Классификация научных исследований. Научные исследования, их особенности и результаты. Виды научных исследований Характерных для исследования в научной

Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассматривания этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода.

Изучать в научном смысле - это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, - вот важнейшие факторы научного исследования.

Изучать в научном смысле - это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общеидейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;

ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, то есть проникнуть в их глубинную сущность.

Основные средства научно-теоретического исследования:

совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.) и лишь за тем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Существуют несколько классификаций научных исследований: по способу их финансирования, длительности, применяемым методам, целям и предметам.

По способу финансирования научно-исследовательские работы делят на госбюджетные, финансируемые из государственных средств, и хоздоговорные, финансируемые организациями-заказчиками на основе заключаемых между ними и исполнителями договоров. В последние годы много исследований выполняется по грантам при поддержке специальных фондов РФФИ, РГНФ и т.д.

По длительности выделяют долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет, и краткосрочные, выполняемые за один год.

Рассмотрим виды научно-исследовательской работы в зависимости от применяемых методов исследования. В одном случае основой накопления эмпирического материала является эксперимент, в другом - сравнительное изучение объектов, в третьем - изучение и обобщение историко-научного материала и т.д. Даже в одной работе можно применить различные виды накопления материала и освещения фактов. В любом исследовании центральной задачей является накопление собственных, новых в научном отношении материалов, обработка и обобщение их, а главное - анализ и объяснение фактов с последующим формулированием выводов и предложений.

Выделим следующие виды научно-исследовательских работ: экспериментальные, методические, расчетно-аналитические, описательные, историко-биографические, смешанного типа.

Экспериментальное исследование подразумевает использование апробированных методов выяснения важных частных вопросов темы; разработку оригинальных устройств для выполнения поставленных задач; лабораторное испытание нового метода; его производственную проверку; анализ и обобщение материалов; выводы. Основой накопления фактов служит эксперимент. Здесь важно его обоснование, характеристика средств и методики, оценка погрешностей измерений, оценка достоверности полученных результатов.

В последнее время приобрел большую популярность особый вид экспериментального исследования - тестирование. Тест представляет собой специальное задание или систему заданий для изучения умственных способностей, уровня усвоения знаний и т.д. Сама процедура проста и не требует сложного оснащения. Результаты решений теста допускают количественное выражение и открывают возможности их математической обработки.

Наряду с тестированием может проводиться собеседование или анкетирование. Беседа для учителя, как правило, имеет цель уточнить данные о знаниях учащегося, определенные в ходе контрольной работы или тестирования, выявить умение выражать собственные мысли, обосновывать предположения или действия. Собеседование предполагает личный контакт испытателя с испытуемым, на одного учащегося отводится 10-15 минут, в это время другие учащиеся отсутствуют. Вопросы составляются заранее, в случае затруднения с ответом можно задать один или два наводящих вопроса.

Достоинством анкетирования является возможность быстрого получения материала. Анкеты также подготавливаются заранее, вопросы должны быть четкими, ясными, исключающими неоднозначные ответы.

Вопросы анкет и тестов могут быть открытого (требующие самостоятельного ответа испытуемого) или закрытого (в которых ответ выбирается из предложенных) типов.

Целью методического исследования является улучшение способов изготовления продукции в производстве, добычи полезных ископаемых; применение новых технологий в педагогике; усовершенствование процесса образования; изучение определения качества метода и повышение его точности при изучении природы, общества или процесса познания; выявление качественно новых методов. Эмпирическим базисом могут служить данные эксперимента или анализа предыдущего материала. К особенностям можно отнести выявление новых характеристик метода и доказательство в их пользу; объективную оценку конкретного метода или методики; разработку нового и обоснование его преимуществ; историческую преемственность предлагаемого метода; экономическое обоснование.

Расчетно-аналитическое исследование является прикладным. В ходе его проведения используются методы измерения, экспериментирования, моделирования. Г. Галилей утверждал: "Надо измерять все соизмеримое и делать измеримым то, что пока еще не поддается измерению". Особенностями такого исследования считаются: получение экспериментальных данных как точных и достоверных научных фактов; математическое осмысливание процессов и результатов исследования; изучение точности и погрешности расчетов с учетом применения на практике.

В философии, математике, социальных науках, реже в геологии, медицине, астрономии, биологии выполняется описательное исследование. Это объясняется своеобразием и сложностью изучаемых объектов, процессов и явлений, а также невозможностью проведения эксперимента в силу их абстракции. Эмпирический базис составляют первоисточники, исторические факты. Из методов исследования широко применяется аналогия, сравнение, рассмотрение под новым углом зрения и т.д. Характерные черты - точное, документальное описание научных фактов и первоисточников (существующих, но не изученных); раскрытие сути фактов, идей во взаимосвязи и выявление законов их развития; анализ, обобщение фактического материала, определение выводов; раскрытие качественных проявлений фактов, сущности вещей на основе всестороннего анализа материалов, определения закономерностей явлений.

В описательном исследовании имеют значение первичные источники, объективно существующие, но еще не открытые для практики, не в полной мере познанные. Они разнообразны и требуют всесторонней оценки их важности, надежности и достоверности. Исследователи не могут ограничиваться анализом и обобщением лишь крупных явлений. Необходимо тщательно изучать и анализировать отдельные факты, которые играют определяющую роль в изучении проблемы. К требованиям конкретных социологических исследований относятся наблюдение в заданных условиях места и времени.

Из ряда описательных исследований в отдельную группу выделяются историко-биографические в силу своеобразия задач и методических приемов разработки материала. По содержанию они подразделяются на научные биографии; исследования о мировоззрении и творчестве; анализ и обобщение исторической роли замечательных людей; исследования о приоритете открытий и т.д. В таких исследованиях воссоздается фактическое содержание развития понятий и идей, их историческая обусловленность; выясняются характер и особенности, вклад различных народов, отдельных ученых; выявляется влияние личности, а также экономической и социальной структуры общества на содержание понятия, науки; определяются возможные перспективы.

Разновидностью историко-биографического исследования является методологическое, цель которого заключается в отыскании закономерностей развития объекта. Под развитием понимают накопление новых фактов и качественное изменение, обогащение содержания понятия, теории.

В последнее время изменилось отношение к истории науки, отчасти в связи с возникновением и развитием науковедения. При этом трансформировалось как понимание науки в целом, так и понимание предмета, целей отдельных дисциплин, изучающих развитие науки и ее различных аспектов, в том числе истории математики. Наиболее важной задачей истории науки считается раскрытие закономерностей движения науки и историко-научная реконструкция, основой которой является исследование первоисточников.

Исследование научных знаний прошлого начинается с историографического описания эмпирического базиса, к которому относятся материалы архивов, автобиографии, учебные пособия прошлых лет, монографии, воспоминания современников и т.д., в дальнейшем требующие критического осмысления. Основной источник - совокупность научных текстов, в которых зафиксированы характерные для исследуемого периода человеческие знания о мире. Сюда относятся тексты древних папирусов, глиняных табличек, каменных стел, научных статей, учебных курсов, личная переписка ученых, архивные сведения и т.д. Проблемами их истолкования и классификации занимается специальная научная дисциплина - источниковедение.

В ходе историко-биографического и историко-научного исследования субъект всегда имеет дело с научным или научно-философским текстом. Придание историческому тексту четкого смысла, означающее его интерпретацию или истолкование - сложный мыслительный процесс. Исследователь должен отразить как внутреннее содержание - авторскую концепцию, "систему" мыслителя, абстрагировавшись от прошедшей в последующем эволюции исследуемой системы или учения, так и внешнюю - историческую, выходящую за рамки трудов автора историческую традицию, включая его предшественников. Таким образом реализуется один из методологических принципов - историческое и логическое. Кроме того, в XX в. сформировался особый вид интерпретаций, связанный с социальными, экономическими, политическими институтами, религией, литературой, искусством.

При рассмотрении развития понятия, теории важно учитывать не только факты, но и причины их возникновения, законы, логику развития. Характерной чертой многих исследований является охват знания как целостной, исторически развивающейся системы, для этой цели обычно вводят периодизацию истории объекта.

Наука - это совокупность знаний о закономерностях развития природы, общества, мышления, а также отдельная отрасль этих знаний. Наука представляет собой не только совокупность накопленных знаний, но и деятельность по получению новых, ранее не существовавших знаний.

В качестве особенностей науки как формы познания окружающей действительности выделяют следующие:

− наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов;

− наука оперирует специфическими методами и формами, инструментарием исследования;

− для научного познания характерны планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования;

− наука располагает специфическими способами обоснования истинности знаний.

Основой науки как процесса является научно- исследовательская деятельность. При этом целью любого научного исследования является всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления, их структуры, связей и отношений на основе разработанных принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику результатов исследований.

Важнейшими особенностями научных исследований являются:

− вероятностный характер результатов;

− уникальность, ограничивающая возможность использования типовых методов решений;

− сложность и комплексность,

− масштабность и трудоемкость, основанные на необходимости изучения значительного количества объектов и экспериментальной проверке полученных результатов;

−связь исследований с практикой, усиливающаяся по мере становления науки в качестве основной производительной силы общества.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или виртуальная система. Предмет-это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т.д.

Наука является основным фактором обеспечения конкурентоспособности продукции и престижа страны на мировом рынке, ведущим звеном развития любой деятельности. Поэтому ведущие страны мира уделяют значительное внимание научно-исследовательской деятельности, затрачивая на это значительные средства.

Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством, по степени важности для экономики, по целевому назначению, по источникам финансирования, по длительности проведения.

По уровню связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин и конструкций, на повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.


По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальнее, прикладные и поисковые,

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений, свойств, закономерностей и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью, неопределенности.

Поисковые исследования создаются на основе уже имеющихся теоретических исследований и направлены на установление факторов, влияющих на объект, определение возможных путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

В результате проведения фундаментальных и поисковых исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в отраслях народного хозяйства, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов для прикладных исследований.

Прикладные исследования направлены на определение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Их основная цель - определение возможных путей использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, социальное, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной последующей детализацией.

Одной из важнейших особенностей научного познания является его организованность и использование конкретных методов исследования. Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической деятельности исследователей. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей-особой дисциплины - методологии исследования. В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

− эмпирический (наблюдение и эксперимент, группировка, классификация и описание результатов эксперимента);

− теоретический (построение и развитие научных гипотез и теорий, формулирование законов и выделение из них логических следствий, сопоставление различных гипотез и теорий).

Уровни научного познания различаются по ряду параметров: по предмету исследования (эмпирическое исследование ориентировано на явления, теоретическое - на сущность), по средствам и инструментам познания, по методам исследования, по, характеру добытых знаний (в первом случае это эмпирические факты, классификации, эмпирические законы, во втором - законы, раскрытие существенных связей, теории). При этом оба вида исследования органически взаимосвязаны в целостной структуре научного исследования.

Значительный объем научных исследований в стране выполняется высшими учебными заведениями. С этой целью к выполнению научных исследований широко привлекается профессорско-преподавательский состав вузов, составляющий основное научное ядро высшей школы. Выполнение научных исследований включается в индивидуальный план каждого преподавателя.

В вузах, обеспечивающих высокую эффективность научных исследований по актуальным для развития науки направлениям, организуются научные учреждения - проблемные научно-исследовательские лаборатории. Для проблемных лабораторий выделяются специальные составы научных и научно-технических сотрудников.

На кафедрах, в проблемных лабораториях разрабатываются в основном фундаментальные и поисковые темы. Прикладные исследования выполняются профессорами и преподавателями, как правило, в дополнительное рабочее время (сверх шестичасового рабочего дня) с дополнительной оплатой на основе хозяйственных договоров с организациями и предприятиями отраслевых министерств и ведомств. Для выполнения хоздоговорных исследований кафедры имеют право в установленных пределах привлекать дополнительных штатных работников, на условиях совместительства учебно-вспомогательный персонал, аспирантов и студентов. Для организации хоздоговорных научных исследований в вузах создается система управления, называемая Научно-исследовательским сектором (НИС), осуществляющий контроль за своевременностью и качеством выполняемых исследований, правильностью финансовых расчетов. Эффективность проводимых в вузах исследований обусловливается наличием в их составе ученых и специалистов различного профиля, что создает особо благоприятные условия для выполнения комплексных научных разработок, обеспечивает мобильность научных коллективов.

Концентрация научных исследований на кафедрах, в научных учреждениях вузов под руководством высококвалифицированных ученых с одновременной подготовкой научной смены через аспирантуру, возможностью отбора и оставления в вузах наиболее талантливых выпускников, создает благоприятные условия для формирования в вузах научных школ, имеющих высокий научных авторитет в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Основной задачей высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов всесторонне развитых, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать идейный, теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в ускорении научно-технического прогресса. В этих целях в высшей школе постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы путем интеграции науки, образования и производства, оперативного и гибкого обновления содержания учебного материала.

Существует три уровня организации НИР в народном хозяйстве: академии наук, вузы и научно-производственные комплексы.

Под научно-производственными комплексами (НПК) понимается хозяйственное объединение, включающее научно-технические и производственные организации, способные осуществить комплексные научно-технические программы и несущие ответственность перед обществом за научно-технический уровень соответствующей области исследований или отрасли производства

Академические и вузовские организации развивают фундаментальные исследования по важнейшим направлениям естественных, технических и общественных наук, создают теоретические основы для принципиально новых видов техники и технологии, революционизирующих общественное производство, а также проводят с участием научно-производственных комплексов поисковые и высокоэффективные прикладные НИОКР отраслевого и межотраслевого характера.

Основная часть вузовской науки занимает промежуточное положение между материальным производством и непроизводственной сферой, занимаясь учебно-методическими разработками, фундаментальными и прикладными исследованиями.

Существуют структурные несоответствия между научным потенциалом страны и социальным заказом на его продукцию. Вхождение российской экономики в мировой рынок резко обострило конкуренцию и проблему качества НИОКР. Проектная и особенно конструкторская база науки отстает от ее потребностей.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ - технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.

Можно выделить следующие этапы научного исследования:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над рукописью и её оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.

Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).

Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций, и предложений.

Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок.

Житейски-эмпирическое, диагностическое и научное познание

Научное исследование - это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного (житейски-эмпирического) познания, oт диагностики и от познания в искусстве.

Для научного познания характерны следующие отличительные особенности:

/. Наличие специальных методов исследования. Это, пожалуй, основной признак научного исследования. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности - научном методе.

2. Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

3. Воспроизводимость полученных результатов, означающая возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

4. Новизна получаемых результатов. Под новизной результатов понимается новизна не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а новизна для общества. Иначе говоря, висследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны. Этим научное исследование отличается от диагностического обследования. Сходство между эти-ми двумя видами деятельности в том, что и там, и здесь реализует-ся акт познания. Однако цели его различны: целью исследования, как уже отмечалось, является получение нового знания. Целью диагностики, или распознавании, является определение состояния обследуемого с точки зрения имеющегося знания.

5. Демократичность. Сопоставляя познание в науке и искусстве по этому признаку, можно сказать, что наука демократична, а искусство элитарно. Демократичность науки проявляется в том, что знание об установленных фактах или закономерностях всегда получает описание с помощью формально логических средств, поэтому его принципиально можно передать другому человеку, и. соответственно, это знание он может понять. В искусстве тоже есть формально логический компонент, который подлежит трансляции. Однако при обучении искусству всегда остается то, что зависит от индивидуальных особенностей и опыта человека, воспринимающего или создающего произведение искусства.

Тема 2. Понятийный аппарат научного исследования

Научная работа выполняется в виде реферата, курсового проекта, дипломного проекта, включающего наряду с другими разделами теоретическую (рекомендательную) часть и экономическое обоснование. Работа должна носить завершенный характер: иметь внутреннюю логику, содержать постановку и грамотное решение задач управления, оценку результативности и дальнейшие положения по их использованию. Научная работа должна основываться на собственных разработках автора, полученных им оригинальных решениях и рекомендациях.

Новыми решениями могут быть: диагностический анализ и вытекающие из него рекомендации, постановка задачи управления, математическая модель процесса, программные средства для решения управленческой задачи, разработка технологии управления, предложения по изменению структуры организации, новая организация производственного процесса, новая система мотивации или концепция управления производительностью, перестановка людей в соответствии с их интересами и особенностями и т.д. Все решения, выводы, результаты должны быть обоснованы путем логического анализа, расчетов, применением апробированных методик, расчетами потенциального эффекта.

Дипломный проект - самостоятельная творческая работа слушателя, необходимо придерживаться приведенной ниже структуры:

Титульный лист;

Основная текстовая часть;

Заключение;

Терминология;

Список использованной литературы;

Приложения.

Методология научного исследования - это наука о научных способах отражения и исследования каких-либо процессов, областей деятельности человека.

Методология - это наука о научном познании мира с помощью научного инструментария т.е методов исследования

Исследование это изучение какой-либо области или вопроса (задачи) с помощью подобранных приемов и методов исследования.

Метод - это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, а так же совокупность приемов или операций познания действительности.

Прием - это часть метода.

Приемы, как и методы, могут быть разнообразны, и от умения ими пользоваться зависит результат и успех исследования.

Метод отражает то или иное действие, способ, знание методов, а так же приемов, умение использовать их на практике определяет профессионализм.

Для выполнения исследования необходимо сначала выбрать его направление (например: управление в маркетинге; учетная политика)

В исследовании тема рассматривается как система.

Любая система характеризуется структурой.

Структура содержит элементы.

Система может быть сложной и простой.

Простая система может состоять только из элементов.

При формулировании темы система состоит из четырех элементов:

2) Сфера производства (деятельности) (например: строительное предприятие) т.е. указывается сфера промышленности;

3) Продукция производства (например: иногда продукция производства на сферу деятельности предприятия);

4) Экономические условия (например: в условиях внедрениях внедрения новейших информационных технологий).

Например, Тема: Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели в условиях внедрения новейших технологий.

Примеры в их развитии:

1. Управление предприятием «-»;

2. Эффективность управления предприятием «-»;

3. Эффективность управления строительным предприятием «-»;

4. Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели «-»;

5. Эффективность управления строительным предприятием по производству мебели в условиях внедрения новейших технологий «+».

Варианты формулирования темы:

1. Эффективность управления строительным производством по выпуску мебели в условиях обновления технологий;

2. Совершенствование управления производственным предприятием по выпуску мебели в условиях обновления технологий;

3. Совершенствование управления производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

4. Совершенствование управления экономикой строительного производства по выпуску мебели в условиях использования инновационных технологий;

5. Эффективность управления инновациями в производстве мебели;

6. Основные направления повышения эффективности развития экономики производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

7. Пути совершенствования производства мебели в условиях внедрения современных технологий;

8. Совершенствование экономики автотранспортного предприятия в условиях обновления технопарка;

9. Эффективность управления коммерческим банком в условиях валютного кризиса.

10.Совершенствование управления кредитным подразделением банка в условиях роста цен на недвижимость.

Структура исследования

Структура исследования раскрывается в введении (с третьей страницы - после содержания: главы и параграфы)

Структура введения состоит из 14-ти элементов, каждый начинается с красной строки:

1. Актуальность;

2. Теоретическое исследование;

3. Цель исследования;

4. Объект исследования;

5. Предмет исследования;

6. Гипотеза исследования (с условиями);

7. Задачи исследования (определяются условиями);

8. Методологическая основа исследования;

9. Методы исследования;

10. Противоречие; 11.Проблема;

13.Новизна исследования;

14.Практическая значимость;

Последовательность изложения этих элементов исследования нарушать нельзя (т.к. в ней заложена определенная логика рассуждений).

Структура:

1. Актуальность.

Раскрывается с помощью 3-4 аспектов:

Экономического;

Социально-экономического;

Социального;

Правового.

В зависимости от направленности исследования выбирается совокупность тех или иных аспектов. Тема выражает суть проблемы и направлена на ее решение. При формирование темы необходимо помнить, что работа должна быть выполнена на актуальную проблемную тему; выполнение которой и полученные результаты могли бы быть направлены на внедрение в практику. Профессионализм исследования определяется уже с первых строк выполненной работы. Актуальность должна быть изложена очень лаконично не более 1-1,5 страницы.

2. Теоретическое исследование.

Это анализ литературы, тех научных трудов, в которых изложены исследования авторов т.е. тех ученых, которые работали в направлении выбранного исследования курсовой работы. При выполнении теоретического исследования изучаются и уточняются знания в той или иной области, которые изложены, изучены авторами или рядом авторов в конкретных работах. Что бы выполнить исследование по выбранной теме, необходимо знать, что уже исследовано, какие выводы сделаны. В процессе проведения теоретического исследования автор может сделать некоторые обобщения, структурирование знаний. При проведении теоретического исследования обязательным является указание наименования работы и автора, выполнение сносок и ссылок. Не допускается плагиат (плагиат - умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений). Текст в процессе анализа должен перерабатываться автором, выполняющим исследование. Необходимо тщательно проанализировать, обобщить, систематизировать, конкретизировать выбранную область знаний, выделив при этом самые главные и важные исследования с указанием авторов. Обязательно проанализировать современные исследования, проблемы, вопросы, изложенные в научных, научно-популярных изданиях, а так же журналах, газетах т.е необходимо владеть современной информацией.

Список литературы:

1. Нормативно-правовая;

2. Научная литература;

3. Профессиональная и специальная литература;

4. Научная и научно-популярная литература, периодические издания...;

5. Профессиональные словари;

6. Словари синонимов (помогают уточнить профессиональный термин, придать ему определенную окраску или направление);

7. Толковый словарь русского языка;

8. Энциклопедии;

9. Интернет-ресурсы.

3. Цель исследования.

Цель исследования всегда конкретна, цель всегда одна. Цель направлена на выявление и раскрытие практических задач на основе теоретических знаний. В цели формулируется выявление самого важного, главного, с помощью чего можно добиться совершенствование, повышение эффективности (необходимо указать сферу производства, продукцию и экономические условия производства). Она может быть как узконаправленной, так и более широкой. Цель является одной из важнейших задач исследования. Ключевые слова для формулирования цели: определить, выявить, найти, поиск, разработать. Если используется термин «разработка», то обязательно нужно указать для чего именно нужна разработка. Это могут быть эффективные методы, методики, условия, факторы, особенности, механизмы. Генезис (происхождение) цели - из темы, актуальности, проблемы и принципа целеполагания (можно полагать цель, устанавливать самостоятельно на основе темы, актуальности, теоретического исследования).

Например: Целью исследования является определение путей повышения эффективности управления производством…

4. Объект исследования.

Это направленность исследования (1-й элемент темы). Объектом, как правило, являются деятельность фирмы, предприятия или система деятельности (система менеджмента, маркетинга). Виды деятельности, которые осуществляет предприятие:

Экономическая;

Финансово-экономическая;

Финансовая;

Финансово-хозяйственная;

Хозяйственная;

Управленческая;

Маркетинговая;

Благотворительная, образовательная, общественная, политическая и т.д.

Если в объекте рассматривается система, то обязательно должна быть раскрыта структура ее функционирования.

Любая система характеризуется структурой и элементами, а поэтому когда объектом является система, то необходимо рассмотреть и определить функциональность этой структуры, полноту, недостаточность, связи и взаимосвязи, с целью повышения эффективности этой системы.

5. Предмет исследования.

Это сторона объекта исследования или его часть, т.е. когда мы рассматриваем (исследуем) какой-либо вид деятельности предприятия, то в предмете исследуется процесс деятельности или какая-то часть этой деятельности. Предметом исследования могут быть как условия развития, организационный механизм. Предметом исследования может быть процесс деятельности, может рассматриваться часть процесса деятельности.(например, технология – последовательный процесс изготовления (создания, развития, управления) чего-либо. Если объект – это деятельность, то предметом может выступать процесс этой деятельности (например, стройка – объект, чем строят - предмет). Если тема – система, то объектом исследования является система управления , а предметом исследования является процесс разработки, определение элементов этой системы (структуры и содержание). Это же относится и к системе.

6. Гипотеза исследования.

Это теоретическая форма открытия истины, научное предположение. Оно (предположение) включает в себя и указывает условия и пути повышения эффективности той или иной деятельности. Гипотеза формируется из темы, далее формируются условия гипотезы. В гипотезе должен быть сформирован предполагаемый результат работы, то, что установлено данным исследованием, что будет доказано данной работой. Когда профессионально формулируется гипотеза, то это означает обязательное наличие в гипотезе условий (положений) т.е тех экономических, социально-экономических, правовых... условий с помощью выполнения и решения которых будет достигнута цель исследования. Условия гипотезы связаны с теми аспектами, которые раскрываются в «Актуальности». Формулирование гипотезы начинается следующим образом:

Например: Рабочей гипотезой данного исследования является следующее предположение. Эффективность управления производством строительных материалов в условиях повышения качества продукции будет достигаться, если:

- у процессе управления учитываются проблемы производства строительных материалов(указать какие проблемы);

- процесс управления организуется в условиях применения современных методов организации труда (указать методы);

- применяются экологически чистые материалы (указать какие);

-организация труда осуществляется на основе требований НОТ (научная организация труда) (указать какие).

Условий гипотезы может быть, 2-е, 3-и, 4-е (по количеству). Ключевые слова: применение…, осуществление…, использование …, внедрение…., введение…

7. Задачи исследования.

Вытекают и формулируются из гипотезы, а конкретно из условий гипотезы, в той же последовательности. Ключевые слова:

Определить;

Выявить;

Установить;

Разработать;

Уточнить (теоретическую базу, основу. Если будут изменения в теоретической базе);

Проанализировать (для чего? Эта задача бывает редко).

Например: Из гипотезы вытекают задачи исследования:

1. Определить содержание производственного процесса, основанного на применении передовой техники и технологии

2. Выявить проблемы производства строительных материалов.

3. Установить современные методы организации труда.

4. Установить перечень применяемых экологически чистых материалов;

5. Установить условия научной организации труда.

8. Методологическая основа исследования

Это экономические теории, подходы, аспекты, принципы, положения. Когда определены задачи исследования, формируется методологическая основа исследования: это теоретические положения, концепции, решения. Они являются основополагающими для проведения исследования по конкретной теме, при этом обязательно дается формулировка теории с указанием автора или авторов. Умение сформулировать методологическую основу исследования определяет уровень профессионализма. Именно от заложенной в основу исследования теории или подхода (грамотно, профессионально) зависит успех выполнения исследования, т.к. это связано в свою очередь с выдвигаемыми условиями гипотезы, а значит и задачами.

9. Методы исследования.

Это научный инструментарий, с помощью которого проводится исследование.

Методы подразделяются на:

Общенаучные;

Профессиональные, специальные.

Общенаучные:

Анализ и синтез;

Дедуктивный;

Индуктивный....

Обобщение;

Сравнение;

Конкретизация;

Систематизация;

Объяснение;

Демонстрация;

Эксперимент

Прием - часть метода:

Наблюдение;

Статистическая обработка данных;

Хронометраж;

Профессиональные и специальные методы связаны с изучением профессиональных и специальных дисциплин. Их необходимо знать для проведения исследований, так как любой метод означает действие.

Специальные:

Методы изучения документов

Методы социологических исследований управления

Метод экспериментирования «Деловая игра»

Метод тестирования

Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления

Метод исследования взаимодействия факторов

Профессиональные:

Экономический эксперимент;

Метод экономического анализа;

Метод ФИФО...

С метода исследования начинается «красная строка», т.к метод означает действие, а значит это действие при изложении необходимо объяснять и описывать. Именно использование методов исследования позволяет на основании анализа и обобщения литературы и чужого опыта сделать авторской (пример: анализ работы автора подтверждает утверждение « » ).

10. Противоречия.

Это несоответствие теории практике функционирования изучаемого объекта. Противоречие определяется на основе анализа теории и анализа практики, опыта функционирования в той или иной деятельности.

11. Проблема.

Проблема формируется из противоречия. Определяет более узкий круг профессионально исследуемых вопросов по теме. Проблема - это профессиональный круг рассматриваемых вопросов, позволяющий более детально решать конкретные задачи. Проблема заключается в поиске оптимальных условий, методов, механизма для совершенствования. Проблема определяет выбор темы и позволяет и позволяет ее конкретно сформулировать, то есть всеми предыдущими рассуждениями обосновывается и доказывается верность и актуальность выбора темы исследования.

12.Тема.

Тема вытекает (определяется проблемой) из проблемы (то есть мы ее – тему доказали). Это конкретизированная формулировка предварительного исследования вопросов, определенных проблемой, т.е тема формулируется из проблемы, уточняется, подтверждается. При выборе темы следует руководствоваться актуальностью проблемы, наличием специальной научной литературы, возможностью получения конкретных статистических и практических данных, что подтверждается заказом на разработку с производства.

13.Новизна исследования.

Новизна исследования заключается в обосновании результатов исследования с объяснением условий гипотезы, т.е доказательством выдвинутых условий, путей повышения эффективности.

13.Практическая значимость - это ответ на научно поставленные задачи исследования, а также формулировании выводов, предложений, рекомендаций. В практической значимости анализируются и обобщаются результаты; даются конкретные практические рекомендации.

Например: Эффективность управления маркетингом на строительном производстве по выпуску мебели в условиях внедрения новейших технологий.

Введение………………….…………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы управления маркетингом

1.1 Сущность и принципы управления маркетингом.........................

1.2 Методы управления маркетингом на предприятии........................

1.3 Практика (опыт) эффективного управления маркетингом на предприятиях по производству мебели...........................................

Глава II. Пути повышения эффективности маркетинговой деятельности в управлении строительным производством по производству мебели.

2.2 Особенности маркетинговой деятельности в производстве мебели на современном рынке сбыта................................................................

2.3 Экономические факторы, влияющие на эффективность маркетинга в производстве и сбыте мебельной продукции...................................

2.4 Методы совершенствования управления маркетингом производственного предприятия по выпуску мебели......................................................

Заключение...................................................................................

Терминология.................................................................................................

Список литературы..........................................................................................

Приложения....................................................................................................

В разделах следует придерживаться следующей структуры.

Во "Введении" следует обосновать актуальность темы для данного предприятия, теоретическое исследование (с указанием имен авторов и литературы), цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, методы, противоречие, проблемность, тема, новизна, практическую значимость.

В основной текстовой части должны быть указаны как минимум три части: теоретико-методологическая, описание предприятия и поиск в нем положений менеджмента, нуждающихся в теоретико-практическом применении. Во второй главе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме), и в третьей главе должно быть обоснование практической, информационной, компьютерной базы исследования данной проблемы и необходимости ее дальнейшего исследования. В этой главе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии. Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация. Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.

В "Заключении" должны быть основные выводы, предложения, рекомендации по каждой главе и их практическое применение.

Методы организации научной работы

Знание методики и методологии организации научной работы дает возможность:

правильно составить план научной работы (курсовой работы, дипломной и т.п.).

правильно построить все части научной работы, чтобы все части служили обоснованию результата:

выбрать тему;

сформулировать цель (задачу);

оптимально написать "Введение";

рассредоточить материал по разделам (главам, параграфам и т.п.) и дать им заглавия;

сделать заключение, т.е. подвести итоги обоснования результата.

Для методологии науки целесообразно рассмотрение научной работы как частного случая вопросно-ответного мышления:

заглавие всей работы представляется как основной вопрос научной работы;

заглавия разделов работы - как вспомогательные вопросы;

распределение материала всей работы на подразделы означает сведение вопроса к вспомогательным вопросам;

ограничение сведения подразделами низшего уровня является достижением в сведении вопросов, являющихся правильными вспомогательными вопросами;

основной результат рассматривается как ответ на основной вопрос;

вспомогательные результаты - как ответы на вспомогательные вопросы;

обоснование результатов - как обоснование ответов на основе принятых предпосылок и ответов на вопросы более низкого уровня.

Организация научной работы состоит в правильном (удовлетворяющем обоснование результата) разбиении ее на части и установлении такого построения этих частей и их взаимосвязи, чтобы достигалась основная методологическая задача - обоснование основного результата научной работы. Частями научной работы являются:

название темы;

постановка цели (задачи);

введение;

заключение.

Основное методологическое правило организации научной работы: все части должны быть так связаны между собой, чтобы каждая из них прямо или опосредованно детерминировалась основным результатом и отвечала задаче его обоснования. Короче говоря, результат определяет специфику каждой из частей научной работы. Поэтому без знания результата бессмысленно пытаться оценить качество какой-либо из этих частей, судить о ее приемлемости или неприемлемости.

Таким образом, научная работа в методологическом аспекте - это интеррогативная система, все части которой и их соотношения выразимы в терминах интеррогативного язык, например, таких как термин, вопрос, основной и вспомогательный вопрос, корректный вопрос, ответ, редукция (сведение) вопроса, дедукция (выведение) ответа .

Методологические требования к результату научной работы :

Результат должен быть конкретным суждением.

Это, во-первых, означает, что результат должен быть утвердительным предложением, в котором что-то и о чем-то должно утверждаться. Значит, надо четко представить, о чем идет речь, и что об этом объекте утверждается. Ясно, что в таком случае основные термины утверждения должны быть явно и ясно определены. Результат не может быть выражен словосочетанием или вопросительным предложением. Однако именно такая ошибка допускается.

Например, выражение "причинность в объективной действительности" не может считаться результатом, ибо в нем ничто и ни о чем не утверждается. Это словосочетание. Оно может выражать вопрос, если выполняет функцию заглавия, но не может выражать результат. Результатом в этом случае может быть выражение типа "причинностью в объективной действительности является то-то и то-то". Это уже утверждение, которое может быть истинным или ложным.

Истинность результата должна быть обоснованной . Основная задача научной работы и состоит в обосновании истинности результата исследования.

В курсовых, дипломных работах, научных статьях и монографиях должна быть показана новизна и актуальность результата.

А. Методологические требования к заглавию

Как мы уже говорили, заглавие научной работы - это ее основной вопрос. Заглавия разделов работы - вспомогательные вопросы. Низший уровень заглавий, полученных сведением основного вопроса работы - вспомогательные корректные вопросы. Основная методологическая проблема заглавия - как методологически правильно его сформулировать.

При решении этой проблемы следует руководствоваться следующим методологическим требованием: заглавие должно выражать (словосочетанием или предложением какой-либо грамматической категории) вопрос, ответом на который должен быть основной результат научной работы. Отсюда следует, что заглавие должно существенно определяться основным результатом. При этом могут учитываться и другие (несущественные, но желательные) дополнительные требования: краткость, употребление возможно более понятных терминов, правильная стилистика и т.п.

Ради краткости написания заглавий выработался даже специальный язык заглавий. При написании заглавия мы как бы переводим выражения обычного языка на язык заглавий. Никаких строгих предписаний здесь нет, но все-таки определенными стандартами ("штампами") следует руководствоваться. Один пример мы уже приводили: там, где надо выразить взаимосвязь, пишем слово "и ". Другой пример: там, где надо выразить необходимые условия для возникновения или существования явления, пишется слово "значение". Правда, иногда авторы употребляют слово " значение " не вместо слова "необходимые условия", а вместо "произвольные условия". Это дезориентирует реципиента, работа теряет научный смысл. Что-то для чего-то всегда имеет хоть какое-то значение, хотя бы и самое несущественное, чему научная работа не может быть посвящена.

Чтобы заглавие адекватно выражало основной вопрос, необходимо, чтобы в нем достаточно ясно было распознаваемо ключевое слово вопроса. Для этого данное слово надо стараться поставить в заглавии на первое место. Поясним сказанное на следующем примере:

Пусть основным результатом исследования в области гносеологии науки является тезис о том, что принципы относительности и плюрализма истинности в познании необходимы для решения методологических проблем соизмеримости теорий, истинности несовместимых теорий, обоснования и применимости теорий и т.п. Об этом мы будем рассуждать в главе III .

На основе полученного результата можно так сформулировать основной вопрос работы: "Какова необходимость применения гносеологических принципов для решения указанных методологических проблем научного познания?"

На базе этого вопроса, учитывая дополнительные требования, можно дать следующее заглавие нашей работе "Значение теории познания для методологии науки". Ясно, что некоторой информацией, содержащейся в вопросе, мы пренебрегли во имя краткости и правильной стилистики заглавия. Однако эти потери можно восстановить при формулировании цели работы.

Б. Методологические требования к постановке цели научной работы

Постановка цели (задачи) научной работы является конкретизацией основного вопроса этой работы, обязанной дать представление реципиенту о конкретных проблемах, которые будут решены для получения основного результата (ответа на основной вопрос).

Например, цель работы "Значение теории познания для методологии науки" можно сформулировать так: показать

а) необходимость принципов относительности и плюрализма истинности для решения проблем существования логических отношений теорий и проблемы их поаспектного сравнения;

б) необходимость принципов относительности и плюрализма истинности для решения проблемы области применимости теории и т.д.

Таким образом, постановка цели дает реципиенту более конкретное, чем заглавие, представление о том, в чем будут состоять конкретные результаты работы, которые в общем виде очерчены заглавием. Поэтомуметод постановки цели состоит в сведении основного вопроса, выраженного заглавием, к наиболее общим корректным вспомогательным вопросам работы. В результате постановка цели восстанавливает потерянную при формулировке заглавия информацию и даже добавляет новую, более конкретизирующую основной результат работы.

При постановке цели следует:

Избегать подмены цели научной работы, которая является целью получения результатов, целью исследования . Целями исследования могут быть цели, не реализованные, не приведшие к результатам. Могут быть цели, хотя и приведшие к результатам, но результатам, не имеющим значения и т.д. Конечно, в процессе исследования автор может ставить разные цели, но они могут быть весьма далеки от цели научной работы как результата этого исследования. Поэтому при постановке цели научной работы нельзя писать: цель работы состоит в том, чтобы исследовать то-то и то-то. Не исследовать, а обосновывать конкретные результаты, которые должны быть явно перечислены.

Избегать подмены цели работы другими целями, связанными с этой работой, например, целью применения ее результатов . Цель работы состоит в обосновании определенных результатов. Где и как эти результаты могут быть применены - это уже другой вопрос. Если автор в работе ставит целью применение некоторых результатов, то тогда необходимо менять и заглавие, и содержание работы, предназначенной для получения этих результатов, и снова не подменять цель этой новой работы другими целями.

В. Методологические требования к содержанию научной работы

Содержание научной работы представляет обоснование ответа на основной вопрос. Это обоснование складывается из предварительных условий обоснования (введение), основного содержания обоснования (основное содержание научной работы) и подытоживающего итога обоснования (заключение работы). Рассмотрим методологические требования применительно к каждой из этих частей научной работы.

В1. Методологические требования к введению в научную работу

Введение в научную работу есть изложение основных для всей работы определений терминов и основных условий и ограничений, принимаемых при постановке основного вопроса и обосновании основного результата. Основное методологическое требование к введению состоит в том, чтобы основные понятия были выбраны соответственно поставленной в работе задачи, а ограничения были адекватны области, в которой результаты могут претендовать на истинность.

Например, во введении в данную работу мы определили, прежде всего, термин "методология" в смысле практической методологии, ибо именно в этом своем значении он нам необходим на протяжении всей работы. В других работах термин "методология" употребляется в иных смыслах (частнонаучная методология, чисто теоретическая методология, даже метаметодология). Так как основным результатом данной работы являются методы решения проблем общей практической методологии, то мы сразу же оговорили именно эту область применимости излагаемых методов. На другие области мы не претендуем. Если же где-то помимо указанной области эти методы применимы, то тем лучше.

Как мы говорили, каждый раздел научной работы есть тоже научная работа. Поэтому кроме введения ко всей работе должны быть введения и к разделам научной работы, допустим, к главам, параграфам, пунктам. Но, как правило, такие введения в самостоятельные разделы не выделяются и состоят просто из определений понятий, необходимых для данного раздела.

Оговариваемые во введении условия могут касаться места и времени рассмотрения объекта исследования, аспекта, в котором этот объект существенен, предпосылок (в том числе и идеализаций) его рассмотрения и т.п.

Во введении можно указать и результаты предшественников, в основном для сравнения с результатами, которые автор данного сочинения считает им полученными и превосходящими результаты своих коллег. Это подчеркивает новизну результатов научной работы самого автора.

Имеются различные основания классификации научных иссле- дований:(рис. 4.9).

Рис. 4.9.

Имеются несколько основных типов научных исследований по целевому назначению:

  • - фундаментальные,
  • - прикладные,
  • - разработки.

Основные направления фундаментальных исследований:

  • - разработка и развитие теоретических концепций науки,
  • - развитие научного статуса,
  • - развитие истории и методологии науки,
  • - получение принципиально новых знаний,
  • - дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний.

Резюмируя, укажем на, т.е. призваны разрешать на то, что фундаментальные исследования направлены на решение задач стратегического характера.

Основными признаками фундаментальных исследований являются:

  • теоретическая актуальность. Выявлены закономерности, принципы или факты, имеющие принципиально важное значение,
  • концептуальность и историзм,
  • осуществлён критический анализ научно несостоятельных положений,
  • использованы методики, являющиеся адекватными природе познаваемых объектов объективной действительности,
  • имеется новизна и научная достоверность полученных результатов.

Как правило, результаты фундаментальных исследований не находят прямого выхода в практику. Их задача - обогащение теории и методологии самой науки.

Практические задачи или теоретические вопросы практической направленности решают прикладные исследования:

  • - прикладные исследования связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.;
  • - прикладные исследования, как правило, являются логическим продолжением фундаментальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный характер;
  • - прикладные исследования решают оперативные задачи. Таким образом, они опираются на фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, а также помогают определить наиболее рациональную методику исследования;
  • - прикладные исследования предоставляют ценный материал для фундаментальных исследований;
  • - прикладные исследования имеют практическую ориентацию (направленность) и отчётливое целевое назначение;
  • - получение ожидаемых результатов от прикладных исследований имеет большую вероятность (80-90%).

Прикладные исследования характеризуются следующими признаками:

  • они приближены к актуальным запросам практики,
  • их характеризует сравнительная ограниченность выборки исследования,
  • они оперативны в проведении и внедрении результатов и др.

Разработки - это использование результатов прикладных исследований:

  • - для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства (деятельности);
  • - для усовершенствования существующей техники и технологии;
  • - для непосредственного обслуживания практики.

Разработки опираются на прикладные исследования и передовой

опыт; результаты и продукты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства. Отличительные черты разработок:

  • ? целеустремленность,
  • ? конкретность,
  • ? определенность
  • ? (сравнительно) небольшой объем.

Различаются следующие источники финансирования научных исследований:

  • - бюджетные. Работы, финансируемые из средств бюджета Российской Федерации или бюджетов субъектов РФ;
  • - хоздоговорные. Работы, финансируемые организациями- заказниками по хозяйственным договорам;
  • - нефинансируемые. Работы, выполняемые по инициативе учёного, индивидуальному плану преподавателя.

Различаются следующие сроки проведения научных исследований:

  • 1) долгосрочные;
  • 2) краткосрочные;
  • 3) экспресс-исследования.

Различаются следующие виды исследований по характеру решаемых задач:

  • - обзорно-аналитические,
  • - обзорно-критические,
  • - теоретические,
  • - методические,
  • - описательно-эмпирические,
  • - объяснительно-эмпирические,
  • - экспериментальные.

Обзорно-аналитическое изучение (ОАИ). Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ. Данное изучение является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования. К данному виду исследования обычно предъявляются следующие основные требования".

  • - соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;
  • - полнота списка изученной литературы;
  • - глубина проработки литературных источников;
  • - систематичность изложения имеющихся данных;
  • - краткость и точность формулировки выводов;
  • - грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется в виде реферата, статьи, параграфа или главы курсовой или магистерской работы.

Обзорно-критическое изучение (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования. К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования".

  • - аргументированность критики;
  • - непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.

Результаты работы представляются в виде реферата, статьи, параграфа или отдельной главы курсовой или магистерской работы.

Теоретическое изучение (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу), то проводится теоретическое изучение. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) - это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое изучение может иметь и прикладной характер, если цель исследования - для конкретных областей туристской объективной действительности разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.

По своей структуре теоретическое изучение обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической части дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической - излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.

К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования :

  • - обоснованность выбора темы исследования (общественная, теоретическая и практическая значимость);
  • - четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);
  • - точность определения используемых понятий;
  • - логичность и смысловая стройность работы;
  • - оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного решения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).

Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.

Методическое изучение (МИ). Методическое изучение проводится в том случае, если перед студентом ставится задача - разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую методику. При этом, если создается диагностическая методика, то она должна:

  • 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам;
  • 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности;
  • 3) содержать описание цели и методики ее использования в практике, технологию обработки и интерпретации получаемых с ее помощью данных.

Если создается методика деятельности, то:

  • 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование;
  • 2) дано подробное описание того, как с помощью этой методики осуществляется деятельность;
  • 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа магистерской работы.

Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое изучение, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое изучение может быть описательным и объяснительным.

Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной объективной действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования - собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в практике туристской деятельности.

В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно- следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования - научное объяснение известных фактов.

К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования :

  • - адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;
  • - адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;
  • - правильный подбор методов обработки результатов исследования;
  • - краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).

Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, параграфа или его отдельной части курсовой или магистерской работы.

Экспериментальное изучение (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное изучение, которое, во- первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования".

  • - непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;
  • - обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;
  • - характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;
  • - четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.

Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое изучение не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (исследователь, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной объективной действительности (создает искусственную ситуацию), то такое изучение становится экспериментальным.