как осуществляется формирование понятий и мыслительная деятельность. Эту проблему можно сформулировать так: каким образом мозг учится обобщать - объединять один треугольник, собаку, автомобиль с другим, даже если нет двух таких треугольников, собак или автомобилей, которые приводили бы к одному и тому же типу стимуляции сенсорных рецепторов?

Поворотный момент в исследованиях Хебба наступил тогда, когда он прочел о работе Рафаэля Лоренте де Но, нейрофизиолога из Рокфеллеровского института медицинских исследований, обнаружившего в мозге нейронные петли, или пути обратной связи. Прежде все психологические теории, будь они фазиологическими или нет, предполагали, что информация проходит через организм и одностороннем порядке, наподобие пищи в системе пищеварения. Хебб понял, что петли Лоренте - то, что ему нужно для развития более реалистической теории мышления.

Обратная связь не была новым понятием в теории обучения. Почти все модели допускали, что информация на выходе каким-то образом влияет на входную информацию, например, помогая животному получить подкрепляющий стимул. К сожалению, петля, действующая подобным образом, через единственный канал, работает медленно, а часто и ненадежно. Но при миллионах тесно связанных петель обратной связи можно установить такие внутренние модели окружающей среды, которые позволили бы прогнозировать последствия возможных реакций, не приводя в движение ни один мускул.

Поскольку особый интерес Хебб проявлял к зрительной системе, то свои ранние нейротеории он сконцентрировал именно на ней. Зная, что «точечная» проекция от сетчатки до коры не распространяется за пределы первичной зрительной коры, он предположил, что нервные переключатели осуществляют проекцию в окружающие области коры в случайных направлениях, распространяя тем самым ретинальный «паттерн». Подобная организация позволяет перекомбинировать сигналы, поступающие от различных частей изображения, т. е. они могут сойтись в одном и том же нейроне мишени, заставив его разряжаться. Возникающие импульсы могут затем возвратиться к начальным нейронам цепи, замыкая петлю обратной связи.

Повторная активация каждой отдельной петли может затем усиливать эту петлю следующим образом. Если аксон «входного» нейрона расположен достаточно близко для возбуждения нейрона-мишени и если он постоянно участвует в его «подзарядке». в одной или обеих клетках начинается ростовой процесс, увеличивающий эффект явность стимуляции входного нейрона. Синапсы, которые ведут себя согласно этому постулату, получили название синапсов Хебба, что было воспринято с некоторым удивлением самим Хеббом, поскольку постулат представлял собой один из аспектов теории, которую он не считал вполне оригинальной. Нечто подобное предлагали многие психологи, в том числе и Фрейд в молодые голы.

Тем не менее, постулат Хебба представляет собой четкое, формальное утверждение, хотя в 1949 г. оно носило чисто умозрительный характер. С тех пор, однако, исследования отдельных нейронов подтвердили, что у некоторых из них сила синапса действительно меняется в соответствии с этим постулатом. Хебб. возможно, был прав и в отношении механизма постоянных изменений. Его бывший студент Э. Руттенберг из Северо-Западного университета недавно доказал, что белок, связанный с ростом нейронов, выделяется тогда, когда нейроны стимулируются тем же способом, что и при усилении синапсов.

Хебб предположил, что большинство нейронов в кортикальной сети поначалу слишком слабы для спонтанного возбуждения, поэтому нуждаются в конвергированной стимуляции со стороны ряда активных нейронов. Некоторые нейроны в сети получают конвергированные входные стимулы и разряжаются тогда, когда определенный «паттерн» нейронов в сенсорной коре достигнет возбуждения посредством стимула. Некоторые из активированных нейронов имеют синаптические соединения друг с другом, которые также усиливаются в присутствии раздражителя. В конце концов соединения между одновременно разряжающимися нейронами в сети становятся достаточна сильными, чтобы продолжать возбуждать друг друга даже в отсутствие стимула, создавая внутреннее его воспроизведение, названное Хеббом «клеточным ансамблем».

Концепция клеточного ансамбля была крупнейшим вкладом Хебба в психологическую теорию, не говоря уже о философии. Эта концепция возродила попытки психологов XIX в. объяснить поведение, исходя из ассоциации идей; впоследствии бихевиористы нанесли по ним сокрушительный удар, доказывая, что «идеи» не более реальны, чем представления о человечках, сидящих внутри головы. Они утверждали, что идеям, а тем самым и ментализму нет места в научной психологии.

К сожалению, лишь немногие замечали. что бихевиористы подменяют представления об идеях столь же шаткими построениями с вводящими в заблуждение названиями, вроде «раздражители» или «реакции». Это были не реальные события или цепи событий, но некие символы, вступающие друг с другом в связь в воображаемом черном ящике, который ученым запрещалось именовать мозгом. Хебб положил конец этим ребусам, показав, по крайней мере, в принципе, что мысли могут иметь не менее твердые физические основы, чем мышечные движения. Они могут состоять из усвоенных «паттернов» нейронных разрядов мозга, первоначально вызванных сенсорными входными сигналами, но впоследствии приобретающих автономный статус.

В своей первоначальной фазе эта теория была, несомненно, слишком проста, чтобы работать. Основная причина состояла в том, что клеточные ансамбли обходились без торможения, поскольку тогдашняя наука не признавала его. Джон К. Экклз, весьма влиятельный физиолог из Австралийского национального университета в Канберре, продолжал энергично отрицать существования тормозящих синапсов. Более того, еще не были обнаружены многие важные соединения неокортекса, а относительно функционального значения разнообразия кортикальных нейронов высказывались лишь догадки.

Однако если бы тормозящих факторов не существовало, обучение усиливало бы синаптические связи до такой степени, пока все нейроны не начинали разряжаться одновременно, делая систему бесполезной. Подобный эффект наблюдался в компьютерных моделях клеточных ансамблей, именуемых копией горами и созданных в 1930-х голах Натаниелем Рочестером и его сотрудниками к исследовательской лаборатории IBM в Пафкипси, шт. Нью-Йорк. Сам Хебб, кажется, никогда не обращался та помощью к компьютеру, чтобы проверить свою гипотезу о том. что случайные нервные сети способны самоорганизоваться для хранения и извлечения информации. Но эти так называемые невральные сети позднее послужили образцом для создания многих компьютерных моделей, которые даже нашли промышленное применение.

Ко времени опубликования «Организация поведения» Хебб вернулся в Монреаль, в Университет Макгилла, где возглавил кафедру психологии. Спустя 10 лет, когда он покидал этот пост, его кафедра стала одной из сильнейших в Северной Америке. Ему было легче построить то, что он хотел, поскольку кафедры практически не существовало, когда он приступил к работе. Хебб быстро научился пользоваться своим растущим авторитетом, чтобы прилагать усилия в том направлении, тле это было действительно необходимо. Немаловажное значение имело, наверное, и то, что он был одним из лучших шахматистов университета.

Основная часть исследований Хебба в Университете Макгилла была связана с его теорией клеточных ансамблей. Уровень развития тогдашней науки не мог обеспечить постановки экспериментов, необходимых для получения прямых физиологических доказательств этой теории. Тогда он решил проверить, насколько точно теория прогнозирует поведение. Он попытался, к примеру, подтвердить свои прежние выводы о влиянии воспитания на интеллект взрослых. Результаты по большей части подтверждали его гипотезу о том. что животные, выращенные в «обтащенной», т. с. более сложной среде, будут в дальнейшем обгонять тех, кто рос и пустых клетках.

Здесь можно отметить одно исключение из этого правила. Помет чистопородных шотландских терьеров был разделен на две части, причем одна половина щенков выращивалась в домах членов научного коллектива, а другая - в лабораторных условиях. Хеббу не повезло с выбором его щенка Генри. Тот был от природы неспособен найти дорогу, все время терялся, если домашние упускали его из виду, и несколько раз попадал в собачий приемник, откуда его приходилось выручать. Естественно, что Генри оказался едва ли не худшим по результатам. когда вырос но взрослую собаку и прошел тестирование в лабиринте.

В сходной серии экспериментов Хебб изучал воздействие скудной сенсорной информации на поведение взрослых, в том числе студентов-добровольцев. Испытуемым щедро платили, подвергая их тяжелой сенсорной депривации столь долго, сколько они могли выдержать (ни один не протянул более недели). Им стало трудно мыслить, а у некоторых даже начались галлюцинации. Тогда был разгар войны в Корее, и многие ученые пытались использовать результаты этих экспериментов по изоляции для объяснения метола «промывания мозгов», используемого китайцами, и борьбы с ним.

Хебб развивал также свою старую идею о том, что мозговая травма в раннем возрасте приводит к более разрушительным последствиям, чем во взрослом. Но результаты носили несколько неопределенный характер по ряду причин, наиболее важной из которых была способность молодого мозга к реорганизации. Например, если у ребенка повреждена область левого полушария (управляющею речью у взрослых), то его функции берет на себя правое полушарие и речь серьезно не страдает. Но если повреждение той же зоны мозга произойдет у взрослых, результатом будет полная утрата речевых навыков.

Из-за подобных проблем в изучении процесса познания Хебб пришел к убеждению, что лучшим доказательством теории клеточных ансамблей будут эксперименты по ретинальному угасанию. Изображения простых фигур проецировались в одни глаз с помощью системы очень небольших линз, соединенных с контакт ной линзой, что обеспечивало попадание и изображения всегда на одно и то же место. По мере уставания клеточных рецепторов изображение угасало и исчезало, но не все сразу. Обычно внезапно исчезали целые линии - одна или две одновременно, а затем происходило исчезновение всей фигуры. Хебб объяснил это тем, что каждая линия была представлена нейронной активностью, циркулирующей в замкнутой петле. Благодаря обратной связи, активность, однажды начавшись, продолжается даже посте того, как входные стимулы, идущие от сетчатки, падают до низких значений. Но при каком-то критическом значении реакция внезапно прекращается и линия исчезает. Эти эксперименты не обеспечивают окончательных доказательств в пользу теории клеточных ансамблей, как полагал Хебб. 11 все же, лаже если теория Хебба окажется неверной, она не снижает ценности его идеи о том. что некая невральная активность продолжает символизировать предмет лаже после того, как сам он перестает воздействовать на органы чувств.

Если бы «Организация поведения» состояла только из глав, в которых Хебб характеризует современные научные подходы и разрабатывает собственную теорию клеточных ансамблей, ее, вероятно, прочли бы немногие. Особую притягательность книге придавала ее вторая половина, в которой Хебб рассуждает об эмоциях, мотивациях, душевных болезнях, интеллекте людей и животных в контексте своей теории. Эти очерки замечательны своей прямолинейностью. Так. Хебб. пишет о душевном здоровье: «Нам все еще нужен Аякс, который встанет и, бросив вызов молнии, спросит: А где доказательства?, когда иные авторитеты говорят людям о том, что детям вредно верить в Санта-Клауса, что смешные книжки приводят к психологической дегенерации, а астма есть следствие скрытой душевной болезни».

Хебб создавал свою кафедру и свое направление в науке, вовлекая в них лучших студентов, из числа только что поступивших в университет. Он сам читал вводный курс по психологии и сделал его неимоверно популярным: в какой-то момент его слушали 1500 студентов, почти половина ежегодного набора младшекурсников. Многие будущие профессора психологии обрели свое призвание, слушая

Эти лекции. Как и все, что делал Хебб, его курс был уникальным; в то время ни один учебник не мог даже приблизиться к изложения тех материалов и идей, которые давал Хебб, и тогда он написал свой учебник. Первое издание «Учебника психологии» вышло в свет в 1958 г. В отличие от большинства вводных курсов в этом содержалось больше идей, чем картинок.

Хебб вел также семинар для старшекурсников и аспирантов, который посещали все психологи, обучавшиеся в Университете Макгилла на протяжении 30 лет. Он славился не только интересными дискуссиями, но также неизменно присутствующим секундомером и клочками бумаги, на которых Хебб записывал примеры неверного произношения и другие ошибки оратора. Он с особым рвением следил, чтобы ни один из студентов не превысил отведенного для него времени, и в целом ему это удавалось. В 1970 г. Университет Макгилла в знак признания заслуг Хебба назвал его своим ректором; это был первый случай, когда сотрудник одного из факультетов удостаивался подобной чести.

В 1977 г. Хебб уходит на пенсию и возвращается туда, где родился, - в Новую Шотландию. Здесь он завершил свою последнюю книгу «Этюды о разуме». Он становится почетным профессором психологии в своей alma mater - Университете Далхузи - и регулярно посещает ряд коллоквиумов вплоть до своей кончины, в возрасте 81 года в 1985 г.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 28 октября 2017; проверки требуют.

Дональд Олдинг Хебб - канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей , так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей.

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, семья перебирается в город Дартмут в Новой Шотландии.

Оба родителя Дональда были врачами. Мать Дональда находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась его обучением дома до 8 лет. При поступлении в школу Дональд поступил в класс на три года старше своего возраста.

В юности Дональд не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Он не был прилежным студентом, и лучшие оценки имел по математике и естественным наукам. В 1925 году он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд становится учителем и преподает в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта , затем скитался и был рабочим в штате Квебек . Во время своих путешествий он прочитал работы Зигмунда Фрейда (которые он называл «не слишком строгими»), Уильяма Джемса и Джона Уотсона , которые привели его к мысли заняться психологией.

В возрасте 23 лет он решает профессионально заняться психологией и просит Уильяма Данлопа Тайта , главу факультета психологии в Университет Макгилла (впоследствии Хебб сам займёт эту должность) посоветовать ему, что делать, и получает список книг для чтения. В течение этого года он снова зарабатывает учительством.

В честь Дональда Хебба названа премия Канадской психологической ассоциации , ежегодно вручаемая за значительный вклад в психологию .

Книга «Организация поведения: нейропсихологическая теория» считается самой важной в творчестве Дональда Хебба.

Хебб одним из первых приступил к разработке теории взаимосвязи головного мозга и мыслительных процессов . Ученый исследовал отношение процессов обучения с процессами, происходящими в структуре нейронных связей мозга. По мнению Хебба, в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры - ансамбли клеток (cell assemblies). Ансамбли клеток развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом. Эти процессы, происходящие в головном мозге, являются биологической основой процесса обучения. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Практически всю свою жизнь Хебб занимался преподаванием, сначала как школьный учитель и директор школы в Монреале, а позднее в университете МакГилла. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Во времена профессорства в МакГилле он верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума, в смысле биологического исследования. Такое отношение к психологии и успешность Хебба как преподавателя, сделали Университет МакГилла одним из признанных центров психологических исследований.

Имя Хебба часто всплывает в дискуссиях об участии исследоватей-психологов в допросах, использующих техники сенсорной депривации из-за его исследований в этой области. В докладе на симпозиуме по сенсорной депривации в июне 1958 г. в Гарварде Хебб замечает:

Работа, которую мы провели в Университете МакГилла, на самом деле началась с проблемы промывания мозгов. Нам не разрешили сказать это в первой публикации… Главным импульсом, конечно, была обеспокоенность «признаниями» на российских коммунистических процессах. Термин «промывание мозгов» появился немного позже, в применении к китайским технологиям. Мы не знали, какими были русские технологии, но, кажется, они приводили к некоторым специфическим изменениям отношения. Как? Одним из возможных факторов была сенсорная депривация, и мы сконцентрировались на этом вопросе.

The work that we have done at McGill University began, actually, with the problem of brainwashing. We were not permitted to say so in the first publishing.... The chief impetus, of course, was the dismay at the kind of “confessions” being produced at the Russian Communist trials. “Brainwashing” was a term that came a little later, applied to Chinese procedures. We did not know what the Russian procedures were, but it seemed that they were producing some peculiar changes of attitude. How? One possible factor was perceptual isolation and we concentrated on that.

Недавние исторические исследования показали, что работы Хебба по сенсорной депривации финансировались ЦРУ (McCoy, 2007), частично были засекречены и первоначально использовались только госагентствами США. В некоторых его исследованиях люди подвергались многочасовой сенсорной депривации, что по сегодняшним стандартам могло бы рассматриваться как пытки, если бы опыты проводились не с добровольцами.

.[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]

Дональд Олдинг Хебб
Donald Olding Hebb
Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера:
Место работы:
Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :
Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:
Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дональд Олдинг Хебб - канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей , так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей.

Биография

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, семья перебирается в город Дартмут в Новой Шотландии.

Оба родителя Дональда были врачами. Мать Дональда находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась его обучением дома до 8 лет. При поступлении в школу Дональд поступил в класс на три года старше своего возраста.

В юности Дональд не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Он не был прилежным студентом, и лучшие оценки имел по математике и естественным наукам. В 1925 году он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд становится учителем и преподает в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта , затем скитался и был рабочим в штате Квебек . Во время своих путешествий он прочитал работы Зигмунда Фрейда (которые он называл «не слишком строгими»), Уильяма Джемса и Джона Уотсона , которые привели его к мысли заняться психологией.

В возрасте 23 лет, он решает профессионально заняться психологией и просит Уильяма Данлопа Тайта , главу факультета психологии в Университет Макгилла (впоследствии Хебб сам займёт эту должность) посоветовать ему, что делать, и получает список книг для чтения. В течение этого года он снова зарабатывает учительством.

В честь Дональда Хебба названа премия Канадской психологической ассоциации , ежегодно вручаемая за значительный вклад в психологию .

Работа

Организация поведения: нейропсихологическая теория ()

Книга «Организация поведения: нейропсихологическая теория» считается самой важной в творчестве Дональда Хебба.

Хебб одним из первых приступил к разработке теории взаимосвязи головного мозга и мыслительных процессов . Ученый исследовал отношение процессов обучения с процессами происходящими в структуре нейронных связей мозга. По мнению Хебба в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры - ансамбли клеток (cell assemblies). Ансамбли клеток развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом. Эти процессы, происходящие в головном мозге, являются биологической основой процесса обучения. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Хебб как учитель

Практически всю свою жизнь Хебб занимался преподаванием, сначала как школьный учитель и директор школы в Монреале, а позднее в университете МакГилла. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Во времена профессорства в МакГилле он верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума, в смысле биологического исследования. Такое отношение к психологии и успешность Хебба как преподавателя, сделали Университет МакГилла одним из признанных центров психологических исследований.

Сенсорная депривация, военные исследования, пытки

Имя Хебба часто всплывает в дискуссиях об участии исследоватей-психологов в допросах, использующих техники сенсорной депривации из-за его исследований в этой области. В докладе на симпозиуме по сенсорной депривации в июне 1958 г. в Гарварде Хебб замечает:

Работа, которую мы провели в Университете МакГилла, на самом деле началась с проблемы промывания мозгов. Нам не разрешили сказать это в первой публикации… Главным импульсом, конечно, была обеспокоенность «признаниями» на российских коммунистических процессах. Термин «промывание мозгов» появился немного позже, в применении к китайским технологиям. Мы не знали, какими были русские технологии, но, кажется, они приводили к некоторым специфическим изменениям отношения. Как? Одним из возможных факторов была сенсорная депривация, и мы сконцентрировались на этом вопросе.

Оригинальный текст (англ.)

The work that we have done at McGill University began, actually, with the problem of brainwashing. We were not permitted to say so in the first publishing.... The chief impetus, of course, was the dismay at the kind of “confessions” being produced at the Russian Communist trials. “Brainwashing” was a term that came a little later, applied to Chinese procedures. We did not know what the Russian procedures were, but it seemed that they were producing some peculiar changes of attitude. How? One possible factor was perceptual isolation and we concentrated on that.

Недавние исторические исследования показали, что работы Хебба по сенсорной депривации финансировались ЦРУ (McCoy, 2007), частично были засекречены и первоначально использовались только госагентствами США. В некоторых его исследованиях люди подвергались многочасовой сенсорной депривации, что по сегодняшним стандартам могло бы рассматриваться как пытки, если бы опыты проводились не с добровольцами.

Библиография

  • The Organization of Behaviour . 1949. John Wiley & Sons. ISBN 978-0-471-36727-7
  • Essays on Mind . 1980. Lawrence Erlbaum. ISBN 978-0-89859-017-3.
  • Textbook of Psychology, Textbook of Psychology Students" Handbook (with Don C. Donderi). 1995. Kendall Hunt Pub Co. ISBN 978-0-7872-1103-5.

Напишите отзыв о статье "Хебб, Дональд"

Примечания

Ссылки

  • Hebb, Donald O. (1904-1985) // Gale Encyclopedia of Psychology. - 2001.
  • . Great Canadian Psychology Website . Проверено 9 марта 2006. .
  • Richard E. Brown & Peter M. Milner (December 2003). «». Nature 4 : 1013–1019.
  • . Harnad E-Print Archive and Psycoloquy and BBS Journal Archives . Проверено 18 марта 2006. .
  • Alfred W. McCoy (2007). «Science in Dachau"s Shadow: Hebb, Beecher, and the Development of CIA Psychological Torture and Modern Medical Ethics». Journal of the History of the Behavioral Sciences (Wiley Interscience) 43 (4): 401-417.

Отрывок, характеризующий Хебб, Дональд

И отвернувшись от него, я стала смотреть, как горело то, что всего ещё минуту назад было моим ласковым, мудрым отцом... Я знала, что он ушёл, что он не чувствовал этой бесчеловечной боли... Что сейчас он был от нас далеко, уносясь в неизвестный, чудесный мир, где всё было спокойно и хорошо. Но для меня это всё ещё горело его тело. Это горели те же родные руки, обнимавшие меня ребёнком, успокаивая и защищая от любых печалей и бед... Это горели его глаза, в которые я так любила смотреть, ища одобрения... Это всё ещё был для меня мой родной, добрый отец, которого я так хорошо знала, и так сильно и горячо любила... И именно его тело теперь с жадностью пожирало голодное, злое, бушующее пламя...
Люди начали расходиться. На этот раз казнь для них была непонятной, так как никто не объявил, кем был казнимый человек, и за что он умирал. Никто не потрудился сказать ни слова. Да и сам приговорённый вёл себя довольно странно – обычно люди кричали дикими криками, пока от боли не останавливалось сердце. Этот же молчал даже тогда, когда пламя пожирало его... Ну, а любая толпа, как известно, не любит непонятное. Поэтому многие предпочитали уйти «от греха подальше», но Папские гвардейцы возвращали их, заставляя досматривать казнь до конца. Начиналось недовольное роптание... Люди Караффы подхватили меня под руки и насильно впихнули в другой экипаж, в котором сидел сам «светлейший» Папа... Он был очень злым и раздражённым.
– Я так и знал, что он «уйдёт»! Поехали! Здесь нечего больше делать.
– Помилуйте! Я имею право хотя бы уж видеть это до конца! – возмутилась я.
– Не прикидывайтесь, Изидора! – зло отмахнулся Папа, – Вы прекрасно знаете, что его там нет! А здесь просто догорает кусок мёртвого мяса!.. Поехали!
И тяжёлая карета тронулась с площади, даже не разрешив мне досмотреть, как в одиночестве догорало земное тело безвинно казнённого, чудесного человека... моего отца... Для Караффы он был всего лишь «куском мёртвого мяса», как только что выразился сам «святейший отец»... У меня же от такого сравнения зашевелились волосы. Должен же был, даже для Караффы, существовать какой-то предел! Но, видимо, никакого предела и ни в чём, у этого изверга не было...
Страшный день подходил к концу. Я сидела у распахнутого окна, ничего не чувствуя и не слыша. Мир стал для меня застывшим и безрадостным. Казалось – он существовал отдельно, не пробиваясь в мой уставший мозг и никак не касаясь меня... На подоконнике, играясь, всё также верещали неугомонные «римские» воробьи. Внизу звучали человеческие голоса и обычный дневной шум бурлящего города. Но всё это доходило до меня через какую-то очень плотную «стену», которая почти что не пропускала звуков... Мой привычный внутренний мир опустел и оглох. Он стал совершенно чужим и тёмным... Милого, ласкового отца больше не существовало. Он ушёл следом за Джироламо...
Но у меня всё ещё оставалась Анна. И я знала, что должна жить, чтобы спасти хотя бы её от изощрённого убийцы, звавшего себя «наместником Бога», святейшим Папой... Трудно было даже представить, если Караффа был всего лишь его «наместником», то каким же зверем должен был оказаться этот его любимый Бог?!. Я попыталась выйти из своего «замороженного» состояния, но как оказалось – это было не так-то просто – тело совершенно не слушалось, не желая оживать, а уставшая Душа искала только покоя... Тогда, видя, что ничего путного не получается, я просто решила оставить себя в покое, отпустив всё на самотёк.
Ничего больше не думая, и ничего не решая, я просто «улетела» туда, куда стремилась моя израненная Душа, чтобы спастись... Чтобы хотя бы чуточку отдохнуть и забыться, уйдя далеко от злого «земного» мира туда, где царил только свет...
Я знала, что Караффа не оставит меня надолго в покое, несмотря на то, что мне только что пришлось пережить, даже наоборот – он будет считать, что боль ослабила и обезоружила меня, и возможно именно в этот момент попробует заставить меня сдаться, нанеся какой-то очередной ужасающий удар...
Дни шли. Но, к моему величайшему удивлению, Караффа не появлялся... Это было огромным облегчением, но расслабляться, к сожалению, не позволяло. Ибо каждое мгновение я ожидала, какую новую подлость придумает для меня его тёмная, злая душа...
Боль с каждым днём потихонечку притуплялась, в основном, благодаря пару недель назад происшедшему и совершенно меня ошеломившему неожиданному и радостному происшествию – у меня появилась возможность слышать своего погибшего отца!..
Я не смогла увидеть его, но очень чётко слышала и понимала каждое слово, будто отец находился рядом со мной. Сперва я этому не поверила, думая, что просто брежу от полного измождения. Но зов повторился... Это и, правда, был отец.
От радости я никак не могла придти в себя и всё боялась, что вдруг, прямо сейчас, он просто возьмёт и исчезнет!.. Но отец не исчезал. И понемножку успокоившись, я наконец-то смогла ему отвечать...
– Неужели это и правда – ты!? Где же ты сейчас?.. Почему я не могу увидеть тебя?
– Доченька моя... Ты не видишь, потому, что совершенно измучена, милая. Вот Анна видит, я был у неё. И ты увидишь, родная. Только тебе нужно время, чтобы успокоиться.
Чистое, знакомое тепло разливалось по всему телу, окутывая меня радостью и светом...
– Как ты, отец!?. Скажи мне, как она выглядит, эта другая жизнь?.. Какая она?
– Она чудесна, милая!.. Только пока ещё непривычна. И так не похожа на нашу бывшую, земную!.. Здесь люди живут в своих мирах. И они так красивы, эти «миры»!.. Только у меня не получается ещё. Видимо, пока ещё рано мне... – голос на секунду умолк, как бы решая, говорить ли дальше.
– Меня встретил твой Джироламо, доченька... Он такой же живой и любящий, каким был на Земле... Он очень сильно скучает по тебе и тоскует. И просил передать тебе, что так же сильно любит тебя и там... И ждёт тебя, когда бы ты ни пришла... И твоя мама – она тоже с нами. Мы все любим и ждём тебя, родная. Нам очень не хватает тебя... Береги себя, доченька. Не давай Караффе радости издеваться над тобою.
– Ты ещё придёшь ко мне, отец? Я ещё услышу тебя? – боясь, что он вдруг исчезнет, молила я.
– Успокойся, доченька. Теперь это мой мир. И власть Караффы не простирается на него. Я никогда не оставлю ни тебя, ни Анну. Я буду приходить к вам, когда только позовёшь. Успокойся, родная.
– Что ты чувствуешь, отец? Чувствуешь ли ты что-либо?.. – чуть стесняясь своего наивного вопроса, всё же спросила я.
– Я чувствую всё то же, что чувствовал на Земле, только намного ярче. Представь рисунок карандашом, который вдруг заполняется красками – все мои чувства, все мысли намного сильнее и красочнее. И ещё... Чувство свободы потрясающе!.. Вроде бы я такой же, каким был всегда, но в то же время совершенно другой... Не знаю, как бы точнее объяснить тебе, милая... Будто я могу сразу объять весь мир, или просто улететь далеко, далеко, к звёздам... Всё кажется возможным, будто я могу сделать всё, что только пожелаю! Это очень сложно рассказать, передать словами... Но поверь мне, доченька – это чудесно! И ещё... Я теперь помню все свои жизни! Помню всё, что когда-то было со мною... Всё это потрясает. Не так уж и плоха, как оказалось, эта «другая» жизнь... Поэтому, не бойся, доченька, если тебе придётся придти сюда – мы все будем ждать тебя.
– Скажи мне отец... Неужели таких людей, как Караффа, тоже ждёт там прекрасная жизнь?.. Но ведь, в таком случае, это опять страшная несправедливость!.. Неужели опять всё будет, как на Земле?!.. Неужели он никогда не получит возмездие?!!
– О нет, моя радость, Караффе здесь не найдётся места. Я слышал, такие, как он, уходят в ужасный мир, только я пока ещё там не был. Говорят – это то, что они заслужили!.. Я хотел посмотреть, но ещё не успел пока. Не волнуйся, доченька, он получит своё, попав сюда.